Научная статья на тему 'Возникновение и становление городских газет в России: середина XIX - начало ХХ века'

Возникновение и становление городских газет в России: середина XIX - начало ХХ века Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3070
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возникновение и становление городских газет в России: середина XIX - начало ХХ века»

Семантическое поле фр. a

Распределение семантического поля фр. a по семантическим полям исп. эквивалентов

Рис. 1. Соотношение французского предлога а и его испанских эквивалентов

БОЙО

Распределение семантического поля фр.

en по семантическим полям ит. эквивалентов

Семантическое поле фр. en

Рис. 2. Соотношение французского предлога еп и его итальянских эквивалентов.

Итак, сопоставление организации именных групп может выступать наряду с другими грамматическими, фонологическими и лексическими параметрами сильным критерием при осуществлении имманентной классификации близкородственных языков.

Литература и примечания

1. Баскаков Н.А. Алтайская семья языков и ее изучение. М., 1981.

2. Основы финно-угорского языкознания (вопросы происхождения и развития финно-угорских языков). М., 1974.

3. GunnemarkE.V. Countries, people and their languages. The Geolinguistic Handbook. Gothenburg, 1991.

4. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцева. М., 1998.

5. Mares F.V. Die Tetrachotomie und doppelt Dichotomie der Slavischen Sprachen // Wiener slawistisches Jahrbuch Bd. 26/1, 1980.

6. Дюбуа Д., Прад А. Общий подход к определению индексов сравнения в теории нечетких множеств // Нечеткие

множества и теория возможностей. Последние достижения: Пер. с англ. /Ред. Р.Р. Ягера. М., 1986.

7. Овчинников С.В., Рьера Т. О нечетких классификациях // Нечеткие множества и теория возможностей. Последние достижения: Пер. с англ. /Ред. Р.Р. Ягера. М., 1986.

8. Пиотровский Р.Г. Лингвистический автомат (в исследовании и непрерывном обучении). СПб., 1999.

9. Eléctricité, Electronique et Télécommunication. Dictionnaire Multilingue. Volume 1: Français-Anglais-Russe-Allemand-Espagnol-Nérlandais-Italien-Suédois-Polonais. Amsterdam; NewYork; Tokyo; Oxford: Elsevier, 1992.

10. Dictionarul terminologiei electrotehnice standardizate. -Romîn-Englez - English-Romanian. Bucureçti, 1996; Iordan I. Lexicul limbii romîne. Bucureçti: Editura didacticâ §i pedagogicâ, 1964. Объем этой работы составляет 4200 с/ф на каждом языке; Morariu Т. Conditiile fizico-geografice §i resursele naturale ale R.P.R. Bucure^ti: Editura didacticâ §i pedagogicâ, 1964. Объем этого источника равен на каждом языке примерно 2600 с/ф.

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

15 августа 2QQ6 г.

© 2006 г. А.В. Виннийчук

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ГОРОДСКИХ ГАЗЕТ В РОССИИ: СЕРЕДИНА XIX - НАЧАЛО ХХ ВЕКА

Газета - одно из величайших явлений истории, культуры, политики, творчества и социальной жизни. Журналистика как общественный институт началась с рождения первых газетных изданий. В связи с появлением газет мировое сообщество вступило в новую эру отношений - информационную.

В процессе развития и трансформации газета, «становясь средством масштабного коллективного общения, раскрывает возможность аккумуляции массовых настроений, инициации различных психоэмоциональных состояний общества в целом и его частей, а также информирования об этих состояниях» [1, с. 11]. В совокупности с другими СМИ она определяет личную и

общественную позицию аудитории, не только выражает мнение общественности, но и формирует его.

Сегодня российский газетный мир - это огромный пласт изданий различных типов, со своей функциональной направленностью и аудиторной принадлежностью. Значимое место в системе газетной периодики занимают городские газеты. Являясь частью местной прессы, порой они обладают большей информационной силой, чем общенациональные печатные издания. Вызвано это тем, что читатели доверяют местным периодическим изданиям больше, чем общероссийским, которые в свою очередь имеют определенную тематическую направленность, а общество зачастую интересуется информацией локального характера.

