Научная статья на тему 'Возникновение наполеоновской «Легенды»'

Возникновение наполеоновской «Легенды» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
190
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Стерликов А. А.

Статья посвящена изучению официальной наполеоновской «легенды» в период 17961821 гг. Наполеоновская «легенда» зародилась во время Итальянской кампании Бонапарта в 1796 1797 гг. В период консульства и империи Наполеон, поставив себе на службу все известные средства пропаганды, продолжил создание собственной «легенды», внедряя в сознание широких масс населения выдвинутые им идеолого-пропагандистские установки. Окончательное оформление «легенда» получила в продиктованных Наполеоном на острове Святой Елены воспоминаниях и в работах, написанных его спутниками по изгнанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORIGIN OF NAPOLEON'S "LEGEND"

The article deals with the origin of the official napoleonic "legend" 17961821. The official napoleonic "legend" was born during the Bonaparte's Italian campaign in 1796 1797. During the Consulate and Empire Napoleon, using all known techniques and tools of propaganda, has continued to create his own "legend", introducing in the consciousness of the masses his propagandistic ideas. The "legend" has received its final kind in the Napoleon's memoirs, dictated by him on Saint Helena, and in the memoirs of Napoleon's companions in exile.

Текст научной работы на тему «Возникновение наполеоновской «Легенды»»

ногласия преодолены. Это позволило четко определить функции и основные направления практической деятельности нового органа.

В организационном отношении Царицынский губпо-литпросвет был представлен 4-мя отделами: административно-организаторским, агитационным, пропагандистским и художественным, которые, в свою очередь, состояли из секций (табл. 2)12.

Т а б л и ц а 2

Организационная структура Царицынского губполитпросвета

Секции: 1) организационно-инструкторская; 2) информационно-статистическая; 3) снабжения; 4) секретариат; 5) общей агитации; 6) печатной агитации; 7) РОСТА; 8) совпартшколы и подготовки работников; 9) курсов и школ для взрослых; 10) клубная; 11) библиотечная; 12) музейно-экскурсионно-выставочная; 13) лекторская; 14) учебно -программная; 15) ТЕО; 16) МУЗО; 17) ИЗО; 18) ЛИТО; 19) кино-фото.

Анализ структуры Нижневолжских губернских политико-просветительных комитетов, сформированных в первой половине 1921 г., позволяет сделать следующие выводы: во-первых, в целом они строились по подобию Главполитпросвета, в соответствии с указаниями центра; во-вторых, при всей слабости новых органов появилась возможность развернуть культурно-просветительную деятельность; в-третьих, стало реальным руководство самыми разными культпросветучреждениями, ведущими работу в данной области.

1 Известия ЦК РКП(б). 1921. № 36. С. 26.

2 ГАСО. Ф. 847. Оп. 1. Д. 2. Л . 2.

3 ГАРФ. Ф. 2313. Оп. 1. Д. 137. Л . 9 - 10.

4 См.: ГАСО. Ф. 329. Оп. 1. Д. 211. Л. 1.

5 ГАРФ. Ф. 2313. Оп. 1. Д. 143. Л. 11.

6 См.: Там же.

7 См.: Там же. Л. 34.

8 Там же. Л. 12.

9 Там же.

10 См.: ГАРФ. Ф. 2313. Оп. 1. Д. 137. Л . 52.

11 См.: ГАРФ. Ф. 2313. Оп. 1. Д. 223. Л. 61.

12 См.: Там же. Л. 15 об., 61 об.

1 2 3 4

УДК 94(44)

ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАПОЛЕОНОВСКОЙ «ЛЕГЕНДЫ»

А.А Стерликов,

аспирант кафедры зарубежной истории и мировой политики, Волгоградский государственный университет

ВЕСТНИК. 2007. № 19(5)

Отправной точкой возникновения наполеоновской «легенды » следует считать 1796 - 97 гг., когда Бонапарту, назначенному на пост командующего Итальянской армией, удалось одержать над австрийцами серию блес -тящих побед. Именно в эти годы Бонапарт заявил о себе как о необычайно талантливом полководце и его имя прогремело по всей Европе. Наполеон очень скоро понял выгоду, которую в дополнение к военным успехам могла принести ему умело направляемая пропаганда. С этой целью 20 июля 1797 г. им была учреждена газета "Le Courrier de l'arm ее d'Italie", а затем, в августе 1797 г., "La France vue de l'armé e d'Italie". В Париже выпускалась газета "Journal de Bonaparte et des hommes vertueux". Все эти издания должны были формировать в общественном мнении Франции и Италии положительный образ нового героя, а также позволяли Наполеону на равных вес -ти борьбу со своими политическими противниками. В целях повышения эффективности пропаганды газеты часто распространялись бесплатно как в армии, так и по всей Франции (военные трофеи давали Бонапарту необходимые средства).

