Научная статья на тему 'ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ'

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГУЭУ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВУЗОВ / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина Ирина Юрьевна

Статья посвящена анализу проблем возрастной трансформации профессорско-преподавательского состава вузов в период модернизации системы высшего образования. Выявленные изменения возрастной структуры преподавателей свидетельствуют о постепенном «старении» профессорско-преподавательского состава, которое не может оцениваться как однозначно негативный процесс, так как в определенном смысле обусловливает преемственность между поколениями преподавателей и обеспечивает необходимый уровень качества подготовки специалистов. Анализ динамики возрастной структуры преподавателей, дифференцированных по различным профессионально-квалификационным сегментам, отражает небольшое смещение карьерных траекторий преподавателей вуза в сторону увеличения возраста. Дана оценка рисков и перспектив развития кадрового потенциала вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильина Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGE DYNAMICS OF THE TEACHING STAFF OF THE HIGHER SCHOOL: CURRENT TRENDS AND ASSESSMENT OF PROSPECTS

The article is devoted to the analysis of the problems of age transformation of the teaching staff of universities during the modernization of the higher education system. The revealed trends in the transformation of the age structure of teachers indicate a gradual “aging” of the teaching staff, which cannot be assessed as an unambiguously negative process, since in a certain sense it determines the continuity between generations of teachers and provides the necessary level of quality of training of specialists. The analysis of the dynamics of the age structure of teachers differentiated by various professional qualification segments reflects a slight shift in the career trajectories of university teachers towards an increase in age. An assessment of the risks and prospects for the development of the personnel potential of universities is given.

Текст научной работы на тему «ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ»

ФАКТЫ, ОЦЕНКИ, ПЕРСПЕКТИВЫ FACTS, APPRAISALS, PERSPECTIVES

Вестник НГУЭУ. 2022. № 3. С. 128-139 ШиЕМ. 2022. N0. 3. Р. 128-139

Научная статья УДК 331.5

DOI: 10.34020/2073-6495-2022-3-128-139

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ

Ильина Ирина Юрьевна

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации plesheeva6@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу проблем возрастной трансформации профессорско-преподавательского состава вузов в период модернизации системы высшего образования. Выявленные изменения возрастной структуры преподавателей свидетельствуют о постепенном «старении» профессорско-преподавательского состава, которое не может оцениваться как однозначно негативный процесс, так как в определенном смысле обусловливает преемственность между поколениями преподавателей и обеспечивает необходимый уровень качества подготовки специалистов. Анализ динамики возрастной структуры преподавателей, дифференцированных по различным профессионально-квалификационным сегментам, отражает небольшое смещение карьерных траекторий преподавателей вуза в сторону увеличения возраста. Дана оценка рисков и перспектив развития кадрового потенциала вузов.

Ключевые слова: кадровый потенциал вузов, профессорско-преподавательский состав, возрастная динамика, эффективность профессиональной деятельности, модернизация высшего образования

Для цитирования: Ильина И.Ю. Возрастная динамика профессорско-преподавательского состава высшей школы: актуальные тенденции и оценка перспектив // Вестник НГУЭУ. 2022. № 3. С. 128-139. БОТ: 10.34020/2073-6495-2022-3-128-139.

© Ильина И.Ю., 2022 128

Original article

AGE DYNAMICS OF THE TEACHING STAFF OF THE HIGHER SCHOOL: CURRENT TRENDS AND ASSESSMENT OF PROSPECTS

Ilina I.Yu.

Finance University under the Government of the Russian Federation plesheeva6@yandex.ru

Abstract. The article is devoted to the analysis of the problems of age transformation of the teaching staff of universities during the modernization of the higher education system.

The revealed trends in the transformation of the age structure of teachers indicate a gradual "aging" of the teaching staff, which cannot be assessed as an unambiguously negative process, since in a certain sense it determines the continuity between generations of teachers and provides the necessary level of quality of training of specialists. The analysis of the dynamics of the age structure of teachers differentiated by various professional qualification segments reflects a slight shift in the career trajectories of university teachers towards an increase in age. An assessment of the risks and prospects for the development of the personnel potential of universities is given.

Keywords: personnel potential of universities, teaching staff, age dynamics, efficiency of professional activity, modernization of higher education

For citation: Ilina I.Yu. Age dynamics of the teaching staff of the higher school: current trends and assessment of prospects. Vestnik NSUEM. 2022; (3): 128-139. (In Russ.). DOI: 10.34020/2073-6495-2022-3-128-139.

