Научная статья на тему 'Врачебно - педагогический контроль спортсменов'

Врачебно - педагогический контроль спортсменов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
534
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
врачебно-педагогическое наблюдение / текущий контроль / постнагрузочные изменения / физическая работоспособность / пульсовое давление / medical-pedagogical supervision / monitoring / postnagruzochnye changes / physical performance / pulse pressure

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — М. В. Назарова, Л. В. Бабенко

Для контроля за состоянием здоровья и физической подготовленности спортсмена, решения вопросов восстановительного лечения или перехода спортсмена на новый (усиленный)тренировочный режим, проводится врачебнопедагогическое наблюдение. Врачебно-педагогическое наблюдение это совместная работа врача, тренера и спортсмена. Медицинское обеспечение тренировочного процесса предполагает проведение следующих видов обследования: -первичного -ежегодного -углубленного -дополнительного -этапного -текущего -срочного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — М. В. Назарова, Л. В. Бабенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sport training medical and pedagogical control

Medical control is a basic part of all sports medicine work. By controlling proper biological loads, we can find out about the morpho-functional state of an athlete at any training or competitive stage. This ensures that the necessary measures can be taken to prevent illness or injury to achieve good performance in a particular sport. When information gathered by the doctor during routine pedagogical, laboratory and on-field tests is discussed with the sport’s technical specialists, better results can be achieved. Controlling psychological aspects also plays an important role in the attainment of the targets set. In today’s sport, proper biomedical and psychological control is a must. Coaches can only then be sure that their athletes will successfully complete their training programs. To monitor the health and physical fitness athlete, addressing rehabilitation and transition to a new athlete (reinforced) training regimen, conducted medical-pedagogical supervision. Health and teacher observation it is the joint work of the doctor, coach and athlete. Medical support of the training process involves carrying out the following types of surveys: primary-annual -depth extra-stage the current-term

Текст научной работы на тему «Врачебно - педагогический контроль спортсменов»

ВЕСТНИК КАЗНМУ, №2-2012

364

Спopтивнaя медицинa Sports Medicine

ВРАЧЕБНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ СПОРТСМЕНОВ

М. В. Назарова, Л. В. Бабенко Учебно-тренировочный центр Спортивный клуб армии Министерства обороны РК

Для контроля за состоянием здоровья и физической

подготовленности спортсмена, решения вопросов

восстановительного лечения или перехода спортсмена на новый

(усиленный)тренировочный режим, проводится врачебно-

педагогическое наблюдение. Врачебно-педагогическое

наблюдение - это совместная работа врача, тренера и

спортсмена. Медицинское обеспечение тренировочного

процесса предполагает проведение следующих видов

обследования:

-первичного

-ежегодного

-углубленного

-дополнительного

-этапного

-текущего

-срочного

Ключевые слова: врачебно-педагогическое наблюдение, текущий контроль; постнагрузочные изменения; физическая работоспособность, пульсовое давление

Sport training medical and pedagogical control

MV Nazarov, L. V. Babenko

The training center Sport Army Club

Ministry of Defence of the Republic of Kazakhstan

Medical control is a basic part of all sports medicine work. By controlling proper biological loads, we can find out about the morpho-functional state of an athlete at any training or competitive stage. This ensures that the necessary measures can be taken to prevent illness or injury to achieve good performance in a particular sport.

When information gathered by the doctor during routine pedagogical, laboratory and on-field

tests is discussed with the sport's technical specialists, better results can be achieved.

Controlling psychological aspects also plays an important role in the attainment of the targets set. In today's sport, proper biomedical and psychological control is a must. Coaches can only then be sure that their athletes will successfully complete their training programs.

