Научная статья на тему 'Возрастная динамика морфофункциональных показателей пловцов 10-15 лет в процессе спортивно ориентированного физического воспитания'

Возрастная динамика морфофункциональных показателей пловцов 10-15 лет в процессе спортивно ориентированного физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ПЛОВЦЫ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ / SPORTS-ORIENTED PHYSICAL EDUCATION / MORPHOFUNCTIONAL INDICATORS / SWIMMERS / COMPETITIVE RESULT / COMPETITIVE DISTANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зизикова Светлана Ивановна, Васильева Ирина Александровна, Антонова Татьяна Владимировна

В статье представлены экспериментальные результаты исследования возрастной динамики морфофункциональных показателей пловцов 10-15 лет. Авторами представлены темпы прироста основных морфофункциональных показателей у пловцов от 10 до 15 лет. В результате исследования установлено, что пловцы, специализирующиеся в разных соревновательных дистанциях по плаванию, имеют статистически значимые различия по следующим размерам тела: длина руки; ширина плеч; дельтовидный диаметр; ширина таза; относительная поверхность тела; масса тела; продольные размеры тела; длина конечностей и их сегментов; относительная масса костной ткани; относительная масса жировой ткани; обхватные размеры тела и площади сечений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGE DYNAMICS OF MORPHOFUNCTIONAL INDICATORS OF SWIMMERS 10-15 YEARS IN THE PROCESS OF SPORTLY ORIENTED PHYSICAL EDUCATION

The article presents experimental results of the age dynamics of morphofunctional indices of swimmers 10-15 years old. The authors show the growth rates of the main morphofunctional indices in swimmers from 10 to 15 years. As a result of the research it was established that swimmers specializing in different competitive swimming distances have statistically significant differences in the following body sizes: arm length; Shoulder width; deltoid diameter; width of the pelvis; the relative surface of the body; body mass; longitudinal dimensions of the body; length of limbs and their segments; relative mass of bone tissue; relative mass of adipose tissue; girth body dimensions and cross-sectional areas.

Текст научной работы на тему «Возрастная динамика морфофункциональных показателей пловцов 10-15 лет в процессе спортивно ориентированного физического воспитания»

Педагогика

УДК 796.332.015.12

кандидат педагогических наук, доцент Зизикова Светлана Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат педагогических наук Васильева Ирина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Антонова Татьяна Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева» (г. Чебоксары)

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПЛОВЦОВ 10-15 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация. В статье представлены экспериментальные результаты исследования возрастной динамики морфофункциональных показателей пловцов 10-15 лет. Авторами представлены темпы прироста основных морфофункциональных показателей у пловцов от 10 до 15 лет. В результате исследования установлено, что пловцы, специализирующиеся в разных соревновательных дистанциях по плаванию, имеют статистически значимые различия по следующим размерам тела: длина руки; ширина плеч; дельтовидный диаметр; ширина таза; относительная поверхность тела; масса тела; продольные размеры тела; длина конечностей и их сегментов; относительная масса костной ткани; относительная масса жировой ткани; обхватные размеры тела и площади сечений.

Ключевые слова: спортивно ориентированное физическое воспитание, морфофункциональные показатели, пловцы, соревновательный результат, соревновательная дистанция.

Annotation. The article presents experimental results of the age dynamics of morphofunctional indices of swimmers 10-15 years old. The authors show the growth rates of the main morphofunctional indices in swimmers from 10 to 15 years. As a result of the research it was established that swimmers specializing in different competitive swimming distances have statistically significant differences in the following body sizes: arm length; Shoulder width; deltoid diameter; width of the pelvis; the relative surface of the body; body mass; longitudinal dimensions of the body; length of limbs and their segments; relative mass of bone tissue; relative mass of adipose tissue; girth body dimensions and cross-sectional areas.

Keywords: sports-oriented physical education, morphofunctional indicators, swimmers, competitive result, competitive distance.

