Научная статья на тему 'Возобновляемые источники энергии: стимулирование инвестиций в России и за рубежом'

Возобновляемые источники энергии: стимулирование инвестиций в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
506
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возобновляемые источники энергии: стимулирование инвестиций в России и за рубежом»

Возобновляемые источники энергии: стимулирование инвестиций в России и за рубежом*

УДК 336.714:620.9(470+571)

Т.Н. Седаш, ББК 65.268:31(2рос)

С 284

кандидат экономических наук, доцент, Финансовый ^-¿оч

университет при Правительстве Российской Федерации, Москва

Финансирование стимулирования развития рынка ВИЭ осуществляется из специального фонда, управляемого государством, за счет отчислений от тарифов на электроэнергию и продажи зеленых сертификатов.

Меры экономического стимулирования ВИЭ и количество стран, применяющих их, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Меры экономического стимулирования ВИЭ (количество стран)

Меры поддержки 1 оды

2004 2013 2014

Льготная политика (feed-in policy) 34 106 108

RPS/квоты 11 99 98

Проведение тендеров и аукционов 8 55 60

Установление обязательств, требований, норм по отоплению н/д 19 21

Установление обязательств, требований, норм по биотопливу 10 63 64

Источник: составлено по данным компании Ernst &Young за 2013 г Renewables Global Status Report / Renewable Energy Policy Network for the 21st Century - Paris: REN21, 2015. -Р.19.

Первая десятка стран -лидеров по разработке и внедрению мер по стимулированию инвестиций в ВИЭ представлена в таблице 2.

Таблица 2

Страны-лидеры в применении политики стимулирования инвестиций в возобновляемую энергетику

Страны Место в рейтинге

Китай 1

Германия 2

США 3

Индия 4

: Окончание статьи. Начало см. в № 4 за 2016 год.

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2016

50

Страны Место в рейтинге

Франция 5

Англия 6

Япония 7

Канада 8

Италия 9

Австралия 10

Источник: составлено по данным Renewables Global Status Report / Renewable Energy Policy Network for the 21st Century - Paris: REN21, 2014. - Р.15.

В Китае инвестиции в альтернативную энергетику в 2013 г. составили 56 млрд долл., а в 2014 г. выросли еще на 39%. В КНР используются следующие инструменты стимулирования инвестирования в ВИЭ: снижение на 50% налога на продажу энергии, полученной на солнечных электростанциях; введение требования об отчислении 3% годовых доходов компаний на НИОКР; льготное кредитование производителей оборудования для производства ВИЭ.

В Германии, занимающей 2-ое место в рейтинге, в 2010 г. была принята концепция развития энергетики до 2050 г., основными целями которой являются: значительное сокращение выбросов парниковых газов в атмосферу (на 80% по сравнению с 1990 г.) в основном за счет переориентации народного хозяйства страны на ВИЭ; сдерживание роста цен на энергию и повышение энергоэффективности экономики. Основными экономическими мерами стимулирования инвестиций в развитие ВИЭ стали субсидирование специальных тарифов на электроэнергию и государственная поддержка инвестиций для использования ВИЭ, особенно при строительстве новостроек. Так, «Закон о возобновляемых источниках энергии» (EEG) предписывает операторам сети подавать в сеть в первую очередь энергию из «возобновляемых» источников и оплачивать их подачу по фиксированным ценам, при этом дополнительные затраты, связанные с производством такой энергии должны оплачиваться конечным потребителем за счет увеличения тарифов на традиционные виды энергии. «Закон о тепле из возобновляемых источников энергий» (EEWG) обязывает инвесторов, строящих новые здания, покрывать определённую часть теплоэнергии из возобновляемых источников энергии, например, 15% из солнечной энергии, или 50% из твердой биомассы (30% биогаз), или из геотермии1. Также предусмотрены дотации для установки автономных устройств когенерации или для мероприятий по радикальной энергетической модернизации устаревшего фонда зданий. В результате в Германии ежегодные субсидии на производство

1 Возобновляемые источники энергии - приоритет энергетической политики Германии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://portal-energo.ru/articles/details/id/751 (дата обращения: 15.01.2016).

5 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

51 Q

экологического электричества достигают 22-24 млрд евро, что по мнению многих экономистов, приведет к деиндустриализации страны. В настоящее время в Германии принята политика сокращения субсидий в ВИЭ и наметилась тенденция к переходу от мер жесткого государственного регулирования ВИЭ к рыночным инструментам, например, проведению аукционов при разрешении на создание новых установочных мощностей ВИЭ.

