Научная статья на тему 'Возникновение письменности у древних германцев'

Возникновение письменности у древних германцев Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1844
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИКТОГРАММА / ЛОГОГРАММА / РУНЫ / ЛАТИНСКИЙ АЛФАВИТ / ГОТСКОЕ ПИСЬМО / PICTOGRAM / LOGOGRAM / RUNES / LATIN ALPHABET / GOTHIC WRITING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Маркова Ю.Б.

Статья посвящена обзору основных этапов развития письменности у древних германцев: пиктографическое письмо, логографическое, вокализованно-звуковое (на основе рун и латинского алфавита). Автор рассказывает о стихийном и сознательном создании письменности у древних народов и прослеживает историю почерков в феодальной Европе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF OLD GERMANIC WRITING

The article is dedicated to the survey of the basic stages in the evolution of Old Germanic writing: pictographic, logographic, sound-vocalised (on the basis of runes and Latin alphabet). The author dwells upon spontaneous and intentional creation of writing by ancient peoples and pursues the history of handwriting in feudal Europe.

Текст научной работы на тему «Возникновение письменности у древних германцев»

УДК 81.367

Ю. Б. Маркова

кандидат филологических наук, доцент каф. грамматики и истории английского языка факультета английского языка МГЛУ; e-maiL: juLia@themarkovgroup.com

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПИСЬМЕННОСТИ У ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ

Статья посвящена обзору основных этапов развития письменности у древних германцев: пиктографическое письмо, логографическое, вокализованно-звуковое (на основе рун и латинского алфавита). Автор рассказывает о стихийном и сознательном создании письменности у древних народов и прослеживает историю почерков в феодальной Европе.

Ключевые слова: пиктограмма; логограмма; руны; латинский алфавит; готское письмо.

Y. B. Markova

PhD, Assistant Professor, Chair of Grammar and the History of English, English Language Department, MSLU; e-mail: julia@themarkovgroup.com

EVOLUTION OF OLD GERMANIC WRITING

The article is dedicated to the survey of the basic stages in the evolution of Old Germanic writing: pictographic, Logographic, sound-vocaLised (on the basis of runes and Latin aLphabet). The author dweLLs upon spontaneous and intentionaL creation of writing by ancient peoples and pursues the history of handwriting in feudal Europe.

Key words: pictogram; logogram; runes; Latin alphabet; Gothic writing.

Первобытное письмо возникает тогда, когда человеку нужно зафиксировать торговый обмен, заручиться поддержкой магических сил на охоте с помощью заклинаний, отразить окружающую действительность, включая закрепление в коллективной памяти родового общества рассказа о крупном военном событии в виде рисунка-иллюстрации к устному рассказу, рассказа в картинках, а также выполнить многие другие символические, мневмотические, коммуникативно-мемориальные (например, надгробные надписи) и художественно-пиктографические функции. Почти все письменные памятники, имеющиеся в распоряжении археологов и этнографов, древнешумерские (середина 4-го тысячелетия до н. э.), древнеегипетские (конец 4-го тысячелетия до н. э.), протоиндийские (3-го тысячелетие до н. э.) и древнекитайские (середина 2-го тысячелетия до н. э.) относятся к эпохе энеолита

и бронзы. В эту эпоху возникают более сложные и крупные формы сообществ, общин, такие как племена и их союзы, развивается родо-племенная и личная собственность, выделяются племенные жрецы и вожди. В эпоху бронзы и железа (начало 1-го тысячелетия) возникает первоначальная письменность и у древних германцев. На основе первобытного орнамента-пиктографии, исторически самого древнего типа письма, представлявшего собой сложный рисунок или серию рисунков, не отражавших языковых форм, возникали древнейшие лого-графические системы, условные знаки, например система германских рунических знаков. На их основе не возникло упорядоченное логогра-фическое письмо широкого назначения (как в Древнем Китае, Египте, Шумерах), а лишь отдельные логограммы узкого применения. Через стадию фразографического письма (его разновидностью также являются древнейшие условные знаки), передававшего целые сообщения, нерасчлененные графически на отдельные слова, исторически первоначальное письмо приходит к логограмме - начертательным знакам, передающим отдельные слова или простейшие словосочетания, самостоятельные семантические единицы речи. Подобные знаки первоначально применялись преимущественно для гадания и магии, а их количество всегда было очень ограничено. Сами германцы считали, что с возникновением рунического письма они были обязаны богу Одину. Со временем, однако, германцы придали руническим знакам новое, буквенно-звуковое, значение.

