Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Психология». 2009. № 2 (6)
ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА КАК ФАКТОР РАЗАИЧИЙ МЕНЕДЖЕРОВ ПО АИЧНОСТНЫМ ЦЕННОСТЯМ
© С. Н. Виноградова © Я. Н. Ярыгина
Виноградова Светлана Николаевна
студентка 5 курса Самарская гуманитарная академия [email protected]
Ярыгина Яна Николаевна
аспирант кафедры обшей и социальной психологии
Самарская гуманитарная
академия
В статье проанализирована проблема исслелова-ния иенностно-смысловой сферы менелжера, исхоля из особенностей его временной перспективы. Эмпирически было локазано, что временная перспектива является фактором различий менелжеров по личностным иенностям и смысложизненным ориентаииям. В итоге, можно говорить о том, что иенностно-смыс-ловая сфера полвержена изменениям временных конструктов, на основе которых выстраивается набор тех или иных иенностей и смыслов.
Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера, временная перспектива, личностные ценности, инструментальные ценности, личностные, смысложизненные ориентации.
В современных условиях вопрос изучения ценностно-смысловой сферы личности приобретает все более комплексный характер, являясь предметом различных социальных дисциплин, и представляет собой важную область исследований, расположенную на стыке различных отраслей знания о человеке — философии, социологии, психологии, педагогики. Проблемами особенностей ценностно-смысловой сферы личности занимались такие учцные, как: К. А. Абульханова-Славская, Б. С. Алишев, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Н. А. Журавлева, В. В. Знаков, А. В. Капцов, Л. В. Карпушина, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, М. С. Яницкий и др. В силу этого, имеется большое количество работ, в которых рассмотрена многогранность изучения данной сферы. Под ценностно-смысловой сферой понимается функциональ-
ная система, формирующая личностные смыслы и цели жизнедеятельности человека, регулирующая способы их достижения. Оба компонента неразрывно связаны с понятием «личность», поскольку тесно соприкасаются с изучением человеческого поведения и побуждений [5]. Но ценностно-смысловая сфера как объект психологического исследования не может быть ограничена системой ценностей и личных смыслов в узком их понимании. Исследование ценностно-смысловой сферы личности должно включать и изучение внешних факторов, влияющих на ец формирование и развитие. Д. А. Леонтьев рассматривает шесть разновидностей смысловых структур, выступающих как функционально различные элементы смысловой сферы личности, которые отнесены к трем уровням организации: уровню структур, непосредственно включенных в регуляцию процессов деятельности и психического отражения (личностный смысл и смысловая установка); уровню смыслообразующих структур (мотив, смысловая диспозиция и смысловой конструкт) и высшему уровню, к которому относятся личностные ценности. Автор выделяет систему гипотетических конструктов — конкретных измеряемых показателей, представляющих индивидуальные характеристики механизмов смысловой регуляции. А именно: телеологичность (каузальность), общий уровень осмысленности жизни, соотношение ценностной и потребностной регуляции или соотношение ценностей и потребностей как источников смыслообразования, структурная организация смысловых систем, степень осознанности смысловой регуляции, временная локализация ведущих смысловых ориентиров в будущем, настоящем либо прошлом. Д. А. Леонтьев подтверждает, что временной показатель является неотъемлемой составляющей смысловой сферы личности и, как следствие, изменения отношения к жизни посредством временных перспектив.
В последние пять лет в зарубежной и отечественной психологии отмечается повышение внимания к феноменам психологического времени и к временной перспективе, в частности. На протяжении длительного исторического периода происходило осмысление категории «время» [4]. Представления о психологическом времени и предпосылки для изучения временной перспективы встречаются у таких ученых, как Л. Франк, К. Левин, К. А. Абульханова-Славская, А. А. Кроник, Е. И. Головаха, Б. В. Зей-гарник, Ж. Нюттен, Ф. Зимбардо. Отличительной чертой исследований по временной перспективе являются разрозненность и отсутствие проработанной теории, обеспечивающей единый контекст методологических и методических разработок заявленной проблемы [4]. Одни исследователи останавливаются на эмоциональной валентности прошлого или будущего, другие — на временной доминантности или на пребывании в прошлом или будущем, третьи работают над связностью между прошлым, настоящим и будущим, временной соотнесенностью и другими аспектами временной перспективы. Инструменты, которые используются для измерения временной перспективы, имеют ряд недостатков: они либо сложны в применении и нет однозначной процедуры анализа полученных результатов, либо являются одномерными и не охватывают всю временную перспективу (чаще всего отсутствует «прошлое»), для многих из них не решена проблема конвергентной и
дискриминантной валидности [6]. Важную роль в интеграции исследования временной перспективы сыграла методика Ф. Зимбардо, разработанная совместно с А. Гонсалесом (2ТТ1), в которой данный конструкт, на наш взгляд, отражен более полно. Данная методика снимает многие недостатки предыдущих методик: ец легко использовать, она имеет ясную, воспроизводимую факторную структуру, обладает приемлемой надцжностью и хорошими показателями валиднос-ти, построена на теоретической основе, в которой соединены мотивационные, эмоциональные, когнитивные и социальные составляющие [7].
