Научная статья на тему 'ВОЗРОЖДЕНИЕ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ВОЗРОЖДЕНИЕ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
55
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / PROTECTION OF THE RIGHTS AND FREEDOMS OF MINORS / ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ / JUVENILE JUSTICE / ЭЛЕ- МЕНТЫ ЮВЕНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ELEMENTS OF THE JUVENILE SYSTEM / СУД ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / JUVENILE COURT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Арсланбекова З.Ю.

В статье рассматриваются законодательная регламентация положения ребенка в России, исторический путь развития ювенальной юстиции, опыт функционирования ювенальных судов в России и иностранных государствах, предпосылки и пути возрождения ювенальной юстиции в России.The article considers legal regulation of children's status in Russia, the historical way of development of the system of juvenile justice, the experience of juvenile courts both in Russia and abroad, preconditions and ways of reconstruction of the system of juvenile justice in Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗРОЖДЕНИЕ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

УДК 347.63 З.Ю. Арсланбекова

Возрождение ювенальной юстиции в современной России

Дагестанский государственный университет; civilprocess71@mail.ru

В статье рассматриваются законодательная регламентация положения ребенка в России, исторический путь развития ювенальной юстиции, опыт функционирования ювенальных судов в России и иностранных государствах, предпосылки и пути возрождения ювенальной юстиции в России.

Ключевые слова: защита прав и свобод несовершеннолетних, ювенальная юстиция, элементы ювенальной системы, суд по делам несовершеннолетних.

The article considers legal regulation of children's status in Russia, the historical way of development of the system of juvenile justice, the experience of juvenile courts both in Russia and abroad, preconditions and ways of reconstruction of the system of juvenile justice in Russia.

Keywords: protection of the rights and freedoms of minors, juvenile justice, elements of the juvenile system, juvenile court.

Несовершеннолетние как особая категория граждан всегда являлись объектом пристального внимания со стороны государства и общественности. Об этом свидетельствуют принятие законов в духе повышенной социально-правовой защиты лиц, не достигших 18-летнего возраста, и создание мер, направленных на защиту интересов и соблюдение прав детей. Ярким примером может послужить недавно принятый Федеральный закон от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", получивший известность за счёт содержащегося в нём запрета гражданам США усыновлять российских детей-сирот (ст. 4) [1].

Как международное, так и внутригосударственное законодательство декларирует формирование среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей. Конституция РФ гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства.

Международно-правовые стандарты непосредственно не требуют создания специализированных судебных учреждений по делам несовершеннолетних, но содержат отдельные положения, регламентирующие защиту и соблюдение прав детей.

Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь.

Конвенция о правах ребенка ООН в ст. 3 предусматривает, что государство обязано обеспечить ребенку защиту, необходимую для его благополучия, и принять для этого все соответствующие законодательные и административные меры.

В Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правилах 1985 г.), предусматривается особая система правосудия, где центральное звено - суд - тесно взаимодействует с социальными службами как до того, как подросток окажется в орбите суда, так и после судебного решения. При этом не имеет значения, идет речь о защите прав подростка либо о его осуждении за правонарушение. Главное правило - на всех этапах правосудия обеспечить и защитить права и интересы несовершеннолетнего.

Россия, подписавшись под вышеуказанными актами, взяла на себя обязательство их выполнять, что предполагает внедрение системы ювенальной юстиции.

Само понятие юстиция происходит от латинского слова юстицио «охраняю». В отечественной литературе единый подход к определению "ювенальная юстиция" отсутствует. В большинстве случаев её понимают как защиту прав несовершеннолетних правонарушителей.

В контексте защиты прав несовершеннолетних в порядке гражданского судопроизводства наиболее правомерно определить ювенальную юстицию как судебную систему, осуществляющую правосудие по делам о несовершеннолетних и имеющую задачи судебной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и судебного разбирательства дел о правонарушениях и преступлениях несовершеннолетних [2, с. 18-23].

Таким образом, рассматривая ювенальную юстицию в более широком, социальном диапазоне, можно говорить о создании системы ювенальной юстиции, под которой понимается «совокупность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, должностных лиц, неправительственных некоммерческих организаций, осуществляющих на основе установленных законом процедур действия, нацеленные на реализацию и обеспечение прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего)» [3].