Введение. Современный уровень спортивных достижений в плавании предъявляет специфические и довольно жесткие требования к морфотипу пловца, поэтому выявление генетически детерминированных морфофункциональных показателей в процессе спортивно ориентированного физического воспитания, позволяющих с большей степенью вероятности определить перспективность пловцов на определенном этапе многолетней подготовки является актуальным и практически значимым для дальнейшего прогресса отечественного плавания [2, 4, 5, 10, 13, 17, 18]. Под спортивно ориентированным физическим воспитанием мы понимаем занятия избранным видом спорта, обеспечивающие единство и взаимосвязь учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности в системе дополнительного образования [1, 3, 7, 8, 12, 15]. Между тем, анализ и обобщение научно-методической литературы и педагогической практики свидетельствует о существовании противоречия между высокой значимостью учета морфофункциональных особенностей детей и подростков для достижения высоких соревновательных результатов в плавании, с одной стороны, и недостаточностью научно-обоснованных знаний об особенностях возрастной динамики их показателей в 10-15 лет, с другой [9, 11].

Изложение основного материала статьи. С целью определения особенностей возрастной динамики морфофункциональных показателей пловцов в 10-15 лет проводилось экспериментальное исследование. В экспериментальном исследовании приняли участие учащиеся СДЮШОР по плаванию г. Казань: 15 человек в возрасте 10-11 лет, 15 человек - в возрасте 11-12 лет, 12 человек - в возрасте 12-13 лет, 12 человек - в возрасте 13-14 лет, 10 человек - в возрасте 14-15 лет. У всех испытуемых определялись показатели морфофункционального развития и результаты в плавании на 100 м вольным стилем. В таблице 1 приведены показатели морфофункционального развития пловцов в возрасте 10-15 лет.

Показатели морфофункционального развития 10-15 летних спортсменов, специализирующихся в

плавании

Признаки морфофункционального развития Показатели морфофункционального развития

Возраст, лет

10-11, п=15 11-12, п=15 12-13, п=12 13-14, п=12 14-15, п=10

1. Длина тела, см 140,8±2,3 145,7±3,1 150±3,2 156,7±4,2 160,9±4,1

2.Масса тела, кг 32,2±1,2 33,1±1,8 37,1±1,0 43,6±2,7 49,5±3,4

З.Длина руки, см 62,8±1,7 65,1±2,1 65,9±2,7 69,7±2,3 72±1,9

4.Длина ноги, см 75,8±2,1 78,2±2,7 80,5±3,1 86±4,3 87,2±3,3

5.Ширина плеч, см 29,9±1,0 31,1±1,2 31,1±1,3 33,4±2,2 35±2,6

6.Ширина таза, см 23,1±1,1 25,9±1,4 27,9±1,2 27,8±1,4 28,6±1,5

7.Длина стопы, см 21,2±0,9 22,6±,3 24,4±2,0 25,6±1,2 26,6±1,0

8.Ширина стопы, см 7,3±0,8 8,8±1,0 9,1±0,5 9,6±0,8 9,6±0,7

9.Жировая масса, % 13,65±1,7 12,98±2,1 12,08±1,1 12,02±1,5 12,24±0,9

10.Мышечная масса, % 45,54±1,5 46,61±2,3 50,11±3,1 50,02±3,0 44,91±3,8

11.Ж.Е.Л., мл 1947±123 2187±254 2203±249 2947±378 4027±317

12.Сила кисти, кг 16,2±0,8 16,3±0,5 16,8±1,1 17,2±1,5 18,7±1,2

Сравнительный анализ приведенных данных свидетельствует о том, что в изучаемом нами возрасте наблюдается прогрессивное повышение продольных и поперечных размеров тела, что обусловлено возрастным морфофункциональным развитием юных пловцов. Также с возрастом существенно улучшаются такие показатели физического развития, как жизненная емкость легких и сила мышц кисти. Наряду с этим наблюдается снижение доли жировой массы в общей массе тела на фоне увеличения относительной доли мышечной массы [6, 14, 16, 21, 22]. Следует отметить, что в 14-15 лет наблюдается существенное снижение мышечной массы и увеличение жировой. Нами с учетом длины тела испытуемых были рассчитаны показатели отношений (индексы): ширина плеч/длина тела, ширина таза/ длина тела, длина руки/длина тела и длина ноги/длина тела, ЖЕЛ/масса тела (таблица 2).

