УДК 8Г42
ВОЗРАСТНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ТЕКСТА (ФОКУСИРОВАННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
Е. В. Надейкина
Челябинскийгосударственныйуниверситет, г. Челябинск
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда
(проект №16-18-02032).
В данной статье автор представляет результаты исследования возрастной деформации личности. На основе опросника и фокус-групп исследователь изучает изменение восприятия текста аудиторией, связанное с возрастом. Так, молодые читатели в меньшей мере прибегают к жизненному опыту поскольку он не очень велик, иногда заменяя его профессиональными навыками, в то время, как взрослая аудитория использует жизненный опыт в связке с профессиональными умениями. Исследование показало, что с возрастом люди читатели становятся более закрыты по отношению к автору публикации, если тема задевает их, показывают агрессивную реакцию, указывая на несостоятельность автора.
Ключевые слова: возрастная деформация, восприятие текста, молодежь, возрастная аудитория, качественная периодика, массовая периодика, элитарная пресса, толстый журнал, технические специальности, гуманитарные специальности.
Возраст связан с изменением физического восприятия - в процессе жизни деформируются органы чувств и становятся менее восприимчивыми. Каждое чувство требует определенной минимальной стимуляции для восприятия ощущения, которая повышается с возрастом [1].
К тому же с возрастом меняется и когнитивное восприятие индивида. Предполагаемый возрастом уровень хронологического развития индивида определяет его общественное положение, характер деятельности, диапазон социальных ролей [2].
Примерно одинаковым опытом обладает поколение, которое можно определить как возрастно-однородную, которая, в свою очередь образует поколение. Оно формируется в единых общественно-исторических условиях, определяющими для такого слоя населения являются одни и те же события, людей связывают общие переживания и прочие условия формирования личности. Социальный опыт влияет на психологическое восприятие текста одновозрастной аудиторией [3].
Также изучение возрастных особенностей аудитории, проведенное Е. Е. Прониной в 1987 году, показало, что различные возрастные группы по-разному расставляют приоритеты в характеристике сообщений. Так, наиболее важным для респондентов школьного возраста является убедительность сообщения, для студентов - информативность, для старшего возраста - ясность и понятность.
Вопросы восприятия прессы молодежной аудиторией, взаимодействие молодежи со СМИ рассматриваются в работе П. В. Жилавской [4].
Многие исследования массовой коммуникации направленные на выявление типологических особенностей социально-демографических групп аудитории, установили, что возраст входит в число наиболее важных факторов, отвечающих за процессы коммуникации [5].
Целью нашего исследования являлось выявление возрастных изменений в отношении восприятия текстов из качественной, массовой и элитарной (литературно-художественные общественно-политические журналы) прессы.
Методика исследования
Процесс работы с респондентами был разделен авторами исследования на 2 крупных этапа.
Первый этап включил количественный эксперимент, который позволил определить тенденции. Он состоял из исследования по методу семантического дифференциала: участникам был предложен список антонимичных прилагательных, которые характеризуют выбранный для анализа текст. Респондентам необходимо расставить баллы, которые, по их мнению, наиболее полно характеризуют публикацию. Такую операцию необходимо проделать с текстом из массового, качественного и элитарного изданий. В опросе приняли участие свыше 120 человек разнополой разновозрастной аудитории, проживающей на территории Челябинской области.
Второй этап представил собой количественный эксперимент, организованный как фокус-группа. Исследователем проведено 5 фокусированных интервью на группах, численностью 6-8 человек. В число испытуемых вошли молодые гуманитарии, представители математических и естественных специальностей в возрасте (т. е. 3 группы в возрасте от 18 до 35 лет), гуманитарии в возрасте 35+ и не-гуманитарии, 35+ (объединённая группа естественно-научных и математических специальностей - 2 группы за 35 лет). Каждой группе предлагалось поочередно прочесть 3 текста и высказать свое отношение к прочитанному посредством наводящих вопросов исследователя. Преимущество такой формы работы заключается в том, что группы подбираются так, чтобы респондентам было комфортно общаться, возникающая дискуссия позволяет вывести участников исследования на новые интересные рассуждения, которые фиксируются с помощью аудиозаписи.
