Научная статья на тему 'Врач К. С. Кемарский видный организатор среднего медицинского образования и общественный деятель'

Врач К. С. Кемарский видный организатор среднего медицинского образования и общественный деятель Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

CC BY
109
40
Поделиться
Ключевые слова
К. С. КЕМАРСКИЙ / ГРОДНО / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВИВАЛЬНЫЕ БАБКИ / ФЕЛЬДШЕРИЦЫ-АКУШЕРКИ / ИМЕННЫЕ СТИПЕНДИИ / K.S. KEMARSKY

Аннотация научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Игнатович Ф. И.

Статья посвящена К. С. Кемарскому (1847-1922), видному врачу и общественному деятелю. В течение 42лет он бессменно возглавлял Гродненскую повивальную и акушерско-фельдшерскую школу. Им подготовлено около 700 средних медицинских работников. Занимался медицинской благотворительностью. В Гродненском медицин­ском колледже учреждены две стипендии, носящие его имя.

DOCTOR K.S. KEMARSKIY – A PROMINENT ORGANIZER OF SECONDARY MEDICAL EDUCATION AND A PUBLIC FIGURE

The article is devoted to K.S. Kemarsky (1847-1922), a prominent doctor and public figure. For 42 years he had headed Grodno Obstetrical and Medical Assistance School. He has trained about 700 of nurses. He was involved in the medical charity as well. Grodno Medical College has instituted 2 scholarships bearing his name.

Текст научной работы на тему «Врач К. С. Кемарский видный организатор среднего медицинского образования и общественный деятель»

Журнал ГрГМУ 2011 № 1

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

УДК 61(092) «Кемарский»

ВРАЧ К.С. КЕМАРСКИЙ - ВИДНЫЙ ОРГАНИЗАТОР СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ

Ф.И. Игнатович, к.м.н.

Гродненское научное общество историков медицины

Статья посвящена К. С. Кемарскому (1847-1922), видному врачу и общественному деятелю. В течение 42лет он бессменно возглавлял Гродненскую повивальную и акушерско-фельдшерскую школу. Им подготовлено около 700 средних медицинских работников. Занимался медицинской благотворительностью. В Гродненском медицинском колледже учреждены две стипендии, носящие его имя.

Ключевые слова: К. С. Кемарский, Гродно, здравоохранение, медицинское образование, повивальные бабки, фельдшерицы-акушерки, именные стипендии.

The article is devoted to K.S. Kemarsky (1847-1922), a prominent doctor and public figure. For 42 years he had headed Grodno Obstetrical and Medical Assistance School. He has trained about 700 of nurses. He was involved in the medical charity as well. Grodno Medical College has instituted 2 scholarships bearing his name.

Key words: K.S. Kemarsky, Grodno, healthcare, medical education, midwives, medical assistants and obstetricians, scholarships.

В дореволюционной Беларуси, являвшейся окраиной Российской империи, постоянно ощущался недостаток медицинских кадров. В связи с этим многие передовые врачи не только по долгу службы, но и в порядке личной инициативы принимали все возможные меры к расширению их подготовки. Однако в XIX в., несмотря на неоднократные ходатайства прогрессивной

общественности, и в первую очередь врачей, добиться от российских властей открытия университета или хотя бы отдельного медицинского факультета так и не удалось [4]. Из-за недостатка врачей медицинская помощь населению, особенно проживающему в сельской местности, находилась на низком уровне. Не лучшим было положение и со средними медицинскими работниками, так как для их подготовки также не имелось специальных школ.

Ситуация еще более ухудшилась во второй половине XIX в., когда в империи в 1861 г. было отменено крепостное право. Крестьяне, освободившись от угнетения помещиков, лишились помощи немногочисленных медицинских работников, находившихся на их содержании. Особую остроту эта проблема приобрела в белорусских губерниях, где в 1864 г. не были введены земство и земская медицина. Сохранившиеся здесь Приказы общественного призрения из-за недостатка средств не в состоянии были улучшить медицинское обслуживание. Этим вынуждены были заняться, хотя и с промедлением, органы государственной власти. По «Высочайше» утвержден-

К.С. Кемарский

ному 24 декабря 1868 г. «Мнению» Государственного совета в каждом уезде, кроме уездного врача, дополнительно введены следующие должности: 1 сельский врач, по одному фельдшеру на каждые 7000 жителей и по 3 повивальные бабки.