Предпосылками появления городских газет, более или менее приближенных к современному виду, послужили возникшая потребность и интерес читателей к информации местного значения. Во всех первых газетах мира, уже начиная с первого номера, можно встретить материалы о событиях в рамках городов, где выходило издание. Например, «Kingpao» («Вестник столицы»), основанной в 911 г. в Пекине, по словам автора «Всеобщей истории печати» («Allgemeine Geschichte des Zeitungswesens», 1907 г.), немецкого журналиста Людвига Саламона [2, с. 185], несмотря на правительственную ориентацию, содержала, помимо императорских декретов и некоторых придворных новостей, заметки о пекинской жизни.

Первые отечественные газеты XVIII в. и начала XIX в. - общероссийские, общественно-политические, в них печатают известия о событиях государственного масштаба, о роли и месте России в мировом пространстве, о связях с другими странами, о результатах военных действий, о промышленности, образовании. Цель этих изданий - формировать образ России в умах собственных граждан и повышать ее международный авторитет. Но есть и более узкая тематика сообщений. В первом номере петровских «Ведомостей» за 2 января 1703 г., дошедшем до нас в печатном виде, опубликовано следующее сообщение: «На Москве ноября с 24 числа по 24 декабря родилось мужеска и женска полу 386 человек» [3, с. 17]. Не слишком широкая аудитория первых газет скорее интуитивно чувствовала значимость периодической печати, ее роль в формировании общественного мнения.

Долгий путь прошла пресса в своем развитии и разделении по тематической, географической, аудиторной направленности. Если говорить о городских газетах, то их появление и становление как типа напрямую зависело от развития городов как столичных, так и провинциальных.

Так, городское население России за первую половину XIX в. возросло с 2,8 до 5,7 млн человек. В стране появилось более 400 новых городов, а общее их число превысило 1 тыс. Население Петербурга увеличилось с 336 до 540 тыс. чел., Москвы - с 275 до 462 тыс. [4, с. 155], что привело к необходимости информационного обслуживания горожан. Но еще рано говорить о массовости прессы и, в частности, ввиду малограмотности населения, плохого технического обеспечения.

Столичная городская газета появляется в начале 30-х гг. XIX в., «Ведомость о состоянии города Моск-

вы» - так называемая «холерная газета», или «холерные листки», издавалась в Москве с 23 сентября 1830 г. по 6 января 1831 г. по приказу военного генерал-губернатора кн. Д. В. Голицына «для сообщения обывателям верных сведений о состоянии города, столь необходимых в настоящее время, и для пресечения ложных и неосновательных слухов, кои производят безвременный страх и уныние». Газета содержала информацию о болезнях и смертях, о распространении холеры в других местах, говорила, какие меры предосторожности необходимо соблюдать, чтобы люди не заразились болезнью. Издание раздавалось бесплатно или рассылалось при «Московских ведомостях». Редактором был М. П. Погодин, публиковалась газета при временном медицинском совете. Выходила на листах, полулистах и четвертках серой бумаги; всего вышло 106 номеров.

Предназначенный жителям Москвы выходит в печать «Листок» (1831 г.). В издании были постоянные рубрики: зрелища и смесь, печатались заметки о Москве, московских улицах. В «Листке» публиковал свои стихи В.Г. Белинский. Издано 49 номеров.

Для провинциальной прессы 1838 г. правительственным указом учреждены губернские ведомости. С этого момента в количественном отношении местные газеты начинают преобладать над столичными. «Губернские и областные „ведомости", даже будучи „казенными" изданиями, сыграли определенную положительную роль в провинциях, особенно в период своего „монопольного" выхода, когда частная пресса в основном отсутствовала» [6, с. 27]. «Губернские ведомости» послужили предпосылкой возникновения провинциальных городских газет.

