УДК 612.821.8-053.5
возрастные и половыЕ различия параметров принятия решения у Школьников средних и старших классов
© 2011 г. Е. Н. Мазур, *Н. Ю. Валькова
Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Северодвинский филиал, г. Северодвинск *Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова, г. Архангельск
Важной составляющей успешного обучения для школьников является умение проанализировать ситуацию, оценить ее и принять адекватное решение. Механизм принятия решения исследовался по методикам, позволяющим оценить внимание и общую оперативность реагирования на световой и звуковой раздражители, выявить особенности выбора альтернатив в вероятностной и детерминированной среде, стереотипии поведения и способности к освоению новых стратегий, точности и скорости принятия решения по следам памяти.
В изучаемом возрастном диапазоне скорость простой и сложных сенсомоторных реакций увеличивается, а точность не изменяется. С возрастом изменяется вероятность одиночного или повторного выбора и выраженность половых различий по показателям, характеризующим процесс выбора из двух альтернатив. Выявлена зависимость между выраженностью половых различий по параметрам принятия решения и сложностью выполняемого задания. Отмечена неравномерность и гетерохронность созревания функциональных систем выбора в разных условиях. Определены основные стратегии принятия решения в стохастической и детерминированной среде. Ключевые слова: школьники средних и старших классов, сенсомоторная реакция, управляемый выбор.
Для школьников одной из важных составляющих успешного обучения является умение проанализировать ситуацию, оценить ее и принять адекватное решение [13]. Адаптивное поведение в постоянно меняющейся среде требует выработки способностей к вероятностному прогнозированию и участия соответствующих пластических мозговых систем. Одной из них является таламофронтальная система, которая участвует в вероятностном прогнозировании и завершает организацию программы целенаправленного действия.
Высшим модусом активности и самостоятельности человека можно рассматривать его саморегуляцию, при которой реализуется активность субъекта, его возможности в организации и преобразовании окружения, управлении собственными действиями и поведением [1]. Кроме того, учебная деятельность школьников имеет свои объективные и субъективные факторы, влияющие на состояние учащихся [9].
Психофизиологический аспект данной проблемы связан с представлениями о механизмах принятия решения на разных уровнях сенсомоторной и умственной деятельности. В процессе принятия решения формируется единая динамическая рабочая констелляция, в которую последовательно и одновременно вовлекаются пространственно разнесенные мозговые структуры, каждая из которых вносит свое специфическое начало в реализацию поведенческого акта [3].
Следует отметить, что психофизиологические характеристики традиционно выделяемых процессов восприятия информации, ее переработки, программирования ответного действия [17] изучены далеко не полностью.
Поэтому целью нашего исследования является выявление возрастных и половых особенностей принятия решения у школьников средних и старших классов.
Методы
Для экспериментального исследования такого фундаментального механизма высшей нервной деятельности, как принятие решения в условиях выбора из двух альтернатив, использовался микропроцессорный прибор «Бинатест» производства ВНИИ медицинского приборостроения РАМН (Москва) [11]. В приборе реализованы различные условия проявления механизмов принятия решения, отличающиеся характером детерминации целенаправленного поведения внешней средой. Последнее детерминируется сигналами правильности и ошибочности выбора, играющими роль «подкрепляющих» или «неподкрепляющих» стимулов. Применяются вероятностное подкрепление выбираемых испытуемым реакций, закономерно упорядоченное подкрепление, изменяющиеся стратегии подкреплений. Используются также детерминация выбора
направляющими сигналами внешней среды, детерминация выбора стимулами, отставленными в прошлое на заданное число шагов и участвующими в принятии решения через механизмы памяти (депозитные реакции), а также отсутствие внешних стимулов детерминации выбора [12].
Данные режимы применяются для комплексной параметризации механизмов принятия решений конкретным испытуемым в стационарных и изменяющихся (стохастически или детерминированно) условиях внешней среды.