Однако для переустройства здравоохранения в неземских губерниях не хватало фельдшеров и повивальных бабок, на которых в основном возлагалось медицинское обслуживание сельского населения. По «Высочайше» утвержденному 6 мая 1874 г. «Мнению» Государственного совета для их подготовки надлежало открыть специальные школы. Учитывая, что пока без среднего медицинского персонала не обойтись, за это взялись на общественных началах врачи-подвижники, проявлявшие живую заинтересованность в судьбе народа. Значительную помощь государству в активизации подготовки и повышения квалификации среднего медицинского персонала оказывали такие известные врачи, работавшие в Беларуси, как Н.М. Мандельштам, Г.Ф. Лебедев, А.Ф. Модестов, С.А. Липинский, В.В. Сченснович и др.

Среди них одно из видных мест по праву принадлежит Константину Семеновичу Кемарскому, сыгравшему важную роль в становлении и развитии среднего медицинского образования не только в Гродненской губернии, но и в целом в Беларуси. О его жизни и деятельности имеются пока единичные публикации, не раскрывающие полностью достигнутые им успехи [3, 6, 10]. Многие страницы 42-летней работы врача-подвижника в должности директора повивальной и акушерско-фельдшерс-кой школы остаются пока недостаточно изученными. Учитывая это, нами предпринято специальное исследование с использованием новых архивных документов и литературных данных.

Родился К.С. Кемарский, как следует из выявленной нами в историческом архиве (НИА РБ в Гродно) регистрационной врачебной карточки, 13 февраля 1847 г. в Харьковской губернии. На надгробном памятнике, сохранившемся в Гродно, указана такая же дата. По биографическим данным, содержащимся в формулярном списке, он является выходцем из обер-офицерских детей. После окончания с отличием в 1874 г. медицинского факультета Харьковского университета Константин Семенович был оставлен на 3 года в ординатуре при акушерской клинике. В дальнейшем ему суждено было надолго связать свою жизнь и деятельность с городом Гродно, где Министерством внутренних дел (в дальнейшем - МВД) предполагалось открыть повивальную школу [11, 12].

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

Журнал ГрГМУ 2011 № 1

Как установлено нами, первая попытка «учредить при Гродненской окружной лечебнице преподавание повивального искусства» предпринималась еще в 1868 г. Губернские власти, учитывая недостаток повивальных бабок, обратились к населению с предложением выделить из своей среды женщин, желающих посвятить себя этой профессии. Обучение должно было проводиться по программе Могилевского повивального института, но на платной основе и поэтому эта идея не получила поддержки у населения [13]. Тогда губернатор А.Е. Зуров по просьбе врачебного отделения губернского правления в

1874 г. возбудил перед правительством ходатайство о разрешении открыть повивальную школу за государственный счет.

В значительной мере эта инициатива является заслугой врача Даниила Акимовича Сибилева, ставшего предшественником К.С. Кемарского. Он родился в 1819 г. в Гродненской губернии, на казенный счет в 1843 г. окончил Харьковский университет. Находился на службе в Динабургском военном госпитале. После демобилизации занимался частной практикой в Волковыске. В 1872 г. был приглашен на государственную службу и назначен старшим (главным) врачом Гродненской окружной лечебницы. За проявленное усердие по службе в 1877 г. был повышен в должности и назначен помощником губернского врачебного инспектора. Именно ему принадлежит заслуга в открытии повивальной школы [1, 7].

Пока в Петербурге шло рассмотрение ходатайства, городские власти стали подбирать для будущей школы подходящий и недорогой земельный участок. Из нескольких вариантов предпочтение было отдано участку площадью 1885 кв. саженей, который располагался по ул. Александровской (ныне - Буденного). Наконец, 8 мая

1875 г. от МВД получено официальное разрешение на открытие повивальной школы. Для строительства комплекса необходимых зданий выделено 17675 рублей, на приобретение необходимого оборудования - 2801 рубль, на устройство водопровода - 747 рублей. Главный корпус был одноэтажным, и хотя был построен из дерева, просуществовал до середины 50-х годов ХХ в. В отдельных зданиях располагались прачечная, баня и склад. Организатором и первым директором школы был назначен Д.А. Сибилев. Благодаря принятым им мерам, была создана материальная база, разработаны учебные программы. Это позволило открыть школу и начать занятия 1 октября 1876 г. [16].