Введение

Российская система высшего образования в условиях масштабной социально-экономической трансформации является одной из сфер активных преобразований. Стратегические ориентиры развития высшей школы определены, но конкретные задачи и механизм трансформации являются предметом общественной и экспертной дискуссии. Особый интерес вызывает оценка готовности профессорско-преподавательского состава вуза к начинающимся реформам.

Современный вуз - сфера профессиональной деятельности не просто людей разного возраста, но и представителей совершенно разных культурных сообществ, сформировавшихся в принципиально разных условиях и существенно различающихся своими жизненными и профессиональными ориентирами. Поиск оптимальной модели взаимоотношений представителей разных поколений всегда являлся значимым фактором развития любой социальной системы. Формирование и развитие кадрового потенциала вузов сегодня рассматривается как важнейший элемент модернизации высшей школы [2, 7, 9].

Одной из проблем современного вузовского сообщества является «старение» профессорско-преподавательского состава [3, 16, 19]. Данная тенденция может рассматриваться не только как демографический фактор, отражающий общую возрастную динамику в обществе, но и как значимое

препятствие к эффективной профессиональной деятельности преподавателей по подготовке квалифицированных специалистов нового поколения [13, 17, 18]. Этими обстоятельствами обусловлена актуальность проводимого исследования.

Цель исследования - раскрыть возрастную динамику профессорско-преподавательского состава вузов, выявить причины и перспективы трансформации возрастной структуры профессорско-преподавательских коллективов.

Начиная с 70-80-х гг. ХХ в. численность профессорско-преподавательского состава вузов стабильно увеличивалась. Так, в период с 1980 по 1989 г. численность преподавателей вузов в СССР выросла с 356,8 до 379,6 тыс. (в том числе в вузах России с 204,0 до 212,0 тыс. человек) [4, с. 20].

В конце ХХ - начале XXI в. рост численности преподавателей вузов продолжался, в основном, за счет активно развивающегося сегмента частных образовательных организаций. Ситуация изменилась в 2010-2011 гг. -численность преподавателей начала сокращаться быстрыми темпами. Так, в период с 2010 по 2020 г. численность профессорско-преподавательского состава вузов сократилась в 1,5 раза. Особенно заметны эти сокращения в частных образовательных организациях, в рассматриваемый период численность преподавателей уменьшилась почти в 2 раза, что во многом связано с ужесточением требований, предъявляемых в рамках государственной аккредитации и, соответственно, с уходом многих слабых вузов с рынка образовательных услуг.

На современном этапе динамика качественных и структурных характеристик профессорско-преподавательского состава вузов обусловлена общими тенденциями развития высшей школы [5, 15].

Материалы и методы

Необходимость комплексного анализа возрастной динамики профессорско-преподавательского состава вузов обусловила активное использование различных научных методов. В частности, использованы методы экономико-статистического, типологического, сравнительного анализа.

Эмпирическая база основана на использовании системы статистических данных. В работе используются данные официальной статистики, представленные Федеральной службой государственной статистики России (Росстатом), а также полученные в ходе мониторинга образовательной сферы, проводимого Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики». В качестве рассматриваемого периода исследования выделена возрастная динамика профессорско-преподавательского состава вузов 2010-2021 гг., так как эти временные границы отражают процессы модернизации высшей школы и развития ее кадрового потенциала.

Результаты

В последнее десятилетие в вузах произошли существенные структурные изменения, в частности, это касается возрастных характеристик преподавателей. В целом возрастную динамику профессорско-преподаватель-

ского состава вузов можно оценить преимущественно как негативную. Наиболее существенное сокращение коснулось самых молодых преподавателей, только начинающих свой профессиональный и карьерный рост. Доля преподавателей в возрасте до 25 лет сократилась в период с 2010 по 2020 г. в 4,6 раза; в 2 раза уменьшилась доля преподавателей 25-29 лет (табл. 1). Сокращение отразилось и на работниках 30-34 лет, доля педагогов данного возраста уменьшилась почти в 1,5 раза. Тенденция меняется, если рассмотреть динамику преподавателей 35-39 лет и старше. Наиболее заметно вырос удельный вес преподавателей 40-44 лет, в период с 2010 по 2020 г. доля преподавателей вузов данной категории выросла в 1,6 раза. При этом в рассматриваемый период несколько сократилась доля профессорско-преподавательского состава с 50 до 64 лет. И, наконец, существенный рост характерен для преподавателей самого старшего возраста, - за последние 10 лет доля преподавателей 65 лет и старше выросла в 1,3 раза [1, с. 392; 12, с. 269].

