ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ РЕЛЬЕФА БОЛЬШОГОВЕРТЕЛАБЕДРЕННОИКОСТИ
д.м.н. А. И. Авдеев, Е. С. Потеряйкин, Ю. М. Котцова
• Кафедра патологической анатомии и судебной медицины (зав. - А. И. Авдеев) ГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный медицинский университет»
• Аннотация: Изменения рельефа (гипер-остоз) на поверхности большого вертела бедренной кости позволяет выявить определенные морфологические признаки костного и биологического возраста.
• Ключевые слова: костный возраст, ги-перостоз, рельеф, бедренная кость, большой вертел, морфологические признаки
ВВЕДЕНИЕ
Гиперпластические процессы в костной ткани рассматриваются как рабочая гипертрофия (функциональный гиперостоз) или как реактивное костеобразование вследствие воспалительных, опухолевых процессов. Те или иные пролиферативные процессы со стороны надкостницы приводят к изменению рельефа поверхности кости, что наиболее выражено в пожилом и старческом возрасте.
Любая нагрузка влияет на изменения формы кости. Если нагрузка позволяет сохранить резервные возможности костного органа, можно говорить о его рабочей гипертрофии. Однако с возрастом, на пределе компенсации, включаются дополнительные механизмы, что закономерно приводит к суб- и декомпенсаторным дегенеративно-дистрофическим изменениям. Вышеуказанные изменения со стороны надкостницы наиболее часто встречаются в пожилом и старческом возрасте, что послужило причиной рассматривать их как морфологические признаки при установлении костного возраста.
Методики установления костного возраста, основанные на изменении рельефа поверхности кости, широко распространены в экспертной практике и не требуют использование сложных инструментальных приемов. Определенный субъективизм при оценке морфологических признаков может быть несколько нивелирован с применением балльной системы оценки степени выраженности отдельно взятого признака.
Цель настоящего исследования - изучить изменения морфологических признаков, в основе которых лежат пролиферативные изменения (гиперостоз) на поверхности большого вертела бедренной кости в возрастном аспекте. Большой вертел, как любой апофиз, служит местом прикрепления мышц, развитие которых подвергается значительной индивидуально-типологической изменчивости. При этом рельеф данного участка наиболее выражен по краям мест прикрепления мышц и имеет тенденцию к «усложнению» с возрастом, вне зависимости от соматических размеров индивидуума.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Материалом исследования послужили 95 бедренных костей мужчин (64) и женщин (31) в возрасте от 18 до 86 лет.
На поверхности большого вертела изучались место прикрепления грушевидной мышцы, задняя граница прикрепления средней ягодичной мышцы и верхняя границы прикрепления латеральной широкой мышцы бедра. Указанные области изучались визуально и при восьмикратном увеличении с использованием бинокулярного микроскопа МБС-2. Для балльной оценки изменений рельефа нами предложены следующие ниже морфологические ха-
рактеристики. Края прикрепления грушевидной мышцы: 1 балл - имеют вид узкой линии или плавного перехода к верхушке большого вертела; 2 балла - имеют вид пологого валика, просматривающегося на протяжении менее 1/2 периметра; 3 балла - имеют вид утолщенного валика, просматривающегося на протяжении более 2/3 периметра с единичными костными наростами; 4 балла - граница имеет вид гребня с множественными заостренными костными разрастаниями.
Задний край прикрепления средней ягодичной мышцы: 1 балл - имеет вид пологого валика в верхне-медиаль-ной части, на остальном протяжении визуально не определяется; 2 балла - имеет вид выступающего валика в верхне-медиальной части, на остальном протяжении -прерывистая линия; 3 балла - в виде гребня, занимающего более 2/3 протяженности с единичными костными наростами; 4 балла - в виде заостренного гребня на всем протяжении с множественными костными наростами.
