УДК 94(420)«12/15»
Михеев Д. В.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАКТИКИ КАПЕРСТВА В АНГЛИИ В XIII-XVI ВВ.
Автор рассматривает проблему возникновения и развития каперского промысла в средневековой Англии. Определяет роль каперов в международной политике английских монархов XIII — первой половины XVI вв.
Ключевые слова: Англия, пиратство, капер, каперский патент, репрессальная грамота.
Нельзя отрицать роли, которую сыграло море в становлении английской нации. Проливы, отделявшие Британские острова от континента, являлись важным транспортным путем, оставаясь преградой на пути завоевателей. Для Англии наличие морских сил всегда было жизненно необходимо. Несмотря на это, в Средние века английские правители воспринимали флот скорее как вспомогательное средство, необходимое для переброски войск на континент и обратно. Королевский флот существовал уже во времена Иоанна Безземельного (1199-1216), но был сравнительно невелик. В средневековой Англии наиболее заметную роль играли частные корабли, использовавшиеся в военные годы в качестве основы английских военно-морских сил1.
Прибрежные города, располагавшие своими собственными судами, должны были исполнять «корабельную службу», схожую с военной службой вассалов в сухопутной армии. Город или группа городов, получившие от короны торговые привилегии, должны были по первому требованию короля посылать на
1 Marsden R. G. Early Prize Jurisdiction and Prize Law in England / / English Historical Review. 1909. Vol. 24. P. 675.
201
определённый срок полностью снаряженные корабли. Особое положение в связи с этим занимали так называемые «Пять портов» — организация, представлявшая объединение пяти английских портовых городов: Дувра, Сэндвича, Хайта, Ромни и Г астингса. Во главе организации стоял хранитель Пяти портов, чья должность приравнивалась к адмиральской. Помимо исполнения корабельной службы, организация отвечала за обеспечение безопасности в восточной части Ла-Манша, так называемом «Узком море». За подобные услуги представители Пяти портов пользовались обширными привилегиями, многие из которых были получены в XIII столетии и закреплены в хартии 1278 г.2
Если операция затягивалась сверх определённого срока, то король должен был оплатить все дальнейшие расходы по содержанию флота. Важно понимать, что, когда война продолжалась несколько лет, и портовые города ежегодно снаряжали эскадры за свой счёт, «корабельная служба» становилась слишком обременительной для английских торговцев и рыбаков.
При подготовке крупных экспедиций была распространена практика принудительной вербовки кораблей, когда в английские порты направлялись королевские чиновники с приказом рекрутировать на королевскую службу все годные корабли. За участие владельцам и экипажу гарантировалось небольшое вознаграждение, которое, впрочем, могло не покрывать всех расходов.
В случае необходимости, король мог нанять корабли, заключив соглашение с их владельцем, который готов был служить за определенное вознаграждение. Но высокие расходы в связи с наймом в годы войны нередко были непозволительной роскошью.
С развитием морского сообщения в Ла-Манше у флота появилась дополнительная задача — борьба с
2 Clowes W. L. The Royal Navy. A History from the Earliest Times to the Present. Vol. I. L., 1897. P. 132.
202
морской торговлей противника. В случае успеха подобные морские операции могли принести неплохую прибыль.
Права короны на корабли и товары, захваченные королевским или частным кораблем в военный период, как отмечал Р. Марсден, признавались с самых давних времён, о которых сохранились письменные упоминания3. Одними из наиболее ранних документов были контракты и соглашения на захват кораблей и грузов враждебных государств, выдававшиеся королем. В подобных документах прописывались полномочия лиц, командовавших эскадрами, вознаграждение, которое король готов был уплатить за службу, а также доля добычи, причитавшаяся королю и участникам операции.
Данные договора можно считать прообразом каперских патентов — «letters of marque» и репрессаль-ных грамот — «letters of reprisal», появляющихся в XIII столетии.
