Научная статья на тему 'Возрастные особенности индивидуального восприятия времени'

Возрастные особенности индивидуального восприятия времени Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
294
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возрастные особенности индивидуального восприятия времени»

Электронный научно-образовательный вестник "Здоровье и образование в XXI веке" №12, 2007 г. (Т. 9)

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ

Лисова И.М.

Ставропольский государственный университет,кафедра анатомии, физиологии и гигиены человека, г. Ставрополь

Способность адекватно ориентироваться и организовывать свое поведение в соответствии с ходом времени является одним из условий адаптации человека и животных. Такого рода аутохронометрия зависит от многих факторов и может служить критерием оценки его адаптивных возможностей. Удобным показателем аутохронометрии служит так называемая «индивидуальная минута» (ИМ) (цит. по Боровковой Г.К., 2004). Согласно исследованиям многих авторов (Моисеева Н.И., 1989; De Pascalis L., Morelli A., 1990) ИМ в достаточной мере отражает способность организма адекватно реагировать на изменение условий внешней и внутренней среды.

В связи с этим, нами были изучены особенности ритмостаза индивидуальной минуты в подростковом и юношеском периоде онтогенеза. В соответствии с задачами исследования были обследованы учащиеся 7-8-х и 10-11-х классов школ г. Ставрополя в начале и в конце учебного года. ИМ определялась четыре раза в сутки. Анализ полученных данных осуществлялся с помощью компьютерных программ Microsoft Excel и «Косинор-анализ» (версия 2.2).

Минимальные значения индивидуальной минуты осенью у девочек и мальчиков 7-8 класса выявлены в 17-18 часов, а максимальные показатели - в 8-9 часов. Переход к весеннему периоду не вызвал изменений у девочек в распределении значений ИМ. У мальчиков же наименьшие значения были отмечены в послеобеденное время -14-15 часов, а наибольшие - в 11-12 часов.

Как показывают результаты исследований, наименьшие показатели ИМ в начале учебного года у девушек 10-11 класса были отмечены в 11-12 часов, у юношей 10 класса - в 8-9 часов и 11 класса - в 11-12 часов. Наибольшие значения отмечаются у учащихся 10 класса и юношей 11 класса в 14-15 часов, а у девушек 11 класса - в 17-18 часов.

Весной, в конце учебного года, наименьшие показатели ИМ у девушек 10 класса бы отмечены в 11-12 и 17-18 часов, у девушек 11 класса - в 8-9 часов. У юношей характер распределения ИМ принял противоположный характер. Так, у юношей 10 класса наименьшие значения были отмечены в 8-9 часов, а в 11 классе - в 11-12 часов. Наибольшие значения ИМ были отмечены у учениц 10 класса в 8-9 часов, а у юношей - в 14-15 часов. В этот же период регистрировались максимальные показатели ИМ у учащихся 11 класса.

Результаты косинор-анализа ИМ осенью у девочек показал, что акрофаза ее околосуточного ритма приходится на 8 часов, а у мальчиков - на 6 часов. В конце учебного года акрофазы не меняют своего положения. Так, у девочек 7 класса она остается на 8 часах, а у мальчиков - 6 часах утра.

Косинор-анализ ИМ в начале учебного года показал, что у девушек 10 класса акрофаза ее циркадианного ритма приходится на 17 часов, а у юношей - на 15 часов. Соответственно, у девушек 11 класса акрофаза ритма ИМ приходится на 23 часа, у юношей - на 11 часов.

Косинор-анализ отсчета интервалов времени в конце учебного года показал, что акрофаза циркадианного ритма ИМ у девушек 10 класса смещается на 2 часа, а у девушек 11 класса - на 14 часов. У юношей как 10, так и 11 класса в конце учебного года, напротив, циркадианный ритм индивидуальной минуты разрушается. Таким образом, в течение учебного года отмечается возрастной разброс индивидуальной минуты. Наименьшие значения этого параметра в подростковом возрасте отмечаются в вечерние часы, а наибольшие - в утренние, в юношеском возрасте противоположное распределение минимальных и максимальных значений. По-видимому, это связано с колебаниями психической и физической активности в течение суток, отражающимися на длительности ИМ (Арушанян Э.Б., Боровкова Г.К., Серебрякова И.П., 1998).

Таким образом, проведенное нами исследование особенностей ритмостаза индивидуальной минуты в подростковом и юношеском периодах онтогенеза показало его зависимость от возраста, времени суток, сезона и пола.

Материалы VIII Международный конгресс «Здоровье и образование в XXI веке; концепции болезней цивилизации»

Стр. [458]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.