Научная статья на тему 'ВОЗОБНОВЛЯЕМАЯ ЭНЕРГЕТИКА РОССИИ: ПОТРЕБНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ РЕГИОНОВ'

ВОЗОБНОВЛЯЕМАЯ ЭНЕРГЕТИКА РОССИИ: ПОТРЕБНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
534
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗОБНОВЛЯЕМАЯ ЭНЕРГЕТИКА / ЗЕЛЁНАЯ ЭКОНОМИКА / ЗЕЛЁНАЯ ЭНЕРГЕТИКА / РЕГИОН / МАЛАЯ ГИДРОЭНЕРГЕТИКА / ЭКОАМОРТИЗАЦИОННАЯ ПРЕМИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРИРОДООХРАННЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ОКУПАЕМОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА / RENEWABLE ENERGY / GREEN ECONOMY / GREEN ENERGY / REGION / SMALL HYDROPOWER / ECO-CERTIFICATION AWARD / REGIONAL ENVIRONMENTAL INVESTMENT PROJECT / INVESTMENT PROJECT PAYBACK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Довбий И.П., Кондратов М.В., Кобылякова В.В., Дегтеренко А.Н.

Авторами разработана и обоснована «дорожная карта» развития малой гидроэнергетики на Урале. Предложены инструменты и механизмы стимулирования привлечения инвестиций в сектор возобновляемой энергетики, в том числе малой гидроэнергетики (региональный природоохранный инвестиционный проект, экоамортизационная премия, освобождение от налога на имущество организаций предприятий сектора возобновляемой энергетики). Применение предложенных авторами механизмов и инструментов стимулирования инвестиций, при реализация инвестиционных проектов в секторе возобновляемой энергетики, позволит существенно сократить сроки окупаемости инвестиционных проектов в секторе возобновляемой энергетики, при этом не потребуют «живых» денежных средств из бюджетов различных уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RENEWABLE ENERGY IN RUSSIA: REGIONAL NEEDS AND OPPORTUNITIES

The Russian energy sector requires immediate modernization, both in terms of updating physically and morally obsolete fixed assets, and in terms of expanding the ways of obtaining energy, primarily from renewable sources. The development of renewable energy in the regions involves the development of a road map of relevant regulatory legal acts, the creation of institutional conditions, the choice of models and principles for creating support systems, mechanisms and tools for attracting investment in the renewable energy sector. The authors developed and justified the "road map" for the development of small hydropower in the Urals. Tools and mechanisms for stimulating investment in the renewable energy sector, including small hydropower (regional environmental investment project, eco-certification award, exemption from property tax of organizations of enterprises in the renewable energy sector) are proposed. The use of the mechanisms and tools proposed by the authors to stimulate investment in the implementation of investment projects in the renewable energy sector will significantly reduce the payback period for investment projects in the renewable energy sector, while not requiring "live" funds from budgets of various levels.

Текст научной работы на тему «ВОЗОБНОВЛЯЕМАЯ ЭНЕРГЕТИКА РОССИИ: ПОТРЕБНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ РЕГИОНОВ»

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Для цитирования: Довбий И.П., Кондратов М.В., Кобылякова В.В., Дегтеренко А.Н. Возобновляемая энергетика России: потребности и возможности регионов // Управление в современных системах. 2020. № 4(28). С. 18-32.

О. 10.24411/2311-1313-2020-10009

УДК 332.1 330.322 JEL: R11 L94

ББК 65.01

ВОЗОБНОВЛЯЕМАЯ ЭНЕРГЕТИКА РОССИИ: ПОТРЕБНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ РЕГИОНОВ

Довбий И.П.1, ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ) Кондратов М.В.2 ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет» Кобылякова В.В.3 ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ) Дегтеренко А.Н.4 ЧОУВО «Международный Институт Дизайна и Сервиса»

Аннотация

Авторами разработана и обоснована «дорожная карта» развития малой гидроэнергетики на Урале. Предложены инструменты и механизмы стимулирования привлечения инвестиций в сектор возобновляемой энергетики, в том числе малой гидроэнергетики (региональный природоохранный инвестиционный проект, экоамортизационная премия, освобождение от налога на имущество организаций предприятий сектора возобновляемой энергетики). Применение предложенных авторами механизмов и инструментов стимулирования инвестиций, при реализация инвестиционных проектов в секторе возобновляемой энергетики, позволит существенно сократить сроки окупаемости инвестиционных проектов в секторе возобновляемой энергетики, при этом не потребуют «живых» денежных средств из бюджетов различных уровней.

Ключевые слова: возобновляемая энергетика, зелёная экономика, зелёная энергетика, регион, малая гидроэнергетика, экоамортизационная премия, региональный природоохранный инвестиционный проект, окупаемость инвестиционного проекта.

Введение

На рубеже 2020-х в энергетике России накопились серьезные проблемы, связанные с просчётом перспектив экономического развития страны, вводом новых электрогенерирующих мощностей, деградацией отечественного энергомашиностроения, развалом инновационной

1 Довбий Ирина Павловна - профессор кафедры «Экономическая безопасность», доктор экономических наук, ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет»; Россия, 454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 76; email: betelgeyse@mail.ru SPIN-код РИНЦ: 4587-9248; Author ID РИНЦ: 684759.

2 Кондратов Максим Владимирович - старший преподаватель кафедры учёта и финансов, ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»; старший преподаватель кафедры экономика и управление ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет». Россия, 454001 г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129; email: zxc1983@yandex.ru; SPIN-код РИНЦ: 5152-8786; Author ID РИНЦ: 702825.