Материал исследования составил 3 публикации из массового (газета «Московский комсомолец»), качественного (еженедельник «Коммерсант») и элитарного (толстый журнал «Новый мир»), размещенные на страницах прессы в 2015 году (на момент начала количественных исследований). Эмпирическая база отобрана методом зондажа, для исследования взяты типичные представители рынка отечественной прессы. Публикации определены также методом случайной выборки. Преимущество такого отбора заключается в том, что автор не может «подтасовать» рабочий материал, к испытуемым попадает произвольная публикация, размещенная на страницах газеты или журнала.
Результаты исследования
Количественный блок исследований позволил выявить тенденции возрастных изменений, происходящей с потенциальной аудиторией прессы.
Читатели до 35 лет больший интерес проявляют к массовым изданиям, называя публикации более легкими и увлекательными. Среди этой группы возникает интерес к «простым» текстам, а также желание «примерить» события на себя. К тому же в отношении массовой периодики это желание выше, чем по отношению к качественной. Напряжение при чтении текстов у молодых людей вызывают оба издания. Несмотря на лояльность молодой аудитории к массовым изданиям, разница во мнениях здесь значительно больше, нежели при оценке элитарных. Некоторые считают текст неосновательным, а автора недостаточно компетентным, другие полностью довольны автором и текстом. В элитарном издании все показатели усреднены. Читатели воспринимают публикацию в большей мере как художественную литературу, пользоваться советами автора не спешат, зато готовы задумываться и размышлять о проблеме, поднятой автором.
Возрастная аудитория (от 35 лет) также оказалась расположена к массовой прессе, но разница между изданиями значительно сократилась. Однако применять на себе «призывы» качественных газет люди желают с меньшей охотой. Кроме того, старшая группа
респондентов показала, что деловые издания для них интереснее, чем для их молодых коллег. В то время, как элитарные наоборот вызвали недовольство читателей. Их рейтинг по всем показателям (усвоение, воздействие и интерес) оказались ниже, чем у изданий-соперников.
Качественное исследование показало результаты, несколько отличающиеся результатов количественного, объяснило причины появления некоторых тенденций.
По прочтении публикации из массового издания молодая аудитория (вопреки первому исследованию) оказалась недовольна. Публикацию назвали сложной и неинтересной все 3 группы испытуемых. Основным аргументом таких отзывов стало обилие статистической информации, которую участники дискуссии предложили оформить иначе, что позволило бы ей стать более читабельной. Например, гуманитарии и экологи высказали предположение, что размещение данных в виде таблицы, инфографики или другой визуальной формы позволило бы значительно облегчить работу с текстом. Также некоторые читатели указали на алогичность автора, хотя другие с этим не согласились, предложив прочитать, не обращая внимания на статистику, - такой взгляд, по их мнению, делает материал более понятным и структурированным.
Несмотря на недовольство формой подачи материала, читатели всех младших возрастных групп утроили активное обсуждение прочитанного.
Гуманитарии попытались примерить информацию на себя, посоветовали то же самое сделать коллегам. Однако большее внимание уделили именно форме, подаче материала, но не его содержанию.
Представители естественно-научных специальностей выразили беспокойство прочитанным текстом, поскольку он может быть непонятен для неподготовленной аудитории. Однако тему, поднятую автором в публикации, назвали актуальной и злободневной, проведя прямые взаимосвязи с региональной повесткой дня.
Личный опыт при восприятии материла имел значение только для молодых специалистов технических направлений. Однако на этом материале его влияние было маловыраженным.
Отметим, что недовольство читателей из всех младших групп вызвало сравнение отечественного опыта в поднятом вопросе с зарубежным. Такой ход читатели назвали «избеганием от решения», предположив, что автор просто не видит иной развязки, кроме как намекнуть читателю - за границей все хорошо, в то время как в нашей стране плохо.