Стоит отметить издание официальной городской газеты «Ведомости Санкт-Петербургской городской полиции», которая существовала с 1839 г. по 1917 г., неоднократно меняла свое название, формат и периодичность, выходила два раза в неделю с 1839 г. по 1842 г., в 1843 г. - 3 раза в неделю, с 1844 г. - ежедневно. Основную часть газеты составляли заметки о петербургских происшествиях и многочисленные частные объявления. Затем прибавились сообщения о книгах, культурной жизни Петербурга, расширилась тематическая направленность после реформ 1860-х гг., газета уделяла внимание международной хронике, политическим известиям, печатала материалы о жизни в провинции, отчеты о судебных процессах, освещались события научной жизни, но все это скорее носило справочный характер. Большое место в ней продолжали занимать официальные сообщения и полицейская хроника.

Аналогичная столичная городская газета выходит в Москве с 1848 г. - «Ведомости московской городской полиции» - до 1917 г. Как указывают исследователи, в ней «публиковались официальные документы городских властей и казенные объявления. Газета делилась на официальную и неофициальную части. В неофициальной части, занимавшей в первые годы издания очень небольшое место, печатались справочные сведения, обозрения культурной жизни Москвы, дневник происшествий» [7, с. 319].

«Московский городской листок» издается в течение 1847 г., где печатается городская хроника, замет-

ки об общественной, научной, культурной жизни Москвы, публикуются исторические статьи, сообщения о книгах. В «Московском городском листке» сотрудничали С.М. Соловьев, А.А. Фет. «А.Н. Островский печатает здесь свои первые произведения («Картины семейного счастья»). А. И. Герцен опубликовал очерк «Станция Едрово», направленный против славянофилов. К концу своего существования в газете преобладают научные статьи и перепечатки из провинциальной прессы» [7, с. 317].

Частные городские газеты вышли из обычных ярмарочных листков, которые по большей части содержательно были наполнены коммерческой информацией: объявлениями о купле-продаже, биржевыми сводками, статистическими и справочными данными.

В Москве и Петербурге в конце 50 - нач. 60-х гг. XIX в. печатаются издания массового характера: карикатурные, литературно-юмористические уличные листки - прообразы городских специализированных газет: «Говорун» (1858 г.), «Сплетни» (1858 г.), «Турусы на колесах» (1858 г.), «Ералаш» (1858 г.), «Потеха» (1858 г.), «Попугай» (1858 г.), «Почта», «Правда в стихах и прозе», «Правда мужика Федота», «Пустозвон», «Пустомеля», «Раек», «Рододендрон», «Смех №0», «Юморист». Как считает Б.И. Есин, такие газеты «обращались к сатире отнюдь не ради защиты интересов прогресса. Они лишь спекулировали на тяге читателя к острому слову, подменяя сатиру пустым смехачеством, пользуясь послаблением цензуры, растерянностью правительства» [8, с. 29]. Вскоре листки прекратили свое существование из-за запрета распространять их на улице.

Вызванная к жизни по инициативе правительства, с целью организовать общественное мнение в желательном ему духе, русская периодическая печать в начале второй половины XIX в. перестает быть монополией власти. Реформы 1860-х гг. привели Россию к началу индустриализации общества, что в значительной степени изменило ритм жизни российской провинции.

В этот период начинается развитие железных дорог. В 1864 г. магистраль связала Москву с Рязанью, через три года железная дорога соединила Москву, Тулу, Воронеж, Курск, Орел и Смоленск. В 1870-1871 гг. закончена прокладка нескольких железнодорожных веток: Орловско-Грязской, Грязе-Царицынской, Там-бовско-Саратовской и Козловско-Ростовской. Губернские города центра России в итоге получили не только устойчивое транспортное сообщение между собой, но и выход на Волгу, Северный Кавказ, на Украину и Прибалтику. Одновременно развивались и средства связи. К 1860 г. телеграфную связь получили все губернские центры по линии от Москвы до Харькова. В 1866 г. в Петербурге возникает частное Русское телеграфное агентство (РТА), постоянно издающее информационные бюллетени. Многие провинциальные газеты «в целях повышения своего престижа и расширения круга читателей обращаются к услугам РТА» [9, с. 19].