Исследования осуществлялись по шести методикам, позволяющим оценить внимание и общую оперативность на световой (М-1) и звуковой (М-2) раздражители, выявить особенности выбора альтернатив в вероятностной (М-3) и детерминированной (М-4) среде, стереотипии поведения и способности к освоению новых стратегий (М-5), точности и скорости принятия решения по следам памяти (М-6) [12].
Обследованы 101 учащийся общеобразовательной школы города Архангельска, из них 7-классников 34 человека, 9-классников — 36 и 11-классников — 31. Тестирование проводилось в стандартных условиях: в первой половине дня, при хорошем самочувствии обследуемых, со стандартизированной словесной инструкцией и предварительной демонстрацией задания по методике. С каждого обследуемого снято 109 психофизиологических показателей принятия решения.
Статистическая значимость различий средних при выявлении возрастных изменений параметров принятия решения определялась по ^критерию Стьюдента. Половые различия были установлены с применением компьютерной технологии кластеринга (методика определения окончательных нуклоидов). Влияние факториального признака (пол) на результативные признаки (показатели аппарата «Бинатест») определялось по отклонениям групповых средних (для данных градаций факториального признака) от общей средней и выражалось в Z-оценках. Разница групповых средних двух градаций считалась существенной, если она превышала 0,5 ст общей средней.
Результаты
Рассмотрение психофизиологических механизмов принятия решения позволяет охарактеризовать стратегии психической деятельности школьников в разные возрастные периоды.
В табл. 1 представлены результаты выполнения школьниками заданий в режиме управляемого выбора, показаны только те параметры, по которым установлены значимые различия в особенностях принятия решения учениками 7, 9 и 11-х классов.
Полученные данные свидетельствуют о том, что точность выполнения простой и сложных сенсомо-торных реакций не изменяется в изучаемом нами возрастном диапазоне. Обнаружено лишь одно значимое различие средних величин из 63 рассмотренных пар показателей числа ошибок.
Таблица 1
Характеристики управляемого выбора у школьников
Параметр ТМС 7-й класс n=34 9-й класс n=36 11-й класс n=31
M m M m M m
Методика 1 — ПСМР Число ошибок при подаче ЛС, шт. 3,39 0,85 1,31і 0,45 3,52 1,15
СКО среднего времени между соседними нажатиями на кнопку, с 12,70 0,78 14,22 1,36 18,292 1,94
Среднее время повторения на фоне успеха, с 57,27 1,77 55,22 1,59 51,232 2,46
СКО среднего времени смены на фоне успеха, с 9,36 0,67 9,143 0,69 16,812 2,38
Методика 2 — ССМР Среднее время между соседними нажатиями на кнопку, с 71,94 2,35 65,581 1,72 62,582 2,49
СКО этого времени, с 27,97 2,46 20,031 0,94 21,842 1,66
СКО среднего времени повторения на фоне успеха, с 24,45 1,92 17,141 1,56 19,55 2,38
Среднее время смены на фоне успеха, с 76,61 2,65 70,221 1,64 64,872 2,86
СКО этого времени, с 23,24 2,15 17,751 1,12 20,71 2,40
Методика 6 — ДР Среднее время между соседними нажатиями на кнопку, с 116,97 7,32 119,923 6,20 91,492 5,83
СКО этого времени, с 59,91 6,06 66,753 6,16 46,63 5,40
Среднее время повторения на фоне успеха, с 109,21 7,46 118,753 6,81 852 5,11
СКО этого времени, с 51,33 6,61 65,83 6,62 43,643 6,02
Среднее время смены на фоне успеха, с 127,00 8,20 121,062 6,41 93,212 7,10
Примечания: n — число школьников, М — средняя арифметическая, m — ошибка средней; ПСМР — простая сенсомоторная реакция на световой стимул, ССМР — сложная сенсомоторная реакция на звуковой стимул, ДР — депозитная реакция, СКО — среднее квадратичное отклонение, ТМС — тестовая микропроцессорная система «Бинатест» , ЛС — левый стимул; статистически значимые различия между параметрами учащихся: 1 — 7-го и 9-го классов; 2 — 7-го и 11-го классов, 3 — 9-го и 11-го классов.
