Научная статья на тему 'ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
626
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПОДВИЖНОСТЬ СУСТАВОВ / НЕРВНО-МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА / МЫШЕЧНАЯ СИЛА / БЫСТРОТА / ЛОВКОСТЬ / ТЕМП / ГИБКОСТЬ / МЫШЕЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРОЕНИЕ ТЕЛА / МАССА ТЕЛА / КОСТНАЯ СИСТЕМА / КОРА БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Аманбаева З.С.

В статье рассматриваются вопросы физиологического и морфофункционального развития детей младшего школьного возраста, что является одним из существенных показателей состояния ребенка и отражает общие закономерности роста и развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Аманбаева З.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 612.6

Аманбаева З.С., магистрант ФГБОУВО «БГПУ им. М. Акмуллы» (Уфа, Россия)

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы физиологического и морфофункционального развития детей младшего школьного возраста, что является одним из существенных показателей состояния ребенка и отражает общие закономерности роста и развития.

Ключевые слова: младший школьный возраст, морфофункциональное развитие, подвижность суставов, нервно-мышечная система, мышечная сила, быстрота, ловкость, темп, гибкость, мышечная деятельность, строение тела, масса тела, костная система, кора больших полушарий.

Младший школьный возраст можно назвать благоприятным для формирования практически всего спектра двигательных способностей, реализуемых в физической активности человека. В этот период закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются ранее не известные упражнения, приобретаются новые двигательные навыки. Почти все показатели двигательных способностей ребенка демонстрируют высокие темпы прироста.

Младшим школьным возрастом считается возраст детей от 6-7 лет до 10-11 лет, что соответствует годам обучения в начальных классах общественной школы. Возраст 6 лет в настоящее время является переходным от дошкольного возраста к школьному.

В это время наблюдается прогрессивное созревание коры больших полушарий, совершенствование силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов.

Интерес к изучению особенностей развития детей этого возраста объясняется тем, что на данном этапе дети начинают заниматься по программе средней школы физической культурой, а

некоторые из них в спортивных секциях ДЮСШ, что в свою очередь, влечет за собой положительные морфофункциональные изменения всего организма.

Анализирую программы, средства и методы физического воспитания, можно сказать, что они разрабатываются с учетом морфофункциональных особенностей организма детей. Основы понимания генетических и средовых механизмов, лежащих в основе роста и развития детей, помогают избежать ошибок не только в методике организации обучения физическим упражнениям, но так же в подборе и дозировке средств, направленных на их совершенствование.

Особенности формирования скелета, по данным В.М. Дьячкова, должны обязательно принимать во внимание при планировании учебно-тренировочного процесса, основу которого составляют физические упражнения.

Особенности строения тела младших школьников и свойства биокинематических целей связаны с формой сегментов как верхних, так и нижних конечностей, они естественным образом оказывают влияние на развитие моторики (двигательных качеств) и особенности техники движений детей начальной школы, на что указывают многие авторы, например, Л.П. Матвеев, Л.П. Канакова [9, 5].

Как утверждал А.М. Максименко, одним из основных показателей является подвижность суставов нижней конечности [8]. В.М. Зациорский и Л.Д. Глазырина сходятся во мнении, что подвижность в суставах положительно влияет на результаты различных физических упражнений, указывая на то, что допустим недостаток подвижности в голеностопном суставе, обусловленный его анатомическими особенностями строения [4, 1]. По мнению Л.А. Карпенкона подвижность в суставах существенное влияние оказывают окружающие их мышцы, являющиеся тормозами и ограничивающие дальнейшее его увеличение [6].

В.И. Лях выделяет существенную связь между подвижностью и силой. Многочисленные исследователи указывают, что мышечная сила детей существенно связана с антропометрическими и морфологическими особенностями [7]. В работах В.П. Губа основанных на анализе соматических

особенностей детей различного возраста и уровня подготовленности говорится, что дети микросоматического типа телосложения во всех возрастных группах показывают абсолютную силу меньше, чем лица мезо- и макросоматического типа [2].

Анализ литературных данных по уровню развития нервно-мышечной системы дал понятие о том, что она зависит не только от индивидуальных особенностей, но и внешних и внутренних условий формирования центральной нервной системы. Уже в 6-10 лет дети могут сравнительно точно дозировать усилия, подчинять их определенному ритму и вовремя их затормаживать, многие двигательные качества и биохимические характеристики, такие как быстрота, ловкость, темп, гибкость и другие достигают высокого уровня в возрасте 7-8 лет у многих детей.