To monitor the health and physical fitness athlete, addressing rehabilitation and transition to a new athlete (reinforced) training regimen, conducted medical-pedagogical supervision. Health and teacher observation - it is the joint work of the doctor, coach and athlete. Medical support of the training process involves carrying out the following types of surveys:

primary-annual -depth extra-stage

the current-

-term

Keywords: medical-pedagogical supervision, monitoring, postnagruzochnye changes, physical performance, pulse pressure

Спортшыларды дэркерлш-педагогикалык бакылау

М. В. Назарова, Л. В. Бабенко

^органыс MUHucmpnisi 9CKepiHiht Спортты; клуб о;у-жаттыгу орталыгы

ТУЙ1НДЕМЕ:

Спортшыныц денсаулык жагдайын жэне дене шыныктыруга даярлыгын бакылау Yшiн, калпына кел^ретт емдеу мэселелерт шешу немесе спортшыны жаца (^шейттген) жаттыгу тэр^бше ауыстыру Yшiн дэркерлш-педагогикалык бакылау жYргiзiледi. Дэркерлт-педагогикалык бакылау - бул дэркердН жаттыктырушыныц жэне спортшыныц бiрлескен жумысы. ЖаттыГу процеан медициналык камсыздандыру барысында тексерудЩ келес тYрлерiн жYргiзу жоспарлануда:

- алгашкы

- жыл сайынгы

- терецдеттген

- косымша -сатылы

- агымдык

- жедел

Кмтпк сездер: дэркерлт-педагогикалык бакылау, агымдык бакылау; жYктемеден кейшп езгер^тер; дене-^ш жумыстарына кабтетплт, тамыр согу кысымы

Целью текущего контроля является определение степени выраженности постнагрузочнных изменений, функционального состояния ведущих органов и систем организма. Под влиянием рациональным занятиям спорта в сердце спортсмена происходят морфологические и функциональные изменения, являющиеся адаптационным и биологическим процессам . они выражаются в физиологической дилятации и гипертрофии сердца.

Физиологическая дилятация способствует увеличению в покое резервного объема крови находящегося в полостях сердца. При нагрузке это проявляется в увеличении систолического объема крови . Благодаря физиологической гипертрофии мышц сердца , увеличивается сила сердечных сокращений. Функциональной особенностью сердца спортсмена является экономизация работы сердца в покое и повышения производительности в процессе физической нагрузки. В покое регистрируется брадикордия, снижения АД, замедления скорости тока артериальной крови, удлинения диастолы, повышения систолического объема крови. В процессе физической нагрузке регистрируется увеличение ударного объема крови , повышения систолического внутрисердечного давления. Перкуторно определяется расширения сердечной тупости влево на 1-1.5 см. при аскультации сердца у спортсменов часто (30%) выслушиваются глухие тоны. Причиной является мощное развитие мускулатуры грудной клетки ухудшающая проводимость звуков сердца, а также повышается тонус блуждающего нерва. На ЭКГ чем больше длительность интервала PQ. Тем слабее 1 тон. Систолические шумы функционального происхождения частое явление у спортсменов(25-50%). ЭКГ спортсменов в покое : -интервал PQ нередко удлинен

-внутрижелудочковая проводимость QRS в тех же пределах -длительность электрической систолы интервала QT у спортсменов , где чаще применяются нагрузки на выносливость , может быть несколько больше.

А. А. Бутченко много занимающийся изучением особенностей ЭКГ у спортсменов отмечает следующие : умеренную и выраженную синусовую брадикордию, синусовую аритмию, низкие зубцы Р, зубцы Т большой амплитуды, высокий вольтаж комплекса QRS, смещение сегментов ST выше изолинии до 3.5 мл.. вертикальная и полувертикальная позиция сердца, часто отклонение электрической оси сердца в право . Для оценки деятельности сердечно-сосудистой системы спортсменов и определение их адаптационных возможностей к физическим нагрузкам мы наблюдали 40спортсменов военного колледже спорта ЦСКА МО РК. Виды спорта: художественная гимнастика, спортивная гимнастика, прыжки на батуте. Наблюдение с нагрузкой проводились 3 раза в неделю:

1. На следующий день после дня отдыха.

