ногласия преодолены. Это позволило четко определить функции и основные направления практической деятельности нового органа.
В организационном отношении Царицынский губпо-литпросвет был представлен 4-мя отделами: административно-организаторским, агитационным, пропагандистским и художественным, которые, в свою очередь, состояли из секций (табл. 2)12.
Т а б л и ц а 2
Организационная структура Царицынского губполитпросвета
Секции: 1) организационно-инструкторская; 2) информационно-статистическая; 3) снабжения; 4) секретариат; 5) общей агитации; 6) печатной агитации; 7) РОСТА; 8) совпартшколы и подготовки работников; 9) курсов и школ для взрослых; 10) клубная; 11) библиотечная; 12) музейно-экскурсионно-выставочная; 13) лекторская; 14) учебно -программная; 15) ТЕО; 16) МУЗО; 17) ИЗО; 18) ЛИТО; 19) кино-фото.
Анализ структуры Нижневолжских губернских политико-просветительных комитетов, сформированных в первой половине 1921 г., позволяет сделать следующие выводы: во-первых, в целом они строились по подобию Главполитпросвета, в соответствии с указаниями центра; во-вторых, при всей слабости новых органов появилась возможность развернуть культурно-просветительную деятельность; в-третьих, стало реальным руководство самыми разными культпросветучреждениями, ведущими работу в данной области.
1 Известия ЦК РКП(б). 1921. № 36. С. 26.
2 ГАСО. Ф. 847. Оп. 1. Д. 2. Л . 2.
3 ГАРФ. Ф. 2313. Оп. 1. Д. 137. Л . 9 - 10.
4 См.: ГАСО. Ф. 329. Оп. 1. Д. 211. Л. 1.
5 ГАРФ. Ф. 2313. Оп. 1. Д. 143. Л. 11.
6 См.: Там же.
7 См.: Там же. Л. 34.
8 Там же. Л. 12.
9 Там же.
10 См.: ГАРФ. Ф. 2313. Оп. 1. Д. 137. Л . 52.
11 См.: ГАРФ. Ф. 2313. Оп. 1. Д. 223. Л. 61.
12 См.: Там же. Л. 15 об., 61 об.
1 2 3 4
УДК 94(44)
ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАПОЛЕОНОВСКОЙ «ЛЕГЕНДЫ»
А.А Стерликов,
аспирант кафедры зарубежной истории и мировой политики, Волгоградский государственный университет
ВЕСТНИК. 2007. № 19(5)
Отправной точкой возникновения наполеоновской «легенды » следует считать 1796 - 97 гг., когда Бонапарту, назначенному на пост командующего Итальянской армией, удалось одержать над австрийцами серию блес -тящих побед. Именно в эти годы Бонапарт заявил о себе как о необычайно талантливом полководце и его имя прогремело по всей Европе. Наполеон очень скоро понял выгоду, которую в дополнение к военным успехам могла принести ему умело направляемая пропаганда. С этой целью 20 июля 1797 г. им была учреждена газета "Le Courrier de l'arm ее d'Italie", а затем, в августе 1797 г., "La France vue de l'armé e d'Italie". В Париже выпускалась газета "Journal de Bonaparte et des hommes vertueux". Все эти издания должны были формировать в общественном мнении Франции и Италии положительный образ нового героя, а также позволяли Наполеону на равных вес -ти борьбу со своими политическими противниками. В целях повышения эффективности пропаганды газеты часто распространялись бесплатно как в армии, так и по всей Франции (военные трофеи давали Бонапарту необходимые средства).
Центральное место на газетных полосах всех вышеназванных изданий занимали статьи антироялистской направленности. Роялисты обвинялись в заговоре против Республики и намеренном затягивании войны. В противовес роялистам Итальянская армия представала как армия истинных республиканцев, верных защитников завоеваний Французской революции, несущих свободу порабощенным народам. Соответственно, этот образ переносился и на Наполеона как командующего армией.
Наконец, все три газеты использовались Бонапартом для создания своего героического образа. Они превозносили подвиги командующего, под -черкивали его скромность, работоспособность, его талант и избранность. Так, например, газета "Le Courrier de l'arm^ d'Itale" за 23 октября 1 797 г. сообщала: «Бонапарт стремителен, как молния, и настигает, как раскат грома. Он всеведущ и вездесущ...».