В 1877 г. К.С. Кемарский по приказу МВД назначен директором Гродненской повивальной школы вместо Д.А. Сибилева, который переведен в Астрахань на должность губернского врачебного инспектора. Большой опыт, приобретенный Константином Семеновичем в Харьковском университете, позволил ему организовать на должном уровне учебно-педагогический процесс и родовспомогательную помощь. Школа была рассчитана на 20 бесплатных (казеннокоштных) учениц и на неограниченное - платных (своекоштных). Они набирались из числа сельских жительниц не моложе 18 и не старше 30 лет, умевших читать и писать. Из таких малограмотных учениц надлежало за 2 года подготовить квалифицированных сельских повивальных бабок, которым придется работать самостоятельно.

Учебный год в школе начинался 1 сентября и заканчивался 1 июня. В первом классе К.С. Кемарский преподавал анатомию применительно к женскому организму, физиологическая часть акушерства, включая нормальную беременность и правильные роды. Под руководством преподавателей-совместителей ученицы изучали

такие общеобразовательные предметы, как русский язык, арифметика и закон божий. Во втором классе основными предметами были патологическая часть акушерства, включая неправильные роды и случайные болезни, болезни родильниц и новорожденных. Давались также общие понятия о лекарствах, акушерских операциях, разрешенных повивальным бабкам, фельдшерском искусстве, включая оспопрививание [15].

Акушерки-надзирательницы оказывали значительную помощь К.С. Кемарскому как в учебно-воспитательном процессе, так и в хозяйственных делах. За свой многолетний и добросовестный труд они заслуживают упоминания. Первой на эту должность принята в 1776 г Е.Н. Пути-лина. Вместо нее в 1881 г. назначена Т. А. Некрасова, которую в 1886 г. сменила Е.И. Федотова. Последней была М.И. Ивановская, которая работала в школе с1902 г. до ее закрытия. Большинство из них получили хорошую подготовку в Петербургской медицинской академии, и успешно занимались приемом родов, а также обучением и воспитанием учениц.

По первому набору с 1 октября 1876 г. в школе находилось на обучении 10 казеннокоштных и 5 своекоштных учениц. Двух из числа последних К.С. Кемарскому пришлось отчислить за неуспеваемость. Казеннокоштные ученицы обеспечивались форменной одеждой и обувью, жили и питались при школе. Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый директором и акушеркой-надзирательницей, предусматривал не только теоретическое, но и практическое обучение. Для этого при школе имелось родильное отделение на 6 коек. Все ученицы должны были присутствовать при родах, исполнять обязанности сиделки, а со второго класса участвовать в дежурствах, уходе за беременными и новорожденными. Обязательным для них было составление историй родов и болезней.

Первый выпуск состоялся в 1878 г. В торжественной обстановке 13 «хорошо обученных повивальных бабок» получили свидетельства об окончании школы и предоставлении им права работать сельской повивальной бабкой. За бесплатное обучение казеннокоштные ученицы-выпускницы должны были отработать 3 года в сельской местности, после чего могли заниматься «вольной» практикой. Они принимали присягу, получали 20 рублей на проезд к месту работы и акушерский набор инструментов и лекарств. Благодаря ежегодным выпускам 10 казеннокоштных повивальных бабок, врачебному отделению губернского правления вскоре удалось заполнить все вакантные должности в сельской местности [14].

Главный корпус школы со временем становился недостаточным по площади, так как число учениц увеличилось с 15 в 1876 г. до 44 в 1910 г. В нем имелись две учебные комнаты: для 1 и 2 класса. Родильное отделение размещалось в 5 больших и 2 малых комнатах. Часть помещений использовалась под общежитие (спальня, кухня и столовая). Имелись библиотека, коллекция анатомических препаратов, в том числе скелет человека и женский таз. Для демонстрации процесса родов использовался кожаный фантом с куклой. В числе учебных пособий были представлены образцы как старых акушерских инструментов, так и новейшей конструкции. Имелись простые приборы и посуда для приготовления лекарств.

