Научная статья на тему 'Врачебно-педагогический контроль эффективности спортивной игры питербаскет в условиях уроков физической культуры'

Врачебно-педагогический контроль эффективности спортивной игры питербаскет в условиях уроков физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
194
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
питербаскет / радиальный баскетбол / здоровье формирующие технологии / медицинский контроль.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кожемов А. А., Хадарцев А. А., Несмеянов А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Врачебно-педагогический контроль эффективности спортивной игры питербаскет в условиях уроков физической культуры»

Кожемов А. А. к.п.н., доцент КБГУ kozh.aslan@mail.ru Хадарцев А.А.

д.м.н., акад. ЕАЕН, профессор, директор Медицинского института Тульского государственного университета

ahadar@yandex.ru

Несмеянов А.А.

д.м.н., профессор, академик РАЕН, директор клиники «НОРДМЕД», Санкт-Петербург org@piterbasket.com

ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ СПОРТИВНОЙ ИГРЫ ПИТЕРБАСКЕТ В УСЛОВИЯХ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Ключевые слова: питербаскет, радиальный баскетбол, здоровье формирующие технологии, медицинский контроль.

Использование подвижной игры питербаскет (радиальный баскетбол) в третьем уроке физической культуры, в младших и средних классах (1-8) оптимизирует деятельность функциональных систем организма школьников, формирует иммунитет к воздействию внешней среды, устойчивость к простудным заболеваниям.

По итогам общероссийского мониторинга состояния здоровья и физического развития детей, подростков и молодежи, проведенного в пяти федеральных округах, выявлено, что высокое физическое развитие имеют 9%, среднее 57% и низкое 34% младших школьников. Количество практически здоровых детей в России за последние годы сократилось с 61 до 46%. С переходом из класса в класс здоровье и уровень физической подготовленности школьников ухудшается. Эти факты подтверждают негативные тенденции действующей системы физического воспитания [5, 7, 11].

Предполагалось, что введение третьего урока физической культуры, объявление его обязательным к исполнению, существенно изменит негативные последствия, связанные с интенсификацией учебной, в основном умственной, деятельности учащихся и, как следствие, повысит объем их двигательного потенциала. Однако ввиду известных причин абсолютное большинство школ оказались не готовы к качественной организации третьего урока физической культуры (материальная база, 2 и 3-х сменная работа школы, кадры и др.) [1, 3, 4, 13, 14].

На основе анализа имеющегося арсенала возможностей современных технологий обучения, которые появились в последнее десятилетие, считаем целесообразным в качестве одного из способов совершенствования методики занятий по физической культуре рекомендовать прошедшую экспериментальную проверку новую игру с мячом - питербаскет.

Игра запатентована [6, 9, 12] обладает уникальной вариативностью, простотой и податливостью к целенаправленному совершенствованию функционального потенциала организма учащихся школы, их двигательной подготовленности и иммунитета к условиям внешней среды.

Цель исследования: проанализировать влияние занятий питербаскетом (радиальный баскетбол) на функциональные системы организма учащихся 1-8 классов (рост, вес, ЧСС, экскурсия грудной клетки, ответная реакция ССС на кратковременную 40 сек., максимальную нагрузку) и динамику заболеваемости.

Объект исследования: учащиеся 1-8 классов, занимающиеся по разным программам третьего урока физической культуры, в контрольных классах уроки национального танца, в экспериментальных - игра питербаскет (радиальный баскетбол).

Задачи исследования: выполнить анализ характерных изменений ростовесовых показателей, ЧСС, время восстановления после кратковременной (40 сек) максимальной нагрузки, экскурсии грудной клетки, динамику устойчивости к сезонным заболеваниям.

Организация исследования: исследование проводилось в течение 2013-2014 учебного года на базе общеобразовательной средней школы № 3 г Нальчика. В эксперименте приняло участие 304 учащихся 1-8 классов, которые были распределены по возрастным группам (1-4 и 5-8 классы) внутри соответствующих возрастов, по методу случайной выборки они распределялись на контрольные и экспериментальные классы.

