ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТЦОВСТВА - ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЗАДАЧ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Прокофьев В.Н.
Донецкий государственный институт здоровья, физического воспитания и спорта
Аннотация. Современный институт семьи переживает кризис. Автор усматривает причину в снижении ответственного отцовства, вызванного как объективными социальными причинами, так и просчетами в воспитании. Нередко психологические трудности, связанные с половой самоидентификацией, закладываются в семье. Трудности в полоролевой идентификации часто испытывают дети, пережившие развод родителей. Благополучная, дружная семья - результат совместной творческой, созидательной деятельности её членов, где царит доверие и откровенность. Функции и роли распределены, но могут гибко меняться, где не боятся выяснять отношения, но делают это, не теряя любви и уважения.
Ключевые слова: отцовство, ответственность, воспитание, семья.
Анотація. Прокоф’єв В.М. Відродження відповідального батьківства — одне із найважливіших завдань сучасного суспільства. Сучасний інститут сім’ї переживає кризу. Автор припускає причину у зниженні відповідального батьківства, викликаного як об’єктивними соціальними причинами, так і про-рахунками у вихованні. Часто психологічні труднощі, пов’язані зі статевою самоідентифікацією, закладаються в сім’ ї. Труднощі у статевій ідентифікації часто мають діти, які пережили розведення батьків. Благополучна, дружна родина - результат спільної творчої діяльності її членів, де є довіра відвертість. Функції та ролі розподілені, але можуть гнучко змінюватися, де не лякаються виясняти відносини, але роблять це, не втрачаючи любові та поваги.
Ключові слова: батьківство, відповідальність, виховання,
сім’я.
Annotation. Prokofiev V.N. Regeneration of Responsible Fatherhood is One of the Most Important Tasks of Contemporary Society. Contemporary institute of family is going through a crisis. The author sees the reason of it in lowering of responsible fatherhood, caused by both objective social reasons and failures in education. Quite often psychological difficulties connected to sexual self-identification, are pawned in family. Difficulties in role identification frequently are tested by children who have survived divorce of parents. Safe, amicable family - result of joint creative, creative activity of its members where reigns trust and frankness. Functions and roles are distributed, but can flexibly vary, where are not afraid to find out the attitude, but do it, not losing love and respect.
Key words: fatherhood, responsibility, education, family.
Введение.
По данным социологических исследований, отцы в 1,5 раза реже, чем матери, контролируют учебу детей в школе, в 1,5-4 раза реже обсуждают с ними учебные дела, книги, взаимоотношения с товарищами, моду, телепередачи, планы на будущее, выбор профессии, особенности их характера. На вопрос «Кто для тебя является наибольшим авторитетом?», лишь 5-9% старшеклассников называли отца, 17-19% - мать. С матерью были более откровенны, чем с отцом, как мальчики, так и девочки. На мать хотел походить каждый четвертый подросток, а на отца - едва ли каждый десятый. Количество распадающихся семей говорит о кризисе института семьи. Возникает вопрос, готовит ли современная семья и общество в целом подрастающее поколение к выполнению семейных обязанностей.
По данным Института социальных исследований, в возрастной группе от 40- до 49 лет, мужчины умирают в 3,5 раза чаще, чем женщины. Сегод-
© Прокофьев В.Н., 2009
ня в среднем мужчина в Украине живет 62 года, что на 12 лет меньше среднего срока жизни украинской женщины, и на 10 лет короче жизненного пути мужчин в развитых странах. А ведь еще недавно, этот разрыв составлял менее года. Основные причины, загоняющие украинских мужчин в могилу раньше времени - злоупотребление алкоголем, а также травмы и несчастные случаи. В совокупности от них в Украине ежегодно умирает более 70 тыс. представителей сильного пола, что сопоставимо с населением целых городов.
В целом же мужчины заболевают раком вдвое чаще, чем женщины, прежде всего, из-за новообразований в трахее, бронхах и легких. Спортом же активно занимается не более 10% украинских мужчин.
