ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007
5. Платонов В.Н. Тренировка квалифицированных спортсменов / В.Н. Платонов. - М.: ФиС, 1985. - 284 с.
6. Попов А.Л. Спортивная психология: Учебное пособие для спортивных вузов. - М.: Флинта, 2000. - 152 с.
7. Родионов А.В. Практическая психология физической культуры и спорта / А.В. Родионов. - М.: Юпитер, 2002.-160 с.
8.Смоленцева В.Н. Психическая саморегуляция в процессе подготовки спортсменов / В.Н. Смоленцева. Монография. -Омск: СибГУФК, 2003. - 196 с.
9. Суханов А.Д. Пути формирования мотивации достиже-
ния наивысшего спортивного результата / А.Д. Суханов. // Теория и практика физической культуры. - 2002. - №4. - С. 37-38.
10. Щербаков Е.П. Функциональная структура воли / Е.П. Щербаков. - Омск: ОГИФК, 1990. - 257 с.
ЩЕРБАКОВ Иван Сергеевич, аспирант.
Дата поступления статьи в редакцию: 12.07.2007 г. © Щербаков И.С.
УДК 378 Р.В. ЛИТВИНОВ
О.П. ГОЛОВЧЕНКО
Сибирская автомобильнодорожная академия
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ
В статье рассмотрены некоторые аспекты подготовки юных футболистов в онтогенезе с учетом развития необходимых физических качеств.
Двигательные возможности человека формируются на базе естественного и стимулируемого развития природно детерминированных компонентов физического потенциала человека (Н.А.Бернш-тейн, 1956, В.К.Бальсевич, 1980). Более того, генетически, биологически и социально обусловленное развитие двигательного потенциала человека имеет ряд фундаментальных закономерностей этого процесса, главными из которых являются гетерох-ронность и сенситивность (В.К.Бальсевич, 2000), существенно предопределяющие двигательные возможности человека в окружающей среде как в общем смысле, так и в смысле развития специальных, присущих какому-то виду спорта качеств. Абсолютные результаты развития кинезиологического потенциала человека зависят от характера, направленности, содержания и интенсивности тренирующих и обучающих воздействий. При этом недооценка своевременного формирования того или иного качества с точки зрения его возрастной сен-ситивности может негативно сказаться на двигательных возможностях индивидуума в его практической деятельности, тогда как совпадение воздействий с периодами естественных ускорений в развитии тренируемых функций существенно повышает их эффективность.
Нынешняя организация спортивной подготовки юных футболистов мало согласуется с закономерностями развития физического потенциала человека (А.П.Золотарев, 1997, В.Г.Тристан, 1994, Н.А.Фомин, 1981). Она совершенно не учитывает влияние характера тренирующих и обучающих воздействий на процессы адаптации организма спортсмена к физическим и психологическим нагрузкам разного характера, объема и интенсивно-
сти. Так, в двух последних программах учебно-тренировочной работы для футбольных спортивных школ соответственно в 1981 и 1996 гг. при достаточно глубокой проработке учебного процесса в целом и наличии многочисленных рекомендаций общего характера внимания к развитию в первую очередь физического потенциала растущего организма юных спортсменов явно недостаточно. Так, за весь период обучения (от 8 до 18 лет) из общего числа 8860 на физическую подготовку отводится 1212, то есть всего 13,67 % запланированных часов.
Кроме того, несмотря на некоторую смену авторов программ и руководящих футболом и школами ведомств, содержание программ во многом одинаково, а возрастному физическому развитию юных футболистов как по количеству часов, так и по их содержанию уделяется явно вспомогательная роль. Что касается специфики упражнений и средств, рекомендованных в программах, то они в основном набраны из раздела «гимнастики и мускуляции» (Ж. Анкетиль, 1973) без учета известных рекомендаций, имеющих солидную научную и практическую основу (Н.А. Бернштейн, 1956, В.К. Бальсевич, 2000, И.П. Ратов, 1976, Ф.П. Суслов и др., 1981).
