Научная статья на тему 'ВОЗРАСТНО-ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ'

ВОЗРАСТНО-ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
98
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А.И. Бурханов, Н.В. Зародин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗРАСТНО-ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ»

Гигиена детей и подростков

© А. И. БУРХАНОВ, Н. В. ЗАРОДИН. 1991 УДК 371.7:612.211

А. И. Бурханов, Н. В. Зародин

ВОЗРАСТНО-ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ

У ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Криворожский педагогический институт; Карагандинский медицинский институт

Внешнее дыхание детей и подростков является важным показателем функционального состояния организма в разные возрастные периоды и определяется в основном морфофункциональ-ными особенностями органов дыхания. Однако на них могут существенно влиять климатические и экологические особенности региона, двигательная активность и т. д. [1, 4, 6, 7, 9].

Исследована функция внешнего дыхания у школьников Центрального Казахстана, подвергающихся неблагоприятному воздействию резко континентального климата и выбросов предприятий угольной (преимущественно угольная пыль) и металлургической (пыль смешанного состава, содержащая железо, алюминий, марганец, оксид углерода и др.) промышленности. Негативную роль в развитии органов дыхания оказывает низкая двигательная активность школьников, которая, по нашим данным, колеблется в пределах от 15,4 до 17,3 %.

Мы изучили возрастно-половые показатели внешнего дыхания у учащихся младших классов одной из общеобразовательных школ Караганды.

Обследовано 210 учащихся (115 мальчиков и 95 девочек) в возрасте от 7 до 10 лет (7 лет — 36 мальчиков и 26 девочек, 8 лет — 29 мальчиков

и 27 девочек, 9 лет — 32 мальчика и 27 девочек и 10 лет — 18 мальчиков и 15 девочек), отнесенных к 1-й группе здоровья. При записи дыхания на аппарате «Метатест-1» определяли жизненную емкость легких (ЖЕЛ), форсированные объемы вдоха (0ФВД), выдоха (ОФвыд) и ОФвыд за 1 с (ОФВЫЛ1), максимальные скорости выдоха (МССВ25-75, МССВ75-85), время прохождения воздуха по воздухоносным путям (т) и максимальную вентиляцию легких (МВЛ). Полученные значения сравнивали с должными величинами, вычисленными по общепринятым формулам. Легочные объемы в целях более объективной оценки их приведены к условиям STPD и BTPS.

Состояние функции внешнего дыхания лучше всего отражает ЖЕЛ. На спирограммах средние величины ЖЕЛ находились в пределах 1980— 2190 мл у мальчиков и 1600—2140 мл у девочек. Как видно из таблицы, ЖЕЛ увеличивается с возрастом. За 4 года у мальчиков она увеличилась на 210 мл, а у девочек — на 540 мл. У мальчиков 7—8 лет ЖЕЛ достоверно превышала таковую у девочек, а в возрасте 9—10 лет эти различия были незначительными (р>0,05). Наши данные согласуются с резуль-

Показатели внешнего дыхания у школьников 7—10 лет (Л1±т)

Показатель 7 лет 8 лет 9 лет 13 лет

м д м д к д м д

ЖЕЛ, л ДЖЕЛ, л ДЖЕЛ, % ОФ

вид-

л

ОФвыд. 1. л

?выд. 1>

о/

выд. 1' /о

ДОФВМА_____

ОФВоыд ,/ЖЕЛ ОФ.

л

МССВ25_75, л/с МССВ75_85, л/с МВЛ, л ДМВЛ, л ДМВЛ, %

1,98±0,08 1,81 ±0,10 110±4,8 1,88±0,17 1,70±0,11 1,59±0,09 107±0,7 84±6,0 1,80±0,10 2,06±0,17 1,08±0,13 66,4±7,2 54,1 ±2,3 133± 15,4

1,60 ±0,06* 1,42±0,06* !13±3,3 1,53±0,05 1,43±0,05* 1,24±0,05 108±4,0 90± 1,9 1.47±0,05 2,03±0,16 1,07 ±0,08 54,4±3,3 44,1 ± 1,4 117±7,0

