Научная статья на тему 'Возвращение Евгения Замятина'

Возвращение Евгения Замятина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
570
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возвращение Евгения Замятина»

3. Там же. С.357. 6. Лермонтов М.Ю. Указ. соч. С. 378.

4. Там же. С.369. 7. Там же. С.389.

5. Макогоненко Г.П. Наследник Пушкина // 8. Там же. С.389.

Макогоненко Г.П. Избр. раб.: О Пушкине, д Там же €4*1-4°

его предшественниках и наследниках. Л.:

Худ. лит., 1987. С.612.

И.М. ПОПОВА

Возвращение Евгения Замятина

"Учился языку я в Тамбовской губернии..." - писал в своей автобиографии Евгений Иванович Замятин в ответ на замечания критиков о близости его художественного слова к ремизовскому, лесковскому или сологубовскому. Связь с родным краем осознавалась писателем как исток, питающий живительными соками все его творчество. Поэтому за границей России в последние годы жизни он оказался, по выражению А.И.Ремизова, "с запечатан,-ным сердцем".

Отрадно осознавать, в связи с этим, что Тамбов стал своеобразным центром по научному изучению творческого наследия этого незаурядного, но только недавно вернувшегося из вынужденного забвения к российскому читателю, художника.

Начало замечательной традиции периодически собирать все, пишущееся о Е.Замятине, стимулировать процесс изучения творчества этого многогранного прозаика с помощью научных конференций положил в 1992 году Тамбовский государственный пединститут, где были организованы Первые Российские Замятинские чтения. Инициатором и организатором научного форума выступила кафедра литературы, привлекая к участию в нем многих ученых из различных регионов нашей страны.

Необходимо отметить широту проблемного материала, приведенного исследователями в своих докладах, напечатанных в итоговом сборнике 'Творчество Е.Замятина: проблемы изучения и преподавания. Материалы Первых Российских Замятинских чтений [11.

Здесь представлены исследования, определявшие жанрово-стилевое своеобразие произведений Е.И.Замятина, особенности его художественного мышления и творческого метода1.

Обращает на себя внимание обилие работ по вопросам творческих взаимосвязей Е.Замятина с выдающимися художниками-современниками (И.Буниным, А.Горьким, В.Маяковским, М.Булгаковым, А.Белым, А.Платоновым, И.Шмелевым, ЛЛеоно-вым, А.Чаяновым, С.Сергеевым-Ценским, М.Осоргиным и др.).

Авторы статей выявляют источники идейно-эстетического своеобразия произведений Замятина и одновременно убедительно доказывают, что литературный процесс начала XX везр был не простой суммой изолированных друг от друга художественных явлений, а характеризовался единством взаимосвязанных и взаимозависимых явлений. Соответственно, Замятин осознается как ищущий художник, пребывающий в сложных, неоднозначных, включающих и притяжение, и отталкивание, творческих отношениях со своими предшественниками и современниками.

Отдельные работы этого научного издания посвящены весьма актуальным вопросам методики преподавания произведений Замятина, включенные в новые школьные программы по литературе2.

Не обойдена вниманием такая область "замятиноведения", как особенности публицистического и критического наследия писателя, совершенно не исследованная в нашем литературоведении. Среди работ этого плана выделяются статьи Н.В.Шенцевой "Художник и время в литературно-критических и публицистических статьях Е.Замятина 20-х годов" и Е.В.Авдошенко "Замятин - критик", а в обобщающей статье Л.В.Поляковой

Е.Замятин представлен как объект современной писателю критики, дающей далеко не однозначные оценю! его наследию, и сегодняшней науки, только начинающей процесс его осмысления [2].

1 Среди статей этого сборника выделялись своей научной обоснованностью работы А.И.Ванюкова, Л.С.Ачкасовой и В.С.Шароновой, Л.В.Поляковой, Л. М. Стрельцова, Е.Г.Мущенко, Л.В.Харчевникова, А.С.Сваровской и других исследователей.

2 Работа В.А.Лемещенко "Е.Замятин в школьном изучении". Во втором сборнике 'Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня" методике подачи материала по Замятину в школе будут посвящены уже

7 статей.

