Научная статья на тему 'Возрождение термина арете в современной философии'

Возрождение термина арете в современной философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
629
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРЕТЕ / ЭПИСТЕМА / УМ / ТЕХНЕ / DASEIN / НЕЙРОФИЛОСОФИЯ / ARETE / EPISTEME / NOUS / TECHNE / NEUROPHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Базалук Олег Александрович

В статье автор использует методы нейрофилософии для переосмысления одного из ключевых терминов античной философии, арете. Автор объединил в нейрофилософии: а) современные взгляды нейронаук на нейроэволюцию; б) важнейшие смыслы фундаментальной онтологии Хайдеггера; и в) новые смыслы Dasein, которые следуют из философии космоса. Это позволило рассмотреть арете как основу бытия Dasein «психики о » и переосмыслить дианоэтические добродетели Аристотеля как экзистенциалы арете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The revival of the notion of arete in contemporary philosophy

In the paper, the author uses the methods of neurophilosophy in order to rethink arete as a key notion of ancient philosophy. In neurophilosophy the author combines: a) contemporary views on neuroevolution, given by neurosciences; b) the most important meanings of Heidegger's fundamental ontology; and c) the new meanings of Dasein, which derive from the philosophy of cosmos. Arete is taken as a basis of the being of the Dasein “mentality about”, while the “dianoetic virtues” of Aristotle are rethought as the existentials of arete .

Текст научной работы на тему «Возрождение термина арете в современной философии»

Возрождение термина арете

в современной философии

О. А. Базалук Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет (Киев) bazaluk@ukr.net

Oleg Bazaluk

Pereyaslav-Khmelnytsky Hryhoriy Skovoroda State Pedagogical University (Kyiv) The revival of the notion of arete in contemporary philosophy Abstract. In the paper, the author uses the methods of neurophilosophy in order to rethink arete as a key notion of ancient philosophy. In neurophilosophy the author combines: a) contemporary views on neuroevolution, given by neurosciences; b) the most important meanings of Heidegger's fundamental ontology; and c) the new meanings of Dasein, which derive from the philosophy of cosmos. Arete is taken as a basis of the being of the Dasein "mentality about", while the "dianoetic virtues" of Aristotle are rethought as the existentials of arete.

Keywords: arete, episteme, nous, techne, Dasein, neurophilosophy.

Уточним понятие «нейрофилософия», чтобы не подвергнуться критике, как Хоуп Мэй за переосмысление идей Аристотеля через достижения современной психологии (May 2010). В нашем понимании нейрофилософия не только обобщает и систематизирует знания и технологии нейронаук, для нас нейрофилософия является воссоединением научных и философских знаний, рефлексией к онтологии, к Dasein.1 В нейрофилософии научные

1 Термин Dasein обозначает фундаментальную структуру человеческого бытия. В рукописном тексте об Аристотеле Хайдеггер дает лапидарное определение своего философского замысла: «Предметом философского вопрошания является человеческое Dasein, вопрошающее о характере своего бытия». Александр Койре предложил не переводить термин Dasein, а употреблять в качестве terminus technicus (Койре 1999).

ЕХОЛН Vol. 13. 1 (2019) © О. А. Базалук, 2019

www.nsu.ru/classics/schole DOI: 10.25205/1995-4328-2019-13-1-198-207

знания о структуре, функциях и проявлениях психики питают фундаментальную онтологию2 и рождают новые смыслы Dasein, собираемые уже философией космоса.3 Нейрофилософия открывает жизнь человека как бытие Dasein «психики о», антропологизация которого и обнаруживает арете.

Для начала, вспомним историю некогда ключевого, а сейчас вышедшего из употребления термина «арете» (аргт^). В VIII столетии до нашей эры, Гомер рассматривал арете как основу аристократической культуры, как основную ценность и главную особенность тех, кто посвятил себя «Подражанию Герою». Примерно в это же время, Гесиод воспевает арете простого человека, посвятившего себя повседневному ремеслу: «Но добродетель от нас отделили бессмертные боги тягостным потом» (Труды и дни 289-290, пер. В. В. Вересаева). Позже, в V столетии до нашей эры, Ксенофан из Колофона рассматривал арете, как интеллектуальную культуру - софию (стофЕп). Однако, наиболее полно смыслы арете раскрыты у Платона и Аристотеля.4 Именно на них мы и будем опираться при рассмотрении арете методами нейрофилософии. В богословских учениях Средних веков и в философии Нового времени, термин арете утратил свою значимость и вышел из употребления.