При этом обе программы имеют абсолютно одинаковые разделы по общей и специальной подготовке и одинаковые контрольные нормативы (табл. 1,2), весьма приблизительно оценивающие качественную сторону физической подготовки в связи с отсутствием уровневой тестовой программы физической подготовленности, а также комплексных оценок ударных действий и игрового потенциала футболистов. В то же время требования по специальной подготовке либо явно не способны оценить десятилетний непрерывный труд юных спортсменов и их
Нормативы по общей физической подготовке
Возраст: лет Норматив 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Бег 30 м. с 5.2 5.0 4.8 4.6 4.3 4.2 4.1 4.1 4.0
Бег 300 м. с 60.0 59.0 57.0 - - - - - -
Бег 400 м. с - - - 67.0 65.0 64.0 61.0 59.0 58.0
6-мин. бег. м - - 1400 1500 - - - - -
12-мин. бег. м - - - - 3000 3100 3150 3200 3250
Бег 10 х 30 м: с - - - - - - 4,50 4,40 4,30
Прыж. в дл. с. м: см 160 170 со о 200 220 225 240 250 255
Тр-й грыж, с/м, см 450 460 520 560 600 - - - -
Пят-й прыж. с/м: м - - - - - 12,0 12,5 13,0 13,5
Таблица 2
Нормативы по специальной физической подготовке
Возраст, лет Норматив 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Бег 30 м с ведением мяча, с 6.4 6,2 6.0 5.8 5.4 5,2 4.8 4.6 4.5
Бет 5 х 30 м с ведением мяча, с 30.0 28.0 27,0 26.0 24.0 23.5
Сумма ударов левой и правой ног. м 45 55 65 75 80 85 90
Вброс мяча руками на дальн.. м 12 13 14 15 17 19 21 23 25
Т аблицаЗ
Сг ру ктура т ренир овочны х занят ий по двигат ельным дейст виям
Действия Возраст 8-9 9-10 10-11 11-12 12-13 13-14
Удары ногсй 54 63 56 49 71 58
Ведение мяча 16 12 12 11 9 12
Финты 4 7 4 4 4 5
Удары гелевой 3 6 2 10 1 'У
Отбор мяча 9 6 7 9 4 6
Перехват мяча 6 2 5 7 6 5
Другие 8 9 14 10 5 12
Всего за год. % 100 100 100 100 100 100
тренеров-педагогов, либо просто подтверждают несоответствие программ для спортивных школ требованиям времени.
Не случайно, исследуя характер тренировочного процесса в отечественных спортивных футбольных школах, А.П.Золотарев обнаружил весьма ограниченные условия формирования двигательного стереотипа юных спортсменов (табл. 3), которые в конечном счете приводят к необходимости искать таланты, так как ловкости, столь необходимой футболистам, спортивные школы им не дают, а увлечение футболом взамен специальной физической подготовки приводит к обратному результату (табл. 4).
В конечном счете это приводит к возникновению неопределенности при оценке их воздействий на оперативное, текущее и будущее состояние тренируемого спортсмена. Именно поэтому выпускники отечественных специализированных футбольных школ практически не находят себе применения в ведущих клубных командах, уступая «рабочие места» в них легионерам из других стран. И совершенно прав А.П. Золотарев, когда, рассматривая структуру и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе, он настоятельно рекомендует строить ее «...на основе использования адекватного возрасту юных футболистов комплекса доминантных факторов...базирующихся, с одной стороны, на...соревновательной деятельности, с другой — на необходимости учета возрастной специфики».
Действительно, посещая такую школу с 6 до 16 (или с 8 до 18) лет включительно, подросток, эмоцио-
нально и двигательно непрерывно передвигаясь по всем, сенситивным, этапам онтогенеза, оказывается не приспособленным для игры в футбол, то есть, десять лет посещая школу, он не получает «школьного» образования!
В первую очередь это можно объяснить тем, что футбол как спортивная игра требует от игрока высшего двигательного умения — ловкости, которая, в свою очередь, требует целенаправленного систематического обучения двигательным действиям при наличии специально сформированных качеств (Н.А. Бернштейн, 1956). Учитывая также то, что более 80 % игрового времени футболист на поле двигается без мяча (А. Чанади, 1978, 1981), эти необходимые качества должны формироваться в рамках общей и специальной физической подготовки с учетом возрастных особенностей развивающегося организма спортсмена.
