Научная статья на тему 'Возникновение и развитие современной партийной прессы Нижнего Новгорода'

Возникновение и развитие современной партийной прессы Нижнего Новгорода Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
343
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТИЙНАЯ ПРЕССА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРЕССА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / PARTY PRESS / REGIONAL PRESS / POLITICAL PARTIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дранишникова Е. А.

Процессы трансформации общероссийской системы средств массовой информации не могли не затронуть и региональную партийную прессу, которая, несмотря на значительную историю своего существования в постсоветский период, недостаточно развита и переживает ряд внутренних и внешних изменений, которые призваны привлечь внимание потенциальных читателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMERGENCE AND DEVELOPMENT OF THE CONTEMPORARY PARTY PRESS IN NIZHNI NOVGOROD

The article deals with the functioning of the party press in the regions. The analysis is based on official newspapers of the political parties that are part of the Legislative Assembly of the Nizhni Novgorod region «United Russia», KPRF, LDPR and «A Just Russia». Transformation processes in Russian media system affected regional party press. At present, it is not sufficiently developed and requires external and internal changes to attract readers.

Текст научной работы на тему «Возникновение и развитие современной партийной прессы Нижнего Новгорода»

Журналистика

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 4 (2), с. 214-219

УДК 070.15

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ ПАРТИЙНОЙ ПРЕССЫ НИЖНЕГО НОВГОРОДА

© 2013 г. Е.А. Дранишникова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

drlena@mail.ru

Поступила в редакцию 08.07.2013

Процессы трансформации общероссийской системы средств массовой информации не могли не затронуть и региональную партийную прессу, которая, несмотря на значительную историю своего существования в постсоветский период, недостаточно развита и переживает ряд внутренних и внешних изменений, которые призваны привлечь внимание потенциальных читателей.

Ключевые слова: партийная пресса, региональная пресса, политические партии.

Партийная периодика, являясь частью системы отечественных средств массовой информации, за последние 20 лет претерпела значительные изменения. С распадом административно-командной системы, определявшей многие элементы типологии периодической печати России, получила развитие горизонтальная структура печатных СМИ, включающая в себя самостоятельные, автономные информационные организации. Партийная пресса из доминирующего источника информации трансформировалась в немногочисленную группу периодических изданий, в настоящий момент переживающую свой кризис. Многие политические партии отказываются от выпуска собственного печатного органа, предпочитая вести агитационную кампанию через мультимедийные каналы. Под понятием «партийная пресса» понимается группа изданий, в качестве официального учредителя которых выступает официально зарегистрированное политическое объединение и главной целью которых служит обеспечение политической коммуникации, пропаганда и распространение идей и взглядов этих политических партий среди широкой общественности, а также привлечение нового электората.

Данная тенденция распространяется и на партийную прессу.

Наличие у региональных отделений политических партий собственных печатных изданий создает некоторые трудности, главными из которых являются материальные и профессиональные. Газеты политических партий не являются самоокупаемыми проектами, так как распространяются активистами партий на бесплатной основе и не размещают на своих страницах

рекламных материалов. Поэтому выпуск газеты для регионального отделения политической партии в условиях повышения цен на полиграфические услуги часто сопряжен с материальными трудностями. Кроме того, редакции местных партийных изданий состоят в лучшем случае из нескольких человек, что создает дополнительные препятствия в виде нехватки временных и человеческих ресурсов.

Однако, несмотря на данные проблемы, нижегородские региональные отделения не отказываются от выпуска собственных печатных изданий, что вполне объясняется рядом причин. Во-первых, в центре внимания региональной прессы находятся местные события и герои, что вызывает у аудитории больший интерес и внимание, чем новости федерального масштаба. Читателей, не входящих в число активного электората той или иной партии, скорее заинтересует освещение региональных вопросов, нежели новости, касающиеся непосредственной деятельности того или иного политического объединения, которыми обычно изобилует общероссийская партийная пресса. Региональная партийная пресса «приближает» партию к конкретному читателю, затрагивая не абстрактные темы, а проблемы, с которыми сталкиваются жители конкретного населенного пункта.

Во-вторых, региональные выпуски изданий политических партий имеют возможность гораздо более оперативно знакомить читателей с новостями не только местного, но и федерального и международного масштабов, предлагая аудитории не просто официальную позицию партии по тем или иным вопросам, а рассматривая их в контексте политической обстановки в конкретном регионе.