Совершенно закономерно, что в Юбилейных вторых международных Замятин-ских чтениях, посвященных 110-летию русского писателя, прошедших в Тамбове в 1994 году, спектр научных проблем и список имен ученых, принявших участие в новой научной конференции, значительно расширился, хотя направления изучения творчества Замятина в целом остались традиционными1 [3].

Научный труд "Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня", по-ытоживший творческие результаты Юбилейных Замятинских чтений, представляет собой серьезную коллективную монографию, освещающую проблемы творческих поисков писателя и определяющую значительность его роли в русском литературном процессе.2

Необходимо отметить, что новое научное издание кафедры литературы ТГУ имени Г.Р.Державина представляет собой продолжение целого ряда исследований, проводившихся под рубрикой "Культура русской провинции: проблемы изучения литературного наследия Тамбовского края" [4-6], и во многих аспектах углубляет постановку и решение проблем, заявленных в итоговом труде Первых Замятинских чтений.

Общая структура коллективной монографии "Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня" отражает

стремление редактора этого издания предельно систематизировать научный материал и представить различные, зачастую противоположные взгляды на одну и ту же проблему в различных аспектах, но в определенной системе координат: в историко-литературном, литсратурно-теоретичес-ком и методологическом планах (первый том); и работы более частного порядка, созданные на стыке наук: литературоведения, герменевтики, лингвистики, методики преподавания литературы в школе и вузе (второй том).

Сборник открывается фундаментальной, обобщающей все основные направления изучения творчества Е.Замятина, статьей профессора Поляковой Л. В. "Евгений Замятин: творческий путь. Анализ и оценки. Вместо предисловия". Проблема личности художника, ее самобытной автономности представлена здесь на широком литературно-историческом фоне, введена в круг нравственно-художествен-

1 В Замятинских чтениях приняли участие ученые из Швейцарии, Кореи, США, Франции, некоторых республик СНГ и многих регионов России.

2 В дальнейшем ссылки приводятся с указанием в тексте номера тома и страницы.

ного осмысления сложнейшей эпохи первой четверти XX века, показана как реализация творческого пафоса прозаика в постоянном противостоянии любым формам косности, отстаивании своей индивидуальности, оригинального и независимого от официальной идеологии видения мира.

Первый раздел рецензируемого труда включает статьи, содержащие кардинально новые аспекты постановки проблемы личности и общества, вызвавшие потребность переосмысления уже существующих в литературоведении положений и представлений о воплощенных в ткани художественного текста романа Е.И.Замятина "Мы".

Работы Пьяных М.Ф. "Мы" Е.Замятина в контексте русской литературы революционной эпохи 1917-1921 годов", Бесчет-никовой С.В. "Особенности искусства ха-ракгеротворения в романе - антиутопии Е.Замятина "Мы", Харчевникова А. В. "Функциональная роль литературноклассических и фольклорно-мифологических реминисценций в создании эстетикофилософской концепции эпохи в романах Е.И.Замятина "Мы" и А.П.Платонова "Чевенгур" написаны именно в этом ключе.

Новаторский характер имеет работа Л.В.Поляковой "Роман Е.Замятина "Мы" и "Туннель" Б.Келлермана: "конец Ренессанса", где впервые исследуется проблематика замятинского романа в аспекте проблем романа немецкого классика XX века. Поставленные в контекст идей работ

Н. Бердяева "Духовное состояние современного мира" и "Смысл истории", произведения Замятина и Келлермана ("Туннель" не случайно рецензировался в 1914 году Евгением Замятиным) дают Л.В.Поляковой основание для отнесения их к экзистенциализму наравне с художественными открытиями Камю, Кафки, Л. Андреева, Ф. Сол о губа, Сартра.

Во втором разделе первого тома данного издания представлены работы исследователей, анализирующих самые разнообразные жанрово-стилевые и тематические тенденции творчества Е. Замятина, а также принципы "структурирования пространственно-временного континуума" в его прозе. Авторы статей Букса И.П., Иванова Т.В., Костылева И.А., Калинина Л.И. и другие ученые выявили, что для писателя использование традиционных жанровых форм, способов построения художественного пространства и времени стало основанием для построения оригинальной картины мира, которая создается при посто-

янном диалоге с ценностями народной культуры.1

Поддерживая неуемную тягу Замятина -прозаика к "экспериментаторству", автор статьи 'Традиции и новаторство в творчестве Е.Замятина (Синтез реализма и экспрессионизма)" И.А.Костылева делает вначале справедливый вывод о "синтезе его творческого метода": "Е.Замятин выступает как наследник лучших реалистических традиций XIX века и в то же время как мастер новелл XX столетия" (т.1, с.294). Однако в конце своего исследования автор статьи "замыкает круг" творчества Замятина произведениями конца 20-х годов ("Ела" и "Наводнение"), заявляя безапелляционно: "Лучшего Е. Замятин не создал. Он исчерпал в своей писательской судьбе -возможности экспрессионизма и реализма, создав их высочайший и редкий сплав в своем незабываемом творчестве" (там же).

