Научная статья на тему 'Возвращаясь к научной публикации академика Г. С. Сапаргалиева о местном самоуправлении'

Возвращаясь к научной публикации академика Г. С. Сапаргалиева о местном самоуправлении Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
71
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возвращаясь к научной публикации академика Г. С. Сапаргалиева о местном самоуправлении»

возвращаясь к научной публикации

академика г.с. сапаргалиева о местном самоуправлении

Габдуалиев Мереке Тлекович

Ведущий научный сотрудник отдела конституционного, административного законодательства и государственного управления

Института законодательства Республики Казахстан, кандидат юридических наук, Член Рабочей группы по разработке Концепции развития местного самоуправления

Еще много раз мы будем обращаться к трудам Гайрата Сапаргалиевича Сапаргали-ева, доктора юридических наук, профессора, выпускника Саратовского юридического института имени Д.И. Курского, впитавшего все лучшие традиции саратовской научной школы на лекциях таких известных ученых как - В.И. Строганов, И.Е. Фарбер, Н.Б. Зейдер, К.С. Юдельсон, М.М. Агарков, И.В. Павлов и др.

Академик Г.С. Сапаргалиев - автор более 60 монографий и учебников, более 400 научных статей, соавтор проектов Конституции Казахской ССР (1978), Конституции Республики Казахстан (1993, 1995), конституционных реформ 2007 года - свою научную статью в «Вестнике Института законодательства Республики Казахстан» (2006 г. №1) назвал скромно: «Некоторые соображения о местном самоуправлении в Республике Казахстан».

Эти «некоторые соображения» представляют важность и актуальность на современном этапе развития Республики Казахстан. Формирование и развитие местного самоуправления для Казахстана - одна из трудных задач реформирования казахстанской государственности, поскольку опереться на аналогичный отечественный опыт не представляется возможным. В 2012 году при разработке Концепции развития местного самоуправления члены рабочей группы долго дискутировали по вопросу приемлемой модели местного самоуправления в стране, о возможностях и пределах правового регулирования местного самоуправления.

Профессор Г.С. Сапаргалиев в 2006 году, отмечая, что «нет универсального подхода к проблемам местного самоуправления в разных государствах» (стр. 5), выделил общие черты местного самоуправления, которые имеют фундаментальный характер при про-

ведении соответствующих реформ. «Местное самоуправление связано с местным государственным управлением, является продолжением осуществления управления со стороны государства местными делами» (стр. 5) - отмечается в научной статье.

Эта мысль еще раз подтверждает вывод о том, что казахстанская модель организации местной власти, когда местное государственное управление имеет свое логическое продолжение в местном самоуправлении имеет под собой теоретическое обоснование, а - маслихаты и акиматы обладают двойной правовой природой (через них осуществляется как местное государственное управление, так и местное самоуправление) [1, с. 47-48]. Поэтому совершенно обоснован сформулированный в статье тезис, что «мас-лихаты нельзя признавать ни чисто государственным органом, ни чисто органом местного самоуправления» (стр. 8).

Более того, идея о том, что «местное самоуправление в значительной степени есть продолжение государственной власти» (стр. 5) - еще раз подтверждает необоснованность и ошибочность дискуссии некоторых «экспертов» о необходимости введения в Казахстане муниципальной собственности с правом ею распоряжаться населением местного сообщества.

Решение вопроса институционализации муниципальной собственности в Республике Казахстан в условиях отсутствия ее прямого закрепления на конституционном уровне видится в возможности развития потенциала Конституции. Так, согласно пункту 2 статьи 6 Конституции, «собственность обязывает, пользование ею должно одновременно служить общественному благу. Субъекты и объекты собственности, объем и пределы осуществления собственниками своих прав, гарантии их защиты определяются законом».

2

№3 (44) 2016 ж. Цазацстан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы

Это положение Конституции означает, что правовой режим собственности, объем и пределы осуществления собственником его правомочий регламентируются законом [2]. Следовательно, на уровне парламентского законотворчества существует возможность выделения в рамках коммунальной собственности (которая является разновидностью государственной собственности) собственности местного сообщества, которая бы обязывала служить ей «общественному благу» (пункт 2 статьи 6 Конституции), в том числе - благу населения местного сообщества.

Другими словами, развитие института муниципальной собственности в Республике Казахстан видится в рамках государственной собственности, что связано со сложившейся моделью местной власти в стране, когда органы, осуществляющие местное государственное управление и местное самоуправление, совпадают.

Скажу более конкретно, вопросы развития местного самоуправления (в общем) и вопрос институционализации собственности местного самоуправления (в частности) - лежат в плоскости обеспечения национальной безопасности и территориальной целостности нашего государства. Геополитическая ситуация в последние годы еще раз подтвердила глубоко скрытый смысл переживаний Ученого-государственника Г.С. Са-паргалиева в его научной статье по вопросам местного самоуправления.

Также профессор Г.С. Сапаргалиев указывал, что должен быть принят «закон, в котором содержатся положения о местном

самоуправлении или закон, в котором содержатся положения о местном самоуправлении наряду с регламентацией других вопросов» (стр. 5). Как известно, до 2009 года в Казахстане отсутствовал закон, регламентировавший организацию и деятельность местного самоуправления.

Казахстанский законодатель не стал принимать отдельный закон, а Законом Республики Казахстан от 9 февраля 2009 года №°126-ГУ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам местного государственного управления и самоуправления» [3] внес изменения в наименование и содержание Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении в Республике Казахстан» [4]. Новая редакция указанного закона звучит как «Закон Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан».

И в этот Закон «по Сапаргалиеву» была включена новая глава 3-1 «Участие граждан в местном самоуправлении», а также в других главах регламентированы общие вопросы местного самоуправления.