Следует отметить, что в мировой экономике с 2006 г. по 2013 г. объем инвестиций в ВИЭ удвоился с 30 млрд до 60 млрд евро. Однако в 2012-2013 гг. инвестиции в ВИЭ снижались (в 2013 г. по сравнению с 2012 г. на 11%). Резкий спад инвестиций (на 44%) наблюдался в странах ЕС, при этом страны Азии и Латинской Америки демонстрировали стабильный рост инвестиций в ВИЭ2. Основными причинами столь значительного снижения инвестиций в ВИЭ в странах ЕС, на наш взгляд, является, в первую очередь, технологический прорыв в этой сфере приведший к удешевлению производства, технологий и оборудования для ветряных и солнечных электростанций. К середине 2013 г. цены на солнечные модули снизились на 80% от уровня 2008 г., а ветряные турбины - на 30%.

Однако в 2014 г. вновь наблюдался рост инвестиций в ВИЭ во всем мире: в развитых странах на 3%, а в развивающихся - на 36%, причем 63% от инвестиций развивающихся стран пришлись на Китай.

Последней тенденцией в развитии системы государственного регулирования ВИЭ в Европе, вслед за Германией, стал переход от преимущественно бюджетного субсидирования к рыночным инструментам стимулирования их развития. В настоящее время в ряде стран проводятся аукционы по отбору мощности, организуемые для заключения на конкурсной основе фьючерсных контрактов на поставку мощности и закупку электроэнергии. Например, Франция и Индия объявили в конце 2012 г. о своем намерении проводить аукционы по отбору мощности в ближайшие годы.3

Все большую популярность приобретает выпуск «зеленых облигаций» (green bonds). В 2014 г. в мире их было эмитировано на рекордную сумму в 39 млрд долларов США, что в 2,6 раза больше эмиссии предыдущего года. Основными эмитентами стали Всемирный банк, национальные государственные агентства, также в пять раз выросла эмиссия «зеленых облигаций» корпораций. «Зеленые облигации» выпускаются как для финансирования проектов по производству «чистой» энергии, так и проектов энергосбережения и повышения энергоэффективности. В отличие от «зеленых облигаций» выпуск облигаций проектов чистой энергии

2 Давыдова А. Европа теряет привлекательность в ВИЭ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://zmdosie.ru/energetika/alternativy/3761-evropa-teryaet-privlekatelnost-v-vie (дата обращения: 15.01.2016).

3 Родионов Д. Чистую энергетику стимулируют за счет рыночных механизмов //Экономика и жизнь.-2013. - № 9. - URL: http://www.eg-online.ru/article/204789/

^ 52

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2016

(clean energy project bonds) снизился в 2014 г. на 82% по сравнению с 2013 г. (причиной этому стала очень крупная эмиссия облигаций для финансирования парка солнечной энергетики в 2013 г.). В 2014 г. впервые была проведена эмиссия облигаций проектов чистой энергии в Латинской Америке и «зеленых облигаций» - в азиатском частном секторе.

Кроме того, все более важную роль в финансировании проектов ВИЭ играют фонды чистой энергии (Clean energy funds), банки развития (например, Европейский Инвестиционный банк, Бразильский BNDES банк и др.) и краудфандинг (например, крупнейшая краудфандинговая платформа по ВИЭ - De WindCentrale находящаяся в Нидерландах, собрала к сентябрю 2014 г. 17 млн долл.).

Стоит отметить и такой важный, на наш взгляд, аспект мирового развития ВИЭ, наметившийся в последние несколько лет, как сближение целей, задач и государственного стимулирования развития ВИЭ и повышения энергоэффективности и энергосбережения. Если раньше стимулирование развития возобновляемой энергетики и энергосбережения шло параллельно (ставились независимые цели развития и использовались различные экономические стимулы) или интегрировано в определенных аспектах (например, Портфолио возобновляемых стандартов (Renewable Portfolio Standards, RPS), то последняя тенденция - одновременное сочетание в государственных программах целей как роста ВИЭ, так и повышения энергоэффективности. Примером этого может служить 12-й пятилетний план (2012 - 2017 гг.), представленный Индией в 2013 г., в котором одновременно ставятся цели по снижению энергоемкости на 20-25% к 2020 г. и выработке дополнительно 30 ГВт возобновляемой энергии. В том же 2013 г. Япония приняла План низкоуглеродных технологий (Low Carbon Technology Plan), в котором предложены меры государственной поддержки разработки и внедрения инновационных технологий энергоэффективности и ВИЭ.4

