Научная статья на тему 'ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕПРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ'

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕПРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
861
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
ДЕПРЕССИЯ / ДЕПРЕССИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / СТРЕСС / РИСК / СУИЦИД

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ефимова М.Ю., Политика О.И.

В данной статье рассматриваются основные симптомы депрессивных переживаний в подростковом возрасте, в особенности те, которые не отвечают диагностическим критериям депрессии, однако являются доклиническими проявлениями депрессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ефимова М.Ю., Политика О.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕПРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ»

соматическое, психологическое и социальное созревание. Известно, что подростковый период развития считается и сложным и фундаментальным одновременно. Это переход к взрослому состоянию, в котором завершаются психическое, телесное и половое созревание. От качества прохождения подросткового периода в последующем зависит здоровье и благополучие во взрослой жизни [7, с. 127].

В последнее время наблюдается рост уровня подростковой депрессии. Точных причин данной неблагоприятной тенденции не установлено, однако они тесно связаны с теми стремительными изменениями образа жизни и нашей окружающей действительности. Дисфункциональные перфекционистские ценности современного общества, заостренные на личном успехе и совершенстве, неблагополучные семейно -родительские отношения, высокий уровень требований предъявляемых образовательными стандартами - все это значительно влияет на устойчивость подростков к повседневным стрессам, делает их более восприимчивыми к серьезным расстройствам [5, с. 28].

Депрессия у детей и подростков может иметь значительные долгосрочные последствия в будущем, заключающиеся в трудностях межличностных взаимоотношений, в снижении учебной и профессиональной успешности, и в расстройствах, вызванных употреблением разных форм психоактивных веществ. Депрессия у детей и подростков является серьезным психическим расстройством с высокой степенью перехода в хроническую форму и суицидальным риском.

В настоящее время единого определения понятия «депрессии» специалистами не сформировано. Чтобы понять клинические проявления депрессии обратимся к Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10). Согласно МКБ-10 основными симптомами депрессии являются сниженное настроение; утрата интересов и способности получать удовольствия; снижение активности, повышенная утомляемость. Дополнительными симптомами являются: сниженная способность к сосредоточению и вниманию; сниженные самооценка и чувство уверенности в себе; идеи виновности и уничижения (даже при легком типе эпизода); мрачное и пессимистическое видение будущего; идеи или действия, направленные на

самоповреждение или суицид; нарушенный сон; сниженный аппетит. Сниженное настроение, утрата интересов и способности получать удовольствия, а также снижение активности являются ключевыми симптомами, наличие хотя бы 2-х из которых в течение одного и того же двухнедельного периода необходимо для постановки диагноза [2, с. 115].

Однако многочисленные исследования показывают, что подростки, которые имеют высокий уровень депрессивности, но не отвечают диагностическим критериям депрессии, как правило, так же страдают от высокого уровня социальной дезадаптации, как и подростки с клинически диагностированной депрессией. Доклинические проявления депрессии могут сопровождать ребенка или подростка месяцами, а иногда даже годами, оказывая разрушающее влияние на психику и все жизненные сферы. В связи с этим, высокие показатели депрессивности на доклиническом уровне заслуживают серьезного внимания.

Наиболее распространенной и используемой за рубежом методикой диагностики депрессивности у детей и подростков, направленной на изучение доклинических проявлений депрессии, является методика CDI (Children's Depression Inventory) разработанная M. Kovacs в 1992 г. В то же время в разных культурах могут существовать некоторые специфические особенности депрессивных переживаний, поэтому применение методики CDI может не отражать реальную диагностическую картину. В связи с этим, командой ученых из России и Кыргызстана в 2008 г. было проведено исследование уровня депрессивности с помощью методики CDI на выборке 713 российских подростков в возрасте 13-17 лет. По результатам исследований на русскоязычной выборке испытуемых были выделены такие же обязательные депрессивности подростков, как и по результатам исследований в группах других культур. Это негативная эмоциональность («Я всегда чувствую себя одиноким», «каждый день у меня возникает желание плакать») и негативная самооценка («Я хуже других ребят», «меня никто по-настоящему не любит). Таким образом, авторами исследования сделан вывод о том, что проявления депрессивности у российских

подростков в значительной степени похожи на проявления депрессивности у их сверстников за рубежом [1, с. 10].

Негативная эмоциональность оказывает разрушительное влияние на общение подростков со сверстниками. Нарушения коммуникации в данной среде вызывают чувства одиночества и безысходности, ненужности, тревоги и тоски.

С негативной эмоциональностью и негативной самооценкой тесно связано ощущение бессмысленности жизни у подростков и пессимистический взгляд на будущее, что подтверждается проведенными исследованиями. Навязчивые размышления о жизни и смерти заменяют собой продуктивную интеллектуальную деятельность, жизненно необходимую именно в данный период становления. Подобные состояния могут приводить к депрессии, а, в тяжелом последствии к суицидальным попыткам. Утрата смысложизненных ориентиров является благоприятной почвой для развития депрессии [4, с. 34]. Все эти переживания могут быть замаскированы академической неуспеваемостью, нарушением дисциплины, ухудшением отношений со сверстниками и родственниками, фобиями, отсутствием интереса к занятиям и предметам, прежде вызывающим живой, неподдельный интерес. Особенно явными данные состояния становятся по мере продвижения по школьной программе и её усложнения.

По-прежнему серьезной проблемой остается поздняя диагностика подростковой депрессии, либо и вовсе её отсутствие. В связи с этим все проявления депрессии, особенно если они носят длительный характер, требуют пристального внимания со стороны педагогов и родителей подростков.

Список литературы:

Белова А.П., Малых С.Б., Сабирова Е.З., Лобаскова М.М. Оценка депрессивности в подростковом возрасте // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2008. №32 (132). С. 10-18.

Галасюк И.Н. Особенности депрессивного расстройства в подростковом возрасте // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные следования. 2010. № 3. С. 115-129.

Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2012. 816 с.

17

Розанов В.А., Рахимкулова А.С., Уханова А.И. Ощущение бессмысленности существования у подростков связь с суицидальными проявлениями и психическим здоровьем // Суицидология. 2014. №3 (16). С. 33-41.

Соколова Н.В., Захаренко А.С., Кочергина Н.И., Гончарова Д.Г. Психофизиологические механизмы депрессии и их профилактика в подростковой среде // Гигиена и санитария. 2015; 94(9). С. 27-29.

Солодкая Е.В., Логинов И.П. К проблеме депрессивных расстройств у подростков // Дальневосточный медицинский журнал. 2014. №2. С. 127-133.

УДК 1

Крамченинова Е.Ю.

КГУ. Школа - гимназия №95 (г. Караганда, Казахстан)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье рассматриваются психолого-педагогические особенности старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: педагогика, школьное обучение, дошкольное обучение.

В старшем дошкольном возрасте (5,5 - 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечнососудистой, эндокринной, опорно-двигательной. [1, с.73] Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в период от 5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением. [2, с.85]

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым»; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время - стремление в игре и других видах деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.