Научная статья на тему 'Возрастные аспекты асимметрии у школьников'

Возрастные аспекты асимметрии у школьников Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
97
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Михайлов Н. А.

Были проведены исследования моторной и сенсорной функциональной асимметрии школьников 6 и 11 классов посредством тестов. Для оценки анализа функциональной асимметрии были вычислены коэффициент асимметрии и коэффициент мануальной асимметрии. Выявлена специфичность латерализации по отдельным тестам. Обнаружена боль­шая выраженность правосторонней функциональной асимметрии как при проведении тестов на моторную, так и на сенсорную асимметрию. Установлено, что с возрастом происходит достоверный рост как коэффициента мануальной асимметрии, так и коэффициента асимметрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Михайлов Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возрастные аспекты асимметрии у школьников»

11. Уровень и тип естественного лесовосстановления (если присутствует - семенной или порослевой, удовлетворительный, неудовлетворительный и т.д.).

12. Уровень антропогенной нагрузки.

13. Концентрация углекислого газа в насаждении, и на различном расстоянии от кромки (1; 3; 5 метров).

Определив современное состояние лесного насаждения мы сможем сказать выполняет ли оно возложенную на него роль, соответствие породного состава произрастающим на данной территории. Выявив уровень антропогенной нагрузки, определив породный и возрастной состав, уровень естественного возобновления мы сможем дать прогноз и рекомендации по данному насаждению конкретно и по возможности создавать лесные культуры в данной местности в целом.

Для сокращения полевых работ можно использовать данные с космо-фотоснимков (рис. 3).

На приведённом космофотоснимке посадки сосны обыкновенной мы можем отчётливо увидеть участки, где по каким то причинам часть деревьев погибла. Кроме этого на космофотоснимках можно заложить границы будущих пробных площадей, точно вымерить границы участка, его площадь. На снимках сделанных весной (лучше всего в апреле) отчётливо видна разница между хвойными и лиственными насаждениями.

Список литературы:

1. Бельгард А.Л. Степное лесоведение. - 1971. - 306 с.

2. Вельмовский П.В. Современное состояние и проблемы экологической оптимизации лесных урочищ степной зоны Заволжско-Уральского субрегиона. - 2002.

3. Кузнецов В.Н. Леса Оренбуржья. - Оренбург, 1999. - 244 с.

4. Стратегия развития защитного лесоразведения в Российской Федерации на период до 2020 года / ВНИИАЛМИ. - Волгоград, 2008. - 100 с.

ВОЗРАСТНЫЕ АСПЕКТЫ АСИММЕТРИИ У ШКОЛЬНИКОВ

© Михайлов H.A.*

Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары

Были проведены исследования моторной и сенсорной функциональной асимметрии школьников 6 и 11 классов посредством тестов. Для

* Аспирант.

оценки анализа функциональной асимметрии были вычислены коэффициент асимметрии и коэффициент мануальной асимметрии. Выявлена специфичность латерализации по отдельным тестам. Обнаружена большая выраженность правосторонней функциональной асимметрии как при проведении тестов на моторную, так и на сенсорную асимметрию. Установлено, что с возрастом происходит достоверный рост как коэффициента мануальной асимметрии, так и коэффициента асимметрии.

Актуальность исследуемой проблемы. Представления о наличии динамических свойств функциональной межполушарной асимметрии (ФМА) в настоящее время являются общепризнанными. Межполушарная асимметрия психических процессов - это функциональная специализирован-ность полушарий головного мозга: при осуществлении одних психических функций ведущим является левое полушарие, других - правое. Также было показано, что левое полушарие в большей степени ориентировано на прогнозирование будущих состояний, а правое - на взаимодействие с опытом и с актуально протекающими событиями [3, 9].

В процессе индивидуального развития выраженность межполушарной асимметрии меняется - происходит латерализация функций головного мозга [4].

Весьма перспективными представляются исследования, посвященные изучению становления межполушарной асимметрии (МПА) в процессе онтогенеза человека. Они позволяют проанализировать механизмы формирования и динамики МПА на протяжении всей жизни, начиная с самих ранних этапов развития. Одним из наиболее интересных, но, к сожалению, наименее изученных сторон этой проблемы, является популяционный уровень развития асимметрии в детских сообществах [8].

Целью данного исследования явилось изучение особенностей функциональной асимметрии у школьников 6 и 11 классов.

