Библиографический список
1. Албегова И.Ф. Социология социальных проблем как инновационное научно-практическое направление исследования современного российского общества // Вестник социально-политических наук. - 2007. - Вып. 7. - С. 5-8.
2. Курочкина С.В. Причины участия студенческой молодежи во вторичной занятости // Шестьдесят седьмая всероссийская научно-техническая конференция студентов, магистрантов и аспирантов высших учебных заведений с международным участием. Ярославль. Ч. 2: тез. докл. - Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2014. - 376 с.
3. Курочкина С.В. Социальная политика в области занятости студентов (на примере ЯрГУ им.
П.Г. Демидова) // Россия в период трансформации / под ред. В.Н. Степанова. - Ярославль: РИО Академии МУБиНТ, 2014. - 120 с.
4. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 399 с.
5. Родионова А.В. Трудовая занятость студентов в контексте обучения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://teoria-practica.ru/-7-2011/sociology/rodionova.pdf (дата обращения 21.01.2014).
6. Хекхаузен Х Мотивация и деятельность. -СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. - 860 с
7. Шадриков В.Д. Введение в психологию: Мотивация поведения. - М.: Логос, 2003. - 210 с.
УДК 316.477
Змиевская Анастасия Александровна Курышева Ольга Васильевна
кандидат психологических наук, доцент Волгоградский государственный университет [email protected], [email protected]
ВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ДЕСТАНДАРТИЗАЦИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ
В СЕМЕЙНОЙ СФЕРЕ*
В статье рассматривается проблема дестандартизация жизненного пути, проявляющаяся в отклонении от нормативного культурного жизненного сценария. Указывается необходимость различения событийной/содержательной и временной дестандартизации жизненного пути. Под временной дестандартизацией жизненного пути понимается отклонение от принятых в обществе сроков реализации значимых жизненных событий, а также нарушение их последовательности. Обнаружено, что временная дестандартизация жизненного пути наиболее отчётливо проявляется в личной жизни, которая не подчиняется относительно жёстким нормам, принятым в обществе, и не регулируется социальными структурами в той же степени, что и профессиональная сфера. Рождение ребёнка является одним из самых значимых событий личной жизни, время реализации которого существенно влияет на качество опыта родительства, детско-родительских отношений, отношение родителя к жизни в целом. Выявлены значительные различия между «нормородящими», «молодыми» и «возрастными» родителями по различным параметрам, в том числе, по уровню психологического благополучия после рождения ребёнка, эмоциональной близости между родителем и ребёнком и др. Обосновываются актуальность и практическая значимость психологических исследований временных аспектов рождения ребёнка как значимого события жизненного пути родителя.
Ключевые слова: жизненный путь, дестандартизация жизненного пути, культурный жизненный сценарий, социально-возрастные нормы, жизненное событие, родительство, рождение ребёнка.
Жизненный путь личности всё чаще выступает в качестве предмета исследования социальных наук. Интерес к этому феномену продиктован многими факторами, но, на наш взгляд, главный из них - возможность целостно изучать явления в их взаимосвязи: жизнь личности и жизнь страны, жизнь матери и её взаимосвязь с жизнью ребёнка, конкретное жизненное событие и его влияние на жизнь личности в целом и пр. При этом круг исследуемых проблем в рамках методологии жизненного пути поистине широк: субъективная картина жизненного пути (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.А. Кроник, Е.И. Головаха), временные аспекты жизненного пути (К.А. Абульханова-Славская, Т.Н. Березина, В.И. Ковалёв), жизненные события и их взаимосвязи, биографические кризисы (А.А. Кроник, Е.И. Головаха, Р.А. Ахмеров), жизненный сцена-
рий (Н.В. Гришина, В.В. Нуркова, М.В. Днестровская, К.С. Михайлова), стратегии жизни (В.Н. Дружинин) и многие другие.
В зарубежной науке жизненный путь, в большей степени, является предметом изучения социологии, а типичные исследования в этой сфере касаются таких проблем, как социальные явления (рождаемость, миграция, безработица) в период экономических кризисов, сравнение жизненного пути разных возрастных когорт по параметру событийного содержания и его временной реализации, типичность и дестандартизация жизненного пути и др. J. Elder и H. Pallas определяют жизненный путь как последовательность событий и ролевых изменений (статусных переходов), которые происходят с человеком от его рождения до смерти [5, с. 4]. Важной характеристикой жизненного пути авторы считают время наступления значимых
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 14-06-00326.