Выявлены многочисленные значимые возрастные различия показателей скорости реакции. Можно констатировать увеличение с возрастом школьников скорости простой сенсомоторной реакции на световой стимул, скорости сложной сенсомоторной реакции на звуковой стимул и скорости депозитной реакции.
Скорость выполнения задания увеличивается неравномерно. Выявлены статистически значимые различия показателей у 7- и 9-классников (при отсутствии различий параметров выполнения заданий учащимися 9 и 11 классов), а также у 9- и 11-классников (при отсутствии различий показателей принятия решения у учащихся 7 и 9 классов), т. е. происходит скачкообразное изменение среднего времени реакции.
Вариабельность показателей оперативности управляемого выбора зависит от степени сложности реакции: минимальная изменчивость зафиксирована при выполнении простой сенсомоторной реакции, максимальная — при выполнении сложной.
Обнаружены и возрастные изменения выраженности индивидуальных различий скорости выбора: она увеличивается с возрастом при осуществлении простой сенсомоторной реакции и уменьшается при выполнении сложных заданий.
В табл. 2 представлены данные, отражающие особенности вероятностного выбора в условиях стохастической и детерминированной среды, а также свободного выбора. Указаны только те параметры, по которым установлены значимые возрастные различия.
Вероятность одиночного или повторного выбора изменяется с возрастом. Причем в различных условиях принятия решения возрастные изменения неодинаковы. В стохастической среде увеличивается вероятность повторения выбора в интервалах 7— 9-й класс и 9— 11-й класс (р = 0,0402; р = 0,0471; р = 0,0068) и уменьшается вероятность одиночного выбора (р = 0,0067) от 7-го к 11-му классу.
В условиях детерминированной среды и свободного выбора в интервале 7—9-й класс уменьшается вероятность повторного выбора (р = 0,0280; р = 0,0037) и увеличивается вероятность одиночного выбора (р = 0,0374), особенно в ситуации успеха (р = 0,0477). В интервале 9— 11-й класс вероятность повторного выбора вновь увеличивается (р =
0,0261; р = 0,0497).
Анализ возрастных различий асимметрии выбора показал: не происходит изменения предпочтения выбора левой или правой кнопки.
Возрастные изменения параметров выбора, обусловленные работой правого и левого полушарий, неодинаковы в стохастической и детерминированной среде. В стохастической среде большинство значимых возрастных различий установлено для выбора правой кнопки, а в детерминированной — для выбора левой.
Обнаружены значимые различия оперативности принятия решения в условиях вероятностного выбора. С возрастом скорость принятия решения увеличивается. Исключение составляет показатель среднего времени повторения на фоне неуспеха в детерминированной среде: скорость значимо снижается в 9-м классе (р = 0,0461) и вновь повышается в 11-м (р = 0,0259).
Результаты анализа половых различий параметров принятия решения в условиях управляемого выбора представлены в табл. 3. Отображены показатели, по которым выявлены существенные достоверные различия.
