ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.923.5
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-l-73-8Q Возрастные особенности проявления смелости у спортсменов
А. А. Иванова Н, Ю. А. Савченко
Донской государственный технический университет, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1 Н an.badm@yandex.ru
Аннотация
Введение. В данной работе представлен новый взгляд на проблему изучения возрастных особенностей проявления различной степени смелости и стрессоустойчивости в опасной ситуации. Актуальность исследования заключается в изучении смелости и стрессоустойчивости как важнейших качеств, необходимых как для формирования спортсмена, так и для успешной тренерской деятельности.
Цель. Изучение возрастных особенностей проявления различной степени смелости и стрессоустойчивости на опасную ситуацию, созданную в процессе эксперимента, максимально близкую к реальной ситуации. Материалы и методы. В каждом возрасте подсчигывалось число испытуемых, отнесенных к той или иной группе по степени «смелости». Сравнение изменения численного состава этих групп в связи с возрастом проводилось отдельно для лиц мужского и женского пола. Каждый фактор типологического комплекса оценивался относительным коэффициентом в системе. Производился расчет межвидовых связей, где устанавливался уровень значимости каждого фактора, способствующего проявлению высокой или низкой степени смелости. Для выявления суммарной взаимосвязи положительных и отрицательных комплексов с проявлением высокой и низкой степенью смелости, производилось усреднение комплексов.
Результаты исследования. Обнаружено, что чем больше в определенном возрастном диапазоне будет индивидов, обладающих слабой нервной системой, тем больше в этом же диапазоне и лиц с низкой степенью смелости. Обсуждение и заключения. При сравнении возрастных особенностей проявления смелости с возрастными особенностями проявления основных свойств нервной системы, обнаружено, что последние изменяются таким образом, что в одном возрастном периоде они способствуют проявлению смелости, в другом периоде жизни, наоборот, препятствуют проявлению смелости. Сопоставление изменения с возрастом числа лиц с подвижностью торможения с высокой степенью смелости показывает, что во многих возрастных группах они изменяются разнонаправленно, но эта разнонаправленность говорит о соответствии изменения типологической особенности характеру изменения степени смелости. Полученные данные могут быть применены при подготовке спортсменов в различных видах спорта.
Ключевые слова: возрастная динамика, физическая культура, нервная система, торможение и возбуждение, студент.
Для цитирования. Иванова, А. А., Савченко, Ю. А. (2023). Возрастные особенности проявления смелости у спортсменов. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 6(1), 73—80. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-l-73-8Q
Научная статья
© Иванова А. А., Савченко Ю. А., 2023
Original article
Age-Related Features of the Manifestation of Courage in Athletes
А. А. Ivanova E3, Yu. A. Savchenko©
Don State Technical University, 1, Gagarin Sq, Rostov-on-Don, Russian Federation
H an.badm@yandex.ru
Abstract
Introduction. This paper presents a new look at the problem of studying the age-related characteristics of the manifestation of varying degrees of courage and resistance to stress in a dangerous situation. The novelty of the research lies in the study of courage and stress resistance as the most important qualities necessary for both the formation of an athlete and for successful coaching.
Purpose. The study of age-related characteristics of the manifestation of varying degrees of courage and resistance to stress in a dangerous situation created during the experiment, as close as possible to the real situation. Materials and Methods. At each age, the number of subj ects assigned to one group or another was calculated according to the degree of 'courage'. Comparison of changes in the numerical composition of these groups due to age was carried out separately for male and female individuals. Each factor in the typological complex was evaluated by a relative coefficient in the system. Interspecific relationships were calculated, where the significance level of each factor that contributed to the manifestation of a high or low degree of courage was established. To identify the total relationship between positive and negative complexes with the manifestation of a high and low degree of courage, the complexes were averaged. Results. It was established that the more individuals with a weak nervous system in one age range, the more individuals with a low degree of courage in the same range.
Discussion and Conclusion. When comparing the age-related characteristics of the manifestation of courage with the age-related characteristics of the manifestation of the basic properties of the nervous system, it was found that the latter change in such a way that in one age period they contribute to the manifestation of courage, in another period of life, in contrast, they prevent the manifestation of courage. Comparing the change with the age of the number of persons with inhibition mobility with a high degree of courage shows that in many age groups, they change in different directions, but it indicates that the change in typological features corresponds to the nature of the change in the degree of courage.