Две группы из трех отнесли публикацию из массового издания к элитарному, сославшись на сложность прочтения. Третья назвала его качественным, по тому же принципу.
Взрослая аудитория оказалась также скептически настроенной к тексту из массового издания. Взрослые гуманитарии так же, как и молодые экологи, обратили внимание на подтекст материала, связав политику государства и экономику. Этот аспект публикации вызвал у аудитории больше споров, нежели само содержание материала, который респонденты связали с повесткой дня. Во всяком случае, реакция аудитории состоялась.
Взрослые гуманитарии так же, как молодые, обратили внимание на форму подачи материала и его стиль, указав на то, что обилие статистики помешало автору в раскрытии его творческого начала.
Взрослые не-гуманитарии связали публикацию с повесткой дня, моментально предложив пути ее улучшения: предложили избавиться от цифр и провести исторический срез, который, по мнению читателей, оказался бы более действенным в освящении поднятой проблемы.
Также для данной группы оказалось недостаточным рациональное начало публикации. Читатели назвали статью бесполезной в обыденной жизни, поскольку кроме эмоций и рассуждения читатель ничего вынести не смог бы.
Текст из массовой прессы взрослые гуманитарии приписали элитарной периодике, в то время, как не-гуманитарии отнесли его к качественной.
Текст из качественного издания понравился молодой аудитории больше, поскольку связан непосредственно со сферой интересов - трудоустройством. Однако важно отметить, представители мужского пола оказались менее толерантны в восприятии текста, выдвинув предположения, что автором публикации является девушка, поскольку факты и комментарии отобраны соответствующим образом.
Сомнения в профессионализме экспертов среди молодых групп возникли лишь у гуманитариев, что отразило небольшой жизненный опыт читателей.
В тексте качественного издания, также, как и в массовом, недовольство вызвала статистика и некоторые использованные факты. Гуманитарии предложили избавиться от статистики, выбрав для повествования форму социального (журналистского) эксперимента.
Представители технических специальностей попытались оспорить доводы автора, в качестве примера приводя жизненный опыт, который говорит об обратном.
Экологи с важностью темы согласились, отметив ее актуальность и компетентность экспертов (большинство фирм, чьи сотрудники комментировали вопрос, знакомы читателям).
Отметим, данный текст, по мнению молодой аудитории, как и предыдущий, перегружен статистикой, несмотря на это является более интересным и актуальным, поскольку непосредственно касается и сферы интересов.
Публикацию из качественного издания 2 группы респондентов отнесли к качественному, одна - к массовому.
С позицией молодежи не согласились взрослые читатели-не-гуманитарии. По мнению старшей аудитории, тему, как и экспертов к ней, автор выбрал неудачно. Такую позицию группа аргументировала тем, что они давно трудоустроены и вопрос для них абсолютно не актуален.
В качестве аргументов у данной аудитории, как правило, выступал жизненный и профессиональный опыт, который имел для них большее значение и большую обоснованность, чем доводы автора, подкрепленные комментариями экспертов. Однако публикацию все-таки назвали интересной, даже вопреки разрозненности (по мнению читателей) фактов.
Объяснять приведенные позиции автора с помощью профессионального опыта стали и взрослые гуманитарии, списав некоторые из приведенных фактов на русский менталитет. Кроме этого, данная группа склонна проводить взаимосвязи между прочитанными текстами (такая же закономерность прослеживается у молодых математиков).
Таким образом, взрослая аудитория помимо аргументации жизненным опытом, пользуется и профессиональным. В то время как для молодой аудитории большее значение играет все же личный опыт. При этом оба возрастных блока задумываются, насколько будет им полезно прочитанное, и могут ли они полученную информацию применить в дальнейшем.
Текст из качественного издания был отнесен взрослой гуманитарной аудиторией к качественному, не-гуманитарии посчитали, что текст размещен в массовой прессе.
Публикация из элитарного издания оказалась самой спорной и неоднозначной.
Молодая аудитория сразу отметила, что этот текст им понравился больше всех предыдущих, назвав его легким и максимально понятным. Также прельстила читателям и схожесть публицистического материал с художественно-литературным.
