Научная статья на тему 'Возникновение, развитие и особенности финансового лизинга в экономике развитых странах мира'

Возникновение, развитие и особенности финансового лизинга в экономике развитых странах мира Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

1104
263
Поделиться

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хохлов М. О., Лыба А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Возникновение, развитие и особенности финансового лизинга в экономике развитых странах мира»

Возникновение, развитие и особенности финансового лизинга в экономике развитых странах мира

Лыба А.И.,Хохлов М.О.___________________________________________________

На сегодняшний день, лизинг не является однотипным финансовым продуктом для всех стран мира, и в каждой стране имеются свои особенности. В основном это связано с юридической интерпретацией договора лизинга, налогообложением и бухгалтерским учетом лизинговых операций в каждой отдельно взятой стране мира.

Именно потому, что в большинстве стран отсутствует специальное законодательство по лизингу, деление на финансовый и оперативный лизинг в большей мере определяется бухгалтерскими и налоговыми аспектами.

В сентябре 1982 года Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета (IASC) опубликовал стандарт бухгалтерского учета для лизинговых операций (lAs 17), в котором приведены определения финансового и оперативного лизинга и их основные отличия [1].

Согласно IAS 17 под финансовым лизингом понимается лизинговая сделка, в которой практически все риски и доходы, связанные с владением имуществом, передаются лизингополучателю. Право собственности на имущество может передаваться (или не передаваться) в конце срока договора. В финансовом лизинге лизинговые платежи в течение неразрывного срока лизинга обеспечивают лизингодателю возврат стоимости имущества и получение прибыли на вложенный капитал.

В свою очередь, под оперативным лизингом в IAS 17 понимается любой другой лизинг, отличающийся от финансового. При оперативном лизинге в основном все риски и потери, свойственные владельцу имущества, остаются за лизингодателем. Срок оперативного лизинга соответствует короткому сроку найма оборудования.

Именно для классификации лизинга на финансовой и оперативный IAS 17 предлагает следующую схему:

Рисунок 1. Классификация лизинга по IAS 17 США

Многие исследователи ошибочно считают лизинг американским изобретением, перевезенным американскими предпринимателями через океан в Европу в начале 40-х годов ХХ века. Но в свою очередь английские авторы небезосновательно оспаривают первородство лизинга в США, утверждая, что лизинг зародился в Англии и лишь потом, уже с некоторыми изменениями во второй половине XX века вновь оказался в Европе.

И действительно, лизинг различных видов имущества был популярен в Европе еще в средние века. В частности, развитие лизинга недвижимости было обусловлено стабильностью и твердостью земельных законов и наличием ограничений на наследственную собственность. Этот вариант лизинга недвижимости очень быстро прижился и пустил корни в США.

Даже в дневниках Джорджа Вашингтона имеются ссылки на проведение в 90-х годах XVIII века лизинговых операций с имуществом для судоходной компании Potomac, в деятельности которой американский президент принимал финансовое участие[2].

Первоначально лизинг классифицировался в США как независимый, поскольку он не управлялся ни финансовыми учреждениями, ни поставщиками оборудования, ни любой другой стороной. Лизинговые отношения базировались на маленьком капитале, но вскоре возникла возможность посредством лизинга привлекать относительно большие средства обслуживания для клиентов, чем кредитование, и размеры были намного более существеннее, чем собственные.

В начале XX века, именно в США впервые в мире родилась идея сдавать в аренду автомобили. Первоначально эта услуга называлась Drive-Your-Self. Так же называлась и компания, основанная пионером индустрии проката Уолтером Джекобсоном в Чикаго в 1918 году. Несколько позднее в 40-х годах торговый агент из Чикаго Золи Фрэнк впервые предложил новый тогда еще вид лизинга - долгосрочную аренду автомобилей. Спустя полвека совокупные доходы лизинга автотранспортных средств, превышают 50 млрд. долларов в год.

В течение Второй Мировой войны лизинг стал широко распространенным средством финансирования поставок оборудования за счет средств, предоставляемых в рамках правительственных контрактов.

Так, например, 2 сентября 1940 года между правительствами США и Великобриании была оформлена сделка на аренду (лизинг) баз в восьми владениях Великобритании в обмен на американские эсминцы. Срок аренды устанавливался на 99 лет. За это время американцы построили там военно-морские и воздушные базы и используют территорию для боевой подготовки и учений.

