Научная статья на тему 'ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПРЫГУНОВ В ВОДУ ПРИ ОЦЕНКЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ'

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПРЫГУНОВ В ВОДУ ПРИ ОЦЕНКЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
66
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЫГУНЫ В ВОДУ / ТРЕВОЖНОСТЬ / АГРЕССИВНОСТЬ / ВРАЖДЕБНОСТЬ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Милашечкина Е.А., Милашечкина В.В., Потапов Д.А.

Цель исследования - выявление возрастных особенностей проявления тревожности, агрессивности, враждебности у прыгунов в воду высокой спортивной квалификации. Методика и организация исследования. В научной работе участвовали 37 подростков 11-15 лет, занимающихся прыжками в воду в спортивной школе «Акватика» города Казань (экспериментальная группа) и 59 подростков, не занимающихся спортом (контрольная группа). Результаты исследования и выводы. В ходе исследования у прыгунов в воду выявлен высокий уровень тревожности по всем шкалам по сравнению с результатами подростков контрольной группы. Уровень агрессивности и враждебности у подростков опытной группы на протяжении всего исследуемого периода онтогенеза находится в пределах нормы, а у мальчиков контрольной группы враждебность в 12-14 лет достоверно выше, чем у подростков опытной группы. Высокие значения уровня тревожности у прыгунов в воду не влияют на проявление отрицательных психических состояний личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Милашечкина Е.А., Милашечкина В.В., Потапов Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGE-RELATED FEATURES OF THE MANIFESTATION OF THE LEVEL OF ANXIETY IN DIVERS IN THE ASSESSMENT OF NEGATIVE MENTAL STATES

Objective of the study was to identify age-related features of the manifestation of anxiety, aggressiveness, hostility in high-sport divers. Methods and structure of the study. The scientific work involved 37 adolescents aged 11-15 years old engaged in diving at the Aquatika sports school in the city of Kazan (experimental group) and 59 adolescents not involved in sports (control group). Results and conclusions. In the course of the study, water jumpers showed a high level of anxiety on all scales compared with the results of adolescents in the control group. The level of aggressiveness and hostility in adolescents of the experimental group throughout the entire period of ontogenesis under study is within the normal range, and in boys of the control group, hostility at the age of 12-14 is significantly higher than in adolescents of the experimental group. High levels of anxiety in water jumpers do not affect the manifestation of negative mental states of the individual.

Текст научной работы на тему «ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПРЫГУНОВ В ВОДУ ПРИ ОЦЕНКЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ»

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПРЫГУНОВ В ВОДУ ПРИ ОЦЕНКЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ

УДК/UDC 796.01:159.9

Поступила в редакцию 16.05.2022 г.

Информация для связи с автором: ea.milash@yandex.ru

Кандидат биологических наук, доцент Е.А. Милашечкина1 ORCID: 0000-0002-6273-0063 В.В. Милашечкина2, 3 Д.А. Потапов1

1Российский университет дружбы народов, Москва

2Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

3Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1788», Москва

AGE-RELATED FEATURES OF THE MANiFESTATiON OF THE LEVEL OF ANXiETY iN DiVERS iN THE ASSESSMENT OF NEGATiVE MENTAL STATES

PhD, Associate Professor E.A. Milashechkina1 ORCID: 0000-00026273-0063

V.V. Milashechkina2, 3 D.A. Potapov1

1 Peoples' Friendship University of Russia, Moscow

2 Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow

3 State budgetary educational institution of the city of Moscow "School No. 1788", Moscow

□ и

Аннотация

Цель исследования - выявление возрастных особенностей проявления тревожности, агрессивности, враждебности у прыгунов в воду высокой спортивной квалификации.

Методика и организация исследования. В научной работе участвовали 37 подростков 11-15 лет, занимающихся прыжками в воду в спортивной школе «Акватика» города Казань (экспериментальная группа) и 59 подростков, не занимающихся спортом (контрольная группа). Результаты исследования и выводы. В ходе исследования у прыгунов в воду выявлен высокий уровень тревожности по всем шкалам по сравнению с результатами подростков контрольной группы. Уровень агрессивности и враждебности у подростков опытной группы на протяжении всего исследуемого периода онтогенеза находится в пределах нормы, а у мальчиков контрольной группы враждебность в 12-14 лет достоверно выше, чем у подростков опытной группы. Высокие значения уровня тревожности у прыгунов в воду не влияют на проявление отрицательных психических состояний личности.

