УДК 314.6:316.334.3
22.00.00 Социологические науки
ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРЕСТИЖА МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ С ПОМОЩЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
Панченко Александр Андреевич аспирант
РИНЦ БРШ-код: 2502-9806
Кубанский государственный аграрный университет, Россия, 350044, Краснодар, Калинина, 13
В статье рассматривается семья, как основа современного общества. В результате теоретико-методологического анализа определено, что семья является формой общественного устройства государства, оказывающей воздействие на личность от рождения до смерти, путем формирования и изменения социальных, психологических, культурных, этических основ, отличающейся единым экономически пространством, нравственными связями, взаимоотношениями. Вследствие социально-экономических, политических, психологических изменений страны поменялись уклад жизни населения и сама модель семьи, так экономика семейных предприятий превратилась в индивидную экономику социумов, что привело к развитию потребительского отношения общества, экономическому спаду, ухудшению экологической обстановки окружающей среды. Исходя из выборочного обследования бюджетов домохозяйств, выявлено, что чем больше число детей в семье, тем хуже ее уровень жизни, так в полных семьях при появлении одного ребенка уровень жизни снижается на 16%, второго ребенка -на 30%, третьего - на 50%. По данным Росстата, определено, что жилищные условия также зависят от количества детей в семье. Так, в среднем наиболее лучшие жилищные условия у одинокопроживающих граждан, на которого приходится 34 кв. м. жилой площади, на семью из трех человек - 11 кв. м. жилой площади на человека. В целях улучшения качества жизни многодетных семей, государством оказываются разные формы поддержки. В статье рассматривается одна из ключевых форм государственной поддержки -улучшение жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, а именно предоставление в собственность бесплатно земельных участков и обеспечение их необходимой инфраструктурой. Предложен альтернативный механизм решения жилищных проблем многодетных семей, реализация которого позволит уменьшить социальное неравенство разных слоев населения, обеспечит омоложение нации, как в демографическом, так и в социокультурном значении
Ключевые слова: МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ,
UDC 314.6:316.334.3
Sociological sciences
REVIVAL OF PRESTIGE OF MANY CHILDREN FAMILY BY MEANS OF A STATE SUPPORT
Panchenko Alexander Andreevich
graduate student
RSCC SPIN-code: 2502-9806
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia, 350044, Krasnodar, st. Kalinina, 13
In this article, a family is considered as a basis of modern society. As a result of the theoretical and methodological analysis, there was determined that a family is a form of a social system of a state making impact on the personality from birth to death, by means of formation and change of social, psychological, cultural, ethical bases, differing by means of united economic space, moral communications, interrelationships. Owing to social and economic, political, psychological changes of the country, the life of the population and the model of a family were changed, so the economy of family business turned into individual economy of societies that led to the development of a consumer relation of a society, economic recession, deterioration of ecological situation of environment. Proceeding from selective inspection of budgets of households, there was revealed that the more children in a family, the worse it's standard of living, so in full families at the appearance of one child the standard of living decreases by 16%, the second child - for 30%, the third - for 50%. According to Rosstat, there was defined that the living conditions also depend on a number of children in a family. On average, better living conditions are at the citizens living lonely with 34 sq. m of living space, the share on a family from three people - 11 sq.m of living space on the person. Different forms of support are given for improvement of life quality of large families by the state. In the article, there was considered one of the key forms of the state support - improvement of living conditions of families having three and more children, namely granting of free of charge land plots in property and providing them with necessary infrastructure. There was offered the alternative mechanism of the solution of housing problems of large families which realization will allow to reduce a social inequality of different segments of the population, will provide the rejuvenation of the nation, both in demographic, and in socio-cultural value
Keywords: MANY CHILDREN FAMILY,
УЛУЧШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ, IMPROVEMENT OF LIVING CONDITIONS,
ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, ИНФРАСТРУКТУРА, LAND PLOTS, INFRASTRUCTURE, STATE ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА SUPPORT
Doi: 10.21515/1990-4665-122-053
В течение длительного времени не снижается интерес к одной из форм общественного устройства - семье (домохозяйствам). Семья, прежде всего, это основа любого современного государства, так как факторы, описывающие ее состояние, косвенно отражают социально-экономическое развитие социума, которое создает образ, изображающий общее положение социального здоровья нации и открывающий перспективы процветания страны.