Таким образом, именно в 1796 - 1797 гг. Бонапарт впервые приступил к созданию собственного легендарного образа, целенаправленно воздействуя на общественное мнение во Франции и Италии.
Следующим важным этапом в развитии наполеоновской « легенды» стала эпоха консульства. В этот период Наполеоном был выдвинут целый ряд пропагандист -ских установок, прочно вошедших в ткань «легенды ».
Прежде всего, перед Наполеоном возникла задача объяснить причины антиконституционного переворота 18 брюмера, в результате которого он оказался у власти. Идеологическое обоснование необходимости переворота было дано Наполеоном уже по ходу его совершения и сводилось к тому, чтобы представить насильственную смену режима как вынужденную меру, направленную на спасение погибавшей республики и главных демократических завоеваний революции. Именно таким образом трактовались события в его речи 19 брюмера в Совете старейшин1, в появившейся в газете "Moniteur" анонимной статье Наполеона2, в обращенной к французам прокламации Бонапарта от 19 брюмера3.
Другой важной задачей, стоящей перед Наполеоном в эпоху консульства, было доказательство народного характера нового режима. Официальная пропаганда ут -верждала, что первый консул выражает волю всего французского народа, а не какого-либо отдельного класса. Призывы пожертвовать своими партийными интересами во имя « простого звания французского гражданина»4 были очень характерны для наполеоновской пропаганды этого периода. Первый консул, таким образом, пред -ставал в роли объединителя и умиротворителя нации, положившего конец опасной для государства фракционной борьбе.
Значительные усилия официальной пропаганды были направлены на то, чтобы представить Наполеона принципиальным противником войн. Так, уже в декабре 1799 г. первый консул обратился к главам Англии и Австрии с предложением о скорейшем заключении мира5. И хотя возможность примирения в тот момент была маловероятна, эта заведомо безрезультатная попытка была выгодна Наполеону: заявив о своих мирных намерениях, он представал в выгодном свете в общественном мнении страны, уставшей от долгой войны.
В качестве яркого примера эксплуатации наполео -новской пропагандой идеи мира можно привести целый ряд анонимных статей, собственноручно написанных первым консулом для официальной газеты "Moniteur' и впервые проанализированных Д .М. Туган-Барановским в его книге «Наполеон и власть»6. В этих статьях Наполеон перекладывал ответственность за продолжение войны на главного врага Франции - Англию. Англия изображалась вероломным государством, отказывающимся от своих обязательств и всегда готовым к кровопролитию ради достижения собственной выгоды. Франция, в противовес Англии, представала как страна, искренне стремящаяся к общеевропейскому миру и вынужденная воевать лишь потому, что этого желают ее враги.
Большое значение официальная пропаганда отводи -ла освещению реформаторской деятельности Наполеона. Упорядочение финансов, учреждение национального банка Франции, реорганизация административной и судебной систем, введение Гражданского кодекса, создание ордена Почетного легиона - все эти преобразо-
вания получили на страницах наполеоновской печати должное отражение, принеся первому консулу славу великого реформатора.
Закономерным результатом мудрой политики Наполеона, по уверениям бонапартистской пропаганды, стало значительное улучшение экономического положения в стране. Развитие промышленности и торговли, процветание науки и искусства - вот характерная картина внутренней жизни Франции, созданная официальной печатью.
Наконец, краеугольным камнем наполеоновской пропаганды было прославление «героя». По словам секретаря Наполеона Бурьенна, тот никогда не позволял, что -бы слава «о нем хоть на секунду умолкала»7. После 18 брюмера процесс создания культа первого консула принял поистине общегосударственные масштабы. Фи -гура Наполеона стала непреходящей темой в таких сферах, как пресса, живопись, театр, архитектура, музыка, литература и т.д. В живописи, например, широкое распространение получила система правительственных заказов на написание художественных полотен, причем первый консул нередко выб ирал для них сюжеты лично. В картинах А. Гро, Ж.-Л. Давида и других мастеров заметно стремление Наполеона подчеркнуть лучшие качества своего характера: благородство , человеколюбие, смелость, великодушие. В качестве классического при -мера использования Наполеоном живописи в пропагандистских целях можно назвать создание таких полотен, как «Бонапарт при переходе через Сен-Бернар» кисти Ж .-Л. Давида и «Чумные в Яффе» А. Гро. Эти и другие картины выставлялись в регулярно проводимых салонах, вход в которые для посетителей был бесплатным.
