Научная статья на тему 'Возникновение и развитие студенческого спорта'

Возникновение и развитие студенческого спорта Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1047
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Ключевые слова
ОЛИМПИАДА / СОРЕВНОВАНИЯ / СПОРТ / СПОРТИВНЫЙ КЛУБ / УНИВЕРСИАДА / ФЕДЕРАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / COMPETITION / SPORT / SPORTS CLUB / UNIVERSITY GAMES / THE FEDERATION OF THE PHYSICAL EXERCISE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Данилочкин Андрей Евгеньевич, Дегтярев Игорь Григорьевич, Лобынцев Игорьалександрович

Спорт в процессе исторического развития занял видное место как в физической, так и духовной культуре общества. Особую популярность в наши дни приобретает студенческий спорт. Всемирная Универсиада на протяжении многих лет является главным студенческим соревнованием, которое отличается своей атмосферой и накалом борьбы. По масштабности и значимости Всемирная Универсиада сравнима с Олимпийскими Играми. Около 60% участников Всемирных Универсиад выступают на Олимпийских Играх. Всемирные летние Универсиады собирают более 10 тысяч спортсменов из 150-160 стран. Для современной России XXVII Всемирная летняя Универсиада 2013 года в Казани стала первым комплексным соревнованием такого масштаба.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Данилочкин Андрей Евгеньевич, Дегтярев Игорь Григорьевич, Лобынцев Игорьалександрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EMERGENCE AND DEVELOPMENT OF STUDENT SPORTS

Sport in the process of historical development has taken a prominent place in both the physical and spiritual culture of society. Special popularity these days is the student's sport. The world Universiade for many years is the main student competition, which is characterized by its atmosphere and intensity of struggle. The scale and significance of the world Universiade is comparable to the Olympic Games. About 60% of the participants of the world Universiades perform at the Olympic Games. The world summer Universiade brings together more than 10 thousand athletes from 150-160 countries. For modern Russia, the XXVII world summer Universiade 2013 in Kazan was the first comprehensive competition of this scale.

Текст научной работы на тему «Возникновение и развитие студенческого спорта»

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА THE EMERGENCE AND DEVELOPMENT OF STUDENT SPORTS

Данилочкин Андрей Евгеньевич

старший преподаватель кафедра прикладной физической культуры Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Danilochkin Andrey Evgenievich

senior lecturer Department of applied physical culture Oryol state University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia Дегтярев Игорь Григорьевич старший преподаватель кафедра прикладной физической культуры Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Degtyarev Igor Grigorievich senior lecturer Department of applied physical culture Oryol state University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Лобынцев ИгорьАлександрович

старший преподаватель кафедра прикладной физической культуры Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Lobyntsev Igor Alexandrovich

senior lecturer Department of applied physical culture Oryol state University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. Спорт в процессе исторического развития занял видное место как в физической, так и духовной культуре общества. Особую популярность в наши дни приобретает студенческий спорт. Всемирная Универсиада на протяжении многих лет является главным студенческим соревнованием, которое отличается своей атмосферой и накалом борьбы. По масштабности и значимости Всемирная Универсиада сравнима с Олимпийскими Играми. Около 60% участников Всемирных Универсиад выступают на Олимпийских Играх. Всемирные летние Универсиады собирают более 10 тысяч спортсменов из 150-160 стран. Для современной России XXVII Всемирная летняя Универсиада 2013 года в Казани стала первым комплексным соревнованием такого масштаба.

Abstract. Sport in the process of historical development has taken a prominent place in both the physical and spiritual culture of society. Special popularity these days is the student's sport. The world Universiade for many

years is the main student competition, which is characterized by its atmosphere and intensity of struggle. The scale and significance of the world Universiade is comparable to the Olympic Games. About 60% of the participants of the world Universiades perform at the Olympic Games. The world summer Universiade brings together more than 10 thousand athletes from 150-160 countries. For modern Russia, the XXVII world summer Universiade 2013 in Kazan was the first comprehensive competition of this scale.