Патенты выдавались частным лицам в годы войны и позволяли, вооружив за свой счёт суда, атаковать противника. Действия каперов не рассматривались как пиратские, а часть добычи или даже все захваченные корабли с их грузами считались законным вознаграждением обладателя патента. Репрессальные грамоты выдавались частным лицам для возмещения ущерба, нанесенного иностранцами. Часто каперские патенты и репрессальные грамоты выдавались одновременно. Ущерб, нанесенный торговцу противником в годы войны, мог служить дополнительным основанием для получения документа, санкционировавшего каперский промысел. В Англии каперские патенты и репрессальные грамоты могли выдаваться от имени монарха, лорда-адмирала или хранителя Пяти портов.
3 Documents Relating to the Law and Custom of the Sea. L., 1915. P. IX.
203
Появление и распространение каперства было вызвано попыткой решить проблемы, возникавшие при существовавшей системе комплектования флота. Каперская практика позволяла без особых затрат со стороны правительства привлечь рыбаков и торговцев, обычно уклонявшихся от корабельной службы, к участию в военных действиях.
Кроме того, выдача патентов позволяла использовать пиратов, стремившихся узаконить свой бизнес. Морской разбой, распространенный в английских водах в Средние века и раннее Новое время, был особенно популярен в западных и южно-валлийских районах страны4. Таким образом, многочисленные пиратские корабли становились важной составляющей флота в годы войны.
Основанное на международных обычаях каперство на практике требовало соблюдения определенных формальностей и правил, которые вырабатывались со временем. Все корабли, которые занимались каперством как законным делом, должны были иметь каперские свидетельства, выданные правительством, причём портовые власти и несущие полицейскую службу суда не должны были им мешать. Правомерность действий капера и захвата призового судна определялись призовыми судами. Хотя зыбкая грань между обычным разбоем и каперством часто приводила к возникновению спорных ситуаций, оставляя обширное поле для произвола5. В XIII — начале XVI вв., когда практика каперства только складывалась, многие из этих формальностей могли не соблюдаться.
Как уже отмечалось, контракты и соглашения короны и частных лиц, исполнявших службу на море, часто составлялись в средневековой Англии. Нередко
4 Hammer P. Elizabeth's Wars: War, Government and Society in Tudor England, 1544-1604. N.Y., 2003. P. 80.
5 Штенцель А. История войн на море с древнейших времен до конца XIX века. Т. 1. М., 2002. С. 526.
204
бывает достаточно сложно отличить их от каперских патентов. Одним из примеров документа, который можно рассматривать как своеобразный «прото-ка-перский патент», является свидетельство, выданное Иоанном Безземельным некому Томасу Гэлуэйскому 12 марта 1205 г.:
«Знайте, что мы предоставляем экипажам галер, которые Томас Гэлуэйский направил к нам, половину всей добычи, которую они захватят у наших врагов, и кроме того, мы возместим им их затраты... так, чтобы они были удовлетворены.»6.
В документе отмечается, что экипажи галер разделят добычу с королем, получив половину от всех призов, которые смогут захватить. Но при этом, есть немаловажная особенность, которая не позволяет считать данный документ настоящим каперским патентом. Король обещает возместить все затраты, фактически нанимая таким образом галеры Томаса Гэлу-эйского на службу.
Для Англии один из наиболее ранних примеров выдачи документа, который с большой долей уверенности можно считать именно каперским патентом, относится к 1243 г. Патенты были выданы Генрихом III в феврале 1243 г. Джефри Пайперу и тогда же Адаму Робернолту и Уильяму Савиджу против францу-зов7, нарушавших перемирие:
«Знайте, что мы разрешили и выдали лицензию Адаму Робернолту и Уильяму Савиджу и их компаньонам, которых они возьмут с собой, чтобы досаждать нашим врагам на море, на земле и везде, где только способны, чтобы они делились с нами половиной всей своей добычи. И, следовательно, Мы приказываем Вам не причинять вред и не позволять наносить какой-либо ущерб им или их барку или другому кораблю или галере, которые они могут иметь»8.