Авторы ЕТР1 в качестве основы принимают модель жизненного пространства К. Левина, которая рассматривает влияние как прошлого опыта, так и планов на будущее на процесс принятия решений, поведения человека в настоящем [2].
Временная перспектива как достаточно не изученная, но хорошо адаптированная на многочисленной выборке методика подлежит более детальному изучению, так как проблема изучения личностного отношения ко времени определяет сущность человека и его позиции жизнедеятельности [6].
Данное исследование ставит перед собой задачу выявить различия ценностно-смысловой сферы менеджеров, исходя из выраженности той или иной временной направленности.
В связи с вышеизложенным, цель данной работы — выявить различия личностных ценностей менеджеров в зависимости от уровня временной перспективы. Объект — ценностно-смысловая сфера менеджеров. Предмет — временная перспектива как фактор различий менеджеров по личностным ценностям. Гипотеза: временная перспектива является фактором различий менеджеров по личностным ценностям.
Методика исследования
В исследовании принимали участие 100 респондентов (61 мужчина и 39 женщин), которые проходили обучение по Федеральной программе подготовки управленческих кадров для предприятий народного хозяйства, все имеют высшее образование, опыт работы в сфере управления больше 5 лет, хорошее знание иностранных языков, создают и внедряют инновационные проекты. Возраст испытуемых: 25-40 лет.
В качестве психодиагностического инструментария применялись следующие методики:
1. Тест «Инструментальные ценности личности» (Е. М. Бухвалова, Л. В. Карпушина) [1];
2. Тест личностных ценностей (А. В. Капцов, Л. В. Карпушина) [1];
3. Методика «Временная перспектива» (Ф. Зимбардо, адаптация Д. А. Леонтьева, А. Сырцовой, Е. Т. Соколовой) [7];
4. Тест «Смысложизненные ориентации» (Дж. Крамбо, Л. Махолик, адаптация Д. А. Леонтьева) [3].
Выбор инструментария, диагностирующего личностные ценности, обусловлен тем, что это одни из немногих методик, направленных на диагностику личностных ценностей, которые имеют интервальную шкалу, что позволяет получить более точный результат в отличие от тестов с
ранговыми шкалами, которые обладают меньшей мощностью (методика «Ценностные ориентации» М. Рокича). Эти методики универсальны, имеют высокую валидность и надежность. Дифференцированный подход к структуре ценностей, наличие шкалы достоверности позволяют провести диагностику всех параметров личностных ценностей в нашем исследовании.
Методика «Временная перспектива» имеет также интервальную шкалу, что обеспечит точность результатов исследования. Методика проверена на валидность и надежность и адаптирована на русскоязычной выборке [6].
Исследование проводилось с применением пакета прикладных программ STATISTICA 6.0. Для проверки выдвинутой гипотезы нами был использован кластерный анализ испытуемых при помощи метода Уорда (Ward's method) с использованием евклидовой метрики. Для проверки различий уровня временной перспективы в выделенных кластерах был использован непараметрический критерий Манна-Уитни. Выборка была поделена по признаку пола. Проведен качественный и количественный анализ полученных результатов. Для проверки значимых различий личностных ценностей респондентов был использован дискриминантный анализ, с помощью которого проанализирован ценностный психологический портрет каждого типа.
Результаты исследования
В результате кластеризации было выделено два типа мужчин и три типа женщин, статистически различающихся друг от друга уровнем временной перспективы (приложение А), статистически значимо различающихся между собой (приложение Б).
Результаты исследования кластеризации на мужской выборке
В первый тип вошли респонденты в количестве 50 человек, которые имеют высокие значения по таким компонентам временной перспективы как негативное прошлое; гедонистическое настоящее; фаталистическое настоящее.
Также данный тип имеет низкие значения по такому компоненту, как будущее.