Центральное место на газетных полосах всех вышеназванных изданий занимали статьи антироялистской направленности. Роялисты обвинялись в заговоре против Республики и намеренном затягивании войны. В противовес роялистам Итальянская армия представала как армия истинных республиканцев, верных защитников завоеваний Французской революции, несущих свободу порабощенным народам. Соответственно, этот образ переносился и на Наполеона как командующего армией.

Наконец, все три газеты использовались Бонапартом для создания своего героического образа. Они превозносили подвиги командующего, под -черкивали его скромность, работоспособность, его талант и избранность. Так, например, газета "Le Courrier de l'arm^ d'Itale" за 23 октября 1 797 г. сообщала: «Бонапарт стремителен, как молния, и настигает, как раскат грома. Он всеведущ и вездесущ...».

Таким образом, именно в 1796 - 1797 гг. Бонапарт впервые приступил к созданию собственного легендарного образа, целенаправленно воздействуя на общественное мнение во Франции и Италии.

Следующим важным этапом в развитии наполеоновской « легенды» стала эпоха консульства. В этот период Наполеоном был выдвинут целый ряд пропагандист -ских установок, прочно вошедших в ткань «легенды ».

Прежде всего, перед Наполеоном возникла задача объяснить причины антиконституционного переворота 18 брюмера, в результате которого он оказался у власти. Идеологическое обоснование необходимости переворота было дано Наполеоном уже по ходу его совершения и сводилось к тому, чтобы представить насильственную смену режима как вынужденную меру, направленную на спасение погибавшей республики и главных демократических завоеваний революции. Именно таким образом трактовались события в его речи 19 брюмера в Совете старейшин1, в появившейся в газете "Moniteur" анонимной статье Наполеона2, в обращенной к французам прокламации Бонапарта от 19 брюмера3.

Другой важной задачей, стоящей перед Наполеоном в эпоху консульства, было доказательство народного характера нового режима. Официальная пропаганда ут -верждала, что первый консул выражает волю всего французского народа, а не какого-либо отдельного класса. Призывы пожертвовать своими партийными интересами во имя « простого звания французского гражданина»4 были очень характерны для наполеоновской пропаганды этого периода. Первый консул, таким образом, пред -ставал в роли объединителя и умиротворителя нации, положившего конец опасной для государства фракционной борьбе.

Значительные усилия официальной пропаганды были направлены на то, чтобы представить Наполеона принципиальным противником войн. Так, уже в декабре 1799 г. первый консул обратился к главам Англии и Австрии с предложением о скорейшем заключении мира5. И хотя возможность примирения в тот момент была маловероятна, эта заведомо безрезультатная попытка была выгодна Наполеону: заявив о своих мирных намерениях, он представал в выгодном свете в общественном мнении страны, уставшей от долгой войны.

В качестве яркого примера эксплуатации наполео -новской пропагандой идеи мира можно привести целый ряд анонимных статей, собственноручно написанных первым консулом для официальной газеты "Moniteur' и впервые проанализированных Д .М. Туган-Барановским в его книге «Наполеон и власть»6. В этих статьях Наполеон перекладывал ответственность за продолжение войны на главного врага Франции - Англию. Англия изображалась вероломным государством, отказывающимся от своих обязательств и всегда готовым к кровопролитию ради достижения собственной выгоды. Франция, в противовес Англии, представала как страна, искренне стремящаяся к общеевропейскому миру и вынужденная воевать лишь потому, что этого желают ее враги.

Большое значение официальная пропаганда отводи -ла освещению реформаторской деятельности Наполеона. Упорядочение финансов, учреждение национального банка Франции, реорганизация административной и судебной систем, введение Гражданского кодекса, создание ордена Почетного легиона - все эти преобразо-

вания получили на страницах наполеоновской печати должное отражение, принеся первому консулу славу великого реформатора.

Закономерным результатом мудрой политики Наполеона, по уверениям бонапартистской пропаганды, стало значительное улучшение экономического положения в стране. Развитие промышленности и торговли, процветание науки и искусства - вот характерная картина внутренней жизни Франции, созданная официальной печатью.