Ключевые слова: прыгуны в воду, тревожность, агрессивность, враждебность, психоэмоциональное состояние.

Abstract

Objective of the study was to identify age-related features of the manifestation of

anxiety, aggressiveness, hostility in high-sport divers.

Methods and structure of the study. The scientific work involved 37 adolescents

aged 11-15 years old engaged in diving at the Aquatika sports school in the city

of Kazan (experimental group) and 59 adolescents not involved in sports (control

group).

Results and conclusions. In the course of the study, water jumpers showed a high level of anxiety on all scales compared with the results of adolescents in the control group. The level of aggressiveness and hostility in adolescents of the experimental group throughout the entire period of ontogenesis under study is within the normal range, and in boys of the control group, hostility at the age of 12-14 is significantly higher than in adolescents of the experimental group. High levels of anxiety in water jumpers do not affect the manifestation of negative mental states of the individual.

Keywords: divers, anxiety, aggressiveness, hostility, psycho-emotional state.

£ Г.

CL

4—

О OJ и

CL

' "О С

га

^

О (U .с H

Введение. Прыжки в воду отличаются постоянно повышенным психологическим фоном, связанным с риском получения травмы при выполнении сложных упражнений. Психологическое состояние спортсмена, его личностные качества, как и у простого человека, напрямую влияют на его работоспособность, настроение, с которым выполняется работа, а следовательно, и на результаты деятельности [2]. Изучение психологического состояния спортсменов

способствует выявлению положительных и отрицательных сторон построения тренировочного процесса. На крупных соревнованиях почти половина неудачных выступлений связана с ухудшением психических состояний спортсменов, изучение которых необходимо для лучшей профилактической работы [1, 4].

Вместе с тем, степень тревожности, а также проявление отрицательных психических состояний - агрессивности

и враждебности - отражают вегетативные реакции на различные жизненные ситуации, неврозоподобные и психосоматические нарушения [3, 5].

Цель исследования - выявление возрастных особенностей проявления тревожности, агрессивности, враждебности у прыгунов в воду высокой спортивной квалификации.

Методика и организация исследования. В работе принимали участие 37 спортсменов мужского пола, входящих в состав спортшколы по прыжкам в воду «Акватика» г. Казани, имеющих спортивную квалификацию не ниже первого взрослого разряда в возрасте 10-15 лет, а также 59 учащихся общеобразовательного учреждения города Казань в возрасте 11-15 лет, не занимающихся спортом, которые составили контрольную группу.

У каждого конкретного человека личностная и ситуационная тревожность развиты в различной степени, поэтому мы использовали методику «Шкала тревожности», разработанную по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша (1973). Преимущество шкал такого типа заключается в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для подростка основными источниками тревоги, и в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у спортсменов интроспекции. Методом диагностики уровня тревожности выступила «Шкала тревожности». Для определения уровня проявления агрессивности и враждебности использовали методику, разработанную А. Басс и А. Дарки в 1957 г, которая получила название «Методика Басса-Дарки». Опросник состоит из 75 утверждений, напротив каждого из них исследуемый должен был поставить отметку о согласии с ним или несогласии. Далее подсчиты-вается количество баллов согласно шкалам агрессивности и враждебности для интерпретации результата [3].

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ результатов исследования выявил четкие возрастные различия в показателях общей тревожности прыгунов в воду высокой спортивной квалификации (рис. 1). Максимальные значения, как в опытной, так и в контрольной группах зафиксированы в возрасте 12-13 лет. Снижение показателя уровня общей тревожности в опытной группе у спортсменов выявлено в 14 лет, а в контрольной группе - в 14-15 лет. На всем

90 80 70 60 50 40 30

]0

43,22

11

45,25

12

Опытная

13

14

■Контрольная

15

23

18

13

11

12

13

15

14

— Опытная —■—Контрольная

Рис. 2. Возрастные особенности проявления агрессивности у прыгунов в воду высокой спортивной квалификации в баллах Примечание * - достоверность различий между опытной и контрольной группой (р<0,05)