В нашем исследовании мы обозначили первый тип как «живущие настоящим». Данный тип можно охарактеризовать как группу, которая отражает общее пессимистическое отношение к прошлому, но она беззаботна и беспечна ко времени и жизни, общее же отношение к будущему проявляется у данных респондентов как беспомощность и безнадцжность. То есть испытуемые, входящие в данный тип, при обращении к своему прошлому опыту, поступкам, ситуациям оценивают эти события в негативных красках, что вызывает у них чувство отверженности, тревожности, безнадцжности.
Что же касается настоящего, то респондентам комфортно в данном «отрезке времени». Это вызвано тем, что дела, которые нужно решить «здесь и сейчас», вызывают у респондентов ориентацию на удовольствие, волнение, возбуждение, наслаждение в их настоящем при отсутствии моментов, касающихся прошлого опыта. Хотя новые задачи, требующие от респондентов данного типа полной отдачи и решений серьезных вопросов,
пугают их и вызывают тревогу, так как в настоящем они думают о том, что впоследствии могут не справиться с данными задачами и потерпеть неудачу. Это вызывает у них беспокойство и лишает контроля над управлением ситуацией.
Второй тип мужчин-менеджеров (11 чел.) характеризуется полной противоположностью первому: высокий показатель по фактору «будущее» и низкие показатели по всем остальным компонентам временной перспективы.
Второй тип мы назвали как «ориентированные на будущее».
Результаты исследования кластеризации на женской выборке
Результаты кластеризации показали, что уровень временной перспективы поделил женскую выборку на 3 типа. Все типы характеризуются тем, что они имеют отношение к прошлому. При этом первый и второй типы имеют высокие показатели будущего, отличаясь только тем, что первый тип имеет низкие показатели по негативному прошлому, а второй тип — низкие показатели по позитивному прошлому. Но не зависимо от того, как эти типы относятся к своему прошлому, они четко смотрят вперед, строят планы на будущее, высоко оценивая его.
Данные типы имели следующие названия:
• 1 тип — «Адаптированный тип». У респондентов данного типа выражена установка на положительное отношение к свому прошлому. Отношение к прошлому имеет оптимистический окрас, то есть, опираясь на прошлые поступки, данные респонденты не склонны впадать в отчаяние, а наоборот — извлекают из прошлого опыта только положительные моменты, что сказывается на их эмоциональном фоне. Они мотивированы работать в расчете на будущее вознаграждение. Они уделяют много времени своему здоровью, поддержанию своего физического состояния.
• 2 тип — «Учатся на своих ошибках». Исходя из данных, респонденты данного типа имеют общее пессимистическое, негативное отношение к прошлому. Такое отношение может быть связано с реальными неприятными и травматическими событиями, с негативной реконструкцией неоднозначных и положительных событий. Они склонны оценивать свой прошлый опыт как негативное воздействие на реальную ситуацию. Несмотря на это, отношение к будущему связано с положительными эмоциями. Они способны к реализации будущих проектов, так как они учитывают перспективу будущего и реально оценивают свои возможности.
• 3 тип — «Зажатый в "цейтноте"». Это говорит о том, что данный тип склонен негативно относиться как к своему прошлому, так и к будущему, что говорит о высокой выраженности у данного типа тревоги, депрессии, агрессии, отрешенности, неуверенности в завтрашнем дне, подчас пристрастия решить все быстро не затягивая на будущее. Они склонны думать, что будущее предопределено и на него невозможно повлиять собственными действиями, его невозможно контролировать, прошлые поступки оказывают давление на выполнение будущих дел. Для них характерно восприятие жизни не как процесса, а как фиксации на наличном моменте.
Исходя из дискриминантного анализа, видно, что первый тип мужчин отличается от второго по таким личностным ценностям как саморазвитие и
нравственность, сохранение собственной индивидуальности и воспитанность, а именно: влияние ценностей «саморазвитие» и «нравственность» у первого типа привносит существенный вклад в его психологический портрет, а ценности «сохранение собственной индивидуальности» и «воспитанность» наименьший. Во втором же типе наоборот: наибольшее влияние ценностей «сохранение собственной индивидуальности» и «воспитанность» и наименьшее влияние ценностей «саморазвитие» и «нравственность» (табл. 1, 2).
