Научная статья на тему 'Возрождение торговой деятельности Западной Сибири в годы нэпа'

Возрождение торговой деятельности Западной Сибири в годы нэпа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
221
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТОРГОВЛЯ / КООПЕРАЦИЯ / ЧАСТНЫЙ КАПИТАЛ / НЭПМАН / ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ВНУТРЕННЯЯ ТОРГОВЛЯ / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ЭКСПОРТ / СПРОС / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / БИРЖА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Валитов Александр Александрович, Дмитрищак Татьяна Михайловна

В статье освещается один из важных аспектов НЭПа торговая деятельность. Рассмотрены особенности западносибирской внутренней и внешней торговли. Здесь присутствовали государственный, кооперативный и частный секторы, которые вступали в торговые отношения на биржах, ярмарках, организовывали торговые общества. Западная Сибирь внесла значительный вклад в восстановлении экономических связей не только внутри страны, но и за ее пределами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возрождение торговой деятельности Западной Сибири в годы нэпа»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 16 (154). История. Вып. 32. С. 49-56.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В ГОДЫ НЭПА

В статье освещается один из важных аспектов НЭПа - торговая деятельность. Рассмотрены особенности западносибирской внутренней и внешней торговли. Здесь присутствовали государственный, кооперативный и частный секторы, которые вступали в торговые отношения на биржах, ярмарках, организовывали торговые общества. Западная Сибирь внесла значительный вклад в восстановлении экономических связей не только внутри страны, но и за ее пределами.

Ключевые слова: новая экономическая политика, государственная торговля, кооперация, частный капитал, нэпман, торговые отношения, внутренняя торговля, внешняя торговля, экспорт, спрос, предложение, налогообложение, биржа.

В настоящее время у многих исследователей в области истории, экономики, социологии, политологии возобновляется интерес к событиям 20-х гг. ХХ в. Данный период в истории советского общества обычно связывают с новой экономической политикой, которую большевики стали проводить после окончания Гражданской войны.

Изучение истории как НЭПа в целом, так и его отдельных аспектов позволяет разделить всю историографию вопроса на пять хронологических периодов: 20-е гг.; с начала 30-х до середины 50-х гг.; с середины 50-х до середины 80-х гг.; с середины 80-х до начала 90-х гг. и с начала 90-х гг. до настоящего времени.

Первый этап характеризовался многообразием концепций и оценок политического курса советского правительства. Важнейшей отличительной чертой историографии этого периода являлось наличие работ, написанных с различных теоретико-методологических позиций. Представители либерально-демократического направления Н. Д. Кондратьев, Б. Д. Бруцкус, Л. Н. Литошенко, П. Б. Струве1 являлись сторонниками частной собственности, ставили вопрос о реальных механизмах перехода от натурально-потребительского типа хозяйства к товарному.

Комплексное развитие и взаимодействие различных форм хозяйствования предлагали сторонники организационно-производственного направления. А. В. Чаянов, Н. П. Макаров, А. Н. Челинцев2 делали ставку на рациональную организацию сельскохозяйственного производства, кооперирование, развитие товарно-денежных отношений.

Основные проблемы НЭПа рассматривались в работах партийных лидеров. Одним из главных разработчиков теоретических основ новой экономической политики и определяющих практических положений развития товарных отношений являлся В. И. Ленин. Он оценивал НЭП как вынужденный, но необходимый и длительный путь к социализму через государственное регулирование рынка и кооперацию3.

Перспективы развития страны в период НЭПа представлены в работах Л. Д. Троцкого и Е. А. Преображенского4. Они основывались на условии эволюции многоукладного типа экономики.

Значительное внимание проблемам новой экономической политики уделяли Н. И. Бухарин, Ю. Ларин, Ф. Э. Дзержинский, Е. А. Преображенский. Данных представителей интересовали вопросы, касающиеся частнопредпринимательской деятельности5. Все они принадлежали к сторонникам теории первоначального социалистического накопления за счет эксплуатации частного сектора экономики. Различие позиций данных авторов различалась лишь во взглядах на тактические приемы и сроки использования частного капитала. Стратегия же у всех предопределяла временный характер НЭПа.

