Научная статья на тему 'Возрастные особенности нарушений эмоциональной сферы у детей с различными психическими расстройствами'

Возрастные особенности нарушений эмоциональной сферы у детей с различными психическими расстройствами Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2526
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА / ЭМОЦИИ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / ОРГАНИЧЕСКИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА / РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ / АFFECTIVE DISORDERS / EMOTIONS / MENTAL RETARDATION / ORGANIC MENTAL DISORDERS / EARLY INFANTILE AUTISM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Альбицкая Жанна Вадимовна

В статье рассматриваются проблемы нарушений аффективной сферы у детей с различной психической патологией в основные возрастные периоды развития. Представлены клинические особенности эмоционального развития в группах детей с умственной отсталостью легкой степени, органическими психическими расстройствами и ранним детским аутизмом. Всем детям в исследовании было проведено клинико-катамнестическое обследование с помощью изучения амбулаторных карт и метода личного наблюдения. Анализ полученных данных выявил как клинические особенности эмоциональных нарушений между выделенными, так и возрастные особенности внутри каждой исследуемой группы. Результаты полученных будут полезны для проведения дифференциальной диагностики психических расстройств в детском возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Альбицкая Жанна Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Age peculiarities of emotional sphere disorders in the case of children having various psychic disorders

The article deals with problems of disorders of affective sphere of children with various mental disorders in the major periods of development. Clinical peculiarities of emotional development in groups of children with mental retardation to mild, organic mental disorders, and early infantile autism. All children in the study was a clinical follow-up examination by examining medical histories and the method of personal observation. Analysis of the data identified as clinical features of emotional disorders between the selected and the age characteristics within each study group. The results obtained will be useful for the differential diagnosis of mental disorders in childhood.

Текст научной работы на тему «Возрастные особенности нарушений эмоциональной сферы у детей с различными психическими расстройствами»

NK

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

УДК: 159.942:616.89-008.19-053.2 Код специальности ВАК: 14.01.06

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

Альбиикая Жанна Вадимовна - e-mail: zhanna051267@gmail.com

В статье рассматриваются проблемы нарушений аффективной сферы у детей с различной психической патологией в основные возрастные периоды развития. Представлены клинические особенности эмоционального развития в группах детей с умственной отсталостью легкой степени, органическими психическими расстройствами и ранним детским аутизмом. Всем детям в исследовании было проведено клинико-катамнестическое обследование с помощью изучения амбулаторных карт и метода личного наблюдения. Анализ полученных данных выявил как клинические особенности эмоциональных нарушений между выделенными группами, так и возрастные особенности внутри каждой исследуемой группы. Результаты полученных данных будут полезны для проведения дифференциальной диагностики психических расстройств в детском возрасте.

Ключевые слова: аффективная сфера, эмоции, умственная отсталость, органические психические расстройства, ранний детский аутизм.

The article deals with problems of disorders of affective sphere of children with various mental disorders in the major periods of development. Clinical peculiarities of emotional development in groups of children with mental retardation to mild, organic mental disorders, and early infantile autism. All children in the study was a clinical follow-up examination by examining medical histories and the method of personal observation. Analysis of the data identified as clinical features of emotional disorders between the selected and the age characteristics within each study group. The results obtained will be useful for the differential diagnosis of mental disorders in childhood.

Key words: аffective disorders, emotions, mental retardation, organic mental disorders, early infantile autism.