Верхний край прикрепления латеральной широкой мышцы бедра: 1 балл - в виде гладкого валика, нижняя граница большого вертела на латеральной поверхности кости имеет вид прямой линии; 2 балла - в виде грубого валика с поверхностными костными наростами, нижняя граница большого вертела на латеральной поверхности кости имеет вид волнистой или дугообразной линии. 3 балла - в виде заостренного гребня с множественными выраженными костными наростами, нижняя граница большого вертела на латеральной поверхности кости имеет вид зубчатой линии или крупнобугристой поверхности.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Коэффициент корреляции степени выраженности в баллах (от 1 до 4) рельефа по краям прикрепления грушевидной мышцы с паспортным возрастом для мужчин (г = 0,54), для женщин (г = 0,68). Коэффициент корреляции степени выраженности в баллах (от 1 до 4) рельефа по заднему краю прикрепления средней ягодичной мышцы с паспортным возрастом для мужчин (г = 0,63), для женщин (г = 0,82). Коэффициент корреляции степени выраженности в баллах (от 1 до 3) рельефа по верхнему краю прикрепления латеральной широкой мышцы бедра с паспортным возрастом для мужчин (г = 0,39), для женщин (г = 0,67). В совокупности баллов (минимум 3, максимум 11) корреляция с паспортным возрастом для мужчин (г = 0,65), для женщин (г = 0,84).
Также отмечено, что такой признак, как присутствие узкой линии или плавного перехода к верхушке большого вертела по краям прикрепления грушевидной мышцы (1 балл), в возрастной группе до 40 лет встречается в 20 % наблюдений, а старше 40 лет не выявлен.
Задний край места прикрепления средней ягодичной мышцы в виде гребня, занимающего более 2/3 протяженности с единичными костными наростами (3 балла), определяется в 77 % случаев в возрастной группе после 55 лет и в 19,5 % случаев - до 55 лет.
Верхний край места прикрепления латеральной широкой мышцы бедра в виде заостренного гребня, иногда с загнутой книзу верхушкой, наиболее часто встречается в возрасте после 60 лет (44 % наблюдений), а в интервале 45-60 лет - 13 %. В более молодом возрасте не определя-
ВЫВОДЫ
1. Нами разработаны морфологические признаки для оценки рельефа большого вертела бедренной кости, изменения которых характеризуется устойчивой положительной корреляцией с паспортным возрастом, в совокупности для мужчин (г = 0,65), для женщин (г = 0,84).
2. Предложенная балльная оценка степени выраженности признаков несет определенную долю субъективизма, однако при подборке эталонных образцов может быть достаточно строго анатомически детерминированной. 3. Установлены морфологические признаки, наиболее характерные для различных возрастных групп, что может иметь ориентирующее значение при экспертной оценке биологического (костного) возраста.
■ АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ ПОВЕРХНОСТИ ШЕИ
д.м.н. Ю.Ю. Шишкин12, Т.В. Потанькина2
• 1ОБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Ивановской области» (нач. -проф. С. В. Ерофеев)
• 2Кафедра судебной медицины
и правоведения ГБОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия» (ректор - проф. Е. В. Борзов)
• Аннотация: В данной статье освещены актуальные направления исследования поверхности шеи. Проанализированы материалы амбулатории Ивановского БСМЭ. Установлено, что значительное влияние на следообразова-ние и характер повреждений оказывает рельеф поверхности шеи. Рассмотрены возможности доступных методов оценки поверхности тела,
в частности кожи шеи, данные которых окажут помощь судебно-медицинским экспертам при решении некоторых вопросов судебно-медицинских экспертиз трупов и живых лиц.
• Ключевые слова: повреждения шеи, анализ изображений, цифровые технологии, идентификация
ВВЕДЕНИЕ
Повреждения шеи всегда вызывали пристальное внимание экспертов, так как шея, выполняя ряд важных функций и представляя собой уязвимую область, часто является объектом травматических воздействий при различных видах насилия. По данным исследователей, ранения шеи встречаются в 10 % случаев, из которых на долю сочетанных ранений шеи приходится до 62,2 %. В связи с этим изучение повреждений в данной области имеет большое значение в экспертной практике. Цель работы: установить наиболее информативные методы исследования повреждений поверхности шеи.
При исследовании трупа изучение поверхности шеи ограничивается лишь осмотром, а детально исследуются только органы шеи. Как известно, судебные медики стараются избегать проведения идентификации травмирующего предмета по повреждениям кожи шеи. Это связано с особенностями строения тканей: в данной зоне следооб-разование отличается от других областей тела.