Центральным звеном этой системы является ювенальный суд, эффективность функционирования которого определяется взаимодействием с остальными элементами системы ювенальной юстиции - с социальными службами, органами, учреждениями.

Для того чтобы понять предпосылки возрождения института ювенальной юстиции в полной мере, необходимо проанализировать исторический путь его развития.

История создания специальных правовых механизмов в отношении несовершеннолетних берет свое начало ещё в Римском праве. В Дигестах императора Юстиниана (VI в.) в книге четвертой есть титул IV, озаглавленный "О лицах, не достигших 25 лет" [4, с. 89]. Интересен тот факт, что в современном понимании ювенальная юстиция рассматривается, как правило, в контексте уголовного судопроизводства, а исторически первое упоминание о ней было как о защите гражданских прав несовершеннолетних.

Первый специальный суд по делам несовершеннолетних был создан 2 июля 1899 г. в Чикаго. Примеру США последовали другие страны. Но автономная ювенальная юстиция возникла не везде. Достаточно четко обозначились два варианта: автономный суд, не связанный с общим судом, и состав общего суда, получивший функции рассмотрения дел о несовершеннолетних.

В России первый автономный суд по делам несовершеннолетних был открыт в Петербурге 22 января 1910 г. К 1917 г. такие суды действовали и в некоторых других городах. Функции судьи по делам несовершеннолетних осуществлял специальный мировой судья. Изначально к его компетенции не относились вопросы гражданского и опекунского производства, но в 1913 г. в компетенцию «детского» суда было включены дела о беспризорных несовершеннолетних в возрасте до 17 лет, что значительно расширило сферу его судопроизводства.

Автономная российская юстиция перестала существовать по декрету Совнаркома России от 17 января 1918 г. и была заменена на другую систему, которая, по мнению создателей, мыслилась более гуманной и просуществовала в период с 1918 по 1959 г.

Известный исследователь в области ювенальной юстиции, научный сотрудник Института государства и права РАН Эвелина Мельникова придерживается мнения, что «российская модель ювенальной юстиции была очень удачной. До 70 % несовершеннолетних правонарушителей «детские» суды отправляли не в тюрьмы, а под надзор попечителей, наблюдавших за их поведением. Да и сам суд рассматривался как орган социального попечения о несовершеннолетних» [5].

Проанализировав действующее законодательство, можно прийти к выводу, что в России присутствуют некоторые элементы ювенальной системы, закрепленные на за-

конодательном уровне. Первой ласточкой ювенальных технологий можно назвать Семейный кодекс, принятый в 1995 г. [6]. Так, в ст. 56 п. 2 говорится, что "при нарушении прав и законных интересов ребенка, в т. ч. при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет - в суд".

1 сентября 2009 г. указом Президента РФ была утверждена должность уполномоченного по правам ребенка при Президенте России. Ещё раньше регионы проявили инициативу о введении этого института. Так, в Республике Дагестан должность уполномоченного по правам ребёнка была утверждена Указом Госсовета Республики Дагестан от 25.08.2003 г. № 205.

3 июля 1998 года Госдумой был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» ФЗ-124 [7]. В первой же его статье определяется понятие "дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации". Кроме малолетних нарушителей, беспризорников, жертв насилия и т. п. в эту категорию зачисляются также "дети, проживающие в малоимущих семьях, дети, чьи родители уклоняются от воспитания или защиты их прав и интересов, дети с психическими или физическими недостатками, дети с отклонениями в поведении".

Идеи ювенальной юстиции декларированы и в Указе Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» [8].

В стратегии указывается на то, что в настоящее время в Российской Федерации отсутствует эффективная система защиты детства, не разработаны стандарты обеспечения и защиты прав ребенка, механизм планомерного выполнения на межведомственном уровне положений Конвенции о правах ребенка и заключительных замечаний Комитета ООН по правам ребенка, не определен координирующий федеральный орган исполнительной власти по выработке и реализации государственной политики в отношении детей. Не отвечает требованиям времени деятельность органов опеки и попечительства по защите прав и интересов детей.

Ежегодно десятки тысяч российских детей вовлекаются в сферу гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В соответствии с международными обязательствами Российской Федерации надлежит обеспечить доступ детей к правосудию вне зависимости от их процессуальной правоспособности и статуса, что будет способствовать созданию дружественного к ребенку правосудия.

