Научная статья на тему '«Времена года в музыке» - лекторий в рамках проекта «Уроки детской филармонии»'

«Времена года в музыке» - лекторий в рамках проекта «Уроки детской филармонии» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
897
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Времена года в музыке» - лекторий в рамках проекта «Уроки детской филармонии»»

Павлов Денис Николаевич, Сургутский государственный педагогический университет, кафедра социально-художественного образования, соискатель

«Времена года в музыке» -лекторий в рамках проекта «Уроки детской филармонии»

Проведение лектория в рамках проекта «Уроки детской филармонии», являющегося важным дополнением профессионального музыкального образования в условиях ССУЗа, предоставляет уникальную возможность музыкантам-исполнителям приобщиться к миру прекрасных образцов отечественного и зарубежного музыкального искусства, его подлинной духовности и гармонии. Сущность лектория способствует формированию у юных музыкантов устойчивой мотивации к художественно-творческой, исследовательской, кон-цертно-просветительской деятельности, - что ведет музыканта-исполнителя к творческой самореализации.

Лекторий «Времена года в музыке» представляет собой цикл занятий, дополняющих концертно-познавательные программы «Уроков детской филармонии». Он включает беседы о музыке в сочетании со слайд-презентацией и видеофрагментами, а также свободные письменные и музыкально-импровизационные сочинения - как эмоциональный отклик учащихся на рассмотренные произведения крупнейших композиторов. На лектории «Времена года в музыке» предполагается рассмотрение воплощения природных явлений в музыкальном искусстве на примере творчества таких композиторов, как А. Вивальди, Й. Гайдн, П. Чайковский, А. Глазунов.

На ПЕРВОМ ЗАНЯТИИ рассматриваются сочинения зарубежных авторов: А. Вивальди и Й. Гайдна, творчество которых относится к двум, соприкоснувшимся в XVII веке, художественным направлениям - барокко и классицизму.

Крупнейший итальянский композитор Антонио Вивальди известен, во многом, своими ансамблево-оркестровыми концертами. Родившийся слабым мальчиком (на седьмом месяце), он впоследствии поразил своих современников редкой выносливостью и трудолюбием, а потомков - невероятной плодовитостью. За пять дней он мог написать оперу, за три дня -одиннадцать скрипичных концертов. Среди сочинений Вивальди более 450 инструментальных концертов, из которых 220 - скрипичные. Концерты Вивальди стали великолепной школой для гениального И.С. Баха, никогда не стеснявшегося учиться у современников.

Как при жизни Вивальди, так и в наши дни наиболее знамениты первые четыре концерта для скрипки, клавесина и струнного оркестра «Времена года», изданные в Амстердаме в 1725 году. В этом издании каждому концерту было предпослано стихотворение, соответствующее музыкальному содержанию. Композитор называет эти эпиграфы <^опеНо Dimostrativo» (т.е. «наглядный»), и в партитуру включает ремарки соответствующего характера, соединяя музыкальную форму с программным поэтическим замыслом. Поэтическая программа четырех концертов «Времена года» очень детализирована. Музыкальный язык изобретателен, выразительность его сочетается со щедрой звукоизобразительностью, в которой слышны весенние пастушьи наигрыши, летние раскаты грома, фанфары осенней охоты, зимние вихри и многое другое.

Тема человека и природы воплощена также в двух ораториях, венчающих творческий путь Й. Гайдна: «Сотворение мира» и «Времена года». После макрокосма творения неба, земли, человека Гайдн обращается к микрокосму повседневной крестьянской жизни, с детства знакомой сыну каретного мастера, дожившего до глубокого преклонного возраста.

Те же «Весна», «Лето», «Осень», «Зима» с радостями пробуждения природы, трудовых забот, юного счастья; с гимном летнему солнцу, грозой, тихой идиллией славно потрудившихся чистым сердцем людей; с праздником урожая и охотой; с печальной мглой зимы и мудрой философией старости. Такой итог подводит Гайдн, чья цельная, добрая и ясная душа нашла выражение как во всем творчестве, так и в последнем произведении, подтвердившем идеи его жизни.

ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ посвящено творчеству русского композитора-романтика П. Чайковского, эмблемой творчества которого, в представлении музыкантов и слушателей, стал его цикл фортепианных пьес «Времена года».

Это произведение было написано по заказу редактора музыкального журнала «Нувел-лист» Н. Бернарда. История создания этого произведения известна по мемуарам Н. Кашки-на, который писал, что раз в месяц Чайковский за один присест сочинял по пьесе и отправлял редактору [1]. Так, на протяжении всего года читатели журнала «Нувеллист» каждый месяц получали новую фортепианную пьесу Чайковского, предназначенную для музицирования как в столичной гостиной, так и в глуши усадьбы, в быту, подобном тому, что взрастил когда-то ребенка Чайковского.

Фортепианные миниатюры-пейзажи можно было исполнять по одной, все же вместе они вытягивались в цепочку шедевров-миниатюр сродни стихам А. Плещеева, А. Толстого или зарисовкам художников-передвижников - целостная и многообразная звуковая картина русской поместной и крестьянской жизни, связанной с родной природой, столь любимой Чайковским.

Начинается цикл размеренным повествованием пьесы «Январь. У камелька». Душевный покой, который бывает во время чтения хорошей книги у камина (таково настроение крайних разделов трехчастной формы) сменяется таинственными скольжениями света и тени, грезами среднего раздела. Резким контрастом врывается колокольный звон «Прощеного Воскресенья» в пьесе «Февраль. Масленица».

В пьесе «Март. Песнь жаворонка» автор находится под безусловным обаянием знаменитого романса Глинки, из звукоизобразительного оборота инструментального вступления которого выстраивает всю пьесу. Восходящее движение середины создает ощущение высоты, в которую уходит птичье пение.

Знаменитейшая пьеса цикла, его центр - «Июнь. Баркарола», преодолевая традиционные ассоциации с песней венецианского гондольера, воскрешает реальную страницу в истории русской музыки - «Серенады на воде», которые на даче у родителей под Петербургом устраивал молодой Даргомыжский с друзьями. Образ «Баркаролы» Чайковского очень емок. С гениальной простотой, сочетая мерные «взмахи весла» аккомпанемента, гаммаоб-разное движение мелодии и сглаживающие цезуры кратких подголосков, Чайковский создает впечатление непрерывного скольжения. В среднем разделе оно сменяется незатейливым дуэтом в терцию, за которым снова следует плавное bel canto основного раздела, но уже в виде диалога верхнего и среднего голосов, звуковой след которого тает, как круги на воде.

Динамическая кульминация цикла - пьеса «Сентябрь. Охота», требующая значительной техники и силы, полна ассоциаций с музыкальными образами «Осеней» Вивальди и Гайдна. Те же сигналы фанфар, сменяющиеся «золотыми ходами валторн» в среднем разделе, тот же бег зверя и цокот копыт.

Лирической кульминацией цикла становится пьеса «Октябрь. Осенняя песнь», по популярности не уступающая «Баркароле». Ее элегическая мелодия построена на интонациях словесной поэтической речи: вопросы, томления, риторические возгласы, цепочки вздохов. Это полифонический диалог женского и мужского голосов, в который в среднем разделе включается мягкая, излюбленная Чайковским вальсовость - размер 4/4 по сути оказывается размером 12/8 (столь любимые композитором кратные трем метры). Характернейшее для Чайковского заключение с мелодическим и ритмическим уходом-истаиванием создает впечатление замирания голосов в глубине осеннего сада.

Финальная пьеса «Декабрь. Святки» - «зимних праздников блестящие тревоги» с радостями Рождества, Святок, Нового года в русской дворянской усадьбе с их непременным атрибутом - «однообразным и безумным, как вихорь жизни молодой» вальсом, прочно вошедшим в русский быт XIX века. Привычное кружение, плавное скольжение в ритме биения человеческого сердца сменяется звучанием Trio, скромная трехголосная фактура которого напоминает домашний оркестр. «Святки» дополняют музыкальную картину помещичьего быта, обрисованную Чайковским в «Детском альбоме», который вместе с «Временами года» стал одним из ключевых в фортепианной педагогике.

