Научная статья на тему 'Возрастные особенности микроэхоструктуры соединительнотканного остова передней брюшной стенки'

Возрастные особенности микроэхоструктуры соединительнотканного остова передней брюшной стенки Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
118
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Горбунов Н. С., Самотесов П. А., Киргизов И. В., Чикун В. И., Мишанин М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возрастные особенности микроэхоструктуры соединительнотканного остова передней брюшной стенки»

Изучение возрастных особенностей соединительнотканного остова передней брюшной стенки имеет важное значение не только в связи с многообразием выполняемых ею функций, но и большой ролью данного участка человеческого тела в хирургической практике. В настоящее время объем оперативных вмешательств на передней брюшной стенке остается высоким как в детском возрасте, так в пожилом и старческом [4, б, 7]. Однако до настоящего времени отсутствуют сведения о возрастной изменчивости соединительнотканного остова передней брюшной стенки по данным ультразвукового обследования живых людей [2, 3]. Это не позволяет достоверно проводить диагностику патологии передней брюшной стенки, разрабатывать способы контроля за выполнением оперативных вмешательств [1,5].

Учитывая вышеизложенное, целью настоящего исследования является изучение возрастных особенностей ультразвукового строения передней брюшной стенки у 45 людей в возрасте от 8 до 90 лет. Ультразвуковое обследование было выполнено на ультразвуковом сканере LO-GIQ 700 (США), работающим в режиме реального масштаба времени с использованием мультичастотного датчика 7,5-9,0 МГц в режиме ZOOM.

При ультразвуковом сканировании передней брюшной стенки выявлены возрастные особенности эхоструктуры соединительнотканного остова в эпи-, мезо- и гипо-гастральной областях. Проведенная эхолокация передней брюшной стенки в проекции прямой мышцы и белой линии живота во втором периоде детства (8-12 лет) выявила незначительные особенности (рис. 1, 2). У детей этого возрастного периода макроскопически эхоструктура соединительнотканного остова передней брюшной стенки почти сформирована и мало отличается от аналогичной в первом периоде зрелого возраста. Меньше выражено единство всех образований между собой: дермы через подкожные тяжи с поверхностной фасцией, далее с передней пластинкой влагалища прямой мышцы, ее стромой и, наконец, с задней пластинкой влагалища, поперечной фасцией и брюшиной.

К микроскопическим возрастным особенностям эхостроения дермы кожи, фасций, передней и задней пластинок влагалища прямой мышцы, белой линии у детей относится меньшая в 2-3 раза площадь, занимаемая гиперэхогенными микроструктурами и, наоборот, большая - у гипо- и анэхогенных. Эхостроение подкожной и предбрюшинной жировой клетчатки, строма мышц в 1,1-1,5 раза больше представлена гипоэхогенными микроструктурами и меньше анэхогенными. В гипогастральной области между прямыми мышцами практически не выражена прослойка гипоэхогенных микроструктур.

В подростковом (13-16 лет) и юношеском (17-21 год) возрастах, очевидно, в связи лучшей развитостью мышечной системы и, наоборот, с отсутствием прослоек жировой клетчатки эхоструктура передней брюшной стенки имеет существенные отличительные особенности (рис. 3, 4). Как видно из рисунков, в данных возрастных периодах отсутствует дифференцировка поверхностных образований подкожного соединительнотканного комплекса. Невозможно различить дерму, подкожные тяжи, поверхностную фасцию, переднюю пластинку влагалища прямой мышцы живота. Причем дифференцировка ухудшается в направлении от эпигастральной области к гипогастральной. Эхоструктура глубоких образований более дифференцируема, но выражены они слабее по сравнению с аналогичными у людей первого периода зрелого возраста.

Микроскопически все образования характеризуются минимальной площадью гиперэхогенных микроструктур и максимальной - гипоэхогенных. Причем размеры гипоэхогенных микроструктур увеличиваются в направлении от эпигастральной области к гипогастральной. У юношей спортсменов строма прямых мышц характеризуется тонкой сеточкой гипоэхогенных микроструктур, чередующихся с анаэхогенными микрообластями. Гипоэхогенная строма у юношей-спортсменов занимает меньшую в 1,1-1,5 раза площадь, чем у людей первого периода зрелого возраста, а анэхогенные мышечные волокна, наоборот, большую.

У юношей спортсменов отсутствует четко выраженная верхняя граница прямой мышцы, которая по своей эхоструктуре сравнивается с прилежащей передней пластинкой влагалища. У данной группы, в отличие от подростков, хуже дифференцируются и глубокие эхострук-туры, такие как задняя пластинка влагалища прямой мышцы, поперечная фасция и брюшина. В эпигастральной области у юношей спортсменов в мышечном брюшке поперечной мышцы живота выявляются гипоэхогенные структуры в форме воронки с основанием в медиальную сторону (выделено белой линией), соответствующие месту более раннего (глубокого) перехода мышечных волокон в сухожильные пучки.