Ключевые слова: Олимпиада, соревнования, спорт, спортивный клуб, Универсиада, федерация, физические упражнения.

Keywords: competition, competition, sport, sports club, University games, the Federation of the physical exercise.

Со времен Древней Греции главным спортивным событием считались Олимпийские игры. Их проведение сопровождалось прекращением войн и распрей между народами. Люди не только соревновались в честной борьбе, но и обменивались опытом, общались, делились достижениями, демонстрировали свои лучшие качества.

За много лет олимпийское движение не раз меняло свое местонахождение, правила, программу. Но, как и в древности, спорт в жизни людей до сих пор играет огромную роль. Сегодня в нашей стране ведется активная работа на правительственном уровне по развитию и совершенствованию системы привлечения населения к физической культуре и спорту. Ежегодно во всех округах и облас -тях проводится целый комплекс спортивно-массовых мероприятий. Заметно расширяется сеть детско-юношеских спортивных школ и спортивных сооружений. Укрепляется материально-техническая база физической культуры и спорта, улучшается положение со строительством спортивных объектов и с обеспечением спортивного оборудования во всех спортивных школах и учреждениях.

Современный спорт служит одним из важных средств эстетического воспитания, удовлетворения духовных запросов общества: это и целый мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами в соревнованиях, сложный комплекс межчеловеческих отношений и популярнейшее зрелище. Спорт в процессе исторического развития занял видное место как в физической, так и духовной культуре общества, причем его общественная значимость продолжает возрастать. Он способствует расширению международных связей, взаимопониманию, сотрудничеству и дружбе между народами. Спорт, занятия физическими упражнениями являются исключительно действенными средствами физического воспитания молодежи, расширяют физические и духовные возможности человека, формируют его как личность, готовят подрастающее поколение к жизненной практике, приобщают к активной общественной жизни.

Если до конца XVIII века спорт рассматривался главным образом как времяпровождение, развлечение, то сегодня спорт - это:

1. Появление спортивных клубов, организаций, союзов, обществ, которые бы управляли спортивным движением.

2. Возникновение международных федераций по видам спорта.

3. Унификация правил проведения соревнований, размеров спортивных площадок, спортивного оборудования, инвентаря и техники движений.

4. Разработка методики тренировки, появление квалифицированных тренеров.

5. Возникновение системы мировых соревнований — неофициальных и официальных чемпионатов мира и Европы.

6. Стремление выявить и сравнить уровень способностей людей в различных видах спортивной деятельности и зафиксировать лучшие спортивные достижения в мире, Европе, стране, т.е. возникновение рекордного направления в спорте.

В настоящее время спорт занял такое место в жизни общества, которое он не занимал никогда в истории человечества. Особую популярность в наши дни приобретает студенческий спорт. Его история началась в 1905 году, когда в США прошли первые международные соревнования среди студентов.

Все чаще и громче о студенческом спорте стали говорить в нашей стране после прошедшей Универсиады в Казани. Однако большинство болельщиков по-прежнему не представляет себе, откуда этот студенческий спорт взялся, когда проводились первые международные соревнования и кто стал их организатором и вдохновителем. Студенческий спорт гораздо моложе олимпийского только потому, что высшее образование появилось гораздо позже спорта, как такового.

Соревнования между университетами одной страны и вузами разных стран - это совсем разное дело. Развитие международного студенческого спорта на постоянной основе связано с деятельностью видной фигуры французского образования - Жана Петижана. По его инициативе в 1919 году была впервые созвана международная конфедерация студентов, где было решено провести первый в мире студенческий чемпионат по нескольким видам спота уже через два года. К сожалению, воплотить этот замысел в реальность получилось только тогда, когда в конфедерацию студенческих организаций вступили такие крупные державы, как США, Англия и Италия. Таки образом, первые международные студенческие игры прошли только в 1923 году, при активном содействии государств, вступивших в членство. Прошедшие игры можно назвать прообразом будущих Универсиад. Однако, до Универсиад им было еще далеко. Во-первых, программа соревнований была однообразной и включала в себя мене десяти видов спорта. Во-вторых, в соревнованиях не принимали участия женщины. В-третьих, количество стран-участников было также невелико. Спустя год в Варшаве прошел новый студенческий чемпионат мира, который включал в себя только легкоатлетические

дисциплины. Несмотря на то, что в нем принимали участие только европейские команды, этот турнир стал заметной вехой в истории студенческого спорта.

