ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И АКМЕОЛОГИЯ
УДК 159.922. 6 : 159.937
Е. А. Белан, В. А. Худик
Возрастные особенности индивидуального восприятия личностью трудных жизненных ситуаций (на примере исследования взрослых людей)
Определены сущностные признаки трудных жизненных ситуаций. Выявлено влияние возрастного фактора на изменение индивидуального восприятия отдельных показателей трудных жизненных ситуаций. Показано, что с возрастом происходит оптимизация личностно-ситуационного взаимодействия при переживании жизненных трудностей.
Intrinsic attributes of difficult vital situations are certain. Influence of the age factor on change of individual perception of separate parameters of difficult vital situations is revealed. It is shown, that with the years there is an optimization of personal-situational interaction at experience of vital difficulties.
Ключевые слова: личность, ситуация, личностно-ситуационное взаимодействие, жизнедеятельность, возрастные особенности, взрослость, индивидуальное восприятие ситуации.
Key words: the person, a situation, personal-situational interaction, ability to live, age features, adult people, individual perception of a situation.
В жизни каждого человека могут быть ситуации, которые квалифицируются в психологической и клинической практике как «трудные жизненные ситуации»; они включены в непрерывный процесс жизнедеятельности. Сама по себе жизнедеятельность личности, с одной стороны, - это процесс реализации активности личности (назовем данное явление континуальной моделью поведения), а с другой, - жизнедеятельность конкретной личности протекает для неё в череде отдельных ситуаций, то есть имеет характеристики дискретности. Если в континуальной модели жизнедеятельности наиболее важными представляются динамические системные характеристики жизнедеятельности в целом, то в дискретной модели важную роль приобретает анализ отдельных ситуа-
© Белан Е.А., Худик В.А., 2014
ций, взятых в отношении личности, которая в данных ситуациях действует.
В психологии понятие «ситуации» рассматривается как система внешних по отношению к индивиду условий, побуждающих и опосредующих его активность [1; 2; 5; 9]. В то же время, по мнению В.А. Петровского [10], ситуация включает в себя и «субъектный компонент» который выражается в требованиях и позициях субъекта по отношению к самому себе. По утверждению Б. Ф. Ломова, «ситуация как психологическое явление» представляет собой систему событий, поскольку она не сохраняется в неизменном виде, а постоянно преобразуется под влиянием поведения субъекта, а, следовательно, «ситуацию» необходимо интерпретировать сквозь призму «свойств и особенностей того, кто в этой ситуации действует» [7].
Ряд других исследователей определяют ситуацию как систему объективных и субъективных элементов, объединяющихся в жизнедеятельности субъекта в определенный временной период (Н.Г. Осухова [9]), или как естественный сегмент социальной жизни, определяющийся вовлечёнными в неё людьми, местом действия, сущностью деятельности (Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова [2]). «Жизненные ситуации» как фрагменты среды, с которыми непосредственно контактирует человек, т. е. ее объективные обстоятельства, стали предметом специального научного исследования Е.Ю. Коржо-вой [5].
Из анализа представлений о понятии «жизненная ситуация» следует, что в своём поведении человек действует не соответственно устремлениям собственной внутренней природы, а соответственно логике ситуации. Ситуация часто не оставляет человеку выбора, вынуждая действовать согласно собственным представлениям. Так, М. С. Карпов отмечает, что субъективной категоризации ситуаций предшествует актуализация определенной смысловой диспозиции по отношению к оцениваемому содержанию [4]. В результате такого рода взаимодействия человека и ситуации происходит относительная де-индивидуализация личности, когда собственная воля человека подавлена обстоятельствами [8].
Изучая закономерности организации поведения личности в ситуации, К. Левин предположил, что поведение есть функция от личностных и ситуационных переменных [6]. Роль влияния таких
6
переменных в психологическом пространстве взрослеющей личности изучались В. А. Худиком [13]. Было установлено, что на поведение влияют как индивидуальные особенности личности, так и определенные характеристики ситуации. Однако, исходя из указанных оснований, достаточно сложно прогнозировать поведение личности в ситуации: в объективно похожих ситуациях схожие по личностным характеристикам люди ведут себя по-разному.