Вторая половина XIX в. для российской прессы связана с ее становлением на путь коммерциализации. Мощным толчком для развития прессы явились либеральные решения, принятые правительством: снятие с газет ограничений на публикацию частных объявле-

ний и рекламы (май 1862 г.), введение Временных правил печати в 1865 г., поощряющих издание частных газет и журналов, позволяющих распространять их на улице. В. Дерюжинский характеризует состояние российской прессы следующим образом: «После закона 1865 г., создавшего почву для частной предприимчивости в газетном деле, издательская деятельность значительно усилилась; сильно развивается провинциальная пресса, хотя она поставлена в худшие цензурные условия, чем столичная: лишь в Петербурге и в Москве могут выходить периодические издания без предварительной цензуры» [10, с. 115].

Множество газет существовали за счет размещения в них рекламных объявлений. «Рекламные страницы газеты становились местом схватки предпринимателей. В частности, объявления свидетельствовали о растущей конкуренции в издательском деле» [11], что послужило причиной бурного развития специализированных рекламно-информационных городских газет. Примером могут служить «Нижегородский справочный ярмарочный листок» (1860 г.), «Киевский курьер» (1862 г.), «Ростовский-на-Дону вестник» (1863 г.) «Ирбитский ярмарочный листок» (1863 г.), «Справочный листок города Саратова» (1863 г. ), «Тульский справочный листок» (1864 г.), «Коммерческий листок» (1864 г.), «Справочный листок города Казани» (1867 г.), «Казанский биржевой листок» (1869-1885 гг.) и др.

В 1860 г. появилась ежедневная городская газета «Оберточный листок», в дальнейшем переименованная в «Московский курьер», предназначенная московскому купечеству и мещанству. Несмотря на консервативность издания, выражающуюся в официальности и размещении различных правительственных распоряжений, промышленных обозрений, справочных данных, газета имела свою особенность. Редакция предлагала использовать ее в необычных для того времени рекламных целях следующим образом: кроме того, что владельцы торговых предприятий печатали рекламную информацию, свой товар они могли заворачивать в газету, отсюда и ее название. Газета вела календарь храмовых праздников в московских церквях, содержала указатель достопримечательностей Москвы, указатель мод, зрелищ и увеселений. В первом номере была сформулирована цель издания: «...как можно быстрее сообщать все разнообразные известия, имеющие общественный интерес.» [7, с. 428].

Строительство железных дорог ускорило развитие городов, привело к заметному увеличению численности рабочих, технической интеллигенции. Значительную роль в активизации местного самоуправления и общественной жизни в целом сыграли учрежденные в 1864 г. земства. Они поддержали давно наметившееся стремление регионов к распространению грамотности и поднятию культурного уровня, в том числе стали объективной причиной становления негосударственной местной прессы. Как отмечают исследователи, «уже с середины 60-х годов XIX в. постоянно отмечался рост провинциальной печати, а в конце века справедливо указывалось не только на ее количественный рост, но и на важное идейно-политическое значение в общем потоке русской периодики, воздей-

ствии на читателя» [12, с. 29]. Скорость распространения информации принимает принципиальное значение для того времени, многие городские газеты в процессе функционирования становятся ежедневными.