13

7

8

8

11

12

13

15

Рис. 1. Возрастные изменения уровня общей тревожности у прыгунов в воду, в баллах

Примечание * - достоверность различий между опытной и контрольной группами (р<0,05)

Уровень тревожности по учебной, самооценочной и межличностной шкалам у прыгунов в воду, в баллах

14

—•— Опытная —■—Контрольная

Рис. 3. Возрастные особенности проявления уровня враждебности у прыгунов в воду высокой спортивной квалификации в баллах Примечание * - достоверность различий между опытной и контрольной группой (р<0,05)

протяжении полового созревания у мальчиков опытной группы показатель общей тревожности был достоверно выше, чем у контрольной.

Уровень учебной тревожности у прыгунов в воду (см. таблицу) находится на достаточно высоком уровне. Максимальные значения, находящиеся за пределами нормы, наблюдали у спортсменов 12-13 лет. Сопоставление показателей уровня самооценочной тревожности прыгунов в воду высокой спортивной квалификации разного возраста выявило их увеличение у спортсменов в возрасте 12-15 лет. Самые высокие значения были зафиксированы в возрасте 12-13 лет, что значительно выше показателей нормы. Как представлено в таблице, набольшие величины межличностной тревожности у мальчиков обеих групп обнаружены в возрасте 12 и 13 лет. Однако у прыгунов в воду тревога находится на высоком уровне.

Приведенные в исследовании данные свидетельствуют о тревожных состояниях по всем шкалам у подростков, испытывающих физическую нагрузку высокой интенсивности, а это, в свою очередь, может еще больше усилить эмоциональное неблагополучие в критический период онтогенеза.

А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия «агрессия» и «враждебность» и определил последнюю как «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Поэтому мы сочли необходимым использовать и этот показатель.

В результате полученных данных (рис. 2) динамика развития агрессивности у мальчиков контрольной группы постепенно увеличивается и максимум достигается в 15 лет, что достоверно выше, чем у мальчиков опытной группы. А у прыгунов в воду максимальные значения агрессивности наблю-

Возраст, лет Учебная тревожность Самооценочная тревожность Межличностная тревожность

Контроль Опыт Контроль Опыт Контроль Опыт

11 13,33 17,33 14,33 16,08 15,20 21,75

12 15,25 26,20 15,23 25,20 14,75 23,60

13 14,61 25,33 14,17 25,33 14,44 20,00

14 10,89 13,50 10,17 13,00 12,39 16,00

15 10,45 12,50 10,58 17,00 10,46 17,00

№9^ 2022 Сентябрь | September

http://www.teoriya.ru

9

9

даются в 14 лет. Однако в обеих группах этот показатель находится в пределах нормы.

Уровень враждебности у подростков из контрольной группы достигает наивысших значений в 13 лет, достоверно выше (р<0,05), чем у мальчиков из опытной группы и выходит за пределы нормы (рис. 3). Это можно объяснить более устойчивой реакцией на влияние раздражителей у мальчиков, занимающихся прыжками в воду, так как они, тренируясь и выступая на соревнованиях, лучше адаптированы к воздействию извне. А подростки, не занимающиеся спортом, возможно, в критической ситуации настроены более враждебно.

Анализируя вышеизложенное, можно сказать, что подростки, занимающиеся прыжками в воду, менее способны проявлять агрессивность и враждебность в повседневной жизни. А мальчики, не занимающиеся спортом, в меньшей степени адаптированы к изменяющимся условиям окружающей среды и способны в большей степени проявлять такие отрицательные психические состояния личности, как агрессивность и враждебность.

Выводы.

У мальчиков, занимающихся прыжками в воду, имеющих высокую спортивную квалификацию, уровень тревожности почти во всех возрастных группах значительно выше нормативных показателей, причем более высокие показатели уровня общей тревожности были выявлены у спортсменов 12-13 лет, что может быть связано с этапами полового созревания организма.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У мальчиков, не занимающихся спортом, агрессивность несколько выше, чем у подростков, занимающихся прыжками в воду. Однако в обеих группах этот показатель находится в пределах нормы.