Таблица 1

Структура численности профессорско-преподавательского состава вузов по возрастным группам (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера, на начало учебного года, %)

The structure of the number of teaching staff of universities by age groups (excluding external part-time workers and those working under civil law contracts, at the beginning of the academic year, %)

Возрастная группа, лет 2010-2011 гг. 2019-2020 гг.

До 25 2,3 0,5

25-29 9,5 4,7

30-34 13,1 9,0

35-39 11,3 12,1

40-44 8,7 13,7

45-49 9,3 11,5

50-54 10,4 9,2

55-59 10,5 10,0

60-64 10,1 9,8

65 и старше 14,8 19,5

Выявленная динамика свидетельствует о формировании общей тенденции «старения» профессорско-преподавательского состава. Данный процесс имеет медленный характер и, на наш взгляд, не может оцениваться как однозначно негативный, так как в определенном смысле обусловливает преемственность между поколениями преподавателей. Необходимо также учитывать тот факт, что «старение» является общей демографической тенденцией, характерной для населения России. Но следует признать, что актуализируются риски, связанные с обновлением профессорско-преподавательского состава, привлечением и профессиональным развитием молодых специалистов.

Существенные изменения в возрастной структуре преподавателей за последние 5 лет можно выявить при анализе динамики численности профессорско-преподавательского состава по должностям. Сокращение удельного веса самых молодых работников отразилось в составе педагогических работников, занимающих низшие позиции в профессионально-квалификационной иерархии вузов, - преподавателей и ассистентов. Например, в рассматриваемый период доля лиц до 25 лет, занимающих должность преподавателей, сократилась почти в 2 раза, а доля лиц, занимающих должность ассистента, в 1,6 раза. При этом несколько вырос удельный вес лиц в возрасте 60-64 лет, занимающих должности преподавателя и ассистента. Основную возрастную категорию тех, кто занимает данные должности, и в 2016 г., и в настоящее время составляют лица в возрасте от 25 до 34 лет (табл. 2).

Таблица 2

Структура численности профессорско-преподавательского состава, осуществляющего образовательную деятельность по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, по возрастным группам и должностям: 2016/17 (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера; на начало учебного года, %)

The structure of the number of faculty members engaged in educational activities in bachelor's, specialist's, master's programs, by age groups and positions: 2016/17 (without external part-time workers and working under civil law contracts; at the beginning of the academic year, %)

Профессорско-преподавательский состав Возраст, лет

до 25 2529 3034 3539 4044 4549 5054 5559 6064 65 и старше

Деканы факультетов 0,0 0,6 4,0 11,8 15,1 12,8 14,1 15,1 13,7 12,9

Заведующие кафедрами 0,0 0,3 2,6 7,8 10,8 10,1 12,3 15,7 15,3 25,0

Директора институтов 0,0 0,1 3,7 8,6 14,0 11,0 15,1 17,8 17,1 12,6

Профессора 0,0 0,0 0,4 2,0 5,2 6,0 8,8 12,8 16,2 48,7

Доценты 0,0 1,9 9,5 16,0 15,0 10,9 10,3 10,7 9,9 15,7

Старшие преподаватели 0,4 9,8 17,2 16,5 12,7 9,8 9,3 8,8 7,1 8,3

Преподаватели 7,7 29,5 21,3 12,4 8,5 5,3 5,0 3,7 2,6 3,8

Ассистенты 8,1 33,5 23,1 12,5 7,6 4,2 3,3 2,7 1,9 3,1

Процесс трансформации возрастной структуры коснулся и доцентов. Наиболее заметно сокращение удельного веса лиц, занимающих должность доцента, для групп в возрасте 30-34 и 35-39 лет. Например, в 2016 г. 16 % доцентов в вузах составляли лица в возрасте 35-39 лет, а в 2021 г. удельный вес данной категории составил 13,6 %. «Старение» характерно для профессорского корпуса. Так, за последние 5 лет заметно сократилась доля профессоров в возрасте до 44 лет, а доля лиц, занимающих профессорскую должность в возрасте 65 лет и старше, выросла на 3,4 процентных пункта (табл. 3).