Keywords: age dynamics, physical education, nervous system, inhibition and excitement, student.
For citation. Ivanova, A. A., Savchenko, Y. A. (2023). Age-Related Features of the Manifestation of Courage in Athletes. Innovative Science: psychology, pedagogy, defectology, 6(1), 73-80. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-1-73-80
Введение. Увеличивающаяся конкуренция на международной спортивной арене обуславливает необходимость начала подготовки спортсменов высокого уровня уже с раннего дошкольного возраста. Во время проведения занятий по разным спортивным дисциплинам возникают ситуации, приводящие к появлению у спортсмена устойчивого чувства боязни и страха (Ryzhkin et al., 2020; Ryzhkin et al., 2021). В разных литературных источниках и интернете имеется мало информации по теме стрессоустойчивости и страхов именно у спортсменов. Имеющиеся разрозненные сведения не дают полной картины по этой теме (Смоленцева, 2003; Алексеев, 2006; Жаров, 1976; Пуни, 1977). В связи с этим «смелость» выделяется как одно из качеств, определяющих успешность развития в спорте.
К настоящему моменту были изучены возрастные особенности проявления различной степени смелости и стрессоустойчивости в ответ на опасную ситуацию, которую либо невозможно предугадать, либо которая была создана в условиях эксперимента (Черенева, 2011; Гордеева, 2016; Иванников, 2006; Иванников, 2015; Иванова и др., 2019; Рудик, 1973; Реан, 2001; Леонтьев, 2019; Ciarrochi, Deane, Anderson, 2002; Черенева, 2011). Предложенные пробы данного эксперимента, являются субъективными, так как отношение каждого человека к опасной ситуации складывается из его собственного восприятия степени этой опасности и, в конечном счете, зависит от
конкретно взятого индивидуума. Испытания, предложенные в подобном эксперименте, расцениваются авторами как потенциально опасные и позволяют определить стрессоустойчивость участников эксперимента, проявляющуюся в рамках опасной ситуации.
Таким образом, целью настоящего исследования мы определяем проведение сравнения возрастных особенностей проявления смелости с возрастными особенностями проявления основных свойств нервной системы.
Материалы и методы. Исследование проводилось на базе Донского государственного технического университета (г. Ростов-на-Дону) и включало три группы испытуемых (возрастной диапазон от 8 до 26 лет): учеников лицея при ДГТУ, занимающихся физкультурой в рамках школьной программы; спортсменов специализированной ДСШ; и студентов ИФКиС при ДГТУ.
Все испытуемые прошли через две пробы эксперимента. Первая проба подразумевала прыжок ноги врозь, спиной вперёд через планку в яму. Планка была установлена на высоте, равной одной трети роста испытуемого. Глубина ямы составляла 1 м (для безопасности испытуемого, дно и внешние стенки ямы были защищены специальными матами). На выполнение подобного прыжка в одну яму давалась всего одна попытка. Испытуемые не видели дно ямы перед прыжком и не знали какова ее глубина. Каждая последующая попытка одного испытуемого выполнялась в разные ямы. Прыжок выполнялся один раз с открытыми, а другой раз с закрытыми глазами (для этого была использована специальная повязка). На втором этапе эксперимента испытуемым было необходимо выполнить прыжок, согнув ноги через перекладину высотой три четверти собственного роста, также в яму глубиной 1 м. Упражнение выполнялось со страховкой и без страховки.
Оценки, полученные испытуемыми за выполнение упражнений с открытыми и закрытыми глазами, сравнивались между собой. Эта оценка послужила критерием распределения испытуемых на экспериментальные группы — с высокой, средней и низкой степенью смелости.