Но оставалась неудовлетворенной потребность здравоохранения губернии в фельдшерах и других средних медицинских работниках. К.С. Кемарский не мог относиться к этому равнодушно. Он понимал, что при постоянном недостатке врачей фельдшерская помощь еще долгое время будет необходима, особенно в сельской

Журнал ГрГМУ2011 № 1

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

медицине. Некоторый опыт школьной подготовки фельдшеров в Гродно уже имелся. В 1862-1869 гг. по инициативе врача Г.Ф. Лебедева действовала ведомственная школа, в которой было подготовлено 13 медико-ветеринарных фельдшеров для обслуживания крестьян государственных имений. После ликвидации Министерства государственных имуществ она была закрыта [5]. Вторая попытка организовать подготовку фельдшеров предпринята в 1871 г., когда врачебный инспектор доктор медицины К.Л. Эрбштейн ходатайствовал об открытии фельдшерской школы на 15 учеников. Но власти отказали в этом по причине предстоящих больших расходов [17].

В условиях Гродненской губернии выход из положения Константин Семенович видел в преобразовании повивальной школы в повивально-фельдшерскую, в которой готовились бы не только повивальные бабки, но и фельдшера. В 1883 г. по его инициативе и при поддержке врачебного инспектора доктора медицины А.Ф. Рейполь-ского были возбуждены перед местными и центральными властями соответствующие ходатайства. В разработанной им модели многопрофильной медицинской школы предусматривалось также усовершенствовать малограмотных отставных ротных фельдшеров и обучать сестер милосердия для общин Красного Креста. В 1885 г. были даже разработаны проекты устава и учебных программ.

Но губернские власти, вначале одобрившие это начинание, затем стали тормозить его реализацию якобы из-за «преждевременности», «недостаточности средств», «обременительности» и пр. [18]. Это не останавливало Константина Семеновича, он настойчиво продолжал добиваться реорганизации школы. Как видно из сохранившихся архивных документов, при его активном участии этот вопрос обсуждался на губернском уровне в 1901, 1903, и 1907 гг. Не дожидаясь реформирования и расширения школы, им проводилась курсовая подготовка необходимых кадров. В связи с угрозой холерной эпидемии в 1893 г. школа принимала участие в подготовке дезинфекторов, в 1908 г. при ней действовали курсы для санитаров [19].

Благодаря высокому профессионализму К.С. Кемар-ского как врача и педагога, Гродненская повивальная школа всегда была в образцовом состоянии. Для врачей губернии она, фактически, являлась организационно-методическим центром по вопросам акушерства и гинекологии. Высокая оценка ее деятельности дана на первом съезде сельских врачей губернии, состоявшемся в 1892 г. Как отметил в своем докладе врачебный инспектор А.Ф. Рейпольский, возглавлявший здравоохранение губернии, «она доставляет хороших повивальных бабок, о полезной деятельности которых засвидетельствовали все врачи на съезде... Она не уступит ни одной университетской школе, а во многих отношениях даже превзойдет их. Чистота в классах, жилых помещениях учениц, палатах и воздух в них - не оставляют желать лучшего... Поистине следует удивляться как той педагогической сноровке, какая принята в школе, так еще больше тому терпению, каким вооружены преподаватели. Из совсем неподготовленной ученицы через два года сделать грамотную, да еще и хорошо подготовленную повивальную бабку -дело далеко не легкое» [9].

В 1901 г. по инициативе К.С. Кемарского отмечался 25-летний юбилей Гродненской повивальной школы. На торжественном собрании вице-губернатор В.Д. Лишин признал необходимость и полезность школы. Но ему хотелось видеть в ней «заведение не только родовспомогательное, но и просветительное». Обращаясь к воспитан-

ницам и выпускницам школы, он призвал их при возвращении в народную среду не ограничиваться «одною узкою сферою акушерства, а развиваться гораздо шире по пути борьбы с теми душевными и телесными недугами, которыми одержим наш простой народ».

В докладе К.С. Кемарского, который был опубликован вначале в «Гродненских губернских ведомостях», а затем в виде брошюры, изложены история развития и достижения школы. В частности отмечено, что за прошедшее время подготовлена 281 повивальная бабка, в том числе за казенный счет - 198, на платной основе - 83.