Постепенно меняется возрастной состав лиц, занимающих административно-управленческие должности, - деканов, заведующих кафедрами, ди-

Таблица 3

Структура численности профессорско-преподавательского состава, осуществляющего образовательную деятельность по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, по возрастным группам и должностям: 2020/21 (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера; на начало учебного года, %)

The structure of the number of faculty members engaged in educational activities in bachelor's, specialist's, master's programs, by age groups and positions: 2020/21 (without external part-time workers and working under civil law contracts; at the beginning of the academic year, %)

Профессорско- Возраст, лет

преподавательский до 25- 30- 35- 40- 45- 50- 55- 60- 65 и

состав 25 29 34 39 44 49 54 59 64 старше

Деканы факультетов 0,0 0,3 3,0 8,5 16,0 19,3 13,2 13,6 12,6 13,3

Заведующие кафедрами 0,0 0,0 1,0 5,2 11,8 13,6 11,6 13,9 15,2 27,6

Директора институтов 0,0 0,5 2,7 8,2 15,7 16,1 13,2 16,0 14,8 12,8

Профессора 0,0 0,0 0,2 1,6 4,7 7,2 8,1 11,3 14,8 52,1

Доценты 0,0 0,8 7,1 13,6 17,4 14,7 10,4 10,2 9,5 16,2

Старшие преподаватели 0,1 6,8 16,2 15,5 14,7 11,2 9,2 8,8 7,4 10,1

Преподаватели 3,9 27,4 21,8 13,8 9,3 6,8 5,4 5,2 3,4 2,9

Ассистенты 5,0 33,2 23,4 13,5 7,9 5,3 3,3 3,0 2,1 3,2

ректоров институтов, но данную динамику нельзя оценить однозначно. Изменения коснулись преподавателей наиболее активного возраста (например, 45-49 лет), в рассматриваемый период доля деканов, относящихся к данной возрастной группе, выросла в 1,5 раза. Уменьшился удельный вес лиц, занявших должность декана в относительно раннем возрасте (3539 лет) - в 1,4 раза. При этом доля деканов старше 60 лет выросла несущественно. Аналогичные тенденции характерны и для лиц, занимающих должность заведующих кафедрой. За последние 5 лет несколько снизилась доля молодых руководителей кафедр (35-39 лет) - на 2,6 процентных пункта. Соответственно, на несколько процентных пунктов выросла и доля заведующих кафедрами 65 лет и старше [1, с. 392; 12, с. 270]. Фактически можно констатировать небольшое смещение карьерных траекторий преподавателей вуза в сторону увеличения возраста. При этом пока не наблюдается критического «старения» административно-управленческого состава вузов, хотя тенденция постепенного перемещения значительной части руководителей в более старшие возрастные группы, может быть зафиксирована.

Как свидетельствуют данные мониторинга экономики образования, проводимого Высшей школой экономики, возрастная динамика профессорско-преподавательского состава дифференцируется в зависимости от статуса вуза и его позиций в национальных рейтингах. Более гармоничная возрастная структура характерна для национальных исследовательских университетов и вузов - участников Программы «5-100». В частности, доля профессорско-преподавательского состава в возрасте от 25 до 29 лет в них вдвое выше, чем в остальных. Такое распределение, по мнению специалистов,

свидетельствует, «с одной стороны, о выполнении вузами с особым статусом важной функции, связанной с обновлением профессорско-преподавательского состава академического сектора, а с другой - о большей привлекательности этих вузов для молодых преподавателей и ученых» [6, с. 51]. Но не стоит переоценивать имиджевую составляющую привлекательности вузов. В качестве важного фактора обеспечения позитивной возрастной динамики следует рассматривать разработку и реализацию конкретных мер кадровой политики, ориентированной на различные возрастные сегменты преподавателей.

Обсуждение

Анализ возрастной динамики профессорско-преподавательского состава вузов позволяет выявить некоторый дисбаланс в соотношении между преподавателями разных поколений. Фактически в последние 10 лет приток самых молодых преподавателей в вузы заметно сократился.

Основные причины:

- общее снижение привлекательности вузов как потенциальных работодателей;

- оптимизация (а фактически сокращение) общей численности преподавателей вузов;

- отсутствие эффективных механизмов карьерного и профессионального роста в вузах;

- относительно низкая конкурентоспособность молодых преподавателей по базовым параметрам публикационной активности;

- отсутствие системы привлечения и поддержки молодых преподавателей вузов.