Работа выполнена по плану НИР Донецкого государственного института здоровья, физического воспитания и спорта.
Цель, задачи работы, материал и методы.
Цель исследования состоит в поисках путей воспитания у подрастающего поколения готовности к семейной жизни, ответственного отношения к выполнению семейных обязанностей.
Результаты исследования.
Английских 80-летних мужчин и женщин попросили назвать наиболее значимые события в их жизни с момента окончания школы. Этот же вопрос задали третьеклассникам и старшеклассникам (50% мальчиков и 50% девочек) по поводу наиболее значимых события их предстоящей жизни и сравнили ответы с ответами, полученными в предыдущем эксперименте. Обнаружилось следующее: 87% женщин и 68% мужчин пожилого возраста назвали брак и материнство главными событиями в их жизни. Многие школьницы назвали количество детей, которых они хотели бы иметь, их имена, пол, возраст. Многие мужчины и мальчики рассматривали брак как сдерживающий фактор в их карьере, причем у мужчин скорее мировые события, чем личные, оказались в 8 раз более значимыми, чем у женщин.
Является общепризнанным, что мужчина
- кормилец семьи, жена готовит еду, воспитывает детей. Считается, что наиболее здоровая и благополучная та семья, где ответственность за жену и детей несет отец. Семья рушится, когда мужчина не приобретает или теряет ответственность за семью, или не в состоянии выполнять свои обязанности. Отец имеет важнейшее значение для развития ребенка с момента его рождения. Он первый входит в тесное единство малыша с матерью, помогает ему начать собственный путь по жизни, вступить в большой мир. Важная составляющая отцовства является невероятное удовлетворение от возможности чему-то научить своих детей и направить их по жизни. Отсутствие отца в семье, или невыполнение им своих обязанностей, нередко приводит к возникновению у ребенка психологических проблем.
Если отец не несет ответственности за семью, не исполняет роль лидера, то вся семья оказывается в тяжелом положении. Чтобы обеспечить
материальное благополучие семьи, мужчина должен получить общественное признание и статус вне дома. Потерпев неудачу во внешнем мире, он начинает бороться за власть в семье, превращается в домашнего тирана.
Американский психолог Эрик Эриксон считал, что главной причиной прихода Г итлера к власти была потеря авторитета отцов в глазах сыновей, чему способствовала массовая безработица. Немецкая семья в начале ХХ века представляла собой весьма конфликтную группу. Отрицание отцовского авторитета выливалось в юношеские экстремистские движения, банды, приверженности мистико-романтическим культам Гения, Расы, Природы, Культуры. Юноши полагали, что мать, тайно или открыто, находится на стороне детей, а отца рассматривали как врага, фюрер же выступал в качестве «идеального» заменителя отца.
Еще более худший вариант - властная мать, которая стремится к абсолютной власти над детьми, лишая их отцовского авторитета. Тоталитарное государство берет на себя весь груз ответственности и как бы заменяет отца.
Любовь мальчика к матери, а девочки к отцу, помогает многое узнать о представителях другого пола, когда учитываются ценности, роли и стереотипы, свойственные и собственному полу, и противоположному. Если родители слишком подыгрывают нежной привязанности ребенка или, наоборот, высмеивают, стыдят его, а также в случае, когда один из родителей отсутствует, процесс психосексуального развития может нарушиться.
Недостаточное освоение норм полового поведения под час приводит к инфантилизму, неготовности нести ответственность за себя, тем более за кого-то. Слишком детское восприятие мужской роли может закрепить у мальчика грубоватое отношение к девочкам, невозможность проявления сочувствия, слабости, склонность к физической агрессии.
Нередко психологические трудности, связанные с половой самоидентификацией, закладываются в семье. Родился не тот, кого ждали, малыш интуитивно чувствует это и старается найти такие формы поведения, которые импонируют родителям. В результате девочка с удовольствием гоняет с папой футбол, а мальчик проявляет интерес к маминому рукоделию. Родители подкрепляют такое поведение одобрительными ремарками.