3 Кобылякова Влада Валерьевна - аспирант кафедры «Экономическая безопасность» ФГАОУ ВО «ЮжноУральского государственного университета»; Россия, 454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 76; e-mail: krutova.94@inbox.ru

4 Дегтеренко Алексей Николаевич - аспирант ЧОУВО «Международный Институт Дизайна и Сервиса»; Россия, 454014, г. Челябинск, ул. Ворошилова, 12; e-mail: adegterenko@yandex.ru

системы в данной сфере и прочие1. При подготовке стратегических документов по развитию энергетики Доктрины энергетической безопасности2 и Энергетической стратегии Российской Федерации учитывалась продвигаемая во всем мире «зелёная» повестка и возрастающие вызовы и риски, в том числе: «стремительное развитие технологий, которые меняют облик и структуру энергетики; глобализация мирового рынка энергоносителей; рост конкуренции ... и ужесточение неконкурентных методов экономической борьбы, среди которых выделяются ограничительные меры и санкции»3. Требования «зеленой» экономики отводят особую роль возобновляемым источникам энергии (ВЭИ), а также усилению государственной поддержки в выполнении стратегических решений научно-технологического развития российской электроэнергетики.

Требования глобальной энергетической безопасности

Решение задач, поставленных в Энергетической стратегии России до 2035 года должно идти в соответствии с глобальными трендами с области развития энергетики. Производство электроэнергии в России поступательно растет: по всем видам генерации и общая выработка в 2019 году составила 1118,1 млрд кВт ч. (рост к 2018 году 0,8%), в том числе производство в ЕЭС России 1080,5 млрд кВт ч (96,6%). Электропотребление составило в 2019 году 1075,2 млрд кВт ч и в сравнении с предшествующим годом снизилось на 0,1% (рис. 1).

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

^^—Производство электроэнергии в России, всего

Производство электроэнергии в ЕЭС России ^^—Потребление электроэнергии

Рисунок 1. Производство и потребление электроэнергии в России Источник: составлено авторами на основе данных4

2019

В течение наблюдаемого периода снижение производства наблюдалось лишь дважды в 2009 и 2013 годах, снижение потребления - в 2009, 2013, 2015, 2019 годах (табл. 1).

1 Энергетическая стратегия Российской Федерации до 2035 года // [Электронный ресурс] URL: minenergo.gov.ru/node/18038 (дата обращения: 30.11.2020).

2 Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации утверждена Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2019 № 21. [Электронный ресурс]. URL: minenergo.gov.ru/node/14766 (дата обращения: 30.11.2020).

3 Новак А. «О проекте энергетической стратегии на период до 2035 года». Доклад на заседании Правительства Российской Федерации по вопросу. [Электронный ресурс]. URL: minenergo.gov.ru/node/17492. (дата обращения: 20.11.2020).

4 Электроэнергетика: тенденции и прогнозы. Итоги 2019 года. Выпуск № 37. [Электронный ресурс]. URL: electricenergy_demo37.pdf (rian.ru) (дата обращения: 30.10.2020).

Таблица 1

Динамика изменения производства и потребления электроэнергии в России, в % к предшествующему году_

200 201 201 201 201 201 201 201 201 201 201

Показатели 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Производство

электроэнергии в России, всего 4,34 4,41 1,54 1,19 1,26 0,76 0,44 2,23 0,38 1,65 0,80

Производство

электроэнергии в ЕЭС России 4,94 4,94 1,49 1,26 0,83 0,14 0,19 2,09 0,52 1,63 0,90

Потребление электроэнергии 4,17 4,65 1,18 1,66 0,66 0,91 0,40 1,74 0,48 1,57 0,08

Источник: на основе данных1

Увеличение производства электроэнергии было достигнуто вследствие роста экспорта и снижения импортных поставок (рис. 2) на всех видах генерации. Рекордное значение производства достигнуто на АЭС и гидроэлектростанциях, одновременно незначительный рост наблюдался и на тепловых электростанциях.

Экспорт Импорт

Рисунок 2. Экспорт и импорт электроэнергии в России, млрд кВт ч Источник: составлено авторами на основе данных2

Наиболее высокий рост наблюдался в области возобновляемой энергетики (ВИЭ), но в общем объеме производства на их долю приходятся десятые доли процента. В числе российских регионов наибольший рост выработки отмечен в Иркутской области. Именно там наблюдался самый сильный рост в физическом выражении - увеличилось производство на гидроэлектростанциях Ангарского каскада (рис. 3). А самый высокий темп роста (в процентах) среди российских регионов - в Чеченской Республике, что обусловлено с запуском двух энергоблоков Грозненской ТЭС. Вместе с тем, общий ввод генерирующей мощности электростанций ЕЭС России снизился более, чем на тридцать процентов (рис. 3).

1 Электроэнергетика: тенденции и прогнозы. Итоги 2019 года. Выпуск № 37. [Электронный ресурс]. URL: electricenergy_demo37.pdf (rian.ru) (дата обращения: 30.10.2020).

2 Электроэнергетика: тенденции и прогнозы. Итоги 2019 года. Выпуск № 37. [Электронный ресурс]. URL: electricenergy_demo37.pdf (rian.ru) (дата обращения: 30.10.2020).

Рисунок 3. Ввод генерирующей мощности электростанций ЕЭС России, тыс. МВт

Источник: составлено авторами на основе данных1

Развитие национального хозяйства сопровождается с увеличением потребности в энергоресурсах и сопряжено с ростом негативного воздействия на окружающую среду, поэтому путь «озеленения» экономики и развитие возобновляемых источников энергии становится безальтернативным. Энергия - главный компонент качества жизни, а энергетика -одна из основополагающих отраслей экономики, где сформировалась особая система общественных отношений, замыкающих на себя энергетическую, экономическую и национальную безопасность, а также личные, общественные и государственные интересы.