Бывший гродненский губернатор А.Е. Зуров, которому школа обязана открытием, в телеграмме на имя К.С. Кемарского заявил, что «радуясь плодотворности результата ваших многолетних трудов и забот, желаю школе дальнейшего преуспеяния под вашим руководством». Кстати, в знак уважения и с разрешения властей в 1878 г. в одной из классных комнат школы размещен его портрет, а школа называлась «зуровским детищем». Он многие годы уже, будучи градоначальником Петербурга, являлся ее почетным опекуном. Второй бывший губернатор Н.М. Цеймерн, наряду с поздравлением, выразил благодарность К.С. Кемарскому за «содействие и полезные советы, которыми я пользовался сперва в Астрахани, затем при устройстве подобной школы во Владимире». Прислали поздравительные телеграммы также основатель и первый директор школы Д.А. Сибилев и бывшая акушерка-надзирательница Е.И. Федотова [2].

Но эти успехи, хотя и были значительными, не удовлетворяли К.С. Кемарского и его помощников. Выпускаемые ими повивальные бабки из-за «ограниченности и односторонности медицинских их познаний» приносили мало пользы, хотя добросовестно исполняли свои профессиональные обязанности. Константин Семенович не мог не видеть, что основными причинами были: прием в школу малограмотных учениц, недостаточное число преподаваемых медицинских предметов, короткий курс обучения. Его понимало и поддерживало врачебное отделение и губернское начальство.

В то время такая же ситуация имела место и в других неземских губерниях. Поэтому прогрессивные врачи, а под их влиянием и губернские власти, стали выступать с заявлениями, что повивальные бабки из-за недостаточной подготовки уже стали мало пригодными для сельской медицины. Не стояло в стороне от этого и Гродненское губернское начальство [20]. Поэтому МВД вынуждено было в 1900 г. издать распоряжение об отмене звания «сельская повивальная бабка» и введении звания «фельдшерица-акушерка». Им был разработан проект, предусматривавший замену в губерниях Северо-Западного края повивальных школ фельдшерско-акушерскими. Но из-за материальных трудностей выполнение его затянулось.

Немало сил и времени пришлось затратить К.С. Ке-марскому, чтобы добиться разрешения на преобразование повивальной школы в акушерско-фельдшерскую. По заданию МВД 5 апреля 1910 г. Главное управление по делам местного хозяйства разработало проект закона о преобразовании Гродненской повивальной школы в Центральную акушерско-фельдшерскую. Он был рассмотрен и одобрен Государственным советом, Государственной думой и «Высочайше» утвержден 17 июня 1910 г. [21]. По новому уставу, утвержденному МВД 7 июля 1910 г., после преобразования она должна была готовить фельдшериц-акушерок для Гродненской, Виленской и Ковен-ской губерний [22]. Для обучения в школу могли быть зачислены девушки не моложе 16 лет, получивших разрешение родителей и не имеющих противопоказаний по

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

Журнал ТрТМУ 2011 № 1

состоянию здоровья. Уровень образования требовался не ниже женской прогимназии либо 4-х классов женской гимназии или других средних общеобразовательных женских учебных заведений. Число обучаемых учениц увеличивалось до 60 (по 20 для каждой губернии), срок обучения - до 4-х лет. Родильное отделение планировалось расширить до 20 коек. Преимущество при зачислении в школу отдавалось лицам крестьянского происхождения. Число воспитанниц иудейского вероисповедания не должно было превышать 15 % от общего их числа.

Гродненская акушерско-фельдшерская школа была открыта 15 сентября 1910 г. В первый класс принято 29 учениц, из них для Гродненской губернии - 8 [23]. Реформирование школы потребовало от К.С. Кемарского, который 17 июня 1910 г. назначен директором школы, изменения учебного процесса и внутреннего порядка. В соответствии с уставом для обсуждения и решения возникающих вопросов был создан педагогический совет. В его состав под председательством директора или его помощницы входили преподаватели школы и старшие врачи лечебных учреждений, в которых проводились практические занятия. Потребовалось существенное изменение учебных планов и программ, которые были утверждены МВД по согласованию с Министерством народного просвещения. Из-за того, что число изучаемых предметов увеличилось до 30, преподавание их пришлось распределить на 4 класса.

