Научная статья на тему 'Возрастные особенности смертности железнодорожников Азербайджана'

Возрастные особенности смертности железнодорожников Азербайджана Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
44
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Age features of mortality of railroad workers of Azerbaijan

During the period 2005 to 2010, the total mortality rate of railway workers of Azerbaijan ranged from 1,58-2,25 ‰. The mortality rate among railroad relatively less than in the population of working age of the country. A study of sex composition of the dead railroad showed that the proportion of men was significantly higher (t = 11,2), than women of 80,7± 2,4 and 19,3±4,9 respectively. As part of the deceased railroad workers predominate (12.8%), mechanics (12.6%), the conductors (10.4%), machinists (8.6%), duty stations (7.7%), electrical (7,7%). Standardized mortality rates higher in conductors (9,0 ‰), workers (7,5 ‰).

Текст научной работы на тему «Возрастные особенности смертности железнодорожников Азербайджана»

Возрастные особенности смертности железнодорожников Азербайджана

А.Д.Рзаева

Азербайджанский Государственный Институт усовершенствование

врачей имени А.Алиева, г.Баку

ВВЕДЕНИЕ. Социально - экономическое развитие страны зависит от состояния трудовых ресурсов, качество которых во многом определяется уровнем здоровья и численностью населения трудоспособного возраста [4, 7]. Железнодорожный транспорт был и остается одним из основных рычагов реализации экономических и геополитических интересов Азербайджана. На железнодорожном транспорте преимущественно занята наиболее активная часть трудоспособного населения - мужского. Высокие цифры заболеваемости и инвалидности работников железнодорожного транспорта являются постоянным предметом исследований организаторов ведомственного здравоохранения [1, 2, 5, 7]. Смертность - один из наиболее достоверных показателей состояния здоровья железнодорожников. Изучение тенденций смертности позволяют эффективно управлять системой охраны здоровья, формировать ее стратегию, выявлять приоритетные направления, разрабатывать и внедрять целевые профилактические программы. В этой связи появилась необходимость проведения данного научного исследования, цель которого изучение возрастного риска смертности железнодорожников Азербайджана.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Единицей наблюдения был случай смерти железнодорожников. Были анализированы все 336 медицинских свидетельств о смерти за 2005-2010 года. Кодировка причин смертности проводилась в соответствие с МКБ10. При статистической разработке были использованы методы анализа качественных признаков [3].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ. За период 2005 по 2010 года, уровень общей смертности работников железной дороги Азербайджана колебался в пределах 1,58 -2,25 %о. Уровень смертности

трудоспособного населения Азербайджана в 20052009 годах колебался в пределах 2,1%о-2,5%о (в возрастной группе 15-59) [9]. Из этих данных, очевидно, что уровень смертности среди железнодорожников относительно меньше, чем среди населения в трудоспособном возрасте страны. Сравнивая показатели смертности по годам, относительно высокие показатели отмечались в 2005 (2,25%с±0,28) и 2008 (2,35%с±0,29) годах [диаграмма]. Относительно низкий уровень смертности наблюдался в 2007 (1,75%<±0,25) и 2010 (1,58%<±0,24) годах.

Изучение полового состава умерших железнодорожников показал, что доля мужчин достоверно выше ^=11,2), чем женщин, составляет 80,7±2,4 и 19,3±4,9 соответственно. Возрастной состав умерших (мужчин и женщин) в основном сходен, но наблюдаются определенные различия (таб. 1) . Так например, доля умерших в возрасте 60 лет и старше относительно больше в группе мужчин.