Социологические исследования как отечественных, так и зарубежных ученых обозначили множество трактовок термина «семья», исходя из которых можно определить, что семья - это социальный форма общественного устройства, основанная на союзе и родственных связях, определяющая социальные нормы поведения и удовлетворяющая индивидуальные потребности личности. В результате она оказывает сильнейшее воздействие на индивидуума от рождения до смерти, при этом самое значительное влияние происходит в первые годы жизни, так как именно тогда формируются социальные, психологические, эмоционально-волевые, духовно-нравственные основы личности [2, 9]. Отличительной особенностью семей являются единое экономическое пространство, образ жизни, эмоционально-нравственные связи, отношения заботы, опеки, поддержки, защиты [9, 17].
На протяжении нескольких десятков лет жизнь нашей страны существенно преобразовывалась, так менялись социально-экономический и политический уклады, граждане, условия и качество жизни людей, и многие другие элементы общественного бытия [16]. Данные перемены в значительной степени повлияли и на демографические процессы [15].
Согласно выборочному обследованию бюджетов домашних хозяйств, отраженному в докладе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 декабря 2015 года «Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации в 2014 году» доходы многодетных семей значительно ниже, чем в других категориях домохозяйств с детьми. Например, располагаемые ресурсы в 2014 году в семьях, имеющих четырех и более детей составили 7,4 тыс. рублей в среднем на одного члена семьи в месяц, в домашних хозяйствах с тремя и более детьми - 11,9 тыс. рублей, в семьях, имеющих двух детей - 18,0 тыс. рублей, при этом в семьях с одним ребенком -22,4 тыс. рублей [3].
То есть появление даже одного ребенка в домохозяйстве увеличивает риск бедности, а многодетность делает ее бедной в большинстве случаев. Следовательно, домохозяйство с тремя и более детьми не должно рассматриваться обособлено, так как его проблемы это непосредственные проблемы современной отечественной семьи, а его положение является крайней точкой, в которой сосредотачиваются все формы неблагополучия. Исходя из этого, социальная поддержка семей, имеющих трех и более детей, должна быть первоочередной мерой социальной политики в отношении семьи в целом.
Многодетная семья также является ключевым механизмом преодоления инфантилизации среди подростков. В большинстве случаев, в данных семьях растет более целеустремленная, ответственная и психологически устойчивая молодежь, так как эти качества формируются в значительной степени благодаря самостоятельно преодоленным трудностям.
То есть многодетная семья способствует развитию неизбалованных личностей, способных решать большинство бытовых проблем и преодолевать сложные ситуации. Следовательно, многодетность является
одним из элементов преодоления развивающейся культуры потребления, потому что во многих многодетных семьях с раннего возраста учат детей помогать друг другу, в том числе и родителям, поддерживать, делиться, данные качества практически отсутствуют в развитом обществе единственных детей. Также, следует учитывать, что практически всегда вещи, купленные для старших детей, в последствие передаются младшим, что в свою очередь противоречит обществу потребления, в котором ключевым принципом является одноразовое использование товаров.
В России в прошлом столетии был изменен многовековой уклад жизни людей, прервана традиция создания больших семей, для возрождения которой потребуются соответствующие ресурсы и время [1].
Домохозяйство, имеющее хотя бы трех детей, это минимум, который гарантирует не только обновление состава населения, но и поддерживает тенденцию к самовоспроизводству общества как социальной системы [7].
Улучшить демографическую ситуацию возможно, если в семейной структуре около 50% домохозяйств будут иметь 3 - 4 детей, а 10% домохозяйств - 5 и более, так как только многодетность обеспечивает высокий рост воспроизводства населения. Для стимулирования рождаемости органы власти применяют различные меры, в том числе социальные выплаты, пособия, льготы, выделение многодетным семьям земельных участков под строительство жилья [15].
Пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации определены общие нормы предоставления в собственность бесплатно земельных участков, являющихся государственной или муниципальной собственностью, гражданам с тремя и более детьми. Данная статья предусматривает возможность органам власти субъекта Российской Федерации устанавливать условия выдачи таких участков [6].
На территории Краснодарского края многодетным семьям предоставляются земельные участки с 2011 года.
В настоящее время жители Кубани с тремя и более детьми, могут воспользоваться правом на получение в аренду на 20 лет без торгов земельного участка с последующим оформлением его в собственность (с момента возникновения права собственности на построенный на этом участке жилой дом) [4].
Предоставление земельных участков указанной категории граждан определяется нормами краевого закона. Данный закон регламентирует порядок предоставления участков домохозяйствам, которые должны соответствовать следующим требованиям [4]:
1) ни одному из родителей на территории муниципального района, в границах которого расположен земельный участок, ранее не предоставлялась в собственность бесплатно земля, предназначенная для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства;
2) дети не переданы под опеку;
3) возраст одного из детей заявителя не должен быть выше 18 лет. При этом в случае прохождения военной службы по призыву в Вооруженных Силах России - 19 лет, а при обучении в общеобразовательных организациях и государственных образовательных организациях по очной форме обучения - 23 лет.
4) заявитель последние пять лет проживает (официальная регистрация) на территории муниципального образования, в границах которого расположен земельный участок.
Также законом установлены предельные размеры участков от 600 до 5000 кв. м.
В настоящее время на Кубани выделяются земельные участки из федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы Краснодарскому краю, и муниципальной
собственности, а также участки, государственная собственность, на которые не разграничена [4].
В целях эффективного исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» [14] с 1 июля 2013 года в крае реализуется «дорожная карта» по инфраструктурному обустройству земельных участков, подлежащих предоставлению (предоставленных) для строительства жилья семьям с тремя и более детьми, утвержденная распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 587-р [13].
Основной целью «дорожной карты» является достижение к 2018 году 90% обеспечения инженерными коммуникациями земельных участков, предоставляемых многодетным семьям для жилищного строительства.
На рисунке 1 представлены планы по достижению цели «дорожной карты» начиная с июля 2013 года.
Согласно принятой «дорожной карте» плановая численность семей, имеющих право на получение земельных участков составляла 9,9 тыс. семей, а процент плановой доли обеспечиваемых участков инженерной инфраструктурой составлял 20% [13].
В результате мониторинга проводимого в конце 2013 года, с целью уточнения основных количественных показателей «дорожной карты», общее число семей, имеющих трех и более детей, возросло в 2,7 раза и составило 26,9 тыс. семей, в связи с чем были внесены соответствующие изменения в «дорожную карту» (распоряжение от 27.12.2013 г. №1022-р) и соответственно плановая доля земельных участков, обеспечиваемых инженерными сетями уменьшилась до 7,4% [10].
90%
■ "Дорожная карга" (1.07.2013 г.)
■ Дорожная карта (с изменениями от 27.12.2013 г.)
2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Рисунок 1 - Изменение доли земельных участков, обеспечиваемых инженерными сетями, предоставляемых семьям с тремя и более детьми [13]
В связи с улучшением демографического состояния страны постоянно увеличивается число граждан, имеющих право на получение земельных участков (рис. 2). Согласно оперативным данным количество семей, имеющих трех и более детей, ежегодно увеличивается на 3,2 тысячи. При таком росте семей осложняется выделение в полном объеме бюджетных средств, предназначенных для обеспечения земельных участков коммуникациями.
В целях выполнения «дорожной карты» были внесены дополнительные условия в мероприятие по обеспечению в целях жилищного строительства земельных участков инженерной инфраструктурой (реализуемое с 2007 года). Данные условия позволяют участвовать в отборе только тем муниципальным образованиям, у которых в инвестиционных проектах не менее 80% участков предоставляются семьям, имеющим трех и более детей [10].
Рисунок 2 - Динамика численности семей с тремя и более детьми, имеющими право на получение бесплатного участка, 2013 - 2015 годы [10]
На сегодняшний день в рамках мероприятия земельные участки, выделяемые семьям, имеющим трех и более детей, обеспечиваются всеми видами инженерных коммуникаций: тепло-, газо-, электро-, водоснабжением, водоотведением.