К группе с высокой степенью смелости были отнесены испытуемые, которые при выполнении упражнений в опасной ситуации (с закрытыми глазами и без страховки) не ухудшили качество их выполнения, по сравнению с выполнением упражнения в облегченных условиях (с открытыми глазами и со страховкой), то есть получили при сравнении оценок разницу со знаком либо плюс, либо равным нулю. Испытуемые, ухудшившие качество выполнения обоих упражнений в опасной ситуации, то есть получившие отрицательную разницу, были отнесены к группе с низкой степенью смелости. К группе со средней степенью смелости относились испытуемые, которые при выполнении одного из двух упражнений преодолели опасную ситуацию (не ухудшили или даже улучшили качество выполнения), а при выполнении другого упражнения — ухудшили качество исполнения.
В целях предотвращения влияния посторонних раздражителей на процесс проведения эксперимента на испытание приглашались 1-2 человека в первой пробе, и 2-3 человека — во второй.
В каждом возрасте подсчитывалось число лиц, отнесенных к той или иной группе по степени «смелости». Сравнение изменения численного состава этих групп в связи с возрастом проводилось отдельно для лиц мужского и женского пола.
Результаты исследования. Для сравнения групп испытуемых численный состав лиц выражался в процентах (за 100 % принималось общее число лиц, принимавших участие в эксперименте в определенной возрастно-по-ловой группе). Полученные результаты представлены в таблице 1 и 2.
Количество лиц с высокой степенью смелости увеличивается с 33 % в 9—12-летнем возрасте до 41,8 % в 13-14-летнем возрасте, затем к 17-18 годам уменьшается до 13,4 %, и в дальнейшем становится стабильным, что можно увидеть из таблицы 2. Число лиц с высокой степенью смелости уменьшается до 22 %, начиная с 17—18-летнего возраста и до 26 лет.
Обратная картина наблюдается при анализе возрастного изменения числа лиц, имеющих низкую степень смелости: в 13-14 лет их наименьшее число (29 %), затем оно увеличивается до 45,2 % в возрасте 17—18 лет, и до 51,2 % — в последующие годы.
Таблица 1 Возрастные изменения количества лиц с различной степенью смелости у лиц мужского пола
Возраст 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-26
Количество обследованных 59,0 56,0 88,0 67,0 46,0 37,0 44,0
Процент лиц с различной степенью 35,5 40,3 51,0 53,0 22,0 22,0 20,0
смелости
Процент лиц с различ- Высокой 29,0 32,7 17,9 36,0 48,5 44,0 42,0
ной степенью смело- Средней 35,5 27,0 31,1 11,0 29,5 34,0 38,0
сти тт „ Низкои 35,5 27,0 31,1 11,0 29,5 34,0 38,0
При сравнении возрастных изменений смелости у лиц мужского и женского пола, отмечается увеличение числа испытуемых с высокой степенью смелости с 11—12-летнего возраста в обоих группах, однако, у представителей женского пола увеличение числа «смелых» прекращается раньше, чем у представителей мужского пола. До периода полового созревания у тех и других (10—11 лет) наблюдается почти равное число отнесенных к группе с высокой степенью смелости. По окончании полового развития у представителей женской части испытуемых наблюдается уменьшение почти в 2 раза числа лиц, отнесенных к группе с высокой степенью смелости, в сравнении с группой представителей мужского пола. Выделенные особенности проявления смелости в период 11-14 лет у представителей женского пола и в 11-16 лет у представителей мужского пола, по всей видимости, следует связывать с усилением во время полового созревания влияния эндокринной системы, оказывающей сильное воздействие на психическую регуляцию деятельности человека.
Таблица 2 Возрастные изменения количества лиц с различной степенью смелости у лиц женского пола
Возраст 9- -10 11- -12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-26
Не спорт- Гим- Не спорт- Гим-
сменки настки сменки настки
Количество обследо- 69,0 39,0 64,0 32,0 58,0 77,0 37,0 19,0 24,0
ванных
Процент Высокой 33,0 31,0 28,0 27,3 41,8 28,2 13,4 13,0 11,8
лиц с раз- Средней 38,0 35,0 24,0 34,7 33,9 25,6 41,4 40,0 37,0
личной Низкой 29,0 34,0 48,0 38,0 24,3 46,0 45,2 47,0 51,2
степенью
смелости
Интересно отметить, что молодые спортсменки, занимающиеся в спортивных колледжах, по степени смелости не отличаются от тех, кто занимается физической культурой в пределах школьной программы. Так, «смелых» среди спортсменок 9-10 и 11—12 лет было обнаружено даже несколько меньше, а волейболисток с низкой степенью смелости в возрасте 9-10 лет даже обнаруживается большее число. Однако стоит учитывать, что среди занимающихся спортсменок в возрасте 11-12 лет число лиц с низкой степенью смелости на 10 % меньше, чем среди девочек, занимающихся физической культурой в пределах школьной программы. Вероятно, это может быть объяснено более тщательным отбором учащихся в спортивные колледжи и тем, что желание заниматься спортом изъявляют девочки, которым присуща смелость.