Энергетическая безопасность рассматривается в двух проекциях:

- долгосрочной (бесперебойные энергетические ресурсы по доступной цене)2, предусматривающей своевременные поставки энергоресурсов населению и хозяйствующим субъектам в соответствии с задачами устойчивого развития (долгосрочная экономическая безопасность);

- краткосрочной, отражающей способность энергосистемы к быстрому реагированию на волатильность топливно-энергетического баланса (краткосрочная экономическая безопасность) [Проскурякова, 2017].

В условиях перехода глобальной экономики к новому технологическому укладу происходит качественное изменение характера глобальных и локальных энергетических систем и особенно остро встает проблема снижения технологического потенциала и критической зависимости организаций топливно-энергетического комплекса от импорта технологий, оборудования, программного обеспечения и проч.

Энергетическая безопасность в части бесперебойного функционирования основных фондов простирается на все объекты энергетического комплекса, в том числе предприятия: производящие энергию; осуществляющие преобразование, передачу и накопление энергии; добычу, транспортировку и продажу энергетических ресурсов, а также связанную с ними инфраструктуру.

Между тем, степень износа основных фондов в сфере производства и распределения энергии, воды и пара за последние пятнадцать лет не претерпела существенных положительных сдвигов, сократившись с 55,6% (2004 г.) до 45,6% (2019 г.) (рис. 4).

1 Электроэнергетика: тенденции и прогнозы. Итоги 2019 года. Выпуск № 37. [Электронный ресурс]. URL: electricenergy_demo37.pdf (rian.ru) (дата обращения: 30.10.2020).

2 International Energy Security: Common Concept for Energy Producing, Consuming and Transit Countries/ Paris: International Energy Agency. 2015. 28 p. (дата обращения: 30.10.2020).

60,0 50,0 40,0 30,0 20,0

0,0

55,6

43,5

37,6

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 • Все основные фонды ■ производство и распределение электроэнергии, газа и воды

0

Рисунок 4. Степень износа основных фондов в России на конец года (по полному кругу организаций), % Источник: составлено авторами на основе данных на сайте Росстата РФ.

В энергетике России имеется много низкоэффективных физически и морально устаревших мощностей, оттягивающих на содержание и ремонт значительные финансовые средства, повышая себестоимость производимой электроэнергии. Развитие энергетики тормозится по целому ряду причин:

- просчеты в оценке необходимых объемов производства электроэнергии имеют следствием образование избытка или дефицита генерирующих мощностей; высокая стоимость инвестиций в электроэнергетику; деградация энергомашиностроения и развал инновационной среды [Фаворский и др., 2020].

- институциональные барьеры, несогласованность стратегического планирования территориального развития по уровням управления экономикой и инвестиционным планированием энергетических компаний; отсутствие нормативные правовых актов, направленных на стимулирование использования ВЭИ [Шклярук, 2015];

- недостаточно проработано энергетическое право с точки зрения обеспечения энергетической безопасности [Романова, 2019]; отсутствует концепция межотраслевого правового регулирования, гармонично сочетающая нормы гражданского права, процессуальные нормы и специальное энергетическое законодательство, обусловленная многосубъектностью энергетических правоотношений [Желаев, 2019]; не выделены нормы, устанавливающие ответственность за посягательства на объекты энергетики [Приходько, 2018].

Высокая степень износа основных фондов генерирующих и распределительных организаций энергетического комплекса, дефицит сетевых мощностей упираются, с одной стороны, в сложность финансирования проектов по обновлению состава основных средств и ввода в действие новых мощностей; с другой, - в необходимость соблюдения требований рационального природопользования и перехода к «экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике». Согласно Энергетической Стратегии «гарантированное обеспечение энергетической безопасности страны в целом и на уровне субъектов Российской Федерации, в особенности расположенных на геостратегических территориях» предполагает «ускоренный переход (модернизационный рывок) к более эффективной, гибкой и устойчивой энергетике, способной адекватно ответить на вызовы и угрозы в своей сфере и преодолеть имеющиеся проблемы»1.

1 Энергетическая стратегия Российской Федерации до 2035 года // [Электронный ресурс] URL: https://minenergo.gov.ru/node/18038 (дата обращения: 30.11.2020).

Тренды развития зеленой энергетики в мире и России

На протяжении длительного исторического периода мировое энергопотребление опиралось преимущественно на ископаемые - невозобновляемые (convectional, unrenewable) энергоресурсы, при этом энергетика прошла несколько технологических революций. Прорывные исследования, связанные с новейшими критическими технологиями, в том числе с процессами генерации электроэнергии, создают предпосылки для активного развития возобновляемой энергетики. Альтернативные нетрадиционные - возобновляемые (unconvectional, renewable) источники энергии (солнечной, ветровой, геотермальной, а также энергии приливов и морских волн) имеют как положительные, так и отрицательные свойства, но тем не менее, интенсивно развиваются по различным направлениям.

Международное агентство по возобновляемым источникам энергии (IRENA), формирующее наиболее полную и свежую статистику, к возобновляемым источникам энергии относит гидроэнергетику, учитывая все мощности гидроэлектростанций. По возобновляемым источника энергии Россия существенно отстает от стран ЕС, Европы и мира в целом (рис. 6).