Особый интерес представляют работы экономистов, посвященные исследованию методов государственного регулирования частного предпринимательства. Так, налогообложение частного капитала детально рассматривает В. Каврайский6. По его мнению, наблюдалось недообложение частного торгово-промышленного капитала, в связи с

чем необходимо было ужесточить налоговую систему.

Можно отметить, что работы исследователей 20-х гг. отличает плюрализм мнений, научность, исследовательский характер и описательность. Авторами поставлены проблемы теоретического и практического характера, намечены пути их анализа. Вместе с тем историографии 20-х гг. были присущи определенные недостатки. Основные из них, на наш взгляд, обуславливались спецификой литературы тех лет, подавляющая часть которой была создана в связи с практическими потребностями.

На втором этапе - начало 30-х - середина 50-х гг. - произошло снижение научного интереса к нэповской проблематике. Термин «нэп» подменялся понятиями «восстановление народного хозяйства», «переходный период», рамки которого ограничивались 19211925 гг.

Итак, можно сказать, история НЭПа рассматривалась как планомерное восстановление советским народом под руководством коммунистической партии разрушенного в годы гражданской войны хозяйства.

Третий этап изучения нэпа - вторая половина 50-х гг. - середина 80-х гг. - характеризовался введением в научный оборот более широкого круга источников, активизацией научно-исследовательских поисков, значительным расширением проблематики. Особо можно выделить следующих исследователей: В. П. Дмитренко, В. С. Лельчук, П. Ф. Морозов, Ю. А. Поляков, В. П. Данилов, Н. В. Щербань и др.7 Данные авторы исследовали процесс разработки и осуществления новой экономической политики, кооперативную политику РКП(б), механизм регулирования рыночных отношений, советскую торговую политику.

Важным направлением стало изучение государственного регулирования социально-экономических процессов в деревне и городах, которое проводилось посредством кооперирования и налогообложения.

Современный этап в развитии исторической науки связан с перестройкой в середине 80-х - начале 90-х гг., когда были сняты существовавшие идеологические запреты и ограничения, изменились взгляды на многие проблемы советской истории. Одной из первых попыток системного исследования новой экономической политики можно считать работы

М. М. Горинова и С. В. Цакунова, в которых авторы приходят к выводу, что НЭП не являлся целостной системой, а всего лишь набором средств и методов, обеспечивающих политическое выживание для правящей партии8.

Основываясь на данных открывшихся архивных фондов, исследователи новой экономической политики стали освящать в своих работах рыночные отношения, многоуклад-ность, борьбу партийных, профсоюзных, государственных и других органов с частным капиталом, классовую борьбу, государственный капитализм. Этим проблемам были посвящены исследования Л. Ф. Морозова, И. Я. Трифонова, А. П. Сейд-Гусейнова, В. М. Курицына9.

Оценивая в целом результаты исследовательской работы, проведенной в середине 80-х - начале 90-х гг., следует признать, что авторами был собран и систематизирован огромный фактический материал, были выдвинуты и решены многие цели и задачи. В связи с изменением общественного сознания, политической системы общества начинается период дискуссионного обсуждения исторических проблем. Внимание исследователей Л. В. Звонаревой, Е. С. Постникова, Н. С. Симонова, И. А. Козлова, В. Кудрявцева и др. все больше было нацелено на объективную оценку НЭПа, на проблему социального генезиса, на товарно-денежные отношения, на значение мелкотоварного производства10.