Традиционно проблемы молодых преподавателей вузов и их перспективы на профессиональном рынке труда привлекают внимание многих исследователей [8, 11, 14]. Актуализация проблемы дефицита молодых преподавателей, по мнению экспертов, обусловлена прежде всего тем, что «в настоящее время полностью отсутствует государственная политика в области поддержки молодых преподавателей университетов» [20, с. 51].

Активно обсуждая проблемы возрастной динамики профессорско-преподавательского состава, некоторые эксперты высказывают сомнения в целесообразности проведения специальной кадровой политики по омоложению коллектива. В качестве аргументов, в частности, приводится тот факт, что «замена опытных преподавателей на молодых, только что начинающих карьеру преподавателей, уменьшает профессиональную полезность ППС кафедры... В пользу ветеранов, работающих на кафедре, говорит и то, что эти преподаватели больше ценят место своей работы, чем их молодые коллеги, которые весьма часто оставляют кафедру в поисках более высоких заработков» [10]. Следовательно, рекомендуется избегать специальных мероприятий по омоложению профессорско-преподавательского состава вузов.

Признавая наличие проблемы, связанной с созданием условий для профессионального развития молодых преподавателей, считаем необходимым обратить внимание на тот факт, что многие вузы разрабатывают собствен-

ные, вполне эффективные программы привлечения и удержания молодежи, реализуя дополнительные системы стимулирования и поддержки научной активности лиц, выстраивающих свою профессиональную карьеру в вузе. Важно отметить, что реализация данных мероприятий не предполагает дискриминацию преподавателей старших возрастов, а нацелена на системный и деликатный подход к обеспечению баланса интересов различных возрастных сегментов.

Заключение

В целом перспективы развития кадрового потенциала вузов (в том числе в возрастном аспекте) связаны, с одной стороны, с определением и уточнением стратегических ориентиров, поставленных перед высшей школой на современном этапе, а с другой - с механизмами реализации установленных целей в рамках конкретных вузов. С учетом реальных задач каждый вуз будет разрабатывать собственную кадровую политику, предполагающую поиск новых технологий повышения эффективности профессиональной деятельности преподавателей. Можно предположить, что восстановление некоторых традиционных для российского (советского) образования подходов к обеспечению качества подготовки специалистов потребует привлечения (сохранения) и максимально полного использования потенциала лиц старшего возраста. Ускоренное внедрение цифровых технологий, новых практикоориентированных интерактивных форматов как инструментов повышения конкурентоспособности вузов является невозможным без участия молодых преподавателей.

Существенным фактором в определении кадровых приоритетов вузов является также позиция государства, которое может в жесткой форме стимулировать вузы к «омоложению» профессорско-преподавательского состава. В данном случае возможны дискриминационные проявления, касающиеся преподавателей более старшего возраста, особенно тех, кто не имеет высоких статусных профессионально-квалификационных характеристик и не занимает административно-управленческих должностей.

Безусловно, в вузе нужны преподаватели разных возрастов, опыт и зрелость более старших вполне естественно и успешно могут сочетаться с энтузиазмом и технической гибкостью молодых. Идеальная возрастная структура преподавателей вуза не может быть смоделирована, и периодически предпринимаемые попытки искусственного «омоложения» преподавательского корпуса (например, за счет квотирования рабочих мест для преподавателей в возрасте до 25 лет) нельзя считать успешными. Совместные усилия и сотрудничество, общие интересы и взаимная поддержка преподавателей разных возрастных категорий - сегодня это не только условия выживания, но и эффективного развития вуза.

Список источников

1. Бондаренко Н.В., Гохберг Л.М., Кузнецова В.И. и др. Индикаторы образования:

2022: статистический сборник. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М.: НИУ ВШЭ, 2022.

2. Ильина И.Ю. Научно-педагогическая карьера преподавателя вуза: показатели карьерного роста и мотивация // Экономика образования. 2020. № 2 (117). С. 51-58.

3. Ляшок В.Ю., Рощин С.Ю. Молодые и пожилые работники на российском рынке труда: являются ли они конкурентами? // Журнал Новой экономической ассоциации. 2017. № 1 (33). С. 117-140.

4. Народное образование и культура в СССР: Статистический сборник. М.: Финансы и статистика, 1989.

5. Смирнова Т.В. Выпускники вузов на региональном рынке труда. // Экономика образования. 2020. № 3 (118). С. 19-26.