40

30 20 10

36,4 32,7 25,6

17,2

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 Мир Европа ЕС Россия

Рисунок 6. Доля ВИЭ в производстве электроэнергии , % Источник: составлено авторами на основе данных1

Переход на возобновляемые источники энергии способствует снижению антропогенного воздействия на климат, однако поднимает вопрос о «противоречиях между целями «зеленой энергетики» и реальными рисками для окружающей среды» [Горлов, 2020], связанными с утилизацией элементов ВИЭ с накопителями.

Однако, стимулирование возобновляемой энергетики только с позиции экономической целесообразности является слабым «мотиватором». Главным мотивом в мире является борьба с изменением климата и наиболее сильными факторами влияния станут геополитические. В качестве важнейшего внешнеполитического вызова энергетической безопасности России называется «наращивание международных усилий по реализации климатической политики и ускоренному переходу к «зеленой экономике»2, а существенным риском - «недостаточные темпы реагирования российских организаций топливно-энергетического комплекс на тенденции в мировой энергетике»3.

Выход глобальной экономики из кризиса, вызванного Covid-19 будет сопровождаться существенными денежными вливаниями правительств в экономики собственных государств. Экономическое восстановление подтолкнет к необходимости поэтапного отказа от загрязнения окружающей среды. Именно в это время актуально обратиться к вопросу перехода от энергии, получаемой от ископаемого топлива, к «чистой» или «зеленой», поскольку трансформация энергетической системы в пользу возобновляемых источников

0

1 Рынок возобновляемой энергетики в России и в мире. [Электронный ресурс]. URL: techart.ru/insights/3623 (дата обращения: 27.11.2020).

2 Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации утверждена Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2019 № 21. [Электронный ресурс]. URL: minenergo.gov.ru/node/14766 (дата обращения: 30.11.2020).

3 Энергетическая стратегия Российской Федерации до 2035 года // [Электронный ресурс] URL: minenergo.gov.ru/node/18038 (дата обращения: 30.11.2020).

энергии становится одним из условий достижения целей Парижского соглашения по изменению климата от декабря 2015 года - ограничение роста глобальной температуры менее чем на 2 градуса Цельсия. Так по оценке агентства Bloomberg1 потенциал возобновляемых источников энергии, без учета крупных гидроэлектростанций, в 2019 году вырос на рекордные 184 гигаватт (ГВт). Из них почти 78% - «чистые» гигаватты генерирующих мощностей, приходящихся на энергию ветра и солнца, биомассы и отходы, геотермальные и малые гидроэлектростанции. Инвестиции в возобновляемые источники энергии (за исключением крупных гидроэлектростанций) были более чем в три раза больше, чем на новых заводах по производству ископаемого топлива. Цели в области возобновляемых источников энергии на период до 2030 года уже включены в официальную политику 87 правительств по всему миру. Предполагается, что в течение следующего десятилетия будут созданы новые мощности на 826 ГВт новых негидроэнергетических возобновляемых источников энергии, что потребует порядка $1 трлн инвестиций во всем мире. Однако данные вложения представляются более чем скромными, поскольку да период 2010-2019 гг. в мире было создано 1213 гигаватт мощностей возобновляемой энергии (без учета крупных гидроэлектростанций), и объем инвестиций составил почти 2,7 трлн долл.

Согласно данным IRENA, к началу 2020 года мировая мощность возобновляемых источников энергии составила 2 657 ГВт, в том числе 49% составила гидроэнергетика, ветровая (23%) и солнечная (22%) энергия. Средние темпы прироста мощностей ВИЭ за последние десять лет составили 8%. Порядка 45% процентов мощностей приходится на Азию, 23% - на Европу. В России мощности возобновляемых источников энергии всего 2%.

Ученые констатируют, что «мир входит в этап 4-го энергетического перехода к широкому использованию возобновляемых источников энергии и вытеснению ископаемых видов топлива» которые будут «уже к 2040 г. обеспечивать 35-50% мирового производства электроэнергии и 19-25 % всего энергопотребления» [Макаров, 2019].

При этом наблюдается существенный разброс оценок ключевых прогнозных показателей, характеризующих долю возобновляемых источников энергии в объеме мирового первичного потребления энергоресурсов и в производстве электроэнергии в мире в 2017 и 2040 гг. (рис. 7-8).

Рисунок 7. Доля ВИЭ в объеме мирового первичного потребления энергоресурсов в мире в

2017 и 2040 гг., %

Источник: [Макаров, 2019]

1 Глобальные тенденции в области инвестиций в возобновляемые источники энергии 2020. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fs-unep-centre.org (дата обращения: 30.11.2020)

Рисунок 8. Доля ВИЭ в производстве электроэнергии в мире в 2017 и 2040 гг., % Источник: [Макаров, 2019]

Наиболее высокие прогнозные оценки по возобновляемым источникам энергии даются Международным агентством по возобновляемой энергии (IRENA).

Предполагается, что к 2040 году мировой топливно-энергетический баланс претерпит существенную трансформацию: изменится структура первичного энергопотребления в пользу ВИЭ. При этом сценарии 4-го энергоперехода существенно различаются по скорости: в зависимости от сценария доля нетопливных источников увеличится с 19% (2015 г.) до 25-31%

(рис. 9). ерв - вац - н one ^

^^^^ 25/0 ^^ ^

■ Атомная энергия ■ Биоэнергия ■ Ветровая энергия Газ Геотерм, энергия и др. ВИЭ ■ Гидроэнергия ■ Нефть Солнечная энергия Уголь

Рисунок 9. Структура потребления первичной энергии по видам топлива в мире в 2015

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и 2040 гг. по сценариям

Источник: [Макаров, 2019]

В данной связи необходима выработка единой экономической и энергетической политики адаптации России к Энергопереходу с учетом того, что «имеющееся окно возможностей ограничивается буквально 7-10 годами» [Макаров, 2019].