В современной литературе арете переводят как «добродетель» или, применительно к архаической Греции, «доблесть». Для нашего исследования важность термина «арете» объясняется тем, что для греков арете являлось основой человеческого бытия, т.е. основой бытия Dasein «психики о». В этом значении арете вновь обретает свою актуальность. Это граница, которая отделяет бытие Dasein «психики о» от бытия Dasein любого другого состояния материи. Именно отсюда берет начало антропогенез и идея о человеке. По существу, арете является сосредоточением в бытии Dasein «психики о» онтологической направленности и опыта бытия Dasein разумной материи, которое в качестве ассортимента возможностей предлагается бытию. Арете является неиссякаемым источником мотивации, возможностей и вдохновения; единством общезначимых нравственных предписаний как безусловный принцип; высшим духовным предназначение как ценность. Это уже не просто стремление «стать лучше, чем ты можешь», а зафиксированная в структурах и функциях «психики о» мощь категорического императива, со всем богатством смыслов, разработанных Кантом.5

2 См. Хайдеггер 1997; Bazaluk & Nezhyva 2016; Okorokov 2018.

3 См. Базалук, 2015, 2016.

4 Этот вопрос рассмотрен Вернером Йегером (Jaeger 1946).

5 Tytarenko & Rudenko 2018.

Арете состоит из экзистенциалов. В нашем понимании, экзистенциал арете - это нерасчленимое целое основоопределяющего качества бытия Dasein «психики о», которое обусловлено опытом бытия Dasein разумной материи Земли и предшествующих состояний материи. По существу, экзистенциал арете является элементарной частицей бытия Dasein «психики о», в которой сосредоточен опыт бытия Dasein Единого.6 Как, например, кварки в бытии Dasein косной материи, или гены в бытии Dasein живой материи, экзистенциалы арете являются не поддающимися дальнейшему превращению, наименьшими обнаруживаемыми частицами бытия Dasein разумной материи, и заключают в себе определяющие комбинации возможностей индивидуального бытия. Как все элементарные частицы они подчиняются принципу тождественности, т.е. в бытии Dasein Единого все экзистенциалы арете одного вида полностью соответствуют друг другу по своим свойствам.

Экзистенциалы арете довольно точно установлены Аристотелем в «Нико-маховой этике». Особенно это видно на схеме, на которой Ильзетраут Адо изобразила разделение души и добродетелей по Аристотелю (Адо 2002, 69). Рациональную часть души образуют три дианоэтические добродетели. Первые две следуют из мудрости (coipia). Это ум или нус (voug) и знания или эпи-стема (гшог^п). Третья добродетель следует из практической мудрости, из фронезиса (фрб^очд). Это техне, понимаемое как тонкая работа, искусство (xsxvn). Иррациональную часть души образуют этические добродетели. В нашей терминологии, душа (фих^, psükhe) - это бытие Dasein «психики о»; её рациональная часть и дианоэтические добродетели - это арете и его экзи-стенциалы; иррациональная часть души - это этика и политика. Рассмотрим экзистенциалы арете и конфигурацию заключенных в них возможностей.

1. Ум или нус (vovg). У Аристотеля ум - это то, что отличает эмоциональное восприятие от рационального мышления; это мощность, которая развивается с опытом. Ум в нашем понимании, есть ничто иное как нейробиологиче-ская структура мозга, совокупность нейронных ансамблей, которую мы обозначили термином «психика о». На данном этапе бытия Dasein разумной материи Земли «психику о» представляет структура, функции и проявления нейронного ансамбля сознания. В бытии Dasein разумной материи «психика о» может находиться на разных этапах усложнения, поэтому термин «ум» абстрагирует структуру мозга, подчеркивая его главную особенность. А именно, в уме опыт бытия Dasein Единого сосредотачивает определенную конфигурацию способностей познавать опыт бытия Dasein: освобождать знания бытия Dasein и трансцендировать к несокрытому бы-

6 Единое, как одна из трех космических ипостасей Плотина.