Таблица 2

Прирост относительных показателей (индексов) морфофункционального развития 10-15 летних спортсменов, специализирующихся в плавании, в % (по O. Brody)

Признаки морфофункционального развития Показатели морфофункционального развития

Возраст, лет

10-11, п=15 10-11, п=15 10-11, п=15 10-11, п=15 10-11, п=15

1. Ширина плеч/ длина тела 0,212±0,02 0,213±0,03 0,207±0,04 0,213±0,02 0,218±0,05

2. Ширина таза /длина тела 0,164±0,08 0,178±0,05 0,186±0,08 0,177±0,06 0,178±0,05

3. Длина руки/длина тела 0,446±0,02 0,447±0,04 0,439±0,05 0,445±0,07 0,447±0,03

4. Длина ноги / длина тела 0,538±0,04 0,537±0,02 0,537±0,08 0,549±0,06 0,542±0,05

5. ЖЕЛ/масса тела 60,5±0,62 66,1±1,02 59,4±2,54 67,6±4,51 81,4±6,72

Установлено, что в возрасте от 10 до 15 лет происходит существенное увеличение относительных показателей ширины плеч (от 0,212 до 218 усл. ед.), ширины таза (от 0,164 до 178 усл. ед.). Относительные показатели длины рук и длины ног в этом возрасте существенно не изменяются. Таким образом, в возрасте 10-15 лет наблюдается большее увеличение поперечных размеров тела в сравнении с продольными размерами. Обращает внимание значительное увеличение показателей жизненного индекса - от 60,5 мл/кг в 10 лет до 81,4 мл/кг в 15-летнем возрасте. Данные, приведенные в таблицах 3-4, говорят о том, что величина прироста отдельных показателей морфофункционального развития изменяется от возраста к возрасту.

Прирост показателей морфофункционального развития 10-15 летних спортсменов, специализирующихся в плавании, в % (по O. Brody)

Признаки морфофункционального развития Прирост показателей морфофункционального развития