Второй официальный университетский чемпионат мира уже оправдал свое название. В нем приняли участие спортсмены их США, Гаити. На этом чемпионате заметно разнообразилась программа игр. В нее были включены футбол, теннис, плавание и фехтование. В это же время была проведена специальная спортивная конференция. На ней было решено проводить такие соревнования постоянно, а также расширять состав стран-участниц, количество спортсменов и видов спорта в программе состязаний. Это предложение было активно внедрено в жизнь. В 1935 году Международный Олимпийский Комитет взялся контролировать проведение этих соревнований.

Разразившаяся в 1939 году вторая мировая война разрушила планы не только спортивных сообществ, но и всего передового человечества. Новое направление, захватившее Германию - фашизм, внесло раскол в европейское общество. Этот раскол охватил и спортсменов. Во время боев этот раскол проявлялся не слишком ярко, тат как во время войны спорту не уделялось достаточного внимания. Но, стоит отметить, что в Германии и странах - ее союзниках, спортивные соревнования все равно проводились. Но тогда же был организован и международный союз спортсменов-студентов. На спортивных площадках послевоенного Парижа спустя два года состоялись первые послевоенные Всемирные студенческие игры.

Спустя еще два года родилась новая организация, Международная Федерация Студенческого Спорта. Она отвечала за проведение всемирных студенческих соревнований. К сожалению, в нашей, тогда социалистической, стране правительство отказывалось принять новую организацию. В СССР проводили свои собственные студенческие соревнования, приуроченные к фестивалям молодежи и студентов. Несогласия между социалистическим и капиталистическим миром еще почти на десять лет продлило распри между странами, потенциальными участниками соревнований. Такое политическое разделение вредило мировому спорту. Объединение произошло только в 1957 году, когда на Международный спортивный университетский чемпионат были приглашены вместе спортсмены из капиталистических и социалистических стран. Бойкоты соревнованиям никто не объявлял, и примирение состоялось. Чемпионат прошел с успехом, а Международной Федерацией Студенческого Спорта было принято решение: провести подобное мероприятие, столь приятное для всех, спустя два года.

Таким образом, в 1959 году, в Турине, окончательно сформировался мировой студенческий спорт, соревнования студентов стали называться Универсиадами. В честь победителей состязаний тогда же было решено исполнять студенческий гимн - «Гаудеамус», который

символизирует единение всех мировых спортсменов-студентов. С того времени такие соревнования стали проводиться через два года. Тогда же появились и зимние Универсиады, а состав участников и количество видов спорта заметно расширились. Универсиада в Турине собрала около полутора тысячи атлетов из сорока трех стран мира, а главное, положила начало стремительному развитию международного студенческого спорта.

В 2005 году в Измире, в Турции, в летней Универсиаде принимало участие уже 7805 человек. А перед этим, в Южно-Корейском городе Дэгу, в Универсиаде принимало участие рекордное количество стран (174), приславших своих представителей.

Студенческие соревнования, в отличие от Олимпиад, проводятся каждые два года. В них имеют право участвовать студенты, аспиранты и выпускники двух предшествующих Универсиаде выпусков в возрасте от 17 до 28 лет. программа летней Универсиады включает в себя 13 обязательных видов спорта. Это: легкая атлетика, спортивная и художественная гимнастика, теннис, плавание, прыжки в воду, баскетбол, фехтование, футбол, волейбол, водное поло, настольный теннис, дзюдо. Зимняя Универсиада в наши дни представлена семью видами спорта: горнолыжный спорт, биатлон, лыжные гонки, хоккей на льду, шорт-трек, конькобежный спорт, фигурное катание, кер-линг. Согласно желанию принимающей страны, в программу соревнований могут быть включены дополнительно и другие виды спорта.