У людей второго периода зрелого (36-60 лет) и пожилого (61-74 года) возрастов макроскопические особенности эхоструктуры передней брюшной стенки не отличаются от описанных выше у людей первого периода зрелого возраста (рис. 5,6).

К общим микроскопическим особенностям можно отнести снижение четкости таких эхогенных структур, как дерма, поверхностная и поперечная фасции, подкожные тяжи, передняя и задняя пластинки влагалища прямой мышцы. В указанных образованиях отмечаются расслоения и разделения, исчезает между ними взаимосвязь. В дерме кожи появляются 2-3 слоя гиперэхогенных структур, разделенных между собой анэхогенными слоями. Поверхностная фасция состоит из нескольких листков, которые, в свою очередь, имеют слоистую эхоструктуру.

Передняя и задняя пластинки влагалища прямой мышцы, а также белая линия живота состоят из 2-3 листков,

разделенных больше анэхогенными слоями и меньше гипоэхогенными микроструктурами. Особое строение белой линии наблюдается в гипогастральной области, где гиперэхогенные листки переплетаются друг с другом по глубине, а промежуток между медиальными краями прямых мышц значительно (в 3-5 раз) увеличен.

Наоборот, в подкожной жировой клетчатке и мышечных брюшках увеличена площадь, занимаемая более крупными переплетающимися гипоэхогенными микроструктурами. В промежутках между последними отмечаются незначительные по размерам анэхогенные микрообласти. Причем размеры и площадь гипоэхогенных структур увеличивается в направлении сверху вниз, от эпигастральной области к гипогастральной.

В проекции белой линии живота эхоструктура предбрюшинной жировой клетчатки у людей пожилого возраста, наоборот, характеризуется большей площадью, занимаемой анэхогенными микрообластями, и мало гипоэхогенных микроструктур.

У людей старческого возраста (75-90 лет) вследствие атрофических и инволютивных процессов адекватно изменяется и эхоструктура мышечносоединительнотканного комплекса передней брюшной стенки (рис. 7, 8). В общем эхоструктура характеризуется стиранием различий между различными образованиями передней брюшной стенки. Эхоструктура дермы стирается и мало отличается от подкожного соединительнотканного комплекса, листки поверхностной фасции и передней пластинки влагалища прямой мышцы живота с трудом дифференцируются в строме подкожной жировой клетчатки, в задней стенке влагалища, поперечной фасции и брюшины в предбрюшинной жировой клетчатке.

Малозаметными становятся границы прямых мышц живота, а в их строме увеличивается не только площадь, занимаемая гипоэхогенными микроструктурами, но даже появляются гиперэхогенные микроструктуры. Последних значительно больше в гипогастральной области, где они имеют и более крупные размеры.

Белая линия живота сохраняет свою эхоструктуру только в эпигастральной области, где она представлена в виде нескольких листков гиперэхогенных микроструктур, разделенных гипо- и анэхогенными прослойками.

В подкожной и предбрюшинной жировой клетчатке у людей старческого возраста так же, как и в предыдущем возрасте, увеличена площадь, занимаемая гипоэхогенными микроструктурами. В отличие от пожилого возраста, у стариков в предбрюшинной жировой клетчатке площадь, занимаемая анэхогенными микрообластями, минимальна.

Таким образом, проведенное ультразвуковое сканирование выявило возрастные макро- и микроскопические особенности эхоструктуры соединительнотканного остова передней брюшной стенки. У детей эхоструктура дермы, подкожных тяжей, фасций, пластинок влагалища и белой линии живота характеризуется меньшей взаимосвязью между собой и снижением в 2-3 площади гиперэхогенных микроструктур, а в подкожной и предбрюшинной жировой клетчатке, мышечных брюшках, наоборот, увеличением площади гипоэхогенных микроструктур. В подростковом и юношеском возрастах, очевидно, в связи с лучшей развитостью мышечной системы и, наоборот, с отсутствием прослоек жировой клетчатки эхоструктура передней брюшной стенки характеризуется слабой дифференцировкой образований подкожного соединительнотканного комплекса, минимальной площадью гиперэхогенных микроструктур и максимальной - гипоэхогенных. Причем размеры гипоэхогенных микроструктур увеличиваются в направлении от эпигастральной области к гипогастральной.