Издаются буржуазно-либеральные местные городские газеты, приветствующие реформы 60-х гг. XIX в. Городские газеты, такие как «Черниговский листок» (1861-1863 гг.), «Воронежский листок» (1862-1864 гг.), «Кяхтинский листок« (1862 г.), «Архангельский городской листок« (1862 г.) «Справочный листок г. Саратова», далее «Справочный листок» и «Саратовский листок» (1863-1917 гг.), «Листок для посетителей Кавказских минеральных вод» (1863 г.), «Рыбинский листок» (1864 г.), «Николаевский вестник» (1866 г.), «Кронштадтский листок» (1868 г.), «Рижский вестник« (1869 г.), «Новороссийский телеграф» (1869 г.), «Воронежский телеграф» (1869-1918гг.), и др., способствовали развитию капиталистического крестьянского хозяйства. Газеты состояли из отделов: правительственные распоряжения, внутренние известия, политические обозрения, беллетристика и городская хроника. Они отвергали революционные методы и социалистическую теорию, но видели положительный результат европейских революций в том, что эти события привели к преобразованиям и реформам.

Развивается столичная городская газетная пресса, в свет выходят «Московский вестник» (1959 г.), петербургская «Иллюстрированная газета» (18591873 гг.), предназначенная для семейного чтения, рассчитанная на городское мещанство, «Петербургский листок» (1864-1917 гг.), неоднократно меняющий свое направление от бесцветного и бессодержательного до реакционного, ежедневная «Вечерняя газета» (1865-1881 гг.), консервативное политическое и литературное городское издание «Московская газета» (1866-1867 гг.), выступающая против идей революции, иногда обличающая взяточничество и служебные злоупотребления городских чиновников, «Петербургский комиссионер (1866-1868 гг.), в дальнейшем «Петербург», основной аудиторией которого были горожане-обыватели, заявляла о себе как газета коммерческая и для домашнего хозяйства. Издается бесплатная газета «Торговый листок» (1866-1867 гг.), существовавшая за счет размещения большого количества частных объявлений. В 1866 г. начинает печататься первая специализированная городская газета московского юридического общества «Юридическая газета», содержащая правительственные распоряжения, решения Московской судебной палаты и уголовного департамента кассационного суда, определения Московского окружного суда, библиографию юридической литературы и др.

Официальные городские издания газетного типа идут в ногу со временем, приспосабливаются к новым капиталистическим условиям, изменяя свою структуру, содержание, увеличивая периодичность, формат, число колонок на полосе, тираж.

Наряду с размещением распоряжений местной власти, событийной информации все больше площади в городских газетных изданиях отдается под рекламные объявления. Например, в «Ведомостях Ростовской (на Дону) городской Думы» помещали объявления под рубриками «От городской Думы», «От город-

ского полицейского управления». Публиковались расписание движения поездов, анонсы спектаклей, благотворительная реклама. Последнюю страницу газеты занимали частные объявления, иногда с иллюстрацией, заключенные в рамки, с расположением текста не только по горизонтали, но и по вертикали» [11]. «Объявления Керчь-Еникальского градоначальства (1857-1905 гг.) в дальнейшем «Полицейский листок Керчь-Еникальского градоначальства», «Полицейский листок Таганрогского градоначальства»« (1862 г.), «Виленский полицейский листок» (1864 г.), «Ведомости Одесского городского общественного управления» (1865 г.), «Ведомости Одесского градоначальства» (1868 г.) - городские официальные газеты - содержали указы правительственного сената, постановления, сообщения о распоряжениях градоначальства. В неофициальном разделе печатались статьи, посвященные местным вопросам, например, необходимости развития промышленности на юге России, постройки железных дорог и расширения судоходства.

«Начиная с 60-х гг. повышается роль ежедневных газет, оперативно откликающихся на вопросы текущей жизни, рядом отделов, отвечающих требованиям буржуазного читателя, например, регулярного освещения конъюнктуры на бирже, на рынках и т.д.» [13, с. 4]. Однако и в этих условиях ведущую роль продолжают играть журналы как издания, на страницах которых по-прежнему освещаются общественно политические проблемы, ведется полемика. Несмотря на это, пореформенная эпоха вызвала к жизни ряд столичных и провинциальных городских газет. Увеличилось производство бумаги, появились мощные печатные машины, телеграф во много раз ускорил поступление информации» [14, с. 196].