Выраженность половых различий показателей, характеризующих процесс выбора из двух альтернатив, увеличивается с возрастом. Кроме того, выявлена зависимость выраженности половых различий параметров принятия решения от сложности выполняемого
Таблица 2
Характеристики вероятностного выбора у школьников
Параметр ТМС 7-й класс п=34 9-й класс п=36 11-й класс п=31
М т М т М т
Методика 3 — СТС Вероятность повторного выбора ПК, % 48,18 1,73 46,08 1,49 51,943 1,47
Вероятность выбора ЛК 3 раза подряд, % 46,70 2,38 39,52і 2,34 43,74 2,82
Вероятность выбора ПК 3 раза подряд, % 48,06 1,96 41,58' 2,40 47,81 2,41
Вероятность оди-ночного выбора ПК, % 49,79 2,45 48,21 1,99 42,812 2,42
Вероятность повторного выбора ПК на фоне неуспеха, % 33,00 3,08 26,29 2,44 37,263 3,07
Среднее время между соседними нажатиями на кнопку, с 93,15 6,71 93,48 4,26 79,713 4,80
Среднее время повторения на фоне успеха, с 84,03 6,79 83,55 3,90 68,233 4,41
Методика 4 — ДТС Вероятность повторного выбора ЛК, % 42,91 2,49 35,891 2,18 41,35 6,45
Вероятность одиночного выбора ЛК 52,94 2,67 60,311 2,29 54,71 10,83
Вероятность повторного выбора ЛК на фоне успеха, % 50,00 3,63 38,921 3,35 53,13 6,99
Вероятность повторного выбора ПК на фоне успеха, % 46,48 3,44 37,361 2,94 54,033 6,71
Среднее время повторения на фоне неуспеха, с 108,94 8,93 132,41 7,32 75,683 23,78
Методика 5 — СВ Вероятность повторного выбора ЛК, % 54,85 3,17 43,531 2,02 49,063 1,91
Вероятность выбора ЛК 3 раза подряд, % 59,70 3,33 43,611 2,77 48,92 2,49
Вероятность выбора ПК 3 раза подряд, % 55,82 3,21 44,441 3,12 51,94 3,14
Среднее время между соседними нажатиями на кнопку, с 47,73 4,36 47,423 2,86 34,772 1,98
СКО среднего времени между соседними нажатиями на кнопку, с 31,45 3,99 26,47 3,11 20,742 2,79
Среднее время повторного выбора предыдущей кнопки, с 41,88 4,25 41,83 2,71 32,943 2,20
Среднее время смены, с 55,30 5,01 50,943 3,49 36,582 2,44
СКО среднего времени смены, с 29,24 4,46 22,173 2,59 16,132 1,44
Примечания: СТС - стохастическая среда, ДТС - детерминированная среда, СВ — свободный выбор, ПК - правая кнопка, ЛК — левая кнопка; статистически значимые различия между параметрами учащихся: 1 — 7-го и 9-го классов, 2 — 9-го и 11-го классов, 3 — 9-го и 11-го классов.
задания. При осуществлении простой сенсомоторной реакции (М-1) больше различий у 9-классников, при выполнении сложных сенсомоторных реакций (М-2, М-6) — у 11-классников.
Таблица 3
Половые различия характеристик управляемого выбора у школьников
Параметр ТМС 7-й класс 9-й класс 11-й класс
M n=16 Д n=17 M n=19 Д n=17 M n=17 Д n=14
Методика 1 — ПСМР Уровень ошибок, % 30 -33
Число ошибок при подаче ЛС, шт. 28 -31
Число ошибок при подаче ПС, шт. 26 -29
Число ошибок на ПС после подачи ЛС, шт. 28 -31
Число ошибок на ЛС после подачи ПС, шт. 32 -30
Число ошибок на ПС после подачи ПС, шт. 29 -33
Среднее время между соседними нажатиями на кнопку, с -36 34 -26 30
Среднее время повторения на фоне успеха, с -49 46 -40 44 -32 38
СКО среднего времени повторения на фоне неуспеха, с 32 -39
СКО среднего времени смены на фоне успеха, с -29 35
Методика 2 — ССМР Уровень ошибок, шт. -29 35
Число ошибок при подаче ЛС, шт. -31 38
Число ошибок при подаче ПС, шт. -32 39
Число ошибок на ЛС после подачи ЛС, шт. -25 31
Число ошибок на ПС после подачи ЛС, шт. -34 41
Число ошибок на ЛС после подачи ПС, шт. -35 43
Среднее время повторения на фоне успеха, с -38 46
Среднее время повторения на фоне неуспеха, с -31 29
Р 4 1 CD 5 Среднее время повторения на фоне успеха, с -26 32
Среднее время смены на фоне успеха, с -25 31
Примечания: М — мальчики, Д — девочки, ПС — правый стимул, ЛС — левый стимул. В табл. 3 и 4 представлены только существенные различия; значения Z-оценок показателей ТМС умножены на 100.
Оперативность принятия решения как в простой, так и в сложных сенсомоторных реакциях у юношей выше, чем у девушек.