6 Documents Relating to the Law... P. 1.
7 Clowes W. L. Op. cit. P. 126.
8 Calendar of the Patent Rolls Preserved in the Public Record Office. 1232-1247. L., 1906. P. 362.
На наш взгляд, выданный документ можно считать каперским патентом, так как в нём отсутствовали указания на то, что корабли снаряжаются за счёт королевской казны, либо обладатели патента получают из казны материальное вознаграждение. Следовательно, они не являлись простыми наемниками, поступающими на службу к королю.
В документе еще не использовалось выражение «letter of marque», но из его содержания видно, что лицензия, выданная Генрихом III, являлась именно каперским патентом. В соответствии с этим документом владельцы кораблей, получившие патент, могли свободно действовать против врагов Генриха III как на суше, так и на море. Патент гарантировал безопасность в случае встречи с подданными английского короля, которым строго запрещалось причинять вред обладателям патента, их спутникам и имуществу. Кроме того, из содержания документа следовало, что владельцы патента могли получить половину от их добычи в качестве законного приза. Остальная часть добычи передавалась королю, как лицу, санкционировавшему выдачу патента.
Очередное документальное свидетельство о выдаче подобных патентов относится к 1293 г. и связано с конфликтом, который возник из-за казни в Кастилии нескольких моряков из Байоны. В ответ на подобные действия кастильцев, Эдуард I санкционировал выдачу каперских патентов против подданных короля Кастилии. Но вскоре в Аквитанию было направлено распоряжение о приостановке действия патентов. В сохранившемся распоряжении впервые упомянут термин «letters of marque or reprisal»:
«Король сенешалям и всем другим управляющим, бейлифам, чиновникам и судьям нашего герцогства Аквитании, [шлет] привет. Поскольку, в результате разногласий, возникших между людьми короля Кастилии и нашими жителями Байоны, мы <...> предоставили определенное чис-
206
ло каперских патентов и репрессальных грамот против подданных вышеуказанного короля. Мы приказываем... чтобы вы повлияли на наших подданных, дабы они воздержались от использования каперских патентов и грамот. Вы должны внимательно хранить в безопасности товары, которые могут быть захвачены при наличии патента или грамоты, до тех пор, пока вы не получите другого распоряжения от нас»9.
Как считал Р. Марсден, вполне вероятно, что каперские патенты и репрессальные грамоты выдавались и ранее, но документов, которые могли бы это подтвердить, не сохранилось10.
В XIV столетии мы почти не встречаем упоминаний о выдаче каперских патентов и репрессалий, но уже в начале XV в. правители из династии Ланкастеров — Генрих IV, Генрих V и Генрих VI начали активно выдавать такие патенты.
В первые годы правления Генриха IV выдача каперских патентов помогала справиться с нехваткой денег и отсутствием боеспособного королевского флота. Занятый борьбой с мятежами, заговорами и восстаниями, английский король предпочел передать часть обязанностей по защите морских пределов Англии в частные руки.
Как следовало из каперского патента, выданного Генрихом IV в 1400 г. против шотландцев, одной из основных проблем для осуществления военно-морских операций являлась нехватка подготовленных моряков:
«Король <...> Уильяму Принсу, владельцу барка, называемого «Кристофер Арандел», [шлет] привет. Знайте, что мы приказываем вам собрать так много моряков, сколько необходимо для надлежащего управления вышеуказанным барком, где бы вы их ни обнаружили. По их воле или без нее разместите их на борту вышеуказанного барка.
9 Documents Relating to the Law... P. 19.
10 Ibid. P. IX-X.
Вознаграждение должно быть выплачено им вами немедленно, чтобы выйти в море для нашей службы»11.