тию. По существу, ум есть определенный набор подходов («ключей») к не-сокрытости бытия, к тому, что само производит себя из себя самого. Природа изначально формирует нейронные ансамбли как возможность познавать бытие Dasein, осознавать его. Однако, она формирует их таким образом, что полноценное развитие ума происходит в онтогенезе, т.е. в индивидуальном бытии Dasein. Базового набора «ключей» познания опыта бытия Dasein недостаточно, чтобы преодолеть его сокрытость и трансцендировать к несо-крытости. Нужно научиться создавать новые «ключи» и находиться в постоянном поиске новых подходов к несокрытости бытия. Эта важная особенность усложнения человеческого мозга превращает «психику о» не в очевидный факт нейроэволюции, а в возможность. «Психика о» как возможность, а не данность - в этом заключена квинтэссенция ума, как экзи-стенциала арете. Каждый человек умен, но возможности ума каждого являются разными. В масштабах бытия Dasein разумной материи Земли структура, функции и проявления «психики о» находятся на разных уровнях совершенства, что делает общество неоднородным. Этот же факт возносит честную конкуренцию в необходимое условие бытия Dasein разумной материи. «Психика о» как возможность превращает индивидуальное бытие Dasein в самостоятельный выбор способа жизни: или довольствоваться базовыми возможностями ума, либо же воспользоваться его возможностями для трансценденции к состоянию мудрости: быть в непрерывном поиске подходов к несокрытости бытия. Даже специальные технологии воздействия на мозг не могут повлиять на усложнение структуры, функций и проявлений «психики о». Они только обеспечивают определенный комплекс благоприятных условий для развития «психики о». Усложнение возможностей ума, как экзистенциала арете - это особый способ жизни, направленный на непрерывное и нелинейное усложнение структуры, функций и проявлений «психики о». Это самостоятельное раскрытие индивидуальным бытием Dasein сосредоточенных в себе способностей освобождать определяющие истины бытия Dasein, или познавать опыт бытия Dasein Единого.

Для раскрытия и максимального использования возможностей ума (сознания) необходим кропотливый и продолжительный труд, направленный на саморазвитие и самоактуализацию. Это заставление себя делать то, что противоречит элементарным потребностям; принуждение к самопрограммированию; ужесточение самодисциплины ума; максимальная концентрация силы воли; целенаправленное погружение в онтологию бытия; сосредоточенность на познании опыта бытия Dasein; расширение тренировками возможностей памяти, речи, воображения, внимания. Освобождение сосредоточенных в уме возможностей трансцендировать к несокрытости бытия

равнозначно достижению наивысшей степени счастья (эвдемонии), которая у Аристотеля соответствует созерцанию, или наслаждению существованием в несокрытом бытии. Это возвышение от индивидуального уровня души до уровня Универсальной Души, или даже Божественного Интеллекта, в котором находится вся идеальная система Вселенной.7

2. Знания или эпистема (¿тац^ц). Платон противопоставлял эпистему -«доксе»: знание - общей вере или мнению. Знания, как экзистенциал арете, являются сосредоточением в бытии Dasein «психики о» опыта бытия Dasein Единого, благодаря чему по смыслу они становятся ближе другому греческому термину «алетейя», истина. У Хайдеггера алетейя («непотаенность») является сущностью истины,8 поэтому знания есть истины, сосредоточенные бытием Dasein в арете. Они проявляются как возможность расширения границ индивидуального бытия Dasein до границ бытия Dasein разумной материи и дальше, вплоть до отождествления с бытием Dasein Единого. Знания суть истины несокрытого бытия, которыми бытие Dasein Единого наделяет «психику о» еще с момента зачатия, тем самым обозначая индивидуальный путь к несокрытости. Платон прозорливо писал, что путь к обладанию подлинным знанием - это «долгий обходной путь», и только те, кто достигает акмэ (пятидесяти лет, возраста расцвета), познают ценность и значимость затраченных на него усилий.9 С момента рождения «психика о» открыта перед информацией, однако это не означает, что она может воспринимать всю информацию. В начале XIX столетия кто-то воспринимал самолет как летающий аппарат, а кто-то, как железную птицу.10 В настоящее время, для кого-то трансценденция разумной материи Земли в космическую силу является реальностью, а для кото-то утопией. Разница заключается в возможностях извлекать и работать со скрытой в знаниях мощью опыта бытия Dasein.