Соглашение по аренде военных баз в свою очередь было взаимосвязано с другим договором -предоставлении в аренду Великобритании 50 американских эсминцев. В дальнейшем именно эта сделка с эсминцами послужила прецедентом для будущего законопроекта о Ленд-лизе. При разработке законопроекта Министерством Обороны и Министерством Финансов, определяющим принципом стали меры по усилению национальной обороны и безопасности Соединенных Штатов.

Также, во время Второй Мировой войны правительство США активно использовало так называемые контракты с фиксированной рентабельностью (cost plus contract). Дело в том, что в большинстве контрактов правительственным подрядчикам позволялось устанавливать определенный уровень доходности по отношению к издержкам. Эти подрядчики понимали, что большая часть их товаров или услуг необходима правительству, лишь пока идет война, и что, по всей вероятности, контракты не будут возобновлены после ее окончания. В данном случае промышленники сталкивались с риском не успеть восстановить свои издержки на оборудование, приобретенное для выполнения конкретного правительственного проекта. То есть предусматривалось, что риск будет минимизирован, если использовать аренду промышленного оборудования на срок, ограниченный договором о подряде (в противоположность покупке). В дальнейшем, когда требовались большие специализированные машины и инструменты, в роли лизингодателя выступало уже само правительство.

Настоящая революция в арендных отношениях произошла в США в начале пятидесятых годов. В аренду стали сдаваться сначала в небольших объемах, а затем и массово средства производства: технологическое оборудование, машины, механизмы, суда, самолеты и т.д. Следует отметить, что правительство Соединенных Штатов по достоинству оценило это явление. В дальнейшем, причем достаточно быстро, была разработана и реализована государственная программа его стимулирования.

United States Leasing Corporation - первая современная компания, для которой лизинговые операции стали основным видом деятельности. Она была основана Генри Шонфельдом в 1952 г. в Сан-Франциско. Примечательно то, что первоначально он создал компанию только для одной конкретной сделки. И только несколько позже предприниматель понял, что лизинговый бизнес может стать очень перспективным. К тому же лизинговые операции довольно быстро пересекли границы США, вследствие чего, появилось такое важное для развития лизингового бизнеса понятие, как “международный лизинг”. Через несколько лет компания стала открывать свои филиалы в других странах (в Канаде в 1959 и в Великобритании в 1960 годах). При этом лизинговая компания стала именоваться United States Leasing International.

До 1963 г. американским банкам запрещалось участвовать в сделках в качестве лизингодателя. Поэтому им приходилось участвовать в лизинговых операциях в качестве кредиторов лизинговых компаний. Это обстоятельство способствовало существенному развитию лизинга в Соединенных Штатах.

Осознав огромную выгоду лизинговых операций, производители оборудования, стали создавать дочерние лизинговые предприятия. Начиная с семидесятых годов, в Соединенных Штатах сложились три основных вида лизинговых компаний: независимые, дочерние фирмы

производителей и филиалы банков.

В 1970 г. был принят Закон о банковской холдинговой компании, который разрешил допустимый объем операций на национальном уровне, что сделало лизинг привлекательной сферой финансовой деятельности для банков и банковских холдинговых компаний.

В 1972 году Совет управляющих Федеральной резервной службы (ФРС) принял решение, разрешающее банковской холдинговой компании выступать в качестве агента-брокера или консультанта в связи с полностью оплаченным лизингом. В 1974 году сфера деятельности дочерних компаний расширилась за счет сдачи в аренду (при определенных условиях) недвижимости.

В 1976 году Управление стандартизации финансового учета выпустило постановление, в соответствии, с которым с 1977 года стали разграничивать “подлинный лизинг” и покупку с помощью лизинга. До этого фирмы могли брать оборудование в лизинг и не отражать его стоимость на своих

балансах, а вести так называемый «внебалансовый» учет, не показывая возрастающую сумму задолженности. В этом постановлении были перечислены следующие пункты:

• право собственности в конце сделки переходит к арендатору;

• лизинговая сделка позволяет купить оборудование в конце сделки по цене ниже рыночной;

• срок сделки больше или равен 75% полезного срока службы. Чем больше остаточная стоимость, которой лизингодатель желает рискнуть, тем лучшими и более конкурентоспособными будут условия лизинга. Финансовый контролер, стремясь уменьшить банковский риск, установил минимальный предел остаточной стоимости, которая может быть заявлена в размере 25%. Совет ФРС избрал более консервативный подход, ограничив остаточную стоимость 20%, кроме лизинга автомобилей. Совет по предоставлению банковских займов под жилье установил лимит в 70% величины остаточной стоимости для ссудо-сберегательных отделений, занимающихся лизингом;

• текущая стоимость лизинговых платежей (без платы за страхование, управление, налоги) больше или равна 90% нормальной рыночной цены оборудования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Если сделка удовлетворяла хотя бы одному из этих условий, то имущество учитывалось на балансе арендатора как актив с корреспондирующимся долговым обязательством. В пассиве отражалось “обязательство по финансовому лизингу”. Если сделка не удовлетворяет ни одному из вышеупомянутых условий, то имущество учитывается в приложении к балансу лизингополучателя.

