Врачи и журналисты
Врачи и журналисты: упорное противостояние или добровольная коалиция (опыт немецких СМИ)
^ Н.А. Чукаева
Кафедра зарубежной журналистики и литературы МГУ им. М.В. Ломоносова
Статья посвящена рассмотрению проблемы взаимодействия врачей и СМИ. Обсуждаются возможности ухода от конфронтации на примере работы специализированных медицинских изданий в Германии. Представлены этические нормы работы медицинских журналистов. Ключевые слова: специализированные СМИ Германии, врачи и журналисты, здравоохранение и СМИ, этические нормы.
Врач и журналист — две профессии, призвать которые к сотрудничеству в наше время очень непросто. Журналисты “раскручивают” тему “врачей-убийц” в погоне за сенсацией, а врачи делают всё возможное, чтобы ограничить журналистам доступ к желаемой информации. В итоге потерпевшей стороной оказываются люди, во благо которых и трудятся представители вышеупомянутых профессий.
Данная статья — попытка показать, как много общего есть у врачей и журналистов и как много пользы может принести людям их добровольная коалиция. Их объединяет очень многое: в их лице государство входит в каждый дом, врачей и журналистов ассоциируют с государством. И те и другие регулярно сталкиваются с критикой: врач первичного звена и корреспондент ежедневно принимают удар на себя из-за несовершенства законодательства в области здравоохранения и функционирования СМИ. И те и другие имеют уникальные возможности воздействия на личность и несут чрезвычайную ответственность за каждое сказанное слово, ведь зачастую от них зависит жизнь и судьба конкретного человека.
Очевидно, что журналисты могли бы подчеркнуть заслуги врачей в том, что они при минимальном бюджете здравоохранения и минимальной заработной плате работают на
Контактная информация: Чукаева Наталья Алексеевна, [email protected]
уровне мировых стандартов, а по ряду параметров опережают западных коллег. К сожалению, всё чаще в СМИ отражаются лишь случаи халатности, врачебных ошибок. Врачи могли бы помочь журналистам в грамотном просвещении аудитории о здоровом образе жизни, помочь в донесении информации по профилактическим мероприятиям, о необходимости своевременной диагностики и лечения. Отсутствие взаимопонимания не позволяет вернуть утраченное доверие к врачу и повысить роль СМИ в пропаганде здорового образа жизни. Хотя лишь при совместной деятельности тех и других можно добиться реальных сдвигов в состоянии здоровья нации.
Успешное сотрудничество
По данным ВОЗ, за счет медицинского обслуживания мы лишь на 10% влияем на здоровье человека, остальное складывается из ведения здорового образа жизни (на 50%), на 20% — за счет генетических факторов, еще на 20% — за счет экологии.
И “...одних лишь усилий государства, каким бы сильным и богатым оно ни было, недостаточно. Очень многое зависит от отношения людей к собственному здоровью. Необходимо воспитывать хорошее, правильное отношение к собственному здоровью у людей, к своим детям, к родителям, к институту и ценностям семьи. Конечно, здесь многое могли бы сделать политические партии, общественные организации и средства массо-
Медицина и общество
вой информации” (В.В. Путин, 7 марта 2007 г. Заседание Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике).
Примером тому может служить СевероКарельский проект. В Финляндии СМИ оказали существенную поддержку этому проекту, разработанному усилиями ученых, и помогли существенно продлить жизнь нации. В конце 1960-х—начале 1970-х годов в Финляндии была самая высокая в Европе смертность мужчин от сердечно-сосудистых заболеваний и самая низкая продолжительность жизни. Особенно трагичны эти показатели были в Северной Карелии, жители которой сами обратились к ученым и руководству страны с просьбой разобраться в этой ситуации и выработать рекомендации по ее преодолению. Усилиями ученых был разработан и претворен в жизнь Северо-Карельский проект — система профилактических и оздоровительных мер. Как установили ученые, первопричиной высокой смертности являлось неправильное питание (преимущественно жиромясное), тяжелый физический труд лесорубов, курение и алкоголь. В течение 25 лет все усилия были направлены на оздоровление образа жизни: нормализацию питания и снижение уровня холестерина в крови, уменьшение курения, потребления алкоголя, нормализацию физической активности. СМИ принимали в борьбе за здоровый образ жизни активное участие. Результаты оказались фантастическими: уровень смертности от сердечно-сосудистых заболеваний снизился на 65%. Характерный пример: из трех работавших в Финляндии табачных фабрик две теперь закрыты, потому что финны дружно бросают курить (Г. Холмогорова. “Здоровье по-фински”).