Еще тогда в 2006 году профессор Г.С. Сапаргалиев предвидел дискуссию об образовании на низовых уровнях административно-территориальных единиц представительного органа местного самоуправления. «Конституция не запрещает, а допускает возможность образования масли-хатов в таких административно-территориальных единицах как сельский округ» (стр. 6) - указывается в научной публикации. Как известно, сегодня обсуждается вопрос о возможности введения представительных органов местного самоуправления - «кенесов» либо «сельских маслихатов».

Республика Казахстан имеет свои особенности в развитии института местного самоуправления, что предопределяется унитарным характером государства и поэтапностью проводимых реформ. Следует признать, что конституционные реформы 2007 года, активным участником которых был академик Г.С. Сапаргалиев, привнесли новшества в содержательное наполнение института местного самоуправления в части закрепления, что «органам местного самоуправления в соответствии с законом может делегироваться осуществление государственных функций» (второй абзац пункта 2 статьи 89 Конституции). Это позволяет постепенно передать часть дел от государства органам местного самоуправления, перейти

к следующему циклу муниципальной демократии [5, с. 57].

В то же время следует принять во внимание ценное замечание специалиста в сфере муниципального права, профессора Л.Т. Жанузаковой, которая очень дипломатично отмечает, что «принцип унитаризма никак не предполагает сверхконцентрации власти в руках республиканских органов и не препятствует передаче части полномочий в регионы. По сути, он лишь оговаривает недопустимость территориального сепаратизма» [6, с. 435].

Профессор Н.С. Бондарь в своих исследованиях указывал, что главным уроком сложной, противоречивой истории возрождения и непрерывного - в чем-то ставшего перманентным - реформирование местного самоуправления в условиях развития новой государственности является вывод о том, что для демократического общества в целом, как

и для самого по себе местного самоуправления в качестве одного из институтов современной демократии, одинаково опасными являются крайности как самоуправленческого романтизма, так и муниципального нигилизма [7, с. 36]. По сути, в процессе развития местного самоуправления не следует идеализировать законодательные нормы, регулирующие указанные отношения, а также необходимо учитывать особенности политической культуры граждан.

Таким образом, анализируя «некоторые соображения» о местном самоуправлении, еще раз можно убедиться, что профессор Г.С. Сапаргалиев, изучая институты конституционного права, мог увидеть, оценить, спрогнозировать траекторию конституционно-правового развития страны, сформулировать ключевые выводы, на основе которых можно основывать принятие некоторых важных государственных решений.

Литература

1. Габдуалиев М.Т. К вопросу определения правового статуса органов местного самоуправления: постановка проблемы // Вестник Института законодательства Республики Казахстан, 2012 г. № 2.

2. Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 3 ноября 1999 года №19/2 «Об официальном толковании пункта 2 статьи 6 и подпунктов 1) и 2) пункта 3 статьи 61 Конституции Республики Казахстан» //http://www.constcouncil.kz/

3. Закон РКот 9 февраля 2009 года №126-IV«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам местного государственного управления и самоуправления» //Казахстанская правда. - 2009 г. - 13 февраля. - № 35-37 (25779-25781).

4. Закон РК от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении в Республике Казахстан» // Казахстанская правда. - 2001 г. - 30 января. - № 25-26.

5. Габдуалиев М.Т. Наш трудный путь к местному самоуправлению (размышления) //Вестник Института законодательства Республики Казахстан, 2013. № 1-2.

6. Проблемы согласованного функционирования органов государственной власти Республики Казахстан и системы сдержек и противовесов /Руководитель авторского коллектива - Сапарга-лиев Г. - А. : 2006.

7. Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализа-ция муниципальной демократии в России. - М. : Норма, 2008.

References

1. GabdualievM.T. K voprosu opredelenijapravovogo statusa organov mestnogo samoupravlenija: postanovka problemy // Vestnik Instituta zakonodatel 'stva Respubliki Kazahstan, 2012 g. № 2.

2. Postanovlenie Konstitucionnogo Soveta Respubliki Kazahstan ot 3 nojabrja 1999 goda № 19/2 «Ob oficial'nom tolkovaniipunkta 2 stat'i 6 ipodpunktov 1) i 2) punkta 3 stat'i 61 Konstitucii Respubliki Kazahstan» // http://www.constcouncil.kz/

3. Zakon RK ot 9 fevralja 2009 goda № 126-IV «O vnesenii izmenenij i dopolnenij v nekotorye zakonodatel'nye akty Respubliki Kazahstan po voprosam mestnogo gosudarstvennogo upravlenija i samoupravlenija» //Kazahstanskajapravda. - 2009 g. - 13 fevralja. - № 35-37 (25779-25781).

4. Zakon RK ot 23 janvarja 2001 goda «O mestnom gosudarstvennom upravlenii v Respublike Kazahstan» //Kazahstanskaja pravda. - 2001 g. - 30 janvarja. - № 25-26.

5. Gabdualiev M.T. Nash trudnyj put' k mestnomu samoupravleniju (razmyshlenija) // Vestnik Instituta zakonodatel'stva Respubliki Kazahstan, 2013. № 1-2.

6. Problemy soglasovannogo funkcionirovanija organov gosudarstvennoj vlasti Respubliki Kazahstan i sistemy sderzhek i protivovesov / Rukovoditel' avtorskogo kollektiva - Sapargaliev G. - A.: 2006.

7. Bondar' N.S. Mestnoe samoupravlenie i konstitucionnoe pravosudie: konstitucionalizacija municipal'noj demokratii v Rossii. - M.: Norma, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.