В Энергетической стратегии указана особая роль гидроэнергетики в составе ВИЭ. Именно она вносит существенный вклад в деятельность всей электроэнергетической отрасли. Доля гидроэлектростанций, включая гидроаккумулирующие электростанции, в структуре генерирующих мощностей составляет около 20 процентов1.

В структуре возобновляемой энергетики на гидроэнергетику приходится >95% установленных мощностей ВИЭ. Суммарная мощность двухсот ГЭС составляет порядка 53 ГВт (табл. 2).

1 Энергетическая стратегия Российской Федерации до 2035 года // [Электронный ресурс] URL: minenergo.gov.ru/node/18038 (дата обращения: 30.11.2020).

Таблица 2

Место гидроэнергетики в возобновляемых источниках энергии России

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Гидроэнергетика, МВт 46128,2 48094,2 48752,2 49493,2 49782 49801 52578,5 52578,5 52578,5

Прирост, % 0,001 0,043 0,014 0,015 0,006 0,000 0,056 0,000 0

Всего ВИЭ 47418,07 49384,14 50041,31 50957,9 51303,8 51337,8 54312,6 54611,3 55189,8

Прирост, % всего 0,1 4,1 1,3 1,8 0,7 0,1 5,8 0,5 1,1

Доля гидроэнергетики в ВИЭ, % 97,28 97,39 97,42 97,13 97,03 97,01 96,81 96,28 95,27

Источник: составлено авторами на основе данных1

Учёные полагают, что «гидроэнергетика по сравнению с другими традиционными видами электроэнергетики является наиболее экономичным и экологически безопасным способом получения электроэнергии. Малая гидроэнергетика идёт в этом направлении еще дальше. Небольшие электростанции позволяют сохранять природный ландшафт, окружающую среду не только на этапе эксплуатации, но и в процессе строительства. При последующей эксплуатации отсутствует отрицательное влияние на качество воды: она полностью сохраняет первоначальные природные свойства. В реках сохраняется рыба, вода может использоваться для водоснабжения населения. . практически не зависит от погодных условий и способна обеспечить устойчивую подачу дешёвой электроэнергии» [Григораш, 2015].

Гидроэнергетический потенциал крупнейших российских рек раскрыт, не раскрытым остаётся потенциал малых рек. В последние годы быстро прогрессируют технологии, позволяющие миниатюрным автономным электронным устройствам контролировать и регулировать технологические процессы, в т.ч. дистанционное управление малыми гидрогенераторами (как сетевыми, так и автономными), что позволяет эффективно использовать мини (100 - 1000 кВт) и микрогидроэлектростанции (до 100 кВт) на малых реках предгорий и гор. Технологический потенциал малой гидроэнергетики оценивается 382 млрд кВт ч в год, а степень его использования - 2,2 млрд кВт ч в год [Григораш, 2015].

Данные, содержащиеся в Энергетической стратегии Российской Федерации указывают на то, что «общая мощность малых гидроэлектростанций в РФ превышает 1,2 ГВт. Производится оборудование для малых гидростанций и объектов микрогенерации с единичной мощностью от 5 кВт до 1 МВт. Основной проблемой использования возобновляемых источников энергии в Российской Федерации является их недостаточная экономическая конкурентоспособность по отношению к иным технологиям производства электрической энергии»2.

Возобновляемая энергетика регионов: да будет свет!

Регионы России испытывают энергодефицит, поскольку до 65% территории (до 20 млн человек) не охвачена доступом к центральным сетям3. Обеспечение электро- и теплоснабжением осуществляется дизельными электростанциями и на это тратятся огромные бюджетные средства. В региональном аспекте возобновляемая энергетика, являясь практически полностью автономной, в полной мере отвечает Целям устойчивого развития в части:

1 Рынок возобновляемой энергетики в России и в мире. [Электронный ресурс]. URL: techart.ru/insights/3623 (дата обращения: 27.11.2020).

2 Энергетическая стратегия Российской Федерации до 2035 года // [Электронный ресурс] URL: minenergo.gov.ru/node/18038 (дата обращения: 30.11.2020).

3 Цели в области устойчивого развития. [Электронный ресурс]. URL: www.un.org/sustainabledevelopment/ru/issues/people/energy/ (дата обращения: 30.10.2020).

- обеспечения всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии (цель № 7), что важно для регионов и муниципалитетов с децентрализованым электроснабжением;

- содействия экономическому росту, занятости и достойной работе для всех (цель № 8), поскольку на объекты ВИЭ привлекаются местные трудовые ресурсы;

- формирования устойчивой инфраструктуры, содействия индустриализации и инновациям (цель № 9);

- принятия мер, останавливающих изменения климата и его последствий (цель № 13), прежде всего части выбросов парниковых газов, достигающих все новые максимумы;

- защиты и восстановления экосистем, их рационального использованием, остановкой деградации биоразнообразия.

Учитывая особенности России в территориальном, природно-климатическом и социально-экономическом аспектах, представляется крайне актуальным развитие комплексных систем энергоснабжения на основе ВИЭ как централизовано, так и децентрализованно: порядка двух третей российских регионов не имеют централизованного энергоснабжения.

Поддержка возобновляемой энергетики может осуществляться на всех уровнях государственного управления, различными предприятиями, некоммерческими структурами и общественными организациями, населением, международными организациями, кредитными организациями и т.д., при этом следует отметить особую нацеленность государственных мер на поддержку ядерной энергетики1.