Кроме того, поведение личности в разных ситуациях может восприниматься окружающими как неадекватное. Так, например, в объективно стрессогенной ситуации экзамена личность может находиться в равновесном эмоциональном состоянии, не переживая волнения, негативных или позитивных эмоций. А в, казалось бы, рядовой ситуации повседневности - поход на учебу, работу - проявлять весь спектр эмоциональных переживаний. Подобные несоответствия заставляют задуматься о существовании дополнительных условий, влияющих на поведение личности в ситуации. В качестве таких условий могут выступать характеристики собственно взаимодействия личности и ситуации, поскольку сама ситуация может быть определена только в отношении личности, которая в данной ситуации действует. Трудно не согласиться с тем, что существуют объективные параметры ситуации, повторяющиеся от ситуации к ситуации, делают возможным обобщение отдельных ситуаций в группы и категории. Однако не вызывает сомнений факт избирательного восприятия личностью действительности, в результате которого одни и те же характеристики реальности описываются индивидами по-разному. Кроме того, личность, описывая ту или иную ситуацию, учитывает определенный именно ею набор характеристик, не полностью совпадающий с перечнем гипотетических объективных параметров ситуации. Вследствие этого становится понятно, что ситуация определяется самой личностью, и ситуационные характеристики опосредуются индивидуальным восприятием.
В нашем исследовании под ситуацией понимается ограниченная во времени и пространстве дискретная единица жизнедеятельности человека, взятая в отношении отдельной личности, и состоящая из объективных (номинальных) и субъективных (оценочно отраженных в индивидуальном сознании) разноуровневых характеристик. С целью исследования индивидуально-возрастных
7
особенностей восприятия личностью параметров жизненных ситуаций было проведено эмпирическое исследование.
Выборку составили рабочие и служащие предприятий г. Краснодара и Краснодарского края в возрасте 18-45 лет. Всего в исследовании приняли участие 1209 чел., из них на предварительном этапе исследования - 915 чел. Итоговую выборку составили 294 чел., из них 119 мужчин и 175 женщин в возрасте 19-42 года.
Возрастной период взрослости в психологической науке характеризуется как стабильный, устойчивый, когда развитие всех физиологических и психологических функций достигает оптимума и открывается возможность для наиболее высоких интеллектуальных, профессиональных и творческих достижений [14]. По мнению В. И. Слободчикова [11], обозначившего рассматриваемый возрастной период как ступень индивидуализации, личность на этой стадии саморазвития становится ответственной за собственную субъект-ность, обособляясь от образа себя в глазах ближайшего окружения, преодолевая профессионально-позиционные и политические детерминации поколения. По мнению О. В. Хухлаевой [14], активное установление контакта с внешним миром через освоение мира внутреннего и развитие духовной активности - основная задача развития в зрелости.
Таким образом, взрослость - это возрастной период, когда личность достигает оптимума во взаимодействии с окружающим миром и, как следствие - устойчивости личностно-ситуационного взаимодействия. Именно поэтому указанный возраст представляется наиболее отвечающим цели выявления наиболее общих закономерностей активности личности в жизненных ситуациях и, в частности, особенностей индивидуального восприятия личностью ситуационных параметров.
С целью выявления динамики влияния возрастного фактора на восприятие личностью ситуационных параметров в мужской и женской подвыборках были определены возрастные подгруппы испытуемых в соответствии с периодизацией В. И. Слободчикова [11]:
- первая возрастная подгруппа - 19-26 лет;
- вторая возрастная подгруппа - 27-32 года;
- третья возрастная подгруппа - 33-42 года.
Для эмпирического исследования жизненных ситуаций нами разработана методика многомерной оценки жизненных ситуаций. Она конструировалась на основании контент-анализа сочинений (пилотажное исследование); параметры выверялись в дополнительных эмпирических исследованиях, что позволило заключить, что используемая нами анкета содержит достаточное количество переменных, которые отражают компоненты восприятия личностью ситуационных характеристик в соответствии с номинальными характеристиками ситуаций, то есть, с помощью данного метода измеряется не только ситуация как факт, но и личностно-ситуационное взаимодействие [1].
Список пунктов анкеты, используемой в нашем исследовании жизненных ситуаций и личностно-ситуационного взаимодействия, состоит из четырех блоков, соответствующих уровням организации активности личности в жизненных ситуациях:
1) физиологический:
- сила активации субъекта (измеряется прямым оцениванием в 10-балльной шкале);
- модальность эмоциональных состояний субъекта (указывается категория «эмоциональный дискомфорт», «эмоциональный комфорт», «нейтральное эмоциональное состояние»);
- степень интенсивности эмоционального переживания (измеряется прямым оцениванием в 10-балльной шкале);
2) ментальный:
- общий уровень значимости ситуации (измеряется прямым оцениванием в 10-балльной шкале);
- степень желательности ситуации (измеряется прямым оцениванием в 10-балльной шкале);
- частота повторяемости ситуации (измеряется прямым оцениванием в 10-балльной шкале);
- давление (сила воздействия) ситуации (измеряется прямым оцениванием в 10-балльной шкале);
- остаточное давление ситуации (измеряется прямым оцениванием в 10-балльной шкале).