Еще одной особенностью патентов, которые выдавались в годы правления Генриха IV, являлось отсутствие указаний на долю короля и его чиновников в захваченной каперами добыче12. Можно предположить, что подобные поощрительные меры в отношении каперов были вызваны попыткой привлечь частных судовладельцев к почти забытому в Англии в конце XIV столетия каперскому промыслу.
Действия каперов приносили свои плоды. В 1405 г. в плен к ним попадает наследник шотландского престола Яков, что побудило его отца отказаться от двусмысленной игры с английскими путчистами. Король Роберт перестал оказывать поддержку мятежникам в Уэльсе, а граф Нортумберленд и лорд Бар-долф, нашедшие ранее приют в Шотландии, были вынуждены покинуть страну13.
В начале XV в. возобновилась выдача репрессаль-ных грамот. В ситуации, когда дипломатическими способами отстоять интересы английских подданных не удавалось, Генрих IV санкционировал выдачу грамот, что было достаточно распространённым явлением в эти годы.
В 1411 г. были выданы грамоты против подданных французского короля, нападавших на английских торговцев в годы перемирия:
«Наши вассалы <...> обратились к нам с серьезными жалобами. В Страстную Пятницу одиннадцатого года нашего правления, пока они были в море <...> с грузом вина для продажи, несмотря на перемирие между Францией и нами, они <...> были захвачены нашим врагом из Нормандии, а именно лордом Понсом, в нарушение вышеуказанно-
11 Documents Relating to the Law... P. 111.
12 Ibid. P. 111-115.
13 Минеева Т. Г. Политика и власть: Англия трех Генрихов (1399-1471). Н. Новгород, 2001. С. 17.
208
го перемирия. Хотя за последнее время много обращений было сделано для возмещения убытков наших вассалов в кораблях, вине и других товарах... никакого удовлетворения требованиям не было сделано <...>. Теперь мы, принимая во внимание ущерб и убытки, нанесённые нашим вассалам, выдаём им каперские патенты и репрессальные грамоты, по которым они уполномочены захватывать товары любого нашего неприятеля из Франции, где бы они ни смогли его обнаружить, посредством чего они могут иметь разумный шанс получить возмещение за утрату своих кораблей, вина, товаров и других вещей»14.
Подобные грамоты были выданы в 1413 г. против генуэзцев, захвативших имущество английских торговцев15.
С восшествием на престол Г енрих V, осознававшего необходимость закрепить превосходство Англии на море, началось создание сильного королевского фло-та16. И хотя проявления частной инициативы на море приветствовались17, Генрих V предпочитал в своих операциях полагаться на эскадры королевских кораблей, усиленных за счёт реквизиции частных судов.
В 1414 г. была введена должность «хранителей мира» или «судей мира» (conservators of truces). Эти должностные лица в английских портах напрямую подчинялись адмиралам и отвечали за поддержание мира и порядка в английских водах. Одной из основных обязанностей хранителей мира с этого времени становилось определение законности захвата призов. Отныне все каперы, получавшие каперские патенты или репрессальные грамоты, должны были приводить захваченные корабли в английские порты, где определялась законность захвата призов18. Смертная
14 Documents Relating to the Law... P. 119-120.
15 Ibid. P. 121-124.
16 Штенцель А. Указ. соч. С. 465; Clowes W. L. Op. cit. P. 370.
17 Clowes W. L. Op. cit. P. 381.
18 Marsden R. G. Op. cit. P. 681-682.
209
казнь грозила тем подданным короны, которые своими действиями нарушали мир или перемирие19. Таким образом, государство наводило порядок в каперском промысле и ужесточало контроль над частной инициативой на море.