Однако этот материал заставил в большей мере аудиторию задуматься. Читатели, стараясь обойти вызванные публикацией эмоции, высказывали свою позицию, стараясь не упоминать о личном опыте, обходя неприятный (или даже болезненный) опыт. При этом большие эмоции у читателей вызвал не сам текст, а определенные факты, приведенные журналистом.
Единственное, что не понравилось читателям - цитаты из религиозных книг, а также достаточно старые данные, приведенные автором.
Раздробленность текста на смысловые блоки двум группам понравилась и не помешала им в прочтении текста, однако же экологи отметили что такая форма подачи материала их сбивает, предложили сделать каждый смысловой фрагмент отдельной самостоятельной публикацией.
Несмотря на возникшие спорные моменты, две группы назвали текст наиболее легким и понятным и приписали его массовой периодике. Третья группа отнесла его к качественному изданию.
У взрослых гуманитариев текст вызвал восхищение. Читателям понравился именно смысл поднятой проблемы - вечные ценности. В данном случае на построение и форму подачи респонденты внимания не обратили, сосредоточившись на смысле. Все элементы, которые молодым читателям показались неуместными, взрослые гуманитарии назвали правильными и своеместно расположенными. Кроме этого, материал, по которому проводился эксперимент, респонденты попросили для работы с ним в дальнейшем (группа представлена школьными учителями русского языка и литературы).
Однако воодушевления публикации совершенно не разделили взрослые негуманитарии. По прочтении публикации настроение большинства членов группы резко ухудшилось, говорить о прочитанном респонденты не захотели. Текст назвали бесполезным, пересыщенным религией, предложив избавиться от большей части публикации, оставив только тезисы. Важно отметить, что подобная реакция была вызвана не столько «авторской бездарностью», сколько желанием (и неумение иным образом это сделать) скрыть реальные эмоции. Автор публикации затронул темы, которые читатели не хотят поднимать в обществе, поэтому реакция на прочитанное оказалось резко негативной: выражая недовольство автором, читатели приводили якобы весомы аргумент, почему стоит завершить обсуждение данной публикации.
Однако по завершении фокусированного интервью, участники последней фокус-группы стали подходить к исследователю тет-а-тет, чтобы высказать свое истинное отношение, которое оказалось радикально противоположным тому, что показала фокус-группа.
Таким образом, автор элитарного издания сумел задеть читателя за живое, заставил задуматься - задача, поставленная перед журналистом, выполнена максимально.
В совокупности анализ взрослой аудитории показал, что со временем читатели, чьи профессии не связаны с публичностью, начинают бояться показать истинные эмоции, высказать реальную позицию и переживания, в результате прибегают к коммуникативной агрессии.
Текст из элитарного издания взрослыми гуманитариями был отнесен к массовой периодике, элитарный текст читатели естественных и технических специальностей оставили за элитарным изданием.
Сопоставляя результаты качественного и количественного исследования, можем отметить, что негативная реакция взрослой аудитории на тексты элитарных изданий обусловлена защитной реакцией читателей. Различия в восприятии массовой периодики молодой аудиторией могут быть вызваны неточным формулированием ответов респондентами при работе с опросником количественного исследования.
Таким образом, качественное исследование показало, что молодая аудитория пытается смотреть на текст профессионально, однако в силу небольшого жизненного опыта профессиональный вытесняет его (на примере гуманитариев), в то время как читатели, не обременены филологическим знаниями, опираются на жизненный опыт.
С возрастом восприятие текстов заметном меняется, так, у гуманитариев приходит умение разделять жизненный и профессиональный опыт, обращая внимание помимо формы на содержание, при этом художественное мышление позволяет без резких эмоция и агрессии говорить даже на неприятные темы.
Читатели, работающие в обыденной жизни с письменной речью, в большей мере ориентированы на жизненный опыт и ищут практической пользы в текстах, при этом чита-
тели «отвыкают» говорить о том, что беспокоит, читать об этом в газетах или журналах. В итоге достигается некоторая агрессия при прочтении удачно написанных текстов.