Таким образом, знания, как экзистенциал арете, являются определенным набором истин бытия Dasein. Их освобождение раскрывает единственно возможный путь индивидуального бытия Dasein к несокрытости бытия, к свободе. Это именное приглашение к присутствию в том и созерцании того, что само производит себя из себя самого, только нужно суметь занять места, указанные в приглашении. Знания как в «Притче о пещере», позволяют бытию Dasein «психики о» переходить из одного пристанища в другое, тем самым освобождая бытие Dasein от сокрытости, формируя потребность суще-

7 Об этом много пишет Адо (2005).

8 См. Heidegger 1961.

9 См. Платон, Государство 7.540bc.

10 См. Гуссерль 2004.

ствовать в несокрытом бытии. Это вехи трансценденции к состоянию мудрости и дальше, вплоть до трансценденции индивидуального бытия Dasein «психики о» в космическую силу. Это путь к состоянию универсальной перспективы или «взгляда сверху»,11 когда бытие Dasein «психики о» отождествляется с бытием Dasein разумной материи, но при этом сохраняет свою индивидуальность. В знаниях сосредоточено то, что важно для бытия Dasein Единого здесь и сейчас, что является причиной рождения «психики о» и смыслом бытия её Dasein. Знания являются насущной потребностью в обретении собственного Dasein. Они есть начало индивидуального бытия Dasein, его продолжение и конец, поэтому знания являются бытием к смерти (Sein zum Tode). Знания исключают безымянное бытие. Даже «человек-массы» Хосе Ортега-и-Гассета или «обезличенный человек» («das-Man») Мартина Хайдеггера являются индивидуальным бытием Dasein, только не-

подлинным.12

В знаниях, как истинах опыта бытия Dasein, сосредоточена мощь, которая, как например, у Платона, Плотина или Адо, возносит бытие Dasein «психики о» до определенной высоты, с которой открывается богатство опыта бытия Dasein Единого, его несокрытость. Чем полнее освобождение знаний, тем шире кругозор и выше мощь индивидуального Dasein, которое обретает опыт созерцания несокрытости. Переход от «доксы» к «эпистеме» равнозначен сознательному формообразованию конкретных принципов, которые расширяют возможности бытия Dasein «психики о» познавать опыт бытия Dasein Единого и создавать в нем. Иммануил Кант назвал эти принципы, этот «закон, который внутри нас», совестью. Чем глубже «психика о» познает опыт бытия Dasein, тем полнее проявляются возможности знаний, как истин бытия, тем, соответственно, жестче и бескомпромиссней действует совесть.

В основе ума и знаний, как экзистенциалов арете, находится мудрость. Для Аристотеля она есть соединение ума и знаний. В бытии Dasein «психики о» мудрость (coipia) и практическая мудрость, фронезис (фрб^очд), рассматриваются как трансцендентный идеал, возможность максимально полной самореализации бытия Dasein «психики о» как потенциала Dasein Единого. Это сугубо философское обобщение смыслов экзистенциалов арете, которое обогащает понимание самого арете и, соответственно, онтологию человека. Мудрость является основой ума и знаний, их основанием. С одной стороны, непрерывное и нелинейное усложнение ума является способом жизни «быть

11 См. Адо 2005, 211.

12 Для Хайдеггера, как известно, существует только два вида присутствия: подлинное и неподлинное, самость (Selbst) и обезличенный человек (Man).

в поисках несокрытости бытия», т.е. находиться в непрерывном поиске подходов освобождения знаний опыта бытия Dasein Единого. Отсюда, усложнение возможностей ума напрямую зависит от качества освобожденных знаний опыта бытия Dasein Единого. С другой стороны, переход к бытию в несокрытости, т.е. освобождение знаний, сосредоточенных в арете и их обогащение истинами текущего бытия Dasein, возможен только при усложнении возможностей ума. Знания опыта бытия Dasein Единого открываются только высокоразвитой «психике о», которая подготовлена освобождать и использовать ресурсы Dasein. В бытии Dasein «психики о» мудрость является особой формой познания и создания. Она приходит с опытом, с непрерывным и нелинейным усложнением ума и освобождением знаний бытия Dasein. Пьер Адо писал, что, когда Лукреций в поэме «О природе вещей» воздавал хвалу Эпикуру, которого его ученики считали мудрецом, он на самом деле описывал образ идеального философа.13

