Человек в перспективе развития
И.А. Якунин
ВОЗРАСТНАЯ СПЕЦИФИКА СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ
Изучалась связь стратегий совладания и возраста в двух возрастных группах: (1) юношеский и молодой возраст и (2) зрелый возраст. Испытуемые (1) - студенты гуманитарных и технических вузов в возрасте 17-25 лет: 100 человек - 39 юношей, 61 девушка; (2) инженеры в возрасте 26-63 лет: 149 человек - 69 мужчин, 80 женщин. Гендерные различия не рассматривались.
Выделены особенности совладающего поведения в зависимости от возраста: испытуемые зрелого возраста предпочитают условно гибкие со-владающие стратегии, в наибольшей степени у них представлена условно гибкая эмоционально-ориентированная совладающая стратегия «Поиск социальной поддержки». Для испытуемых юношеского и молодого возраста характерно предпочтение условно ригидных видов совладающих стратегий. В наибольшей степени у них выражено предпочтение условно ригидной проблемно-ориентированной совладающей стратегии «Конфрон-тационный» и условно ригидной эмоционально-ориентированной совладающей стратегии «Бегство-избегание».
Ключевые слова: совладающее поведение, стратегии совладения, возраст.
В современной психологии существенное внимание уделяется поведению людей в трудных, стрессовых ситуациях, со-владающему поведению, или совладанию. В исследованиях, посвященных возрастному аспекту совладания, существует мнение, что предпочтение реального решения проблемы (использование действенных и конструктивных видов совладающих стратегий) является возрастным новообразованием и свидетельствует о возрастании адаптированности человека по мере приобретения им жизненного опыта1. В более ранних исследованиях2 утверждается,
© Якунин И.А., 2010
что от предпочтения активных видов совладания в ранней взрослости (20-40 лет), в среднем (начиная с 50 лет) и пожилом возрасте люди переходят к более простым и пассивным видам совладания.
По мнению G. УаШап^ использование здоровых, зрелых видов совладания значительно увеличивается начиная с 20 лет и продолжается в течение средней взрослости, однако они не остаются прежними и не регрессируют, развиваются и в пожилом возрасте3.
Что касается совладания в юношеском возрасте, то, по мнению С.К. Нартовой-Бочавер, в юношеском возрасте, переходном периоде между детством и зрелостью, еще активно продолжается процесс обучения способам психологического преодоления жизненных трудностей4.
Одновременно с ориентированностью на нормы группы сверстников в этом возрасте становится важна совместная деятельность со значимым взрослым, оценка способностей с его стороны.
Из теорий психосоциального развития5 нам также известно, что в подростковом и юношеском возрасте происходит процесс самоопределения, называемый формированием идентичности. Помогая человеку узнать свое место в обществе, личная идентичность обеспечивает основу для социальных сравнений, одновременно помогая определить направление, цели и смысл будущей жизни индивидуума6.
Вне сомнения, прохождение этого кризиса развития невозможно без временных трудностей в освоении новой социальной роли, изменения собственной самооценки в зависимости от нового опыта социального взаимодействия, а также в развитии способностей совладать с трудными, стрессовыми ситуациями.
Все эти данные позволили нам предположить, что индивиды юношеского и молодого возраста, по сравнению с индивидами зрелого возраста, вследствие того что репертуар совладающих стратегий в этом возрасте у них только формируется, будут использовать как проблемно- так и эмоционально-ориентированные виды совладающих стратегий, однако это будут преимущественно неконструктивные, ригидные виды совладающих стратегий. Испытуемые зрелого возраста будут прибегать к более гибким видам совладания; возможно также, что это будут более пассивные (эмоционально-ориентированные), менее «истощающие» ресурсы со-владания виды.
Проверка этих гипотез явилась целью нашего исследования.
В исследовании участвовали испытуемые юношеского и молодого возраста: 100 человек (39 юношей, 61 девушка) - студенты в возрасте от 17 до 25 лет и испытуемые зрелого возраста: 149 чело-
век (69 мужчин, 80 женщин) - инженеры в возрасте от 26 до 63 лет. В настоящей статье тендерные различия не рассматриваются.
Для изучения особенностей совладающего поведения использовалась методика Р. Лазаруса, С. Фолкман «Ways of Coping Questionnaire»7 в адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк8, направленная на определение ситуационно-специфических видов совла-дающих стратегий.