6. Рудаков В.Н. Различия в положении профессорско-преподавательского состава вузов по возрастным группам. Мониторинг экономики образования: 2020. В 2 т. Т. II. Высшее образование и рынок труда / сост. Н.Б. Шугаль; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2021. 256 с.

7. Авакян И.Б., Виноградова Г.А. Факторный анализ развития инновационной готовности преподавателей вуза // Вестник НГПУ 2019. № 1. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/faktornyy-analiz-razvitiya-innovatsionnoy-gotovnosti-prepodavateley-vuza (дата обращения: 16.07.2022).

8. Балезина Е.А. Молодые преподаватели в современном вузе: социальная типизация // Вестник ПНИПУ Социально-экономические науки. 2019. № 3. URL: https:// cyberleninka.ru/artide/n/molodye-prepodavateli-v-sovremennom-vuze-sotsialnaya-tipizatsiya (дата обращения: 16.07.2022).

9. Баянова А.Р. Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности преподавателя высшей школы // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2020. № 3 (108). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-konkurentosposobnosti-prepodavatelya-vysshey-shkoly (дата обращения: 16.07.2022).

10. Гришина Е.М., Архангельский Ю.С. Об омоложении профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения // Вопросы электротехнологии. 2014. № 2 (3). С. 73-76. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_23878196_ 65383126.pdf

11. Иванов С.Ю., Иванова Д.В., Бурова А.А. Развитие научно-педагогического потенциала молодых преподавателей современного вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-nauchno-pedagogicheskogo-potentsiala-molodyh-prepodavateley-sovremennogo-vuza (дата обращения: 16.07.2022).

12. Индикаторы образования: 2018: статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Л.М. Гохберг, Н.В. Ковалева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2018. URL: https://issek.hse.ru/news/229479169.html

13. Масалова Ю.А. Исследование потенциала преподавателя высшей школы // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2016. № 2 (2). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/issledovanie-potentsiala-prepodavatelya-vysshey-shkoly (дата обращения: 16.07.2022).

14. Мельничук Ю.А. Применение геймификации в моральном стимулировании труда молодых преподавателей вузов // Социология. 2019. № 1. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/primenenie-geymifikatsii-v-moralnom-stimulirovanii-truda-molodyh-prepodavateley-vuzov (дата обращения: 16.07.2022).

15. Одинокая М.А. Роль и функции современного преподавателя в обеспечении качества профессиональной подготовки выпускников вуза в условиях компетент-ностного подхода // АНИ: педагогика и психология. 2019. № 1 (26). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/rol-i-funktsii-sovremennogo-prepodavatelya-v-obespechenii-kachestva-professionalnoy-podgotovki-vypusknikov-vuza-v-usloviyah (дата обращения: 16.07.2022).

16. Пугач В.Ф. Возраст преподавателей в российских вузах: в чем проблема? // Высшее образование в России. 2017. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrast-prepodavateley-v-rossiyskih-vuzah-v-chem-problema (дата обращения: 16.07.2022).

17. Тарасова И.В. Психологические тенденции профессионального самовыражения преподавателей вуза с различным стажем работы // Акмеология. 2017. № 3 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-tendentsii-professionalnogo-samovyrazheniya-prepodavateley-vuza-s-razlichnym-stazhem-raboty (дата обращения: 16.07.2022).

18. Тнимова Г.Т. Изучение мотивации к профессиональной деятельности преподавателей вуза в возрастном и гендерном аспектах // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2020. № 2 (18). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/izuchenie-motivatsii-k-professionalnoy-deyatelnosti-prepodavateley-vuza-v-vozrastnom-i-gendernom-aspektah (дата обращения: 16.05.2022).

19. Шестакова Н.Н., Васильев И.Г., Чистякова Н.Е. Исследование человеческого капитала старших возрастов: постановка проблемы // Вестник ПГУ. Серия: Экономика. 2016. № 4 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-chelovecheskogo-kapitala-starshih-vozrastov-postanovka-problemy (дата обращения: 19.10.2021).

20 Эзрох Ю.С. Кадровые перспективы российских университетов: кто будет преподавать в недалеком будущем? // Образование и наука. 2019. № 7. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/kadrovye-perspektivy-rossiyskih-universitetov-kto-budet-prepodavat-v-nedalekom-buduschem (дата обращения: 16.07.2022).