Для органов власти субъектов федерации и руководителей муниципальных образований поддержка возобновляемой энергетики - одни из факторов эколого-энергетической безопасности. Органы власти должны быть вовлечены в реализацию проектов ВИЭ по следующим направлениям2:

- формирование региональных нормативных правовых актов, позволяющих преодолеть законодательные барьеры для развития возобновляемой энергетики на территориальном уровне, а также определяющих сценарии реализации государственной политики в области ВЭИ;

- создание условий для формирования инвестиционного климата для потенциальных инвесторов, включая установление формата договорных конструкций и гарантий для инвесторов;

- установление требований к инвестиционным проектам и проведение конкурсов, реализация которых позволит включить дополнительные генерирующие объекты ВИЭ в программы развития электроэнергетики и схемы теплоснабжения;

- обеспечение условий мотивирования инвесторов в части определения тарифов на электроэнергию объектов ВИЭ.

Увеличение производства электроэнергии на ВИЭ для многих регионов может оказаться критически важным (в силу практически полного отсутствия вредных выбросов), учитывая крайне сложную экологическую обстановку, сложившуюся в ряде территорий. Так, например, дальнейшее развитие Челябинской области как промышленного региона неизбежно связано с ростом опасности возникновения значительных кризисных ситуаций в эколого-экономической сфере, наносящих существенный экономический ущерб и снижающий качество жизни населения. В экологическом рейтинге «Зеленый патруль» Челябинская область находится на одном из последних, уступая только Свердловской области, а в перечень

1 Елистратов В.В., Автономное энергоснабжение. [Электронный ресурс]. URL: postnauka.ru/video/62744 (дата обращения: 20.04.2020).

2 Поддержка ВИЭ на розничных рынках: сигнал к действию / VUGON Consult. Апрель 2017. [Электронный ресурс]. URL: vygon_consulting_res_retail.pdf (дата обращения: 20.11.2020).

15 самых грязных городов попали Челябинск и Магнитогорск. Одновременно Челябинск занесен в «черный список» природоохранной программы ООН.

Уральский Федеральный округ (УрФО) играет значимую роль в экономике России: около десяти процентов территории и восьми процентов населения; промышленный комплекс включает металлургическую, нефтегазовую, химическую и др. отрасли промышленности. В уральском регионе представляется целесообразным использовать несколько различных типов ВИЭ, прежде всего малую гидроэнергетику, теоретический потенциал которой составляет 42,6 млрд кВтч/год, а технический - 13,2 млрд кВтч/год (рис. 10)1.

Рисунок 10. Распределение гидроресурсов малых рек по территории РФ Источник: на основе данных2

В числе причин, по которым тормозится создание объектов возобновляемой энергетики как в целом по России, так и по Уральскому региону, следует упомянуть возрастающую конкуренцию традиционной энергетики и возобновляемой генерации. Кроме того, необходимо указать на то, что цели и задачи экологического и экономического развития могут не только не совпадать, но и быть в корне противоположными. Противоположными могут быть и интересы эколого-экономической безопасности федерального и регионального уровня. Поиск путей обеспечения энергобезопасности будет строиться, в числе прочего, и на компромиссах федерального, регионального и муниципального уровня.

Например, решение Госкорпорации «Росатом» о строительстве в Челябинской области атомной электростанции (АЭС) малой мощности обосновывается энергодефицитностью региона3. Одновременно указывается что она необходима для разработки Суроямского месторождения титано-магнетито-апатитовых железных руд, расположенного в Нязепетровском районе - пожалуй, единственном оставшемся на Южном Урале экологически чистом районе. При этом, во-первых, совершенно не принимается в расчет тот факт, что это затронет экологические интересы не только Челябинской, но свердловской области и Республики Башкортостан, поскольку ручей Ураим (74 км), на котором планируется строительство мини АЭС, впадает в р. Уфа и расположен в непосредственной близости с

1 Возобновляемые источники энергии как объекты инвестиций. Проекты строительства малых ГЭС. [Электронный ресурс]. URL: rushydro.ru/file/main/global/press/news...250408.ppt (дата обращения: 27.11.2020).

2 Возобновляемые источники энергии как объекты инвестиций. Проекты строительства малых ГЭС. [Электронный ресурс]. URL: rushydro.ru/file/main/global/press/news.250408.ppt (дата обращения: 27.11.2020).

3 В Челябинской области «Росатом» построит мини-АЭС. [Электронный ресурс]. URL: up74.ru/articles/news/114536/ (дата обращения: 30.11.2020).

Нязепетровским водохранилищем (р. Уфа, площадь зеркала 19,5 км2), являющемся источником питьевой воды для трех регионов. Во-вторых, не создаст дополнительных рабочих мест, поскольку создание обоих объектов предполагает привлечение специалистов и работников на основе вахтового метода и для населения Нязепетровского района положительных моментов, кроме опасности радиоактивного заражения в случае аварии, никаких нет. В-третьих, под угрозой окажется Нязепетровский государственный природный биологический заказник - место обитания лосей, бобров, глухарей, тетеревов, занесенных в Красную книгу России обыкновенного осоеда и филина, а также трехсот видов сосудистых растений, в том числе шесть занесено в Красную книгу Челябинской области.

Учеными рассматриваются различные алгоритмы, по которым наиболее целесообразно проводить работу по развитию возобновляемой энергетики1. Обобщим в качестве дорожной карты развития малой гидроэнергетики на Урале.