Во всех возрастных группах возрастной коэффициент смертности железнодорожников ниже,

25 _2,35 ±0,29_

2,25 ± 0,28

||||||

2005 2006 2007 2008 2009 2010

Рисунок. Уровень смертности железнодорожников по годам (%о)

пол <40 40-49 50-59 >60

Мужчины 3,7±1,1 19,9^=2,4 33,2±2,9 43,2±3.0

Женщины 6,2±3,0 21,5±5,1 38,5±6,0 33,8±5,9

Оба пола 4,2±1,1 20,2^=2,2 34,2±2,6 41,4±2,7

Таблица 1. Распределение умерших железнодорожников Азербайджана по возрасту и полу (%)

Таблица 2. Возрастные коэффициенты смертности железнодорожников за 2010 год (%о)

возраст Возрастные коэффициенты железнодорожников Возрастные коэффициенты населения Коэффициент относительной интенсивности

<50 0,8±0,3 1,6±0,02 0,5

50-59 3,7±0,8 8,1±0,1 0,46

>60 15,3±3,0 29,6±0,2 0,52

Таблица 3. Распределение умерших железнодорожников по возрасту (%)

Профессии <50 50-59 >60 Итого

Проводник 28,6%±7,6 45,7%±8,4 25,7%±7,4 100%

Машинист 24,1%±7,9 48,3%±9,3 27,6%±8,3 100%

монтер пути 44,4%±П,7 44,4%±11,7 11,1%±7,4 100%

электромеханик 30,8%±9,1 30,8%±9,1 38,5%±9,5 100%

мастер 8,0%±5,4 36,0%±9,6 56,0%±9,9 100%

дежурный станции 15,4%±7,1 42,3%±9,7 42,3%±9,7 100%

осмотрщик вагона 30,0%±14,5 20,0%±12,6 50,0%±15,8 100%

слесарь 9,5%±4,5 40,5%±7,6 50,0%±7,7 100%

рабочий 18,6%±5,9 27,9%±6,8 53,5%±7,6 100%

приемщик груза, сдачи багажа - 70,0%±14,5 30,0%±14,5 100%

кассир 10,0%±9,5 60,0%±15,5 30,0%±14,5 100%

обходчик пути - 60,0%±21,9 40,0%±21,9 100%

оператор 50,0%±25,0 - 50,0%±25,0 100%

Таблица 4. Уровень смертности и средний возраст умерших железнодорожников

Профессии Уровень смертности %о Средний возраст умерших железнодорожников

Общий Стандартиз.

проводник 6,6 9,0 54,5±1,1

машинист 2,4 3,5 56,9±1,3

монтер пути 1,5 2,0 59,0±2Д

электромеханик 2,9 2,7 60, ОЙ, 0

мастер 10,3 3,6 62,9±1,2

дежурный станции 1,9 3,3 60,0±1,6

осмотрщик вагона 3,4 6,6 60,0±2,5

слесарь 2,5 2,1 58,4±1,1

рабочий 7,6 7,5 60,4±1,6

приемщик груза, сдачи багажа 3,7 3,0 59,8±0,8

кассир 7,7 6,1 60,4±3,6

обходчик пути 4,7 2,6 58,4±2,6

оператор 7,7 6,1 54,8=14,6

чем у населения в трудоспособном возрасте Азербайджана (таб. 2). Возрастной коэффициент смертности населения страны в трудоспособном возрасте старше 60 лет достоверно выше ^=4,8), чем у железнодорожников [9].

Распределение умерших железнодорожников по профессиям показало, что доля рабочих (12,8%), слесарей (12,6%), проводников (10,4%), машинистов (8,6%), дежурных станций (7,7%), электромехаников (7,7%) близка между собой [6].

Распределение возрастного состава умерших железнодорожников по профессиям приведены в

таблице 3. Высокая доля умерших в возрасте 50-59 лет встречалась у приемщика груза, сдачи багажа (70,0%±14,5), а в возрасте старше 60 лет у мастеров (56,0%±9,9). Доля лиц, умерших в возрасте до 50 лет, максимальна в группе операторов (50,0%±25,0), минимальна в группе слесарей (9,5%±4,5). По величине этих показателей доля смертности в данных профессиональных группах достоверно отличаются (р<0,05).

В литературе имеются сообщения о вероятности влияния профессиональной деятельности железнодорожников на риск смертности [2, 5, 7].