References

1. Bondarenko N.V., Gohberg L.M., Kuznecova V.I. i dr. Indikatory obrazovanija: 2022: statisticheskij sbornik [Education indicators: 2022: statistical compendium]. Nac. issled. un-t «Vysshaja shkola jekonomiki». Moscow: NIU VShJe, 2022.

2. Il'ina I.Ju. Nauchno-pedagogicheskaja kar'era prepodavatelja vuza: pokazateli kar'er-nogo rosta i motivacija [Scientific and pedagogical career of a university teacher: indicators of career growth and motivation], Jekonomika obrazovanija [Economics of education], 2020, no. 2 (117), pp. 51-58.

3. Ljashok V.Ju., Roshhin S.Ju. Molodye i pozhilye rabotniki na rossijskom rynke truda: javljajutsja li oni konkurentami? [Young and old workers in the Russian labor market: are they competitors?], Zhurnal Novoj jekonomicheskoj associacii [Journal of the New Economic Association], 2017, no. 1 (33), pp. 117-140.

4. Narodnoe obrazovanie i kul'tura v SSSR: Statisticheskij sbornik [Public Education and Culture in the USSR: Statistical Collection]. Moscow: Finansy i statistika, 1989.

5. Smirnova T.V. Vypuskniki vuzov na regional'nom rynke truda [University graduates in the regional labor market], Jekonomika obrazovanija [Economics of education], 2020, no. 3 (118), pp. 19-26.

6. Rudakov V.N. Razlichija v polozhenii professorsko-prepodavatel'skogo sostava vuzov po vozrastnym gruppam. Monitoring jekonomiki obrazovanija: 2020. V 2 t. T. II. Vysshee obrazovanie i rynok truda [Differences in the position of the teaching staff of universities by age groups. Monitoring of the Economics of Education: 2020. In 2 volumes. Vol. II. Higher education and the labor market]. Sost. N.B. Shugal'; Nac. issled. un-t «Vysshaja shkola jekonomiki». M.: NIU VShJe, 2021. 256 p.

7. Avakjan I.B., Vinogradova G.A. Faktornyj analiz razvitija innovacionnoj gotovnosti prepodavatelej vuza [Factor analysis of the development of innovative readiness of university teachers], Vestnik NGPU [Vestnik of the National State Pedagogical University], 2019, no. 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/faktornyy-analiz-razvitiya-innovatsionnoy-gotovnosti-prepodavateley-vuza (accessed: 16.07.2022).

8. Balezina E.A. Molodye prepodavateli v sovremennom vuze: social'naja tipizacija [Young teachers in a modern university: social typification], VestnikPNIPU. Social'no-jekonomicheskie nauki [Vestnik of PNRPU. Socio-economic sciences], 2019, no. 3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7molodye-prepodavateli-v-sovremennom-vuze-sotsialnaya-tipizatsiya (accessed: 16.07.2022).

9. Bajanova A.R. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija razvitija konkurentos-posobnosti prepodavatelja vysshej shkoly [Organizational and pedagogical conditions for the development of the competitiveness of a teacher of higher education], Vestnik ChGPU im. I.Ja. Jakovleva [Vestnik of the ChSPU named after I.Ya. Yakov-lev], 2020, no. 3 (108). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-konkurentosposobnosti-prepodavatelya-vysshey-shkoly (accessed: 16.07.2022).

10. Grishina E.M., Arhangel'skij Ju.S. Ob omolozhenii professorsko-prepodavatel'skogo sostava vysshego uchebnogo zavedenija [On the rejuvenation of the teaching staff of a higher educational institution], Voprosy jelektrotehnologii [Issues of electrical technology], 2014, no. 2 (3), pp. 73-76. Available at: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_23878196_65383126.pdf

11. Ivanov S.Ju., Ivanova D.V., Burova A.A. Razvitie nauchno-pedagogicheskogo potenciala molodyh prepodavatelej sovremennogo vuza [Development of the scientific and pedagogical potential of young teachers of a modern university], Obshhestvo: sociolo-gija, psihologija, pedagogika [Society: sociology, psychology, pedagogy], 2020, no. 3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-nauchno-pedagogicheskogo-potentsiala-molodyh-prepodavateley-sovremennogo-vuza (accessed: 16.07.2022).