Ранняя смерть Генриха V заметно ослабила позиции его приемника. В годы правления Генриха VI созданный его отцом флот пришёл в упадок, и вновь пришлось активизировать выдачу каперских патентов и репрессальных грамот. Из-за отсутствия постоянного боеспособного военно-морского флота, английские торговые корабли и побережье подвергались непрерывным нападениям. В 1432 г. депутаты палаты общин требовали в парламенте выдачи ре-прессальных грамот, ссылаясь на огромные убытки от действий голландцев20. В середине 30-х гг. XV столетия количество патентов и грамот, выдаваемых частным лицам, как свидетельствуют патентные свитки, заметно увеличилось21.
В 1440 г. в текст англо-французского договора было внесено положение, что покидающие порт суда должны вносить «поручительный залог» за ущерб, который они могли нанести английским или дружественным судам. Отметим, что таким образом во владениях английского короля в очередной раз получила распространение практика предоставления «залогов», распространённая в других европейских
странах22.
Активность королевских чиновников, следивших за законностью действий частных лиц на море, вызыва-
19 Копелев Д. Н. Морской разбой в XVI-XVIII веках. Генезис, история, типология. СПб., 2012. С. 125.
20 Oppenheim M. A History of the Administration of the Royal Navy 1509-1660. L., 1896. P. 18.
21 Calendar of the Patent Rolls Preserved in the Public Record Office. 1429-1436. L., 1907. P. 1509-1515.
22 Копелев Д. Н. Раздел океана в XVI-XVIII веках: истоки и эволюция пиратства. СПб., 2013. С. 161.
210
ла серьезное противодействие. Дважды, в 1436 и 1442 гг., приостанавливалась деятельность судей мира23.
Отсутствие надлежащего полицейского контроля на море и массовая выдача лицензий, патентов и грамот спровоцировали всплеск морского разбоя в английских водах. С началом войны Роз английское морское могущество почти полностью было утрачено, а судоходство пришло в упадок.
Очередные попытки восстановить морское могущество Англии были предприняты представителями династии Тюдоров. Генрих VII, как и первые короли династии Ланкастеров, активно использовал в разрешении внешнеполитических противоречий частную инициативу своих подданных, выдавая каперские патенты и репрессальные грамоты. При этом король ужесточил контроль над деятельностью каперов, стремясь покончить с нарушениями закона24.
В 1490 г. была издана прокламация, запрещавшая скупку товаров у пиратов25. В 1498 г., после заключения перемирия с Францией, было принято очередное решение не выпускать каперов в море, не получив от них предварительно письменной гарантии (security for good behaviour), в которой содержалось обещание со стороны держателя патента или репрессальной грамоты действовать в рамках закона и не нападать на союзные суда26. Выходя в море, капер не только составлял специальный документ, гарантировавший, что он воздержится от незаконных действий, но и оставлял внушительный залог, который служил гарантией его слов.
Генрих VIII продолжил политику отца и стремился усилить позиции Англии на море за счёт соз-
23 Marsden R. G. Op. cit. P. 682.
24 Михеев Д. В. Каперы как инструмент английской внешней политики середины XVI столетия / / Известия Алтайского государственного университета. 2011. № 4/2 (72). С. 150.
25 Documents Relating to the Law... P. 145-146.
26 Marsden R. G. Op. cit. P. 682-683.
211
дания боеспособного королевского флота. Он также продолжил выдавать патенты и репрессальные грамоты, одновременно ужесточив контроль над деятельностью каперов. Вызвано это было не только тем, что Генрих VIII стремился полностью регулировать проявления частной инициативы своих подданных. Особое значение имели международные договоренности, формировавшие законодательную базу ведения каперского промысла. В 1518 г. между Англией и Францией было заключено соглашение. Один из важнейших вопросов, рассматривавшийся в соглашении, касался безопасности нейтральных и союзных кораблей. С этой целью подтверждалось требование брать с каперов письменные гарантии перед их выходом в море. Кроме того, предусматривалось создание специальных трибуналов, которые должны были рассматривать вопросы о пиратстве и законности захваченных в море призов. В Англии обязанность трибунала взял на себя верховный суд адмиралтейства27.
