Научная статья на тему 'Возрастная дифференцировка состава критериев отбора юных спортсменов к специализации в мини-футболе'

Возрастная дифференцировка состава критериев отбора юных спортсменов к специализации в мини-футболе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
556
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНИ-ФУТБОЛ / ЮНЫЕ СПОРТСМЕНЫ / КРИТЕРИИ ОТБОРА К СПЕЦИАЛИЗАЦИИ / ВОЗРАСТНАЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВКА / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / MINIFOOTBALL / YOUNG SPORTSMEN / CRITERIA FOR SELECTION FOR SPECIALIZATION / AN AGE DIFFERENTIATION / COMPETITIVE ACTIVITY / PHYSICAL DEVELOPMENT / PHYSICAL AND TECHNICAL READINESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рами Заул М.А.

В статье приводятся данные, раскрывающие инновационный состав критериев отбора юных спортсменов к специализации в мини-футболе, эффективность применения которых экспериментально обоснована на отдельных этапах многолетней подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper provides data disclosing innovative structure of criteria for selection of young sportsmen for specialization in minifootball, the efficiency of application of which is experimentally proved at separate stages of many-year training.

Текст научной работы на тему «Возрастная дифференцировка состава критериев отбора юных спортсменов к специализации в мини-футболе»

УДК 796.332.6 ББК 75.578.5 З 37

Заул Рами М.А.

Аспирант кафедры теории и методики футбола и регби Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма; E-mail: Rami10@mail ru

ВОЗРАСТНАЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВКА СОСТАВА КРИТЕРИЕВ ОТБОРА ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ К СПЕЦИАЛИЗАЦИИ В МИНИ-ФУТБОЛЕ

(Рецензирована)

Аннотация. В статье приводятся данные, раскрывающие инновационный состав критериев отбора юных спортсменов к специализации в мини-футболе, эффективность применения которых экспериментально обоснована на отдельных этапах многолетней подготовки.

Ключевые слова: мини-футбол, юные спортсмены, критерии отбора к специализации, возрастная дифференцировка, соревновательная деятельность, физическое развитие, физическая и техническая подготовленность.

Zaul Rami M.A.

Post-graduate student of Department of the Theory and Technique of Football and Rugby Football, the Kuban State University of Physical Training, Sports and Tourism; E-mail: Rami10@mail.ru

AGE DIFFERENTIATION OF CRITERIA STRUCTURE FOR SELECTION OF YOUNG SPORTSMEN TO SPECIALIZATION IN MINIFOOTBALL

Abstract. The paper provides data disclosing innovative structure of criteria for selection of young sportsmen for specialization in minifootball, the efficiency of application of which is experimentally proved at separate stages of many-year training.

Keywords: minifootball, young sportsmen, criteria for selection for specialization, an age differentiation, competitive activity, physical development, physical and technical readiness.

Мини-футбол (футзал) является одной из наиболее интенсивно развивающихся в мире спортивных игр, его эволюция в современную автономную разновидность классического футбола стала общепризнанным фактом [1]. Известно, что эффективное развитие системы подготовки спортсменов в любом новом виде спорта должно базироваться на реализации как общетеоретических положений спортивной тренировки, так и на формировании методологических основ с учетом его специфики [2, 3]. Вместе с тем научно-методическое сопровождение мини-футбола по темпам явно отстает от развития игры. К настоящему времени в России по различным проблемам подготовки спортсменов в мини-футболе защищено крайне незначительное количество диссертаций. При этом только в двух работах тем или иным образом рассматриваются вопросы подготовки юных спортсменов, в частности

- девочек 11-12 лет [4] и юношей 16-17 лет в условиях крайнего севера [5], а в исследовании А.С. Чудина [6] затрагиваются вопросы разработки технологии поэтапного отбора юных спортсменов, занимающихся мини-футболом. Известно, что успешность подготовки квалифицированного спортивного резерва во многом обусловлена эффективностью спортивного отбора. Между тем в теории и методике многолетней подготовки юных спортсменов в мини-футболе во многом открытым продолжает оставаться вопрос о критериях отбора к специализации в этом виде спорта. В частности, не определен возрастной состав этих критериев на отдельных этапах подготовки. К сожалению, изданная впервые в России примерная учебная программа по мини-футболу для детско-юношеских спортивных школ (2008) в данном аспекте не раскрывает детально данные вопросы.