Трудности в полоролевой идентификации часто испытывают дети, пережившие развод родителей. Чувство обиды у ребенка, по данным психологов, продолжается на протяжении десятка лет. Случается, мальчик испытывает страх и неприятие ко всем мужчинам, как носителя зла, особенно если отец вел себя недостойно во время разрыва. Возможно, сын не захочет быть похожим на отца, откажется от мужской роли, будет избегать ситуаций, требующих «мужского», решительного, твердого поведения. Девочка, учитывая опыт матери, слушая сетования на женскую долю, не захочет испытать
материнство и захочет жить «беззаботной» мужской жизнью.
Выросшая без отца девочка может быть не уверена в себе, относиться к мужчинам с неприязнью и настороженностью. Мальчик, воспитанный одинокой матерью, нередко, став взрослым, с трудом строит по-настоящему глубокие отношения с женщинами, сторонится их или легко меняет - ведь он принадлежит маме.
Молодой отец, психологически не готовый к ответственности за ребенка, нередко ведет прежний образ жизни: проводит выходные с друзьями, тратит столько денег на свои нужды, сколько и раньше.
Смена половых ролей особенно ярко проявляется в моде. Последние тенденции мировой моды практически свели на нет существующие границы между мужчиной и женщиной - образы унисекс завладели подиумами, фраки перестали быть исключительными атрибутами мужского гардероба, брюки с упорством вытесняют из шкафов юбки и платья. Женщины признаются, что гораздо свободнее и смелее ощущают себя в костюмах, застегнутых на все пуговицы, рубашках, которые придают, по их мнению, еще большую сексуальность образу. Тенденции в мужской моде - много обтягивающих и цветных вещей. Мужская сексуальность - это ухоженность и в меру необычная, интересная одежда.
Нынешнее законодательство и практика, по сути, отчуждают отца от семьи. Льготы в связи с рождением ребенка, уходом за детьми, их воспитанием предоставляются матерям, а отцам - лишь в случае смерти матери или ее болезни. При разводе ребенок практически всегда остается с матерью. Мужчина убеждается, что ребенок - это, прежде всего, женское дело, от его заботы и качеств судьба его, как отца, практически не зависит.
Нынешнюю одинаковость мужчин и женщин психологи называют «извращенной» формой равноправия. ХХ век для мужчин был крайне неблагоприятным. Если в конце ХХ века на 1000 мужчин приходилось 1055 женщин, то в начале ХХ! века - 1160. Когда появилось легкое огнестрельное оружие, не требующее специальных навыков и физической подготовки, началось истребление людей, убыль мужского населения. Генофонд страны подорвали войны и репрессии. Настоящие мужчины чаще других шли в контрактники и воевали «в горячих точках».
Женщины, говорят психологи, изменились. Произошло изменение половых ролей. Женщины начали курить, водить машину, меньше заниматься детьми, чаще выступать инициаторами развода. Они стали самодостаточными и все чаще предпочитают «мягких мужчин». Мужчина - «мачо» - хочет подчинять, а женщины сейчас подчиняться не желают. Когда женщина вступает в гонку за материальным благополучием, интерес к «мачо» она теряет. Проведенные опросы показывают, что среди качеств желанного мужа лидируют трудолюбие, честность и ум, а энергичность, высокий рост и красота не входит даже в первую десятку. Специалисты выра-
жают надежду, что «система самовосстановится», и вновь появится хорошо сложенный, надежный, ответственный мужчина.
Роль отца в воспитании детей особенная. Осознание того, что он такой же мужчина, как и отец, является для мальчика большим откровением. Он начинает рассматривать отношения отца и матери с новой точки зрения, видеть в них то, чего не замечал раньше.
„Могутня духовна сила виховання закладена в тому, що діти вчаться дивитися на світ очима батька, вчаться у батька поважати, шанувати матір, бабусю, жінку. Жінка, мати, бабуся в сім’ї є - можна сказати - емоційним, естетичним, моральним, духовним центром сім’ї” [2].