Ж.В. Альбицкая,

ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная медицинская академия»

Дата поступления 07.06.2017

Введение

Психические расстройства у детей представляют собой актуальную в социальном и медицинском аспектах проблему. Ее клинико-социальная значимость обусловлена значительным ростом психической патологии в последние годы, в большинстве случаев приводящей к формированию стойкой социальной дезадаптации и нарушению социализации [1, 2]. Изучение расстройств аффективной сферы у детей при психической патологии имеет важное диагностическое значение для дальнейшего развития ребенка, его социализации и интеграции в общество. Как известно, аффективная сфера представляет собой целостный класс явлений, охватывающий и примитивные влечения, и сложные формы эмоциональной жизни. Она осуществляет активацию, побуждение и аффективную оценку действительности, организуя целостные формы поведения, разрешающие простые и сложные адаптационные задачи [3, 4]. Аффект, по словам Л.С. Выготского, участвует «...в процессе психического развития от самого начала до самого конца в качестве важнейшего момента», следовательно, расстройства аффективной сферы у детей не могут не повлиять на характер их дальнейшего психического развития. Особенности эмоциональной сферы детей с различными психическими расстройствами описывались в связи с изучением их общих клинико-психо-логических особенностей [5, 6]. Было определено, что формирование этой патологии развития происходит как в результате замедленного созревания эмоционально-волевой сферы, так и за счет последствий перинатального поражения центральной нервной системы, вторично тормозящих темп развития когнитивных процессов [4, 7, 8]. Однако, ряд вопросов, связанных с исследованием эмоциональной сферы детей при различной психической патологии в основные

возрастные периоды онтогенеза, остаются еще недостаточно изученными [9, 10].

Целью исследования было выявление расстройств в аффективной сфере детей с различными психическими расстройствами, влияющих на адаптивное поведение и социализацию в дальнейшем.

Задачами исследования являлись изучение специфических клинических различий в нарушении аффективной сферы и возрастные особенности эмоциональных нарушений у детей с психическими расстройствами в основные периоды онтогенеза.

Материал и методы

Исследование проводилось среди 1441 пациента с различными психическими патологиями клинико-катамнести-ческим методом. 426 детей находились под личным наблюдением. В результате исследования были выделены три группы с верифицированными диагнозами: умственная отсталость (УО) легкой степени (п=327; 22,8%), органическое психическое расстройство (ОПР) (п=596; 41,3%) и ранний детский аутизм (п=518; 35,9%).

Результаты исследования

Эмоциональная сфера у детей из группы УО легкой степени (п=327). Характерный для периода новорожденности «крик-плач», свидетельствующий о физиологических потребностях ребенка, был не ярко выражен в 64,2%. Преобладали, главным образом, непосредственные переживания, эмоции, вытекающие из конкретной ситуации и деятельности, актуальные только в данный момент. После 1 года у 43,4% детей отмечалась постоянная и беспричинная смена настроения - веселость сменялась плачем или агрессией. 19,6% детей данной группы постоянно находились в