Список литературы
1. Михайлова-Лукашева, В. Д. Когда человек стареет [Текст] / В. Д Михайлова-Лука-шева. - Минск: Наука и техника, 1965. - С. 183.
2. Возрастная стратификация [Электронный ресурс]. - URL: http://psylist.net/ age/00036.htm.
3. Пронина, Е. Е. Психология журналистского творчества [Текст] / Е. Е. Пронина. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. - 320 с.
4. Жилавская П. В. Медиаобразование молодежной аудитории [Текст] / П. В. Жилав-ская. - Томск: ТППТ, 2009. - 322 с.
5. Богомолова, Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения [Текст] / Н. Н. Богомолова. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1991.-С.56
6. Семенова, В. В. Гл. VI. Качественные методы в социологии [Электронный ресурс] /В. В. Семенова. -URL: http://www.sociologos.ru/.
7. Шестерина, А. М. Психология журналистики: в2ч. [Текст] / А. М. Шестерина. -Воронеж: Изд-во ВГУ, 2011.- 190с.-1ч.
8. Антропова, В. В. Типология культуры как фактор типологической идентификации прессы в контексте лингвокультурологического анализа медиатекстов: экспансия мас-скульта [Текст] / В. В. Антропова II Вестник ЧелГУ - 2013. - № 21 (312). - С. 23-29.
AGE DEFORMATION OF THE PERCEPTION OF PUBLIC TEXT
(FOCUSED STUDY)
E. V. Nadeikina
ChelyabinskState University, Chelyabinsk, [email protected]
In this article, the author presents the results of an investigation ofthe age-related deformation of an individual. On the basis of the questionnaire and focus groups, the researcher studies the change in the perception of the text by the audience, related to age. So, young readers are less likely to resort to life experience because it is not very large, sometimes replacing it with professional skills, while the adult audience uses life experience in conjunction with professional skills. The study showed that with age people readers become more closed to the author of the publication, if the topic touches them, show an aggressive reaction, indicating the author's inconsistency.
Keywords: age deformation, the perception of the text, youth, age audience, qualitative periodicals, mass periodicals, elite press, thick magazine, technical specialties, humanitarian specialties.
References
1. Mihaylova-Lukasheva V. D. (1965) When a person is getting old [=Kogda chelovek sta-reet], Minsk, p. 183. (In Russ.).
2. Age stratification [=Vozrastnaya stratifikatsiya], available at: http://psylist.net/age/00036. htm, accessed 13.07.2017. (InRuss.).
3. Pronina, E. E. (2002) Psychology of journalistic creativity [=Psihologiya zhurnalistskogo tvorchestva], Moscow, 320 p. (In Russ.).
4. Zhilavskaya, I. V. (2009) Media education of the youth audience [=Mediaobrazovanie molodezhnoy auditoria], Tomsk, 322 p. (In Russ.).
5. Bogomolova, N. N. (1991) Social psychology of the press, radio and television [=Sotsial-naya psihologiya pechati, radio i televideniya], Moscow, 125 p. (In Russ.).
6. Semenova, V. V. Qualitative methods in sociology [=Kachestvennyie metodyi v sotsiolo-gii], available at: http://www.sociologos.ru/, accessed 12.07.2017. (InRuss.).
7. Shesterina, A. M. (2011) Psychology of journalism [=Psihologiya zhurnalistiki], Voronezh, 190 p. (In Russ.).
8. Antropova, V. V. (2013) Typology of culture as a factor of typological identification of the press in the context of linguocultural analysis of media texts: masscult expansion [=Tipologiya kulturyi как faktor tipologicheskoy identifikatsii pressyi v kontekste lingvokulturologichesk-ogo analiza mediatekstov: ekspansiya masskulta], in: Vestnik ChelGU [=Bulletin of Chelyabinsk State University], Chelyabinsk, no. 21 (312), pp. 23-29. (In Russ.).
Надейкина Елена Владимировна - преподаватель факультета журналистики, Челябинский государственный университет.