Научная статья на тему 'ВОЗРОЖДЕНИЕ СРЕДНЕ - СПЕЦИАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО ФЛОТА В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1945-1960 ГГ.)'

ВОЗРОЖДЕНИЕ СРЕДНЕ - СПЕЦИАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО ФЛОТА В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1945-1960 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
130
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ / ГРАЖДАНСКИЙ ВОЗДУШНЫЙ ФЛОТ / АВИАЦИОННАЯ ШКОЛА / АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИК / УЧИЛИЩЕ СПЕЦСЛУЖБ / РЕАКТИВНАЯ ТЕХНИКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хороших Владимир Алексеевич

В статье рассматриваются вопросы становления системы подготовки технических кадров среднего звена для гражданского воздушного флота СССР в 1945 - 1960 годы. Автор делает акцент на экономические и политические реформы, проводимые государством по использованию авиации в мирных целях. Показана преемственность от военных авиационных школ по типологии и особенностям учебно-воспитательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Хороших Владимир Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIVAL AVIRAG - SPECIAL VOCATIONAL TRAINING FOR CIVIL FLEET DURING THE POSTWAR PERIOD (1945 - 1960 GG.)

The article examines the formation system technical training medium link to Civil Air Fleet of the USSR in 1945 - 1960 years. The author emphasizes the economic and political reforms conducted by the State use of air power for peaceful purposes. Shows the continuity of military aviation schools typology and features of the educational process.

Текст научной работы на тему «ВОЗРОЖДЕНИЕ СРЕДНЕ - СПЕЦИАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО ФЛОТА В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1945-1960 ГГ.)»

Султан и его визири и сановники пытались вернуть военно-ленной системе и сипахийскому ополчению их былую силу. С этой целью в 1777 г. было принято «Положение (Низамнаме) о заимах и тимариотах». Сипахам было предложено в 20-дневный срок со дня издания «Положения» вернутся в свои лены и жить в них. Нарушители этого постановления лишались лена. После смерти си-пахия его лен должен был перейти к сыну. Однако Низамнаме 1777 г. не дал существенных результатов.

Во всяком старое военное и административное устройство было совершенно не затронуто реформами Абдул-Хамида I тем не менее после него осталась группа людей, в том числе принц Селим III воспитанных в новом духе. Именно эти люди и приступили к реформам.

Абдул-Хамид I обладал робким и нерешительным характером. Главная причина состояла в том, что реформы наталкивались на упорное сопротивление невежественных, но влиятельных сановников-консерваторов и улемов. Султан Абдул-Хамид I был прав, когда сказал однажды: «Высокопоставленные лица империи желают не больше добра своей стране, чем ее враги» [5, с.240].

Тем не менее отношения между Османской империей и Россией были напряженные. В итоге в 1787 г. Рос-

сийской империи была объявлена война, к которой присоединились в следующем году Австрия и Швеция. Это разрушительная война не оставила камня на камне от реформ, проведенных Абдул-Хамидом I. Султан Абдул-Ха-мид I умер в возрасте 64 лет в апреле 1789 г.

Несмотря на все его политические провалы, султан Абдул-Хамид I считается самым добрым из всех турецких правителей. Он был на столько религиозен, что его прозвали «святым».

Список литературы

1. Виноградов Кючук-Кайнарджинский мир - окна на Балканы. // Век Екатерины II. Дела Балканские. М., 2000.

2. Дружинина Е.И. Кучук - Кайнарджинский мир 1774 года: его подготовка и заключение. М., 1955.

3. Мейер М.С. Османская империя в XVIII в. Черты структурного кризиса. М., 1991.

4. Миллер А.Ф. Краткая история Турции. М., 1948.

5. Новичев А.Д. История Турции. Т.1. Эпоха феодализма (Х^Ш вв.). Л., 1963.

6. Шеремет В.И. Высокая Порта // Век Екатерины II. Дела Балканские. М., 2000.

ВОЗРОЖДЕНИЕ СРЕДНЕ - СПЕЦИАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО ФЛОТА В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

(1945-1960 гг.)