В настоящее время доля ВИЭ в энергобалансе России составляет всего лишь около 1%. Правительство РФ в январе 2009 г. приняло решение об увеличении к 2015 и 2020 годам доли ВИЭ в общем уровне российского энергобаланса до 2,5% и 4,5% соответственно. К 2020 г. в России планируется вырабатывать 80 млрд кВт электроэнергии с использованием ВИЭ, в настоящее время этот показатель составляет 8,5 млрд кВт.

Стоит отметить, что в России до последнего времени отсутствовала государственная система поддержки ВИЭ, принятая в других странах мира. Механизм поддержки развития ВИЭ был определен в Федеральном законе №35 от 26.03.2003 «Об электроэнергетике» (с поправками, принятыми в 2007-2012 гг.). В соответствии с законом сетевые компании в целях компенсации потерь обязаны покупать

4 European Commission, "2030 Framework for Climate and Energy Policies," [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ec.europa.eu/clima/policies/2030/index_en.htm, (дата обращения: 22.04.2015).

5 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

53 Q

электроэнергию квалифицированных генерирующих объектов ВИЭ по регулируемым тарифам, устанавливаемым органами исполнительной власти субъектов РФ. В Постановлении Правительства Российской Федерации от 28 мая 2013 г. №449 «О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности» сказано, что проекты на оптовом рынке электроэнергии и мощности реализуются за счет мер государственного стимулирования - договоров на поставку мощности для энергоисточников на ВИЭ (ДПМ). Осуществляется торговля мощностью в рамках ДПМ для электростанций на основе возобновляемых источников энергии, т.е. ежегодно на конкурсной основе выбираются объекты генерации на ВИЭ установленной мощностью более 5 МВт. Проекты отбираются для строительства в ценовых зонах оптового рынка в рамках подаваемых заявок, в которых основными критериями являются: вид ВИЭ (солнечная, ветровая или гидрогенерация (малые ГЭС мощностью от 5 МВт до 25 МВт)), полные и предельные капитальные затраты на строительство мощности, предельные эксплуатационные затраты, целевой уровень локализации объектов ВИЭ на период 2014-2020 гг. По оценкам Минэнерго России, в результате проведения ежегодных конкурсных отборов проектов ВИЭ до 2020 года максимальный объем инвестиций может составить до 466 млрд руб. за весь период5.

На розничном рынке электроэнергии поддержка проектов ВИЭ до недавнего времени не носила системного характера и только в прошлом году было принято Постановление Правительства РФ от 23.01.15 № 47 «О стимулировании использования возобновляемых источников энергии на розничных рынках электроэнергии», позволяющее совершенствовать механизм поддержки генерирующих объектов, работающих на основе ВИЭ, а также определяющее порядок тарифного регулирования. Предусматривается, что на розничных рынках на этапе квалификации генерирующего объекта ВИЭ устанавливается требование по обязательному включению такого объекта в схему перспективного развития электроэнергетики субъекта Федерации. Также устанавливаются:

□ срок окупаемости на период, равный 15 годам;

□ нормативные индикаторы коэффициента использования установленной мощности вне зависимости от величины установленной мощности;

□ предельный объём ежегодной компенсации объёмов потерь электрической энергии сетевыми организациями за счёт обязательного приобретения электрической энергии, производимой объектами ВИЭ, в объёме 5% от объёма планируемых в очередном году потерь.

5 Цахаева К.Н. Анализ эффективности государственной поддержки возобновляемых источников энергии (ВИЭ) // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2015. - № 2 (74). - С. 22.

^ 54

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2016

Однако в законодательстве отсутствуют нормативные документы, полностью регламентирующие конкретный механизм присоединения ВИЭ к общей энергосети.

На сегодняшний день основную роль в стимулировании развития ВИЭ в России играют налоговые льготы (льгота по налогу на имущество, налоговый кредит), субсидии из федерального и региональных бюджетов.