© Змиевская A.A., Курышева О.В., 2015
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика Jií- № 4
S1
жизненных событий и их последовательность, что составляет содержание термина «timing», распространённого в современной зарубежной науке.
J. Elder и H. Pallas справедливо замечают, что временные аспекты жизненного пути оказываются значимыми для рассмотрения самого содержания жизни (жизненных событий и их взаимосвязей) [5, с. 6]. Так, одно и то же событие, произошедшее в разном возрасте, будет восприниматься человеком по-особому, и будет иметь особые последствия для дальнейшей жизни. Например, исследователями было установлено, что служба в армии в юном возрасте воспринимается легче и имеет более благоприятные последствия для жизни, чем служба в более позднем возрасте. Юноши приобретают психологическую устойчивость, опыт лидерства и социального взаимодействия, которого им не хватало. Тогда как мужчины старшего возраста, напротив, с трудом подчиняются жёсткой системе, имеют повышенный риск психологического срыва, и извлекают существенно меньше выгод от службы в армии.
Исследователями также обнаружено, что большинство людей имеют достаточно согласованные представления о времени возникновения значимых событий жизни и их последовательности (Б. Нью-гартен, В. Голдберг, Н. Шлоссберг, Р. Сеттерстейн, Дж. Хейгестад и др.). Понятийно этот феномен проявляется, в частности, в терминах «социальные часы» (В. Голдберг), «дедлайн» (Р. Сеттерстейн, Дж. Хейгестад), указывающих на важность попадания ключевых жизненных событий в нормативные сроки. По мнению некоторых исследователей, рассогласование с социальными часами провоцирует возникновение стресса, и связанные с ним трудности социальной адаптации.
Разделяемые обществом ожидания относительно времени и порядка типичныхсобытий жизненного пути, D. Berntsen и D. Rubin обозначили термином «культурный жизненный сценарий» [4, с. 28]. Авторы описывают несколько важных характеристик жизненного сценария, в том числе и сопряжённых со временем реализации событий жизни. В качестве основных можно перечислить следующие положения:
- жизненный сценарий представляет собой семантическое знание об ожиданиях в данной культуре относительно жизненных событий, а не форму индивидуальных воспоминаний об этих событиях;
- жизненный сценарий - это набор располагающихся на шкале времени событий;
- жизненный сценарий формирует иерархическую структуру событий, где существуют взаимосвязанные, расположенные в определённом порядке серии действий;
- содержанием жизненного сценария являются культурно значимые события и культурно санкционированное время их возникновения;
- в связи с тем, что жизненный сценарий отражает нормативный жизненный путь, жизненный сценарий не возникает из личного опыта человека, а транслируется с помощью традиций. Так, молодые люди, ещё не прожившие всю жизнь, уже осведомлены о том, какой жизненный сценарий «принят» в данной культуре;
- жизненный сценарий отражает идеализированный жизненный путь и отличается от реальной жизни содержанием преимущественно позитивных событий;
- жизненный сценарий отличается от реальной жизни тем, что большинство событий в нём относятся к определённому возрастному периоду (1530 лет) (они должны произойти в строго отведённое время) [12, с. 60-64]. Метафорически данный период жизни называется западными исследователями «час-пик», поскольку в этот относительно короткий отрезок времени человек должен успеть решить множество важных жизненных задач [7, с. 1321].
В отечественной психологии проблемой культурного жизненного сценария занимаются В.В. Нуркова, М.В. Днестровская, К.С. Михайлова, Н.В. Гришина, А.Р. Алюшева и другие. По результатам исследований установлено, что жизненный сценарий типичного россиянина имеет следующее содержание (в скобках указан средний желаемый возраст реализации данного события): посещение детского сада (3,5 года), поступление в школу (7 лет), первая влюбленность (13 лет), выпускной бал (16,7 лет), поступление в институт (17 лет), первая работа (20 лет), вступление в брак (23 года), рождение ребенка (25 лет) [3, с. 27].