Период вторая половина 90-х - до наших дней представляет особый интерес в плане расширения и углубления историографии по новой экономической политики и ее отдельных сфер. В настоящее время, в связи со снятием грифа секретности с многих фондов, возможность исследовательской работы увеличилась. Современные российские авторы изучают широкий спектр вопросов идеологии, политической власти и экономической системы времен новой экономической политики. Пристальное внимание в настоящее время уделяется исследованию политико-правовой системы советского государства. Кроме того, появляются работы, посвященные социальной группе нэпманов. Здесь можно выделить таких исследователей, как Е. В. Демчик, Т. А. Овчинникову, И. Б. Орлова, В. П. Ляушина, А. В. Чичулина, А. В. Толкушина, Л. Резникова и др.11 Сегодня многие историки, экономисты, политологи выступают сторонниками рыночных отношений и положительно оценивают

роль частного сектора в экономике страны.

Таким образом, в настоящее время актуальной для историков становится проблема взаимоотношений власти и общества. В научный оборот вводятся новые, ранее недоступные исследователям архивные материалы, переосмысливаются общие подходы, традиционные положения и выводы. Споры вокруг новой экономической политики получают постоянную подпитку. Причина данной ситуации в том, что модели существования смешанной экономики, одна из которых впервые имела место в советской России, в той или видоизмененной форме с неодинаковой степенью успехов и поражений, проходили и проходят апробацию в разных странах и различных исторических условиях. Это снова и снова вызывает необходимость обращения к истории НЭПа, его объективной и беспристрастной оценке.

Итак, анализ торговых отношений может стать необходимым условием для более целостного понимания и осмысления такого явления, как НЭП, в условиях Западной Сибири.

Цель данной статьи - представить общую картину развития торговых отношений Западной Сибири в годы новой экономической политики.

В период «военного коммунизма» легальная торговля в крае была дезорганизована, а причиной была сама политика «военного коммунизма», которая отрицала товарно-денежные отношения. С введением НЭПа в 1921 г. начинается процесс восстановления торговых отношений. С разрешением торговых отношений возникла потребность в организации особого специального органа, на который была бы возложена разработка вопросов, связанных с регулированием торговли. Заметим, что в период «военного коммунизма» не существовало специального комитета по регулированию торгового оборота, а функции распределительного и оперативного характера лежали на т. н. Народном Комитете РСФСР.

В 1922 г. Советом народных комиссаров (далее СНК) была основана Комиссия по Внутренней Торговле при Совете Труда и Обороны (далее СТО). Центральные учреждения занимались разработкой проектов декретов и постановлений по вопросам внутренней торговли12. Комиссия состояла из трех человек, из которых один являлся представителем

интересов государственной торговли, другой

- кооперации и третий - частного капитала. Организационная структура данного учреждения включала только секретариат. Несмотря на существование данных органов в них полностью отсутствовал экономический или оперативный аппарат. Комиссии существовали не только в центральных областях страны, но и в регионах. (Так, в 1924 г. при Тобольском, Тюменском, Томском окрисполкомах были образованы торговые комиссии, позже такие же комиссии появились в других городах Западной Сибири).

Постановлением СНК в 1924 г. был создан Народный Комитет торговли СССР, который подразделялся на отделы Внутренней торговли (Внутторг) и Внешней торговли (Внешторг). Но, к сожалению, наличие двух центров регулирования торговых отношений приводило к излишней работе по согласованию различных задач, замедляя тем самым развертывание оперативной деятельности. Правительство попыталось скоординировать их деятельность, издав Декрет от 17 ноября 1925 г. «Об образовании единого Народного комиссариата по внешней и внутренней торговли (далее НКВиВТ) и о слиянии аппаратов Наркомвнешторга и Наркомвнуторга»13.

Таким образом, структура регулирования торговых отношений складывалась на всем протяжении проведения новой экономической политики, из чего можно предположить

- руководство было не готово к экономическому управлению страной и пыталось путем проб и ошибок решить данную проблему.