На первом этапе должны быть обоснованы потенциальные потребности субъектов РФ в тепловой и электрической энергии, которые могут быть удовлетворены за счет возобновляемых источников энергии. Далее должен быть составлен перечень муниципалитетов, которые: по каким-либо причинам оказались не подключенными к сетям общего потребления; используют привозное топливо для выработки тепло- или электроэнергии; характеризуются неустойчивым электроснабжением или имеют ограничения на присоединение к сетям общего пользования (отказы в подключении). Необходимо собрать и провести анализ всех программ и наработок по возможностям использования ВИЭ.

На следующем этапе необходимо определить (уточнить) имеющиеся ресурсы возобновляемых источников энергии в субъектах РФ, с учетом природно-климатических, гидрографических, технических, экологических, экономических и социальных факторов, определяющих возможности использования местных ресурсов для создания объектов ВЭИ, наличие инфраструктуры и проч.

Далее формируется перечень ныне действующих установок, использующих ВИЭ, проводится анализ их технико-экономических характеристик и моделируются варианты возведения различных типов объектов ВИЭ с учетом территориальных особенностей; после оценки потенциала производства на них электрической и тепловой энергии и топлива, уточняются энергопотребности территории, на котором будет строится объект.

Важным этапом является многокритериальная оценка наиболее перспективных видов ВИЭ, выбор технологий, комплекса оборудования (отечественных/зарубежных) и перечня объектов ВИЭ, возведение которых будет одобрено регионом. При возведении объекта ВИЭ может возникнуть необходимость в переселении жителей из близлежащей зоны, что предполагает финансовые и материальные затраты; возможны дополнительные затраты на санитарную подготовку и мероприятия по сохранению объектов культурного наследия в зоне строительства и проч.

Существенное время должно быть отведено разработке методической и программной базы обоснования выбора объекта ВИЭ, возводимого на территории, оценки его пороговых значений на основе экспертных оценок, практики проектирования, проектов-аналогов и т.д.; общественной экспертизе и согласованию программы с положениями Стратегии регионального развития; выбору цели программы (период, объем, мощности, создание рабочих мест и др.); законодательному и нормативно-правовому обеспечению программы на территории региона и принятию мер стимулирования, механизмов и инструментов привлечения инвестиций в сектор возобновляемой энергетики. После возведения объекта ВИЭ должен проводиться регулярный мониторинг влияния данного объекта на природную и социальную сферу.

1 Развитие возобновляемой энергетики в регионах России: барьеры и точки роста. Общественный доклад.

[Электронный ресурс]. URL: renew_energy_rus.pdf (rusecounion.ru) (дата обращения: 20.11.2020).

В качестве инструментов стимулирования инвестиций в малую энергетику предлагаются следующие: экоамортизационная премия; региональный (муниципальный) природоохранный инвестиционный проект.

1. Экоамортизационной премией государство может «наградить» инвесторов (компании) финансирование в наилучшие доступные технологии (НДТ) и возобновляемые источники энергии (ВИЭ). Налоговый кодекс целесообразно дополнить п. 9 ст. 258 сформировав следующую редакцию: «экоамортизационная премия - право налогоплательщика на включение части расходов на капитальные вложения в наилучшие доступные технологии и возобновляемые источники энергии (ВИЭ) в расходы текущего налогового периода. Размер экоамортизационной премии ограничить 50 процентами от первоначальной стоимости основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационной группе (срок полезного использования от трёх до двадцати лет) и 30 процентами по основным средствам (со сроком полезного использования до трёх лет и свыше двадцати лет» [Кондратов, 2019]. Одновременно разрешить учитывать для целей налогообложения в качестве экоамортизационной премии расходы на капитальные вложеня в НДТ, связанные с достройкой, дооборудованием, реконструкцией, техническим перевооружением и, наконец, частичной ликвидации морально устаревших основных средств [Довбий, 2020].

2. Региональный природоохранный инвестиционный проект включает с себя производственную деятельность, направленную на изготовление товаров, соответствующим специальным экологическим требованиям, законодательно позволяющим применять налоговые льготы.

Федеральный закон № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31.12.2014 года в части статьи 16.1 «Региональный природоохранный инвестиционный проект» изложить в следующей редакции: «Под региональным природоохранным инвестиционным проектом понимать «соглашение, по которому одна сторона (инвестор) в предусмотренной этим проектом срок своими силами или с привлечением иных лиц обязуется внедрить наилучшие доступные технологии и (или) возобновляемые источники энергии (ВИЭ), а другая сторона (РФ, её субъект или муниципальное образование) обязуется стимулировать деятельность в сфере внедрения наилучших доступных технологий в промышленности или возобновляемых источников энергии, определённую в момент заключения регионального природоохранного инвестиционного проекта» [Кондратов, 2019]. Одновременно (при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль) рассматривать региональный природоохранный инвестиционный проект в качестве особой формы регионального инвестиционного проекта и внести дополнения в Налоговый кодекс РФ (ст. 25.9.1) обозначив в качестве налогоплательщиков - участников региональных природоохранных инвестиционных проектов «Налогоплательщиком - участником регионального природоохранного инвестиционного проекта признаются инвестор, являющийся стороной регионального природоохранного инвестиционного проекта, заключенного от имени Российской Федерации определённым Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на заключение региональных природоохранных инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий в промышленности или возобновляемых источников энергии» [Кондратов, 2019], в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».

А также п. 4 ст. 374 Налогового кодекса «Объект налогообложения»: не признаются объектами налогообложения (налогом на имущество организаций - прим авт.) подпункт 8: «капитальные вложения в наилучшие доступные технологии и возобновляемые источники энергии» [Кондратов, 2019].

