ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И МОТИВЫ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Тухужева Л.А.1, Кокова Л.Х.2
1Тухужева Ляна Анзоровна - студент, Институт педагогики, психологии и физкулътурно-спортивного образования; Кокова Лалина Хамидовна - студент, Социально-гуманитарный институт Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик
Аннотация: в данной статье подробно рассматриваются возрастные особенности младших школьников и как они влияют на мотивы учения младших школьников. Ключевые слова: младший школьник, мотивы, мотивация.
Мотивация к обучению у школьников разных возрастных групп проявляется по-разному. Чтобы понять специфику мотивов в каждом школьном периоде, необходимо соотнести их с особенностями возраста в целом.
В младшем школьном возрасте (7-10 лет) подвижность нервных процессов увеличивается, отмечается большее, чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и торможения. Этот возрастной этап развития характеризуется тем, что ребенок впервые вовлекается в новую социально значимую деятельность - учебу.
Учебная деятельность требует развития произвольного внимания и памяти. Поскольку у младших школьников достаточно быстро меняются процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга, внимание младших школьников характеризуется легкостью переключения и отвлечения.
С началом обучения в школе мышление выдвигается в центр сознательной деятельности детей. В младшем школьном возрасте речевая деятельность развивается особенно быстро, дети осваивают письменную речь. В ходе
41
систематического обучения происходит развитие логико-вербального и концептуального мышления, вырабатываются новые качественные образования, такие как рефлексия, анализ и внутренний план действий.
У младших школьников уже есть определенная иерархия поведенческих мотивов. Любознательность, широта интересов, открытость и вера в авторитет взрослых описываются как положительные характеристики возраста. Все это создает благоприятные условия для развития учебных мотивов.
Отрицательными характеристиками мотивации младших школьников являются: нестабильность и ситуативность интересов, неосведомленность. Интересы детей этого возраста быстро угасают без поддержки учителей. Дети быстро устают, что также негативно сказывается на мотивации к обучению. Все это определяет поверхностный и формальный характер отношения к обучению младших школьников.
Как правило, по окончании дошкольного периода у детей вырабатывается мотивация к учебе в школе. Динамика причин для обучения в начальной школе следующая:
• вначале преобладает интерес ребенка к внешней стороне обучения (он сидит за партой, в новом детском коллективе у нее красивая форма, папка, тетради);
• далее возникает интерес к первым результатам труда и их оценке (первые написанные буквы, первая оценка учителя);
• потом проявляется интерес к первым результатам работы и их оценке (первые написанные буквы, первая оценка учителя);
• только тогда и при благоприятном развитии мотивации возникает интерес к процессу и содержанию обучения, к методам получения знаний.
Познавательные мотивы младших школьников развиваются от любопытства (узнавание отдельных ярких фактов) до интереса к принципам обучения. Мотивы самообразования представлены в младшем школьном возрасте в простых формах - интерес к чтению дополнительной литературы, к дополнительным источникам знаний.
Социальные мотивы в их развитии простираются от общего понимания социальной значимости обучения до более глубокого понимания причин необходимости учиться. Отчетливо проявляется позиционный мотив - получить хорошую оценку и одобрение учителя. Плохая оценка для ребенка искренне огорчает.
У младших школьников сильное стремление к авторитету у сверстников. Мотивы для совместной работы в этом возрасте также очевидны.
Таким образом, с началом обучения у ребенка улучшаются внимание, память и произвольное поведение; интеллект и речь развиваются. Описанная возрастная ситуация развития стимулирует формирование мотивов обучения. Для современных младших школьников характерно преобладание социальных мотивов обучения, игровых мотивов. Это свидетельствует о необходимости целенаправленной работы учителя, классного руководителя, педагога-психолога в обучении и разработке оснований для обучения младших школьников.
Список литературы
1. Агеев В.Г. Психология мотивации. 6-е изд. М.: Когито-Центр, 2018.
2. Гани С.В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте: автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2009.