Торговые отношения в Западной Сибири были восстановлены в 1922 г. В интересах развития государственного строительства требовалось, чтобы главная доля торговли сосредоточивалась в руках государства и кооперации. Однако частный капитал в западносибирской торговле занимал довольно значительное место. Так, к примеру, в конце 1922 г. по г. Тюмени частных торговых заведений насчитывалось 1156, государственных - 46, кооперативов - 27. К началу 1923 г. частных торговых предприятий стало 1235, государственных - 37, кооперативов - 30. Но, несмотря на численное превосходство частника, размер его торгового оборота был незначительным. Причина этого в том, что главная масса частных предприятий - мелкие (первого и второго разряда), осуществлявшие торговлю вразнос, с лотков и из мелких лавочек. Средний обо-

рот предприятия первого разряда исчислялся примерно в 1000-1200 р. в год и второго разряда - 5200 р.14

Однако небольшие размеры частных торговых предприятий не мешали им успешно конкурировать с государственными и кооперативными структурами. Частные торговцы применяли самые разнообразные приемы и средства в соревновании за потребителя. Активно в Западной Сибири использовалась так называемая «приманка» (это когда один товар продавался дешевле, чем в местной кооперации). Тем самым частник, сознательно проиграв на одном товаре, привлекал к себе покупателей и покрывал убытки при продаже другой продукции. Широкое применение находило варьирование цен в зависимости от спроса и предложения товара и его качества. Исходя из интересов покупателей, частник подбирал соответствующий ассортимент, зачастую отпуская товар в кредит постоянным покупателям, что не допускалось в государственной и кооперативной торговле. Также частные торговцы старались покупать товары, которых нет в кооперации, и тем самым перетягивали на свою сторону покупателя15. Кроме того, отметим уважительное отношение к покупателю со стороны частного торговца. В сфере частной торговли не было зафиксировано ни одного случая грубого обращения с покупателем в отличие от кооперативных и государственных магазинов. Все это позволяло частнику получать достаточно высокую прибыль.

Следует отметить, что частные предприниматели развивали такие виды торговли, как: бакалейная, рыбная, мясная, табачная, железо-скобяная, мануфактурная и галантерейная, а также торговлю дровами и сельскохозяйственной продукцией. Это давало очень быстрый оборот товара и не сопровождалось государственной и кооперативной конкуренцией в торговле.

На развитии частного торгового дела сказывался и тот факт, что в 1922 г. и первой половине 1923 г. правительство искало пути реформирования торговли. Законы о частном капитале появлялись одновременно, а зачастую и после проявившихся тех или иных экономических тенденций и процессов. Политика правительства постоянно лавировала и напоминала «игру без правил».

В 1924 г. начинается первое масштабное наступление на частный капитал. Государство

применило простой и незамысловатый метод: повышение налогов и арендной платы. В связи с этим среди торговцев стала наблюдаться нерешительность в выборке патентов, и как результат произошло сокращение частной торговой сети. Но, поняв, что государственные и кооперативные торговые организации не в силах справиться с обеспечением населения товарами, правительство вновь пошло на сотрудничество с частником, а именно были понижены налоги и арендная плата.

К сожалению, период сотрудничества длился недолго, и со второй половины 1926 г. правительство вновь переходит к нажиму на частный сектор, а в последующие три года происходит постепенная ликвидация частного предпринимательства, при этом уже используется не только экономические методы (повышение налога и арендной платы), но и административный ресурс, в т. ч. репрессии. Так, в 1927 г. из Томского государственного университета было отчислено около 300 студентов за «принадлежность к нэпманам»16.

Заметим, что годы новой экономической политики стали периодом воссоздания кооперации. Так, в Западной Сибири были восстановлены основные типы кооперации: потребительская, промысловая, сельскохозяйственная, а кооперативные потребительские общества пользовались правами юридических лиц17.

Отметим, что в торговой сфере потребительская кооперация уступала частному капиталу. Во-первых, товаропроводящая сеть кооперации ни в коей мере не удовлетворяла покупательную способность населения. Во-вторых, кооперация отставала от частного капитала по торговым оборотам. В-третьих, ассортимент товара был хуже, чем у частника.

В крае промысловые кооперативы существовали в промышленности, а также по сбыту труда, так называемые трудовые артели и объединения инвалидов.