Консонантно-звуковое письмо с обозначением только согласных звуков появляется во второй половине 2-го тысячелетия, а вокали-зованно-звуковое с равным обозначением согласных и гласных звуков - с начала 1-го тысячелетия до н. э. Это письмо это предполагало развитые аналитические способности к членению речи на звуки и позволяло обходиться небольшим количеством разных знаков. Распространение буквеннозвукового письма путем заимствований началось с первых веков 1-го тысячелетия до н. э. Финикийский алфавит послужил основой, на которой возникли последующие буквенно-звуковые системы письма, в частности греческое письмо. Со второй половины 1-го тысячелетия до н. э. стремительному распространению буквенно-звукового письма содействовало то, что оно было взято на вооружение могущественными цивилизациями того времени, в частности эллинистической, Римской, затем Византийской, превратившись в официальное письмо западного и восточного христианства.

Ю. Б. Маркова

В начале 1-го тысячелетия до н. э. греки усовершенствовали запад-носемитское буквенно-звуковое письмо тем, что первыми стали обозначать алфавитными буквами гласные звуки наравне с согласными, что привело к более точной передаче звуков любого языка. На основе греческого письма сформировались почти все системы, наследовавшие греческий принцип вокализованно-звукового письма. Немецкий филолог-классик XIX в. А. Кирхгоф, изучавший историю греческого языка, предложил различать две основные ветви греческого архаического письма: западногреческое и восточногреческое [Кирхгоф 1887]. К первому, среди прочих, восходят руническое и латинское письмо, ко второму - готское. Готское письмо возникло в IV в. н. э. на византийско-греческой основе в результате сознательного индивидуального творчества епископа Вульфилы, создавшего алфавит для восточногерманского племени готов, принявших христианство в том же IV в. Часть букв была заимствована им из латинского письма и германского рунического для передачи особых звуков готского языка. Важнейшим памятником готской письменности является Серебряный кодекс (Евангелие), датируемый V в.

Самые древние дошедшие до нас рунические надписи 1-11 вв. н. э. были найдены в Норвегии. В Германии и Англии рунические памятники датируются У1-У11 вв. Наибольшее количество (более двух тысяч) находится в Швеции. Они вырезаны на оружии, украшениях, деревянных предметах утвари и камне. Последние, например, надписи на надгробных стелах, а также дарственные надписи на оружии предназначались для восприятия на расстоянии. Они были крупными и тщательно вычерченными. Мемориальная функция соединялась с изобразительной, которая была понятна как грамотным, так и не умеющим читать. Более поздние рунические надписи выполнены на пергаменте У11-Х1У вв., например датский кодекс законов ХШ-Х^ вв. Очень многие рунические памятники были уничтожены фанатичными ирландскими миссионерами в период христианизации германских племен и их перехода на латиницу. Использование единой системы латинского письма было для римской церкви важнейшим средством сплочения молодых «варварских» народов Западной Европы вокруг христианской церкви. Поскольку скандинавы приняли христианство позднее других германцев, руническое письмо просуществовало в Скандинавии до XVI в. и лучше сохранилось. Будучи вокализованнозвуковым,

каждый знак рунического письма (обычно вертикальный или диагональный) обозначал отдельный гласный или согласный звук и имел название, например «скот», «честь», «бог», «человек», «дар», «год», «день», «море» [Истрин 2010, с. 381]. Во время своего существования количество рун то сокращалось, то вновь увеличивалось. Как отмечалось выше, до знакомства германцев с буквенно-звуковым письмом (латинским, этрусским или греческим) руническое письмо являлось логографическим, примитивным, предназначенным главным образом для гадания и магии. После знакомства с буквенно-звуковой системой письма средиземноморских народов германцы не стали заимствовать эту систему целиком, а лишь переняли ее главный смысл - закрепить за каждым знаком один конкретный звук по акрофоническому принципу в соответствии с первым звуком названия каждой руны. Вместе с этим поменялось графическое изображение рунических знаков - по начертанию они приблизились к соответствующим греческим и латинским буквам.

В период раннего феодализма на основе классического полуун-циала возникают местные графические разновидности латинского письма - меровингская в Галии и Германии, лангобардская в Италии, вестготская в Испании, англосаксонская и ирландская. В конце VIII в., в период формирования империи Карла Великого в Западной Европе, латинское письмо снова унифицируется - вводится новый четкий, изящный и округлый почерк «каролингский минускул», который после норманского завоевания XI в. получил распространение также и в Англии. Его достоинством являлось систематическое разделение слов пробелами и обозначение переносов слов точкой или тире. В XII в. в Германии и Франции возникает «готический минускул» -угловатый, ломаный почерк, который позднее распространился почти по всей Западной Европе. В эпоху Возрождения латинское письмо возвращается к плавным, округлым формам. Это «гуманистическое» письмо сильно напоминает современное.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Истрин В. А. Возникновение и развитие письма. М. : Книжный дом «Либро-

ком», 2010. 616 с. Радциг С. И. История древнегреческой литературы. М., 1959. 197 с. Kirchhoff A. Studien zur Geschichte des griechischen Alphabets. 4 Auflage.

Guetersloh, 1887.110 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.