ЭКОНОМИЧЕСКАЯ психология
С.А. ОДИНЕЦ
зам. декана факультета мировой экономики
ВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ У ЯПОНЦЕВ ВОСПРИЯТИЯ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
В рамках диссертационного исследования на тему «Психолого-педагогические основы коррекции гетеростереотипа предпринимателя у молодежи России и Японии», нами было проведено пилотное исследование на территории Японии в период с 2002 по 2003 гг. В основе данного исследования лежал метод опроса, предложенный Д. Пибоди. Опросник, посвященный межнациональному восприятию и состоящий из специального набора из 32 личностных биполярных шкал, был переведен нами на японский язык и адаптирован для наилучшего восприятия японцами.
Целью исследования было выявить возрастную группу с наибольшей мобильностью стереотипа.
Исследование гетеростереотипов российского предпринимателя проводилось на территории Японии в городах Ниигата, Сайтама и Тояма.
В опросе принимало участие 116 японцев мужского и женского пола возрасте от 18 до 65 лет, среди которых были предприниматели, студенты экономических факультетов и туристы, посещавшие Россию. Мы разделили их по возрастным категориям «18—25», «25—35», «35—45», «45—55», «55—65». В каждой возрастной категории присутствовали представители обоих полов, люди, имеющие непосредственный опыт работы с русскими и не имеющие такого, посещавшие и не посещавшие Россию. Таким образом, в каждой возрастной группе дополнительно мы выделяем следующие подгруппы. Это японцы, имеющие опыт делового взаимодействия с русскими и бывавшие в России (м+ +); японцы, не имеющие опыта работы с русскими, но бывавшие в России, как туристы и т.п. (м—+); японцы, не имеющие опыта взаимодействия с русскими и не
бывавшие в России (м----). Японки, имеющие
опыт делового взаимодействия с русскими и бывавшие в России (ж+ +); японки, не имеющие опыта работы с русскими, но бывавшие в России (ж—+) и японки, которые не имеют
опыта общения и поездок в Россию (ж— —). Интервьюерам было предложено дать свою оценку русскому бизнесмену.
Анализ полученных результатов наглядно свидетельствует об отсутствии в возрастной группе «18—25» критических оценок, что может объясняться недостаточным опытом общения с русскими. Подавляющее число ответов находятся в средней зоне с диапазоном от 3 до 6, что свидетельствует об относительности знаний японской молодежи о российском предпринимателе, результатом чего стала усредненная оценка его качеств. Следует отметить, что вышеуказанное имеет отношение к молодым японцам и японкам, которые не имеют опыта взаимодействия с русскими. Молодые японцы склоняются к тому, что российский предприниматель в той или иной степени веселый, возбужденный, активный, щедрый, смелый, твердый, жесткий, глупый и не приятный.
В данном случае, можно предположить, что мы имеем дело со сложившимся стереотипом русского человека у японской молодежи, который, по всей видимости, формировался под влиянием СМИ и мнений третьих лиц (рассказы знакомых или родственников). В то же время, нельзя выпускать из внимания и тот факт, что далеко не всякий россиянин, работающий на территории Японии, является действительно законопослушным и честным предпринимателем. Иногда, отдельные «бизнесмены» из России имеют трения с законом и являются представителями преступных организаций. Возможно, и потому японцы в возрасте от 18 до 25 лет склонны считать, что русский бизнесмен жесткий, глупый и не приятный.
В возрастной группе «25—35» приняли участие японцы, имеющие опыт общения с россиянами и не имеющие такового. По итогам проведенного анализа были получены следующие результаты. Наибольшее совпадение оценочных характеристик российского
© СА. Одинец, 2006
С.А. ОДИНЕЦ
предпринимателя у японцев и японок в возрасте от 25 до 35 лет выражалось в том, что российский бизнесмен был назван представителями подгруппы «ж-----», как осторожный,
в то время как представители других подгрупп оценили его как бесшабашный. Представители всех подгрупп в данной возрастной категории практически единогласно сошлись во мнении, что российский предприниматель твердый. Точно так же все оценивают русского бизнесмена, как умный и пассивный. Представители подгрупп «м+ +» и «ж+ +» оценивают российского предпринимателя, как скорее зависимый, в то время, как представители подгрупп «м----+» и «ж---» называют
его не зависимый. Представители всех подгрупп, так же, склоняются к тому, что русский бизнесмен щедрый, однако, участники подгруппы «ж+ +» в большей степени, чем другие отличаются положительной оценкой. Представители подгрупп «м— +» и «ж— —» больше склоняются к тому, что российский предприниматель не доверчивый, тогда как представители «м+ +» и «ж+ +» называют его доверчивый. Представители всех подгрупп склоняются к тому, что русский бизнесмен уверенный.
В возрастной группе «35—45» после проведенного анализа ответов, мы получили результаты, согласно которым значимым совпадением можно считать ответы по двум характеристикам. А именно, представители всех подгрупп, склоняются к общему мнению, что русский бизнесмен твердый и принципиальный. В остальном, мнения респондентов сильно рознятся.
В возрастной группе «45—55» респонденты из подгрупп «м++», «м—+» и назвали российского предпринимателя веселый, в то время
как участники подгруппы «м— —» и «ж— —» затруднились с ответом. Участники «м+ +» и «м—+» дают русскому бизнесмену оценку гибкий, в то время как «м---» и «ж---» на-
зывают его не гибкий. Все японцы из данной возрастной категории придерживаются мнения, что российский предприниматель активный, уверенный и жесткий.