В сведениях по учету кооперативов по Тобольскому округу отмечалось, что промысловая кооперация является признанной, жизненно-необходимой хозяйственной системой Западной Сибири, имеющей назначение обслуживать хозяйственные и культурные нужды русского и туземного промыслового населения18.

В Западной Сибири получила свое развитие и сельскохозяйственная кооперация, но, несмотря на все возложенные на неё задачи,

она не сумела в достаточной мере развить производственную работу, направленную непосредственно на восстановление сельского хозяйства, в ее деятельности больше преобладали торговые функции. Причинами сложившейся ситуации служили: во-первых, недостаток «инвентаря живого и мертвого» для организации коллективных работ, а также отсутствие средств на внесение паевых взносов; во-вторых, слабое развитие сельскохозяйственного кредита, отсталость, социальная дезорганизация и недостаток самодеятельности населения деревни.Торговая деятельность давала возможность получить денежные средства и прибыль населению в

19

короткие сроки19.

Помимо вышеуказанных промысловых, потребительских и сельскохозяйственных кооперативов в регионе существовали кредитные, страховые и интегральные объединения.

Советское руководство пыталось различными способами возродить кооперативное движение в стране, но полную свободу в определении своей организационной структуры кооперация так и не получила. Доказательством данного утверждения служат декреты 1920-х гг., по которым устанавливался явочный порядок образования кооперативов и право последних объединяться в союзы лишь до губернского масштаба включительно, а вот создание союзов, выходящих за пределы губернии, могло происходить только по решению высших органов государственной власти. При этом отмечалось также, что граждане, лишенные избирательного права в Советы, не могли стать и членами кооператива. Кроме того, принципы добровольного вступления и свободного выбора руководящих органов нарушались «сплошным назначенством» коммунистов в руководство кооперативами20. то в свою очередь привело во второй половине 1920-х гг. к тому, что организационно-структурное строение кооперативов стало полностью определяться партийно-государственными решениями, вопреки желаниям и интересам членов кооперации.

С восстановлением торговых отношений в обществе возобновляются и многие торговые институты, среди них можно отметить биржу. Так, с 1 апреля 1922 г. начинает свою работу Тюменская товарная биржа, которая определяла своей главной задачей «...выявлять от-

ношение спроса и предложения, облегчать и упорядочивать как товарообмен, так и связанные с товарообменом товарные и торговые операции». Членами данного учреждения могли быть государственные торговые и промышленные учреждения и предприятия и их объединения; кооперативные товарищества и объединения; частные торговые и промышленные предприятия. Район деятельности биржи охватывал территорию бывшей Тюменской губернии, т. е. округа Тюменский, Ишимский и Тобольский21.

Тюменская товарная биржа с первых месяцев показала неплохие результаты работы. Так, с января по апрель 1923 г. было совершенно 46 биржевых сделок на сумму 2221650 р. и зарегистрировано внебиржевых 73 сделок на сумму 2969911 р. 43 коп.22 За данный отрезок времени через руки маклера прошло 21 ассортимент товара.

В 1924 г. количество биржевых сделок достигло 274, а внебиржевых 809, при этом выразились они гораздо в меньшей сумме, чем в предыдущий год. Возможно, на спад биржевого оборота оказала влияние денежная реформа, проводимая государством в этот период.

В 1926 г. ситуация на рынке немного изменяется, а именно вновь наблюдается рост биржевого оборота. Так, к примеру, только за октябрь 1926 г. по Тюменскому, Ишимскому и Тобольскому округам биржевых и внебиржевых сделок вместе взятых было заключено 379 на сумму в 1321 р. 08 коп.23 К сожалению, торговый оборот на бирже так и не смог достичь прежнего уровня, что закономерно привело к ликвидации в 1927 г. Товарной биржи в г. Тюмени24.

В начале февраля 1927 г. были прекращена котировка цен, оперативная работа маклериа-та, сокращен маклер. Инвентарь биржи был приведен в порядок и передан учреждениям: Промтехнику, Окрвнуторгу, Красному уголку, Кабинету агитации и пропаганды. Кроме того, из наличных средств биржей было пожертвовано 1 тыс. р. на сгоревший Пермский университет.В 1926-1927 гг. прекратила свою работу не только Тюменская биржа, но и многие другие.