Цель исследования - разработать и обосновать дифференцированный в возрастном

аспекте состав критериев отбора юных спортсменов к специализации в мини-футболе на этапах многолетней подготовки.

Руководствуясь теоретическими положениями спортивного отбора в детско-юношеском спорте, в качестве основного методологического посыла при разработке и обосновании критериев отбора юных спортсменов к специализации в мини-футболе нами были избраны следующие положения. Во-первых, определение прогностической эффективности отобранных критериев. Во-вторых, конкретизация их состава на каждом из рассматриваемых возрастных отрезков как этапах многолетней подготовки спортивного резерва.

Применительно к классическому футболу существует мнение [7], что для успешного проведения спортивного отбора необходимо:

- изучить содержание и специфику игры с целью четкого представления о двигательной и игровой деятельности футболистов;

- выявить требования, предъявляемые к организму, личности спортсмена в связи с участием в учебно-тренировочном процессе и игровой деятельности;

- применять современные, научно обоснованные методы объективной оценки статуса и возможностей спортсменов.

В контексте определения критериев спортивного отбора к специализации в минифутболе подобный подход представляется обоснованным.

Для объективизации содержательного компонента многолетней подготовки спортивного резерва в футболе рекомендуется руководствоваться принципом детерминированности этого содержания возрастными особенностями соревновательной (игровой) деятельности [8].

С учетом этого, а также теоретических положений по вопросам спортивного отбора [9] применительно к мини-футболу нами была сформирована технология определения критериев отбора к спортивной специализации (рис. 1). При этом учитывались последние рекомендации в области подготовки юных спортсменов в мини-футболе [6].

Как известно, при определении критериев спортивного отбора [10] принято применять определенную технологическую последовательность операций или «шагов». В качестве таких шагов мы выбрали: 1) комплексную оценку подготовленности юных спортсменов разного возраста, систематически занимающихся мини-футболом, куда входили показатели соревновательной деятельности и показатели физического развития и физической подготовленности; 2) корреляционный анализ рассматриваемого комплекса показателей, по результатам которого определяли возрастной состав критериев отбора, после чего разрабатывалась соответствующая методика их применения; 3) экспериментальную проверку эффективности данных критериев применительно к контингенту сверстников, ранее систематически не занимавшихся этим видом спорта; 4) формирование обоснованного состава критериев отбора юных спортсменов к специализации в мини-футболе на этапах многолетней подготовки юных спортсменов.

В качестве ключевого момента представляется, что данная технология основывается, во-первых, на определении искомых критериев по результатам комплексного обследования различных сторон подготовленности (во взаимосвязи с показателями соревновательной деятельности) на контингенте юных спортсменов, систематически занимающихся минифутболом, во-вторых, предусматривает дальнейшую экспериментальную проверку эффективности применения этих критериев на сверстниках, ранее систематически не занимавшихся мини-футболом.

С целью выбора характеристик, которые, предположительно, можно использовать в качестве критериев отбора юных спортсменов для специализации в мини-футболе с использованием результатов обследуемых, систематически занимающихся данным видом спорта, был осуществлен корреляционный анализ, направленный на выявление степени взаимосвязей показателей физического развития, физической и технической подготовленности с показателями количественных и качественных характеристик технико-

тактических действий (ТТД) в условиях соревновательной деятельности (СД). Блок анализа СД включал данные более 100 матчей юных и высококвалифицированных минифутболистов. Комплексными измерениями уровня различных сторон подготовленности и физического развития были охвачены систематически занимающиеся мини-футболом юные спортсмены 13-17 лет (п = 293).