Итоги реализации мероприятия приведены в таблице 1 [10]. Таблица 1 - Реализация в 2013 - 2015 годах мероприятия по обеспечению в целях жилищного строительства земельных участков инженерной инфраструктурой, в том числе предоставляемых семьям, имеющим трех и более детей
Наименование показателя 2013 год 2014 год 2015 год
Количество муниципальных образований края, шт. 31 4 9
Количество инвестиционных проектов, шт. 53 4 14
Количество обеспечиваемых инженерными сетями земельных участков, предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей, шт. 6 066 774* 2 235**
Объем средств краевого бюджета, млн руб. 296,2 146,8 226,9
* в том числе 179 участков обеспечиваются коммуникациями с 2013 года; ** в том числе 1 818 участков обеспечиваются коммуникациями с 2013 года.
По итогам отборов, проведенных в 2013 году, денежные средства в сумме 296,2 млн рублей были направлены 31 муниципальному образованию на реализацию 53 инвестиционных проектов. В результате реализации мероприятия было вовлечено в обеспечение инженерными сетями 6 066 участков. Для обеспечения в полном объеме данных массивов коммуникациями дополнительная потребность в средствах краевого бюджета составляет 1,6 млрд рублей.
По результатам отбора 2014 года субсидии в объеме 146,8 млн рублей предоставлялись 4 муниципальным образованиям края на реализацию 4 инвестиционных проектов, что в свою очередь позволило вовлечь в обеспечение инженерными сетями 774 земельных участка, предоставляемых многодетным семьям. Однако, для их дальнейшего обеспечения необходимо дополнительно выделить из краевого бюджета свыше 600,0 млн рублей.
Кроме того, в 2014 году в резерве на финансирование находилось 24 инвестиционных проекта, для полного завершения данных проектов потребуется около 3,0 млрд рублей средств краевого бюджета, в том числе в 2014 году - 194,6 млн рублей. Реализация данных проектов позволила бы дополнительно обеспечить коммуникациями 1 351 земельный участок, предназначенный для семей, имеющих трех и более детей. Однако, в 2014 году ввиду невозможности выделения дополнительных бюджетных ассигнований на осуществление мероприятия указанные проекты не реализовывались.
В 2015 году по итогам отбора осуществлялась реализация 14 инвестпроектов 9 муниципальных образований на общую сумму 226,9 млн рублей. Завершение данных проектов позволит обеспечить инженерными сетями 2 235 участков [10].
В рамках осуществления мероприятия в 2013 - 2015 годы обеспечивалось инфраструктурой 7 078 участков, предназначенных
многодетным домохозяйствам, что составляет 25,5% от числа семей, имеющих право на получение земельных участков (27 773), из них уже 2 698 участков предоставлены семьям с тремя и более детьми, что составляет 9,7% от числа семей, имеющих право на участок, 4 380 участков (15,8%) еще не предоставлены семьям.
Вместе с тем из 7 745 земельных участков, предоставленным многодетным семьям, полностью обеспечены инженерной инфраструктурой 671 участок (8,7%), в рамках подпрограммы «Жилище» обеспечиваются инженерными сетями 2 698 участок (34,8%), в рамках других программ 122 участка (1,6%), не обеспечено - 4 254 участков (54,9%) [10].
Также на территории Кубани в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства во взаимодействии с органами власти края проводится работа по вовлечению в оборот федеральных земель, в том числе для передачи данных земель гражданам, имеющим трех и более детей.
При этом выделение земельных участков, являющихся федеральной собственностью, многодетным семьям для жилищного строительства возможно только после обеспечения указанных участков необходимыми объектами инфраструктуры [11].