Думается, что это далеко не так. Еще

А.Ремизов отмечал, что "Наводнение" - это только "начало" Замятина - художника. Его романы "Бич Божий", поздние новеллы, созданные в чеховском ключе, последние драматургические сюжеты, незавершенные произведения, работы для кинематографа, которые еще ждут своих исследователей, позволяют даже при первом ознакомлении с ними убедиться, что писатель продолжал творческие поиски, совершенствуясь в работе над различными жанровыми формами.

Замечательно, что рецензируемый двухтомник отличается "плюрализмом мнений", что на его страницах нашли место самые смелые гипотезы и открытия.2 Это относится и ко второму тому сборника, который открывается оригинальной герменевтической концепцией романа Замятина "Бич Божий", представленной в статье Г.И.Богина "Евгений Замятин: мастерство пробуждения рефлексии" (т.2, с.7-24).

Убедительны и основательны работы "лингвистического толка", анализирующие идиолект писателя, то есть "совокупность формальных и стилистических особенностей, свойственных речи отдельного носителя данного языка" (В. П. Изотов "Индивидуальная словообразовательная

1 См. статьи Костылевой И.А. Традиции и новаторство в творчестве Е.Замятина (синтез реализма и экспрессионизма)", Моклицы В.М. "К вопросу о модернизме Е.Замятина", Буксы И.П. "Принципы структурирования пространственно-временного континуума в прозе Евгения Замятина".

2 Самым привлекательным для анализа исследователей произведением Замятина является роман "Мы". Из 78 статей и тезисов второго тома рецензируемого сборника, 24 посвящены разбору именно этого произ-

система (На материале новообразований Е.И.Замятина), И.В.Труфанова "О несобственно-прямой речи в романе Е.Замятина "Мы", Н.Г.Блохина "Лингвистические средства выражения идейно-тематического содержания повести Е.Замятина "Знамение").

Размышления над особенностями идиолекта Е.Замятина "в романах непосредственного словообразования" позволили

В.П.Изотову сделать сенсационный вывод о необходимости создания особой сферы лингвистики "о вероятностном (гипотетическом) словообразовании, предметом которого должно стать и изучение нереализованных возможностей словообразовательной системы, и прогнозирование появления новых способов словообразования. И - как знать! - не возникнет ли со временем "вероятностная лингвистика?" (т.2, с.50).

В изобилии статей, тезисов, заметок, представленных во втором томе, можно выделить несколько новых "проблемных гнезд": 1) фольклоризм творчества Замятина (Гончаров П.А. "Фольклорные мотивы и образность в структуре повести Е.Замятина "Алтырь", Капрусова Н.А. "Мифологическая и фольклорная традиции" в рассказе Е.Замятина "Чрево" и др.);

2) традиции классической русской литературы в прозе Замятина (Давыдова Т.Т. "Ютссические традиции в ранней прозе Е.Замятина"; Юнусов И.Ш. "Антиутопия Е.Замятина "Мы" и русская литература второй половины ХЕХ века" и др.);

3) Связь творчества Замятина с другими видами искусств (Харлампиди О. Д. "Е.Замятин и Б.Кустодиев. Проблемы поэтики"; Красовская С.И. "Использование элементов поэтики кубизма в романе Замятина "Мы"; Гашева Н.В. "Поэтика Е.Замятина в аспекте типологических схождений с другими искусствами"); 4) Замятин и зарубежная литература (Чой Хэн Гю "Разумный мир для человечества": Евгений Замятин и Герберт Уэллс", Окишева Л.Ф. "Антиутопия Е.Замятина "Мы" и роман

О.Хаксли "Обезьяна и сущность" и др.).