Проведя такое сопоставление, мы выдвинули предположение о том, что чем больше в определенном возрасте будет лиц со слабой нервной системой, тем больше будет в этом же возрастном диапазоне и лиц с низкой степенью смелости. Целесообразность этого утверждения подтверждают данные, представленные на рисунках 1,2, и 3. Так, в группе мужского пола характер возрастных изменений количества представителей с низкой степенью смелости соответствует во всех возрастных группах, вплоть до 17-18 лет, характеру возрастных изменений количества представителей со слабой нервной системой. В возрастном диапазоне 15-16 лет, когда число «смелых» достигает наибольших значений, наблюдается и максимальное число лиц мужского пола с сильной нервной системой.
Рис. 1. Сопоставление возрастных изменений количества представителей с высокой степенью смелости с возрастными особенностями проявления основных свойств нервной системы у лиц мужского пола
Стоит отметить и имеющиеся несовпадения в изменениях смелости и силы нервной системы. В возрасте 13-14 лет, когда представителей, отнесенных к группе с высокой степенью смелости, становится больше, число лиц с сильной нервной системой уменьшается. Особенно много расхождений в направленности изменений смелости и силы нервной системы обнаруживается у лиц женского пола. В 11—12 лет и в 15 лет и старше число количество представителей с высокой степенью смелости уменьшается, а с сильной нервной системой — увеличивается. Подобные расхождения и сходство в динамике возрастного изменения количества мужчин и женщин с низкой степенью смелости и слабой нервной системой могут быть видны на рисунке 1 и 2.
Достоверно известно, что для индивидов с высокой степенью смелости характерным является преобладание внешнего возбуждения над торможением, а для индивидов с низкой степенью смелости — преобладание внешнего торможения. При сравнении этих двух показателей в возрастном аспекте четко просматривается тесная связь,
Рис. 2. Сопоставление возрастных изменений количества представителей с низкой степенью смелости с возрастными особенностями проявления основных свойств нервной системы у лиц женского пола
Проведенное сравнение количества индивидов, чья нервная система отличается подвижностью торможения, с высокой степенью смелости (рис. 1 и 2) отражает разнонаправленное изменение, по-видимому, указывающее на соответствие изменения типологической особенности характеру изменения степени смелости. Можно предположить, что, чем ниже в какой-либо возрастной группе уровень подвижности, тем выше должен быть в этом же возрастном диапазоне и уровень смелости, и наоборот, чем ниже уровень смелости, тем выше уровень подвижности торможения. Мы наблюдаем данную тенденцию в периоды с 11-12 лет до 15-16 лет у лиц мужского пола и в период с 13-14 до 21—26 лет у лиц женского пола. Однако, в ряде возрастных периодов наблюдается и расхождение в соотношении уровня смелости с уровнем «подвижности — инертности» процесса торможения (в 9—11 и в 17-18 лет у мальчиков, в 11-12 лет — у девочек). Подобные сходства и различия можно увидеть и при сравнении уровня подвижности торможения с возрастным изменением количества представителей с низкой степенью смелости (рис. 1 и 2).
Обсуждение и заключения. Подводя итоги сравнению возрастных особенностей проявления смелости с возрастными особенностями проявления основных свойств нервной системы, отметим, что изменения последних в одни возрастные периоды способствуют проявлению смелости, в другие периоды жизни, наоборот, препятствуют ее проявлению. При этом эти усиливающие или ослабляющие проявление смелости и влияние различных свойств нервной системы не синхронны. В то время как изменение баланса между внешним возбуждением и торможением в период с 11—12 лет до 10-16 лет способствует проявлению смелости, сила нервной системы в этот возрастной период уменьшается, что, наоборот, препятствует проявлению смелости.