- область воздействия ситуации (указывается категория «самооценка», «жизненное пространство», «привычки и предпочтения субъекта»);
- плотность ситуации (измеряется прямым оцениванием в 10-балльной шкале);
- качество целостного образа ситуации (указывается категория «предметный» или «аффективный»);
3)поведенческий:
- выбор одной (или нескольких) обобщенных стратегий содержательно соответствующих рассматриваемым типам активности из предложенного списка;
4) рефлексивный:
- степень привыкания субъекта к ситуации (измеряется прямым оцениванием в 10-балльной шкале);
- эффективность противодействия субъекта ситуации (измеряется прямым оцениванием в 10-балльной шкале);
- уровень подконтрольности ситуации субъекту (указывается категория «полный контроль», «контроль большей части», «контроль меньшей части», «полная неподконтрольность»);
- пространственное соотнесение субъекта и ситуации (указывается категория «субъект ощущает себя в центре», «субъект ощущает себя на периферии» или «субъект ощущает себя за пределами ситуации»);
- результативность применяемой поведенческой стратегии (указывается ожидаемый результат);
- эффективность применяемой поведенческой стратегии (измеряется прямым оцениванием в 10-балльной шкале).
Поскольку основной задачей настоящей статьи вступает исследование индивидуального восприятия ситуационных характеристик личностью, то поведенческий компонент здесь рассматриваться не будет.
На основании анализа психологической литературы можно выделить два наиболее общих класса жизненных ситуаций: повседневные и выходящие за рамки повседневности. Поскольку несоответствие разряду повседневных ситуаций в основном базируется на их эмоциогенности, то в свою очередь класс ситуаций, выходящих за рамки повседневности, может быть подразделен на условно позитивные (значимые) и условно негативные (трудные) ситуации. В. Н. Мясищев в концепции отношений личности предложил понятие значимой ситуации, подчеркнув при этом уязвимость лич-
10
ности к определенным факторам среды. Е. И. Головаха и А. А. Кро-ник указывают на признаки значимых ситуаций: ситуации, приобретающие статус жизненно важных событий, которые сопровождаются специфическими формами переживания времени и становятся «вехами на жизненном пути человека» [3, с. 13]. При этом принципиальным отличием значимых и трудных ситуаций будет выступать невозможность для личности продолжать жизнедеятельность в устоявшейся модели. Эта характеристика (препятствие для полноценного осуществления жизнедеятельности) выделяет жизненные трудности среди ситуаций, выходящих за пределы повседневности. Ощущаемое человеком препятствие в трудных ситуациях не затрагивает экзистенциальных проблем, не содержит угрозы жизни, здоровью и т. п. Эта характеристика ограничивает трудные ситуации по отношению к экстремальным ситуациям или ситуациям кризиса.
Таким образом, целесообразно выделять три основных класса ситуаций:
1) с условным равновесием взаимодействующих сил - повседневные;
2) с видимым дисбалансом взаимодействующих сил - значимые;
3) с критическим рассогласованием взаимодействующих сил -ситуации жизненных трудностей.
В настоящей статье остановимся на особенностях индивидуального восприятия трудных жизненных ситуаций.
Всего испытуемые назвали 1336 трудных жизненных ситуаций. В обеих подвыборках в качестве жизненных трудностей обозначаются ситуации негативного взаимодействия с социальными объектами и ситуации переживания негативных психических состояний. В мужской подвыборке среди наиболее стрессогенных оказываются ситуации принятия ответственности и ситуации переживания давления извне (навязанные обстоятельства), а также ситуации отсутствия желаемых (или необходимых) вещей, в женской подвыборке -ситуации самокритики (когда человек недоволен собой и результатами своей активности) и ситуации негативных изменений в жизнедеятельности.
С помощью дискриминантного анализа - общая модель [12] были выявлены особенные характеристики ситуаций жизненных трудностей, которые, будучи существенными показателями индиви-
11
дуального восприятия ситуативных характеристик, дают возможность содержательно отличать данный класс ситуаций от других. Трудные жизненные ситуации характеризуются высокой силой воздействия, плотностью и остаточным давлением, дискомфортными эмоциональными состояниями высокой интенсивности и сопротивлением субъекта ситуационным требованиям.
Для выявления возрастных особенностей восприятия личностью ситуаций жизненных трудностей был проведен статистический анализ с использованием Н-критерия Краскалла - Уоллеса. Для получения более дифференцированных результатов анализ проводился отдельно по подвыборкам мужчин и женщин (наряду с уровнем статистической значимости учитывался уровень статистической тенденции).
Статистический анализ в подвыборке мужчин позволил выявить влияние фактора возраста на восприятие следующих характеристик трудных жизненных ситуаций:
- степень желательности (р = 0,00);
- частота повторяемости (р = 0,09);
- степень привыкания субъекта к ситуации (р = 0,00);
- плотность ситуации (р = 0,01);
- остаточное давление (р = 0,00);
- степень интенсивности эмоционального переживания (р = 0,00);
- область воздействия ситуации (р = 0,00);
- результативность применяемой поведенческой стратегии (р = 0,00).