При среднем возрасте железнодорожника (по отрасли в целом) 47,8±0,1 лет, средний возраст умерших железнодорожников составил 58,8±0,7 лет. Средний возраст умерших железнодорожников колебался в пределах 54,5±1,1 лет (у проводников) и 62,9±1,2 лет (у мастеров) (таб. 5). Средний возраст умерших мастеров достоверно высок в сравнении с возрастами умерших проводников (1=5,3), машинистов (1=3,3), слесарей (1=2,8), приемщиков груза и сдачи багажа (1= 2,2). Учитывая отклонения, было проведено сравнение общих и стандартизированных показателей смертности в разных профессиональных группах. Фактически, уровень стандартизированного коэффициента смертности колебался в пределах 2,0% - 9,0%, что дает возможность условно группировать профессии железнодорожников по риску смертности:

> 6,5% - высокий риск (проводник, рабочий, осмотрщик вагона)

3,0%о-6,5%о - средний риск (кассир, оператор, мастер, машинист, дежурный станции)

< 3,0% - низкий риск (приемщик груза, сдачи багажа, электромеханик, обходчик пути, слесарь, монтер пути).

ВЫВОДЫ:

1. Общий риск смертности железнодорожников ниже, чем у населения Азербайджана в трудоспособном возрасте. В составе умерших железнодорожников преобладают мужчины и лица в возрасте старше 50 лет. Возрастной коэффициент смертности в возрасте до 50, 50-59, 60 лет и старше (соответственно 0,8%, 3,7%, 15,7%) значительно ниже, чем у населения в трудоспособном возрасте (1,6 %; 8,1 %, 29,6 %).

2. Стандартизированные показатели смертности выше у проводников (9,0%), рабочих (7,5%) и осмотрщиков вагона (6,6 %).

ЛИТЕРАТУРА

1. Вильк М.Ф., Цфасман А.З. Медицинское обеспечение безопасности движения поездов . М.: РАПС, 2001. 272 с.

2. Горчакова Т.Ю. Зависимость смертности населения трудоспособного возраста в промышленных городах от специфики градообразующих предприятий (на примере

Мурманской области). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата биологических наук. Москва. 2010. 27с.

3. Гланц С. Медико-биологическая статистика. Пер. с англ. - М. Практика, 1998. 459 с.

4. Демографический ежегодник России. 2010. 547 с.

5. Кудрин В.А., Краевой С.А. Медико - профилактические вопросы преждевременной смертности на железнодорожном транспорте // Актуальные проблемы транспортной медицины. 2008 № 1 ( 11) с. 20-24

6. Рзаева А.Д. Причины смерти железнодорожников Азербайджана в зависимости от их профессиональных групп // Актуальные проблемы транспортной медицины. 2012 № 3(29) с. 67-70

7. Солохина Л.В. Научно - организационное обоснование направлений охраны здоровья работников железнодорожного транспорта (по материалам Дальневосточной железной дороги). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук. Москва. 2004. 26 с.

8. Шевела Л.Н. " Узкие места" и пути совершенствования экспертизы профессиональной пригодности на железнодорожном транспорте // Актуальные проблемы транспортной медицины. 2002, № 1, с. 25-27

9. Population of Azerbaijan. State statistical committee of the republic ofAzerbaijan. Baku. 2011. 124 p.

SUMMARY

Age features of mortality of railroad workers of Azerbaijan A.Rzayeva

A.Aliyev's Institute of Physicians Improvement, Baku

During the period 2005 to 2010, the total mortality rate of railway workers of Azerbaijan ranged from 1,58-2,25 %. The mortality rate among railroad relatively less than in the population of working age of the country. A study of sex composition of the dead railroad showed that the proportion of men was significantly higher (t = 11,2), than women of 80,7± 2,4 and 19,3±4,9 respectively. As part of the deceased railroad workers predominate (12.8%), mechanics (12.6%), the conductors (10.4%), machinists (8.6%), duty stations (7.7%), electrical (7,7%). Standardized mortality rates higher in conductors (9,0 %), workers (7,5 %).

Поступила 07.05.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.