Таким образом, главные пропагандистские установки , выдвинутые Наполеоном в период консульства, были направлены на создание образа спасителя Франции, подлинно народного правителя, восстановившего порядок в стране, сторонника мира, великого реформатора, обеспечившего благоденствие республики, наконец, правителя, обладающего редкими человечески -м и качествами.
Свое дальнейшее развитие наполеоновская «легенда» получила в годы империи. В целом, озвученные в этот период официальной пропагандой идеи «легенды» сохранили преемственность с ранее выдвинутыми по -ложениями.
Во внутренней жизни страны официальная пропаган-дарисовала картину полного благоденствия. Правительственные доклады о положении дел во Франции свидетельствовали о стабильности и благополучии: все революционные потрясения остались в прошлом, разногласия внутри общества исчезли, граждане едины в поддержке правительства, неустанно работающего на благо страны8. В качестве иллюстрации пропагандистских усилий Наполеона в этом направлении процитируем его письмо к Фуше от 13 января 1809 г.: «Я полагаю, - пи -шет он, - что было бы полезно приказать написать несколько хороших статей, которые бы сравнивали несчастья, угнетавшие Францию в 1709 г., с цветущим состоянием Империи в 1809 г. Нужно рассмотреть вопрос с точки зрения территории и населения, внутреннего благоденствия, внешней славы, финансов и т.д. У вас есть люди, способные написать на эту очень важную тему 5 - 6 хороших статей, которые дадут хорошее направление общественному мнению»9.
Большое внимание в годы империи Наполеон уделял тому, чтобы представить Францию и конгломерат зависимых и полузависимых от нее держав единым сплоченным лагерем с общими устремлениями и целями. Официальная пропаганда стремилась при этом подчер -кнуть выгоды, которые эти страны получали от сотрудничества с Францией: установление свободы вероисповедания, ликвидацию феодализма, введение Гражданского кодекса, установление всеобщего равенства перед законом, отмену внутренних таможенных барьеров, реорганизацию системы административного управления, улучшение финансов и пр. 10.
Даже вынужденный вести войны вопреки своей воле, Наполеон преследовал в них самые высокие цели. Так, официальная пропаганда неизменно изображала Францию в роли освободительницы европейских народов из-под ига абсолютных монархий. В 1806 г., например, император в прокламации к саксонцам говорил: «Саксонцы, Пруссия захватила вашу землю. Я иду, чтобы освободить вас. (...) Мой успех обеспечит существование и независимость вашей нации »11.
Типичным примером использования Наполеоном пропаганды для оправдания направленной против суверенных стран военной агрессии может служить французское вторжение в 1808 г. в Испанию и возведение на испанский тро н брата Наполеона - Жозефа. В обращении к испанскому народу император говорил: «Ваша нация готова была погибнуть. Я видел ваши бедствия; я хочу помочь им... Ваше правительство одряхлело; мне суждено возродить его. (...) Я приказал созвать генеральное собрание депутаций от ваших провинций и городов: я хочу лично осведомиться о ваших желаниях и нуждах. Тогда я откажусь от всех своих прав и возложу славную вашу корону на голову человека, который будет второй я... В теперешних обстоятельствах будьте полны надежды и доверия, потому что я желаю, чтобы поздние ваш и потомки сохраняли воспоминание обо мне, и говорили: "Ему наше отечество обязано своим возрождением"»12.
По-прежнему первостепенное значение в официальной пропаганде отводилось созданию культа Наполеона. В сравнении с эпохой консульства прославление Наполеона приобрело еще большие масштабы. Достаточно сказать, что в принятом во Франции в 1806 г. новом катехизисе, обязательном для всех католиков, император уподоблялся Богу: «Господь, - говорилось в VII наставлении, - сделал так, чтобы он был владыкой наш им, земным подобием и исполнителем Его воли. Почитать и любить императора нашего - то же самое, что почитать и любить Бога»13.
