Раздел II. ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
УДК 334
Ф.А. Акимов ВОЗВРАТНАЯ СХЕМА ИНВЕСТИРОВАНИЯ
Аннотация. Статья дает представление о такой форме государственно-частного партнерства (ГЧП), как контракт жизненного цикла. Приводится положительный опыт реализации подобного сотрудничества в западных странах. Рассматриваются возможности реализации таких партнерств в России и выгоды, которые может получить государство и бизнес.
Ключевые слова: контракт жизненного цикла, опыт контрактов жизненного цикла, возможность применения контрактов жизненного цикла в России.
HHpp Akimov RETURNABLE SCHEME OF INVESTMENT
Annotation. The article gives an idea of such public private partnership form, as the contract of life cycle. Positive experience of realization of similar cooperation in the western countries is given. Possibilities of realization of such partnership in Russia and benefits which the state and business can receive are considered.
Keywords: contract of life cycle, experience of contracts of life cycle, possibility of application of contracts of life cycle in Russia.
Как известно, государственно-частное партнерство (ГЧП) стало развиваться в России только с середины 2000 гг. и первыми проектами стали те, которые получили поддержку из Инвестиционного фонда. Помимо этого существенно задержал развитие ГЧП в России мировой финансовый кризис, который заставил как бизнес, так и государство, более осторожно инвестировать имеющиеся у них свободные средства. Тем не менее, потребность в реализации совместных проектов не исчезла: и государство, и бизнес были заинтересованы в реализации нового формата диалога. В силу того, что ГЧП было для России чем-то новым, пришлось прибегнуть к мировому опыту сотрудничества.
Одной из основных форм ГЧП, которая неоднократно доказала свою эффективность, стали контракты жизненного цикла (КЖЦ). Данная форма сотрудничества не предполагает полный отказ от бюджетного финансирования, что выгодно частной стороне, государство, в свою очередь, получает эффективного управленца в лице частного бизнеса для реализации проекта.
В 2009 г. по итогам совещания с Президентом России была сформулирована цель - сформировать нормативно-правовую базу для реализации КЖЦ. В связи с этим ответственные министерства вплотную занялись этим вопросом, изучая опыт зарубежных коллег, где данная модель нашла широкое распространение. В качестве примеров были выбраны три страны, в которых КЖЦ показали себя наиболее успешно: Великобритания, Нидерланды и Португалия.
Опыт Великобритании. Большинство проектов в Великобритании реализуется на принципах «Частной финансовой инициативы» (Private Finance Initiative), т.е. являет собой схему, по которой производится «проектирование, финансирование, строительство и эксплуатация» (DBFO - Design, Build, Finance and Operate). Самым крупным и значимым для Великобритании проектом, связанным с железнодорожным транспортом, является создание высокоскоростного сообщения между Лондоном и Парижем. По итогам достигнутых договоренностей между государством и частной стороной, частному партнеру предстояло осуществить проектирование, строительство и эксплуатацию железной дороги. Великобритания же обеспечила юридическую и частичную финансовую поддержку данного
© Акимов Ф.А., 2014
проекта, помимо этого способствовала в урегулировании земельных отношений, которые были вызваны строительством магистрали. После того, как проект был закончен, Великобритания предоставила различного типа налоговые льготы компаниям-застройщикам.
Опыт Нидерландов. Одним из первых ГЧП-проектов, связанных со строительством железных дорог в Нидерландах, стал проект создания дороги HSL-Zuid между городами Амстердам, Брюссель и Париж. Итоговая стоимость реализации проекта составила 2,5 млрд евро. Проект реализовы-вался силами нескольких частных компаний, которые образовали консорциум HSL. Государственным партнером выступает Министерство транспорта, общественных работ и управления водными ресурсами Нидерландов. Схема контракта такова, что министерство перечисляет раз в год частной стороне некоторый объем средств, ранее зафиксированный, который позволяет частному партнеру поддерживать объект в надлежащем состоянии и возвращать свои инвестиции по проекту.
Опыт Португалии. Как и в приведенных выше примерах, в Португалии КЖЦ тоже нашли применение в сфере железнодорожного строительства. Одним из текущих проектов является строительство железнодорожные линии Лиссабон-Порто, Лиссабон-Мадрид, Порто-Виго. Подразумевается, что проектирование, строительство и эксплуатация займут порядка 40 лет, т.е., по сути, получается, что данным проектом будут руководить несколько сменяющих друг друга лидеров компаний, в связи с этим возрастает роль долгосрочного или стратегического планирования подобных проектов. Со стороны государственного партнера выступает публичная компания «РАВЕ - Сеть высокоскоростных железных дорог» (RAVE - Rede Ferroviária de Alta Velocidade, S.A. (RAVE)), 60 % доли в капитале которой принадлежит Правительству Португалии, 40 % - организации «РЕФЕР - Национальная сеть железных дорог» (REFER - Rede Ferroviária Nacional, E.P.E.), национальной организации, регулирующей государственную сеть железных дорог. Ввод в эксплуатацию первых участков высокоскоростных железнодорожных магистралей был запланирован не ранее 2013 г.