В 1981 г. в США был принят Закон «О реформе системы налогообложения». В нем указывались критерии отнесения сделок к лизинговым и либерализована система использования налоговых льгот по лизингу. В частности, были разрешены сделки по передаче партнеру налоговых льгот.

В 1982 г. в Законе о налогообложении появился термин “финансовый лизинг”. Под ним подразумевается сделка, при которой лизингополучателю передается в пользование оборудование на полный срок или на большую часть жизненного цикла имущества; лизинговые платежи полностью переводятся лизингодателю (а не кредитору); на лизингополучателе лежит ответственность за техническое обслуживание, уплату налогов и страхование оборудования; совокупные лизинговые платежи, получаемые лизингодателем за весь жизненный цикл оборудования, полностью покрывают первоначальную стоимость оборудования и обеспечивают доход на инвестированный капитал.

С 1986 года климат для лизинга на налоговой основе изменился, так как правительство США увидело в нем субсидию на благо другого государства (так называемый экспорт налоговых льгот), и большая часть налоговых льгот была сокращена через механизм амортизации.

Однако развитие лизинга не остановилось. Лизинговые сделки продолжали оставаться более гибкими по сравнению с кредитными. Часть рисков по сделкам брали на себя лизинговые компании. Остались некоторые налоговые льготы.

Вместе с тем Закон о равной конкуренции в банковском деле (1987 г.) предусматривает право национальных банков направлять инвестиции в объеме до 10% активов в лизинговые договоры на чисто лизинговой основе без ограничения величины остаточной стоимости.

В 1998 году стоимость лизинговых операций в США составила 183,4 млрд. долл. При этом объемы растут благодаря расширению сервисных услуг и активному продвижению на рынки развивающихся стран. На долю США приходится более 9/10 североамериканского лизингового рынка, или 42,8% общего объема мирового лизинга.

Лизинг в США является основным инвестиционным инструментом, на долю которого на протяжении многих лет приходится более 30% инвестиций в оборудование.

В свою очередь, банковские холдинговые компании имеют право осуществлять лизинг движимого и недвижимого имущества; а национальные банки - только лизинг движимого имущества.

В настоящее время для того, чтобы сделка удовлетворяла условиям финансового лизинга, она должна обладать следующими характеристиками:

1. минимальные инвестиции в арендованное имущество со стороны лизингодателя должны составлять не менее 20% его стоимости;

2. лизингополучатель не может иметь право (опциона) на выкуп оборудования по цене ниже его рыночной стоимости, определенной на момент применения этого права;

3. лизингополучатель не может инвестировать в арендованное им оборудование, кроме так называемых отделимых усовершенствований;

4. период лизинга не превышает 80% срока службы оборудования;

5. в конце срока лизинга оборудование должно иметь оцененную остаточную стоимость в размере не менее 20% его первоначальной стоимости;

6. лизингодатель должен ожидать получения положительной величины денежного потока, как и общей, прибыли, по договору лизинга вне зависимости от налоговых льгот.

В случаях, когда лизинг по соглашению сторон не попадает строго под эти стандарты, при определении финансового лизинга исходят из его различных интерпретаций судами США. В большинстве случаев суды применяют критерий “выгода и бремя права собственности”, чтобы определить, владеет ли лизингополучатель оборудованием в экономическом смысле. В частности, для суда особенно важными считаются следующие факты:

- формой соглашения является лизинг;

- лизингом преследуется коммерческая цель (помимо налоговых выгод);

Один из крупнейших Нью-Йоркских банков, сформулировал собственную классификацию, где выделяет следующие три группировки лизинговых договоров по их объему: мультимиллионный (авиалайнеры, оборудование для бурения нефтяных скважин и т. п.); средний - при стоимости имущества от 0,5 до 5 млн. долл., рассчитанный на период до 10 лет; малый, при которой банк объединяет в одном договоре несколько единиц сравнительно недорогого оборудования, выпускаемого одним производителем.