Поскольку разместить их в здании бывшей повивальной школы было невозможно, планировалось построить новое каменное здание. К.С. Кемарскому удалось с разрешения властей взять в аренду у Гродненского благотворительного общества двухэтажное каменное здание, в котором имелось 25 отдельных помещений с прилегающим садом. Родильное отделение оставалось в старом здании. Для решения хозяйственных вопросов был учрежден хозяйственный комитет, в состав которого входил, кроме директора и его помощника, представитель от губернского распорядительного комитета.

Понадобилось также увеличить количество преподавателей. В 1910 г. на должность штатного помощника директора была назначена врач-акушер Ю.Г. Куплетская, окончившая Женский медицинский институт в Петербурге. В 1912 г. она прошла усовершенствование по акушерству в Берлинском университете [24]. Должность акушерки-надзирательницы была сохранена, ее по-прежнему занимала М.И. Ивановская. Дополнительно приходилось привлекать к преподаванию совместителей. В 1911 г. их было 3: протоиерей К. Михаловский, врач А.Н. Сикачин-ский, преподаватель геометрии и черчения А.И. Клецов. В 1915 г. число совместителей увеличилось до 8: протоиерей К. Михаловский, врачи А.Н. Сикачинский, Е.П. Горский, Е.И. Сецинская, И.И. Пятницкий и Н.Д. Беклемишев, провизор Н.И. Поляков, математик А.Ф. Маслие-вич [8]. Однако этого было недостаточно, и некоторые из них преподавали по несколько предметов. Но благодаря их добросовестности, уровень знаний фельдшериц-акушерок был значительно выше, чем у ранее выпускаемых повивальных бабок. Это позволило в 1914-1915 гг. привлечь учениц старших классов в должности эпидемических фельдшеров к участию в борьбе с эпидемиями в сельской местности губернии [25].

По инициативе К.С. Кемарского родильное отделение использовалось не только как клиническая база для подготовки учениц. Фактически это было единственное в губернии родовспомогательное заведение. В 1907 г. число коек в нем увеличено до 10. Поэтому, когда из-за материальных трудностей в 1912 г. встал вопрос о его

ликвидации, Константин Семенович, действуя через губернского врачебного инспектора доктора медицины В.В. Кошелева и общественность, смог воспрепятствовать этому. За период существования отделения в нем получили бесплатную медицинскую помощь свыше 5000 рожениц, родильниц и больных женщин. Кроме того, благодаря наличию в отделении круглосуточного дежурства преподавателей и учениц, жители города имели возможность получать здесь бесплатную экстренную медицинскую помощь.

Из-за недостатка в Гродно врачей К.С. Кемарский не ограничивался только работой в повивальной и акушер-ско-фельдшерской школе. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. власти прикомандировали его к Гродненскому военному госпиталю. Как и другим врачам города, ему пришлось на благотворительных началах оказывать медицинскую помощь раненым, которые поступали из мест сражений [26]. В 1877-1904 гг. он по совместительству исполнял обязанности врача мужской, затем с 1901 г. - женской гимназии. В последней также преподавал физиологию и гигиену. Как активному члену Общества врачей Гродненской губернии, ему неоднократно приходилось делиться личным опытом на его заседаниях, давать консультации молодым врачам, выступать с лекциями перед населением.

К.С. Кемарский был незаурядной личностью и своими знаниями, культурным и моральным обликом заметно выделялся среди коллег. Несмотря на большую занятость на государственной службе, он много внимания уделял общественной деятельности. Как видно из «Памятных книжек Гродненской губернии», им в разные годы исполнялись бесплатно на общественных началах следующие должности: член губернского по городским делам присутствия, член правления и казначей местного отделения общества покровительства животных, член городской санитарно-исполнительной комиссии, член правления взаимного вспомоществования учащим и учащимся в начальных народных училищах губернии, член совета Софийского православного братства и член правления действующей при нем кассы взаимопомощи. Это также свидетельствует, что врач-общественник пользовался заслуженным авторитетом и уважением как у властей, так и у населения.

За многолетний и добросовестный труд К.С. Кемарский неоднократно поощрялся правительством. Был награжден орденами Св. Станислава 3 и 2-й степени (1883 и 1897 гг.), Св. Анны 3 и 2-й степени (1888 и 1901 гг.). В 1889 г. произведен в чин надворного, в 1904 г. - статского советника. За 30-летнюю государственную службу ему в 1904 г. назначена пенсия в размере годового жалованья (600 рублей). Как опытный и нужный специалист, он продолжал исполнять должность директора, вплоть до закрытия школы.