Плодотворна, на наш взгляд, идея цикличности творчества Е.Замятина, предполагающая рассмотрение всех произведений писателя в их идейно-эстетическом единстве, взаимосвязанности друг с другом. Взятая от А.Ремизова и развернутая на уровне предположения, представленного в тезисной форме А.Н.Стрельцовым, идея "циклизации” художественного мышления Е.Замятина позволяет увидеть совершенно новые смысловые оттенки в творениях писателя, согласиться с оригинальными,

но убедительными интерпретациями его повестей и рассказов. Так, исследователь предлагает рассмотреть, "как философско-социальная антиномия: человек и государство получает новое свечение", если "принять за трилогию "Островитян", "Инок Эразм" и "Мы" (т.2, с.145) и выделить в творчестве Замятина "идейные циклы", циклы чисто эстетического ряда и исторический цикл 30-х годов.

При всей спорности последнего тезиса и неточности предложенной классификации циклов, мысль о художественном единстве всего творчества Замятина, выраженном в определенной цикличности, представляется плодотворной.

Нужно признать, что буквально каждая работа, представленная в сборнике 'Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня", независимо от того, принадлежит она перу известных или только начинающих исследователей, представляет научный интерес, зачастую несет свежие и глубокие интерпретации отдельных художественных произведений Замятина. А это значит, что Замятинские чтения, проводимые в Тамбове, способствуют достойному "возвращению" творчества одного из замечательных и неповторимых художников XX столетия Евгения Ивановича Замятина к всеобщему признанию, осмыслению и любви читателями. Остает-

ся только выразить надежду, что добрая традиция проведения подобных научных замятии с ких конференций будет продолжена.

1. Творчество Е. Замятина: проблемы изучения и преподавания. Материалы Первых Российских Замятине ких чтений 21-23 сентября 1992 года / Под ред. Л.В.Поляковой. Тамбов, 1992.

2. Полякова Л.В. Евгений Замятин и Октябрь: писатель в современной критике и в творчестве // Творчество Е.Замятина: проблема изучения и преподавания. Материалы Первых Российских Замятинских чтений 21-23 сентября 1992 г. Тамбов, 1992.

3. Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Научные доклады, статьи, очерки, заметки, тезисы; В 2 ч. / Под ред. Л.В.Поляковой. Тамбов, 1994.

4. Проблемы изучения литературного наследия Тамбовского края: Межвузовский сб. науч. тр. Вып. 1. Тамбов, 1990.

5. Русский фольклор. Проблемы изучения и преподавания: Материалы межрегиональной научно-практической конф. Тамбов, 1991.

6. Культура русской провинции. Проблемы изучения литературного наследия Тамбовского края. Вып. 2. Тамбов, 1993.

Г. М. ПЕРВО ВА

Вести с кафедры методики начального обучения

Проблемы развивающего обучения всегда являлись весьма притягательными для преподавателей кафедры методики начального обучения (МНО). Об этом свидетельствует содержание сборников научных трудов кафедры, например, таких как "Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста" (1987 год), "Формирование положительного отношения к учению у младших школьников" (1989 год) и других научных и научно-методических работ.

В 1990 году академик В.В.Давыдов предложил заведующей кафедрой МНО

Н.Г.Агарковой написать учебное пособие по письму для 1 класса по развивающей системе. В 1992 году в издательстве "Просвещение" выходит Пропись (в четырех частях) Н.Г.Агарковой в комплекте с новым букварем Д.Б.Эльконина и методическим пособием для учителя начальных классов. В текущем (1996) году jto учебное пособие переиздано в пятый раз.

В настоящее время на кафедре МНО психолого-педагогического * факультета создан новый комплект учебно-Методических пособий для начальной школы. В его основе концепция развивающего обучения.

Комплект представлен следующими учебно-методическими и дидактическими пособиями.

1. "Письмо": учебник-тетрадь 1 для подготовительного периода обучения письму в 1 классе трехлетней и четырехлетней начальной школы. На красочно иллюстрированных страницах учебника дети знакомятся с формами элементов букв, которые являются структурными единицами системы письменных знаков русского алфавита, усваивают их названия и алгоритм начертания. Кроме этого ученики выполняют задания на развитие устной речи и фонематического слуха. Каждый урок завершается рисованием узоров-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.