3. Рассмотрим третий экзистенциал арете и его основание, практическую мудрость, фронезис. У Аристотеля техне - это тонкая работа, искусство (ré/vn). Техне, как экзистенциал арете, является проявлением третьей составляющей трехуровневой блочной организации бытия Dasein разумной материи. В техне наиболее полно проявляется сущность бытия Dasein, забота. Чтобы раскрыть всеохватывающий смысл заботы Хайдеггер цитирует басню позднеантичного автора Гигина «Забота»,14 а Койре перефразирует фразу «Dasein est ubi curat» («Душа пребывает там, где любовь») Августина в «Dasein est ubi curat» («Dasein пребывает там, где забота»).15 Забота проявляется и в первых двух экзистенциалах арете, уме и знаниях, но в таком всеохватывающем смысле она раскрывается именно в техне и фронезисе. Техне, как экзистенциал арете, является способностью бытия Dasein «психики о» превращать знания опыта бытия Dasein Единого в технологии. Это производное, которое производит себя на основе освобожденных знаний опыта бытия Dasein. Техне является естественной потребностью бытия Dasein «психики о» рационализировать свои проявления, непрерывно создавать на основе освобожденных знаний опыта бытия Dasein Единого материальные и виртуальные конструкции, облегчающие устремленность индивидуального бытия к несокрытости. Это онтологическая направленность бытия Dasein «психики о» на познание через самовоплощение в конкретных, доведенных до тончайшего совершенства материальных проявлениях. Если ум и знания представляют арете, как всеобъемлющую и универсальную

13 Адо 2005, 182.

14 См. Хайдеггер 1997.

15 См. Койре 1999.

возможность познавать опыт бытия Dasein Единого, проникать в несокры-тость и созерцать её, то техне раскрывает арете как возможность познавая-создавать, овеществлением приближаться к несокрытости. Чем полнее раскрывается техне, тем мастеровитей и искушеннее самореализация бытия Dasein «психики о» как забота о бытии Dasein и его проявлениях; тем умудреннее индивидуальное бытие Dasein в несокрытости бытия, совершеннее в своих созданиях.

У Хайдеггера техне, техника, есть «вид раскрытия потаенности» бытия Dasein. Наряду с умом техне освобождает знания, используя их для заботы во благо Dasein. Благодаря техне знания опыта бытия Dasein, как мыслительные конструкции, превращаются в технику и технологии, и становятся бытием Dasein «психики о». Техне овеществляет бытие Dasein, зафиксированными сущностями усложняет бытие Dasein «психики о» в логосфере. В масштабах Земли соблюдается принцип: качество технологий определяет качество и продолжительность бытия Dasein «психики о» как потенциала Dasein Единого. Используя техне как овеществление опыта бытия Dasein, бытие Dasein «психики о» формирует историю собственного онтогенеза. Овеществление бытия Dasein Единого является характерным признаком бытия Dasein разумной материи и раскрывает качество её присутствия. Благодаря техне бытие Dasein «психики о» расширяет естественные возможности индивидуального бытия и заботы о нём, повышая значимость своего присутствия как потенциала бытия Dasein Единого. Именно техне превращает Землю из рядовой планеты в качественно новое состояние материи, в ноосферу, а разумную материю Земли - в космическую цивилизацию.

Фронезис усиливает софию искусственными, высокотехнологическими продуктами: информационно-коммуникационными технологиями, включая нанотехнологии, биотехнологии, информационные технологии, когнитивную науку, моделируемую реальность, искусственный интеллект, суперинтеллект, крионику и т.п. Степень свободы софии и фронезиса, соответственно, ума, знаний и техне, раскрывает качество бытия Dasein «психики о», его вовлеченность в космические процессы. Техне усиливает мощь присутствия Dasein «психики о» в бытии Dasein Единого.

В целом, ум, знания и техне, как экзистенциалы арете, раскрывают онтологическую направленность и пределы возможностей бытия Dasein «психики о» в бытии Dasein Единого. Экзистенциалы арете не зависят от пола, биологических возможностей организма, материальных ценностей и т.п. Это элементарные частицы бытия Dasein разумной материи, в которых сосредоточены возможности опыта бытия Dasein Единого. Раскрытие этих возможностей зависит от способа жизни, выбранного человеком. Человек

может посвятить свою жизнь достижению наивысших человеческих потенциалов, которые сосредоточены в арете и его экзистенциалах, а может довольствоваться базовыми возможностями подсознания и сознания, и проявлять себя как «человек-массы» или Das Man.