На наш взгляд, для повышения темпов развития ВИЭ стоило бы ввести налог на эмиссию двуокиси углерода и выбросы энергетических установок, а денежные средства, собранные от его введения, направлять в специально созданный фонд развития энергетики и ВИЭ. За счет средств данного фонда можно было бы модернизировать и реконструировать топливные электростанции с целью снижения выбросов, осуществлять научные исследования и разработки в сфере ВИЭ, предоставлять льготы потребителям оборудования возобновляемой энергетики и присоединения к энергосистеме за счет закупки продаваемой частными малыми энергетическими установками энергии по цене в 2-3 раза выше, чем цена электроэнергии в энергосистеме.

Кроме того, в России необходимо разработать национальные стандарты в области ВИЭ, более широко использовать рыночные инструменты стимулирования развития возобновляемой энергетики и, в первую очередь, «зеленые облигации», фонды поддержки ВИЭ и аукционы по продаже рыночных программ поддержки возобновляемых источников энергии. В развитии рыночных инструментов поддержки ВИЭ необходимо изучение и адаптация зарубежного опыта в данной сфере, что могло бы привести к ускорению темпов развития ВИЭ в нашей стране.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Васильев И. А., Королева Т. С., Романюк Б.Д., Корныльева Ю.А., Шинкевич С.В., Захаров Г.В., Васильев О.И. Зарубежный опыт стимулирования использования возобновляемых древесных источников энергии// Труды Санкт-Петербургского научно-исследовательского института лесного хозяйства. - 2013. - № 3. - С. 5-21 (Vasil'ev I. A., Koroleva T. S., Romanjuk B.D., Kornyl'eva Ju.A., Shinkevich S.V, Zaharov G.V., Vasil'ev O.I. Zarubezhnyj opyt stimulirovanija ispol'zovanija vozobnovljaemyh drevesnyh istochnikov jenergii// Trudy Sankt-Peterburgskogo nauchno-issledovatel'skogo instituía lesnogo hozjajstva. - 2013. - № 3. - S. 5-21).

Возобновляемые источники энергии - приоритет энергетической политики Германии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://portal-energo.ru/articles/details/id/751 (дата обращения: 15.01.2016) (Vozobnovljaemye istochniki jenergii - prioritet jenergeticheskoj politiki Germanii [Jelektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa).

Давыдова А. Европа теряет привлекательность в ВИЭ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://zmdosie.ruenergetika/ahemativy/3761-evropa-teryaet-privlekatelnost-v-vie (дата обращения: 15.01.2016) (Davydova A. Evropa terjaet privlekatel'nost' v VIJe [Jelektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa).

5 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

55 Q

Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года / под руководством Макарова А.А., Григорьева Л.М. / ИНЭИ РАН - АЦ при Правительстве Российской Федерации -М.: ИНЭИ РАН, АЦ, 2013. - 110 с. (Prognoz razvitija jenergetiki mira i Rossii do 2040 goda / pod rukovodstvom Makarova A.A., Grigor'eva L.M. / INJel RAN - AC pri Pravitel'stve Rossijskoj Federacii -M.: INJel RAN, AC, 2013. - 110 s.)

Родионов Д. Чистую энергетику стимулируют за счет рыночных механизмов// Экономика и жизнь. - 2013. - № 9. - URL: http://www.eg-online.ru/article/204789/ (Rodionov D. Chistuju jenergetiku stimulirujut za schet rynochnyh mehanizmov// Jekonomika i zhizn'. - 2013.

- № 9)

Цахаева К.Н. Анализ эффективности государственной поддержки возобновляемых источников энергии (ВИЭ)// Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. № 2 (74). С. 22 (Cahaeva K.N. Analiz jeffektivnosti gosudarstvennoj podderzhki vozobnovljaemyh istochnikov jenergii (VIJe)// Upravlenie jekonomicheskimi sistemami: jelektronnyj nauchnyj zhurnal. 2015. № 2 (74). S. 22).

European Commission, "2030 Framework for Climate and Energy Policies," -URL: http:// ec.europa.eu/clima/policies/2030/index_en.htm, (дата обращения: 22.04.2015).

Renewables Global Status Report / Renewable Energy Policy Network for the 21st Century

- Paris: REN21, 2015. - Р.33.

Renewables Global Status Report / Renewable Energy Policy Network for the 21st Century

- Paris: REN21, 2014. - Р.215.

^ 56

Российский внешнеэкономический вестник 5 - 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.