Наконец, краеугольным камнем наполеоновской пропаганды было прославление «героя». По словам секретаря Наполеона Бурьенна, тот никогда не позволял, что -бы слава «о нем хоть на секунду умолкала»7. После 18 брюмера процесс создания культа первого консула принял поистине общегосударственные масштабы. Фи -гура Наполеона стала непреходящей темой в таких сферах, как пресса, живопись, театр, архитектура, музыка, литература и т.д. В живописи, например, широкое распространение получила система правительственных заказов на написание художественных полотен, причем первый консул нередко выб ирал для них сюжеты лично. В картинах А. Гро, Ж.-Л. Давида и других мастеров заметно стремление Наполеона подчеркнуть лучшие качества своего характера: благородство , человеколюбие, смелость, великодушие. В качестве классического при -мера использования Наполеоном живописи в пропагандистских целях можно назвать создание таких полотен, как «Бонапарт при переходе через Сен-Бернар» кисти Ж .-Л. Давида и «Чумные в Яффе» А. Гро. Эти и другие картины выставлялись в регулярно проводимых салонах, вход в которые для посетителей был бесплатным.

Таким образом, главные пропагандистские установки , выдвинутые Наполеоном в период консульства, были направлены на создание образа спасителя Франции, подлинно народного правителя, восстановившего порядок в стране, сторонника мира, великого реформатора, обеспечившего благоденствие республики, наконец, правителя, обладающего редкими человечески -м и качествами.

Свое дальнейшее развитие наполеоновская «легенда» получила в годы империи. В целом, озвученные в этот период официальной пропагандой идеи «легенды» сохранили преемственность с ранее выдвинутыми по -ложениями.

Во внутренней жизни страны официальная пропаган-дарисовала картину полного благоденствия. Правительственные доклады о положении дел во Франции свидетельствовали о стабильности и благополучии: все революционные потрясения остались в прошлом, разногласия внутри общества исчезли, граждане едины в поддержке правительства, неустанно работающего на благо страны8. В качестве иллюстрации пропагандистских усилий Наполеона в этом направлении процитируем его письмо к Фуше от 13 января 1809 г.: «Я полагаю, - пи -шет он, - что было бы полезно приказать написать несколько хороших статей, которые бы сравнивали несчастья, угнетавшие Францию в 1709 г., с цветущим состоянием Империи в 1809 г. Нужно рассмотреть вопрос с точки зрения территории и населения, внутреннего благоденствия, внешней славы, финансов и т.д. У вас есть люди, способные написать на эту очень важную тему 5 - 6 хороших статей, которые дадут хорошее направление общественному мнению»9.

Большое внимание в годы империи Наполеон уделял тому, чтобы представить Францию и конгломерат зависимых и полузависимых от нее держав единым сплоченным лагерем с общими устремлениями и целями. Официальная пропаганда стремилась при этом подчер -кнуть выгоды, которые эти страны получали от сотрудничества с Францией: установление свободы вероисповедания, ликвидацию феодализма, введение Гражданского кодекса, установление всеобщего равенства перед законом, отмену внутренних таможенных барьеров, реорганизацию системы административного управления, улучшение финансов и пр. 10.

Даже вынужденный вести войны вопреки своей воле, Наполеон преследовал в них самые высокие цели. Так, официальная пропаганда неизменно изображала Францию в роли освободительницы европейских народов из-под ига абсолютных монархий. В 1806 г., например, император в прокламации к саксонцам говорил: «Саксонцы, Пруссия захватила вашу землю. Я иду, чтобы освободить вас. (...) Мой успех обеспечит существование и независимость вашей нации »11.

Типичным примером использования Наполеоном пропаганды для оправдания направленной против суверенных стран военной агрессии может служить французское вторжение в 1808 г. в Испанию и возведение на испанский тро н брата Наполеона - Жозефа. В обращении к испанскому народу император говорил: «Ваша нация готова была погибнуть. Я видел ваши бедствия; я хочу помочь им... Ваше правительство одряхлело; мне суждено возродить его. (...) Я приказал созвать генеральное собрание депутаций от ваших провинций и городов: я хочу лично осведомиться о ваших желаниях и нуждах. Тогда я откажусь от всех своих прав и возложу славную вашу корону на голову человека, который будет второй я... В теперешних обстоятельствах будьте полны надежды и доверия, потому что я желаю, чтобы поздние ваш и потомки сохраняли воспоминание обо мне, и говорили: "Ему наше отечество обязано своим возрождением"»12.

