Научная статья на тему 'Временной анализ обработки конфликтных транзакций в Oracle Enterprise Manager и ErrManager'

Временной анализ обработки конфликтных транзакций в Oracle Enterprise Manager и ErrManager Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
92
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Временной анализ обработки конфликтных транзакций в Oracle Enterprise Manager и ErrManager»

диагностического заключения применительно к описанному классу ЭС ПФД, создаваемых в рамках АТ, в том числе для определения направлений дальнейшего развития этой технологии.

Литература

1. Приобретение знаний; [пер. с япон.; под ред. С. Осуги, Ю. Саэки]. М.: Мир, 1990. 304 с.

2. Асаи К., Ватада Д., Иваи С. Прикладные нечеткие системы; [пер. с япон.; под ред. Т. Тэрано, К. Асаи, М. Сугэно]. М.: Мир, 1993. 368 с.

3. Таунсенд К., Фохт Д. Проектирование и программная реализация экспертных систем на персональных ЭВМ; [пер. с англ.]. М.: Финансы и статистика, 1990. 320 с.

4. Найденова К.А., Ермаков А.Е. Технология автоматизированной разработки адаптивных компьютерных систем психологической и физиологической диагностики // Автоматизация проектирования дискретных систем: матер. 3-й Междунар. конф. Минск, 1999. Т. 3. С. 72-79.

5. Модель знаний для автоматизированного проектирования экспертных психодиагностических систем / К.А. Найденова [и др.] / Искусственный интеллект-96: сб. науч. тр. 5-й На-цион. конф. с междунар. участ. Казань, 1996. Т. 2. С. 275-279.

УДК 004.658.6:042

ВРЕМЕННОЙ АНАЛИЗ ОБРАБОТКИ КОНФЛИКТНЫХ ТРАНЗАКЦИЙ В ORACLE ENTERPRISE MANAGER И ERRMANAGER

Е.В. Базилевский

(Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,

chester91 7@yandex.ru)

Временные оценки обработки конфликтных транзакций в Oracle Enterprise Manager и разработанном приложении EnManager показали, что последнее позволяет существенно повысить эффективность разрешения конфликтов репликации и сократить затраты не только на обслуживание промышленной БД, но и на решение проблем, возникающих из-за простоев и отказов информационных систем предприятия.

Ключевые слова: БД, репликация данных, конфликты репликации, Oracle.

Одним из лидеров в разработке корпоративных СУБД является компания «Oracle», предоставляющая наиболее гибкое и законченное решение для создания распределенных БД, обеспечивающих различные механизмы репликации данных между узлами, включая множественные обновления [1]. СУБД Oracle также включает механизмы обнаружения и устранения конфликтов репликации. Однако для управления процессом репликации и разрешения конфликтных транзакций администратору предлагается продукт Oracle Enterprise Manager (OEM), который не позволяет использовать все возможности СУБД Oracle, а принципы его реализации делают работу неэффективной и неустойчивой, что приводит к нарушению производственного процесса и дополнительным затратам из-за длительной блокировки объектов БД [2].

Недостатки OEM обусловили необходимость поиска альтернативных средств для разрешения конфликтов репликации и разработки автором специального программного продукта ErrManager [3]. Актуальной задачей является оценка адекватности полученного решения и его эффективности по сравнению с OEM посредством выполнения тестовых заданий для обоих программных продуктов.

Для определения временных затрат обработки конфликтных транзакций в Oracle Enterprise Manager и ErrManager проведен временной анализ

обработки конфликтов по каждому продукту в отдельности. На двух узлах распределенной БД, между которыми настроено реплицирование данных, одновременно сформировано 20 транзакций по 20 вызовов в каждой. Все 20 транзакций содержат по одному конфликтному вызову. Операции произведены над объектом БД «таблица», имеющим 7 полей. В результате на каждом узле вся группа транзакций попадет в очередь конфликтных транзакций, нарушив таким образом бесперебойное реплицирование данных между узлами.

Приведем системные и программные требования к рабочим местам пользователей обеих систем, а также технические характеристики серверов, на которых расположены узлы БД, участвовавших в эксперименте.

Минимальные требования к рабочему месту администраторов OEM и ErrManager:

- ОС Microsoft Windows 2000/XP;

- клиентское приложение: СУБД Oracle 9i для OEM, Oracle 8 для ErrManager;

- Internet Explorer 6.0;

- процессор Intel Pentium III, 800 МГц;

- оперативная память 512 Мб;

- сетевой адаптер Ethernet, 100 Мбит/сек.;

- накопитель на жестком диске с доступной емкостью: 1 Гб для OEM, 800 Мб для ErrManager;

- дисплей с разрешением 1024x768 точек (цветной);

- наличие локальной сети и доступа к серверу с БД.

Кроме того, для ErrManager требуется Oracle OLEDB Provider версии установленного клиентского приложения СУБД Oracle.