Таким образом, 60-е гг. XIX в. можно отнести к началу формирования системы городских газет, которые можно классифицировать по следующим признакам:

- по территории распространения: столичные, провинциальные;

- по тематике: литературные, общественно-политические, специальные, посвященные промышленности, торговле, землевладению, медицине, домоводству, различным видам искусств, справочно-рекламные;

- по частоте выхода: ежедневные, еженедельные, выходящие два раза в месяц;

- по издателю: частные, официальные.

Историки отмечают, что в 70-80-е гг. XIX в. «наблюдается дальнейший рост газетной периодики, в том числе провинциальной. Среди газет преобладают издания с «универсальным» содержанием, рассчитанные на массового читателя, интересующегося политикой, экономикой, литературой. Такие издания хорошо расходятся и приносят значительный доход их владельцам. Предприниматели все охотнее вкладывают свой капитал в издательское дело» [9, с. 26].

Анализируя развитие российских городских газет в 70-80-е гг. XIX в., необходимо сказать об изменении их количества. В период с 1871 по 1880 г. выходило 38 ежедневных и еженедельных газет данного типа. С 1881 по 1885 г. их количество увеличилось до 54, а 1890 г. - уменьшилось до 28. Снижение числа

новых местных городских изданий можно объяснить цензурными условиями. Также в большинстве крупных провинциальных центрах, помимо правительственных «губернских ведомостей», уже имелись частные издания газетного типа. В таких городах, как Киев, Одесса, Казань, их было несколько.

В конце 70-х гг. местные городские газеты наряду с общероссийскими становятся прогрессивными, пытаются более широко обсуждать политические вопросы, пишут о реформах, некоторые отличаются оппозиционным содержанием, но вскоре они закрываются, если выступают с критикой монархической власти.

К концу 80-х гг. с ужесточением цензуры многие издания вообще утратили политическое лицо. Кроме того, в 1886 г. министр внутренних дел получил право запрещать «провинившимся» газетам печатать частные объявления, что было основным источником их дохода. На этой волне возникает пресса так называемого бульварного типа. «Для не очень подготовленных и не всегда достаточно образованных читателей предназначался и своеобразный вид публикаций с ярко выраженной обличительной тенденцией, с элементами сенсационности и развлекательности, всегда имевшими успех среди подобной аудитории» [14, с. 30]. Скандалы, слухи, происшествия, судебные репортажи, юмористические зарисовки - суть содержания таких газет. Яркими представителями среди бульварных столичных городских газет были «Московский листок» (1881-1918 гг.), «Петербургский листок», «Московская газета» (1882-1884 гг.). «Уже в первый год издатель «Московского листка» заинтересовал Москву обилием и подробным описанием множества городских происшествий, как бы чудом на другой день попадавших на страницы газеты»[15, с. 84, 86].

Информационные «Листки» возникают в городах по всей России: «Липецкий летний листок» (1870 г.), «Бакинский листок» (1871 г.), «Гдовско-Ямбургский листок» (1872 г.), «Архангельский листок» (1874 г.), «Елисаветградский городской листок» (1874 г.), «Одесский воскресный листок» (1876 г.), «Оренбургский листок» (1876 г.), «Уфимский листок» (1876 г.), «Ростовский-на-Дону листок» (1877 г.), «Житомирский листок» (1879 г.), «Киевский листок» (1879 г.), «Курский листок» (1879 г.), «Подольский листок» (1881 г.), «Псковский городской листок» (1881 г.), «Азовские слухи» (1881 г.), «Екатеринославский листок» (1882 г.), «Казанский листок» (1882 г.), «Костромской листок» (1882 г.), «Николаевский листок» (1882 г.), «Новороссийский листок» (1882 г.), «Парго-ловский листок летний» (1882 г.), «Сызранский листок объявлений« (1889 г.), «Ревельский городской листок» (1890 г.), «Вечерний листок „Волгаря"» (1894-1899 гг.) и др.

Продолжают набирать обороты рекламно-справоч-ные городские газеты, выходят издания, предназначенные коммерческим кругам, размещающие экономическую информацию, посвященную торговле, промышленности, сельскому хозяйству.