Мы видим, что нормативные сроки реализации главных событий жизни хорошо представлены в сознании людей. Однако, исследователями отмечается растущая тенденция отклонения реального жизненного пути от жизненного сценария (или идеального жизненного пути личности, принятого в данной культуре). Это явление получило название «дестандартизации» жизненного пути. На наш взгляд, целесообразно говорить о содержательной/ событийной и временной дестандартизации. Первая характеризуется отклонениями в событийной структуре типичного жизненного пути. Так, например, социологи констатируют, что всё большее количество людей предпочитают «сожительство» до или вместо законного оформления отношений. Временная дестандартизация проявляется в отклонении от нормативных сроков реализации значимых событий жизни. Говоря о той же семейной сфере, можно увидеть существенный сдвиг таких событий как заключение брака и рождение ребёнка на более поздний возраст.
P. McDonald и A. Evans замечают, что дестан-дартизация жизненного пути особенно сильно проявляется именно в семейной сфере, посколь-
82
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Jij- 2015, Том 21
ку в ней нет ярко выраженного эффекта долженствования со стороны общества, она не сопряжена с «выживанием» (как, например, неизбежная необходимость работать и зарабатывать). В личной жизни современный человек оказывается гораздо свободнее в выборе желаемого, чем в жизни профессиональной [9, с. 11-12]. При этом, можно констатировать отклонения от стандартных сроков реализации значимых событий семейной сферы (заключение брака, рождение ребёнка) как на более ранний, так и на поздний сроки. И если, например, ранняя беременность носит, чаще всего, характер случайности, и не является результатом сознательно принятого решения юной девушки, то откладывание брака и рождения ребёнка на более поздний возраст, по-видимому, является осознанным выбором многих современных людей. Так, согласно данным «Демографического ежегодника России», в 1996 году средний возраст женщины, впервые родившей ребёнка, составлял 25 лет (этот показатель несколько ниже для представительниц сельского населения), в 2002 году - 26,1 год, в 2013 году - 28 лет [2]. Таким образом, мы можем наблюдать очевидную тенденцию к откладыванию рождения ребёнка на более поздний возраст.
При этом, интерес исследователей к проблеме возраста рождения ребёнка, в большей степени, проявляется по отношению к жизненному пути женщины, а не мужчины. Это объясняется тем, что, во-первых, именно женщина ответственна за вынашивание и рождение ребёнка, а во-вторых, традиционно мать проводит с ребёнком больше времени и больше участвует в жизни ребёнка, чем отец, и, можно сказать, что её жизненный путь в гораздо большей степени зависит от жизни ребёнка. Это можно увидеть хотя бы в том факте, что чаще всего именно женщина берёт декретный отпуск по уходу за ребёнком, и на это время её жизнь практически полностью сосредоточена на ребёнке.
M. Mills, R. Rindfuss и P. McDonald предприняли попытку проанализировать причины растущей тенденции к позднему рождению ребёнка. Как отмечают авторы, на данный момент уже накоплен достаточный массив информации, который позволяет озвучить следующие выводы. Прежде всего, женщине трудно совмещать роль матери и получать образование одновременно. После получения образования женщина должна обрести статус профессионала, прежде чем заводить ребёнка, поскольку молодые матери воспринимаются работодателями как «группа риска». Исследователи приводят статистически данные, согласно которым, женщины, рано родившие ребёнка, чаще всего оказываются безработными. Помимо этого, в большинстве стран молодая мать оказывается социально и экономически незащищённой, поскольку отсутствуют адекватные государственные программы поддержки матери и ребёнка. Наконец, не менее важный
фактор позднего рождения ребёнка - изменения в социальных практиках добрачного поведения. Распространение добрачного сожительства, большой свободы в выборе и смене партнёров, на самом деле усложняют поиск достойного человека, способного стать родителем [10, с. 854].
J.A. Holland исследовала значимость временной последовательности событий «влюблённость -брак - рождение ребёнка». Автор также замечает, что современные тенденции к размыванию социальных норм, регулирующих личную жизнь людей, приводит к некоторой редукции ценности семьи, и рождение ребёнка теперь может восприниматься некоторыми людьми как автономное событие, никак не связанное с любовными отношениями и законным оформлением брака. Однако J.A. Holland установила, что большая часть респондентов, всё-таки придерживается классических взглядов на последовательность событий личной жизни. При этом чаще всего она соблюдается женщинами с высшим образованием, тогда как малообразованные женщины чаще становятся матерями задолго до официального вступления в брак, либо вообще не считают создание семьи обязательным событием жизненного пути [6, с. 303-305].