В Германии, где медицина признана одной из лучших в мире, значение СМИ в профилактике заболеваний оценено в полной мере. Может быть, поэтому на данный момент средняя продолжительности жизни женщин составляет 82 года, мужчин — 76 лет (для сравнения: в России 76 лет — это показатель для женщин, которые живут дольше мужчин).
Стремительно ворвавшиеся на отечественный рынок журналы о здоровом образе жизни — первый успешный проект, в котором (по аналогии с западными странами) врачи и
журналисты объединились в союз, которой реализует принцип “не навреди”. Журналы такого типа — достаточно новое для нас явление, но они уже давно успешно существуют в Германии, именно там была выработана оптимальная модель сотрудничества между (традиционно конфликтующими в России) профессиями, о которых идет речь.
Практически в каждом медицинском издании и журнале о здоровом образе жизни представлены врачи. Они могут выполнять функцию не только авторов материалов и консультантов, но и главных редакторов. Дело в том, что компетентность и серьезность в подаче материалов при открытости для интерактивного общения с аудиторией — это ключ к успеху современного специализированного издания такого типа.
Возможности контроля
Журналисту приходится постоянно решать этические проблемы, потому что такие идеи, как свобода прессы, объективность, истина, честность и конфиденциальность, могут быть взаимоисключающими.
Где же та тонкая грань, которую нельзя переступать журналистам? Когда внутренние этические принципы перестают работать, в силу вступают международные рекомендации и даже государственное законодательство.
Крайней мерой является вмешательство государства в деятельность СМИ. Чтобы не допустить ограничения свободы журналистики, были созданы многочисленные органы самоконтроля, которые обязывают журналистов соблюдать непреложные этические принципы.
Увы, главный для журналистов этический документ России — Кодекс профессиональной этики российского журналиста (одобренный Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 г.) — не дает ответа на сомнения, возникающие в этой сфере деятельности, а медицинская журналистика, безусловно, нуждается в особых “этических регуляторах”.
В отечественном кодексе мы можем обнаружить лишь несколько общих положений, среди которых следующие: “Журналист распространяет и комментирует только ту информацию, в достоверности которой он убеж-
Врачи и журналисты
ден и источник которой ему хорошо известен. Он прилагает все силы к тому, чтобы избежать нанесения ущерба кому бы то ни было ее неполнотой или неточностью, намеренным сокрытием общественно значимой информации или распространением заведомо ложных сведений”, “журналист обязан безусловно избегать употребления оскорбительных выражений, могущих нанести вред моральному и физическому здоровью людей”, “журналист сознает, что его профессиональная деятельность прекращается в тот момент, когда он берет в руки оружие” (Кодекс профессиональной этики российского журналиста).
В Кодексе подробно описана необходимость быть правдивым, воздержаться от разжигания конфликтов, не подвергаться влиянию общественного мнения или авторитетов, не обвинять заранее. Можно сказать, что, по сути, эти нормы регулируют работу журналистов общественно-политических изданий, имеющих дело с политикой, экономикой, войнами или криминальным миром, но как действовать тем, кто сталкивается с болезнями во всех их проявлениях, не сказано практически ничего.
Можно обратить внимание лишь на пункт, касающийся журналистского расследования: “Только защита интересов общества может оправдать журналистское расследование, предполагающее вмешательство в частную жизнь человека. Такие ограничения вмешательства неукоснительно выполняются, если речь идет о людях, помещенных в медицинские и подобные учреждения”. Увы, медицинская журналистика не ограничивается лишь этой ситуацией. К тому же мы можем вспомнить массу случаев, когда эта, единственная важная для наших медицинских журналистов, норма нарушается.
Конечно, нельзя недооценивать значение этого документа для нашей страны. Но сейчас определенно существует необходимость дополнения.