В доступной нам литературе не обнаружено данных по целенаправленному комплексному изучению особенностей образования повреждений кожи именно в области шеи. Имеются лишь исследования при странгуляции и единичные публикации, свидетельствующие о том, что повреждения на шее могут заживать иначе, чем в других областях (например, динамика цвета кровоподтеков). До настоящего времени не проводилась комплексная оценка повреждений кожи в области шеи, не разработаны критерии и не установлены особенности механизма возникновения повреждений кожи данной области. Не вызывает сомнения факт, что данные по основным информативным признакам повреждений кожи шеи окажут
помощь судебно-медицинским экспертам при решении вопросов о механизме травмы шеи, виде травмирующего объекта, повысят уровень диагностики, объективности и качество судебно-медицинских экспертиз трупов и живых лиц.
При исследовании трупов эксперты основное внимание акцентируют на изучении органов шеи, а поверхность оценивают лишь визуально. Между тем при освидетельствовании живого лица эксперт не может применить инвазивные методы, и обследование поверхности будет иметь решающее значение для идентификации травмирующего предмета.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для установления актуальности изучения данной проблемы у живых лиц нами были проанализированы материалы амбулатории Ивановского БСМЭ. За 2014 год наружные повреждения шеи были зарегистрированы в 252 случаях, что составляет 4 % от общего числа свидетельствуемых. В 42 % это были лица мужского пола, в 58 % - женского. При изучении происшествий формируется объяснение, что преобладание повреждений на шее женщин было связано со стремлением нападающего причинить жертве больший урон при меньшей выраженности последствий, т.е. замаскировать факт воздействия. Распределение по возрастным группам следующее: до 15 лет - 5 %, от 16 до 25 лет - 21 %, от 26 до 35 лет - 29 %, от 36 до 45 лет - 17,5 %, от 46 до 55 лет - 13,5 %, от 56 до 65 лет -9 %, старше 65-4 %. Наибольшее количество повреждений шеи в возрастной группе 26-35 лет объясняется как результат прямой агрессии. Основным местом совершения преступлений были жилые помещения (68 %), улица (20 %), место работы (5 %), иные места, такие как отделения полиции, увеселительные заведения, лестничные клетки (7 %). Из видов повреждений кожи шеи (всего 642 повреждения) наибольшее количество представлено кровоподтеками и кровоизлияниями - 53 %. Далее по частоте встречаемости следуют ссадины (43 %) и раны (2,2 %). Среди остальных изменений кожи были отмечены: рубцы - 1 %, пятна пигментные - 0,6 %. По характеру повреждающих факторов: в 76 % случаев повреждения потерпевшим наносились частями тела человека, чаще руками (58 %), и руками и ногами (15 %), ногами (3 %); другими тупыми предметами - 6,7 % случаев, острыми предметами -6 % случаев. Воздействие высоких температур отмечалось в 1,6 %. Огнестрельное ранение области шеи наблюдали в 1,2 % случаев.
На травмы, полученные в ходе ДТП, пришлось 2 % случаев. Было отмечено, что при диагностике повреждений шеи эксперты применяют преимущественно визуальный метод исследования. Развитие судебной медицины стимулирует поиск наиболее рациональных и доступных методов, приемов и научно-технических средств, повышающих эффективность судебно-медицинской диагностики.
В ходе проведенной работы мы осуществили поиск методов оценки поверхности тела, которые часто доступны для экспертов, но широко и целенаправленно не применяются для диагностики повреждений шеи.
Нами использовались цифровые технологии анализа 2Б-изображений, которые были разработаны и представлены еще в 2005 году (С. С. Абрамов, С. В. Ерофеев, Ю. Ю. Шишкин). В рамках данных технологий производилось выявление скрытых и малозаметных повреждений шеи методом контрастирования изображений. Выполнялся попиксельный анализ изображений в цветовом пространстве RGB с получением числовых характеристик элементов изображений. Используя характер рисунка повреждений и распределение цифровых значений пиксе-