Обнаружены половые различия количества допускаемых ошибок. Точность простой сенсомоторной реакции у девушек выше, чем у юношей. Точность сложной сенсомоторной реакции, наоборот, выше у юношей.
Результаты анализа половых различий параметров принятия решения в условиях вероятностного и свободного выбора представлены в табл. 4.
Таблица 4
Половые различия характеристик вероятностного выбора у школьников
Параметр ТМС 7-й класс 9-й класс 11-й класс
M n=16 Д n=17 M n=19 Д n=17 M n=17 Д n=14
Методика 3 - СТС Вероятность повторного выбора ЛК, % -27 30
Вероятность выбора ПК три раза подряд, % 29 -33
Вероятность одиночного выбора ЛК, % 42 -51
Вероятность одиночного выбора ПК, % 35 -39 30 -36
Вероятность повторного выбора ЛК на фоне неуспеха, % 29 -27
Методика 4 - ДТС Вероятность повторного выбора ЛК, % 30 -28
Вероятность выбора ПК три раза подряд, % 42 -40
Вероятность одиночного выбора ЛК, % -35 33
Вероятность повторного выбора ЛК на фоне успеха, % -28 31
Вероятность повторного выбора ПК на фоне успеха, % -27 30
Вероятность повторного выбора ПК на фоне неуспеха, % 30 -33
СКО среднего времени между соседними нажатия -ми на кнопку, с 27 -30
СКО среднего времени смены на фоне успеха, с 27 -30
Методика 5 - СВ Вероятность выбора ЛК, % 27 -32
Вероятность выбора ПК, % -26 32
Вероятность повторного выбора ЛК, % 43 -52
Вероятность одиночного выбора ЛК, % -51 62
Вероятность одиночного выбора ПК, % -32 39
СКО среднего времени между соседними нажатиями на кнопку, с 31 -30
Установлен половой диморфизм асимметрии выбора, обусловленный преобладанием правого или левого полушария (только при осуществлении свободного выбора): юноши 11-го класса отдают предпочтение выбору левой кнопки, девушки — выбору правой.
Половые различия вероятности одиночного и повторного выбора зависят от условий принятия решения и меняются с возрастом. В режиме вероятностного выбора стратегии поведения у мальчиков
и девочек меняются противоположно. Мальчики 7-го класса чаще, чем девочки, повторяют выбор. В 11-м классе у юношей (по сравнению с девушками) больше вероятность одиночного выбора. При отсутствии детерминации выбора половые различия вероятности одиночного или повторного выбора проявляются только у 11-классников: юноши предпочитают повторный выбор.
Обнаружено влияние подкрепления на особенности выбора. Мальчики склонны к повторению выбора на фоне неуспеха, девочки — на фоне успеха.
Половых различий оперативности принятия решения в вероятностной среде и условиях свободного выбора не обнаружено. Выраженность индивидуальных различий скорости выполнения заданий выше у мальчиков.
Обсуждение результатов
По нашим данным, с возрастом школьника отмечено уменьшение времени реагирования на зрительный и звуковой стимул. Это согласуется с литературными данными о снижении с возрастом времени реакции [4,
5, 14]. Причины видят в том, что, с одной стороны, совершенствуется система управления собственным телом [4, 7, 15], с другой — совершенствуется система восприятия и анализа стимулов [6]. Способность перерабатывать информацию с большей скоростью обеспечивается формированием эффективной системы переработки информации, способности формировать определенную рабочую структуру в ответ на функциональную нагрузку [8].
Согласно полученным нами данным, вариабельность показателей скорости выбора зависит от возраста школьников: максимальная изменчивость зафиксирована при выполнении заданий 7-классниками, минимальная — 11-классниками. Принято считать, что по сумме отклонений времени реакции в серии раздражителей можно судить о силе нервной системы [10]. С возрастом нервная система приобретает все большую силу и устойчивость к монотонии при предъявлении большого количества раздражителей [15, 16]. При этом увеличение силы нервной системы проявляется сначала в уменьшении индивидуального разброса данных и лишь затем в уменьшении времени реакции.