В рамках указанного взаимодействия Краснодарскому краю передано 4 земельных участка, в том числе [11]:
1) участок площадью 150 гектар, расположенный в пос. Лазурный г. Краснодара, на котором планируется предоставить 804 земельных участка многодетным семьям. Стоимость обеспечения инженерными сетями составляет 2,1 млрд рублей. В 2013 - 2015 годах на реализацию проекта предоставлены субсидии из средств краевого бюджета в объеме 49,1 млн рублей;
2) участок площадью 110 гектар, расположенный в пос. Знаменский и пос. Зеленопольский г. Краснодара. На данном массиве планируется предоставить 628 земельных участков семьям, имеющих трех и более детей. Стоимость обеспечения коммунальной инфраструктурой составляет 1,4 млрд рублей;
3) два участка общей площадью 36,0 гектар, расположенных в г. Гулькевичи (ориентировочное количество участков - 395 шт.).
Высокая стоимость обеспечения инженерными сетями земельных участков приводит к тому, что в 15 муниципальных образований Краснодарского края предоставляются более 50% участков без коммуникаций.
Кроме того, в целях более эффективной реализации мероприятия по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой и сокращения сроков по подведению коммуникаций на ранее вовлеченных земельных участках (7 078) потребуется финансирование в объеме около 7,2 млрд рублей. В случае обеспечения данных участков сетями показатель выполнения «дорожной карты» составит 26%, при условии, что 26,9 тыс. семей, имеющих право на получение таких участков, воспользуются своим правом.
Вместе с тем, при получении земельных участков большинство многодетных семей не имеет возможности самостоятельно построить свое собственное жилье, даже с использованием ипотечных кредитов с низкой процентной ставкой (11,9%) и с получением социальной выплаты на данные цели.
В настоящее время рождение ребенка снижает уровень жизни семьи, а многодетные домохозяйства в большинстве случаев становятся малоимущими, ограничивающими себя в питании и имеющими плохие жилищные условия [5]http://demograpЫa■net^ode/add/artide?render=oveHav - edn11,
поскольку среднедушевой доход указанных семей существенно ниже прожиточного минимума ввиду количественных характеристик [1].
Земельный кодекс Российской Федерации (п. 6 статья 39.5) предусматривает условия предоставления гражданам с тремя и более детьми других мер социальной помощи, а именно обеспечение их жилыми помещениями вместо получения земельных участков в собственность бесплатно [6].
При этом, в случае предоставления 7 078 семьям, имеющим трех и более детей, социальной выплаты в размере 100% (как во многих странах Европы) на приобретение жилья, из расчета, что на 1 члена многодетной семьи, состоящей из 5 человек, норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 кв. м, а средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья по Краснодарскому краю равна 35,5 тыс. рублей, потребуются средства краевого бюджета в объеме 22,6 млрд рублей.
Однако, в случае строительства быстровозводимого жилья, для указанного количества многодетных семей, потребуются бюджетные средства в сумме 19,9 млрд рублей, из них стоимость строительства жилья составит 12,7 млрд рублей по цене 20 тыс. рублей за 1 кв. м жилого помещения, а обеспечение участков инфраструктурой - 7,2 млрд рублей. Соответственно, это обеспечит экономию бюджетных средств в сумме 2,7 млрд рублей и позволит семьям, имеющим трех и более детей, улучшить свои жилищные условия получив комфортное домостроение с земельным участком в кратчайшие сроки.
Для реализации данного проекта потребуется внесение изменений в законодательные акты Российской Федерации и Краснодарского края, а также непосредственное взаимодействие федеральных и региональных органов власти и участие в данном проекте всех уровней бюджетной системы.
Также необходимо в данной ситуации определить категорию граждан, которые имеют право на получение бесплатно жилья, то есть семей, имеющих трех и более детей, подходящим под следующие основные характеристики:
признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий; страшному ребенку не более 23 лет, и который постоянно проживает с родителями;
ранее не предоставлялись социальные выплаты на улучшение жилищных условий;
ранее не получали в собственность бесплатно земельный участок под индивидуальное жилищное строительство;
более 10 лет проживают на территории муниципального образования, в границах которого предоставляется указанная мера государственной поддержки.
Данные меры также будут способствовать росту демографической безопасности, как региона, так и страны в целом.
Образ Российской Федерации улучшится на международном уровне, если в стране в значительной степени снизится социальное неравенство, увеличится рождаемость, при этом приоритетные национальные проекты, направленные на устойчивое социально-экономическое развитие России, должны иметь значительное бюджетное финансирование в рамках исполнения государственных программ по поддержке материнства, семьи, и детства [8, 1].