Комплексная оценка подготовленности юных спортсменов, систематически занимающихся минифутболом

Показатели соревновательной деятельности

Показатели антропометрии, физической и технической подготовленности

Определение возрастных критериев отбора по результатам корреляционного анализа, разработка методики отбора к специализации в мини-футболе

Экспериментальная проверка эффективности критериев отбора к спортивной специализации в мини-футболе (апробация на контингенте сверстников, систематически

не занимающихся мини-футболом)

Формирование состава критериев отбора к специализации юных спортсменов в мини-футболе на этапах многолетней подготовки

Рис. 1. Блок-схема технологии определения критериев отбора юных спортсменов к специализации в мини-футболе на этапах многолетней подготовки.

По результатам корреляционного анализа установлены возрастные особенности взаимосвязей рассматриваемого комплекса показателей в аспекте дифференцировки состава критериев спортивного отбора к специализации в мини-футболе на отдельных этапах многолетней подготовки юных спортсменов. При этом мы руководствовались тем, что согласно действующим программно-нормативным требованиям в так называемом классическом футболе юные спортсмены до 13 лет занимаются и соревнуются на площадках уменьшенных размеров, а также тем, что отбор к специализации в мини-футболе может осуществляться не только после 12 лет, но и в более поздние возрастные периоды.

В качестве основных критериев отбора к спортивной специализации в мини-футболе на этапах многолетней подготовки в возрастном аспекте дифференцирован следующий их состав:

- в 13 лет: показатель технической подготовленности, оцениваемой в стандартных условиях теста КПБЛТ (комплексный показатель быстроты, ловкости и техники по методике А.П. Золотарева, А.И. Шамардина [11]); с позиций учета возрастной специфики соревновательной деятельности к названным критериям необходимо добавить показатели эффективности (% брака), следующих действий с мячом в условиях игры: остановка-пас, ведение, обводка, отбор, удары по воротам; антропометрические показатели - длину тела, массу тела, длину нижних конечностей;

- в 14 лет: показатель технической подготовленности, оцениваемой в стандартных

условиях теста КПБЛТ; эффективность выполнения в соревновательных условиях таких ТТД, как остановка-пас, обводка, отбор, удары по воротам; показатели длины нижних конечностей;

- в 15 лет: показатель уровня технической подготовленности в тесте КПБЛТ; эффективность выполнения в игре таких действий с мячом, как остановка-пас, удар по воротам, отбор и обводка, разносторонность техники игры; показатели оценки скоростных и скоростно-силовых качеств;

- в 16 лет: показатель уровня технической подготовленности в тесте КПБЛТ; эффективность выполнения в игре таких действий с мячом, как остановка-пас, обводка, отбор, удары по воротам, разносторонность техники игры; показатели оценки скоростносиловых качеств и специальной выносливости;

- в 17 лет: показатель уровня технической подготовленности в тесте КПБЛТ; эффективность выполнения в игре таких действий с мячом, как остановка-пас, обводка, отбор, удары по воротам, разносторонность техники игры; показатели оценки быстроты, скоростно-силовых качеств, специальной выносливости;

Экспериментальная проверка эффективности применения разработанного комплекса критериев при отборе к специализации в мини-футболе на сверстниках, систематически ранее не занимавшихся мини-футболом (n=210), показала, что данные критерии в прогностическом плане дают эффект уже через 6 месяцев после начала систематических занятий мини-футболом. При этом на этапах многолетней подготовки этот эффект наиболее выражен в возрасте 13-14 лет.

С целью оптимизации методики отбора юных спортсменов к специализации в минифутболе нами разработаны оценочные шкалы по комплексу рекомендуемых в качестве критериев отбора показателей. Представляется, что это будет способствовать должной возрастной дифференцировке процесса на этапах многолетней подготовки спортивного резерва.

Примечания:

1. Андреев С.Н. Эволюция мини-футбола (футзала) в современную автономную разновидность классического футбола // Теория и методика футбола: изд. Российского Футбольного Союза. М., 2007. Октябрь. С. 6-7.

2. Люкшинов Н.М. Искусство подготовки высококлассных футболистов. М.: Сов. спорт, 2003.

457 с.

3. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Киев: Олимпийская литература, 1997. 586 с.

4. Крайнов А.Н. Теоретические аспекты моделирования учебно-тренировочного процесса девочек 11-12 лет в игре мини-футбол // Моделирование спортивной деятельности в искусственно созданной среде (стенды, тренажеры, имитаторы): материалы конф. М., 1999. С. 302-306.