В годы новой экономической политики восстанавливаются не только внутренние торговые отношения, но и внешние.

Отметим, что в период Гражданской войны и иностранной интервенции внешнеторго-

вые связи России практически прекратились. Это было связано как с военной ситуацией в стране, так и с тем, что молодое пролетарское государство не находило признание со стороны стран Западной Европы. Переговоры с целью выявления возможностей возобновления торговых сношений с ведущими государствами Европы были предприняты наркомом внешней торговли Л. Б. Красиным в Копенгагене в 1920 г. Попытка оказалась удачной и в 1921 г. дала первые результаты, а именно был заключен англо-советский торговый договор. Данное событие стало свидетельством о признании Советской России как торгового партнера на международном рынке и явилось своеобразным предложением к диалогу с другими странами Западной Европы.

С 1922 г. формируются региональные ответвления Комиссариата внешней торговли. Эти подразделения курировали экспортные товарные фонды и ход обменных операций по внешнеторговым направлениям. На территории Западной Сибири данные функции осуществлялись Уралвнешторгом и Сибвнештор-гом. Экспортная продукция нашего края в этот период была представлена главным образом пушниной, маслом и рыбой. Надо отметить тот факт, что Сибирь начала экспорт пушнины за границу ещё до официального разрешения советского правительства производить данные операции, а именно в 1921 г. Сибирский Революционный Комитет осуществлял поставку ценного товара в Читу, откуда тот в свою очередь поступал к американским фирмам. Так как экспорт шел без ведома Москвы, то он являлся незаконным. Во избежание наказания Сибревком свои действия представил вынужденной мерой: «...необходимы были средства для подкрепления сибирской каменноугольной промышленности и обмундирование сибирской Красной Армии»25.

С 1923 г. началось легальное поступление сибирской пушнины на международный рынок. Так, к примеру, Торговый отдел г. Тюмени в мае 1923 г. отправил для экспорта за границу 2 вагона пушнины весом 613 пудов26. В марте 1924 г. Советское торговое представительство продало на германском рынке свыше 100 тыс. шт. русака, около 25 тыс. выделанного беляка, 4 тыс. красных ли-сиц27. При этом значительную часть русских мехов немцы закупали для нужд лондонских, римских и парижских фирм. Наибольший интерес западные партнеры проявляли к кроли-

кам, серебряной сибирской лисице, кунице и песцам.

Вторым по популярности экспортным товаром Западной Сибири являлось масло. Для более гибкого регулирования вывоза масла при НКВТ было образовано Центральное Маслоэкспортное бюро. Главными центрами производства масла были Тобольск, Томск и Омск.

Спрос на сибирское сливочное масло предъявляли преимущественно английский и немецкий рынки. Так, цена за 16,38 кг сибирского масла на английском рынке составляло от 22 до 24 р. или от 152 до 160 шиллингов. Данная цена была ниже датского, новозеландского и австрийского масла, но выше аргентинского. Наибольший спрос на данный товар возник в 1924 г. в связи с вздорожанием датского и литовского масла. Сибирское масло в 1928 г. выставлялось на выставке в Австралии.

Следующим товаром, который пользовался большим спрос на мировом рынке, была рыбная продукция. Поставщиками рыбы выступали: Обьтрест, Уралгосторг. Наибольшим спросом рыбный экспорт пользовался в период с 1927-1928 гг. Рыба поступала на международный рынок в готовом виде в форме консервы.

Для ознакомления с сибирской рыбной продукции в 1928 г. было отправлено консервов в томате и маринаде - муксуна и нельмы: в Австралию и Чехословакию по 10 ящиков, а в Швецию, Турцию, Америку, Италию - по 5. Сибирская рыба имела огромный спрос на германском, французском и английском рынках. Так, весной 1928 г. Германия и Франция запросили по 60000, а Англия - 90000 банок нельмы и муксуна28.