Возраст, лет

11-12 лет 12-13 лет 13-14 лет 14-15 лет

1. Длина тела 0,86±0,09 0,73±0,08 1,09±0,12 0,66±0,10

2.Масса тела 0,69±0,34 2,85±1,06 4,03±1,11 3,17±1,02

3.Длина руки 0,90±0,26 0,31±0,19 1,40±0,39 0,81±0,41

4.Длина ноги 0,78±0,05 0,72±0,04 1,65±0,58 0,35±0,31

5.Ширина плеч 0,98±0,16 0,00±0,09 1,78±0,23 1,17±0,31

6.Ширина таза 2,86±0,39 1,86±0,45 -0,09±0,12 0,71±0,45

7.Длина стопы 1,60±0,15 1,91±0,26 1,20±0,34 0,96±0,17

8.Ширина стопы 4,66±1,21 0,84±0,77 1,34±0,91 0,00±0,54

9.Жировая масса -1,26±0,25 -1,80±0,51 -0,12±0,18 0,45±0,54

10.Мышечная масса 0,58±0,37 1,81±1,08 -0,04±0,45 -2,69±1,21

11.Ж.Е.Л 2,90±1,38 0,18±0,78 7,22±5,12 7,74±4,72

12.Кистевая динамометрия 0,15±0,24 0,76±0,48 0,59±0,36 2,09±0,72

В частности, наиболее высокие показатели прироста длины тела наблюдаются в возрасте 13-14 лет (1,09%), в 14-15 лет они снижаются до 0,66%. Интенсивный прирост массы тела наблюдается также в 13-14 лет (4,03%), в 14-15 лет он сохраняется на достаточно высоком уровне (3,17%). Также в возрасте от 13 до 14 лет наблюдаются самые высокие показатели прироста длины руки (1,40%), длины ноги (1,65%) и ширины плеч (1,78%). Ширина таза интенсивно увеличивается в 11-12 лет (2,86%), в 12-13 лет продолжает увеличиваться (1,86%). В 13-15 лет этот признак морфофункционального развития увеличивается всего лишь на 0,71% (за два года). Ширина плеч, напротив, интенсивно увеличивается в 13-14 и в 14-15 лет (1,78 и 1,17%). Длина стопы, так же, как и ширина таза, интенсивно увеличивается в 11-13 лет (2,51% за два года). Темпы прироста этого показателя незначительно снижаются в 13-14 лет - до 1,20%, и в 14-15 лет - до 0,96%. Ширина стопы резко увеличивается в 11-12 лет (4,86%), затем темпы прироста этого показателя падают и составляют всего 2,13% за три года (в возрасте 12-15 лет.

Доля жировой массы в составе тела существенно снижается 11-12 лет - на 1,26%, и в 12-13 лет - 1,80%, в последующие два года это доля стабилизируется и незначительно повышается - на 0,33%. Доля мышечной массы, напротив, нарастает в 11-13 лет 92,39%) и снижается в 14-15 лет (2,69%). Наиболее интенсивный прирост показателей жизненной емкости легких происходит в 13-14 лет (7,22%) и в 14-15 лет (7,74%). В 1113 лет прирост этого показателя менее выражен и составляет всего 3,08% за два года.

Сила кисти увеличивается в 11-12 лет всего на 0,15%. В дальнейшем происходит повышение темпов прироста силовых возможностей юных пловцов - 0,76% - в 12-13 лет, 0,59% - в 13-14 лет. Наиболее высокие темпы прироста показателей силы кисти наблюдаются в 14-15 лет - 2,09%.

Таким образом, в 11-12 лет наблюдаются наиболее высокие темпы прироста поперечных размеров тела юных пловцов - ширины таза и ширины плеч. В 12-13 выявлены высокие темпы прироста показателей длины стопы и мышечной массы, в 13-14 лет - показателей длины и массы тела, длины руки и ноги, ширины плеч. В 14-15 лет происходит интенсивное нарастание доли жировой массы с одновременным снижением доли мышечной массы. В этом возрасте интенсивно нарастают показатели жизненной емкости легких и кистевой динамометрии. Сравнительный анализ данных, приведенных в таблице 4, свидетельствует о том, что возраст 12-13 лет характеризуется низкими значениями прироста относительных показателей ширины плеч (- 0,73%), возраст 13-14 лет - относительных показателей ширины таза (-1,18%).

Высокие значения прироста относительных показателей ширины плеч наблюдаются 13-14 и в 14-15 лет (0,69 и 0,51% соответственно). Относительная ширина таза, напротив, интенсивно увеличивается в 11-12 (2,0%) и в 12-13 (1,13%) лет. Относительная длина руки и ноги наиболее сильно возрастает в 13-14 лет (на 0,31 и 0,56% соответственно). В 14-15 лет относительная длина ноги уменьшается на -0,31%). Обращает внимание снижение показателей жизненного индекса на 2,67% в 12-13 лет. В дальнейшем происходит существенное повышение этого показателя - на 3,23 % в 13-14 лет и на 4,62% - в 14 15 лет.