В контрольных классах уроки физической культуры проводились по 102 часовой программе (3 урока в неделю, причем третий урок проводился как урок национальных танцев).

В экспериментальных классах третий урок также как и в контрольных (всего 34) проводился по авторской программе в условиях игры питербаскет (радиальный баскетбол).

Содержание решаемых в каждом классе задач, за исключением третьего урока, полностью совпадало как в экспериментальных, так и в контрольных классах.

За основу взята идея игры в баскетбол, но колец не одно, а три, расположенных в виде треугольника установленных на одной стойке в центре круглой площадки. (рис. 5)

(Хотачения

1 - линия, ограничивающая эону трех секунд (R--3 м);

2 - линия, ограничивающая зону трехочковых бросков, одновременно. она же линия разрешения спорных мячей. (R 6 м);

3 - граница игрового поля м);

4 - линия, отделяющая зону расположения секретарского стола, скамеек команд, мест для болельщиков;

5 - линия штрафных бросков:

6 - окружность штрафного броска:

7 - баскетбольная стойка: 8. Я 10- баскетбольные щиты: 11, 12, 13 - баскетбольные корзины; 14 - места для судей-секретарей, скамеек команд, болельщиков.

Рисунок 5.

Игровая площадка для питербаскета

Высота колец регулируется от 115 см до 305 см. Как показали результаты 6-летних экспериментальных исследований, необычное расположение колец, существенно расширяет возможности игрового пространства и тем самым делает задачу забрасывания мяча в одно из трех колец еще более увлекательной и моторной [10].

Для проверки гипотезы оздоровительного эффекта и изменения показателей здоровья учащихся 1-8 классов нами использовались следующие медико-биологические тесты (ростовесовые, экскурсия грудной клетки, ЧСС - период восстановления после кратковременной до 40 сек, максимальной нагрузки, динамика заболеваемости школьников в течение учебного года).

Данные обследования, полученные в начале эксперимента, показали, что т - средняя ошибка среднеарифметического отклонения между учениками младших классов (1-4) в экспериментальных и контрольных группах не имели достоверных различий, также как и между учащимися 5-8 классов(р>0,05)

Анализ показателей здоровья в конце учебного года (после эксперимента) при повторном тестировании выявил достоверно меньшие случаи заболеваемости в экспериментальных классах, в которых на уроках физической культуры использовалась адаптированная подвижная игра питербаскет (в 1-2 классах) и спортивная (в 3-8 классах) игра питер-баскет. (табл. 1)

Таблица 1

Динамика заболеваемости учащихся экспериментальной и контрольной групп 1-8 классов

2012-2013 и 2013-2014 уч/г.

Хронические и простудные заболевания, в том числе ОРВИ, грипп

Классы Экспериментальные классы Контрольные классы

n = 202 чел. n = 201 чел.

До экспер. (нач. уч. года) После экспер. (конец уч. года) До экспер. (нач. уч. года) После экспер. (конец уч. года)

Кол-во человеко-дней Кол-во человеко-дней Кол-во человеко-дней Кол-во человеко-дней

1. 9962 5306 (46,7%) 9817 8568 (12,7%)

2. 9012 6005 (33,6%) 9316 8432 (9,4%)

3. 10461 5146 (50,1%) 8786 7928 (9,8%)

4. 6180 3982 (35,3%) 6212 5012 (19,4%)

5. 8121 6376 (21,5%) 7962 7011 (12%)

6. 6314 4127 (34,7%) 7134 4912 (31,8%)

7. 13 141 10 211 (22,7%) 13 442 1 1398 (15,3%)

8. 6133 4312 (29,6%) 7314 5912 (19,1%)

Примечание: во второй и четвертой колонках приведены сравнительные данные по заболеваемости учащихся 1-8классов в 2013-2014 уч. году, в первой и третьей данные по заболеваемости в 2012-2013уч. году.