Таким образом, можно сказать, в годы НЭПа на территории Западной Сибири торговые отношения развивались довольно активно. В экономике присутствовал как государственный, кооперативный, так и частный сектор. Данные три сектора вступали в торговые отношения на биржах, ярмарках, организовывали торговые общества и объединения. К сожалению, многим институтам торговли так и не дали проявить себя, что в результате привело к их закрытию. Так, к примеру, в своей первоначальной задумке товарные биржи были призваны содействовать государственной власти в овладении рыночной стихией. Они являлись своего рода «.барометром,

чутко отражающим в себе многообразные явления рыночной конъюнктуры, определенно реагирующими на всякое изменение цен, спроса, предложения и т. п.» Но постоянный контроль со стороны государства не дал развиться данному институту торговли.

Частный капитал также ощущал на себе постоянное давление со стороны государства, что в результате привело к его ликвидации. Но всё же надо отметить, что частник внес большой вклад в восстановление и развитие экономики страны в целом и Западной Сибири в частности.

Нельзя отрицать и положительного результата кооперативного движения. Кооперация сыграла немаловажную роль как заготовитель и как товаропроизводитель и способствовало экономическому подъему Западной Сибири.

Регион активно принимал участие в упрочении внешнеэкономических связей страны с государствами Запада. Именно экспорт западносибирской пушнины, масла и рыбы дал значительные доходы государству, что в свою очередь способствовало восстановлению промышленного комплекса.

Примечания

1 Кондратьев, Н. Д. : 1) Путь к социализму. М., 1990; 2) Особое мнение : Избранные произведения : в 2 кн. М., 1993; 3) Основные проблемы экономической статистики и динамики. М., 1991; Бруцкус, Б. Д. Экономические предпосылки возрождения сельского хозяйства. Доклад на 3-м агрономическом съезде // Вестн. сел. хоз-ва. 1992. № 7-8; Литошенко, Л. Н. Эволюция и прогресс крестьянского хозяйства. М., 1923; Струве, П. Б. Итоги и сущность коммунистического хозяйства. Париж, 1921.

2 Чаянов, А. В. : 1) Краткий курс кооперации. М., 1925; 2) Основные идеи и формы организации крестьянской кооперации. М., 1927; 3) Крестьянское хозяйство и его эволюция. М., 1989; Макаров, Н. П. Крестьянское хозяйство и его эволюция. М., 1920; Челинцев, А. Н. К вопросу о дифференциации крестьянского хозяйства // Пути сел. хоз-ва. 1927. № 4.

3 Ленин, В. И. Полн. собр. соч. Т. 40-45.

4 Тройкий, Л. Д. : 1) К социализму или к капитализму? (Анализ советского хозяйства и тенденций его развития). М. ; Л., 1925, 2) Моя жизнь. М., 1991; Преображенский, Е. А. 1) Вопросы финансовой политики. М., 1921, 2)

От нэпа к социализму. М., 1922.

5 Бухарин, Н. И. Путь к социализму. Избранные произведения. Новосибирск, 1990; Дзержинский, Ф. Э. Избранные произведения : в 2 т. М., 1967; Ларин, Ю. Частный капитал в народном хозяйстве СССР. М. ; Л., 1927; Преображенский, Е. А. Основной закон социалистического накопления // Пути развития : дискуссии 20-х гг. : сборник. Л., 1990.

6 Каврайский, В. Налоговое обложение частного капитала в Сибири. Новониколаевск, 1924.

7 Дмитренко, В. П. Новая экономическая политика : разработка и осуществление / В. П. Дмитренко, Ю. А. Поляков и др. М., 1982; Дмитренко, В. П. Торговая политика Советского государства после перехода к нэпу (1921-1924). М., 1971; Морозов, Л. Ф. О начальных этапах экономической политики // Экономическая политика советского государства в переходный период от капитализма к социализму. М., 1986; Поляков, Ю. А. Нэп - путь к социализму // Новая экономическая политика. Вопросы теории и истории / отв. ред. М. П. Ким. М., 1974.