В данном вопросе можно смело брать в пример немецкую этику. Прежде чем рассказать о мерах воздействия на журналистов в Германии, необходимо понять, что подразумевается под словом “этика” во всем мире.
Понятие этики
Рушворд Киддер, основатель Института мировой этики, называет этику подчинением неписаным законам (the obedience to the unenforceable), т.е. журналисты должны следовать своим собственным правилам, следить за честностью своих репортажей и не полагаться на государство или какие-либо законы или органы, указывающие им, как им делать то, что они делают.
К понятию этики каждая наука подходит по-разному. Юристы связывают латинский корень слова “этический” с понятиями “обычай”, “привычка”, “нрав”. В философии этика рассматривается еще и как научная дисциплина, предметом которой служит общественная мораль. Что же касается так называемой нормативной этики СМИ, то здесь существуют правила поведения, принятые в журналистской среде и понимаемые ею как нравственные нормы.
Надо отметить, что хотя этика носит нормативный характер, а при составлении кодексов вводятся обязательные правила, регулирующие деятельность журналистов, она не имеет отношения к органам законодательной власти. Этические стандарты формулируются самими профессиональными сообществами и являются результатом договоренностей внутри определенной корпорации или даже страны. Тем не менее нарушение норм, как и нарушение законов, предполагает наказание виновника.
Соблюдение этики контролируется органами, созданными по инициативе профессионально-корпоративной общественности. К ним относятся, например, советы и комиссии по этике. Главным механизмом воздействия для них является моральное осуждение проступка коллеги или редакции.
Крайней формой принуждения будет изоляция нарушителя от коллектива коллег — например, в форме отказа от сотрудничества с ним или исключения из состава профессиональной ассоциации.
Необходимо также отметить одно из важнейших отличий этических норм от законов: законы и другие нормативные акты вступают в силу после их официального опубликования в виде текстов, а морально-этические
Медицина и общество
установления существуют не только в письменно-документальной форме, но и в качестве устных договоренностей, традиций, общепринятых принципов поведения. Кроме того, в юридической практике немыслимо выносить приговор самому себе — а нарушитель морально-этических предписаний может назначить себе наказание и исполнить его.
Представители СМИ всех частей света, принявшие Международные принципы профессиональной этики журналиста (консультативная встреча под эгидой ЮНЕСКО, 1983 г.), согласились в том, что на основе этих принципов должны создаваться национальные и региональные кодексы, причем каждая профессиональная организация примет их так, как сочтет подходящим для своих членов. С 1994 г действует Кодекс профессиональной этики российского журналиста, получивший общенациональное распространение, в Финляндии — Рекомендации для журналиста и т.д.
Таким образом, все европейские государства разрабатывают этические принципы и нормативы, стремясь к общему идеалу. Одной из самых разработанных и влиятельных систем самоконтроля является немецкая.
“Принципы публицистики" в Германии
“Принципы публицистики” были разработаны Германским советом по делам печати совместно с объединениями прессы в 1973 г. Главный принцип публицистики звучит так: уважение к правде и правдивое информирование общественности — высшая заповедь печати. Эта заповедь касается и договоров об исключительных правах, и предвыборных мероприятий, вопросов, фотографий и многого другого.
Особенно важен пункт № 8.3, касающийся болезней. Так, телесные и психические заболевания и недостатки являются личным секретом затронутого лица. Исходя из интересов данного лица и его близких, печать в таких случаях должна отказываться от публикации имен и фотографий и избегать негативных тонов при описании болезни или больницы, даже если это принято народной молвой. Известные деятели современности и после смерти должны быть защищены от дискриминационных разоблачений. Вспомнить хотя бы один из
недавних примеров с Майклом Джексоном — попытки выяснить, что он ел, какие лекарства принимал, фотографии в инвалидном кресле. Людям это действительно интересно, но не аморально ли это с точки зрения близких звезды?
Особое значение имеет освещение случаев самоубийства, здесь необходимо проявлять сдержанность. Это особенно касается публикации имен и подробного освещения сопутствующих обстоятельств. Исключения допускаются, например, тогда, когда речь идет о важном событии современности, представляющем интерес для общественности.