J. Huinink и M. Kohli, рассматривая проблему возраста рождения первого ребёнка, отмечают, что наиболее удачное время для этого действительно существует, а его нарушение приводит к ряду негативных последствий. Так, с возрастом уменьшаются возможности встретить достойного партнёра для создания семьи; очевидны наиболее благоприятные периоды жизни, когда рождение ребёнка гармонично вписывается во все сферы жизни, не принося значительного ущерба получению образования или профессиональной сфере; наконец, существуют биологические ограничения для рождения детей, что особенно верно в отношении женщин. И если родить ребёнка слишком рано, велик риск остаться психологически и экономически зависимым от других людей, однако и чрезмерное откладывание этого события на поздний возраст может оказаться неудачным решением по выше указанным причинам [7, с. 1295-1314].
На принятие решения о времени рождении ребёнка может оказать влияние множество факторов. Прежде всего, это социальные нормы и ожидания, а также собственная биографическая ориентация на создание семьи или построение карьеры [7, с. 1316]. Также исследователи отмечают, что в случае, когда человек колеблется в принятии решения относительно рождения ребёнка, он становится чувствительным к аналогичным событиям среди ближайшего окружения. Так, рождение ребёнка в семьях друзей может стать толчком к принятию аналогичного решения в рамках своей жизни. Часто, откладывание рождения ребёнка связано со значительными разногласиями относительно же-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика Jii- № 4
83
лаемого времени рождения и количества детей, либо одновременным построением успешной карьеры обоими партнёрами [9; 11; 12].
Проблема «корректного» возраста рождения ребёнка стала настолько актуальной, что в 2001 году экономисты, основываясь на учении о человеческом капитале, создали специальную теорию. Она позволяет «рассчитать» наиболее удачный возраст рождения ребёнка в зависимости от ожиданий личности по поводу своего будущего в каждом возрастном периоде, а также с учётом того, какую цену он готов «заплатить» за реализацию своих ожиданий. Однако эта теоретическая модель оказалась трудно применимой к реальной жизни людей. Достаточно распространены случаи, когда ребёнок становится средством для сохранения брака, когда женщина решает родить и воспитывать ребёнка без отца - жизненные ситуации разнообразны, и каждый раз принятие решения основывается на ценностных ориентациях личности, социальных нормах и имеющихся ресурсах для будущего родительства [7, с. 1295-1297].
Между тем, исследователями накоплен достаточный массив данных о последствиях раннего и позднего рождения ребёнка. Так, рассматривая проблему беременности в подростковом возрасте, Т.О. Арчакова подчёркивает, что объективные возрастные характеристики подростка противоречат образу компетентного родителя, и рождение ребёнка, таким образом, становится очевидным ненормативным событием жизненного пути. Автор резюмирует опыт исследований проблемы подросткового материнства, перечисляя основные негативные аспекты этого феномена: девушки-подростки не способны эффективно планировать свою жизнь, демонстрируют заниженную самооценку и недостаточную мотивацию к обучению и освоению профессии, имеют большие шансы возникновения послеродовой депрессии, чувства вины перед близкими (особенно, матерью). Помимо этого, рождение ребёнка в подростковом возрасте приводит к изоляции от группы сверстников, общение с которыми является ведущей деятельностью в этом возрастном периоде [1].
Также обнаружены негативные моменты по отношению к ребёнку со стороны матери-подростка. В сравнении с матерями, родившими в «нормативное» время, юные девушки демонстрируют меньшую эмоциональную отзывчивость, чувствительность к ребёнку, меньший вербальный контакт с ним, поведение молодых матерей носит авторитарный характер, не стимулирующий развитие ребёнка. Матери-подростки в меньшей мере склонны соблюдать обязательные режимные моменты, чаще демонстрируют плохое обращение с ребёнком. Они ещё не в состоянии воспринимать ребёнка как автономного ценного человека [1].
По мнению M. Morris, более «возрастные» родители характеризуются высокой социальной адап-
тированностью, они имеют большой жизненный опыт, легче преодолевают трудности и переживают стресс, чем молодые родители. Однако, автор также указывает, что родители в зрелом возрасте уже не имеют того количества энергии, как в молодости, потому не могут активно участвовать в столь необходимых ребёнку подвижных играх и другой типично детской деятельности, чаще всего несколько гиперактивной. Важным негативным моментом также может стать психологическая дистанция с ребёнком, вызванная достаточно сильной разницей в возрастах [11, с. 58]. Тем не менее, многие исследователи сходятся во мнении, что позднее родительство можно назвать скорее удачным по параметру социально-психологического благополучия родителей и ребёнка, их взаимоотношений, но биологический фактор, связанный с повышенным риском болезни или летального исхода (во время родов) матери и ребёнка, безусловно, омрачает позитивную картину позднего родительства [8, с. 23-25].