Таким образом, антропологизация бытия Dasein «психики о» обратила нас к философским традициям, вернула к идеям, которые были изложены еще Платоном, в «Федоне» (65а и d) и «Федре» (249 b-d).

Библиография / References

Адо, И. (2002) Свободные искусства и философия в античной мысли. Москва: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина. Адо, П. (2005) Философия как способ жить: Беседы с Жанни Карлие и Арнольдом И. Дэвидсоном. Пер. с франц. В. А. Воробьева. Москва, Санкт-Петербург: Степной Ветер.

Базалук О. (2015) «Что есть Dasein? (Реминисценция идей Мартина Хайдеггера)»,

Философия и культура 10, 1441-1450. Базалук, О. (2016) «Философия космоса: место человека в масштабах Земли и космоса. Глава первая», Philosophy and Cosmology 16, 28-42. Гуссерль, Э. (2004) Кризис европейский наук и трансцендентальная феноменология: Введение в феноменологическую философию. Санкт-Петербург: Владимир Даль.

Койре, А. (1999) «Философская эволюция Мартина Хайдеггера», Логос 10, 113-136. Хайдеггер, М. (1997) Бытие и время. Москва: AD MARGINEM.

Bazaluk, O., Nezhyva, О. (2016) "Martin Heidegger and Fundamental Ontology," Annals of

the University of Craiova - Philosophy Series 38, 71-83. Eliopoulos, P. (2015) "Epicurus and Lucretius on the Creation of the Cosmos," Philosophy

and Cosmology 14, 249-255. Jaeger, W. (1946) Paideia: The Ideals of Greek Culture: Volume I: Archaic Greece: The Mind

of Athens. Oxford: Basil Blackwell, 1946. Heidegger, M. (1961) On the Essence of Truth. Translated by John Sallis. https://aphelis.net/wp-content/uploads/2011/02/Martin-Heidegger-On-the-Essence-of-Truth.pdf Kant, I. (1900) Kant on Education (Ueber Paedagogik). Boston.

May, H. (2010) Aristotle's Ethics: Moral Development and Human Nature. Continuum. Okorokov, V. (2018) "Limits of Thought in the Light of Nature and Divinity. A Return to Ancient Thought or the Quest for the Being of Primordial Thinking in the Later Heidegger," Philosophy and Cosmology 20, 170-184. Tytarenko, V., Rudenko, S. (2018) "Kant's Studies in Ukrainian Philosophy of Soviet Period," Future Human Image 9, 107-114.

О. А. Базалук / ЕХОЛН Vol. 13. 1 (2019) 207

Russian Language sources transliterated:

Ado, I. (2002) Svobodnyie iskusstva i filosofiya v antichnoy myisli. Moscow: «Greko-latinskij kabinet» Yu.A. Shichalina.

Ado, P. (2005) Filosofiya kak sposob zhit: Besedyi s Zhanni Karlie i Arnoldom I. Devidsonom. Per. s frants. V. A. Vorobeva. Moscow, St. Petersburg: Stepnoy Veter.

Bazaluk O. (2015) Chto est Dasein? (Reministsentsiya idey Martina Heideggera). [What is Dasein? (Reminiscence of Martin Heidegger's Ideas)] Filosofiya i kultura 10, 1441-1450.

Bazaluk, O. (2016) Filosofiya kosmosa: mesto cheloveka v masshtabah Zemli i kosmosa. Glava pervaya. [The Philosophy of Cosmos: the Place of Human at the Scale of Earth and Cosmos. Chapter One] Philosophy and Cosmology 16, 28-42.

Gusserl, E. (2004) Krizis evropeyskiy nauk i transtsendentalnaya fenomenologiya: Vvedenie v fenomenologicheskuyufilosofiyu. St. Petersburg: Vladimir Dal.

Koyre, A. (1999) "Filosofskaya evolyutsiya Martina Heideggera," Logos 10, 113-136.

Heidegger, M. (1997) Byitie i vremya. Moscow: AD MARGINEM.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.