В 2008 году была объявлена страна-победительница в борьбе за право принять у себя XXVII Всемирную летнюю Универсиаду. Этой страной стала Российская Федерация. XXVII Всемирные студенческие игры прошли в 2013 году, в Казани. Соперниками Казани в борьбе за право проведения Универсиады были южнокорейский город Гвань-чжоу и испанский Виго.

Логотип Универсиады представляет собой комплексную прямоугольную конструкцию, состоящую из английских слов Универсиада, Казань, Россия, а также года проведения Универсиады и пяти звезд Международной Федерации Студенческого Спорта ^^и), символизирующих пять континентов. На языке международного общения логотип четко и однозначно определяет, когда и где состоятся игры. Логотип может воспроизводиться в строгом соответствии с правилами как в сочетании с тюльпаном(фирменным знаком), так и отдельно от него. Казанская Универсиада была представлена фирменным знаком - тюльпаном, выполненным в фирменных цветах FISU и содержащую в себе букву и, которая является обязательным элементом фирменной символики любого спортивного мероприятия, проводимого под эгидой Международной Федерации Студенческого Спорта (Р1Би).

«Цветочный» стиль лег в основу логотипа, который является элементом современного татарского орнамента. Кроме того, цветы - это

символ лета, тепла, молодости, радости и счастья. Талисманом Казанской Универсиады стал котенок крылатого снежного барса -Юни. Крылатый снежный барс является национальным символом Республики Татарстан. В стилизованном виде это существо изображено на гербе Татарстана.

Вот уже на протяжении многих десятилетий Всемирные Универсиады являются главным соревнованием студентов. Они отличаются соей атмосферой и накалом борьбы, духом победы и честного спортивного соперничества. По масштабности и значимости Всемирная летняя Универсиада сравнима с Олимпийскими Играми. Около 60% участников Всемирных Универсиад выступают на Олимпийских Играх. Всемирные летние Универсиады собирают более 10 тысяч спортсменов из 150-160 стран. В России впервые Всемирная летняя Универсиада проводилась в 1973 году, в Москве. Для современной России XXVII Всемирная летняя Универсиада 2013 года в Казани стала первым комплексным соревнованием такого масштаба.

Специально построенная для Универсиады 2013 в нашей стране спортивная инфраструктура сегодня является базой для развития летних видов спорта, подготовки сильнейших спортсменов. На студенческих состязаниях в Казани были представлены 26 видов спорта: 13 традиционных и еще 13 - предложенных Казанью. Эти дополнительные виды спорта были сразу же утверждены. В их число вошли наиболее популярные и развитые в России виды спорта: бокс, пулевая и стендовая стрельба, синхронное плавание, академическая гребля, гребля на байдарках и каноэ, самбо, борьба на поясах, шахматы, тяжелая атлетика, регби-7, хоккей на траве, бадминтон, пляжный волейбол. Таким образом, Казань установила рекорд по количеству видов спорта, представленных на Универсиаде. Россия на этих соревнованиях завоевала рекордное число медалей и вышла в победители, обогнав США, Китай и Японию.

Наша страна сегодня ведет активную работу по развитию студен -ческого спорта. Можно отметить заметное увеличение количества студентов, занимающихся спортом, расширение сети детско-юношеских спортивных школ и спортивных сооружений. С целью привлечения дополнительных средств и их концентрации в России создан Национальный фонд спорта РФ, основное направление деятельности которого - финансирование различных аспектов деятельности в сфере физической культуры и спорта.