Анализируя большой массив литературы по раннему и позднему рождению ребёнка, влиянию этого события на жизненный путь родителя, и, в первую очередь, женщины, можно обнаружить множество противоречий. При этом, данная проблема исследуется, в большей степени, зарубежными исследователями в рамках социологии жизненного пути и демографии. На наш взгляд, немаловажным является уточнение и дополнение имеющихся данных результатами психологических исследований, которые позволят создать своеобразный «портрет родителя»: в раннем, нормативном и позднем возрасте. В этот портрет, как представляется, должны включаться такие параметры как особенности самосознания личности в контексте родительства (образ «Я», субъективная картина жизненного пути и др.); специфика дет-ско-родительских отношений, стиля воспитания ребёнка в определённом возрасте; личностные особенности родителя и другие.
Таким образом, дестандартизация жизненного пути по параметру времени реализации значимых событий жизни является важной социальной и психологической проблемой. И если в социологии мы можем обнаружить достаточно большое количество работ на эту тему, то психологических исследований данного феномена явно недостаточно. Поскольку, как было отмечено выше, дестандарти-зация жизненного пути наиболее отчётливо проявляется в семейной сфере, в том числе, в отношении рождения ребёнка, изучение именно этой проблемы с психологической точки зрения представляется наиболее актуальным. Как видно по результатам предыдущих исследований, родительство в раннем, нормативном и позднем возрасте имеет свою специфику, положительные и отрицательные стороны. Изучение этого явления позволит, на наш взгляд, обнаружить мишени психологического воз-
84
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Jij- 2015, Том 21
действия, и, как следствие, будет способствовать более эффективному и гармоничному освоению социальной роли родителя в рамках жизненного пути личности.
Библиографический список
1. Арчакова Т.О. Раннее материнство: психологическая проблема или социальный конструкт? // Психологическая наука и образование psyedu.ru. -2012. - № 1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n1/50268. shtml (дата обращения: 10.04.2015).
2. Демографический ежегодник России. 2014: Стат. сб. - M.: Росстат, 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/ B14_16/Main.htm (дата обращения: 10.04.2015).
3. Нуркова В.В., Митина О.В., Янченко Е.В. Сгущения в субъективной картине прошлого // Психологический журнал. - 2005. - № 26 (2). - С. 22-32.
4. Berntsen D., Rubin D.C. Cultural life scripts structure recall from autobiographical memory. -Aarhus: Memory and Cognition, 2004, 32(3). -P. 427-443.
5. Elder J., Glen H. The Emergence and Development of Life Course Theory. Handbook of the Life Course. - New York: Springer, 2003. - P. 3-19.
6. Holland J.A. Love, marriage, then the baby carriage? Marriage timing and childbearing in Sweden // Demographic research. - 2013. - V. 29. -P. 275-306.
7. Huinink J., Kohli M. A life-course approach to fertility // Demographic research. - 2014. - V. 20. -P. 1293-1326.
8. Martin S.P. Delayed Marriage and Childbearing: Implications and Measurement of Diverging Trends in Family Timing. - Maryland: College Park, 2002. - 97 p.
9. McDonald P., Evans A. Negotiating the Life Course: Changes in individual and family transitions. Negotiating the Life Course Discussion. - Melbourne: Australian Institute of Family Studies Conference, 2003. - 32 p.
10. Mills M., Rindfuss R., McDonald P. Why do people postpone parenthood? Reasons and social policy incentives // Human Reproduction Update. -2011. - V. 17. - P. 848-860.
11. Morris M.B. Last-Chance Children: Growing Up With Older Parents. - New York: Columbia University Press, 1988. - 170 p.
12. RubinD., BerntsenD., HutsonM. The Normative and the Personal Life: Individual Differences in Life Scripts and Life Story Events among U.S.A. and Danish Undergraduates // Memory. - 2009. - V 17. - P. 54-68.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика Jiî- № 4
85