Полученные в ходе исследования результаты показали тенденцию увеличения с возрастом школьника точности принятия решений по следам памяти, а также улучшение характеристик оперативной памяти и переключения внимания. При осуществлении сложных сен-сомоторных реакций точность повышается с возрастом испытуемых. На наш взгляд, уменьшение количества ошибок происходит в результате функционального созревания мозга, способствующего формированию более совершенной организации внимания.
Нами отмечена неравномерность созревания, например, скачкообразное изменение среднего времени реакции в одном из рассмотренных диапазонов при отсутствии статистически значимых различий в дру-
гом. Обнаружены также немонотонные возрастные изменения параметров принятия решения. Например, точность простой сенсомоторной реакции уменьшается от 7-го класса к 9-му и вновь возрастает в 11-м классе. Видимо, критические периоды интенсивного развития и обучения сопровождаются временным дисбалансом взаимоотношений сенсорных и моторных систем мозга [2].
Установлена закономерность чередования количественных и качественных изменений. Так, при осуществлении сложной депозитной реакции зафиксировано значимое увеличение ее точности от 7-го класса к 9-му и снижение при переходе от 9-го класса к 11-му. Скорость депозитной реакции, наоборот, при переходе от среднего к старшему школьному возрасту (от 9 к 11 классу) значимо увеличивается.
В ходе анализа полученных результатов нами отмечено явление гетерохронности созревания функциональных систем выбора, осуществляемого в разных условиях. Например, происходит скачкообразный рост скоростных показателей реакции на звуковой стимул в интервале от 7-го класса к 9-му (р = 0,0324; р = 0,0081) и достоверное изменение тех же показателей депозитной реакции на свет в интервале от 9-го к 11 -му (р = 0,0084; р = 0,0014; р = 0,0095; р < 0,001).
Основной стратегией принятия решения в условиях и стохастической, и детерминированной среды к 11-му классу становится повторение предыдущего выбора, особенно при его положительном подкреплении. Формирование стереотипий на основании повтора предыдущей реакции является более простым и энергосберегающим типом реагирования, по-видимому, именно поэтому данный механизм является ведущим у школьников. П. В. Симонов [13] утверждает, что при сформированном поведенческом акте в результате совместной деятельности гиппокампа и фронтальной коры отбираются те внешние стимулы или их энграммы, которые ранее были успешными. Следовательно, повторение предыдущего выбора является биологически оправданной стратегией поведения школьников.
Таким образом, в рассмотренном нами диапазоне 7— 11-й классы выявлены половые и возрастные различия параметров принятия решения, осуществляемого в разных условиях. Обнаруженная возрастная динамика психофизиологии выбора обусловлена, по-видимому, как продолжающимся созреванием мозговых структур, так и спецификой функциональных систем, связанных с образовательной деятельностью учащихся средних и старших классов.
Список литературы
1. Анохин П. К. Проблема принятия решения в психологии и физиологии / П. К. Анохин // Вопросы психологии.
- 1974. - № 4. - С. 89-103.
2. Балканская С. В. Возрастная динамика познавательных процессов (когнитивных функций) у здоровых школьников / С. В. Балканская, О. И. Маслова, В. М. Студеникин,
Н. Д. Макулова // Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы) / под ред. А. А. Баранова, Л. А. Щеплягиной. - М., 2006. -Т. 1. - С. 68-80.
3. Батуев А. С. К современному состоянию рефлекторной теории / А. С. Батуев // Журнал высшей нервной деятельности. - 1995. - Т. 45, № 3. - С. 435-440.
4. Безруких М. М. Центральные механизмы организации и регуляции произвольных движений у детей 6-10 лет. Сообщение I. Электрофизиологический анализ процесса подготовки к движениям / М. М. Безруких // Физиология человека. - 1997. - № 6. - С. 31-39.
5. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн. - М. : Медицина, 1966. - 349 с.
6. Бетелева Т. Г. Механизмы обработки непроизвольно воспринимаемой зрительной информации у детей / Т. Г. Бетелева // Физиология человека. - 1995. -№ 5. - С. 58-66.