Внедрение наилучших доступных технологий или возобновляемых источников энергии в рамках регионального природоохранного инвестиционного проекта следует

проводить по принципу со-инвестирования бизнес-структур государством «2 рубля частных инвестиций к 1 рублю государственных инвестиций». Данный подход целесообразно реализовать следующим образом, предприятие внедряет наилучшие доступные технологии или возобновляемые источники энергии (ВИЭ) на 100 миллионов рублей, соответственно предприятие имеет право признать первоначальную стоимость наилучших доступных технологий или возобновляемых источники энергии (ВИЭ) в размере 150 миллионов рублей (100 миллионов рублей инвестора и 50 миллионов государство «добавляет»). Данных подход, будет являться мощным стимулом для внедрения наилучших доступных технологий в промышленности или возведении объектов ВИЭ.

Заключение

Авторами предложены и обоснованы «дорожная карта» расширения присутствия объектов малой гидроэнергетики на Урале. В качестве механизмов и инструментов стимулирования инвестиций в сектор ВИЭ новые авторские механизмы и инструменты стимулирования инвестиций:

- региональный природоохранный инвестиционный проект;

- экоамортизационная премия;

- освобождение от налога на имущество организаций предприятий сектора возобновляемой энергетики.

Следует обратить внимание на то, что реализация инвестиционных проектов в рамках предлагаемых авторами механизмов и инструментов стимулирования инвестиций в сектор возобновляемой энергетики будут потенциально иметь короткие сроки окупаемости и не требуют «живых» денежных средств из государственного бюджета, что особенно важно в условиях пандемии и необходимости поддержания экономики Российской Федерации в постпандемический период.

Список источников

1. Горлов А.А. Особенности процесса замещения традиционной энергетики возобновляемыми источниками в странах бассейна Северного моря. Дисс. к.э.н. Москва, 2020. 235 с.

2. Григораш О.В., Квитко А.В., Попучиева М.А. Перспективы малых гидроэлектростанций в предгорных и горных реках // Научный журнал КубГАУ. 2015. №112 (08). С. 1-13.

3. Довбий И.П., Дегтеренко А.Н., Кобылякова В.В. «Новая индустриализация» в России как фактор перехода к «зелёной» экономике // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 4. С. 85100.

4. Желаев М.А. Процессуальные особенности рассмотрения арбитражными судами споров в сфере энергетики. Дисс. к.ю.н., Казань, 2019. 188 с.

5. Кондратов М.В. Региональный природоохранный инвестиционный проект: цели, объекты, ресурсы // Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. Т. 11. № 2. С. 71-75.

6. Кондратов М.В. Экоамортизационная премия как новый инструмент сглаживания пространственной экономической поляризации // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2019. № 7 (125). С. 7.

7. Новак А. О проекте энергетической стратегии на период до 2035 года. Доклад на заседании Правительства Российской Федерации по вопросу. [Электронный ресурс]. URL: minenergo.gov.ru/node/17492. (дата обращения: 20.11.2020).

8. Приходько А.И. Уголовно-правовая характеристика посягательств на объекты топливно-энергетического комплекса (ТЭК) Дисс. к.ю.н., Москва, 2018. 153 с.

9. Проблемы и задачи правового обеспечения энергетической безопасности и защиты прав участников энергетических рынков. Монография под ред. д.ю.н. В.В. Романовой. М.: Издательская группа «Юрист». 2019. 264 с.

10. Прогноз развития энергетики мира и России 2019 / Под ред. А.А. Макарова, Т.А. Митровой, В.А. Кулагина; ИНЭИ РАН-Московская школа управления СКОЛКОВО. Москва, 2019. 210 с.

11. Проскурякова Л.Н., Ермоленко Г.В. Возобновляемая энергетика 2030: глобальные вызовы и долгосрочные тенденции инновационного развития. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 96 с.

12. Фаворский О.Н., Батенин В.М., Филиппов С.П. Развитие энергетики: выбор стратегических решений и их реализация // Вестник Российской Академии наук. 2020. Т. 90. № 5. С. 415-424.

13. Шклярук М. Возобновляемая энергетика: экономические инструменты поддержки и оценка их нормативно-правового закрепления. СПб: Европейский университет, 2015. 46 с.

RENEWABLE ENERGY IN RUSSIA: REGIONAL NEEDS AND OPPORTUNITIES

Dovbij I.P., South Ural State University (National Research University)

Kondratov M.V. Chelyabinsk State University, South Ural University of Technology Kobyakova V.V. South Ural State University (National Research University) Degterenko A.N. International Institute of Design and Service

Abstract

The Russian energy sector requires immediate modernization, both in terms of updating physically and morally obsolete fixed assets, and in terms of expanding the ways of obtaining energy, primarily from renewable sources. The development of renewable energy in the regions involves the development of a road map of relevant regulatory legal acts, the creation of institutional conditions, the choice of models and principles for creating support systems, mechanisms and tools for attracting investment in the renewable energy sector. The authors developed and justified the "road map" for the development of small hydropower in the Urals. Tools and mechanisms for stimulating investment in the renewable energy sector, including small hydropower (regional environmental investment project, eco-certification award, exemption from property tax of organizations of enterprises in the renewable energy sector) are proposed. The use of the mechanisms and tools proposed by the authors to stimulate investment in the implementation of investment projects in the renewable energy sector will significantly reduce the payback period for investment projects in the renewable energy sector, while not requiring "live" funds from budgets of various levels.

Keywords: renewable energy, green economy, green energy, region, small hydropower, eco-certification award, regional environmental investment project, investment project payback.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.