Хороших Владимир Алексеевич

Кандидат ист. наук Рыльский авиационный технический колледж - филиал Московского государственного

технического университета гражданской авиации. г. Рыльск

REVIVAL AVIRAG - SPECIAL VOCATIONAL TRAINING FOR CIVIL FLEET DURING THE POSTWAR PERIOD (1945 -1960 gg.) Khoroshikh Vladimir Candidate ist. Sciences Rila Aviation Technical College - a branch of the Moscow State Technical University of Civil Aviation. of Rylsk АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы становления системы подготовки технических кадров среднего звена для гражданского воздушного флота СССР в 1945 -1960 годы. Автор делает акцент на экономические и политические реформы, проводимые государством по использованию авиации в мирных целях. Показана преемственность от военных авиационных школ по типологии и особенностям учебно-воспитательного процесса. ABSTRACT

The article examines the formation system technical training medium link to Civil Air Fleet of the USSR in 1945 -1960 years. The author emphasizes the economic and political reforms conducted by the State use of air power for peaceful purposes. Shows the continuity of military aviation schools typology and features of the educational process.

Ключевые слова: военно-воздушные силы, гражданский воздушный флот, авиационная школа, авиационный техник, училище спецслужб, реактивная техника.

Keywords: air force, civil aviation, aviation school, aviation technician, school security, services, reactive technique.

Стремительно развивающиеся инновационные технологии приносят изменения во все области жизни. В нашей стране, как и во всем мире, идет поиск новых моделей образования адекватных социальному развитию. В профессиональном образовании ГА также отражены проблемы общества в данный исторический период. В этой связи закономерен интерес к подготовке кадров для воздушного транспорта на различных временных этапах развития страны. Поиск преемственности в его развитии предопределяют актуальность данной темы. В 1932 году

ГУ ГВФ располагало 3 высшими и 12 средне - специальными учебными заведениями [7, д. 516, л. 138]. С началом Великой Отечественной войны все учебные заведения ГВФ, расположенные в европейской части СССР, были переданы в Народный комиссариат обороны. Общий выпуск техников за 10 лет - 6337человек [8, д. 1951, л.176 ]

Для решения задач поставленных Советом Народных Комиссаров СССР перед гражданским воздушным флотом, который с декабря 1944 года вновь был ему подчинен напрямую, требовалось вместе с народным хозяй-

ством восстанавливать собственную материально-техническую и кадровую базу. В связи с приказом министра Вооруженных сил СССР от 15.09.1946 о расформировании фронтовых полков и дивизий ГВФ, их кадры и техника заметно пополнили воздушные линии Аэрофлота. В распоряжении ГУГВФ прибыл опытный летный и инженерно-технический состав, в том числе 1223 командира корабля и пилота, переданы самолеты, авиационно-техническое имущество и автотранспорт. Летным центрам, учебно-тренировочными отрядами и другими учебными заведениями ГВФ в 1946 году было подготовлено 1189 командиров кораблей и пилотов, 1361 человек технического и другого составов, переподготовлен 3571 авиаспециалист. Это позволило в течение 1946 года создать дополнительно девять транспортных авиаотрядов и 17 авиаотрядов специального назначения [7, д.2429, л. 95]

Вступая в 1947 год, подразделения Аэрофлота вновь испытывали недостаток в кадрах. Для выполнения плана не хватало 656 пилотов, 166 штурманов, 131 бортмеханика, 1618 техников по эксплуатации, 1883 инженеров всех специальностей и других категорий работников. Помощь в улучшении подготовки кадров в отрасли пришла с принятием 27 июня 1947 года постановления СМ СССР №2242-616с «О реорганизации учебных заведений Главного управления ГВФ». Была возобновлена деятельность Киевского института инженеров ГВФ. Год спустя при КИИ ГВФ было открыто заочное отделение, созданы учебно-консультативные пункты в Киеве, Куйбышеве, Москве, Ростове-на-Дону и Тбилиси.