На сегодняшний день наиболее популярным в США остается лизинг автотранспортных средств. Такой вид лизинга чаще используется банками, когда они выступают в качестве лизингодателей. Существует два основных вида лизинга транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания: открытый лизинг и закрытый лизинг.

Открытый лизинг имеет следующие наиболее характерные черты:

1. Лизинг обычно осуществляется на срок от 24 до 36 месяцев.

2. Лизингополучатель принимает на себя риск утраты или повреждения нанятого средства. Перед получением во владение лизингополучатель должен застраховать автомобиль, указав лизингодателя в качестве выгодоприобретателя.

3. Лизингополучатель принимает на себя всю ответственность в связи с ремонтом и поддержанием рабочего состояния нанятого средства.

4. Лизингополучатель обязуется производить предусмотренные ежемесячные платежи в течение срока лизинга и выплатить остаток суммы погашения по окончании действия договора лизинга.

5. Лизингполучатель не имеет преимущественного права на приобретение транспортного средства по окончании лизинга.

После окончания срока открытого лизинга обычно происходит одно из трех событий. Хотя лизингополучатель не имеет преимущественного права на покупку автомобиля, он может сам выплатить гарантированный остаток. В этом случае автомобиль передается ему или указанному им лицу. В ином случае автомобиль предлагается франшизному дилеру, у которого он приобретается. Если франшизный дилер не приобретает автомобиль, банк обычно продает его по оптовой цене другому дилеру, хотя банк может опять передать автомобиль по договору лизинга, если он очень изношен.

Закрытый лизинг отличается от открытого одной очень важной деталью: лизингополучатель не гарантирует остаточную стоимость арендованного транспортного средства в конце срока лизинга; лизингодатель допускает этот риск. Многие договоры лизинга транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания предусматривают открытый лизинг.

Во многих случаях лизинг дорогостоящего оборудования (big ticket items) является закрытым, хотя часто сроки лизинга рассчитываются таким образом, чтобы прекратить срок эксплуатации нанимаемых товаров, не оставляя остаточной стоимости сверх стоимости вознаграждения [3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Банковские холдинговые компании могут заниматься лизингом в той степени, в какой лизинг является функциональным эквивалентом предоставления кредита. Лизинг должен иметь неуправленческую основу (т. е. без оказания услуг). Например, при лизинге автомобилей филиал банковской холдинговой компании по лизингу не может предлагать услуги, ремонт или поддержание состояния транспортного средства. Банковская холдинговая компания должна вести лизинговую деятельность на основе полной выплаты; до оказания лизинга она должна возместить расходы по инвестициям в имущество и по финансированию.

Сегодняшние лизинговые компании, сдающие в лизинг грузовые автомобили, предлагают полный пакет услуг: лизинг полного обслуживания; обслуживание контракта; материальнотехническое обеспечение. Владельцы лизинговых компаний постоянно исследуют рынок передовых технологий (таких как: электронные двигатели, передачи с автоизменением, установка компьютера, контролирующего воздушное давление, экономию топлива, износ шин); определяют совместно с клиентами, какие новые изделия и системы являются наиболее пригодными. Эти преимущества гарантируют, что скорость технологических изменений только усилит рыночные позиции лизинговых компаний.

Однако не следует думать, что в США лизинг автотранспорта является в большинстве своем не финансовым, а оперативным. Это мнение представляется спорным. Так, в США среди членов

Ассоциации компаний, занимающихся лизингом оборудования, 13 компаний занимались финансовым лизингом автомобилей. Объем их сделок в течение года достигал почти 1,5 млрд. долл., а в среднем на одну лизинговую компанию приходилось договоров по автомобилям на 110 млн. долл.

Об уровне развитости лизинговых отношений в Соединенных Штатах Америки свидетельствует количество ассоциаций, объединяющих участников лизингового рынка. Их всего 15. В том числе:

- Ассоциация компаний, занимающихся лизингом оборудования (Equipment Leasing Association)co штаб-квартирой в Арлингтоне;

- Западная ассоциация компаний, занимающихся лизингом оборудования (Western Association of Equipment Lessors) со штаб-квартирой в Окленде;

- Восточная ассоциация компаний, занимающихся лизингом оборудования (Eastern Association of Equipment Lessors). Ее месторасположение — в Харристоне;

- Национальная ассоциация лизинга транспортных средств (National Vehicle Leasing Association) со штаб-квартирой в Сан-Франциско;

- Ассоциация лизинга и рентинга грузовиков (Truck Renting and Leasing Association) находится в Александрии;

- Американская ассоциация лизинга автомобилей (American Automotive Leasing Association) находится в Вашингтоне;

- Ассоциация лизингодателей компьютеров (The Computer and Leasing Remarketing Association), которая также находится в Вашингтоне.