Утратив отчасти политическую активность, частные городские газеты в 70-80-х гг. XIX в. увеличивают тиражи, становясь дешевыми, массовыми и востребованными разными социальными слоями населе-

ния. Читатели - жители городов ведут активную общественную и культурную жизнь, но не готовы к осознанию серьезных политических проблем.

Рубеж веков показал пеструю картину печатных изданий: официальная пресса, частная, коммерческая, рекламная; буржуазно-либеральные и нелегальные газеты оппозиционных политических кружков и партий.

Начало века для журналистики можно охарактеризовать тем, что значительная часть изданий стала группироваться вокруг крупных промышленно-финансовых и банковских групп. Появляются издательские дома. Промышленник и финансист понимает, какую выгоду может приносить массовая газета.

После вооруженного восстания 1905 гг. начинается «период открытого существования легальной революционной социал-демократической журналистики» [16, с. 19], что сказалось и на возникновении новых городских газет в регионах, таких как «Красноярский рабочий», «Харьковский рабочий», «Кавказский рабочий листок» и др.

«Революция 1905 года, выход на общественную арену России политических партий и рождение нового типа легальной печати политических партий породили в правительственных кругах мысли о правительственной идеологии»[6, с. 34]. Необходимость в преобразовании официальной прессы была актуальна для всех типов изданий на уровне политических методов борьбы с революционными веяниями. В октябре 1900 г. создается монархическое объединение под названием «Русское собрание» и официальные городские газеты становятся органами монархической партии.

В 1918 г. были закрыты все общественно-политические издания дореволюционной России, исчезло и большинство городских газет, «система журналистики самодержавного государства перестала существовать» [14, с. 9].

Можно сказать, что в течение XIX в. происходит становление российской печатной журналистики, образуется система периодических изданий, которые отличаются своим функциональным назначением, тематической направленностью, пресса делится на официальную и частную, возникает огромное количество провинциальных газет, сегментируются столичные газеты, развивается городская пресса.

Множество факторов влияет на становление системы городских газет: технические типографские возможности в регионах, грамотность населения, общественный интерес к оперативной информации местного характера, давление цензуры, освобождение крепостных крестьян, развитие товарно-денежных отношений, рост числа мелких предприятий, развитие рекламного дела в России, новые политические направления.

Городская газета России до прихода большевистской власти и впоследствии показала себя как быст-рореагирующий на потребности читательской аудитории массовый печатный орган.

Литература

1. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. М., 2004.

2. Саламон Л. Всеобщая история прессы // История печати.

Антология / Под. ред. Я.Н. Засурского, Е.Л. Вартановой.

М., 2001.

3. История русской журналистики XVIII-XIX веков / Под ред. А.В. Западова. М., 1973.

4. Ляшенко Л.М. России в первой половинеXIX в.: упущенные возможности // История России с древнейших времен до конца XX века. М., 2000.

5. Ведомости. Словарная статья // www.workmach.ru

6. Ахмадулин Е.В. Правительственная печать России (к. XIX - н. XX в.). Ростов н/Д 2000.

7. Русская периодическая печать (1702-1894): Справочник / Авт.-сост. Н.В. Баранская, Н.С. Булгакова, Т.Г. Динес-ман и др. / Под ред. А.Г. Дементьева и др. М., 1959.

8. Есин И.Б. История русской журналистики XIX века. М., 2003.

9. Гордеева Н.М. и др. Из истории журналистики Дона. Ростов н/Д, 1977.

Ростовский государственный университет

10. Дерюжинский В.Ф. Полицейское право. Пособие для студентов. СПб., 1903.

11. Станько А.И. Дон XIX века в зеркале газетной рекла-мы//wwwrelga.ra

12. Есин Б. И. Проблемы методологии и методики изучения местной дореволюционной печати // Местная и национальная печать. Вопросы истории, методологии. Ростов н/Д, 1983.