▲1

депрессивном состоянии, были грустными, плаксивыми, малообщительными, не получали удовольствия от различных игр и развлекательных мероприятий. Нарушения проявлялись у 72,8% детей капризным поведением, не соответствующим возрасту, в 48,9% случаев - раздражительностью, повышенной возбудимостью, а у 33,3% пациентов раннего детского возраста отмечалась постоянная плаксивость и грустное настроение (эти дети практически не улыбались, не проявляли интереса к новым игрушкам, не выражали радости при общении с близкими). В основном в раннем возрасте в этой группе преобладали элементарные эмоции - чувства удовольствия-неудовольствия. Ведущими признаками в этой группе детей были сиюминутные желания, эмоции и влечения, в результате чего их деятельность характеризовалась импульсивностью и немотивированностью поступков или их однообразием. Дошкольный период характеризовался незрелостью и примитивностью эмоций и волевых действий. У 50% детей в более младшем возрасте (7-8 лет) это выражалось в подчинении чужому влиянию, а к 9-10 годам такие дети не проявляли настойчивости и инициативы в достижении какой-либо цели. Уже в этой возрастной группе можно было выделить различные типы эмоционального реагирования, которые были разделены нами на три группы (эйфорический, дис-форический и депрессивный). При эйфорическом синдроме (п=219; 67%) отмечалось стойкое повышенное настроение с оттенками беспечности, беззаботности, безразличием к окружающему, иногда с примитивными фантазиями, касающимися ребенка и его узкого круга интересов. Дети с дисфорическим синдромом (п=47; 14,4%) постоянно находились в злобно-тоскливом настроении, обижали младших, грубили воспитателям. В 6,3% случаев на высоте эмоционального напряжения у детей отмечался истерический припадок. У семи пациентов из данной выборки отмечался стойкий синдром уходов и бродяжничества. При депрессивном синдроме (п=59; 18%) в поведении была выражена заторможенность, практически полное отсутствие интересов, стремлений к какой-либо деятельности, предпочтение находиться одним вне окружения других детей или только с преподавателем или воспитателем. В подростковый период эмоции оставались примитивными, лабильными и слабо дифференцированными. В период 11-14 лет в выборке детей с УО легкой степени дисфори-ческий синдром (14,4%) проявлялся злобным, негативным и агрессивным поведением в отношении окружающих; дети были вспыльчивы, не сдержанны на слова и поступки, употребляли ненормативную лексику, не соблюдали субординацию. Отмечалась неадекватность поведенческой реакции в различных ситуациях, двигательное возбуждение с тенденцией к разрушительным действиям и аутоагрессии. Нередки были демонстративные угрозы, примитивные истероподобные реакции. Эйфория (67%) проявлялась постоянным повышенным беспечным и беззаботным настроением, смешливостью и непониманием происходящего вокруг. Депрессивное состояние детей с УО легкой степени (18%) выражалось в подавленном и грустном настроении, отказе от совместных мероприятий, беспричинной плаксивости и слезливости. В период пубертатного криза у 58 детей (11 девочек и 47 мальчиков) отмечалась расторможенность низших влечений, откры-

тое проявление сексуальных инстинктов и нарастание проблемы контроля над своими побуждениями и желаниями.

В группе детей с ОПР (п=596) в аффективной сфере в возрасте до 1 года нами были отмечены такие гиперреакции, как оживление всех рефлексов в ответ на действие малейшего раздражителя, быстрый переход от сна к бодрствованию, выраженную чувствительность к социальным стимулам (ребенок с самого раннего возраста стремился к общению, но очень быстро перевозбуждался, плакал, истощался), что приводило к общему напряжению и к развитию психосоматических реакций: бессоннице, рвотам, коликам, спастическому плачу. По нашим данным, такие аффективные реакции в большинстве случаев (абс. 407; 68,3%) отмечались у детей с мышечным гипертонусом; в остальных 31,7% (абс. 189) - клиническими неврологическими проявлениями в виде гипотонии. Эмоции характеризовались слабостью всех жизненных проявлений (снижением активности, физиологического тонуса, нечувствительностью к боли и внешним раздражителям) и другими витально важными внешними и внутренними воздействиями (усталость, голод, дискомфорт). Период от 1 года до 3 лет характеризовался повышенной чувствительностью и гипервозбудимостью, склонностью к истерикам и капризам, эмоциональной лабильностью, постоянными перепадами настроения. Несмотря на это, практически у всех детей были развиты различные формы взаимодействия со взрослыми и другими детьми. У детей во время контактов с людьми при недоразвитии речи усиливались мимика и жесты, выражающие удовольствие или неудовольствие от общения и от совместных игр со взрослым и другим ребенком. Кроме того, возникали бурные реакции на разлуку со взрослым, окончания игр со сверстниками, свидетельствующие о формировании привязанностей и социализации. В дошкольном возрасте эмоциональные нарушения проявлялись чрезмерной возбудимостью, склонностью к аффективным колебаниям с агрессией, неспособностью испытывать чувство вины, понимать свои ошибки, что имело место более чем в половине случаев (398; 66,8%). Также отмечались примитивные реакции и недостаточная дифференцированность высших эмоций - проявлений сочувствия, стыда, личностных привязанностей. Элементарные эмоции были относительно сохранными. У 198 (33,2%) детей данной группы постоянно отмечалась заторможенность, вялость, плаксивость; дети не испытывали удовольствия от различных игр и развлекательных мероприятий, на занятиях были вялыми и сонливыми, постоянно жаловались на усталость. Поведение характеризовалось гиперактивностью, неконтролируемыми и импульсивными действиями, трудностями сосредоточения, привлечением внимания, а также неврозопо-добными нарушениями (страхи, энурез, энкопрез, сногово-рение, заикание и др.). Уже в 452 случаях (75,8%) можно было предположить формирование ранней личностной патологии (признаки психопатоподобного поведения), преимущественно по возбудимому и эмоционально неустойчивому типу. В период с 7 до 10 лет эмоции характеризовались незрелостью и примитивностью, слабостью волевых действий, лабильностью и двигательной расторможенностью в 398 (66,8%) наблюдениях, повышенной аффективной возбудимостью. У 198 (33,2%) детей на первый план в эмоциональной сфере выходила неуверенность, боязливость,