На мировом рынке лизинговых услуг компании США являются наиболее заметными и крупными. Вообще, в конце ХХ начале XXI в.в. американские лизинговые компании уверенно занимали третью часть мирового лизингового рынка. Как ожидается, рынок существенно изменится в течении ближайшего десятилетия. Некоторые компании изменят рост - доходность, другие - объем, а некоторые вообще покинут мировой финансовый рынок. Способность поддерживать постоянные темпы роста в размере 8-10%, год за годом, учитывая нынешний финансовый кризис будет практически нереальной.

Примечательно еще и то, что ряд американских компаний стали лидерами российского лизингового рынка, как в качестве поставщиков оборудования, так и в качестве лизингодателей.

Германия

Очень интересной, является ситуация с лизингом в Германии. Финансовый лизинг определяется как соглашение, заключаемое на фиксированный срок, в течение которого обычное расторжение договора невозможно, а лизинговые платежи в течение этого периода покрывают как минимум затраты на приобретение или производство плюс дополнительные затраты, включая издержки по рефинансированию, у лизингодателя [4]. Такой лизинг принято называть «лизинг с полной выплатой» (full-pay-out-lease).

Данный критерий детализируют следующие условия:

> обычный срок службы имущества и основной срок лизинга примерно равны;

> в случае, если срок службы оборудования значительно больше, чем первоначальный период лизинга, лизингополучатель имеет право (выбор, опцион) либо продлить договор, либо выкупить оборудование, и тогда, если он воспользуется этим правом, ему придется уплатить сумму типа платы за акцепт, вычисленную по истечении первоначального периода аренды;

> если оборудование является «собственностью ограниченного использования». В этом случае соотношение первоначального лизингового периода и срока службы не имеет значения;

>обязательство лизингополучателя выкупить оборудование по заранее оговоренной цене, если договор лизинга в конце периода не возобновлен;

>обязательство лизингополучателя возместить лизингодателю потери при продаже оборудования в конце срока лизинга. Если финансовые результаты от реализации положительны, лизингодатель должен получить как минимум 25% их величины;

> расторжение договора лизинга лизингополучателем по прошествии части фиксированного лизингового периода, равной 40% налогового срока для данного оборудования, и выплата лизингодателю разницы между его общими затратами и уже произведенными лизинговыми выплатами; платеж уменьшается на 90% от любого дохода от реализации.

Нидерланды

В Нидерландах финансовый лизинг имеет следующие характеристики [5]:

> договор лизинга действует в течение фиксированного срока, в пределах которого он не может быть расторгнут лизингополучателем;

> совокупные лизинговые платежи равны цене покупки оборудования в сумме с издержками финансирования и нормой прибыли лизингополучателя, заканчиваясь малой или номинальной стоимостью в конце срока лизинга;

> лизингополучатель имеет право выкупить оборудование за номинальную стоимость в конце срока лизинга;

> лизингополучатель несет ответственность за ремонт и страхование оборудования и за приобретение всех лицензий, необходимых для его нормального использования.

Япония

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Японии финансовый лизинг определяется как сделка, удовлетворяющая следующим двум основным требованиям:

> во-первых, срок лизинга фиксирован и общая сумма лизинговой платы определена так, чтобы примерно равняться совокупным затратам на приобретение оборудования, сданного в лизинг;

> во-вторых, запрещается аннулирование договора лизинга в течение периода его действия.

Если финансовый лизинг трактуется как сделка по реализации, то лизингополучатель

наделяется правом на налоговую амортизацию. В противном случае подобным правом будет обладать лизингодатель. Финансовый лизинг рассматривается в качестве сделки по реализации, если удовлетворяется один из следующих критериев: оговорено, что по истечении периода аренды арендуемый объект будет передан арендатору за нулевое или номинальное денежное вознаграждение; арендуется монтированное в здании, и поэтому неперемещаемое, оборудование; арендуются машины, завод или оборудование, произведенные для специальных целей, указанных арендатором, так что в результате этот объект трудно использовать в каких-либо других целях; период аренды короче, чем 70% законодательно оговоренного срока службы арендуемого объекта (60%, если этот срок службы 10 лет и более), и арендатор имеет право покупки.