За период с 1901 по 1914 г. в школе было подготовлено около 350 специалистов. Первый выпуск фельдшериц-акушерок состоялся в 1914 г. 17 воспитанниц получили свидетельства на звание фельдшерицы-акушерки, предоставляющие им права фельдшеров и повивальных бабок 1-го разряда. Выпускницы, обучавшиеся бесплатно, должны были отработать 6 лет по направлению в сельской местности.

Первая мировая война резко изменила судьбу К.С. Кемарского и возглавляемой им акушерско-фельдшерс-кой школы. В связи с угрозой немецкой оккупации 14 августа 1915 г. началась эвакуация школы и части преподавателей в г. Калугу В ней тогда числилось 34 ученицы, из них в 1-2 классах - 13, в 3-4 - 21. Директору понадоби-

Журнал ТрТМУ 2011 № 1

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

лось почти 6 месяцев для эвакуации и размещения школы на новом месте. С большим трудом удалось добиться выделения 6 комнат и кухни в наемном каменном доме, но этого было недостаточно. Из-за отсутствия общежития и дороговизны пришлось повысить стипендию казеннокоштным ученицам с 250 до 360 рублей в год [27].

Учебный год начался с 1 февраля и продолжался до 20 декабря 1916 г. Из-за недостатка помещений и преподавателей ученицы 1 и 2 классов продолжили учебу в Калужской акушерско-фельдшерской школе. Организовать обучение учениц 3 и 4 классов оказалось сложнее. Практические занятия для них по клиническим предметам, за исключением акушерства, удалось организовать на базе губернской земской больницы с привлечением к преподаванию работавших в ней врачей. Но в родильное отделение этой больницы ученицы не были допущены, поэтому пришлось открыть свой родильный приют на 4 койки. Обеспечить преподавание теоретических предметов, кроме директора, должны были Ю.Г. Куплетская и А.Н. Сикачинский, но еще до начала занятий они были призваны в действующую армию. Последнего удалось отозвать, но в мае 1916 г. его снова мобилизовали. Существенную помощь оказывали находившиеся в эвакуации врачебный инспектор В.В. Кошелев и его помощник С.В. Полуэхтов. Но наиболее значительную учебную нагрузку пришлось выполнить директору.

В сохранившемся архивном отчете от 4 января 1917 г. К.С. Кемарским отмечено, что за прошедшее время был только один выпуск фельдшериц-акушерок, Школу окончило 10 стипендиатов: 7 от Ковенской губернии и 3 от Виленской [28]. Финансирование школы продолжалось до 1918 г., чтобы могли завершить обучение ученицы 3 и 4 классов. В 1917 г. получили свидетельства об окончании школы 9 учениц. В 1918 г. состоялся последний выпуск, после чего финансирование школы властями прекратилось, и она была закрыта [29]. Всего в ней подготовлено 64 фельдшерицы-акушерки.

Таким образом, в целом за период с 1876 по 1919 г. в Гродненской повивальной и акушерско-фельдшерской школе было подготовлено около 700 средних медицинских работников. В этом огромная заслуга врача-подвижника К.С. Кемарского, который ради реализации высокой цели не жалел себя, особенно в последние годы жизни. С подорванным здоровьем он возвратился из Калуги в Гродно, где имел собственный дом, там жила его дочь и были похоронены жена и сестра. Предпринятое лечение дома в Гродно и за границей во Франции ему не помогло и 17 октября 1922 г. он умер в возрасте 75 лет. На православном кладбище в Гродно сохранилась его могила с надгробным памятником, имеющим художественную ценность. Включение в композицию фигуры плакальщицы подчеркивает известность и заслуги покойного.

Жизнь и деятельность К.С. Кемарского - яркий пример беззаветного служения Родине и обществу. Своим трудолюбием и бескорыстием он заслужил право на уважение и долгую память. Его вклад в развитие среднего медицинского образования на Гродненщине положительно оценен на юбилейных научно-практических конфе-

ренциях, состоявшихся в 1996 и 2006 гг. В 1998 r. в Гродненском государственном медицинском училище было учреждено две стипендии, носящие имя врача-подвижника. За его могилой ухаживают учащиеся.