Егорьевская летная школа ВВС была реорганизована 27 сентября 1947 в авиатехническое училище ГВФ, а Рижская радиотехническая школа - в радиотехническое училище спецслужб ГВФ. Кроме этого были сформированы новые учебные заведения ГВФ: Троицкое авиаци-онно-техническое училище, Арзамасская и Сыр-Дарьин-ская школа радистов, Актюбинская и Иркутская школы авиамехаников. Тогда же были организованы двухмесячные курсы повышения квалификации инженеров авиаотрядов и аэропортов и годичные курсы переподготовки руководящих кадров Аэрофлота. Рост сети учебных заведений гражданской авиации вскоре позволил обеспечить авиапредприятия более квалифицированными кадрами летного и инженерно-технического состава, способными осваивать новую авиатехнику.

С появлением в мире новых признаков международной напряженности и «холодной войны», в целях повышения уровня руководства гражданской авиацией как резерва Военно-Воздушных Сил, 14 декабря 1947 года постановлением Совета Министров СССР ГУГВФ было вновь подчинено Министерству вооруженных сил СССР. В ГУ ГВФ 21 ноября 1946 г. был утвержден план подготовки кадров и повышения квалификации в подразделениях ГВФ на 1947 г.: бортрадисты 106, техники ГСМ - 28, техники по эксплуатации - 430, Радиооператоры - 180, радиопеленгаторы - 36, авиамотористы -310. Итого - 1084 специалиста.. [9, д. 2885, л.1-3]

В 1947 и 1948 гг. прошли первые выпуски специалистов. Первоначально было выпущено 1128 специалистов, из них 1032 пилота и 96 авиатехников. Во второй год при плане 1438 специалистов было выпущено 1338 человек, в том числе 947 пилотов и 49 диспетчеров из ШВЛП, 188 пилотов четвертого класса из летных училищ, 141 авиатехник по самолетам По-2 и Ли-2, 62 радиотехника.

Теперь представим читателю несколько исторических фрагментов развития учебных заведений СССР в этот период:

- И.В. Сталин 55 лет назад подписал постановление Совета Министров СССР № 2243 - 616с от 27 июня 1947 года, о реорганизации Егорьевской школы пилотов первоначального обучения гражданского воздушного флота (ГВФ) в Егорьевское авиационное училище ГВФ. Егорьевское авиатехническое училище с января 1947 года приступило к подготовке авиатехников на базе реорганизованной летной школы. В переходный период руководство Егорьевскими школой и училищем осуществлял А.Т. Грехнев [8, д.5, л.54-59].

За 1947 год вместо 8 неприспособленных для подготовки авиатехнических классов были оборудованы 19 классов, созданы учебные мастерские и кабинеты, мастерские учебных пособий, подобран штат преподавателей, налажен учебный процесс, что позволило к 10.02.1948 года подготовить выпуск курсантов-одногод-ников в количестве 141 человек и выполнить задачу.[ 7, д. 2743, л.4-10]

К 1949 году училище располагало 2 аэродромами, 5 самолетами ПО-2 и газовочными (тренажерными- авт.) самолетами: ПО-2 (4 шт.), Ли-2 (2 шт.) Ил-12 (1 шт). Запасной аэродром размером 700 х 1000 м. предназначался для самолетов средних типов, строений не имел, и находился от училища в 12 км. по шоссейной дороге.[8, д. 6, л, 5-9] В коллективе трудилось 184 человека. Учебный персонал состоял из 5 начальников циклов: моторного, самолетного, эксплуатационного, социально-экономического, общеобразовательного; 19 преподавателей, из которых 10 имели высшее образование, 11 являлись членами КПСС, 12 имели педагогических стаж до 5 лет. В составе училища так же осталось одно летное звено, а два других вместе с летно - техническим составом были переданы в г. Сасово, где организовывалась летное училище ГВФ. Таким образом, мы имеем факт преемственности учебных заведений.