2. На следующий день после наиболее тяжелой тренировке

3. На следующий день после умеренной тренировке Наблюдались спортсмены в течение одного года. Функциональную пробу проводили сразу после тренировки. Определялась направленность и степень выраженности сдвигов базовых гемодинамических показателей пульса и давления под влиянием физической нагрузки различной направленности . у обследуемых в состоянии покоя (5 мин. Пребывания в положении сидя, в расслабленном состоянии) измерялось АД и пульс до получения стабильных показателей .Затем предлагалось выполнить (не снимая тонометрической манжеты) две стандартных нагрузки. Первая 20 приседаний за 30 секунд. Вторая-2-х минутный бег на месте в темпе 180 шагов в минуту. Интервал отдыха между первой и второй нагрузкой 3 минуты. В течении трех минут первые 10 секунд каждой минуты замерялся пульс, а артериальное давление с 15 по 45 секунду каждой минуты.

В зависимости от направленности и степени выраженности сдвигов величин пульса и давления делались выводы о подготовленности спортсмена к тем или иным физическим нагрузкам.

Суммируя общие данные , предлагаем к рассмотрению наиболее характерные для данной группы спортсменов изменения.

Для оценки полученных данных за основу были взяты материалы В. В.Гориневской, где благоприятным считается

ВЕСТНИК КАЗНМУ, №2-2012

365

учащение пульса после функциональной пробы на 6-7 ударов за снижения минимального АД на 0-6 мм. рт. ст.

10 секунд, подъем максимального АД на12-22 мм.рт.ст. и Приводим полученные данные в виде таблиц.

Таблица №1_

Показания время ЧСС Мах Мт Тип реакции

исследования За 10 сек. АД АД

После 1-ой 1 мин. 23 140 70 нормотоническая

Дополнительной 3 мин. 11 120 75

нагрузки

После 2-ой 1 мин. 24 150 65 нормотоническая

Дополнительной 3 мин. 12 135 70

нагрузки

33 спортсмена показали нормотонический тип реакции. переходе на новый (усиленный тренировочный режим может

Воздействие нагрузок на организм данной группы спортсменов быть решен положительно.

оценивается как незначительная, в видимо в силу их высоких функциональных возможностей. В этом случае вопрос о

Таблица №2_

Показания время ЧСС Мах Мт Тип реакции

исследования За 10 сек. АД АД

После 1-ой 1 мин. 25 140 70 нормотоническая

Дополнительной 3 мин. 12 120 75

нагрузки

После 2-ой 1 мин. 30 115 Бесконечный тон Феномен

Дополнительной 3 мин. 18 105 бесконечного тона

нагрузки

Тренировочная нагрузка оказала чрезмерное воздействие на организм, вызвало значительное утомление ,что как правило находило отражение и в характеристики внешних признаков -утомление, бледность кожных покровов, повышенная потливость. В данных случаях уровень функциональных

Таблица №3_

возможностей организма оценен как не высокий, что является следствием либо отклонения в состоянии здоровья - в 3-х случаях, либо не высокого уровня тренированности - в 2-х случаях. Это противопоказания на новый тренировочный режим.

Показания время ЧСС Мах Мт Тип реакции

исследования За 10 сек. АД АД

После 1-ой 1 мин. 24 140 70 нормотоническая

Дополнительной 3 мин. 11 130 75

нагрузки

После 2-ой 1 мин. 28 160 80 Гипертонический тип

Дополнительной 3 мин. 14 160 85 реакции

нагрузки

Два спортсмена показали гипертонический тип реакции. В это группе провели дополнительное обследование ЭКГ и ЭХОКГ. Были обнаружены функциональные изменения патологического характера - перетренированность (на ЭКГ синдром ранней реполяризации желудочков). Этой группе спортсменов временно снизили нагрузки и провели восстановительное лечение. На основании выше изложенных данных следует сделать вывод, что врачебно педагогическое наблюдение очень важно в налаживание тренировочного процесса. Своевременный контроль приводит спортсмена к достижению высоких спортивных результатов.

Литература:

1. «Как определить тренированность спортсмена», И. В.Аулик 1987г.

2. «Спортивная медицина», Г. Г. Макарова 2005г.

3. «Врачебное наблюдение за спортсменами», Г.М.Куколевский 1975г.

4. «Определение и оценка физической работоспособности человека», Л.А.Бутченко, В.К. Ведерников, 1981г.

5. «Спортивная медицина», А.Г.Дембо, 1975г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.