7. Гилева О. Б. Возрастная динамика показателей времени реакции, тревожности и темперамента у школьников 7- 16 лет : автореф. дис. ... д-ра биол. наук / Гилева О. Б.
- Екатеринбург, 2001. - 45 с.
8. Гладыш В. А. Отражение индивидуальных особенностей скорости переработки информации в параметрах ЭЭГ детей школьного возраста / В. А. Гладыш,
A. С. Горев, Д. А. Фарбер // Физиология человека. -1995. - № 1. - С. 99-110.
9. Кирпичев В. И. Физиология и гигиена подростка /
B. И. Кирпичев. - М., 2008. - 208 с.
10. Лоскутова Т. Д. Время реакции как психофизиологический метод оценки ФС ЦНС / Т. Д. Лоскутова // Нейрофизиологические исследования в экспертизе трудоспособности. - Л. : Медицина, 1978. - С. 172-179.
11. Матвеев Е. В. Инструментальный психофизиологический контроль высших психических функций у детей и подростков с нарушениями здоровья и развития / Е. В. Матвеев, Д. С. Надеждин // Экология образования: актуальные проблемы : сб. науч. статей / под ред. Пят-кова А. В. - Архангельск : Поморский гос. ун-т, 2002.
- Вып. 2. Т. 2. - С. 388-394.
12. Матвеев Е. В. Компьютерные и микропроцессорные средства психофизиологических исследований целенаправленной деятельности человека / Е. В. Матвеев, Д. С. Надеждин // Медицинская техника. - 1992. -№ 6. - С. 35-38.
13. Симонов П. В. Функциональная асимметрия эмоций / П. В. Симонов // Функциональная межполушарная асимметрия : хрестоматия. - М. : Научный мир, 2004. -
C. 316-321.
14. Системный анализ механизмов поведения : сб. статей / под ред. Судакова К. В., Швыркова В. Б., Шевченко Д. Г. - М. : Наука, 1979. - 360 с.
15. Физиология подростка / под ред. Фарбер Д. А. -М., 1988. - 208 с.
16. Хрипкова А. Г. Основные направления исследований физиологии развития ребенка. Итоги и перспективы / А. Г. Хрипкова, Д. А. Фарбер // Физиология человека. — 1983. — № 1. — С. 3—17.
17. Циркин В. И. Физиологические основы психической деятельности и поведения человека / В. И. Циркин,
С. И. Трухина. — М., 2001. — 524 с.
AGE AND GENDER DIFFERENCES OF DECISIONMAKING PARAMETERS IN SECONDARY SCHOOL AND HIGH-SCHOOL CHILDREN
Е. N. Mazur, *N. Yu. Valkova
Pomor State University named after M. V. Lomonosov,
Severodvinsk Office, Severodvinsk
*Pomor State University named afterM. V. Lomonosov,
Arkhangelsk
One of the important components of successful training of pupils is a skill to analyze situation, to estimate it and to make an adequate decision. Studies were conducted employing 6 procedures which made it possible to estimate attention and general effectiveness of decision-making under the light and sound stimuli, to reveal special features of alternative choices in probabilistic and determined medium, stereotypes of behavior and capability for mastering of new strategies. In the studied age, speed of simple and complex sensorimotor reactions increases, but accuracy does not change. With the increase of years, probability of single or repeated selection changes and manifestation of gender differences in the indices, which characterize the process of selection of two alternatives also changes. Dependence of gender differences manifestation on decision-making parameters and on complexity of carried out tasks has been revealed. Nonuniformity and heterochronicity of the selection functional systems ripening under different conditions has been registered. Basic strategies of decisionmaking under the conditions of the stochastic and determined medium have been detected.
Key words: middle-class and high-school children, sensorimotor reaction, controlled choice.
Контактная информация:
Мазур Елена Николаевна — кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры психологии и психофизиологии Северодвинского филиала Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова
Адрес: 164520, г. Северодвинск, ул. Торцева, д. 6
Тел. (8184) 56-56-66
E-mail: imazur@atnet.ru