Прошедшие несколько лет стали решающими в создании организационных и научно-методических основ системы физкультурного образования школьников: олимпийская тематика включена в программу физического воспитания учащихся общеобразовательных школ, средних и высших учебных заведений. В ряде образовательных учреждений готовят специалистов в области спорта, издается множество научной и учебно-методической литературы по подготовке спортсменов, тренеров, инструкторов. Спортивные соревно-

вания студентов проводятся ежегодно в рамках спартакиад, Универсиад и других первенств.

Сегодня наше государство стало уделять большое внимание развитию национальных видов спорта в различных регионах России. Это такие виды спорта, как гонки на собачьих и оленьих упряжках, гребля на национальных лодках, национальные виды борьбы и конных состязаний и др. Стали проводиться комплексные спортивные мероприятия, в программу которых включаются виды спорта, исторически присущие определенной этнической группе, - спортивные фестивали народов Северного Кавказа, Поволжья, Всероссийские казачьи игры.

Литература

1. Батанова Е.Д. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности / Е.Д. Батанова, А.Г. Сметанин // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 12-6. С. 44-45.

2. Бондаренко А.А. Физическая культура и спорт, как условие повышения уровня здоровья студенческой молодежи // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. 2016. № 10.

3. Гнездилов М.А. Роль занятий физической культурой и спортом в условиях сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи, ее социальной адаптации, личностного и профессионального становления / М.А. Гнездилов // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № 12.

4. Дьяченко Я.О. Социальные практики спорта и его роль в социальном пространстве // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2016. № 4.

5. Зеленина М.Т. Социальная роль спорта в развитии общества / М.Т. Зеленина, И.И. Каштанова, Т.И. Князева // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2016. № 63. С. 75-79.

6. Кузнецова Е.А., Шутов Р.В. Проблемы популяризации физической культуры и массового спорта среди молодежи // социально-экономические аспекты развития современного общества. Рязань: Общество с ограниченной ответственностью "Рязанский Издательско-Полиграфический Дом "ПервопечатникЪ", 2014.

7. Перькова Е.Ю. Эффективность развития спортивной инфраструктуры по федеральным округам Российской Федерации // Иннов: электронный научный журнал. 2017. №4 (33). URL: http://www.innov.ru/science/economy/effektivnost-razvitiya-sportivnoy-i/

8. Храмцов Л.Д. Повышение социальной роли физической культуры и спорта // Физическая культура и спорт в современном мире: проблемы и решения. 2015. № 1.

References

1. Batanova E. D. Social role of sport in the development of society and socialization of personality / E. D. Batanova, A. G. Smetanin / / Modern trends

in science and technology. 2016. No. 12-6. Pp. 44-45.

2. Bondarenko A. A. Physical culture and sport as a condition for increasing the level of health of students / / Modern educational technologies in the world educational space. 2016. No. 10.

3. Gnezdilov M. A. the Role of physical culture and sports in terms of preserving and strengthening the health of students, its social adaptation, personal and professional development / M. A. Gnezdilov / / Scientific and methodological electronic journal Concept. 2015. No. 12.

4. Dyachenko Y. O. Social practice of sport and its role in the social space // Vestnik of Tver state University. Series: Philosophy. 2016. No. 4.

5. Zelenina M. T. Social role of sport in the development of society / M. T. Zelenina, I. I. Kashtanova, T. I. Knyazeva / / Scientific and medical Bulletin of the Central Chernozem region. 2016. No. 63. Pp. 75-79.

6. Kuznetsova E. A., Shutov R. V. Problems of popularization of physical culture and mass sport among youth / / socio-economic aspects of development of modern society. Ryazan: limited liability Company "Ryazan Publishing and Printing House "Pervopechatnik", 2014.

7. Efficiency of development of sports infrastructure in Federal districts of the Russian Federation / / Innov: electronic scientific journal. 2017. No. 4 (33). URL: http://www.innov.ru/science/economy/effektivnost-razvitiya-sportivnoy-i/

8. Khramtsov L. D. Raising the social role of physical culture and sport / / Physical culture and sport in the modern world: problems and solutions. 2015. No. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.