В категории 55—56 лет, участники всех подгрупп единодушно называют российского предпринимателя серьезный, тактичный, твердый и жесткий. Остальные оценки с небольшой разницей располагаются в пределах 4, т.е. среднем положении, что можно трактовать, как нежелание респондентов именно данной возрастной категории давать критическую оценку российскому предпринимателю.
В итоге проведенного исследования, нами были выявлены наиболее характерные образы российского бизнесмена в сознании японцев (табл.). Таким образом, становится понятным, что образ россиянина (русского, японцы не дифференцируют представителей различных этнических сообществ, проживающих на территории России, называя их всех русскими, прим. С.О.) в сознании японцев до сих пор содержит в себе остаточные признаки образа врага, которые проявляются в таких высказываниях о русских, как — твердый, жесткий, не приятный. Следует отметить, что в результате нашего исследования подтверждена связь между возрастом и критичностью представлений. Чем моложе человек, тем более свойственны ему резкие, порой безосновательные высказывания. И наоборот, чем старше и опытнее человек, тем с большей степенью толерантности он относится к окружающим.
Совпадения гетеростереотипов российского предпринимателя у японцев
Возрастная группа 18-25 25-35 35-45 45-55 55-65
Гетеростереотип Веселый Возбужденный Активный Щедрый Смелый Пассивный Щедрый Активный
Твердый Жесткий Твердый Твердый Жесткий Твердый Жесткий
Глупый Умный
Не приятный Уверенный Принципиальный Уверенный Тактичный Серьезный
Известия ИГЭА. 2006. № 5 (50)
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Представители возраста студенческой молодежи имеют минимальный опыт взаимодействия с русскими, что влечет за собой достаточно высокий уровень стереотипизирования (зачастую отрицательного) российского предпринимателя. Мы полагаем, что представители именно данной возрастной группы в силу отсутствия должного опыта и знаний, в большей степени, чем другие подвержены влиянию извне, и могут быть подвергнуты наиболее эффективному коррекционному воздействию. Таким образом, молодежная группа «18-25» представляет для нас наибольший интерес, как группа с потенциально высокой мобильностью (спо-
собность к изменениям — прим. С.О.) стереотипа.
Отношения между Россией и Японией, в настоящий момент, находятся на очередном витке последовательного развития. Обоюдный интерес к национальной культуре, традициям, экономике и политике в обеих странах, стимулирует более углубленное изучение этнопсихологических особенностей друг друга. В данном контексте, нам представляется важным не только констатация тех или иных реалий, но и возможность продуманного психологического воздействия, направленного на сближение двух народов и развитие всесторонних отношений на основе взаимного уважения и понимания.
В.Н. МУНГАЛОВ
ассистент
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И МЕНТАЛИТЕТ В ПЛОСКОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Понятие «менталитет» («ментальность») в научный обиход было введено вначале XX века французской «Школой Анналов». У ее истоков стояли Марк Блок и Люсьен Февр. На сегодняшний день в результате разнообразия подходов весьма затруднительным стало определить терминологически понятие «менталитет». Д.А. Леонтьев отмечает, что понятие «менталитет» при всей своей емкости и содержательности относится скорее к описательным, чем объяснительным понятиям.
Как отмечает С.Д. Смирнов, общепсихологическая теория деятельности предполагает генетический подход к пониманию и изучению психики. В рамках нашего анализа становления менталитета было выявлено 3 группы факторов: географические, экономические и политические, а также социокультурный.
Анализ детерминант этнического менталитета на примере бурятского и русского народов приводит к необходимости уделить особое внимание традиционным видам деятельности указанных народов. Анализ менталитета с позиции традиционных форм хозяйственной деятельности рассматриваемой общности в русле теории А.Н. Леонтьева показывает роль менталитета в экономической сфере, в плоскости экономической психологии.
Однако для полного анализа менталитета разобраться в истоках формирования менталитета это одна сторона проблемы. Другая
сторона — понимание составляющих менталитета. В решении этого вопроса целесообразно провести анализ в рамках системного подхода.
Реализация системного подхода позволила нам содержательно определить содержание понятий «менталитет» и «ментальность», и тем самым развести их. Менталитет — психическая реальность, выражающая общий духовный настрой присущий народу. Ментальность рассматривается как отражение и выражение этого духовного настроя. Менталитет включает в себя следующие компоненты: архетипы, мотивы, ценности, особенности стратегии познания окружающего мира, коллективный опыт социальной общности, базовые шкалы оценки и семантические поля. Ментальность в свою очередь имеет внутри себя такие составляющие как установки, стереотипы, привычки, навыки, образ жизни, отношения, нормативно-оценочная система поведения, привычные суждения, религиозность, суеверия и др.
В качестве иллюстрации приведем данные нашего исследования влияния этнического менталитета на восприятие роли продавца. В исследовании приняло участие 112 человек. Из них 65 человек русские, 47 человек бурят разных возрастных категорий, обоего пола. Этническая принадлежность определялась на основании самоидентификации. При сопоставлении выборок по половому и возрастному
© В.Н. Мунгалов, 2006