12. Indikatory obrazovanija: 2018: statisticheskij sbornik [Education indicators: 2018: statistical compendium]. N.V. Bondarenko, L.M. Gohberg, N.V. Kovaleva i dr.; Nac. issled. un-t «Vysshaja shkola jekonomiki». Moscow: NIU VShJe, 2018. URL: https:// issek.hse.ru/news/229479169.html

13. Masalova Ju.A. Issledovanie potenciala prepodavatelja vysshej shkoly [Study of the potential of a teacher of higher education], Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Politicheskie, sociologicheskie i jekonomicheskie nauki [Vestnik of the Kemerovo State University. Series: Political, sociological and economic sciences], 2016, no. 2 (2). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-potentsiala-prepodavatelya-vysshey-shkoly (accessed: 16.07.2022).

14. Mel'nichuk Ju.A. Primenenie gejmifikacii v moral'nom stimulirovanii truda molodyh prepodavatelej vuzov [The use of gamification in the moral stimulation of the work of young university teachers], Sociologija [Sociology], 2019, no. 1. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/primenenie-geymifikatsii-v-moralnom-stimulirovanii-truda-molodyh-prepodavateley-vuzov (accessed: 16.07.2022).

15. Odinokaja M.A. Rol' i funkcii sovremennogo prepodavatelja v obespechenii kachestva professional'noj podgotovki vypusknikov vuza v uslovijah kompetentnostnogo pod-hoda [The role and functions of a modern teacher in ensuring the quality of professional training of university graduates in the context of a competency-based approach], ANI: pedagogika i psihologija [ANI: Pedagogy and Psychology], 2019, no. 1 (26). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-funktsii-sovremennogo-prepodavatelya-v-obespechenii-kachestva-professionalnoy-podgotovki-vypusknikov-vuza-v-usloviyah (accessed: 16.07.2022).

16. Pugach V.F. Vozrast prepodavatelej v rossijskih vuzah: v chem problema? [The age of teachers in Russian universities: what is the problem?], Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2017, no. 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ vozrast-prepodavateley-v-rossiyskih-vuzah-v-chem-problema (accessed: 16.07.2022).

17. Tarasova I.V. Psihologicheskie tendencii professional'nogo samovyrazhenija prepo-davatelej vuza s razlichnym stazhem raboty [Psychological tendencies of professional self-expression of university teachers with different work experience], Akmeo-

logija [Akmeologiya], 2017, no. 3 (63). Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/ psihologicheskie-tendentsii-professionalnogo-samovyrazheniya-prepodavateley-vuza-s-razlichnym-stazhem-raboty (accessed: 16.07.2022).

18. Tnimova G.T. Izuchenie motivacii k professional'noj dejatel'nosti prepodavatelej vuza v vozrastnom i gendernom aspektah [Study of motivation for professional activity of university teachers in age and gender aspects], Zdorov'e cheloveka, teorija i metodika fizicheskoj kul 'tury i sporta [Human health, theory and methodology of physical culture and sports], 2020, no. 2 (18). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-motivatsii-k-professionalnoy-deyatelnosti-prepodavateley-vuza-v-vozrastnom-i-gendernom-aspektah (accessed: 16.07.2022).

19. Shestakova N.N., Vasil'ev I.G., Chistjakova N.E. Issledovanie chelovecheskogo ka-pitala starshih vozrastov: postanovka problemy [The study of human capital of older ages: statement of the problem], Vestnik PGU. Serija: Jekonomika [Vestnik of PSU. Series: Economy], 2016, no. 4 (31). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ issledovanie-chelovecheskogo-kapitala-starshih-vozrastov-postanovka-problemy (accessed: 19.10.2021).

20. Jezroh Ju.S. Kadrovye perspektivy rossijskih universitetov: kto budet prepodavat' v nedalekom budushhem? [Personnel prospects of Russian universities: who will teach in the near future?], Obrazovanie i nauka [Education and science], 2019, no. 7. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kadrovye-perspektivy-rossiyskih-universitetov-kto-budet-prepodavat-v-nedalekom-buduschem (accessed: 16.07.2022).

Сведения об авторе:

И.Ю. Ильина - доктор экономических наук, профессор, кафедра «Государственное и муниципальное управление», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация.

Information about the author:

I.Yu. Ilina - Doctor of Economic Sciences, Professor, Department of State and Municipal Management, Finance University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation.

Статья поступила в редакцию 02.08.2022 Одобрена после рецензирования 10.08.2022 Принята к публикации 27.08.2022

The article was submitted 02.08.2022 Approved after reviewing 10.08.2022 Accepted for publication 27.08.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.