Научная статья на тему 'Возрастные различия у японцев восприятия российского предпринимателя'

Возрастные различия у японцев восприятия российского предпринимателя Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
207
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / СТЕРЕОТИП / ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ / PERCEPTION / ENTREPRENEUR / STEREOTYPE / LIFE EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Одинец Сергей Александрович

Изложены основные практические результаты исследования возрастных стереотипов российского предпринимателя у японцев. Наиболее ценными результатами являются данные, согласно которым в большей степени негативную оценку российскому предпринимателю дают молодые японцы, чем пожилые. Возможно, это связано с тем, что молодежь в силу отсутствия богатого жизненного опыта, склонна к более критичной оценке, в то время, как представители старшего поколения, не смотря на имеющиеся предубеждения, более сдержаны в своих высказываниях. Таким образом, становится понятно, что наибольшие усилия в коррекции негативного стереотипа российского предпринимателя сконцентрировать на работе с молодыми японцами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGE-SPECIFIC DIFFERENCES OF IMAGE OF RUSSIAN BUSINESSMEN IN JAPANESE PERCEPTIONS

Key findings of an exploration of Japanese age-dependent stereotypes of the Russian entrepreneur are given. The core finding is that younger Japanese, rather than the elderly, are more inclined to give negative characteristics of Russian entrepreneurs. This might be explained by the lack of rich life experience; while having certain prejudices, the older generation are more careful in their statements. It is argued that the effort to correct negative stereotypes should focus on the young Japanese.

Текст научной работы на тему «Возрастные различия у японцев восприятия российского предпринимателя»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ психология

С.А. ОДИНЕЦ

зам. декана факультета мировой экономики

ВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ У ЯПОНЦЕВ ВОСПРИЯТИЯ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

В рамках диссертационного исследования на тему «Психолого-педагогические основы коррекции гетеростереотипа предпринимателя у молодежи России и Японии», нами было проведено пилотное исследование на территории Японии в период с 2002 по 2003 гг. В основе данного исследования лежал метод опроса, предложенный Д. Пибоди. Опросник, посвященный межнациональному восприятию и состоящий из специального набора из 32 личностных биполярных шкал, был переведен нами на японский язык и адаптирован для наилучшего восприятия японцами.

Целью исследования было выявить возрастную группу с наибольшей мобильностью стереотипа.

Исследование гетеростереотипов российского предпринимателя проводилось на территории Японии в городах Ниигата, Сайтама и Тояма.

В опросе принимало участие 116 японцев мужского и женского пола возрасте от 18 до 65 лет, среди которых были предприниматели, студенты экономических факультетов и туристы, посещавшие Россию. Мы разделили их по возрастным категориям «18—25», «25—35», «35—45», «45—55», «55—65». В каждой возрастной категории присутствовали представители обоих полов, люди, имеющие непосредственный опыт работы с русскими и не имеющие такого, посещавшие и не посещавшие Россию. Таким образом, в каждой возрастной группе дополнительно мы выделяем следующие подгруппы. Это японцы, имеющие опыт делового взаимодействия с русскими и бывавшие в России (м+ +); японцы, не имеющие опыта работы с русскими, но бывавшие в России, как туристы и т.п. (м—+); японцы, не имеющие опыта взаимодействия с русскими и не

бывавшие в России (м----). Японки, имеющие

опыт делового взаимодействия с русскими и бывавшие в России (ж+ +); японки, не имеющие опыта работы с русскими, но бывавшие в России (ж—+) и японки, которые не имеют

опыта общения и поездок в Россию (ж— —). Интервьюерам было предложено дать свою оценку русскому бизнесмену.

Анализ полученных результатов наглядно свидетельствует об отсутствии в возрастной группе «18—25» критических оценок, что может объясняться недостаточным опытом общения с русскими. Подавляющее число ответов находятся в средней зоне с диапазоном от 3 до 6, что свидетельствует об относительности знаний японской молодежи о российском предпринимателе, результатом чего стала усредненная оценка его качеств. Следует отметить, что вышеуказанное имеет отношение к молодым японцам и японкам, которые не имеют опыта взаимодействия с русскими. Молодые японцы склоняются к тому, что российский предприниматель в той или иной степени веселый, возбужденный, активный, щедрый, смелый, твердый, жесткий, глупый и не приятный.