Таблица 1
Коэффициенты регрессии классификационной функции личностных ценностей типов менеджеров
Личностные ценности Тип 1 Тип 2
Психическая активность -0,33 -0,59
Сохранение индивидуальности 1,27 3,31
Независимость -0,39 -0,70
Воспитанность -0,59 0,26
Саморазвитие 1,16 -0,51
Чуткость 0,47 0,13
Результат 2,54 2,03
Взаимоотношения -1,00 -0,51
Материальное положение 1,45 0,86
Нравственность 0,45 -0,23
Воля 0,26 0,62
Исполнительно сть 0,28 0,64
Психическая активность -20,9 -23,8
Таблица 2
Различия личностных ценностей (мужчины)
Личностные ценности Критерий Уилкса Частный коэф.корр. Критерий Фишера Уровень значимости Толерант ность
Психическая активность 0,52 0,98 0,76 0,39 0,33
Сохранение индивидуальности 0,72 0,70 20,53 0,00* 0,35
Независимость 0,53 0,95 2,28 0,14 0,56
Воспитанность 0,57 0,89 5,87 0,02* 0,20
Саморазвитие 0,60 0,84 9,19 0,00* 0,19
Чуткость 0,52 0,97 1,30 0,26 0,25
Результат 0,53 0,97 1,73 0,20 0,72
Взаимоотношения 0,52 0,97 1,68 0,20 0,34
Материальное благополучие 0,54 0,95 2,77 0,10 0,70
Нравственность 0,55 0,92 4,01 0,05* 0,23
Воля 0,53 0,95 2,44 0,12 0,39
Исполнительность 0,52 0,97 1,52 0,22 0,50
* р< 0,05
Это говорит о том, что первый тип мужчин-менеджеров стремиться получить объективную информацию об особенностях своего характера, способностях и других характеристиках своей личности. Они считают, что потенциальные возможности человека почти не ограничены и что в первую очередь в жизни необходимо добиться наиболее полной реализации самосовершенствования.
При этом в достижениях своих целей они склонны руководствоваться только высоконравственными, общественно приемлемыми способами. Что же касается такой личностной ценности как воспитанность, то низкие значения по ней свидетельствуют об игнорировании воспитанности в процессе достижения целей, они не терпимы к мнениям окружающих, не умеют выслушивать, иногда конфликты. Низкие показатели по ценности сохранение индивидуальности выражают стремление к конформности, не воспитанности и непредсказуемости в поступках.
Второй тип мужчин характеризуется полной противоположностью первого.
На женской выборке выявлены различия первого, второго и третьего типов по следующим личностным ценностям и смыслам: жизнерадостность, чуткость, локус-контроля Жизнь (табл. 3).
Таблица 3
Различия личностных ценностей (женщины)
Личностные ценности и смыслы Критерий Уилкса Частный коэф.корр. Критерий Фишера Уровень значимости Толерант ность
Сохранение индивидуальности 0,35 0,82 2,86 0,07 0,51
Материальное благополучие 0,33 0,88 1,83 0,18 0,62
Цель 0,33 0,88 1,91 0,17 0,40
Жизнерадостность 0,42 0,70 5,82 0,01* 0,30
Чуткость 0,38 0,76 4,29 0,02* 0,44
Физическая активность 0,34 0,85 2,44 0,11 0,47
Локус — контроля Жизнь 0,37 0,78 3,79 0,04* 0,47
Локус — контроля Я 0,33 0,88 1,86 0,18 0,35
Воспитанность 0,35 0,84 2,51 0,10 0,40
Воля 0,33 0,89 1,69 0,20 0,51
* р< 0,05
У первого типа женщин наибольшее влияние на тип оказывают такие личностные ценности как жизнерадостность, локус-контроля Жизнь и наименьший вклад привносит в тип личностная ценность «чуткость» (табл. 4).
Из этого следует, что данный тип добивается намеченных целей с помощью веселого нрава, чувства юмора. Такие люди оптимистичны, имеют постоянно приподнятое настроение, при этом они убеждены в том, что человек сам контролирует свою жизнь, свободно принимает решения и воплощает их в жизнь.
Наименьшее влияние по шкале «чуткость» свидетельствует о том, что в достижении целей человек может проявлять эмоциональную черствость и эгоистичность.
У второго типа явного влияния личностных ценностей «жизнерадостность» и локус-контроля Жизнь не обнаружено, что свидетельствует об умеренном наличии этих характеристик и не выраженном проявлении в зависимости от ситуаций. При этом наименьшее влияние на тип оказывает ценность «чуткость».
У третьего типа женщин выражено влияние на тип личностной ценности «чуткость», а наименьшее влияние оказывают такие ценности, как «жизнерадостность», локус-контроля Жизнь.