В разделе VI «Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия» обозначены следующие задачи:

1. Развитие законодательных основ системы защиты детства, введение в действие существующих международных стандартов обеспечения и защиты прав и интересов детей.

2. Реформирование деятельности органов опеки и попечительства.

3. Создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей, системы правосудия и системы исполнения наказаний, дружественных к ребенку.

4. Реформирование комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

5. Принятие на законодательном уровне мер по защите детей от информации, угрожающей их благополучию, безопасности и развитию.

6. Создание системы предотвращения насилия в отношении несовершеннолетних, а также организация деятельности учреждений, специалистов, волонтеров по социально-психологической реабилитации детей - жертв насилия и оказанию помощи следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей.

В современной России имеются правовые предпосылки для возрождения ювенальной юстиции. Предлагаются проекты законов о ювенальной юстиции, о социальном патронате, поправки в уже существующие законы. В ряде регионов запущены экспериментальные «пилотные» проекты по созданию ювенальных судов. С 2001 г. в Ростовский области был запущен пилотный проект «Поддержка осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних», направленный на внедрение в судах общей юрисдикции международно-правовых стандартов ювенальной юстиции. В результате в марте 2004 году в Таганроге был открыт первый в России ювенальный суд.

Несмотря на это, создается впечатление, что законодатель больше ориентирован на трансформацию и реформирование уже существующих элементов ювенальной системы без организации ювенальных судов. Данное предположение подтверждается и тем, что в Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-020 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1406, ничего не говорится о реформировании судебной системы в части создания специализированных судов по делам несовершеннолетних.

Учитывая то, что в России уже имелся опыт функционирования ювенальных судов, причем положительный, напрашивается вывод о необходимости их воссоздания. Думается, что препятствием к этому является отсутствие единодушия по вопросу о том, в каком виде ювенальные идеи должны воплотиться.

Необходимо отметить, что существует три модели организации специализированных ювенальных органов правосудия: семейные суды, суды по делам несовершеннолетних и специальные судебные коллегии общих судов. В дореволюционной России функционировали автономные суды по делам несовершеннолетних.

В России будет действительно трудно в одночасье воссоздать автономную систему ювенального правосудия хотя бы в силу финансовой стороны вопроса. Поэтому представляется, что наиболее приемлемым вариантом на первоначальном этапе воссоздания ювенальной юстиции станет образование специальных судебных коллегий в судах общей юрисдикции.

По мнению Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова, сегодня надо говорить о том, чтобы судьи были специалистами, чтобы их готовили рассматривать дела, связанные с подростками-правонарушителями, спорами родителей по воспитанию детей, нарушением прав детей. «У нас получаются судьи-многостаночники, сегодня рассматривают дела по заливу квартиры, завтра - по ДТП, а послезавтра по ребенку. Такого тоже не должно быть, во всем должна быть разумность. Вопрос о ювенальных судах не настолько остро стоит, чтобы сегодня переформировать и пересмотреть всю систему» [9].

Таким образом, говоря о ювенальной юстиции как о комплексной системе учреждений и организаций по соблюдению и защите прав и свобод несовершеннолетних, центральным звеном которой является ювенальный суд, необходимо ставить вопрос о специализации судей по делам несовершеннолетних и повышении уровня их знаний в области детской и юношеской психологии, дефектологии, педагогики, социологии либо о внедрении в данный институт специалиста по социальной работе или социального педагога. В перспективе можно говорить о создании автономной системы «детской» юстиции от мирового до Верховного Суда.

Литература

1. Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 53 (ч. 1). Ст. 7597.

2. Мельникова Э. Из истории российской ювенальной юстиции // Правозащитник. -1998. - № 3. С. 18-23.

3. Автономов А.С., Хананашвили Н.Л. Проект Федерального закона «Об основах системы ювенальной юстиции» // 14.02.05.URL:http://www.juvemleiustюe.ш/documents/d/przakЯzpoekt.

4. Дигесты Юстиниана: Избр. фрагменты / пер. и примеч. И.С. Перетерского. - М., 1984.

5. Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: учебное пособие. - М.: Дело, 2001. - С. 28-29.

6. Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 16.

7. Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3802.

8. Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 23. - Ст. 2994.

9. Система ювенальных судов неактуальна //http://www.miloserdie.ru/index.php/index.php?ss=4&s=19&id=13377.

Поступила в редакцию 19 ноября 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.