В данном случае, можно предположить, что мы имеем дело со сложившимся стереотипом русского человека у японской молодежи, который, по всей видимости, формировался под влиянием СМИ и мнений третьих лиц (рассказы знакомых или родственников). В то же время, нельзя выпускать из внимания и тот факт, что далеко не всякий россиянин, работающий на территории Японии, является действительно законопослушным и честным предпринимателем. Иногда, отдельные «бизнесмены» из России имеют трения с законом и являются представителями преступных организаций. Возможно, и потому японцы в возрасте от 18 до 25 лет склонны считать, что русский бизнесмен жесткий, глупый и не приятный.

В возрастной группе «25—35» приняли участие японцы, имеющие опыт общения с россиянами и не имеющие такового. По итогам проведенного анализа были получены следующие результаты. Наибольшее совпадение оценочных характеристик российского

© СА. Одинец, 2006

С.А. ОДИНЕЦ

предпринимателя у японцев и японок в возрасте от 25 до 35 лет выражалось в том, что российский бизнесмен был назван представителями подгруппы «ж-----», как осторожный,

в то время как представители других подгрупп оценили его как бесшабашный. Представители всех подгрупп в данной возрастной категории практически единогласно сошлись во мнении, что российский предприниматель твердый. Точно так же все оценивают русского бизнесмена, как умный и пассивный. Представители подгрупп «м+ +» и «ж+ +» оценивают российского предпринимателя, как скорее зависимый, в то время, как представители подгрупп «м----+» и «ж---» называют

его не зависимый. Представители всех подгрупп, так же, склоняются к тому, что русский бизнесмен щедрый, однако, участники подгруппы «ж+ +» в большей степени, чем другие отличаются положительной оценкой. Представители подгрупп «м— +» и «ж— —» больше склоняются к тому, что российский предприниматель не доверчивый, тогда как представители «м+ +» и «ж+ +» называют его доверчивый. Представители всех подгрупп склоняются к тому, что русский бизнесмен уверенный.

В возрастной группе «35—45» после проведенного анализа ответов, мы получили результаты, согласно которым значимым совпадением можно считать ответы по двум характеристикам. А именно, представители всех подгрупп, склоняются к общему мнению, что русский бизнесмен твердый и принципиальный. В остальном, мнения респондентов сильно рознятся.

В возрастной группе «45—55» респонденты из подгрупп «м++», «м—+» и назвали российского предпринимателя веселый, в то время

как участники подгруппы «м— —» и «ж— —» затруднились с ответом. Участники «м+ +» и «м—+» дают русскому бизнесмену оценку гибкий, в то время как «м---» и «ж---» на-

зывают его не гибкий. Все японцы из данной возрастной категории придерживаются мнения, что российский предприниматель активный, уверенный и жесткий.

В категории 55—56 лет, участники всех подгрупп единодушно называют российского предпринимателя серьезный, тактичный, твердый и жесткий. Остальные оценки с небольшой разницей располагаются в пределах 4, т.е. среднем положении, что можно трактовать, как нежелание респондентов именно данной возрастной категории давать критическую оценку российскому предпринимателю.

В итоге проведенного исследования, нами были выявлены наиболее характерные образы российского бизнесмена в сознании японцев (табл.). Таким образом, становится понятным, что образ россиянина (русского, японцы не дифференцируют представителей различных этнических сообществ, проживающих на территории России, называя их всех русскими, прим. С.О.) в сознании японцев до сих пор содержит в себе остаточные признаки образа врага, которые проявляются в таких высказываниях о русских, как — твердый, жесткий, не приятный. Следует отметить, что в результате нашего исследования подтверждена связь между возрастом и критичностью представлений. Чем моложе человек, тем более свойственны ему резкие, порой безосновательные высказывания. И наоборот, чем старше и опытнее человек, тем с большей степенью толерантности он относится к окружающим.