По-прежнему первостепенное значение в официальной пропаганде отводилось созданию культа Наполеона. В сравнении с эпохой консульства прославление Наполеона приобрело еще большие масштабы. Достаточно сказать, что в принятом во Франции в 1806 г. новом катехизисе, обязательном для всех католиков, император уподоблялся Богу: «Господь, - говорилось в VII наставлении, - сделал так, чтобы он был владыкой наш им, земным подобием и исполнителем Его воли. Почитать и любить императора нашего - то же самое, что почитать и любить Бога»13.

Поражение Наполеона в 1814 г. и последовавшие за ним события на время остановили распространение «легенды», значительно подорвав ее позиции. Изменившаяся политическая ситуация в стране и в мире потребовала от Наполеона по возвращении с Эльбы не только принять меры по укреплению пошатнувшейся "легенды ", но и дополнить ее новыми положениями. В это время усилия официальной пропаганды были направлены на решение следующих задач: доказать, что Наполеон вернулся, чтобы спасти Францию от угрозы восстановления феодализма, что причиной поражения в 181 4 г. стало предательство ближайшего окружения императора и что решение об отречении было продиктовано желанием Наполеона не допустить гражданской войны в

условиях произошедшего раскола французского общества; создать впечатление, что Наполеон пользуется всенародной поддержкой и выражает волю всей нации14; убедить население в том, что в условиях постреволюционной Франции только Наполеон способен сохранить завоевания революции и, следовательно, является един -ственно возможным легитимным правителем.

Но главное новшество в содержании официальной пропаганды в эпоху «Ста дней» заключалось в том, что в связи с провозглашенным Наполеоном под влиянием обстоятельств курсом на либерализацию страны император отныне стал изображаться приверженцем демократических принципов. Чтобы рассеять подозрение, вызванное внезапным превращением вчерашнего деспота в конституционного монарха, правительственной пропагандой было дано соответствующее объяснение, согласно которому Наполеон ранее просто не имел возможности проявить свои либеральные воззрения, поскольку необходимость восстановить порядок в государстве и вести войны ради скорейшего достижения стоящей перед ним цели - «создания большой европейской федеративной системы, . наиболее благоприятной для развития цивилизации»15 - на некоторое время вы -нудила его отойти от своей концепции развития государства. Выгода этой пропагандистской установки несом -ненна. С ее помощью Наполеон, во-первых, рассчиты -вал заручиться поддержкой либеральных кругов Франции и особенно Англии, что было его последней надеждой на предотвращение войны и сохранение за собой власти; во-вторых, даже в случае неудачи он избавлялся в глазах будущих поколений от репутации деспота.

Свое окончательное оформление наполеоновская «легенда» получила на острове Святой Елены. В изгнании Наполеон придал завершенный вид тем идеям, которые в большинстве своем были озвучены официальной пропагандой в годы консульства и империи, еще более обосновав и развив их. Изменившаяся международная обстановка, т.е. торжество абсолютизма в Европе, вынудила Наполеона скорректировать некоторые свои прежние идеи в расчете извлечь для себя наибольшую выгоду. Если, находясь у власти, Наполеон старался не вспоминать о революционной эпохе, то на Святой Елене он дал положительную оценку многим видным деятелям Французской революции, тем самым заявив о себе как о продолжателе их дела. Нам представляется, что эту перемену взглядов следует объяснять желанием Наполеона конфисковать в свою пользу революционный дух европейских народов в условиях победы феодализма на континенте. Точно так же Наполеон стремился посредством своих высказываний привлечь на свою сторону набиравшие в Европе силу национальное и либеральное течения, для чего активно эксплуатировал образ освободителя европейских народов и либерального правителя.

Наконец, нельзя не коснуться такого важного момента, как « мученичество » Наполеона на Святой Елене. «Карьере моей, - говорил Наполеон, - не хватало несчастья!.. Если бы я умер на троне, в магии всемогущества, для многих я создал бы сложности. Ныне же, благодаря постигшему меня несчастью, обо мне смогут судить по-новому»16. С этой точки зрения становится более понятным непрекращающийся поток жалоб императора на скверный климат острова и на дурное обра-

щение с ним губернатора Гудзона Лоу: свои страдания Наполеон рассматривал не только как испытания, через которые ему суждено было пройти, но и как необхо -димый элемент для создания собственной «легенды » и наиболее действенный способ ее укоренения в сознании народных масс. «Каждый прожитый здесь день, -говорил он Лас Казу, - избавляет меня от клейма тирана, убийцы, бессердечного человека»17.