Также запрещено неподобающее освещение событий, когда человек низводится до уровня объекта, до уровня простого средства. “Это происходит, прежде всего, в тех случаях, когда публикуются материалы об умирающих или о страдающих телесными или психическими заболеваниями людях в такой форме, которая выходит за пределы общественного и читательского интереса”.
Печать не должна переходить границы, когда исчезает должное уважение к страданиям жертв и чувствам их близких. “Те, кого постигло несчастье, не должны повторно становиться жертвами в результате того или иного освещения событий”.
В немецком кодексе вопрос неоправданной сенсационности прописан очень четко: “следует избегать неподобающей сенсационности, которая могла бы вызвать у читателей необоснованные опасения или надежды. Результаты научных исследований на их ранней стадии нельзя представлять как уже окончательные или почти окончательные”.
Особенно остро эта проблема стоит сегодня перед российской медицинской журналистикой. И вот уже все готовы лечиться стволовыми клетками, а нанотехнологии — единственный способ введения лекарственных препаратов. Хотя в научном мире эти вопросы находятся на стадии изучения, далекой от завершения.
Очень внимательно следует относиться к медицинским или фармацевтическим научным исследованиям. “При публикации материалов о якобы успехах или неудачах в области медицинских или фармацевтических исследований, нацеленных на борьбу с болез-
Врачи и журналисты
нями, требуется соблюдать тщательность и ответственность. В тексте и в самой подаче материала следует опустить всё, что может вызвать у больных и их близких необоснованную и не соответствующую действительному положению дел в области медицинских научных исследований надежду на излечение в ближайшее время. С другой стороны, критические и прочие односторонние публикации относительно болезней, по поводу которых высказываются противоречивые мнения, не должны вызывать чувство неуверенности у больных и ставить под вопрос возможный успех терапевтических мер”. Наверное, самым ярким примером могут служить обсуждения возможности излечения онкологических заболеваний. Неуверенность и страх, порожденные СМИ, приводят к позднему обращению к врачу, затрате денег на ненужные и бесполезные средства лечения, а также уменьшению шансов на выздоровление.
Как воздействовать на нарушителей “Принципов публицистики”? Этический кодекс немецких журналистов основным средством считает воздействие через публичную огласку самого факта нарушения.
Премии для “этичных журналистов”
Этические принципы и отношение к ним граждан Германии действительно оказывают огромное влияние на функционирование СМИ. В 2006 г. престижную журналистскую премию “В центре — человек” получил репортаж, позитивно отражающий эвтаназию детей в Голландии. Лютеранское информационное агентство Idea быстро распространило эту новость. Якобы в статье швейцарского журналиста Эрвина Коха, которая глумливо называется “Добрая смерть”, подробно описывается убийство неизлечимо больных и неполноценных новорожденных детей. Кох детально анализирует научные и этические аргументы, согласно которым голландская клиника может легально убивать невинных детей. Немецкие церкви, а также все парламентские фракции Бундестага выступили с решительным протестом против присуждения награды апологету детоубийства.
В итоге жюри, вручая журналисту приз в размере 12000 евро, оговорилось, что это вовсе
не означает, что учредители премии согласны с авторской позицией и каким-либо образом поддерживают голландские практики эвтаназии. Поводом же для вручения приза стало признание журналистской дотошности автора, которому удалось эмоционально и интеллектуально представить читателям границы человеческой этики.
Написать материал, соответствующий этическим нормам, фактически выверенный, интересный для читателей и в то же время не ущемляющий прав героев повествования, — задача невероятно трудная, но это именно то, что сейчас особенно ценит европейское общество. Особенно значимые материалы даже отличают специальными премиями. Начиная с 2003 г. Союзом медицинских журналистов Германии авторам наиболее животрепещущих и интересных журналистских работ на медицинскую тематику присуждается Премия европейских журналистов.