NK

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

капризность, плаксивость, недержание аффекта и различные неврозоподобные сипмтомы.

В группе детей с ранним детским аутизмом (РДА) на первом году жизни в 439 наблюдениях (84,7%) дети отличались выраженной пассивностью в контактах с окружением, спокойствием («удобный ребенок» со слов родителей) и обычно ошибочно производили наиболее благополучное впечатление своей терпеливостью, редким плачем, отсутствием реакции на дискомфорт. Важной особенностью в периоде новорожденности до двух месяцев было отсутствие фиксации взгляда ребенка в ответ на взгляд матери. Более 50% родителей отмечали, что ребенок «смотрел мимо», «сквозь» застывшим неподвижным взглядом, но не придавали этому особого значения. 17,8% матерей отмечали, что внимание ребенка привлекали не глаза, а предметы (очки, серьги в ушах, цепочка на шее). Первая улыбка в 75,5% наблюдений появлялась в нормальные возрастные сроки (1-1,5 месяца), но была не конкретной реакцией на кого-то, а «отстраненной», существовала «сама по себе», не адресовалась близким. В 25,5% случаев дети практически не улыбались до 1 года. В 88,8% случаев дети никак не реагировали на присутствие матери рядом или ее уход, не проявляли «комплекса оживления», не выделяли мать из других родственников, не требовали к себе внимания со стороны родителей, то есть были индефференты к окружающим. Важной характерной особенностью развития ребенка в данной возрастной группе было его отношение к тактильному контакту. В 38,8% случаев ребенок не отвечал «позой готовности» на стремление взять его на руки, не тянулся ручками, не оживлялся и не улыбался. В 48% дети отчаянно избегали таких контактов, кричали на руках, вырывались, отталкивались руками и ногами, выгибались. Узнавание близких в 51% случаев проявлялось к 6-7 месяцам, а в 33% - к 1 году и старше. К 9 месяцам - не выполняли просьбы родителей, не реагировали на обращение к ним, равнодушно относились к объятиям и поцелуям или негативно относились к этим действиям. Общим признаком для всех детей данной группы являлось извращение всех видов чувствительности, непредсказуемость или амбивалентность ответных реакций на раздражители, зрительная избирательность или застывание на определенных предметах. В период от 1 года до 3 лет дети не выполняли просьбы «подойти к родителям», обнять, поцеловать или при этом проявляли полное равнодушие, делали это механически. Было отмечено, что, как только ребенок начинал ходить, в 77% случаев наблюдалось уменьшение контактов с родственниками. Практически 100% детей в нашем наблюдении не отзывались на свое имя и не реагировали даже на громкое и повторяющееся обращение к ним, не понимали похвалу или наказание. В дошкольном возрасте нарушения в данном возрастном периоде характеризовались чередованием периодов вялости, отрешенности, застывшей мимики, элективного мутизма с явлениями гипервозбудимости, внезапных приступов плача и двигательного возбуждения и агрессии; эмоции были невыразительными, мимика бедная, дети практически не улыбались и очень редко смеялись, не различали игровую ситуацию и действительность, относились к живым людям, особенно к младшим детям, как к неодушевленным предметам, не