2,05±0,08 1,88±0,04 108±3,3 1,93±0,09 1,74 ±0,08 1,63±0,03 106±4,3 88±1,8 1,87±0,11 2,20±0,12 1,17±0,12 68,1 ±3,8 52,5±0,8 J27±7,0

!,80±0,05* 1,70±0,04* 106±2,3 1,73±0,06 1,56±0,04* 1,37±0,05 110±2,9 87± 1,3 1,65±0,05 2,16±0,10 1,Ю±0,07 64,4±2,6 51,7±0,9 125±4,4

2,08±0,09 2,20±0,07 105±4,0 1,97 ±0,11 1,86±0,09 1,95±0,05 106±4,4 88± 1,5 1,86±0,11 2,31 ±0,09 1,28±0,11 66,1 ± 1.0 59,4 ±2,0 109±2,0

1,98±0,06 1,80±0,04* 110±2,9 1,92±0,06 1,74±0,05 1,57±0,04 112±3,1 88±1,1 1,87±0,06 2,18±0,08 1,13±0,09 58,9±2,1* 54,0±1,0 112±4,4

2,19±0,09 2,09±0,08 107±3,5 2,32±0,09 2,14 ±0,05 1,97 ±0,05 112±3,5 90± 1,2 2,37±.0,12 2,25±0,14 1,74 ±0,13 80,4±3,3 69,6±2,6 117±2,6

2,14±0,06 2,01 ±0,01 107±2,3 2,07±0,06* 1,87±0,05* 1,79±0,04 105±2,1 86±0,9 2,10±0,06 2,37±0,07 1,14±0,08* 71,3±2,3* 59,5±1,1 122±4,3

Примечание, м — мальчики; д — девочки. Звездочкой обозначены достоверные различия между показателями у мальчиков и девочек в соответствующие сроки наблюдения (р<0,05).

■атами исследований, проведенных Н. Л. Власо-юй и Б. А. Анчугиным [1], изучавших ЖЕЛ I детей Тюмени соответствующего возраста.

Для получения должных величин были исполь-юваны следующие формулы: ДЖЕЛ (л) для мальчиков = 4,53 X рост (м) — 3,9 при росте от 1 до 1,65 м и ДЖЕЛ (л) для мальчиков = 10 X X рост (м) — 12,85 при росте 1,65 м и выше и ЦЖЕЛ (л) для девочек=3,75Хрост (м) —3,15.

ЖЕЛ во всех возрастных группах на 5—13 % превышала должные значения. Считают, что отклонения фактических величин от должных допустимы в пределах ±30 % [8].

ОФвыд у мальчиков 7 лет составил 1880 мл, увеличиваясь к 10 годам до 2320 мл, а у девочек он равнялся в указанные сроки соответственно 1530 и 2070 мл. Достоверные различия ОФвыд мальчиков и девочек выявлены только в 10-летнем возрасте. За этот же период ОФвыд1 в первом случае с 1700 мл возрос до 2140 мл, а во втором — с 1430 до 2870 мл. Во все сроки обследования, за исключением возраста 9 лет, показатели мальчиков достоверно превышали таковые у девочек. Должные объемы были вычислены по нижеприведенным формулам: ОФВЬ1Д| (л) для мальчиков = 3,78 X рост (м) — 3,18 и ОФвыд| (л) для девочек = 3,30 X рост (м) — 2,79.

Фактические значения ОФВвыд| во все исследуемые сроки превышали должные величины.

Соотношение ОФВЫД|/ЖЕЛ у мальчиков в изучаемые годы колебалось в пределах от 84 до 90, а у девочек — от 86 до 90 (в норме 75—84).

ОФвд у мальчиков превышали таковые у девочек в соответствующие сроки наблюдения, но достоверные различия отмечены только в возрасте 7 лет.

Как показывают морфофункциональные исследования органов дыхания, увеличение объемных скоростей связано с развитием дыхательной мускулатуры с возрастом [2]. Незначительные изменения указанных показателей объясняются тем, что объемные скорости увеличиваются наиболее заметно в период от рождения до 1 года, от 5 до 7 лет и от 12 до 14 лет [3].