С 1948 года в училище была введена подготовка авиационных специалистов по обслуживанию самолетов горюче - смазочными материалами (ГСМ)[8, д.6, л.13] Коллектив поставил перед собой задачу не только превзойти довоенный период по организации качеству обучения, но и выйти в число передовых учебных заведений ГВФ.[8, д.6, л.92]

С 1956 года начала существенно обновляться и совершенствоваться учебно-производственная база училища. С помощью Министерства гражданской авиации и авиапредприятий ГА училище получило выработавшую установленный ресурс авиационную технику. Первый самолет Ту-104 на буксире привезли с ВДНХ СССР. Для обеспечения посадки самолета Ил-18 (№ 75644) училище подготовило посадочную полосу на территории учебного аэродрома. Для учебного процесса были получены от авиационных подразделений ГА четыре авиационных двигателя Аи-20, два двигателя РД-ЗМ-500, создан цех для монтажных практик по авиационным двигателям, оборудованы специализированные классы по самолетам Ту-104 и Ил-18, двигателям Рд-ЗМ-500 и Аи-20.[ 2, д. 214, л.3];

- Троицкое авиационное техническое училище гражданской авиации (ТАТУ) было организовано 8 июля 1947 года в соответствии с постановлением Совета

Министров СССР от 27 июня 1947г. № 2243-616 на базе бывшей военной школы авиамехаников, готовившей специалистов по авиационному вооружению и стрелков-радистов для бомбардировочной авиации.[1, д.29, л.2]

С 8 декабря 1947 г. была начата подготовка первого набора курсантов, которые в большинстве своем были участниками Великой Отечественной войны. Начало было трудным. Контингент курсантов был самым разнообразным не только по образованию, но и по возрасту и жизненному опыту[1, д.8, л.15-18]. Учебные классы, помещения для хозяйственных служб и командно-руководящего состава располагались в зданиях, принадлежавших до 1917 года Казанскому женскому монастырю. Не хватало преподавательских кадров и учебно-вспомогательного состава. Первым начальником училища стал Захаров К.И., который прибыл в ТАТУ в январе 1948 года и руководил им до мая 1953 года.

Весной 1950 г. первые дипломы авиационных техников-механиков были вручены 178 выпускникам училища. По окончании училища выпускникам присваивалось воинское звание «младший лейтенант». Практическая подготовка курсантов проводилась на учебном аэродроме, расположенном на территории училища. В те годы изучали самолеты По-2, Ли-2, Ил-12 и авиадвигатели М-11Д, АШ-62ИР, АШ-82Т[5, с. 100-1002]

- Иркутский авиационный технический колледж гражданской авиации (ИАТК ГА) свою историю ведет с 1947г., когда в соответствии с Постановлением СМ СССР от 27 июня 1947г. в г. Иркутске была открыта школа младших авиационных специалистов ГВФ с одногодичным сроком обучения. Коллектив школы сделал семь выпусков авиационных механиков. 688 специалистов по обслуживанию самолетов По-2 и Ли-2 были направлены в авиапредприятия Урала, Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера.

Приказом начальника Главного Управления ГВФ 12 июля 1951 г Иркутская школа авиамехаников реорганизована в Иркутское авиационное техническое училище ГВФ (ИАТУ ГВФ, затем ИАТУ ГА). Начав свой путь с изучения материальной части самолетов По-2 и Ли-2, преподавательский состав училища и поколения курсантов освоили в последующем конструкции самолетов Ил-12, Ил-14, Ан-2, Ан-24, Ан-10, Ту-104, Ту-154, Як-40, Як-42, вертолета Ми-8 и его модификаций. Училище ежегодно наращивало выпуск авиатехников. Первый выпуск-1953 г. составил 45 человек, в 1960г. - более 200 человек.[ 5, с..954-955]