Передавая детям духовные черты человеческого благородства, отец пробуждает у них совесть
- умение дорожить добром в самом себе, быть требовательным к самому себе. Если бы каждый отец знал и понимал, какую огромную потребность в нем чувствует ребенок, как он хочет, чтобы рядом был мудрый, мужественный, ответственный мужчина.
Если говорить о гражданском облике отца, про его способность стать образцом для детей, то измеряется эта гражданственность, прежде всего, долгом быть ответственным за своих детей. Чем желанней и радостней для мужчины труд, тем благороднее его моральный облик, тем лучший образец для подражания он собой представляет. В отцовстве, по словам В.А°Сухомлинского, - великая миссия преемственности поколений, морального усовершенствования в новой, созданной отцом и матерью личности.
Мера сыновнего подчинения, послушания, дисциплины определяется мерой отцовской ответственности. Из народной педагогики известна мысль, что сын должен иметь свой корень. Отцовский корень, отцовские заслуги, отцовская честь не должны для сына стать капиталом, которым можно жить. На отцовском корне, если у сына не будет собственного корня, может вырасти чертополох. Сыну необходимо иметь свой собственный свет. Этот свет зажигает отец огнем своей верности, трудом, ответственностью. Важно, чтобы сын открыл в отце черты, которые создают непреходящие человеческие ценности - гордость, достоинство семьи.
Выводы.
За все время существования человечества способность мужчины продолжать свой род, быть отцом семейства считалось одним из величайших благ. Каждый человек стремится реализовать свой духовный и физический потенциал, без чего трудно назвать себя вполне здоровым и счастливым человеком.
Отсутствие у мужчины социально-
экономических возможностей обеспечивать семью, нести за нее ответственность, воспитывать детей ведет к разрушению семьи как общественного института.
Воспитание в родительском доме и опыт жизни в обществе должны подготовить будущего отца к ответственности за семью.
Мужчина может доминировать в семье или занимать подчиненное положение, любить или не любить свою семью, быть любимым или нелюбимым, но он должен всегда нести ответственность за семью. Если мужчина добровольно либо в силу внешних обстоятельств снимает груз ответственности, возникают различные варианты аномальной семьи. Следует экономически, законодательно поднимать авторитет отца, в том числе через религиозное воспитание. Общество должно создавать условия для самореализации мужчины.
В семье с одним ребенком воспитывается эгоист, ему не о ком проявлять заботу, не с кем делиться, не с кем играть, все лучшее достается ему одному. Но наличие братьев и сестер вовсе не спасает от эгоизма. Если родители не отдают предпочтения одному из детей и не используют одного для воспитания другого, братья и сестры на всю жизнь остаютсяблизкими людьми.
Благополучная, дружная семья - результат совместной творческой, созидательной деятельности её членов, где царит доверие и откровенность, функции и роли распределены, но могут гибко меняться, где не боятся выяснять отношения, но делают это, не теряя любви и уважения. В трудной ситуации семья мобилизуется и никогда «не сдает» своих членов.
Перспективы дальнейшей работы видим в поисках средств воспитания подрастающего поколения, готовности к сознанию крепкой семьи.
Литература:
1. Апресян Р.Г. Постижение добра. - М.: Мол. Гвардия, 1986. - 240 с.
2. Сухомлинський В.О. Вибрані твори в п’яти томах. К. Радянська школа, 1977. . - 280 с.
3. Cardwell, Mike. Psychology. London. Collins Education, 1999. . - 212 р.
4. Haralambos, Michael. Sociology: A New Approach. Oxford, 1994. . - 200 с.
5. Jenkins, Joe. Contemporary Moral Issues. Oxford. Heinemann Education Books Ltd., 1992. . - 244 р.
6. Townroe, Christopher, Yates, George. Sociology for GCSE. London, Longman House, 1987. . - 196 р.
Поступила в редакцию 10.04.2009 г.