Совпадения гетеростереотипов российского предпринимателя у японцев

Возрастная группа 18-25 25-35 35-45 45-55 55-65

Гетеростереотип Веселый Возбужденный Активный Щедрый Смелый Пассивный Щедрый Активный

Твердый Жесткий Твердый Твердый Жесткий Твердый Жесткий

Глупый Умный

Не приятный Уверенный Принципиальный Уверенный Тактичный Серьезный

Известия ИГЭА. 2006. № 5 (50)

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Представители возраста студенческой молодежи имеют минимальный опыт взаимодействия с русскими, что влечет за собой достаточно высокий уровень стереотипизирования (зачастую отрицательного) российского предпринимателя. Мы полагаем, что представители именно данной возрастной группы в силу отсутствия должного опыта и знаний, в большей степени, чем другие подвержены влиянию извне, и могут быть подвергнуты наиболее эффективному коррекционному воздействию. Таким образом, молодежная группа «18-25» представляет для нас наибольший интерес, как группа с потенциально высокой мобильностью (спо-

собность к изменениям — прим. С.О.) стереотипа.

Отношения между Россией и Японией, в настоящий момент, находятся на очередном витке последовательного развития. Обоюдный интерес к национальной культуре, традициям, экономике и политике в обеих странах, стимулирует более углубленное изучение этнопсихологических особенностей друг друга. В данном контексте, нам представляется важным не только констатация тех или иных реалий, но и возможность продуманного психологического воздействия, направленного на сближение двух народов и развитие всесторонних отношений на основе взаимного уважения и понимания.

В.Н. МУНГАЛОВ

ассистент

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И МЕНТАЛИТЕТ В ПЛОСКОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Понятие «менталитет» («ментальность») в научный обиход было введено вначале XX века французской «Школой Анналов». У ее истоков стояли Марк Блок и Люсьен Февр. На сегодняшний день в результате разнообразия подходов весьма затруднительным стало определить терминологически понятие «менталитет». Д.А. Леонтьев отмечает, что понятие «менталитет» при всей своей емкости и содержательности относится скорее к описательным, чем объяснительным понятиям.

Как отмечает С.Д. Смирнов, общепсихологическая теория деятельности предполагает генетический подход к пониманию и изучению психики. В рамках нашего анализа становления менталитета было выявлено 3 группы факторов: географические, экономические и политические, а также социокультурный.

Анализ детерминант этнического менталитета на примере бурятского и русского народов приводит к необходимости уделить особое внимание традиционным видам деятельности указанных народов. Анализ менталитета с позиции традиционных форм хозяйственной деятельности рассматриваемой общности в русле теории А.Н. Леонтьева показывает роль менталитета в экономической сфере, в плоскости экономической психологии.

Однако для полного анализа менталитета разобраться в истоках формирования менталитета это одна сторона проблемы. Другая

сторона — понимание составляющих менталитета. В решении этого вопроса целесообразно провести анализ в рамках системного подхода.

Реализация системного подхода позволила нам содержательно определить содержание понятий «менталитет» и «ментальность», и тем самым развести их. Менталитет — психическая реальность, выражающая общий духовный настрой присущий народу. Ментальность рассматривается как отражение и выражение этого духовного настроя. Менталитет включает в себя следующие компоненты: архетипы, мотивы, ценности, особенности стратегии познания окружающего мира, коллективный опыт социальной общности, базовые шкалы оценки и семантические поля. Ментальность в свою очередь имеет внутри себя такие составляющие как установки, стереотипы, привычки, навыки, образ жизни, отношения, нормативно-оценочная система поведения, привычные суждения, религиозность, суеверия и др.

В качестве иллюстрации приведем данные нашего исследования влияния этнического менталитета на восприятие роли продавца. В исследовании приняло участие 112 человек. Из них 65 человек русские, 47 человек бурят разных возрастных категорий, обоего пола. Этническая принадлежность определялась на основании самоидентификации. При сопоставлении выборок по половому и возрастному

© В.Н. Мунгалов, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.