Методика проведения тестирования. В ходе исследования, проводившегося в период 2008-2010 учебные годы в СОШ № 45 в г. Чебоксары, был проведен ряд тестов для исследования межполушарной асимметрии учащихся. В исследовании приняло участие 67 практически здоровых учащихся СОШ № 45 г. Чебоксары, из них 38 мужского и 29 женского пола, что в процентном соотношении составило соответственно 56,72 % и 43,28 %. На момент исследования 44 человека обучалось в 11 классе, 23 -в 6 классе, что составило 65,67 % и 34,33 % соответственно. Средний возраст обследованного контингента учащихся - 15,01 ± 0,29 лет (95 % Д.И.: 14,44-15,59). Средний возраст юношей составил 14,87 лет, средний же возраст девушек составил 15,21 год. Минимальный возраст обследуемых составлял 11 лет, амаксимальный 18.

Были проведены следующие тесты: переплетение пальцев кисти, скрещивание рук, или «поза Наполеона», тест на аплодирование, тест «тиканье

часов», динамометрия, тест закидывание ноги на ногу, тест «рассматривание в подзорную трубу», тест на раздачу карт и тест на подкидывание мяча [1]. Для проведения анализа каждый результат правой рукой, при проведении теста, был принят за 1, каждый результат левой рукой был принят за 0. Исходя из этого, был вычислен коэффициент асимметрии (КА) - сумма всех результатов теста, разделенная на общее количество тестов. Аналогичным образом был вычислен коэффициент мануальной асимметрии (КМА), с той поправкой, что в его вычислении учитывались только тесты для рук - это переплетение пальцев кисти, скрещивание рук, или «поза Наполеона», тест на аплодирование, динамометрия, тест на раздачу карт и тест на подкидывание мяча. Соответственно, чем ближе коэффициент был к 1, тем сильнее преобладало правшество. Чем ближе к 0, тем сильнее преобладает левшество. При значении 0,5 испытуемый считается амби-декстром. Статистическая обработка результатов исследования проводилась с использованием программы 81аИ8Йса.

Результаты исследований. Средние величины показателей каждого теста, рассчитанные по приведенной выше методике, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты тестов

Тест Среднее значение ± ст.ошибка|95 % доверительный интервал

моторная асимметрия

раздача колоды карт 0,84 ± 0,05 0,75-0,93

закидывание ноги 0,81 ± 0,05 0,71-0,90

бросание мяча 0,91 ± 0,04 0,84-0,98

аплодисменты 0,90 ± 0,04 0,82-0,97

поза наполеона 0,87 ± 0,04 0,78-0,95

переплетение пальцев 0,69 ± 0,06 0,57-0,80

сенсорная асимметрия

тиканье часов 0,88 ± 0,04 0,80-0,96

подзорная труба 0,91 ± 0,04 0,84-0,98

Непараметрический анализ посредством вычисления коэффициента Кенделла показал наличие достоверных различий между результатами выполнения отдельных тестов (р = 0,002). При этом наибольшее число школьников пользовались правой рукой при выполнении теста «бросание мяча», а наименьшее - при выполнении теста «переплетение пальцев». При выполнении теста «переплетение пальцев» доля школьников с ведущей правой рукой составила 0,69, что было достоверно ниже, чем при выполнении тестов «аплодисменты», «бросание мяча» и «поза Наполеона».

При анализе данных выявлено большая выраженность правосторонней функциональной асимметрии при проведении тестов на выявление особенностей сенсорного восприятия. Доля детей с ведущим правым ухом была достоверно выше, чем доля детей с ведущей правой рукой по резуль-

татам теста «переплетение пальцев». Аналогичная закономерность была выявлена и для другого сенсорного теста «подзорная труба».

При вычислении коэффициентов мануальной и общей асимметрии были получены следующие результаты - КМА - 0,85 ± 0,02 (95 % доверит. интервал 0,80-0,89), минимальное значение 0,17, максимальное значение 1; КА - 0,85 ± 0,02 (95 % доверит. интервал 0,81-0,89), минимальное значение 0,25, максимальное значение 1.

Было выявлено, что с возрастом происходит достоверный рост КМА -в 12 лет среднее значение составило 0,73 ± 0,05 (95 % доверит. интервал 0,62-0,84), а в 17 лет -0,93 ± 0,02 (95 % доверит. интервал 0,89-0,97).