- Вторую группу учебных заведений технического профиля в ГВФ представляли авиационные училища специальных служб. В Латвийском государственном архиве в фонде 928 хранится историческая справка Рижского летно-технического училища ГА. Приказом начальника ГУ ГВФ при СНК СССР от 2 марта 1943 года 47 учебная а/э переименована во Фрунзенскую школу радиоспециалистов при Узбекском управлении ГВФ. Согласно приказу начальника школы №203 от 05.06.1944 года, школа стала именоваться Фрунзенской радиотехнической школой при Узбекском управлении ГВФ. На основании приказа начальника ГУ ГВФ в№176 от 31 августа 1945 года, в соответствии с распоряжением СНК СССР №12856-Р от 28 августа 1945 года - ФАРШ ГВФ

в период с 6 октября по 23 октября 1945 года была перебазирована в Ригу и получила наименование Рижская авиационная радиотехническая школа (РАРШ) ГВФ при ГУ ГВФ, затем с 1 октября 1947 года она была переименована в Рижское авиационное училище специальных служб ГВФ[5, л. 1-6]. В первые годы становления Рижской АРШ ГВФ в Ригу из Арзамасской радиотехнической школы переехали многие ведущие преподаватели: Рапопорт Я.И., Лесняк В.Г., Сериков В.В., Башенин А.П. и другие. В решении главную роль сыграло присутствие в Риге радиотехнической промышленности. Руководителем РАРШ ГВФ до 1946 г. был Я. И. Рапопорт - один из организаторов будущих Криворожского и Рыль-ского училищ спецслужб. [ 9, с.93] В 1955 г. училище располагало всего тремя арендованными у города зданиями. Нехватка жилых и служебных помещений задерживала развитие училища, в то время как все возрастающие объемы работы гражданской авиации требовали ускоренной подготовки большого количества радиоспециалистов.

Вскоре ГУ ГВФ стало ежегодно выделять средства на капстроительство, что позволило приступить к строительству учебной базы и жилого сектора. К 1960 г. педагогическому коллективу из 186 человек удалось увеличить набор курсантов с 450 человек до 913, внедрить передовые методы первичного практического обучения, лекционный метод преподавания, программирование и применение технических средств.

В создание Криворожского училища спецслужб значительный вклад внесла все та же Арзамасская школа радистов, которую после первого пребывания в Риге возглавил все тот же Овсиенко. Арзамасская школа готовила в то время наземных и бортовых радистов. Летом 1951 г. пришло указание о перебазировании Арзамасской школы в Кривой Рог на место летного училища, которое переводили в г. Бугуруслан. Перед училищем стояла непростая задача перевезти за тысячу километров личный состав, все имущество школы, включая ее постройки, автопарк, различное оборудование. Некоторые из работников школы главный бухгалтер, инженер-строитель, завгар и еще кое-кто согласились выехать в Кривой Рог только временно, чтобы помочь устроиться на новом месте, и им гарантировали возмещение всех расходов [9, с.5-8].

Вскоре вышло правительственное постановление о преобразовании Арзамасской школы радистов в Криворожское авиационное училище спецслужб ГВФ (КРАУСС ГВФ). В конце лета 1951 года начался первый набор. В отличие от Арзамасской школы, сюда набирали курсантов только из выпускников средних школ. После двух с половиной лет обучения они получали квалификацию радиотехника по самолетному радиооборудованию. Многие выпускники прекрасно показали себя и на производстве» [9, с.18-25].

Кадры для, вновь созданного в 1964 году, Министерства Гражданской авиации готовили 3 высших учебных заведения: Киевский институт инженеров ГА (КИИГА), Рижский институт инженеров ГА (РИИГА), Высшее авиационное училище (ВАУ ГА) Ульяновское и Кировоградское школы высшей летной подготовки (ШВЛП); Сасовское, Бу-гурусланское, Краснокутское и Кременчугское летные училища; Выборгское, Омское, Славянское, Троицкое,

Егорьевское, Кирсановское авиационнотехнические училища; Криворожское, Рижское и Рыльское училища спецслужб.^, с.363]

По настоящей теме автор считает возможным сделать следующие выводы:

1. Типология учебных заведений ГВФ в послевоенные годы закладывалась специалистами военного ведомства на базе технических школ на освобожденных от фашистов территориях.