Прирост относительных показателей (индексов) морфофункционального развития 10-15 летних спортсменов, специализирующихся в плавании, в % (по O. Brody)

Признаки морфофункционального развития Прирост показателей морфофункционального развития

Возраст, лет

11-12 лет 12-13 лет 13-14 лет 14-15 лет

1. Ширина плеч/ длина тела 0,13±0,09 -0,73±0,39 0,69±0,91 0,51±0,46

2. Ширина таза /длина тела 2,00±0,43 1,13±0,61 -1,18±0,74 0,05±0,15

3. Длина руки/длина тела 0,04±0,05 -0,42±0,47 0,31±0,39 0,15±0,22

4. Длина ноги / длина тела -0,08±0,09 0,00±0,07 0,56±0,40 -0,31±0,61

5. ЖЕЛ/масса тела 2,22±1,09 -2,67±2,11 3,23±1,62 4,62±2,04

Таким образом, возраст 11-12 лет характеризуется высокими темпами прироста относительных показателей ширины таза, возраст снижением относительных показателей ширины плеч, длины руки и жизненного индекса. В 13-14 лет наблюдаются высокие темпы прироста относительных показателей ширины плеч и длины ноги, в 14-15 лет - показателей жизненного индекса.

Выводы. Влияние морфофункциональных показателей на скорость плавания в каждом конкретном возрасте различно. Наиболее генетически обусловленными являются продольные размеры тела пловцов, состав тела, особенности строения суставов, морфологические компоненты физической работоспособности (тип конституции), связанные с ним норма реакции организма и темп биологического развития, относительная мышечная сила, быстрота во всех своих проявлениях, прыгучесть, максимальное потребление кислорода, показатели кислородного пульса, сердечного выброса, окислительного потенциала скелетной мышц, V02max, соотношение «быстрых» и «медленных» волокон, ударный и минутный объем крови, устойчивость к кислородной недостаточности, анаэробный механизм энергообеспечения [19, 20].

Литература:

1. Бурцев В.А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева. Чебоксары, 2007.

2. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Дедловская М.В. Экспериментальное исследование уровня развития аксиологического компонента спортивной культуры личности в процессе формирования положительного ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-3. - С. 475-479.

3. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Данилова Г.Р. Исследование уровня развития мотивационного компонента спортивной культуры в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе игровых видов спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 4-1. -С. 76-79.

4. Бурцев В.А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева. Чебоксары, 2007.

5. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Миннахметова Л.Т. Исследование уровня развития личностно-поведенческого компонента спортивной культуры в процессе личностно ориентированного физического воспитания студентов // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 5-2. - С. 329-333.

6. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Садыкова С.В Экспериментальное исследование уровня развития креативного компонента спортивной культуры личности в процессе познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 286.

7. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Софронов И.Л. Сущность и содержание физической культуры личности // Образование и саморазвитие. - 2012. - Т.2 -№ 30. - С. 139-146

8. Бурцев В.А., Драндров Г.Л., Боровик С.Г. Теоретическая модель спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-17. - С. 3816-3820.

9. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Евграфов И.Е. Реализация личностно ориентированного подхода в физическом воспитании студентов на основе избранного вида спорта // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - С. 50.

10. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Педагогические закономерности и дидактические принципы обучения студентов избранному виду спорта в процессе формирования спортивной культуры студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1. - С. 67.

11. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мугаллимова Н.Н. Экспериментальное исследование уровня развития операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе обучения избранному виду спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016.- № 9-2. - С. 264-268.

12. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Русакова С.С. Экспериментальное исследование уровня развития информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе учебно-познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. -№ 4. - С. 186.

13. Бурцев В.А., Зорин С.Д., Лащенов В.И. Исследование эффективности формирования ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 5. - С. 16.

14. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Норден А.П. Экспериментальное исследование уровня развития рефлексивного компонента спортивной культуры личности в процессе формирования ценностно-смысловых ориентаций студентов к самостоятельной организации спортивного стиля жизни // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 95. - С. 253.

15. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Файзрахманов И.И. Исследование уровня развития физического компонента спортивной культуры личности в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе циклических видов спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. -№ 9-1. - С. 103-107.

16. Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Кильнесов В.М., Никоноров В.Т., Халиуллин Р.С., Данилова Г.Р., Невмержицкая Е.В., Евграфов И.Н., Садыкова С.В. Исследование эффективности экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 4. - С. 141.

17. Бурцев В.А., Файзрахманов И.И., Мифтахов Т.Ф. Организационно-методические особенности формирования спортивной культуры студентов в процессе личностно ориентированного физического воспитания (на примере мини-футбола) // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-24. - С. 5498-5502.

18. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности. - Чебоксары, 2014.

19. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Зорин С.Д. Программное обеспечение спортивно ориентированного воспитания учащихся // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 6. - С. 6-18.

20. Зорин С.Д., Лащенов В.И., Бурцев В.А. Исследование показателей ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни // Теория и практика физической культуры. - 2008. -№ 2. - С. 46.

21. Зорин С.Д., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Показатели социально-психологического климата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-1. - С. 170-174

22. Чапурин М.Н., Симязева Е.Н., Бурцев В.А. Физкультурно-спортивная деятельность студентов вуза как специфический вид активности // Вестник Российского университета кооперации. - 2014. - № 1 (15). -С. 76-80.

Педагогика

УДК: 13.00.02

кандидат филологических наук, доцент Зырянова Ольга Николаевна

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ТЕРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНОГО КУРСА В

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Аннотация. В статье анализируется опыт использования активных методов обучения на занятиях теоретико-литературного курса в педагогическом вузе на филологическом факультете. Рассматриваются игровые методы и примеры их реализации на занятиях по введению в литературоведение при изучении теоретико-литературных понятий и литературного процесса. Активные методы изучения способствуют эффективному усвоению теории, а также формированию коммуникативных компетенций будущего учителя русского языка и литературы.

Ключевые слова: активные методы обучения, литература, теория литературы, делова игра, ридер, коммуникативные компетенции.

Annotation. The paper analyzes active methods of studying Literary Theory in the Philological Faculty of the Pedagogical Institution of higher education. The paper deals with gaming technologies and examples of their usage while studying theoretical concepts of literature and literary process in the classes of Introduction into Literary Theory. Active techniques of studying help students to acquire theoretical concepts and form communicative competence of future teachers of the Russian Language and Literature.

Keywords: active techniques of studying, literature, Literary Theory, business simulation, reader, communicative competence.

Введение. Особенность современного образовательного процесса обучения студентов-бакалавров заключается в том, что получение обучающимися знаний доминирует над их передачей преподавателем, соответственно, используемые методы и приемы должны быть направлены на создание оптимальных условий для познавательной деятельности обучающихся.

Изложение основного материала статьи. Литературоведческая подготовка будущих учителей русского языка и литературы подразумевает изучение не только методических, но и историко-литературных и теоретико-литературных курсов. Дисциплины теоретико-литературного цикла («Введение в филологию. Основы науки о литературе»; «Теория литературы», «Литературная критика», «Эстетические основы литературного процесса» и т.д.) являются, в силу своего интегрированного характера (история литературы, эстетика, лингвистика, стилистика, философия), наиболее сложными для восприятия и изучения. Активные методы дают возможность создать преподавателю учебные задания и ситуации, направленные на успешное усвоение теории литературы и методики анализа произведений.

Одной из таких технологий может быть технология управляемого чтения, иначе - ридер. Ридер, как определяет Н.Н. Родигина, «тематическая подборка материалов и система вопросов и заданий к ним» [2].

Работа с ридером включает следующие этапы:

1. Актуализация темы занятия, обозначение проблемных вопросов.

2. Постановка учебных задач, характеристика этапов и ожидаемых результатов.

3. Обсуждение студенческих версий, рефлексия по поводу эффективности предложенных заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.