В России контракты жизненного цикла только начинают занимать свое место в экономике. Если попытаться разобраться в том, что из себя представляют КЖЦ и как их вписать в экономику, то стоит начать с механизмов их реализации. Также необходимо отметить, что структура механизмов КЖЦ активно обсуждается в научных кругах и рассматривается с разных точек зрения, порой, противоречивых [1].
Мировая общественность воспринимает ГЧП как форму взаимодействия государства и бизнеса, при которой учитываются интересы каждой из сторон: общество в лице государства получает тот или иной объект инфраструктуры, а бизнес получает надежного компаньона и различные выгоды в будущем. Помимо этого идет обоюдное разделение рисков: часть на себя берет государство, а часть -бизнес. Как правило, государство берет на себя более масштабные риски, а бизнес - операционные.
Механизм государственно-частного партнерства:
— государство предоставляет частному партнеру исключительные права на собственность, участки земли, прочие объекты для реализации партнерской функции на условиях прибыльности [2];
— в свою очередь, частный партнер осуществляет строительство, реконструкцию или ремонт объекта, являющегося предметом контрактного соглашения;
— стандарты и требования к реализации объекта задает государство и строго следит за их выполнениями;
— организацией услуг на контрактном объекте занимается непосредственно частная сторона [3].
Существует ряд характеристик, которые отличают КЖЦ от ГЧП-контрактов, которые реализуются сейчас в России:
— контракт подразумевает охват всех жизненных стадий проекта: проектирование, строительство и эксплуатацию;
Раздел II. Экономика: проблемы и перспективы
— частная сторона самостоятельно определяет, как будет осуществляться реализация объекта и каким образом он будет функционировать с целью получения прибыли;
— финансирование проекта осуществляется как частным партнером, так и государством, однако на ранних стадиях проекта финансирование в основном осуществляется за счет частного партнера;
— государственный партнер начинает осуществлять платежи по проекту уже ближе к началу эксплуатации, поскольку видит, что финишная прямая «не за горами»;
— оплата со стороны государства по проекту осуществляется за счет квартальных или ежегодных платежей, которые призваны покрыть издержки частной стороны, вместе с тем государство следит, чтобы объект в полной мере выполнял свои функции перед обществом, в противном случае, следуют санкции и штрафы;
— право собственность на объект может быть полностью закреплено за государством, хотя бывают случаи, когда некоторая часть закрепляется за бизнесом;
— государственная сторона гарантирует своевременную оплату по проектным издержкам.
Преимущества государственного партнера:
1) выгода для общества;
2) снижение рисков, связанных с проектной деятельностью;
3) частный партнер отвечает как за планирование, так и за строительство;
4) оплата по проекту осуществляется государством только в том случае, если объект выполняет свою общественную функцию;
5) государство имеет возможность оплачивать контракт частями;
6) весь риск незапланированных расходов на функционирование объекта лежит на частном партнере.
Преимущества частного партнера:
1) частный партнер может получить крупный контракт, который будет способствовать ус -пеху фирмы долгие годы вперед;
2) возможность самостоятельного принятия решения о способах достижения проектных показателей;
3) частный партнер может привлекать дополнительное финансирование на выгодных для себя условиях;
4) гарантированный спрос на объект инфраструктуры;
5) частный партнер способен снизить свои затраты не только в рамках проекта, но и в будущем, например, получив налоговые льготы.
6) Возможность снижения затрат на строительство и эксплуатацию за счет качественного проектирования и применения передовых технологий [4].
На сегодняшний день государство рассматривает КЖЦ как наиболее перспективный вариант сотрудничества государства и бизнеса в проектах, которые требуют длительной реализации. Подобные контракты выгодны и для инвесторов, поскольку гарантируют им стабильность и общую финансовую привлекательность
Принципиальных ограничений на реализацию КЖЦ в российском законодательстве не имеется. В качестве частной стороны могут выступать сразу несколько компаний. КЖЦ реализуются на конкурсной основе, т.е. гарантируется, что общество получит максимальный эффект на вложенные средства. По мнению профессионального экспертного сообщества, для реализации КЖЦ может быть использована концессионная схема.
Первым проектом в России, который реализуется иа федеральном уровне по принципу КЖЦ, является строительство скоростной железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом. Основная сложность проекта заключается в том, что это, по сути, первая высокоскоростная железная дорога в стране. Во многом успех этого проекта определит дальнейшее развитие КЖЦ в стране. Стоит отметить, что данный проект является очень привлекательным для инвестиций, как для внутренних, так и зарубежных. В основу данного проекта ложатся передовые технические разработки, которые призваны обеспечить его успех.
Библиографический список
1. Махортов Е.А. Государственно-частное партнерство как форма отношений власти и бизнеса в России // Российский национальный журнал о лоббизме. - 2011. - № 1. - C. 45-50.
2. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления // Отечественные записки. - 2010. - № 5. - С. 20-27.
3. Максимов А. А. Формы государственно-частного партнерства в современных российских условиях // Политика и общество. - 2013. - № 1. - С. 22-27.
4. Darrin Grimsey & Mervyn K. Lewis. Public private partnerships: the worldwide revolution in infrastructure Provision and Project Finance. 2012. p. 6.