2. Первые полеты реактивной техники для гражданских целей, переоборудование всей авиационной инфраструктуры для дальних и международных рейсов при обслуживании самолета Ту-104, вертолетной техники потребовали изменить систему подготовки технических кадров, разделив ее на первичную подготовку в авиашколах и училищах, и профессиональную, на конкретный вид техники, в учебно-тренировочных отрядах территориальных управлениях ГВФ, в учебных центрах ГВФ, авиазаводах и научно-исследовательских институтах.

3. В 60 годы произошел технический скачок в мировой гражданской авиации. Оснащение Аэрофлота самолетами Ту-104, Ту-114, Ил-18, Ан-10 значительно повысило требования к подготовке авиационных кадров в учебных заведениях и центрах ГУГВФ, их профессионализм и научно-технической

культуре, привела к обновлению и созданию новых учебных заведений.

Список литературы

1. Архивный отдел администрации г. Троицка. Ф. 140 (Троицкий АТК ГА). Оп.2.

2. Архивное управление администрации Егорьевского муниципального образования (АГЕ), ф.299 (Егорьевский АТК ГА). Оп.1. Д. 2143

3. Гражданская авиация России. 80 лет. - М.: Возд. трансп. 2003. - 1086 с.

4. История отечественной гражданской авиации.- М.: Возд. трансп. 1996. - 584 с.

5. Латвийский государственный архив. Ф. 928. Оп.1. Историческая справка Рижского летного технического училища.

6. Плоткин С.И. Пятьдесят лет в колледже. - Кривой Рог. Изд. Криворожского колледжа НАУ. 2001. 90 с.

7. Российский государствен. архив Экономики (РГАЭ) Ф.9527. (ГУ ГВФ). Оп. 1.

8. Центральный Государственный архив Московской области (ЦГАМО). Ф. 7873. (Егорьевская школа пилотов). Оп.1.

9. Эйгарс Г.А. Начальник авиаучилища Аэрофлота. Ов-сиенко. - Кривой Рог: 2006. 64 с.

ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ЭТНОПОЛИТИКИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX

ВЕКА В ПОСТСОВЕТСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

Купенова Г.Ы.

Актюбинский региональный государственный университет имени К.Жубанова, Казахстан, г.Актобе

Введение

Изучение истории российской этнополитики в последние годы стало одной из весьма актуальных тем отечественной исторической науки, особенно с 1990-х годов изучение Российской империи как полиэтнического государства стало более интенсивным. При этом исследователи столкнулись с проблемой, которая наложила отпечаток на большинство работ этого времени, - отсутствием в Российской империи единой этнополитики.

Обращение к историческому прошлому, вызванное современными национальными проблемами, ставит перед исследователем вопрос, а существовала ли в Российской империи отчетливо сформулированная концепция национальной политики. Ведь религиозные и национальные проблемы занимают важное место во внутренней политике государств, которые не являются этнически однородными образованиями и потому вынуждены постоянно заботиться о сохранении своего территориального единства.

Целью данной статьи является исследование проблемы изучения этнополитики пореформенного этапа российской модернизации в современных научных исследованиях. В соответствии с этим перед нами поставлены задачи определения специфики проведения процесса ин-

корпорации нерусских народов в состав Российской империи и проблем изучения «национальной политики» в современной отечественной и российской историографии.

Присоединение народов и территорий к Российскому государству было довольно сложным историческим явлением. Каждый регион при своем пребывании в составе России проходил через несколько этапов: собственно, присоединение (иногда в виде завоевания), то есть, установление российского подданства; постепенная инкорпорация в структуру государства; наконец, ассимиляция, которая со временем все более активизировалась и порой трактовалась как конечная цель и результат инкорпорации. Этим процессам соответствовали некоторые объективные тенденции. Во-первых, медленная, но неуклонная унификация юридического статуса территорий, установление единого стандарта подданства и управления; во-вторых, русификация, которая отнюдь не должна трактоваться, как проявление зловещего умысла удушить этническую самобытность народов.

Что касается инородцев, то содержание этого понятия претерпело существенные изменения на протяжении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.