Наиболее выражены возрастные различия по тесту «переплетение пальцев» - если в 12 лет среднее значение 0,35 ± 0,11 (95 % доверит. интервал 0,12-0,58), то в 17 лет - 0,88 ± 0,07 (95 % доверит. интервал 0,73-1,02) и тесту «поза Наполеона» - в 12 лет среднее значение 0,75 ± 0,10 (95 % доверит. интервал 0,54-0,96), а в 17 лет - 0,96 ± 0,04 (95 % доверит. интервал 0,87-1,04). Также, с возрастом достоверно увеличивается доля детей с ведущим правым глазом.

Показатель, обобщающий выраженность мануальной и сенсорной асимметрии - КА, также существенно повышается с возрастом - в 12 лет среднее значение было равно 0,76 ± 0,05 (95 % доверит. интервал 0,66-0,87), а в 17 лет - 0,93 ± 0,02 (95 % доверит. интервал 0,90-0,97).

Достоверных различий по полу найдено не было. Среднее значение КМА у мальчиков - 0,82 ± 0,03 (95 % доверит. интервал 0,75-0,89), среднее значение КМА у девочек - 0,88 ± 0,03 (95 % доверит. интервал 0,82-0,94). Среднее значение КА у мальчиков составило - 0,82 ± 0,03 (95 % доверит. интервал 0,76-0,88), среднее значение КА у девочек - 0,88 ± 0,03 (95 % доверит. интервал 0,83-0,94). Тем не менее, по отдельным показателям такие различия обнаружены. Имеются достоверные отличия по полу при выполнении теста «бросание мяча»: среднее значение у мальчиков ровнялось 0,84 ± 0,06 (95 % доверит. интервал 0,72-0,96), а девочки все свои попытки выполняли правой рукой.

При анализе КМА было выявлено, что лишь 2 учащихся мы можем отнести к людям, у которых при проведении тестов преобладает левая рука, (2,99 %), к амбидекстрам - 4 (5,97 %), у всех остальных при проведении тестов ведущей оказывалась правая рука (91,04 %).

Показатели КА были схожи с показателями КМА, однако к людям, у которых при проведении тестов преобладает левая рука, мы можем отнести лишь 1 учащегося (1,49 %), к амбидекстрам - 6 (8,96 %), у всех остальных при проведении тестов ведущей оказывалась правая рука (89,55 %). Например, учащийся Е.А.С. (12 лет), при вычислении КМА, может быть отнесен к исследуемым с левшеством, но при вычислении КА его можно посчитать амбидекстром, так как при выполнении тестов на сенсорную асимметрию у него преобладало левое полушарие.

При анализе литературы было обнаружено, что наши данные о ФА достоверно отличаются от данных, полученных КГ. Эрдынеевой и Р.Э. Поповой [6]. В тоже время, данные, полученные нами, согласуются с данными, полученными в своей работе Ю.Н. Кабановым [3].

Резюме. В ходе исследования было выяснено, что в большинстве проведенных тестов ведущей выступала правая сторона тела. В большей степени это отмечалось в тестах на сенсорную асимметрию и в тесте на моторную асимметрия «бросание мяча».

Такие показатели, как коэффициент асимметрии и коэффициент мануальной асимметрии находятся в прямой зависимости от возраста исследуемых. С возрастом происходит увеличение процента выполнения проведенных тестов с помощью правой стороны тела.

Список литературы:

1. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1988.

2. Городенский Н.Г. Динамика асимметрии уровня постоянных потенциалов головного мозга как показатель общей мотивации целеполагания у детей старшего дошкольного возраста / Н.Г. Городенский, В.Ф. Фокин, С.Л. Шар-мина // Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. - М.: НИИ мозга РАМН, 2003. - С. 87-94.

3. Кабанов Ю.Н. Успешность спортивной деятельности и функциональная асимметрия мозга / Ю.Н. Кабанов // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - №3. - С. 194-201.

4. Фокин В.Ф. Энергетическая физиология мозга. / В.Ф. Фокин, Н.В. Пономарева. - М.: «Антидор», 2003. - 288 с.

5. Фокин В.Ф. Динамические характеристики функциональной межполушарной асимметрии / В.Ф. Фокин, Н.В. Пономарева // Функциональная межполушарная асимметрия. Хрестоматия / Под ред. Н.Н. Боголепова, В.Ф. Фокина. - М.: Научный мир. - 2004. - С. 349-368.

6. Эрдынеева КГ. Функциональная асимметрия мозга как условие адаптации студента к учебной деятельности / К.Г. Эрдынеева, Р.Э. Попова // Успехи современного естествознания. - 2009. - № 1. - С. 64-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.