МССВ25_75 дает представление о прохождении воздуха в бронхах крупного калибра. Ее снижение обусловлено сопротивлением в результате изменений в верхних дыхательных путях. Достоверной разницы ее величин в сравниваемых группах не выявлено. У мальчиков МССВ25_75 колебалась в пределах от 2060 до 2250 л/с, у девочек — от 2030 до 2370 л/с.

МССВ75_85 — это скорость воздуха в конце выдоха, она характеризует проходимость воздуха в бронхах мелкого калибра. В период 7—9 лет показатели МССВ75_85 в обеих группах незначительно отличались друг от друга и только в 10-летнем возрасте отмечено ее достоверное превышение у мальчиков. Повышение скорости прохождения воздуха, по мнению Т. Д. Кузнецовой [2],

обусловлено тем, что увеличение размера легочных структур опережает процесс развития новых, что приводит к снижению бронхиального сопротивления. Однако в этом возрасте удлинение тра-хеобронхиального дерева еще преобладает над его расширением, и указанные изменения выражены нерезко (р>0,05).

Для оценки бронхиальной проходимости в физиологии используется время прохождения воздуха по дыхательным путям (т). Считают, что оно определяется бронхиальным сопротивлением и растяжимостью легких. В наших исследованиях значения т у мальчиков практически не отличаются от таковых у девочек.

МВЛ является весьма ценным показателем, наиболее точно определяющим вентиляционную функцию легких. У школьников младших классов она колебалась у мальчиков от 66,4 до 80,4 л, а у девочек от 54,4 до 71,3 л. Изменения этого показателя свидетельствуют о том, что у мальчиков за период наблюдения он увеличился на 14 л, а' у девочек — на 16,9 л. Несмотря на превышение прироста у девочек, достоверные различия характеризовались более высоким уровнем ее у мальчиков, выявленным в 9—10-летнем возрасте. А. П. Пешкова [5] также отмечала более интенсивное увеличение МВЛ у детей именно в этом возрасте. Должные величины МВЛ были рассчитаны по формулам: ДМВЛ (л) для мальчиков = 99,1 X рост (м) — 74,3 и ДМВЛ (л) для девочек = 92,4 X рост (м) — 68,0.

Как у мальчиков, так и у девочек фактические значения МВЛ превышали их должные величины в соответствующие сроки определения. С возрастом различия между фактическими и должными величинами уменьшались.

Выводы. 1. Результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что половые различия основных показателей внешнего дыхания начинают проявляться с 7—8-летнего возраста.

2. Показатели дыхания выше у мальчиков, чем у девочек.

3. С возрастом различия легочных объемов у мальчиков и девочек уменьшаются, а форсированных объемов (ОФвыд, ОФвыд1), скорости выдоха (МССВ75_85) и МВЛ увеличиваются.

Литература

1. Власова Н. Л., Анчугин Б. А. // Морфология, функции и физическая работоспособность школьников и студентов.— Тюмень, 1982,— С. 35—40. '

2. Кузнецова Т. Д. // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков.— М., 1977.— Т. 1.— С. 100-102.

3. Кузнецова Т. Д. // Современные проблемы физиологии дыхания,— Куйбышев, 1980.— С. 91—98.

4. Неделина А. И. // Основные закономерности роста и развития детей и критерии периодизации.— Одесса, 1975.

5. Пешкова А. П. // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков.— М., 1977,- Т. 1.— С. 134—135.

6. Смирнов К■ М. // Физиологические проблемы адаптации,— Тарту, 1984,— С. 87—88.

7. Сухарев А. Г. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения.— М., 1976. " 8. Хасис Г. Л. Показатели внешнего дыхания здорового человека.— Ч. 1.— Кемерово. 1975.

9. Ширяева И. С. // Физиология человека.— 1978.-№ 4,— С. 716—722.

Т.

Поступила 20.11.