Враждебность у подростков из контрольной группы выше, чем у мальчиков из опытной группы, и выходит за пределы нормы.

Высокие значения уровня тревожности у прыгунов воду

не влияют на проявление отрицательных психических состояний личности.

Литература

1. Батурин, Н.А. Успех и неудача: теория, исследование, практика / Н. А. Батурин; Министерство образования и науки Российской Федерации, Южно-Уральский государственный университет, Кафедра общей психологии, психодиагностики и психологического консультирования / Н.А. Батурин. - Челябинск: Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), 2018. - 144 с. - ISBN 978-5-696-04988-5. -EDN YKVHHV.

2. Распопова, Е.А. Личностные качества как основа результативности прыгунов в воду высокого класса / Е.А. Распопова // Вестник МГПУ. Серия: Естественные науки. - 2014. - № 3 (15). - С. 56-60. - EDN SNQZLB.

3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учебное пособие: в двух книгах / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС-Пресс, 2008. -21 с. - ISBN 978-5-305-00048-1. - EDN QXTUYR.

References

1. Baturin N.A. Uspekh i neudacha: teoriya, issledovanie, praktika [Success and failure: theory, research, practice]. Chelyabinsk: Yuzhno-Uralskiy gosudarstvennyy universitet publ., 2018. 144 p. ISBN 9785-696-04988-5.

2. Raspopova E.A. Lichnostnye kachestva kak osnova rezultativnosti prygunov v vodu vysokogo klassa [Personal qualities as basis for performance for the divers of a high class]. Vestnik MGPU. Seriya: Yestestvennyye nauki. 2014. No. 3(15). pp. 56-60.

3. Rogov E.I. Nastolnaya kniga prakticheskogo psikhologa [Handbook of a practical psychologist]. Study guide. Moscow: VLADOS-Press publ., 2008. 21 p. ISBN 978-5-305-00048-1. - EDN QXTUYR.

4. Milashechkina E. A. Ontogenetic Characteristics of Anxiety of Gymnasts of High Sports Qualification / E.A. Milashechkina, I.N. Gernet, O.V. Timofeeva [et al.] // International Journal of Applied Exercise Physiology, 2019. No. 8 (2). p. 581. DOI 10.30472/ijaep. v8i2.581.

5. Timofeeva O. V. Effects of dance-driven gymnastics practices on psychoemotional statuses of foreign female first-year students / O. V. Timofeeva, E. A. Milashechkina, A. D. Malchenko, E. A. Kunitsina // Theory and Practice of Physical Culture, 2018. No. 6. p. 16. - EDN XTQGSL.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

порядок рецензирования статей, направленных в редакцию рецензируемого издания «теория и практика физической культуры»

Все статьи, поступившие в редакцию для опубликования, проходят рецензирование. Рецензия должна обеспечивать всестороннюю и объективную оценку, анализ достоинств и недостатков представленной статьи.

В журнале «Теория и практика физической культуры» установлено двустороннее слепое (анонимное) рецензирование:

рецензенту не раскрываются личные данные автора/авторов;

автору/авторам не раскрываются личные данные рецензента.

К рецензированию привлекаются рецензенты, как правило, имеющие ученую степень кандидата или доктора наук, обладающие достаточным опытом научной работы по заявленному в статье научному направлению, знакомые с требованиями, предъявляемыми редакцией журнала к публикуемым материалам.

Редакция стремится к исключению «конфликта интересов» между авторами и рецензентами.

Объем рецензии не регламентируется, но, как правило, должен укладываться в 1-2 листа машинописного текста.

При поступлении рукописи статьи в редакцию все авторы предупреждаются о процедуре рецензирования. Фамилии и место работы рецензентов редакцией не разглашаются.

Количество представляемых рецензий определяется редакцией. Обычно для принятия решения о публикации достаточно одной рецензии. Более одного рецензента назначается в случаях, когда статья выполнена на «стыке» наук или научных направлений. По решению главного редактора может быть назначено дополнительное рецензирование после получения первичной рецензии.

Порядок рецензирования статей представлен на сайте редакции, ссылка: http://www.teoriya.ru/ru/node/28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.