Таблица 4
Коэффициенты регрессии классификационной функции личностных ценностей типов менеджеров
Личностные ценности и смыслы 1 тип 2 тип 3 тип
Сохранение индивидуальности 3,3 2,1 2,4
Материальное благополучие -0,7 0,0 0,1
Цель 0,9 1,5 0,0
Жизнерадостность 2,2 2,1 1,2
Чуткость -1,3 -1,2 -0,6
Физическая активность -1,0 -0,7 -0,3
Локус-контроля Жизнь 4,0 3,9 2,3
Локус-контроля Я 3,7 3,6 5,2
Воспитанность -0,3 -0,8 -0,1
Воля -0,2 0,1 -0,2
Константа -47,3 -47,1 -41,1
Отмечается, что у третьего типа есть склонность проявлять отзывчивость и заботу к окружающим, сочувствовать и сопереживать, откликаться на призыв о помощи. Хотя в достижении целей они не склонны проявлять жизнерадостность.
Выводы
Эмпирически было показано, что временная перспектива является одним из факторов различий менеджеров по личностным ценностям и смысложиз-ненным ориентациям. В итоге можно говорить о том, что на основе направленности временной перспективы (то есть положительного либо отрицательного отношения ко времени) определяется выбор личностных ценностей.
Полученные данные могут помочь при отборе сотрудника на руководящую должность, благодаря им можно иметь представление о том, что одним из факторов успешности менеджера будет являться его отношение ко времени. Исходя из формирования тех или иных личностных ценностей и смыслов, можно прогнозировать высокую производительность и успешность работника.
ЛИТЕРАТУРА
1. Капцов А. В., Карпушина Л. В. Психологическая диагностика аксиосферы личности: метод. пособие. Самара : ИПК «Содружество, 2008. 71 с.
2. Левин К. Определение понятия «поля в данный момент» // История психологии. Тексты. Екатеринбург : Деловая книга, 1999. С. 242—259.
3. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций. Самара, 2001. 17 с.
4. Мандрикова Е. Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 4. С. 54—65.
5. Серый А. В., Яницкий М. С. Ценностно-смысловая сфера личности : учебное пособие. Кемерово : Кемеровский государственный университет, 1999. 92 с.
6. Сырцова А., Соколова Е. В., Митина О. В. Адаптация опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 3. С. 101—109.
7. Сырцова А., Соколова Е. В., Митина О. В. Методика Ф. Зимбардо по временной перспективе // Психологическая диагностика. 2007. № 1. С. 85—106.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Дендограмма, полученная на основе шкал временной перспективы (мужская выборка)
Tree Diagram for 61 Cases Ward's method Euclidean distances
Л л" 1 1
^лЬпО, lilkir MiSiiL шш
С08-Ц— |Г3ХЛ9XO _7ЩСа6«4836Т79Ю83<3084Г1Г|:1976:^443}4|г- 40-760 ф9-Ют- I
Дендограмма, полученная на основе шкал временной перспективы (женская выборка)
Tree Diagram for 39 Cases Ward's method Euclidean distances
40
Г0
1
А п
(1 АттпШ тг^хУ
стзсэтсэтсэтсост)сос01-|^1-^гсост)Г>|с01- irn^rcococNCN-t-CQ Icoc^mco I
оЬЬЬЬЬЬЬЬЬЬЬЬЬЬЬЬ10 ООО ООО10 О О О О О О О О ^
80
60
40
го
0
1Г0
100
80
60
0
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Различия уровней временной перспективы у мужчин и женщин исходя из выделенных типов
Компоненты временной перспективы Z-критерий 1-го (n=50) и 2-го (n=11) типов мужчин Z -критерий 1-го (n=11) и 2-го (n=14) типов женщин Z-критерий 2-го (n=14) и 3-го (n=14) типов женщин Z-критерий 1-го (n=10) и 3-го (n=14) типов женщин
Негативное прошлое 3,40** -3,77** 3,31** -3,16**
Гедонистическое настоящее 2,60** 0,20 1,67 0,87
Будущее -2,50** 0,47 3,4** 2,51**
Позитивное прошлое 1,40 1,99* 2,84** 3,77**
Фаталистическое настоящее 4,70** -0,47 1,65 1,34
THE TIME PROSPECT AS THE FACTOR OF DISTINCTIONS OF MANAGERS ON PERSONAL VALUES
S. Vinogradova, Ja. Yarygina
In article the problem of research of value-semantic sphere of the manager proceeding from features of its time prospect is analysed. It has empirically been proved that the time prospect is the factor of distinctions of managers on personal values and meaning life to orientations. As a result, it is possible to say that the value-semantic sphere is subject to changes time element on which basis builds a set of those or other values and senses.
Key words: value-semantic sphere, time prospect, personal values, tool values personal, meaning life orientations.