Во вторую очередь, это, вероятно, еще связано и с тем, что современные научные представления о возрастных особенностях развития физических двигательных качеств на первом этапе онтогенеза различными авторами представлены неоднозначно. Они, как правило, «.не отражают сущностные характеристики возрастных преобразований, определяющих адаптивную направленность развития организма» (В.А.Сальников, 2000), так как динамика преобразований одних и тех же двигательных качеств ими изучается с помощью самых различных упражнений [45, 46]. Как ни странно, но в мире до сих пор отсутствует общепризнанная классификация двигательных возможностей человека,
ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007
ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007
Игровая двигательная ловкость
Обыгрыши Возраст 9 Один соперник 22.1=3.3 % брака 68.2 Два сот ерника 12.0=3.0 % брака 38,3 Три соперника 4,0*1,0 % брака 100,0
10 25.fct4.ft 68.1 13,1=2.9 77,7 6,7=2,1 100,0
И 26.8=4.9 69.2 15,8=3,1 803 8.2=23 87,4
12 28.5=5.5 67.8 19,9=3,4 85,6 10,4=2,4 903
13 30.6±6.1 66.4 17,5=4,6 78,2 7,1=1,1 85,7
14 21.4=4.2 57,1 11,9=2,9 70,1 3.2=0.4 66,6
15 16,3=2,5 56.3 8,1=2,0 50,0 5.2=12 80,0
16 15.4=2.6 50.5 4,4=1,2 50,0 2,0+0,2 100,0
17 11.6=1.8 45.5 3,1+0,7 66,6 2,6=0,6 100,0
Таблица 5
Сенситивные периодыдля различных психомоторных качеств
Автор Качество, лет ФЛ.Суслов (1995) А.Г.Сухарев (1970) А АГужало-вский (1978) Н.ПВ минский (1986) А.А.Сучилин (1997)
Сила (общая ОД4) 13-14/16-17 7-12 13-14 7-15/8-18 11-13/16-17
Координация 9-12 - 8-10 13-15 11-15
Быстрота (беГ/ДЕИЖ) 8-10/15-17 5-12/7-13 7-9/7-9 6-13/8-14 7-12/11-12
Ск.-силовые (общ. дин макслт) 9-15 9-16 14-16 13-15/14-16 11-13
Выносливость (скор.’общая) 15-17/8-10 и 15-17 12-17 14-16 13-15/14-16 11-13
Работоспособность . . 8-9,10-11, 11-13 . 12-14/16-17
Сложные движения (близ.раст ■ дал.расг) . 8-12'11-14 16-17 10-14/12-15 14-18
Ловкость - 7-12 - 8-14 7-12
Гибкость 7-10,12-13 2-7 9-10,13-16 3-8 9-12
Равновесие устойчивость 7-14 4-8/5-17 10-11/6-12 5-10/6-12 7-12
Ориентация в пространстве _ 9-16 _ 8-13 7-12
которая столь необходима в подобных ситуациях.
Тем не менее, рассматривая известные рекомендации по возрастной иерархии внешних воздействий (Н.П.Велянский, 1986, А.А.Гужаловский, 1978, Ф.П.Суслов, 1995, А.А.Сучилин, 1997, А.Г.Сухарев, 1970), представленные в табл. 5, мы считаем возможным высказать некоторые предположения в этом направлении.
Несмотря на достаточно большой разброс периодов сенситивности по данным, представленным в табл. 5, наиболее интересным, на наш взгляд, является возрастной интервал от 13 до 15 лет. Это, во-первых, конец периода полового созревания, во-вторых, в этом периоде можно активно заниматься формированием скоростно-силовых характеристик спортсменов (А.Г.Карпеев, 1998), в-третьих, юные футболисты в этом возрасте уже имеют достаточно большой набор навыков и умений, необходимых футболисту, в-четвертых, они уже достаточно хоро-
шо ориентируются в окружающем их пространстве. Наконец, в-пятых, здесь еще можно увидеть и хотя бы частично исправить недоработки предыдущих возрастных периодов. Кроме того, начиная с 13 лет школьная программа в годичном цикле занятий уже предусматривает три периода: подготовительный, соревновательный и переходный. При такой трансформации учебно-тренировочного процесса значимость сенситивности и доминантности в возрастном аспекте существенно возрастает.
ЛИТВИНОВ Роман Викторович, старший преподаватель кафедры физвоспитания.
ГОЛОВЧЕНКО Олег Петрович, профессор кафедры физвоспитания.
Дата поступления статьи в редакцию: 19.03.2007 г.
© Литвинов Р.В., Головченко О.П.