Поражение Наполеона в 1814 г. и последовавшие за ним события на время остановили распространение «легенды», значительно подорвав ее позиции. Изменившаяся политическая ситуация в стране и в мире потребовала от Наполеона по возвращении с Эльбы не только принять меры по укреплению пошатнувшейся "легенды ", но и дополнить ее новыми положениями. В это время усилия официальной пропаганды были направлены на решение следующих задач: доказать, что Наполеон вернулся, чтобы спасти Францию от угрозы восстановления феодализма, что причиной поражения в 181 4 г. стало предательство ближайшего окружения императора и что решение об отречении было продиктовано желанием Наполеона не допустить гражданской войны в
условиях произошедшего раскола французского общества; создать впечатление, что Наполеон пользуется всенародной поддержкой и выражает волю всей нации14; убедить население в том, что в условиях постреволюционной Франции только Наполеон способен сохранить завоевания революции и, следовательно, является един -ственно возможным легитимным правителем.
Но главное новшество в содержании официальной пропаганды в эпоху «Ста дней» заключалось в том, что в связи с провозглашенным Наполеоном под влиянием обстоятельств курсом на либерализацию страны император отныне стал изображаться приверженцем демократических принципов. Чтобы рассеять подозрение, вызванное внезапным превращением вчерашнего деспота в конституционного монарха, правительственной пропагандой было дано соответствующее объяснение, согласно которому Наполеон ранее просто не имел возможности проявить свои либеральные воззрения, поскольку необходимость восстановить порядок в государстве и вести войны ради скорейшего достижения стоящей перед ним цели - «создания большой европейской федеративной системы, . наиболее благоприятной для развития цивилизации»15 - на некоторое время вы -нудила его отойти от своей концепции развития государства. Выгода этой пропагандистской установки несом -ненна. С ее помощью Наполеон, во-первых, рассчиты -вал заручиться поддержкой либеральных кругов Франции и особенно Англии, что было его последней надеждой на предотвращение войны и сохранение за собой власти; во-вторых, даже в случае неудачи он избавлялся в глазах будущих поколений от репутации деспота.
Свое окончательное оформление наполеоновская «легенда» получила на острове Святой Елены. В изгнании Наполеон придал завершенный вид тем идеям, которые в большинстве своем были озвучены официальной пропагандой в годы консульства и империи, еще более обосновав и развив их. Изменившаяся международная обстановка, т.е. торжество абсолютизма в Европе, вынудила Наполеона скорректировать некоторые свои прежние идеи в расчете извлечь для себя наибольшую выгоду. Если, находясь у власти, Наполеон старался не вспоминать о революционной эпохе, то на Святой Елене он дал положительную оценку многим видным деятелям Французской революции, тем самым заявив о себе как о продолжателе их дела. Нам представляется, что эту перемену взглядов следует объяснять желанием Наполеона конфисковать в свою пользу революционный дух европейских народов в условиях победы феодализма на континенте. Точно так же Наполеон стремился посредством своих высказываний привлечь на свою сторону набиравшие в Европе силу национальное и либеральное течения, для чего активно эксплуатировал образ освободителя европейских народов и либерального правителя.
Наконец, нельзя не коснуться такого важного момента, как « мученичество » Наполеона на Святой Елене. «Карьере моей, - говорил Наполеон, - не хватало несчастья!.. Если бы я умер на троне, в магии всемогущества, для многих я создал бы сложности. Ныне же, благодаря постигшему меня несчастью, обо мне смогут судить по-новому»16. С этой точки зрения становится более понятным непрекращающийся поток жалоб императора на скверный климат острова и на дурное обра-
щение с ним губернатора Гудзона Лоу: свои страдания Наполеон рассматривал не только как испытания, через которые ему суждено было пройти, но и как необхо -димый элемент для создания собственной «легенды » и наиболее действенный способ ее укоренения в сознании народных масс. «Каждый прожитый здесь день, -говорил он Лас Казу, - избавляет меня от клейма тирана, убийцы, бессердечного человека»17.