ТРЕТЬЕ ЗАНЯТИЕ предполагает рассмотрение балета А. Глазунова «Времена года», который менее известен в сравнении с альбомом Чайковского, что повышает необходи-

мость знакомства учащихся - будущих профессиональных музыкантов-исполнителей с данной темой.

Балет был написан Глазуновым в 1899 году по сценарию М. Петипа и, на первый взгляд, напоминает старинные балетные дивертисменты большой французской оперы или четырехчастные танцевальные сюиты эпохи барокко, столь любимой в пору Серебряного века русской культуры.

В бессюжетной аллегории последовательно появляются Зима, Весна, Лето и Осень со своими свитами. Сумрачно-элегическая минорная Зима «решена» композиционно в сопровождениях: Инея (быстрое, легкое, изящное скерцо), Льда (прозрачное, с колким пунктирным ритмом, тихо звенящее андантино), Града (быстрая короткая токката), Снега (мягкий тихий мажорный вальс). Их сменяет Весна, с ней уходит минорный лад, и до конца балета будет преобладать мажор, свойственный музыке Глазунова с ее светлым мироощущением. На смену быстрым темпам и активным ритмам приходит вальсовость. Весне сопутствуют Цветы, Птицы, веет дуновение Зефира - партитура полна невесомой «пастельной» звукописи.

С появлением Лета воцаряются лирические звучания: вальс Васильков и Маков, плавно-текучая Баркарола Наяд, за которой следует вариация Колоса, переходящая в активную коду, в которую вплетается звук свирелей Сатиров и Фавнов: начинается Осень с ее Вакханалией, праздником созревания и жатвы. На фоне хоровода вакханок и сатиров, тема которого отдаленно напоминает «Пляску скоморохов» Чайковского из музыки к «Снегурочке», проходят со своими темами Зима, Весна, Лето - своеобразная сонатная реприза. После лирического Adagio и скерциозной вариации Сатира тема вакханалии звучит в ритме стремительно кружащейся тарантеллы. Она же после «дождя мертвых листьев» в наступившей темноте тихим, медленным звучанием в высоком регистре в качестве темы «звездного неба» завершает балет. Его четыре картины, следующие без перерыва и объединенные сквозным музыкальным развитием, по форме являются позднеромантической симфонической поэмой. «Балет - та же симфония», - эти слова Чайковского, сказанные в пору создания «Спящей красавицы», стали главным принципом как в балетах Глазунова, так и в балетном творчестве едва ли не всех последующих русских композиторов.

Все эти произведения - динамичные и изящные скрипичные концерты Вивальди, монументальная философская оратория Гайдна, лирические фортепианные пьесы Чайковского, балет Глазунова - рассматриваются на лектории «Времена года» в рамках проекта «Уроки детской филармонии». Итоговой формой работы по этой теме является конкурс «Мои музыкальные впечатления» для всех учащихся, а также для любителей музыки - слушателей лектория. Участники предоставляют организаторам проекта свои творческие работы - рисунки, литературные сочинения на тему «Времена года в музыке», а также музыкальные эскизы, импровизации, пьесы в свободной форме, после чего подводятся результаты. Такое погружение в мир прекрасных образцов академической музыки влияет на развитие интереса к музыкальному творчеству, формирует культуру юных слушателей, знакомит с такими музыкальными жанрами, как фортепианная миниатюра, ансамблево-оркестровый концерт, балет.

Литература

1. Кашкин Н.Д. Воспоминания о П.И. Чайковском. - М.: Музгиз, 1954. 239 с.

2. Куницын О. Балеты А.К. Глазунова. - М.: Музыка, 1989. 62 с.

3. Педагогика: Большая современная энциклопедия Текст./сост. Е.С. Рапацевич. -Мн.: Современное слово, 2005. 720 с.

4. Розеншильд К.К. История зарубежной музыки. - М.: Музыка, 1978. 544 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.