В информационном пространстве Нижнего Новгорода существуют три официально зарегистрированных партийных издания: «КПРФ в Нижнем Новгороде», «ЛДПР в Нижнем», «ЛДПР - Новый курс Нижнего. Ты знаешь, за кого голосовать» [1].

Нижегородское региональное отделение политической партии «Единая Россия» прекратило выпуск своего издания, которое в первый раз вышло в свет в марте 2004 года под названием «Единая Россия. Нижегородский выпуск». За время своего существования газета не раз меняла не только тираж и дизайнерское оформление полос, что достаточно характерно и для общероссийской партийной периодики, но также формат и количество полос в номере.

В 2004 году газета выходила в формате А3 на 8 полосах и имела тираж в 100 000 экземпляров. На первой полосе располагались обширные статьи, повествовавшие о деятельности партии и ее регионального отделения. Последняя полоса была отведена под развлекательные материалы (лунный календарь, анекдоты, сканворд, гороскоп). Несмотря на невысокую периодичность выхода (один раз в месяц), издание имело четко закрепленные рубрики. Традиционно шестая полоса отводилась под письма читателей, публиковавшиеся под рубрикой «Наша почта», а также под различные региональные новости, выходившие в форме информационных заметок в рубрике «Хорошие новости». Рубрика «Единая Россия», помогавшая узнать, где нижегородцам и жителям области предлагалась бесплатная юридическая консультация, располагалась на 7 полосе. Также к традиционным можно отнести рубрику «Глас народа», где печатались комментарии жителей города относительно той или иной проблемы региона.

В 2005 году формат газеты изменился (А4), тираж и объем остались неизменными. Однако после того, как учредителем издания стал мэр города Вадим Евгеньевич Булавинов, оно претерпело значительные изменения. Нижегородский выпуск «Единой России» стал чернобелым (до этого первые полосы номеров выходили полноцветными), сократился до 4 полос и увеличился до формата А2. Также значительно выросли тиражи издания - 500 000 экземпляров.

В 2006 году газета снова вышла в обновленном виде. Формат и объем остались прежними (А2, 4 полосы), изменилось дизайнерское оформление издания: первая и последняя полосы вновь вернулись к полноцветному варианту, что объяснялось обилием фотоматериалов, требующих достаточно высокого качества печати.

Как правило, первая полоса нижегородского выпуска «Единй России» содержала 1-2 статьи в жанре репортажа, знакомящих читателей с произошедшими в жизни партии и города событиями и иллюстрированных яркими фотоматериалами и несколько информационных заметок, выходивших под рубрикой «Новости региона». Так, в выпуске за 15 февраля 2006 года рассказывалось о встрече губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева с жителями города [2, с. 1], а в номере от 27 февраля - о визите Владимира Путина в Нижний Новгород [3, с. 1]. Газета уделяла особое внимание личности Валерия Павлиновича Шанцева, в августе 2006 года возглавившего Правительство Нижегородской области. Деятельность губернатора, входящего в состав партии «Единая Россия», оценивалась только с положительной точки зрения: «С приходом губернатора Валерия Шанцева в области наконец начало складываться политическое равновесие» [4, с. 1].

В отличие от предыдущих лет, в 2006 году значительно обогатилась тематика представленных на страницах «Единой России» материалов. О данной тенденции говорится в первом выпуске за 2006 год: «Эта газета о политике. Но не только о ней» [5, с. 1]. Выполняя данное читателю слово, авторы и редакторы газет акцентировали свое внимание также на темах, касающихся спорта и искусства. Так, в отдельных выпусках выходили материалы, посвященные спортсменам, представлявшим Нижегородскую область на Зимних Олимпийских играх в итальянском городе Турин в 2006 году. Одним из самых популярных жанров в рамках данной тематики оставался жанр аналитического интервью. В данной форме также выходили материалы, посвященные звездам российской эстрады и кино, например, Федору Бондарчуку и Раисе Марковой, входившим в состав партии «Единая Россия».

На последней полосе издания традиционно располагались гороскоп, сканворд и анекдоты на политическую тематику.

Отдельно стоит сказать о тираже газеты. В рассматриваемый период он вырос до 1000000 экземпляров, что было связано с объективными причинами: одной из главных тем февральских выпусков «Единой России» стали выборы в Законодательное Собрание Нижегородской области, состоявшиеся 12 марта 2008 года. Данная тема обусловила и появление на страницах газеты соответствующей рубрики - «Хроника предвыборной кампании».