Изменение ситуации в 1540-х гг. заставило Генриха VIII отступить от принципов, на которых строилась его прежняя политика. Поддержав своего союзника императора Карла V, Генрих VIII вступил в 1543 г. в войну с Шотландией и Францией. Военные действия складывались удачно для англичан вплоть до заключения сепаратного мира в Крепи между Франциском I и Карлом V в сентябре 1544 г. Оказавшись в затруднительной ситуации, ведя войну на два фронта, Генрих VIII был вынужден увеличить расходы на армию. Стремясь использовать все имевшиеся в его распоряжении ресурсы, он в декабре 1544 г. издал прокламацию, разрешавшую выдачу каперских патентов всем подданным английского короля. В прокламации были сняты многие ограничения на ведение каперской войны, введенные в прошлые годы. Сам процесс получения патента был максимально
27 Marsden R. G. Ор. ей. Р. 683.
упрощен. От подданных Генриха VIII не требовалось составления письменных гарантий, перед выходом в море; вся добыча передавалась в их пользование:
«Его Величество <...> предоставляет все полномочия и лицензии всем и каждому из своих подданных <...> не подвергая их потерям и конфискациям или штрафам, без предоставления каких-либо гарантий или обязательств перед Советом или судом адмиралтейства <...>. Без уплаты части добычи лорду-адмиралу, хранителю Пяти портов или любому другому чиновнику или министру его Величества»28.
Кроме того, в прокламации назывались только враги короля — шотландцы и французы, против которых каперам следовало направить свои действия. О статусе союзных и нейтральных судов ничего не говорилось, что создавало возможность для манипуляций и правонарушений29.
Большинство историков сходится во мнении, что прокламация Генриха VIII полностью изменила ситуацию в английских водах в середине XVI столетия, спровоцировав распространение пиратского промысла и повысив заинтересованность английских судовладельцев и торговцев в каперском промысле30.
Выдача патентов носила массовый характер. Каперы действовали достаточно успешно, Генрих VIII даже ввел особую должность — «главы каперов», которую получил некто Джон из Кале:
«Зная об опыте нашего подданного Джона из Кале, мы назначили его быть капитаном всех таких же «авантюристов», которые уже служат нам в этой войне»31.
28 Tudor Royal Proclamations. Vol. 1. The Early Tudors (1485-1553). L., 1964. P. 345-346.
29 Михеев Д. В. Указ. соч. С. 150-151.
30 Hammer P. Op. cit. P. 20-26; McDermott J. England and the Spanish Armada. The Necessary Quarrel. L., 2005. P. 16-22; Williamson J. A. Hawkins of Plymouth: A New History of Sir John Hawkins and of the Other Members of His Family Prominent in Tudor England. L., 1969. P. 34-35.
31 Tudor Royal Proclamations... P. 348.
213
В первые же месяцы действия каперов спровоцировали конфликт между бывшими союзниками. Нейтральные фламандские и испанские торговцы, используя своё положение, перевозили французские товары на своих судах. Ссылаясь на то, что французский товар, где бы он ни был захвачен, является законным призом, английские каперы начали захватывать все иностранные суда без разбора. В ответ на действия английских каперов Карл V распорядился арестовать английские корабли в Нидерландах и приостановить англо-нидерландскую торговлю. Меры, предпринятые императором, оказали определённое влияние на действия английских властей, слишком поздно обративших внимание на просчеты, совершенные при выдаче каперских патентов.
В суд адмиралтейства поступали многочисленные жалобы от иностранцев. Нужно отметить, что, осознавая сложность ситуации, в которой оказалось государство в ходе войны, и стремясь смягчить эффект от нападений каперов на подданных Карла V, чиновники Адмиралтейства часто вставали на сторону жалобщиков и заставляли английских каперов возвращать захваченные товары и корабли фламандцам и испанцам. Уильям Хокинс Старший, отец известного елизаветинского чиновника и пирата Джона Хокинса, привлекался к суду в 1545 и 1546 гг. по обвинению в незаконных захватах нейтральных судов32.