По результатам опросника выделяются восемь совладающих стратегий двух основных функциональных направленностей - на проблему и на эмоции, каждая из которых представлена четырьмя ситуационно-специфическими видами.
Перечень и определения всех представленных в опроснике стратегий см. в предыдущей нашей работе9.
Помимо отнесенности к двум основным типам (функциональным направленностям) все восемь видов совладающих стратегий были разделены условно на более и менее ригидные виды.
В результате такого деления к условно менее ригидным видам совладающих стратегий отнесены:
Проблемно-ориентированные стратегии:
1) планирование решения проблемы;
2) самоконтроль.
Эмоционально-ориентированные стратегии:
1) положительная переоценка;
2) поиск социальной поддержки.
К условно более ригидным видам совладающих стратегий отнесены:
Проблемно-ориентированные стратегии:
1) конфронтационный;
2) принятие ответственности.
Эмоционально-ориентированные стратегии:
1) дистанцирование;
2) бегство-избегание.
Для определения достоверности различий использовался непараметрический критерий хи-квадрат.
На рис. 1 представлены данные о предпочтении совладающих стратегий в группах испытуемых юношеского и молодого возраста и зрелого возраста.
25 +20 15 10
| юн. возр. О зрл. возр.
Рис. 1. Предпочтения видов совладающих стратегий в группах индивидов юношеского и молодого и зрелого возраста
Достоверные различия обнаружены по следующим показателям совладающих стратегий: по показателю эмоционально-ориентированной совладающей стратегии «Поиск социальной поддержки» (р < 0,000016): показатели предпочтения этой совладающей стратегии выше в группе испытуемых зрелого возраста; по показателю проблемно-ориентированной совладающей стратегии «Кон-фронтационный» (р < 0,001668): показатели предпочтения этой совладающей стратегии выше в группе испытуемых юношеского и молодого возраста; по показателю эмоционально-ориентированной совладающей стратегии «Бегство-избегание» (р < 0,002145): показатели предпочтения этой совладающей стратегии выше в группе испытуемых юношеского и молодого возраста.
Как нам представляется, выбор испытуемыми зрелого возраста условно гибкой эмоционально-ориентированной совладающей стратегии «Поиск социальной поддержки» объясняется жизненным (и профессиональным) опытом, приобретенным этой возрастной группой: то, что испытуемые этой части выборки не выбирают виды совладающих стратегий, условно отнесенные нами к наиболее гибким видам совладающего поведения - как проблемно-ориентированного («Планирование решения проблемы»), так и эмоционально-ориентированного («Положительная переоценка») типа - объясняется, по нашему мнению, тем, что такие наиболее гибкие виды совладающего поведения часто одновременно требуют и чрезмерного напряжения ресурсов совладания; собственно, они не могут использоваться часто и бывают уместны в ситуациях повышенной сложности (с высоким уровнем ответ -ственности и перед собой и перед окружающими), тогда как в повседневной жизни (в большей степени профессиональной и не
только), по всей видимости, оптимально обратиться к такому не так «истощающему» ресурсы и одновременно достаточно гибкому способу поведения, как «Поиск социальной поддержки».
Этот вид совладающей стратегии, согласно мнению некоторых исследователей (В.А. Абабков, М. Перре) отмечен наибольшей расплывчатостью (или широтой) своего определения: обращение возможно как за эмоциональной, так и за информативной и действенной поддержкой; одновременно эту стратегию можно считать предварительной, как бы намечающей (и одновременно корректирующей) поле дальнейших усилий по совладанию10.
Основными отличительными ее чертами, по нашему мнению, являются легкость обращения к ней (возможно, это уместно и в профессиональной среде, и во взрослой жизни, в которой каждый индивидуум просто не может быть компетентен во всех ее разнообразных сферах и существует большое количество «специалистов в своей области»); во всяком случае, судя по результатам нашего исследования, совладающую стратегию «Поиск социальной поддержки» стоит считать наиболее оптимальным (и, по всей видимости, конструктивным) для зрелого возраста видом совладающего поведения.
Несомненно, что эффективное использование этого вида совла-дающей стратегии возможно при налаженном активном социальном взаимодействии, при наличии (как ресурса совладания) развитых социальных сетей.