Международная этика
Правила Кодекса действуют только на территории Германии, а для Европейской коммуникационной сети здравоохранения ВОЗ фондом Рге88^18е в сотрудничестве с Международной федерацией журналистов и европейскими корреспондентами, пишущими на темы здоровья, были разработаны “Руководящие принципы для корреспондентов, специализирующихся на теме здоровья”. Среди этих принципов были заявлены следующие. Пункт 1: Прежде всего, старайтесь не навредить. Права человека и общественные интересы превыше всего. Пункт 2: Старайтесь досконально во всем разобраться. Перепроверяйте факты и источники, даже если под угрозу поставлены сроки выполнения задания. Пункт 7: Всегда уважайте частную жизнь больных, инвалидов и их семей. Пункт 8: Думайте о последствиях подготавливаемых вами материалов. Помните, что после того, как СМИ потеряют к больным и инвалидам интерес, их ждет впереди еще долгая жизнь. Особенно это касается детей. Пункт 9: Никогда не вторгайтесь в личное горе людей. Уважайте чувства безутешных людей, особенно когда дело касается стихийных бедствий. По мере возможности избегайте крупноплановой фо-
Медицина и общество
то- и видеосъемки пострадавших и их семей. Пункт 10: В случае сомнений в достоверности информации воздержитесь от ее сообщения.
Учитывая то, что СМИ являются “гласом народа”, государственное регулирование должно быть максимально мягким. Но полная свобода невозможна до тех пор, пока журналисты не осознают важность осторожного подхода к теме “здоровья” и не только, а также необходимости добровольно и активно участвовать в решении существующих проблем. Именно поэтому во многих странах сегодня формируются механизмы саморегулирования СМИ. Цель добровольного ограничения свободы прессы — определить и укрепить этические нормы журналистики.
Часто отклонение от этих норм вызвано недостатком специального (медицинского) образования и информации у журналистов. К сожалению, до создания специальных кафедр медицинской журналистики в РФ, которые уже давно существуют, например, в Америке, еще далеко. Тем не менее повышение уровня грамотности в вопросах здоровья специалистов немедицинского профиля, работа которых влияет на здоровье нации, — вполне выполнимая задача, которая стоит сегодня перед врачами. Примером успешного взаимодействия врачей и СМИ вполне может служить функционирование специализированных медицинских изданий и журналов о здоровом образе жизни.
Рекомендуемая литература
Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. М.: Мысль, 1991. 255 с.
Вороненкова Г.Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного
общества: национальное своеобразие
средств массовой информации Германии. М.: Языки русской культуры, 1999. 640 с.
Воронин О.А. Гендерная экспертиза законодательства РФ о СМИ. http://www.medialaw.ru/ publications/books/gender/4-5.html (дата обращения: 09.06.2010).
Кодекс профессиональной этики российского журналиста // Союз журналистов России. http://ruj.ru/about/codex.htm (дата обращения: 09.06.2010).
Корконосенко С.Г. Правовая и этическая культура журналиста. http://evartist.narod.ru/text5/ 65.htm (дата обращения: 09.06.2010).
Олсон Э. Проблемы журналистской этики в теории и практике СМИ посткоммунистичес-кой России. М., 1999. С. 13.
Премией Европейских Журналистов награждается... // Bayer Schering Pharma.
http://www.bayerscheringpharma.ru/ scripts/pages/ru/press/archive/premia.php (дата обращения: 09.06.2010).
Профессиональная этика журналиста: документы и справочные материалы. Принципы публицистики (Кодекс печати). http://www.gdf.ru/books/books/liberty/ 0032.shtml (дата обращения: 09.06.2010).
Чиликина Л. Этические проблемы “расследовательской журналистики” // Библиотека центра экстремальной журналистики. http: / /www. library. cjes.ru/ online/ ?a=con&b_id=468 (дата обращения: 09.06.2010).
Шиллингер Э. Проблемы и перспективы развития журналистской этики в России // Бюро ЮНЕСКО в Москве. http://www.unesco.ru/ files/cd/ci-acts/books/self1/09.html (дата обращения: 09.06.2010).
Doctors and Journalists: Persistent Opposition or a Voluntary Coalition (Experience of German Mass-media)
N.A. Chukaeva
The article is devoted to consideration of a problem of interaction between doctors and mass-media. Possibilities of non-confrontation on an example of functioning of specialized medical editions in Germany are discussed. Ethical standards of medical journalists’ work are presented.
Key words: specialized mass-media in Germany, doctors and journalists, public health services, ethical standards.