© И. В. СТРЕЛЬНИКОВА. 1991 УДК 613.644-07:616.83 /-832-053.6

И. В. Стрельникова

ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ШУМА НА ЦЕНТРАЛЬНУЮ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ

ПОДРОСТКОВ

НИИ гигиены и профилактики заболеваний среди детей и подростков ВНИЦ профилактической медицины Минздрава СССР

Москва

Шум остается широко распространенным и постоянно действующим фактором производственной среды многих ведущих производств. Как показал ряд исследователей, длительное воздействие интенсивного шума вызывает изменения как слухового анализатора, так и других систем, в первую очередь центральной нервной системы (ЦНС) [5, 7]. Реакция растущего организма на воздействие шума более выражена, чем у взрослых [1], что объясняется незавершенным развитием и совершенствованием структуры и функций различных органов и систем организма подростков, в том числе и ЦНС.

В ранее приведенных работах влияние шума на состояние ЦНС, как правило, оценивалось по скорости сенсомоторных реакций. Однако наиболее объективным методом исследований ЦНС является регистрация биоэлектрической активности коры головного мозга. В наблюдениях, проведенных на взрослых, установлено, что влияние производственного шума на ЭЭГ выражается в ее уплощении, депрессии а-ритма, появлении низковольтных Д- и 0-колебаний [7]. Данных о влиянии производственного шума на биоэлектрическую активность мозга подростков в доступной литературе мы не нашли. В то же время первый контакт растущего организма с производственным шумом происходит в подростковом возрасте в период освоения профессии.

Развитие ЦНС в подростковом возрасте еще не завершено, о чем свидетельствует характер биоэлектрической активности коры головного мозга подростков в онтогенезе. По данным советских и зарубежных исследователей [2, 8, 9], возрастные особенности ЭЭГ связаны с формированием доминирующего а-ритма и снижением выраженности медленных ритмов, причем этот процесс идет в заднепереднем направлении, т. е. в первую очередь становление зрелого а-ритма завершается в задних отделах мозга, в которых уже на заключительных стадиях полового созревания ЭЭГ принимает дефинитивный характер. В возрасте от 15 до 21 года наступает заключительный этап созревания ЦНС, о чем свидетель-

ствует окончательное становление в этот период доминирования а-колебаний на ЭЭГ передних от делов мозга.

Можно предположить, что шум влияет на созре вание ЦНС, что должно отразиться в возраст ных изменениях биоэлектрической активности моз га подростков. Особое положение занимаю' височные доли коры, проекционные для слухо вого анализатора, особенно левая височная об ласть. Согласно данным литературы, именно этот отдел мозга наиболее подвержен средовым влия ниям на организм в период онтогенеза, что отра жается в биоэлектрической активности [2, 4] Задачей нашего исследования явилось изучение возрастной динамики биоэлектрической активности коры головного мозга подростков в перио/ их обучения профессиям, связанным с воздействием шума.

Под наблюдением находились 2 группы подростков мужского пола, учащихся СПТУ Москвы. Экспериментальную группу составили 25 подростков, обучающихся профессиям токаря и фрезеровщика. Уровень звука на рабочих местах, где обучались подростки этой группы, колебался в пределах 80—96 дБ А, что соответствует нормативу для взрослых и превышает санитарно-гигиенический норматив для подростков [3]; максимум звуковой энергии приходился на диапазон 500—4000 Гц. Производственное обучение подростков на 1-ми 2-м курсах занимало 2 дня в неделю, на 3-м курсе — 3 дня в неделю. Продолжительность производственного обучения и практики соответствовала нормативу для подростков данного возраста [6]. Общее время практических занятий, во время которых подростки подвергаются воздействию шума, в соответствии с учебными планами и программами составляло 500—560 ч в год. В контрольную группу вошли 24 подростка, осваивающих профессию электромонтера абонентных пунктов, в процессе обучения они не подвергаются воздействию шума. Исследование проводили продольным методом, подростков каждой группы обследовали на 1-м и 3-м курсах. Обследование каждый раз проходило

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.