Л.А. Карпенко писал, что морфофункциональные изменения, происходящие в организме детей, при длительном их рассмотрении и анализе говорят о том, что ведущая роль принадлежит изучению адаптивных реакций организма к мышечной деятельности, способствующей правильному формированию осанки и телосложения, что, в свою очередь, приводит к достижению высоких спортивных результатов [6].

А.М. Максименко и его соавторы, исследуя возрастные закономерности развития двигательных действий, учитывали взаимосвязь возрастных изменений размеров тела и показателей изучаемого движения с двигательными особенностями, а так же развитием самой системы управления движениями [8].

Большинство авторов, изучая процессы роста и развития организма, приходят к заключению, что рост продолжается до тех пор, пока созидание преобладает над разрушением, имеются данные, что первые систематические измерения роста детей были проделаны Кетле в 1934 г, интерес которых был больше математическим, нежели биологическим.

Одним из основных параметров оценки физического развития является масса тела. В отличие от других показателей -масса является весьма лабильным показателем, сравнительно быстро реагирующим на изменения различных эндо- и экзогенных факторов.

В.П. Губа изучая темпы прироста массы тела в различных периодах онтогенеза, пришли к выводу, что максимально быстрый прирост массы тела приходит на возраст 4-5 лет [2].

Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в двигательной активности. Она заложена наследственной программой индивидуального развития ребенка и обуславливает необходимость постоянного подкрепления расширяющихся функциональных возможностей организма детей.

Исследования физиологов показали, что движение является незаменимой биологической потребностью ребенка: малоподвижный образ жизни - прямая причина неполноценного физического и духовного развития детей.

Большое значение приобретает двигательный контроль, выраженный в мускульном тонусе, который может заглушать эмоции. Это позволяет до известных приделов регулировать внешние экспрессивные действия.

Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков различна. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для физического развития.

Доступный уровень гибкости необходимо поддерживать повторным воспроизведением необходимой амплитуды движений. Поэтому на уроках с младшими школьниками упражнения на развития гибкости нужно включать постоянно и в большем объеме.

Выше сказанное доказывает, что физиологическое и морфофункциональное развитие детей младшего школьного возраста является одним из существенных показателей состояния ребенка и отражает общие закономерности роста и развития. В связи с этим выделяют следующие морфофункциональные особенности младшего школьника:

- костная система младшего школьника находится в стадии формирования, поэтому необходимо заботиться о правильной позе к походке учащихся;

- наблюдается прогрессивное созревание коры больших полушарий, совершенствование силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов;

- постепенное изменение соотношения процессов возбуждения и торможения;

- потребность в высокой двигательной активности.

Итак, физическое развитие способствует сохранению здоровья, повышает устойчивость организма к неблагоприятным факторам окружающей среды, колебание температуры, атмосферного давления, увеличивает резервные силы организма позволяющие переносить более значительные физические, психические нагрузки.

Развитие физических качеств у человека взаимосвязано и взаимообусловлено. Вместе с тем развитие и проявление каждого качества имеют и свои специфические особенности, которые целесообразно рассматривать отдельно. Все эти особенности необходимо учитывать учителю для формирования личности ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глазырина, Л.Д. Физическая культура школьникам [Текст] Программа и программные требования./ Л.Д. Глазырина. -М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 1999. - 144с.

2. Губа, В.П. Физические способности детей [Текст]./ В.П. Губа. - Киев: Здоровье, 1999. - 116с.

3. Дьячков, В.М. Физическая подготовка спортсмена [Текст]./ В.М. Дьячков. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 193с.

4. Зациорский, В.М. Спортивная метрология [Текст] Учебник для институтов физической культуры./ В.М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 1992. - 256с.

5. Канакова, Л.П. Основы статистики в спорте [Текст] Методические пособие./ Л.П. Канакова. - Томск, 2001. - 125с.

6. Карпенко, Л.А. Отбор и начальная подготовка занимающихся художественной гимнастикой [Текст] Методические рекомендации./ Л.А. Карпенко. - Ленинград, 1999. -25с.

7. Лях, В.И. Гибкость и методика ее развития [Текст]/ В.И. Лях //Физкультура в школе-1, 1999. - 25с.

8. Максименко, А.М. Основы теории и методики физической культуры [Текст]./ А.М. Максименко. - М., 1999. -154с.

9. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст] Учебник для институтов физической культуры./ Л.П. Матвеев. - М., 1991. - 312с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.