Таким образом, двигательная активность - это одно из условий полноценной жизнедеятельности организма, что подтверждается результатами наших исследований. В экспериментальных классах количество заболеваний уча-

~á£

щихся 1-8 классов, в среднем сократилось на 38,2 процента, в контрольных - 13,07 процента. Следует отметить, что соматическое развитие учащихся в своей сущности направленно на увеличение функциональных возможностей организма и является неотъемлемым компонентом адаптации в том числе к условиям внешней среды. Считаем, что невысокая динамика снижения процента заболеваний в контрольных классах (13,07) является в том числе результирующим эффектом не столько специфических процессов роста и развития учащихся, сколько адекватности учебных и физических нагрузок.

Результаты исследования

В результате экспериментальных исследований был отмечен некоторый рост показателей физического развития и улучшения функциональных систем организма учащихся 1-классов.

В начале учебного года, по результатам корреляции показателей физического развития и функциональных изменений, в соответствующих возрастных группах учащихся (5-8 классы) достоверных различий не обнаруже-но.(Р>0,05)

После эксперимента (в конце учебного года) изменения показателей роста учащихся в соответствующих возрастных группах были незначительными и не имели достоверных корреляционных различий, как в контрольной так и в экспериментальной группах в 1-8 классах (р>0,05), однако в экспериментальных классах динамика роста мышечной массы несколько выше, чем в контрольных (около 2 кг,) (табл. 2)

Таблица 2

Изменения общих характеристик показателей здоровья учащихся 1-8 классов по полу

(мальчики, девочки)

Экспериментальные классы Контрольные классы Достоверность различий при р<0.05

1-4 кл. 5-8 кл. 1-4 кл. 5- кл.

Контрольные тесты (ср. показ. по школе) п=96 (М=40; Б=56) п=106 (М=59; Б=47) п=102 (М=48; Б=54) п=98 (М=50; Б=48)

М±т М±т М±т М±т 1/2 3/4 5/6 7/8 1/5 2/6 3/7 4/8

До экспер. После экспер. До экспер. После экспер. До экспер. После экспер. До экспер. После экспер.

1 2 3 4 5 6 7 8

1. Рост 136.18 137.1 146.07 150.36 135.7 136.4 144.6 146.21 > > > > > > > <

±0.99 ±1.64 ±0.76 ±1.22 ±0.9 ±.32 ±0.58 ±1.22

2. Вес 36.41 37.08 39.56 41.06 36.58 36.5 38.07 39.3 > > > > > > > <

±0.75 ±1.22 ±0.82 ±0.36 ±0.83 ±0.41 ±1.6 ±0.71

3. Экск. гр. 4.52 7.52 5.02 8.47 4.48 5.52 5.05 6.00 < < < > > < > <

клетка (см) ±0.31 ±0.82 ±0.31 ±0.30 ±0.17 ±0.27 ±0.57 ±0.21

4. ЧСС - пе-

риод восста- 2.50 1.00 1.50 0.50 2.35 1.50 1.48 1.25 < < < > > < > <

нов. после ±8 ±4 ±3 ±2 ±4 ±7 ±3 ±4

нагрузки

Прирост показателей экскурсии грудной клетки достоверен (р<0,05) в экспериментальных классах 1-4 (до эксперимента 4,52 + 0,31; после 7,52 + 0,82), 5-8 классы соответственно (5,02 + 0,31; 8,47 + 0,30), в контрольных классах в соответствующих возрастных группах наблюдалось также некоторое увеличение, что в известной степени можно отнести к особенностям естественного биологического развития, прирост недостоверен: 1-4 классы (4,48 + 0,17; 5,52 + 0,27), 5-8 классах (5,05 + 0,57; 6,0 + 0,21), (р>0,05). Сравнительный анализ показал преимущество экспериментальной программы с применением модернизированной игры питербаскет. У школьников экспериментальных классов, в отличие от учащихся контрольных отмечается повышенное кислородно-транспортное и питательное обеспечение мышечной работы, что в свою очередь сопровождалось существенным сокращением периода восстановления после максимальной (40 сек.) нагрузки. Есть все основания полагать, что ведущим фактором выявленных изменений к концу учебного года являются не столько естественные процессы роста и развития в ходе онтогенеза учащихся, сколько адекватность или неадекватность учебных и физических нагрузок. Не менее значимо более глубокое изучение и вегетативного компонента адаптации, поскольку адаптивные возможности учащихся начальной и средней школы в значительной степени определяются и лимитируются уровнем функционирования кардиореспираторной системы. Базальные значения изучаемых параметров гемодинамики (период восстановления ЧСС после макс. 40 сек. нагрузки, экскурсия грудной клетки) достоверно лучшие в экспериментальных (р<0,05) классах чем в контрольных, свидетельствуют о более высоких возможностях ССС учащихся экспериментальных классов.