В пожилом возрасте отмечается расслоение и разделение дермы, тяжей, фасций, пластинок влагалища и белой линии живота, снижается четкость их эхоструктуры. Наоборот, в подкожной жировой клетчатке и мышечных брюшках увеличивается площадь, занимаемая гипоэхогенными микроструктурами, размеры которых увеличиваются в направлении сверху вниз, от эпигастральной области к гипогастральной. У людей старческого возраста вследствие атрофических и инволютивных процессов эхоструктура мышечно-соединительнотканного комплекса передней брюшной стенки характеризуется стиранием различий между образованиями, увеличением площади гипоэхогенных микроструктур, а в строме мышц, наоборот, появлением гиперэхогенных микроструктур, размеры которых увеличиваются в гипогастральной области.

Т аким образом, ультразвуковое сканирование позволяет выявлять возрастные макро- и микроскопические особенности эхоструктуры соединительнотканного остова передней брюшной стенки, которые целесообразно учитывать при диагностике ее патологии.

в

Рис. 1. Ультразвуковой срез эпи- (А), мезо- (Б) и гипогастральной (В) областей передней брюшной стенки в проекции прямой мышцы живота мальчика 11 лет.

1 - кожа; 2 - подкожный соединительнотканный комплекс; 3 - передняя пластинка влагалища прямой мышцы; 4 -строма прямой мышцы, 5 - задняя пластинка влагалища прямой мышцы; 6 - брюшко поперечной мышцы; 7 - поперечная фасция и брюшина.

В

Рис. 2. Ультразвуковой срез эпи- (А), мезо- (Б) и гипогастральной (В) областей передней брюшной стенки в проекции белой линии живота мальчика 11 лет.1 - кожа; 2 - подкожный соединительнотканный комплекс; 3 - белая линия живота; 4 -медиальные края прямой мышцы, 5 — предбрюшинная клетчатка; 6 — брюшина

Рис. 3- Ультразвуковой срез эпи- (А), мезо- (Б) и гжогастралъной (В) областей передней брюшной стенки в проекции прямой мышцы живота подростка 15 лет.

1 — кожа; 2 — подкожный соединительнотканный комплекс; 3 — передняя пластинка влагалища прямой мышцы; 4 — строма прямой мышцы, 5 — задняя пластинка влагалища прямой мышцы; 6 — брюшко поперечной мышцы; 7 — поперечная фасция и брюшина.

Рис. 4. Ультразвуковой срез эпи- (А), мезо- (Б) и гжогастралъной (В) областей передней брюшной стенки в проекции прямой мышцы живота юноши 18 лет, кандидата в мастера спорта по тяжелой атлетике.

1 — кожа с подкожным соединительнотканным комплексом; 2 — строма прямой мышцы; 3 — брюшко поперечной мышцы; 4 — задняя пластинка влагалища прямой мышцы; 5 — поперечная фасция; 6 — брюшина.

-П .

В

— 0е*" нГ ^ *

• в.

в

Рис. 5. Ультразвуковой срез эпи- (А), мезо- (Б) и гипогастральной (В) областей передней брюшной стенки в проекции прямой мышцы живота женщины 69 лет. г

1 - кожа; 2 - жировая клетчатка; 3 - поверхностная фасция; 4 - передняя пластинка влагалища прямой мышцы-3 - строма прямой мышцы, 6 - задняя пластинка влагалища прямой мышцы; 7 - поперечная фасция и брюшина.

в

Рис. 6. Ультразвуковой срез эпи- (А), мезо- (Б) и гипогастральной (В) областей передней брюшной стенки в проекции белой линии живота женщины 69 лет.

1 - кожа; 2 - жировая клетчатка; 3 - поверхностная фасция; 4 - белая линия живота; 5 - предбрюшинная клетчатка, 6 — брюшина.

& —

в

в

Рис. 7- Ультразвуковой срез эпи- (А), мезо- (Б) и гипогастральной (В) областей передней брюшной стенки в проекции прямой мышцы живота мужчины 75 лет.

1 — кожа; 2 — подкожный соединительнотканный комплекс; 3 — передняя пластинка влагалища прямой мышцы; 4 — строма прямой мышцы, 5 — задняя пластинка влагалища прямой мышцы; о — поперечная фасция; 7 — брюшина.

Рис. 8. Ультразвуковой срез эпи- (А), мезо- (Б) и гипогастральной (В) областей передней брюшной стенки в проекции белой линии живота мужчины 75 лет.

1 — кожа; 2 — жировая клетчатка; 3 — поверхностная фасция; 4 — белая линия живота; 5 — медиальные края прямой мышцы; 6 — предбрюшинная клетчатка; 7 — брюшина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.