В 1546 г. был заключен мир между Англией и Францией. Выдача каперских патентов позволила Генриху VIII сэкономить значительные средства на ведении морской войны против неприятеля. Но при этом были сведены на нет все усилия прежних лет по борьбе с пиратами в английских водах. Как отмечал Д. Макдермотт, прокламация 1544 г. открыла ящик Пандоры, который уже не удалось закрыть на протяжении всего XVI столетия33.
32 Williamson J. A. Op. cit. P. 35.
33 McDermott J. Op. cit. P. 22.
Приемники Генриха VIII продолжили использовать каперов для решения своих внешнеполитических проблем. Наиболее прославились каперы королевы Елизаветы, ставшие правопреемниками каперов, появившихся в английских водах в ходе последней войны короля Генриха VIII34.
Документы, относящиеся к XIII-XVI вв., свидетельствуют о стремлении английских властей использовать частную инициативу на море в своих интересах. Легализуя пиратский промысел своих подданных, используя их в годы войны в качестве каперов, правительство стремилось контролировать и направлять их действия. В условиях нехватки средств для найма частных судов, отсутствия или слабости королевского военно-морского флота это была реальная возможность, опираясь на законы и традиции, решать международные споры, а в годы войны — обезопасить английское побережье и нанести ощутимый ущерб противнику. Каперы, появившись в Англии в XIII столетии, со временем стали играть заметную роль в английской внешней политике, превращаясь в действенное орудие в руках английских властей в годы внешнеполитических затруднений и ослабления центральной власти.
Источники
Calendar of the Patent Rolls Preserved in the Public Record Office. 1232-1247. L., 1906.
Calendar of the Patent Rolls Preserved in the Public Record Office. 1429-1436. L., 1907.
Documents Relating to the Law and Custom of the Sea. L., 1915. Tudor Royal Proclamations. Vol. 1. The Early Tudors (1485-1553). L., 1964.
Литература
Копелев Д. Н. Морской разбой в XVI-XVIII веках. Генезис, история, типология. СПб., 2012.
34 Михеев Д. В. Указ. соч. С. 151.
Копелев Д. Н. Раздел океана в XVI-XVIII веках: истоки и эволюция пиратства. СПб., 2013.
Минеева Т. Г. Политика и власть: Англия трёх Генрихов (1399-1471). Н. Новгород, 2001.
Михеев Д. В. Каперы как инструмент английской внешней политики середины XVI столетия / / Известия Алтайского государственного университета. 2011. № 4/2 (72). С. 150-154.
Штенцель А. История войн на море с древнейших времен до конца XIX века. Т. 1. М., 2002.
Clowes W. L. The Royal Navy. A History from the Earliest Times to the Present. Vol. 1. L., 1897.
Hammer P. Elizabeth's Wars: War, Government and Society in Tudor England, 1544-1604. N.Y., 2003.
Marsden R. G. Early Prize Jurisdiction and Prize Law in England / / English Historical Review. 1909. Vol. 24. P. 675697.
McDermott J. England and the Spanish Armada. The Necessary Quarrel. L., 2005.
Oppenheim M. A History of the Administration of the Royal Navy 1509-1660. L., 1896.
Williamson J. A. Hawkins of Plymouth: A New History of Sir John Hawkins and of the Other Members of His Family Prominent in Tudor England. L., 1969.
D. V. Mikheev The Origin of Privateer Practice in England in XIII-XVI centuries
The author considers the problem of origin and development of privateer business in medieval England. The role of privateers in the international politics of English monarchs in the XIII — the first half of the XVI century is defined.
Key words: England, piracy, privateer, letter of marque, letter of reprisal.