Технические характеристики узлов 1 и 2 распределенной БД (на момент тестирования):

- процессор Intel Xeon 3.00 GHz;

- оперативная память 4.00 Gb;

- ОС Microsoft Windows Server 2003 R2 Standard Edition Service Pack 2;

- версия СУБД и БД Oracle - 10.2.0.3.

Рабочее место администратора БД (на момент

тестирования):

- процессор Intel Xeon 1.70 GHz;

- оперативная память 4.00 Gb;

- сетевой адаптер Ethernet, 100 Мбит/сек.;

- доступный объем дисковой памяти более 100 Гб;

- дисплей с разрешением 1024x768 точек (цветной);

- ОС Microsoft Windows XP Professional 2002 Service Pack 2;

- Internet Explorer 8.0;

- наличие локальной сети и доступа к серверу с БД;

- наличие Oracle OLEDB Provider версии установленного клиентского приложения СУБД Oracle;

- версия клиентского приложения Oracle -10.2.0.3.

Временные затраты на обработку конфликтных транзакций в Oracle Enterprise Manager оценивались посредством анализа trace-файлов БД, в которых фиксируется время выполнения всех транзакций и составляющих их запросов, в том числе вызовов функций системных пакетов. Это позволило оценить временные затраты на выполнение каждого действия в алгоритме разбора конфликтных транзакций, реализованного в OEM (рис. 1).

Таким образом, для разбора одного вызова необходимо затратить 16 сек., одной конфликтной транзакции - 320 сек. (5,33 мин.), 20 конфликтных транзакций - 6 400 сек. (1,78 час.).

После получения отчета о конфликтных транзакциях средствами OEM требуется выполнить синхронизацию данных между узлами распределенной БД иными средствами. Для этого необходимо последовательно

- загрузить ПО, позволяющее выполнить в течение 10 сек. sql-скрипты по синхронизации данных между узлами распределенной БД (к примеру, PL\SQL Developer);

- выполнить соединение с необходимой БД -5 сек.;

- сформировать и выполнить sql-скрипты по синхронизации данных - 5 мин.

В итоге на синхронизацию данных между различными узлами распределенной БД в данной си-

туации необходимо затратить 1 ч. 52 мин. После этого в OEM следует выполнить конфликтные транзакции повторно, что занимает 10 мин.

Проведенные испытания показали, что на разрешение 20 конфликтных транзакций, содержащих по 20 вызовов каждая, один из которых в каждой транзакции конфликтный, и синхронизацию данных между различными узлами распределенной БД необходимо затратить 2 ч. 2 мин. 30 сек.

Наиболее критичными факторами с точки зрения производительности являются следующие:

- время обработки действий администратора в OEM, формирования соответствующих SQL-запросов к интересующей БД, преобразования полученного результата из БД, а также предоставления обработанных данных непосредственно администратору определяется не только быстродействием платформы, но и эффективностью интерпретации байт-кода;

- в силу большого объема данных, полученных из БД, и ограниченности ресурсов рабочего места администратора их оперативная обработка в OEM посредством JVM и отображение результата в OEM иногда оказываются невозможными (приложение зависает). По причине постоянного роста промышленных БД подобные ситуации довольно часты, но крайне нежелательны, особенно при разборе конфликтных транзакций и синхронизации данных между различными узлами распределенной БД;

- получение старых, текущих и новых значений изменяемых объектов БД при разборе вызовов в конфликтных транзакциях происходит посредством выполнения соответствующих функций и процедур из системных dbms-пакетов:

dbms_defer_query. get_arg_form;

dbms_defer_query. get_datatype_arg;

dbms_defer_query.get_arg_type.

При большом количестве конфликтных транзакций с большим количеством вызовов в каждой из них серверу БД требуется больше времени на обработку данных, что не позволяет оперативно получить информацию, необходимую для анализа и принятия решения по разрешению конфликтных транзакций, тем самым синхронизировать данные между различными узлами распределенной БД.

Описанные выше проблемы, свойственные OEM, устраняются при использовании утилиты ErrManager, разработанной автором в среде Embarcadero Delphi. ErrManager получает необходимые данные из БД путем SQL-запросов. Время получения данных ограничено только загруженностью БД и связью между клиентской машиной и сервером БД, а разбор конфликтной транзакции осуществляется на стороне клиента с существенно меньшим, в отличие от OEM, использованием ресурсов сервера БД.

Временные затраты обработки конфликтных транзакций в ErrManager оценивались путем

С

Начало +

3

Поиск конфликтной транзакции в таблице system.def$_aqerror (1,5 сек.)

Разбор каждого вызова

(от 1 от 20) в транзакции + -

Определение типов аргументов вызова, набора символов для аргументов вызова, значения аргументов в вызове (1,5 сек. для 1 арг.)