13. ЗападовА. Предисловие // Русская периодическая печать 1702-1894 гг. М., 1973.

14. Есин Б.И. История русской журналистики XIX века. М., 1989.

15. Гиляровский В. Москва газетная: В 4 т. Т. 3. М., 1967.

18 сентября 2006 г.

© 2006 г. Л.П. Амири

ШРИФТОВЫДЕЛЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ ЯЗЫКОВОЙ ИГРЫ В РЕКЛАМЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В последнее время в современной российской рекламе появились и появляются новые разнообразные способы обыгрывания текста. Так, в языке рекламы для акцентного и интонационного выделения на базе текста рекламного сообщения активно используются различные графические средства и знаки. Причина активного использования различных графических средств и знаков при создании текстов рекламных сообщений заключается, во-первых, в том, что современное поколение с новым ритмом жизни быстрее реагирует на яркие, выразительные, краткие тексты, а во-вторых, человеческий глаз воспринимает не отдельные буквы, а группы букв или слов. Это свойство глаза охватывать группы букв, их форму, а также определенную длину строк является фактором, ускоряющим или замедляющим чтение.

Психологи установили определенные закономерности восприятия рекламного текста в зависимости от его графического исполнения: текст должен привлекать и обязательно удерживать внимание реципиента (зрителя или читателя). «Люди все чаще обращаются к изобразительным приемам оформления информации, все охотнее пользуются символикой или иероглифи-кой, приобретающей международный характер. Знаки дорожного движения, многие указатели и обозначения отрываются от надписей и складываются в семиотические системы, приобретающие надъязыковой международный характер» [1]. Но главным для создателей рекламных текстов является, несомненно, то, что игра слов со шрифтом и цветом, как и любая другая разновидность ЯИ, позволяет воплотить в жизнь основополагающий принцип создания рекламного текста: на минимум текста - максимум экспрессии.

Использование различных графических средств и знаков в языке рекламы привлекает внимание не только реципиентов, но и ученых, исследователей современного языка. Для обозначения данного явления были введены некоторые термины. Термин «графическая стилистика» предложен Л. Г. Ведениной и означает «специальные средства воздействия на зрительное восприятие человека» [2]. Используются так-

же термины «метаграфемика» и «параграфемика», предложенные А.Н. Барановым и П.Б. Паршиным [3].

Собственно графические приемы - это приемы, воспроизведение которых в речи невозможно или не нужно, так как зрительного представления для адекватного восприятия вполне достаточно. Параграфем-ными элементами, приемами принято считать все отклонения от нормы, поскольку они «нарушают прозрачность материальной субстанции языкового выражения и делают ее заметной для реципиента» [4].

Цели использования графических приемов в рекламе могут быть следующими:

1. Привлечение внимания реципиента / потенциального клиента.

2. Графическая трансформация текста и извлечение из текста рекламного сообщения дополнительного смысла.

И.Э. Клюканов определяет главную особенность приемов графической трансформации следующим образом: «Основным признаком паралингвистической информации, представленной в письменных текстах, следует признать ее комплиментарный характер: сопровождая вербальное сообщение, паралингвистиче-ские знаки участвуют в передаче его коннотативной части... дополнительные экспрессивно-эмоциональные и иные характеристики графических компонентов текста имеют, в отличие от стилистических коннотаций словесных знаков, особое материальное выражение, рассчитанное на зрительное восприятие» [5].

Большое распространение в рекламе получил прием выделения шрифтом или цветом, далее именуемый как шрифтовыделение, который считается результатом влияния западной, в нашем случае - американской рекламы, ср.: «В сфере рекламы широко используется прием выделения в слове шрифтом или цветом некоторой части, имеющей самостоятельное значение.» [6]. В результате шрифтовыделения также имеет место игра со смыслом, внутренней формой слова. Суть данного приема заключается в следующем: посредством смены шрифта (изменения размера, цвета, очертания букв) из ключевого слова - рекламируемого понятия - извлекается дополнительный, как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.