В заключение подчеркнем, что многие идеи наполеоновской «легенды» в конечном счете «превратились в стереотипы мышления не только многих французов, но и многих европейцев»18. В то же время следует сказать, что наполеоновская пропаганда «далеко не всегда пред -ставляла из себя пустые лозунги, не имевшие никакой связи с действительностью»19. Как отмечает Д.М. Туган-Барановский, «если бы это было только так, то эти идеи скоро обесценили себя и их влияние было бы кратков-ременным»20 Согласно А. Собулю, «легенда» отражала толкование Наполеоном реальных событий, припи-сывала ему принципы и намерения, которых у него в действительности не было21.
1 Cm.: Napoléon -er. Correspondance. Publiée par ordre de l'empereur Napoleon III. Paris. T. 6. P. 3 - 5.
2 Cm.: Napoléon Bonaparte. Oeuvres littéraires et écrits militaires. Publies par J. Tulard. Paris, 1968. T. III. P. 21 - 22.
3 Cm.: Napoléon. Correspondance. T. 6. P. 7.
4 Ibid. P. 5 - 6.
5 См.: Ibid. P. 36 - 37.
6 См.: Ту га н- Барановский Д.М. Наполеон и власть (эпоха консульства): Монография. Балашов, 1993.
7 Бурьенн. Записки о Наполеоне. Т. 2. Ч. III. С. 187.
8 См.: Napolé on. Correspondance. T 10. P. 72; T.18. P. 7 - 10.
9 Ibid. T 18. P. 203.
10 См.: Ibid. T 10. P. 484 - 487; T. 18. P. 107 - 109.
11 Ibid. T. 13. P. 334.
12 Ibid. T. 17. P. 203.
13 Catéchisme а l'usage de toutes les Eglises de l'Empire frani?ais. 1806. Let; on VII.
14 Идея о том, что именно государь является истинным пред -ставителем всей французской нации, была особенно рельеф -но представлена Наполеоном в написанной им в 1808 г. анонимной статье в "Moniteur": « Первым представителем нации, -говорилось в ней, - является император. Было бы преступной химерой, если бы кто-нибудь претендовал на представитель -ство нации с большим основанием, чем император» (Napobon Bonaparte. Oeuvres l^ra^es et еcrits militaires. Paris, 1968. T. III. P. 83 - 84.
15 Napoléon. Correspondance. T. 28. P. 122.
16 Las Cases. мег^н! de Sainte-Hе^. Paris, 1968. P. 109.
17 Ibid. P. 541.
18 Туган-Барановский Д.М. Указ. соч. С. 251.
19 Там же.
20 Там же.
21 См.: Собуль А. Герой, « легенда» и история // ФЕ. 1969. М., 1970. С. 234.
УДК 930.1(09):377.5
СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ РОССИИ 1941 - 1945 годов В СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
История среднего специального образования периода Великой Отечественной войны относится к числу недостаточно изученных сюжетов российской историографии. В данной статье мы рассмотрим проблематику исследований по теме на рубеже XX - XXI вв.
В 1990-х - начале 2000-х гг. были опубликованы работы, отличительными чертами которых являются постепенный отход от исключительно позитивного описания состояния средней специальной школы военных лет, проблемно-аналитический характер изложения материала1. Среднее специальное образование рассматривалось как важнейшая подсистема системы образования военного времени в целом, изучение которой помогает выявить как достоинства, так и недостатки социальной политики Советского государства. Поэтому объектом исследования в большинстве работ являлась общегосударственная и региональная политика по отношению к средней специальной школе в период Великой Отечественной войны. Авторы выявили структуру среднего специального образования, ее особенности в исследуемых регионах, проанализировали состояние материальной базы и кадровый состав училищ и техникумов, показали реальный вклад учебных заведений в подготовку местных кадров в условиях войны. Важнейшим вопросом в новейших исследованиях стал вопрос о качестве подготовки специалистов среднего звена в годы войны.
В первой половине 1990-х гг. опыт системы среднего специального образования в условиях войны был критически переосмыслен Е.Л. Поцелуе-вым. Автор одним из первых приступил к изучению проблемы эффектив -ности государственной политики в интересующей нас области, особенно-
Е.Л. Храмкова,
кандидат исторически наук, доцент кафедры отечественной истории и археологии, Самарский государственный педагогический университет
ВЕСТНИК. 2007. № 19(5)