Модель семьи с двумя родителями и тремя детьми является основой, которая способна заменить индивидную экономику социумов и возродить мощную экономику семейных организаций, являющейся новой формой развития производства, накопления денежных средств и собственности, для всесторонней активности исполнителей социальных ролей в обществе,
обеспечивающей омоложение нации, как в демографическом, так и в социокультурном значении [1].
Литература
1. Грудина, Т.Н. Социологический портрет многодетной семьи в России [Электронный ресурс]. / Т. Н. Грудина // Интернет-журнал Семья и социально-демографические исследования. - 2014. - № 1. - Режим доступа: http://istina.msu.ru/ publications/article/7739953.
2. Гуров, В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей / В. Н. Гуров. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 320 с.
3. Доклад Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 декабря 2015 года «Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации в 2014 году» Электронный ресурс]: [Доклад Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации опублик. 9 марта 2016 года] / СПС «Гарант».
4. Закон Краснодарского края «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» [Электронный ресурс]: [утвержден Законом Краснодарского края 26 декабря 2014 года № 3085-КЗ] / СПС «Гарант».
5. Замурий, Т. В. Программа государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации на 2008-2015 годы / Т. В. Замурий // Молодая семья в контексте развития региональной семейной политики: материалы V Междунар. Конгр. «Росс. семья». - М., 2008. - С. 159-162.
6. Земельный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: [федер. закон: принят Гос. Думой 25 октября 2001 года № 136-ФЗ] / СПС «Гарант».
7. Конаныхина, И.Н. Функционирование многодетной семьи в современных российских условиях (Социально-демографический анализ): дис. ... канд. социол. наук: 22.00.03 / Конаныхина Ирина Николаевна. - Саратов, 2004. - 121 с.
8. Мелехова, Д.Г. Социально-психологические детерминанты имиджа многодетной семьи у российской молодежи : дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Мелихова Дарья Геннадьевна. - Москва, 2011. - 165 с.
9. Мороз, К.К. Жилье как социальная проблема современной российской молодой семьи: на примере Краснодарского края : дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 / Мороз Константин Константинович. - Краснодар, 2012.- 214 с.
10. Официальный сайт департамента строительства Краснодарского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minstroy.krasnodar.ru.
11. Официальный сайт Фонда РЖС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fondrgs.ru.
12. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru.
13. Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края «Об утверждении и реализации плана мероприятий («дорожной карты») «инфраструктурное обустройство земельных участков, подлежащих предоставлению (предоставленных) для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей» [Электронный ресурс]: [утверждено распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края 1 июля 2013 года № 587-р] / СПС «Гарант».
14. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» [Электронный ресурс]: [утвержден Указом Президента РФ 7 мая 2012 года № 600] / СПС «Гарант».
15. Устинова, О.В., Пивоварова, И.В. Мотивы многодетности у современных россиян [Электронный ресурс]. / О. В. Устинова, И. В. Пивоварова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/motivy-mnogodetnosti-u-sovremennyh-rossiyan.
16. Факторы устойчивого развития регионов / под общ. ред. С.С. Чернова. -Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2014. - 340 с.
17. Холостова, Е.И. Социальная работа с семьей: учебное пособие / Е. И. Холостова . - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2008. - 212 с.
References
1. Grudina, T.N. Sociologicheskij portret mnogodetnoj sem'i v Rossii [Jelektronnyj resurs]. / T. N. Grudina // Internet-zhurnal Sem'ja i social'no-demograficheskie issledovanija.
- 2014. - № 1. - Rezhim dostupa: http://istina.msu.ru/ publications/article/7739953.
2. Gurov, V.N. Social'naja rabota obrazovatel'nyh uchrezhdenij s sem'ej / V. N. Gurov.
- M.: Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii, 2006. - 320 s.
3. Doklad Ministerstva truda i social'noj zashhity Rossijskoj Federacii ot 15 dekabrja 2015 goda «Gosudarstvennyj doklad o polozhenii detej i semej, imejushhih detej, v Rossijskoj Federacii v 2014 godu» Jelektronnyj resurs]: [Doklad Ministerstva truda i social'noj zashhity Rossijskoj Federacii opublik. 9 marta 2016 goda] / SPS «Garant».