Такие условия складываются преимущественно в зрелом возрасте и, по-видимому, являются следствием приобретения индивидом профессионального и, более широко, жизненного опыта, в том числе и опыта социального взаимодействия, без которого невозможна взрослая жизнь в социуме.
Обращение испытуемых юношеского и молодого возраста к условно ригидным видам как проблемно- , так и эмоционально-ориентированных совладающих стратегий, по нашему мнению, обусловлено небольшим опытом взаимодействия в социуме среди испытуемых этой возрастной группы.
Большую часть этой части выборки составили студенты 1-2 года обучения (средний возраст испытуемых - 19,6 лет), которые, впервые обретя относительную самостоятельность, пытаются самоутвердиться (в новом коллективе, во «взрослой» жизни); оценка их возможностей со стороны окружающих наиболее болезненна в этом возрасте, не налажены механизмы социального взаимодействия, слаба волевая регуляция.
Во всяком случае, как нам кажется, неуверенность и одновременно высокая самооценка, свойственная для этого возраста, ведет
к тому, что оценка способностей сверстниками и взрослыми становится намного более довлеющим фактором, чем факт реального разрешения трудностей, налаживание социальных связей или, например, достижения «реальной» компетенции в той или иной области; как следствие, представители этой возрастной группы идут на прямую конфронтацию (условно ригидная проблемно-ориентированная совладающая стратегия «Конфронтационный»), самоутверждаясь или доказывая свою правоту и компетентность часто только ради поддержания «хорошего мнения о себе» либо стараются избегать той ситуации, с которой они не могут справиться (и/или в которой «выглядят не в лучшем виде») (условно ригидная эмоционально-ориентированная совладающая стратегия «Бегство-избегание»).
Таким образом, полученные нами данные в целом подтверждают как литературные данные, так и наши собственные гипотезы.
Выводы:
1. Испытуемые зрелого возраста, в отличие от испытуемых юношеского и молодого возраста, характеризуются выбором условно гибких совладающих стратегий, при этом у них в наибольшей степени выражено предпочтение условно гибкой эмоционально-ориентированной совладающей стратегии «Поиск социальной поддержки»; несмотря на то что эта стратегия относится к эмоционально-ориентированному типу, т. е. по определению является не направленной на реальное решение проблемы, по нашему мнению, она наиболее оптимальна для этого возраста; эту совладающую стратегию отличает широкое «поле применения», а также меньшая «трудоемкость».
2. Испытуемые юношеского и молодого возраста предпочитают условно ригидные виды совладающих стратегий как проблемно-, так и эмоционально-ориентированного типа совладания. Среди проблемно-ориентированных совладающих стратегий в качестве наиболее предпочитаемой у них выделяется условно ригидная со-владающая стратегия «Конфронтационный»; среди эмоционально-ориентированных - условно ригидная совладающая стратегия «Бегство-избегание». При возможном разнообразии функциональной направленности совладания в этом возрасте (возможно, вызванном ранней стадией формирования репертуара совладающих стратегий) в целом это наиболее неадаптивные виды.
Примечания
10
1 Petrosky MJ, Birkimer J.C. The relationship among locus of control, coping styles, and psychological symptom reporting // Clin. Psychol. 1991. Vol. 47. No. 3. P. 336345.
2 Guttman D. The country old man // Occasional Papers in Gerontology. 1969. No. 5.
3 Vaillant G.E., Bond M, Vaillant C.O. An empirically validated hierarchy of defense mechanisms // Archives of General Psychiatry. 1986. Vol. 43. P. 786-794.
4 Нартова-Бочавер С.К. «Coping-behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 5.
5 Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006; Marcia J.E. Identity in adolescence // Handbook of adolescent psychology / Ed. by J. Andelson. N. Y.: Wiley, 1980.
6 Эриксон Э. Указ. соч.; Waterman A.S. Indentity in the context of adolescent psychology // Indentity in adolescence: Progress and contents: (New directions for child development. No. 30) / Ed. by A.S. Waterman. San Francisco: Jossey-Bass, 1985.
Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. N.Y.: Springer, 1984.
8 Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (Адаптация методики WCQ) // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 57-76.
9 Якунин И.А. Специфика совладающего поведения у лиц с разным профилем латеральной организации мозга // Вестник РГГУ. 2008. № 3. Серия «Психология».
Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб.: Речь, 2004.
7