замечали, проходили мимо, не останавливая на них взгляд. У 377 (72,8%) детей поведение сопровождалось негативизмом: избегали общения с окружающими, родными и близкими, а при попытках привлечь их внимание появлялись тревога, агрессия, громкий плач, визги и крики. У 61% (абс. 316) детей в клинической картине преобладали тревожность, опасения и различные страхи. В эмоциональной сфере преобладали черты амбивалентности (бесчувствие и эмоциональная тупость по отношению к близким и сверхранимость и сенситивность по отношению к себе) и жестокости к другим детям, животным, причинение вреда, что доставляло им удовольствие и вызывало неадекватные эмоции. В 74% случаев отсутствие потребности в общении остается постоянным.

Выводы

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что расстройства аффективной сферы у детей в рамках выделения различных групп психической патологии имеют ряд специфических особенностей, которые наряду с другими клиническими патологическими симптомами могут существенно влиять на общее психическое развитие детей и ухудшение их социальной адаптации.

ЛИТЕРАТУРА

1. An Epidemiological Study of Mental Disorders During Early Childhood. Improving Children's Lives. Global Perspectives on Prevention. New Delhi. 2012. P. 49-57.

2. Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б. Эпидемиология аутизма: современный взгляд на проблему. Соц. и клин. психиатрия. 2014. Т. 24. № 3. С. 92-100.

Filippova N.V., Barilnik Yu.B. Epidemiologiya autizma: sovremenniy vzglyad na problemu. Soc. i klin. рsikhiatriya. 2014. T. 24. № 3. S. 96-100.

3. Kuzmichev B.N., Zinkovskiy A.K. Comparative analysis of clinical and social characterictics of adolescents, with the mental retardation of mild and moderate degree. J. World Psychiatry. 2014. № 17 (3). P. 15-19.

4. Микиртумов Е.Б., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. СПб.: «Питер», 2001. С. 24-26.

Mikirtumov E.B., Koschavtsev A.G., Grechanyiy S.V. Klinicheskaya psihiatriya rannego detskogo vozrasta. SPb.: «Piter», 2001. S. 24-26.

5. Piper M.C., Autony G.R. Resolution of neurological symptoms of high-risk infants during the first two years of the life. Dev. Med. Child. Neurol. 2013. Feb.

6. Башина В.М. Аутизм в детстве. М.: Медицина, 1999. С. 21-26.

Bashina V.M. Autizm v detstve. M.: Medicina, 1999. S. 21-26.

7. Козловская Г.В. Психические нарушения у детей раннего возраста (клиника, эпидемиология, вопросы абилитации): автореф. дис. ... д. м. н. Москва, 1995.

Kozlovskaya G.V. Psihicheskie narusheniya u detey rannego vozrasta (klinika, epidemiologiya, voprosyi abilitatsii): avtoref. dis.... d. m. n. Moskva, 1995.

8. Rutter M. Genetic influences and autism. In F. Volkmar et al. Handbook of Autism and Pervasive Developmental Disorders. 2005. Hoboken N.J.: John Wiley & Sons. Р. 425-452.

9. Мухамедрахимов Р.Ж, Пальмов О.И., Микшина Е.П., Зигле Л.А. Программа ранней помощи для младенцев группы риска в дошкольных учреждениях системы образования. Проблемы младенчества: нейропсихолого-педагогиче-ская коррекция отклонений. М. 2009. С. 89-91.

Muhamedrahimov R.Zh, Palmov O.I., Mikshina E.P., Zigle L.A. Programma ranney pomoschi dlya mladentsev gruppyi riska v doshkolnyih uchrezh-deniyah sistemyi obrazovaniya. Problemyi mladenchestva: neyropsihologo-pedagogicheskaya korrektsiya otkloneniy. M. 2009. S. 89-91.

10. Saxena Sh., Jane-Llopis E., Hosman Cl. Prevention of mental and behavioural disorders: implications for policy and practice. J. World Psychiatry. 2012. № 5 (1). P. 5-10. ЕЭ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.