Франция

Франция является одной из немногих стран мира, где существует специальное законодательство по лизингу. Здесь различают лизинг движимого имущества без права выкупа (location-simple) и лизинг движимого имущества с правом выкупа (credit-bail), или финансовый лизинг.

Финансовый лизинг (credit-bail) имеет место только в том случае, если: лизингодатель покупает оборудование до его последующей сдачи в аренду; лизингодатель предоставляет лизингополучателю возможность выкупа имущества по заранее оговоренной цене, учитывающей размер предварительно сделанных лизинговых платежей; лизингополучатель использует оборудование для производства или коммерческой деятельности.

Соглашение будет признано как credit-bail, если оборудование лизингодателем было куплено у третьей стороны. Производитель оборудования не может сдать его в лизинг по credit-bail договору. Если пользователь не имеет возможности выкупа, но взамен обладает правом на покупку оборудования, то соглашение будет классифицировано как location-vente (т. е. продажа в рассрочку), а не лизинг.

В таблице 2.1 приведена первая десятка ведущих мировых лизинговых компаний, ранжированных по объему новых лизинговых контрактов.

________________Таблица 1 - Список десяти ведущих мировых лизинговых компаний [6]_____________

Мест о Наименование Страна Объем в 2007г. (млрд.дол.США) Объем в 2006 г. (млрд.дол.США)

1 GMAC США 17,634 17,502

2 GE Capital США 17,374 10,528

3 Orix Corporation Япония 8,989 6,968

4 Lombard North Central / Nat West Group Великобритания 7,032 6,937

5 Sociate Generale Франция 5,356 5,517

6 Debis Financial Services Германия 5,354 4,655

7 AT&T Capital США 4,566 4,255

8 BOT Financial Corp США 4,459 3,241

9 IBM Credit Corp США 3,601 2,811

10 NWS Bank Великобритания 3,581 2,135

Крупнейшими в мире лизинговыми компаниями являются две американские компании GMAC (General Motors Acceptance Corp) и GE Capital с почти одинаковыми объемами лизинговых операций в 2007 году - 17.634 и 17.374 млрд. долл. США соответственно. Однако наиболее динамично в начале 2000-х годов развивалась GE Capital. По сравнению с 2006 годом объемы ее операций возросли почти в 1.7 раза. Кроме того, по объему активов в 49.944 млрд. долл. США GE Capital опережает все другие компании более чем в два раза. Она не ограничивается внутренним рынком и активно завоевывает зарубежные. Так, уже в 1999 году GE Capital стала первой зарубежной компанией, проникшей в розничный финансовый бизнес Японии, приобрела полный контроль над крупной финансовой компанией (Ullited Merchants Finance) в Гонг-Конге, поставила большую партию трайлеров в Европу. Она активно завоевывает финансовые рынки Центральной и Восточной Европы, приобретая контрольные пакеты акций банков и финансовых компаний.

В первой десятке еще три американские компании - AT&T Capital, ВОТ Financial Corp, IBM Credit Corp, причем у двух последних отмечается существенный рост объема новых лизинговых контрактов в 2006 году.

Общим для этого списка является то, что ведущие места в мировом лизинговом бизнесе занимают финансовые структуры, созданные крупнейшими производителями, такими как General Motors, General Electric, IBM.

Литература:

1. http://www.mcn.ru:8101/work/rosleasing/index.htm

2. Bibliotechnology Systems & Publishing Company (Editor), Leasing SourceBook, 1990-1991: A Directory of the U. S. Capital Equipment Leasing Industry, 316pp. ISBN: 093685703X Publisher: Bibliotechnology Systems & Publishing Company Pub. Date: September 1990. Американский справочник капитального оборудования и лизинговой индустрии за 1990 и 1991 годы.

3. Day, Gregg A. & Keogh, Patrick J., Financing a Federal Government Equipment Lease, Gregg Day, Arlington, 1988. Финансирование федеральным Управлением аренды оборудования.

4. Газман В. Д. Лизинг: теория. практика, комментарии. - М.: Фонд "Правовая культура", 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Липатова Л. "Лизинг: схемы, методики, условия. Образование правовой базы": М., ж. "Лизинг

- ревю", номер 3/4, 1996.

6. Alan Fischer United States Market review. In the “World Leasing Yearbook 2001”. - London, “Euromoney publication”, 2001, p.381.