5. Федоров А.А. Структура тренировочного процесса футболистов 16-17 лет в условиях крайнего севера: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1995. 24 с.

6. Чудин А. Технология поэтапного отбора юных спортсменов 10 и 14 лет, занимающихся мини-футболом // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. Детский тренер: журнал в журнале. 2006. № 6. С. 29.

7. Варюшин В.В. Тренировка юных футболистов: учеб. пособие. М.: Физическая культура,

2007. 112 с.

8. Золотарев А.П. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе: дис. ... д-ра пед. наук. Краснодар, 1997. 444 с.

9. Никитушкин В.Г, Губа В.П. Методы отбора в игровые виды спорта. М.: ИКА, 1998. 320 с.

10. Прогнозирование двигательных способностей и основы ранней ориентации в спорте: учеб. пособие / В.П. Губа [и др.]. М.: Олимпия Пресс, 2007. 158 с.

11. Золотарев А.П., Шамардин А.И. Методика совершенствования и контроля координационных способностей юных футболистов в условиях скоростных передвижений: метод. пособие. Волгоград: Универсал, 1991. 33 с.

12. Мини-футбол (футзал): примерная программа для детско-юношеских спортивных школ,

специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / С.Н. Андреев [и др.]. М.: Сов. спорт,

2008. 96 с.

13. Полишкис М.М. Особенности тактической подготовки юных футболистов с учетом современных тенденций развития игры // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2010. Вып. 4. С. 80-86.

References:

1. Andreev S.N. The evolution of minifootball (footsal) in the modem independent version of classical American footbal // heory and methodology of footbal. M: The issue of the Russian Football Uniton, 2007. October. С. 6-7.

2. Lyukshinov N.M. The proficiency in trainig high-qualified footballers / Ed. Prof. N.M. Lyukshinov: M: Sovetsky Sport, 2003. 457 pp.

3. Platonov V.N. The general theory of training sportsmen in Olympic sports. Kiev: Olympic Literature, 1997. 586 pp.

4. Krajnov A.N. The theoretical aspects of modelling the teaching process of the 11-12-year-old girls in minifootball game // Modelling of sports activity in artificially created environment (stands, training equipment, simulators): conference materials: M, 1999. P. 302-306.

5. Fyodorov A.A. The structure of the training process of 16-17-year-old football players in the conditions of Far North /: Dissertation abstract for Candidate of Pedagogy degreee: M, 1995. 24 pp.

6. Chudin A. The technology of stage-by-stage selection of 10 and 14-year-old young sportsmen playing minifootball // Physical Culture: upbringing, education, training: Children's trainer: a journal in journal, 2006. № 6. P. 29.

7. Varyushin V.V., Training young football players: manual. M: Physical Culture, 2007. 112 pp.

8. Zolotaryov A.P. The structure and the content of long-term training of a sports reserve in football: Dissertation abstract for Doctor of Pedagogy degree. Krasnodar: KSAPhC, 1997. 444 pp.

9. Nikitushkin V.G., Guba V.P. The methods of selection in game sports shkin. M: IKA, 1998. 320

pp.

10. Guba V.P., Dorokhov R.N., Bykov V.A., Solonkin A.A. Prognosing motor abilities and fundamentals of early orientation in sports: manual uba,: M: Olympia Press, 2007. 158 pp.

11. Zolotaryov A.P., Shamardin A.I. The methods of improvement and control of coordination abilities of young football players in the conditions of high-speed movement: methodological texbook. Volgograd: Universal, 1991. 33 pp.

12. Andreev S.N., Aliev E.G., Levin V.S., Eremenko K.V. Minifootball (footsal): the approximate programme for junior sports schools, specialized Olympic reserve junior schools. M: Sovetsky Sport, 2008. 96 pp.

13. Polishkis M.M. The peculiarities of young football players tactical training taking into account modern tendencies of game development / The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogics and Psychology». Maikop: Publishing House ASU. Issue 4. 2010. P. 80-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.