1,0
0,5
1,0
0,5
9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-26 а2)
9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-26 61)
Н—I—I—I—ь
9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-26 62)
Рис. 3. Сопоставление возрастных изменений различной степени смелости с возрастными изменениями типологического комплекса смелости и боязливости
Принимая во внимание влияние комплекса свойств нервной системы (сила возбуждения, подвижность, инертность торможения, баланс между внешним возбуждением) на проявление смелости, мы рассчитали величину типологического комплекса, способствующего проявлению смелости, и величину типологического комплекса, препятствующего ее проявлению. Полученные величины комплексов в различных возрастных группах затем были подвергнуты сравнению с кривыми проявления большой и малой смелости. Каждый фактор типологического комплекса (например, большая сила нервной системы, инертность торможения, или преобладание внешнего
0
0
возбуждения в комплексе, способствующем проявлению смелости) оценивался относительным коэффициентом в системе. В дальнейшем производился расчет межвидовых связей с определением уровня значимости каждого фактора, способствующего проявлению высокой или низкой степени смелости. Затем, для выявления суммарной взаимосвязи положительных и отрицательных комплексов с проявлением высокой и низкой степенью смелости, производилось усреднение комплексов согласно рассчитанным межвидовым коэффициентам.
На рисунке 3 (al) показана возрастная динамика комплекса высокой степени смелости у лиц мужского пола. Характер изменения кривой указывает на связь высокой степени смелости с комплексом факторов, способствующих ее проявлению. На рисунке 61 представлена возрастная динамика изменения низкой степени смелости и ее сравнение с возрастным изменением симптомокоплекса «трусости». У испытуемых женского пола с низкой степенью смелости (рис. 3 62), отчетливо видна связь между низкой степенью смелости и симптомокомлексом. Выделяется возрастной период от 11—12 до 20 лет, когда обе кривые почти сливаются, а также несколько разнонаправленные изменения в периоды младшего школьного возраста (9-11 лет) и студенчества (21—26 лет).
Список литературы
Алексеев, А. В. (2006). Преодолей себя! Психическая подготовка в спорте. Ростов-на-Дону: Феникс.
Гордеева, Т. О. (2016). Мотивация: новые подходы, диагностика, практические рекомендации. Сибирский психологический журнал, 62, 38-53. https://www.doi.Org/10.17223/17267080/62/4
Жаров, К. П. (1976). Волевая подготовка спортсменов. Москва: Физкультура и спорт.
Иванников, В. А. (2006). Психологические механизмы волевой регуляции: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. Москва: Питер.
Иванников, В. А. (2015). Порождение деятельности и проблема мотивации. Вестник Московского университета, 2, 15-22. https://www.doi.org/10.11621/vsp.2015.02.15
Иванова, А. А., Рыжкин, Н. В., Степанова, Т. А. и др. (2019). Математический анализ показателей физического состояния спортсмена и прогнозирование его функциональной формы. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2, 53—56.
Леонтьев, Д. А. (2019). Развитие мотивации в онтогенезе: векторная модель. Мир психологии, 4(100), 151—162.
Пуни, А. Ц. (1977). Психологические основы волевой подготовки в спорте. Ленинград.
Реан, А. А. (2001). Практическая психодиагностика личности. Санкт-Петербург: СПбГУ.
Рудик, П. А. (1964). Психология: учебник для институтов физической культуры. Москва: Физкультура и спорт.
Смоленцева, В. Н. (2003). Психическая саморегуляция в процессе подготовки спортсменов (монография). Омск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта».
Черенева, Е. А. (2011). Проблема воли и произвольности в психологии. Вестник Бурятского государственного университета, 5, 39—43.