Вызовы функций dbms_defer_query: get_arg_type() get_arg_form() get_datatype_arg()

RAISE NO_DATA_FOUND Вывод «-Binary Value-

j к

Вывод значения, существующего в БД до изменения пользователем (0,5 сек.)

*

Поиск измененного значения

^^ Значение

найдено

Разбор каждого аргумента в вызове (от 1 до 7)

Определение типа аргумента объекта и набора символов для аргумента объекта, значения аргумента объекта в вызове (1,5 сек. для 1 арг.)

Вызовы функций dbms_defer_query: get_arg_type() get_arg_form() get_datatype_arg()

RAISE NO_DATA_FOUND Вывод «-Binary Value-»

Вывод значения, существующего в БД до изменения пользователем (0,5 сек.)

Рис. 1. Блок-схема разбора вызовов в OEM с временной оценкой

включения в программный код приложения вызовов, фиксирующих текущее системное время, и выполнения на основе полученных временных меток расчетов, характеризующих время, затраченное на отдельные операции (рис. 2).

Таким образом, разбор одного вызова занимает 0,025 сек., одной конфликтной транзакции -0,5 сек. и, наконец, 20 конфликтных транзакций -10 сек. При разрешении конфликтных транзакций средствами ПО ErrManager нет необходимости использовать иные продукты для синхронизации данных между различными узлами распределенной БД. При разборе конфликтных транзакций синхронизация может быть выполнена либо авто-

матически, либо вручную, путем генерирования программными средствами ПО ErrManager sql-скрипта и дальнейшего его выполнения. Автоматическая синхронизация данных занимает порядка 2 сек. При ручной синхронизации данных посредством генерации и выполнения sql-скриптов это время увеличивается до 10 сек. Временные оценки приведены для случая синхронизации данных по всем 20 конфликтным транзакциям.

В итоге при использовании приложения Егг-Manager на разрешение 20 конфликтных транзакций, содержащих по 20 вызовов каждая, один из которых в каждой транзакции конфликтный, и синхронизацию данных между различными уз-

Рис. 2. Блок-схема разбора вызовов в ErrManager с временной оценкой

лами распределенной БД необходимо затратить 12 сек. при автоматической синхронизации и 20 сек. при ручной.

Функции, реализованные в утилите ЕггМапа-ger, позволяют:

- получать информацию о конфликтной транзакции и отображать информацию о состоянии данных в БД-источнике перед внесением изменения, данные, измененные пользователем, и текущие данные на БД-приемнике;

- преобразовывать изменения в SQL-запрос для повтора этих действий на приемнике;

- приводить запись на приемнике к такому же виду, в каком она была в источнике до внесения изменений, что позволяет разрешить конфликт путем простого повтора выполнения ошибочной транзакции;

- повторять выполнение конфликтных транзакций и удалять их группами;

- автоматически разрешать конфликтные транзакции указанным способом (из числа приведенных выше) и очищать очередь транзакций после выполненных действий;

- отфильтровывать очередь конфликтных транзакций с разных БД при отображении в рабочей области программы;

- автоматически выявлять конфликтный вызов в транзакции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- отключать репликацию на другие узлы распределенной БД при синхронизации данных;

- автоматически преобразовывать SQL-запросы на вставку в запросы на изменение при уже существующей записи в БД-приемнике;

- автоматически получать SQL-скрипт разрешения конфликтной транзакции и выполнять его на БД-приемнике;

- формировать отчет в форме HTML по указанным конфликтным транзакциям как в форме OEM, так и в собственной форме;

- вести мониторинг наличия конфликтных транзакций на указанном узле распределенной БД.

В промышленных распределенных БД, как правило, количество конфликтных транзакций значительно выше. Иногда возникают транзакции с 1 000 и более вызовов, каждая из которых содержит не по одному конфликтному вызову. Такие транзакции также требуют оперативного разрешения и не терпят задержек, обусловленных применяемым ПО. Использование разработанного приложения ErrManager позволяет существенно повысить эффективность разрешения конфликтов репликации и сократить не только затраты на обслуживание промышленной БД, но и затраты, возникающие из-за простоев и отказов информационных систем предприятия.

Литература

1. СУБД (рынок России). URL: http://www.tadviser.ru/in-dex.php (дата обращения: 29.02.2012).

2. Oracle Replication. URL: http://www.oracle.com /glo-bal/ru/pdfs/tech /tg_oracle_replication.pdf (дата обращения: 29.02.2012).

3. Базилевский Е.В. Автоматизация деятельности администратора баз данных при работе с конфликтами репликаций в системах управления баз данных ORACLE // Наука и инновации XXI века: матер. Х юбил. окр. конф. молодых ученых (26-27 нояб. 2009 г., Сургут). Сургут: ИЦ СурГУ, 2010. Т. 1. С. 21-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.