Выводы

Мышечная система в результате организации активных, разнообразных двигательных действий в специфических условиях, возникающих в ходе игры в питербаскет, обеспечивает не только локомоторные функции, но и оказывает стимулирующее воздействие на все важнейшие системы организма.

В процессе адаптации к физической нагрузке увеличивается число ядер и миофибрилл в мышечных волокнах. Динамическая нагрузка в ходе игры в питербаскет в отличие от традиционных форм организации других подвижных

и спортивных игр, обеспечивает увеличение объема кровотока за счет увеличения ЧСС, что в свою очередь сочетается с совершенствованием восстановительных процессов во время диастолы. Наблюдается фазовый характер регулируемой гиподинамии и увеличение объема легочной вентиляции, увеличение емкости капиллярной сети в мышцах, процессов восстановления сердечнососудистой и дыхательной систем.

Список литературы

1. Бальсевич В.К. Что необходимо знать о закономерностях регулярных занятий физическими упражнениями // Физическая культура: Воспитание. Образование. Тренировка. 1997. - № 3. - С. 51-54.

2. Брагинский М.Я., Еськов В.М., Климов О.В. К вопросу о произвольности в непроизвольном микродвижении конечности человека (треморе) // Вестник новых медицинских технологий. - Тула, 2002. -№ 3. - С. 42-45.

3. Вавилов Ю.Н. Концептуальные предпосылки перестройки школьной системы физического воспитания в СССР // Теория и практика физической" культуры. 1990. - № 10. - С. 2.

4. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. - М.: Просвещение, 1991. - 65 с.

5. Вайнбаум Я.С. Физические упражнения и здоровье школьников // Физическая культура в школе. 1993. - № 2. - С. 59.

6. Ватерпитербаскет / Положительное решение на выдачу патента на товарный знак по заявке № 2003117208/20 (019085) от 11.06.2003.

7. Винарская E.H., Суслов В.Н., Фирсов Г.И. Интегративно-синергический аспект проблемы оценки функционального состояния человека // Функциональное состояние и здоровье человека. - Ростов-на-Дону, 2006. - С. 228-230.

8. Еськов В.М., Козлова В.В., Голушков В.Н. Сравнительный анализ и синтез физиологических параметров организма студентов Югры в фазовых пространствах состояний // Теория и практика физической культуры. 2011. - № 11. - С. 88-94.

9. Питербаскетвалид / Положительное решение на выдачу патента на товарный знак по заявке № 2003123276/20 (025025) от 16.07.2003.

10. Кожемов А.А., Несмеянов А.А., Черкесова Л.З., Коноплева А.Н. Развивающая технология физического воспитания младших школьников на основе использования игры - радиальный баскетбол (питербаскет) // Адаптивная физическая культура. 2010. -№ 2 (42). - С. 34-35.

11. Мини-питербаскет. Правила соревнований / Пособие для тренеров. Под общей редакцией проф. Несмеянова А.А. - СПб.: Га-лея принт, 2012. - 28 с.

12. Несмеянов А.А., Несмеянов П.А., Несмеянов Д.А. Спортивная игра с мячом «Питербаскет» / Свидетельство на полезную модель No 28828 от 20.04.2003.

13. Портных ЮИ, Фетисова СЛ; Дидактика игр в школе, уч. пос., изд-во РГПУ им. НИ Герцена. - Санкт-Петербург, 2003. - С. 261.

14. Несмеянов АА, Кожемов АА, Хадарцев АА, Питербаскет и здоровье человека: Монография. - Тула: Тульский полиграфист. -214 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.