В заключение подчеркнем, что многие идеи наполеоновской «легенды» в конечном счете «превратились в стереотипы мышления не только многих французов, но и многих европейцев»18. В то же время следует сказать, что наполеоновская пропаганда «далеко не всегда пред -ставляла из себя пустые лозунги, не имевшие никакой связи с действительностью»19. Как отмечает Д.М. Туган-Барановский, «если бы это было только так, то эти идеи скоро обесценили себя и их влияние было бы кратков-ременным»20 Согласно А. Собулю, «легенда» отражала толкование Наполеоном реальных событий, припи-сывала ему принципы и намерения, которых у него в действительности не было21.

1 Cm.: Napoléon -er. Correspondance. Publiée par ordre de l'empereur Napoleon III. Paris. T. 6. P. 3 - 5.

2 Cm.: Napoléon Bonaparte. Oeuvres littéraires et écrits militaires. Publies par J. Tulard. Paris, 1968. T. III. P. 21 - 22.

3 Cm.: Napoléon. Correspondance. T. 6. P. 7.

4 Ibid. P. 5 - 6.

5 См.: Ibid. P. 36 - 37.

6 См.: Ту га н- Барановский Д.М. Наполеон и власть (эпоха консульства): Монография. Балашов, 1993.

7 Бурьенн. Записки о Наполеоне. Т. 2. Ч. III. С. 187.

8 См.: Napolé on. Correspondance. T 10. P. 72; T.18. P. 7 - 10.

9 Ibid. T 18. P. 203.

10 См.: Ibid. T 10. P. 484 - 487; T. 18. P. 107 - 109.

11 Ibid. T. 13. P. 334.

12 Ibid. T. 17. P. 203.

13 Catéchisme а l'usage de toutes les Eglises de l'Empire frani?ais. 1806. Let; on VII.

14 Идея о том, что именно государь является истинным пред -ставителем всей французской нации, была особенно рельеф -но представлена Наполеоном в написанной им в 1808 г. анонимной статье в "Moniteur": « Первым представителем нации, -говорилось в ней, - является император. Было бы преступной химерой, если бы кто-нибудь претендовал на представитель -ство нации с большим основанием, чем император» (Napobon Bonaparte. Oeuvres l^ra^es et еcrits militaires. Paris, 1968. T. III. P. 83 - 84.

15 Napoléon. Correspondance. T. 28. P. 122.

16 Las Cases. мег^н! de Sainte-Hе^. Paris, 1968. P. 109.

17 Ibid. P. 541.

18 Туган-Барановский Д.М. Указ. соч. С. 251.

19 Там же.

20 Там же.

21 См.: Собуль А. Герой, « легенда» и история // ФЕ. 1969. М., 1970. С. 234.

УДК 930.1(09):377.5

СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ РОССИИ 1941 - 1945 годов В СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

История среднего специального образования периода Великой Отечественной войны относится к числу недостаточно изученных сюжетов российской историографии. В данной статье мы рассмотрим проблематику исследований по теме на рубеже XX - XXI вв.

В 1990-х - начале 2000-х гг. были опубликованы работы, отличительными чертами которых являются постепенный отход от исключительно позитивного описания состояния средней специальной школы военных лет, проблемно-аналитический характер изложения материала1. Среднее специальное образование рассматривалось как важнейшая подсистема системы образования военного времени в целом, изучение которой помогает выявить как достоинства, так и недостатки социальной политики Советского государства. Поэтому объектом исследования в большинстве работ являлась общегосударственная и региональная политика по отношению к средней специальной школе в период Великой Отечественной войны. Авторы выявили структуру среднего специального образования, ее особенности в исследуемых регионах, проанализировали состояние материальной базы и кадровый состав училищ и техникумов, показали реальный вклад учебных заведений в подготовку местных кадров в условиях войны. Важнейшим вопросом в новейших исследованиях стал вопрос о качестве подготовки специалистов среднего звена в годы войны.

В первой половине 1990-х гг. опыт системы среднего специального образования в условиях войны был критически переосмыслен Е.Л. Поцелуе-вым. Автор одним из первых приступил к изучению проблемы эффектив -ности государственной политики в интересующей нас области, особенно-

Е.Л. Храмкова,

кандидат исторически наук, доцент кафедры отечественной истории и археологии, Самарский государственный педагогический университет

ВЕСТНИК. 2007. № 19(5)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.