Ciarrochi, J., Deane, F. P., Anderson, S. (2002). Emotional intelligence moderates the relationship between stress and mental health. Personality and Individual Differences, 32(2), 197-209. https://www.doi.org/10.1016/S0191-8869r0n00Q12-5
Ryzhkin, N., Tumasyan, T., Brovashova, O. et al. (2021). Influence of occupations of professionally applied physical culture at DSTU on the formation of a specialist in the agro-industrial complex. E3S Web of Conferences, 273, 12004. https://www.doi.org/10.1051/e3sconfy2021273120Q4
Ryzhkin, N., Tumasyan, T., Brovashova, O. et al. (2020). GTO complex as the basis of physical education in DSTU. E3S Web of Conferences, 210, 17009. https://www.doi.org/10.1051/e3sconfy2020210170Q9
References
Alekseev, A. V. (2006). Overcome yourself. Mental preparation in sports. Rostov-on-Don: Phoenix. (In Russ.).
Chereneva, E. A. (2011). Problem of volition and self-regulation in psychology. Bulletin of the Buryat State University, 5, 39-43. (In Russ.).
Ciarrochi, J., Deane, F. P., Anderson, S. (2002). Emotional intelligence moderates the relationship between stress and mental health. Personality and Individual Differences, 32(2), 197-209. https://www.doi.org/10.1016/S0191-8869(01)00012-5
Gordeeva, T. O. (2016). Motivation: new approaches, diagnostics, practical recommendations. Siberian Psychological Journal, 62, 38-53. https://www.doi.org/10.17223/17267080/62/4 (In Russ.).
Ivannikov, V. A. (2006). Psychological mechanisms of volitional regulation: a textbook for university psychology students. Moscow: Piter. (In Russ.).
Ivannikov, V A. (2015). A generation of activity and the problem of motivation. Moscow University Psychology Bulletin, 2, 15-22. https://www.doi.org/10.11621/vsp.2015.02.15 (In Russ.).
Ivanova, A. A., Ryzhkin, N. V., Stepanova, T. A. et al. (2019). Mathematical analysis of individual physical fitness test rates and functionality forecasts. Physical culture: upbringing, education, training, 2, 53-56. (In Russ.).
Leont'ev, D. A. (2019). The ontogenetic development of motivation: a vectorial model. World of Psychology, 4(100), 151-162. (In Russ.).
Puni, A. Ts. (1977). Psychological foundations of volitional training in sports. Leningrad. (In Russ.).
Rean, A. A. (2001). Practical psychodiagnostics of personality. St. Petersburg: St. Petersburg State University. (In Russ.).
Rudik, P. A. (1964). Psychology: a textbook for institutes ofphysical culture. Moscow: Physical culture and sport. (In Russ.).
Ryzhkin, N., Tumasyan, T., Brovashova, O. et al. (2020). GTO complex as the basis of physical education in DSTU. E3S Web of Conferences, 210, 17009. https://www.doi.org/10.1051/e3sconf/202021017009
Ryzhkin, N., Tumasyan, Т., Brovashova, O. et al. (2021). Influence of occupations of professionally applied physical
culture at DSTU on the formation of a specialist in the agro-industrial complex. E3S Web of Conferences, 273, 12004. https://www.doi.org/10.1051/e3sconf/202127312004
Smolentseva, V N. (2003). Mental self-regulation in the process of training athletes (monograph). Omsk: Siberian State University of Physical Culture and Sports. (In Russ.).
Zharov, K. P. (1976). Volitional training of athletes. Moscow: Physical education and sports. (In Russ.).
Об авторах:
Иванова Анна Андреевна, старший преподаватель кафедры «Физвоспитание», Донской государственный технический университет (РФ, 344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), ORCID, an.badm@yandex.ru
Савченко Юлия Андреевна, старший преподаватель кафедры «Физвоспитание», Донской государственный технический университет (РФ, 344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), ORCID, missis.jull800@yandex.ru
About the Authors:
Ivanova Anna A., Senior Lecturer of the Department of Physical Education, Don State Technical University (1, Gagarin Sq., 344003, Rostov-on-Don, RF), ORCID, an.badm@yandex.ru
Savchenko Yulia A., Senior Lecturer of the Department of Physical Education, Don State Technical University (1, Gagarin Sq., Rostov-on-Don, 344003, RF), ORCID, missis.jull800@yandex.ru
Конфликт интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.