8 Горинов, М. М. : 1) НЭП : поски путей развития. М., 1990; 2) Он же. Ленинская концепция нэпа : становление и развитие / М. М. Горинов, С. В. Цакунов // Вопр. истории. 1990. № 4. С. 20-39; Цакунов, С. В. В лабиринте доктрины (из опыта разработки экономического курса страны в 1920-е гг.). М., 1994.

9 Морозов, Л. Ф. Решающий этап борьбы с нэпмановской буржуазией. М., 1960; Трифонов, И. Я. Очерки истории классовой борьбы в СССР в годы нэпа. М., 1960; Сейд-Гусейнов,

A. П. Государственный капитализм в переходный период от капитализма к социализму. М., 1960; Курицын, В. М. Переход к нэпу и революционная законность. М., 1972.

10 Звонарева, Л. В. Мелкотоварное производство кустарей и ремесленников Урала и Зауралья в Условиях новой экономической политики (1921-1927 гг.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Екатеринбург, 1994; Постников, Е. С. Новая экономическая политика : идеи, практика, уроки. Тверь, 1993; Симонов, Н. С. Проблема социального генезиса СССР в 20-30-е гг. : сб. науч. тр. М., 1990; Козлов, И. А. Революция. Нэп и судьбы мелкого производства : сб. науч. тр. М., 1990; Кудрявцев,

B. Нэп. Взгляд со стороны. М., 1991.

11 Демчик, Е. В. Предприниматели Сибири периода нэпа : купцы или нэпманы? // Ак-

туальные вопросы истории Сибири : науч. чтения, посв. памяти А. П. Бородавкина. Барнаул, 1998; Орлов, И. Б. «Гримасы нэпа» в историко-революционном фильме // Отечеств. история 2003. N° 6; Ляушин, В. П. Социально-политические, правовые и экономические противоречия и конфликты на Севере Сибири в 20-30-е гг. // Сб. тез. к Всерос. науч. конф. Ханты-Мансийск ; Сургут, 2000; Резников, Л. Настоящее и нэп // Рос. экон. журн. 1996. № 4.

12 Государственное учреждение Государственный архив Тюменской области (далее - ГУ ГАТО) Ф. Р-175. Оп. 1. Д. 135. Л. 6.

13 Там же. Д. 424. Л. 108.

14 Экономическая география Сибири / под ред. А. А. Ансона. Новосибирск, 1928. С. 296.

15 Государственный архив общественно-политических организаций Тюменской области (далее ГАОПОТО). Ф. 30. Оп. 1. Д. 21. Л. 202, 235. ГАОО. Ф. Р-394. Оп. 1. Д. 3. Л. 27, 28.

16 Демчик, Е. В. Частный капитал в городах Сибири в 1920-е гг. : от возрождения к ликвидации / под ред. Г. А. Соболева. Барнаул, 1998.С. 182.

17 ГУ ГАТО Ф. Р-90. Оп. 1. Д. 2. Об. л. 17; Д. 18. Л. 2, 6.

18 ГУ ГАТО. Ф. 1373. Оп. 1. Д. 30. Л. 10.

19 ГУ ГАТО. Ф. 1373. Оп. 1. Д. 30.

20 Файн, Л. С. Нэповский «эксперимент» над российской кооперацией // Вопр. истории. 2001. № 7. С. 54.

21 ГАТО Ф. Р.-90. Оп. 1. Д. 5. Л. 1; Д. 1. Л. 30, 31.

22 Там же. Д. 2. Л. 17.

23 Там же. Д. 18. Л. 2, 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24 Там же. Д. 117. Л. 53.

25 Экон. жизнь. 1924. № 170. С. 8.

26 Трудовой набат. 1923. № 119. С. 4.

27 Экон. жизнь. 1924. № 162. С. 5.

28 ГАТО Ф. Р.-90. Оп. 1. Д. 117. Л. 156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.