Литература и источники

1. Виксна, А.А. Медицинское дело в Латгалии (1772-1861) / А.А. Виксна // Из истории медицины: Сб. статей. - Рига: Звайгз-не, 1979. - С. 98.

2. 25-летие Гродненской повивальной школы // Гродненские губернские ведомости. - 1901. - № 79.

3. Госцеу, А.П. Кемарсю Канстанцш Сяменавiч / А.П. Госцеу, Ф.1. Iгнатовiч // Памяць: Пст.-дакум. хрошка горада Гродно. -Мшск: Бел Эн, 1999. - С. 258-260.

4. Игнатович, Ф.И. Борьба прогрессивной общественности за открытие в Беларуси университета и медицинского факультета в конце XIX - начале ХХ в. / Ф.И. Игнатович // II съезд конфедерации историков медицины (международной): Краткое содержание и тезисы докладов. - М.: Медицина, 2003. - С. 68-69.

5. Игнатович, Ф.И. Первая фельдшерская школа Беларуси и ее организатор врач Г.Ф. Лебедев / Ф.И. Игнатович // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. - 2004.

- № 3. - С. 98-100.

6. Игнатович, Ф.И. Врач, педагог и общественный деятель / Ф.И. Игнатович, А.П. Гостев // Исторические аспекты и современные проблемы сестринского движения на Гродненщине: Матер. науч.-практ. конф. - Гродно, 1996. - С. 46-49.

7. Памятная книжка Гродненской губернии на 1876 г. - Гродно, 1876. - С. 64.

8. Памятная книжка Гродненской губернии на 1915 г. - Гродно, 1914. - С. 36.

9. Первый съезд сельских врачей Гродненской губернии. -Гродно, 1892. - С. 13-14.

10. Черепица, В.Н. У истоков женского медицинского образования в Гродно: лекарь «с отличием» Константин Семенович Кемарский / В.Н. Черепица // Гродненский православный некрополь. - Гродно, 2001. - С. 164-168.

1 1. Национальный исторический архив Республики Беларусь в Гродно (НИА РБ в Гродно). - Ф. 9. - Оп. 2. - Д. 242. - Л. 81.

12. Там же. - Ф. 2. - Оп. 37. - Д. - 712. - Л. 1-10; Ф. 9. - Оп. 1. - Д. 1726. - Л. 177 об.

13. Там же. - Ф. 9. - Оп. 1. - Д. 279. - Л. - 76 об.

14. Там же. - Ф. 1. - Оп. 8. - 2532. - Л. 24-26; Ф. 2. - Оп. 38.

- Д. 763. - Л. 145-150.

15. Там же. - Ф. 9. - Оп. 2. - Д. 283. - Л. 485-487; Д. 79. - Л. 6-20.

16. Там же. - Ф. 9. - Оп. 1. - Д. 747. - Л. 5-6.

17. Там же. - Ф. 9. - Оп. 1. - Д. 279. - Л. 82-82 об.

18. Там же. - Ф. 9. - Оп. 4. - Д. 142. - Л. 15, 19 об., 45, 46.

19. Там же. - Ф. 9. - Оп. 2. - Д. 2634. - Л. 4.

20. Там же. - Ф. 9. - Оп. 4. - Д. 149. - Л. 4.

21. Там же. - Ф. 13. - Оп. 1. - Д. 1246. - Л. 4-7, 14.

22. Там же. - Л. 8, 20.

23. Там же. - Л. 94, 106.

24. Там же. - Ф. 9. - Оп. 5. - Д. 350. - Л. 2, 11, 12.

25. Там же. - Ф. 13. - Оп. 1. - Д. 1683. - Л. 56.

26. Там же. - Ф. 2. - Оп. 37. - Д. 712. - Л. 2-7; Ф. 9. - Оп. 1.

- Д. 1726. - Л. 177 об.

27. Там же. - Ф. 13. - Оп. 1. - Д. 1787. - Л. 24, 26, 40.

28. Там же. - Л. 6.

29. Там же. - Ф. 13. - Оп. 1. - Д. 1840. - Л. 11.

Поступила 04.02.2011