В подвыборке женщин влияние фактора возраста на восприятие характеристик трудных жизненных ситуаций выявлено для следующих показателей:
- общий уровень значимости (р = 0,09);
- степень привыкания субъекта к ситуации (р = 0,06);
- давление (сила воздействия) ситуации (р = 0,02);
- плотность ситуации (р = 0,09);
- остаточное давление ситуации (р = 0,02);
- пространственное соотнесение субъекта и ситуации (р = 0,01).
Рассмотрим более подробно возрастную динамику индивидуального восприятия ситуационных параметров.
В подвыборке мужчин наиболее уязвимыми к воздействию жизненных трудностей оказываются испытуемые второй возрастной подгруппы (что согласуется с периодизацией В. И. Слободчикова, где возраст 26-33 года классифицируется как критический). У этих испытуемых наиболее высокие показатели переживания плотности ситуации, остаточного давления и интенсивности негативных эмоциональных состояний. В то же время и без того низкий уровень желательности наличной ситуации у мужчин второй возрастной группы оказывается предельно минимальным. Кроме того, именно испытуемые этой группы чаще остальных считают свое поведение нерезультативным, что говорит об их неуверенности в своих возможностях справиться с возникшими жизненными затруднениями. Испытуемые первой возрастной группы более уверенны в своих силах, они чаще воспринимают ситуацию как вызов их самооценке. Однако они не всегда критичны к возникающим трудностям, поэтому чаще воспринимают фактически разные ситуации как повторяющиеся и привычные. Мужчины старшей возрастной группы более эффективны во взаимодействии с жизненными трудностями, они воспринимают возникающие трудности дифференцированно и их поведение выстроено в соответствии с требованиями наличной ситуации. Кроме того, они воспринимают трудную ситуацию не как угрозу их самооценке, а в большей степени как фактические жизненные обстоятельства, то есть относятся к ним более отстраненно, что и позволяет им более результативно организовать свое поведение.
В подвыборке женщин сохраняется похожая динамика. Женщины второй возрастной группы более остро переживают силу воздействия и плотность ситуации. Однако они чаще воспринимают каждую трудную ситуацию как новую, что позволяет этим испытуемым выбирать наиболее эффективные поведенческие стратегии. Поэтому у них по сравнению с женщинами первой возрастной группы значительно снижено переживание остаточного давления ситуации. Женщины первой возрастной группы чаще воспринимают жизненные трудности как личностно значимые. Поэтому, несмотря на высокую результативность избираемых ими стратегий поведения, они переживают высокое остаточное давление ситуации и после фактического выхода из ситуации. Как и в подвыборке мужчин, женщины старшей возрастной группы в трудных жизненных ситуациях способны наиболее эффективно организовать свою актив-
ность. Так, они воспринимают возникающие жизненные затруднения более отстраненно и чаще определяют свое место в ситуации не в центре происходящего, а как бы со стороны - на периферии. В то же время они не отстраняются полностью от происходящего, поэтому реализуют свои поведенческие стратегии наиболее эффективно, что позволяет им качественно снижать силу воздействия и остаточное давление ситуации.
Таким образом, в нашем исследовании выявлено гендерно дифференцированное влияние фактора возраста на индивидуальное восприятие личностью трудных жизненных ситуаций. С возрастом жизненные трудности воспринимаются личностью более отстраненно, человек чаще дифференцированно воспринимает ситуативное и собственно личностное пространство. Накопленный опыт взаимодействия с трудными жизненными ситуациями позволяет личности более эффективно выстроить свою линию поведения и добиться относительно значимых личностных результатов в совла-дании с возникающими препятствиями жизнедеятельности.
Список литературы
1. Белан Е. А. Ситуационные предикторы активности человека: моногр. -Saarbrusken: LAP Lambert Academic Publishing, 2011.
2. Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. - М., 1998.
3. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. - М., 2008.
4. Карпов М. С. Функциональная иерархия смыслового восприятия // Мир психологии. - 2006. - № 4.
5. Коржова Е. Ю. Психологическое познание судьбы человека. - СПб., 2002.
6. Левин К. Влияние сил окружающей среды на поведение и развитие ребенка // Левин К. Динамическая психология: избр. тр. - М., 2001.
7. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.
8. Нартова-Бочавер С. К. Психология личности и межличностных отношений. - М., 2001.
9. Осухова Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. - М., 2007.
10. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов н/Д., 1996.
11. Слободчиков В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопр. психологии. - 1991. - № 2.
12. Халафян А. А. STATISTICA 6: статистич. анализ данных. - М., 2010.
13. Худик В. А. Качалова А. В., Щеглов В. И. Становление «психологического поля» личности у лиц юношеского возраста с профессионально-педагогической направленностью. - СПб., 2001.
14. Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. - М., 2002.