4. Zakon Krasnodarskogo kraja «O predostavlenii grazhdanam, imejushhim treh i bolee detej, v sobstvennost' besplatno zemel'nyh uchastkov, nahodjashhihsja v gosudarstvennoj ili municipal'noj sobstvennosti» [Jelektronnyj resurs]: [utverzhden Zakonom Krasnodarskogo kraja 26 dekabrja 2014 goda № 3085-KZ] / SPS «Garant».
5. Zamurij, T.V. Programma gosudarstvennoj podderzhki mnogodetnyh semej v Rossijskoj Federacii na 2008-2015 gody / T. V. Zamurij // Molodaja sem'ja v kontekste razvitija regional'noj semejnoj politiki: materialy V Mezhdunar. Kongr. «Ross. sem'ja». - M., 2008. - S. 159-162.
6. Zemel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii [Jelektronnyj resurs]: [feder. zakon: prinjat Gos. Dumoj 25 oktjabrja 2001 goda № 136-FZ] / SPS «Garant».
7. Konanyhina, I.N. Funkcionirovanie mnogodetnoj sem'i v sovremennyh rossijskih uslovijah (Social'no-demograficheskij analiz): dis. ... kand. sociol. nauk: 22.00.03 / Konanyhina Irina Nikolaevna. - Saratov, 2004. - 121 s.
8. Melehova, D.G. Social'no-psihologicheskie determinanty imidzha mnogodetnoj sem'i u rossijskoj molodezhi : dis. ... kand. psihol. nauk: 19.00.05 / Melihova Dar'ja Gennad'evna. - Moskva, 2011. - 165 s.
9. Moroz, K.K. Zhil'e kak social'naja problema sovremennoj rossijskoj molodoj sem'i: na primere Krasnodarskogo kraja : dis. ... kand. sociol. nauk: 22.00.04 / Moroz Konstantin Konstantinovich. - Krasnodar, 2012.- 214 s.
10. Oficial'nyj sajt departamenta stroitel'stva Krasnodarskogo kraja [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://minstroy.krasnodar.ru.
11. Oficial'nyj sajt Fonda RZhS [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.fondrgs.ru.
12. Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistika [Jelektronnyj resurs].
- Rezhim dostupa: http://www.gks.ru.
13. Rasporjazhenie glavy administracii (gubernatora) Krasnodarskogo kraja «Ob utverzhdenii i realizacii plana meroprijatij («dorozhnoj karty») «infrastrukturnoe obustrojstvo zemel'nyh uchastkov, podlezhashhih predostavleniju (predostavlennyh) dlja zhilishhnogo stroitel'stva sem'jam, imejushhim treh i bolee detej» [Jelektronnyj resurs]: [utverzhdeno rasporjazheniem glavy administracii (gubernatora) Krasnodarskogo kraja 1 ijulja 2013 goda № 587-r] / SPS «Garant».
14. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii «O merah po obespecheniju grazhdan Rossijskoj Federacii dostupnym i komfortnym zhil'em i povysheniju kachestva zhilishhno-kommunal'nyh uslug» [Jelektronnyj resurs]: [utverzhden Ukazom Prezidenta RF 7 maja 2012 goda № 600] / SPS «Garant».
15. Ustinova, O.V., Pivovarova, I.V. Motivy mnogodetnosti u sovremennyh rossijan [Jelektronnyj resurs]. / O. V. Ustinova, I. V. Pivovarova // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. - 2015. - № 1-1. - Rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru/article/n/motivy-mnogodetnosti-u-sovremennyh-rossiyan.
16. Faktory ustojchivogo razvitija regionov / pod obshh. red. S.S. Chernova. -Novosibirsk: Izd-vo CRNS, 2014. - 340 s.
17. Holostova, E.I. Social'naja rabota s sem'ej: uchebnoe posobie / E. I. Holostova . -2-e izd. - M.: Dashkov i K, 2008. - 212 s.