Однако после выборов газета прекратила свое существование и появляется вновь только

в период предвыборных кампаний в качестве информационного бюллетеня, но не периодического издания. Таким образом, партийная пресса в информационном пространстве Нижнего Новгорода представлена четырьмя вышеперечисленными изданиями.

Учредителем газеты «КПРФ в Нижнем Новгороде» является Нижегородское региональное отделение КПРФ. Издание выходит с марта 1999 года на 8 полосах, в отдельных случаях -на 4. Формат - А3. Тираж газеты на данный момент составляет 50000 экземпляров. Главным редактором с августа 2011 года является депутат Государственной думы Российской Федерации, первый секретарь НРО КПРФ Николай Рябов. Стоит отметить, что издание не имеет строгой периодичности, а его выход обусловлен значимыми для партии датами.

Газета, в отличие от официального печатного органа Коммунистической партии Российской Федерации, газеты «Правда», выходит в полноцветном варианте. Основными цветами, в которых оформлено издание, являются красный и желтый - официальные цвета КПРФ. Логотип газеты представляет собой заголовок - «КПРФ в Нижнем Новгороде» (шрифт Arial. Цвет букв - белый) - на красном фоне, выполненном в виде флага с официальной символикой партии. Красным цветом также обозначены разграничительные линейки, разделяющие материалы на газетной полосе, и некоторые заголовки. Желтый цвет используется редакторами для заголовков и в качестве фона для отдельных материалов.

Что касается композиции номера, то традиционно на первой полосе регионального выпуска газеты Коммунистической партии располагается материал, выступающий в качестве главной темы номера, например, 20-летний юбилей Коммунистической партии РФ [6, с. 1], 90 лет со дня образования СССР [7, с. 1], 95-я годовщина Великой Октябрьской революции [8, с. 1], выборы депутатов Государственной думы или Президента Российской Федерации. Как правило, такие материалы сопровождаются крупными цветными фотографиями или иллюстрациями. Кроме того, на первой полосе располагается колонка редактора, которая иногда заменяется выступлениями и обращениями лидера Коммунистической партии Геннадия Зюганова.

Наполнение второй, а иногда и третьей полос зачастую полностью посвящено главной теме номера. Для газеты «КПРФ в Нижнем Новгороде» характерны объемные материалы. В ней практически отсутствуют информационные жанры, в том числе и заметки. Жанровая

форма публикуемых на второй и третьей полосах материалов также зависит от главной темы номера: если она касается памятной для КПРФ даты, то информация подается в виде обширной аналитической статьи с элементами исторического и проблемного очерка. Так, статья доктора исторических наук, профессора А. Медведева о Великой Октябрьской революции из событий начала XX века постепенно переносит читателя в современность где, по мнению автора, назревает новая революция [9, с. 2].

Если главная тема номера связана с прошедшими или предстоящими мероприятиями, то на второй и третьей полосах размещаются репортажи с элементами аналитического интервью, иллюстрированные большим количеством цветных фотографий. Так, один из номеров газеты был посвящен Учредительному Съезду Всенародного ополчения, прошедшему в Нижнем Новгороде 16 июля 2011 года, репортаж и фоторепортаж о котором были размещены на трех первых полосах [10, с. 1].

Постоянными в газете являются такие рубрики, как «Коммунисты в городской Думе Нижнего Новгорода», «Фракция КПРФ в Нижегородском Законодательном Собрании», «Наши депутаты в Государственной Думе», в которых обычно представлены материалы в жанре аналитического интервью или аналитического комментария, касающиеся актуальных проблем города, области и страны. Рубрика «Партийная жизнь» посвящена мероприятиям, проходящим по инициативе Нижегородского регионального отделения КПРФ. Также в газете периодически выходит колонка Председателя нижегородского отделения женского движения «Надежда России» Татьяны Антошиной, рассказывающей о работе организации.

Подавляющее большинство материалов издания посвящено политике: освещаются проблемы законодательства, коррупции во властных структурах, ущемления прав оппозиции и другие. Особое место занимают материалы, посвященные партии «Единая Россия» и, как следствие, - несовершенству процедуры проведения выборов как в государственные органы власти, так и в органы местного самоуправления. В качестве примера можно привести аналитическую статью «Выборы в Первомайске -беспредельный цинизм», посвященную выборам депутатов городской Думы, по итогам которых 15 мандатов из 15 возможных достались представителям «Единой России» [11, с. 5].

Одно из главенствующих мест на страницах коммунистической газеты также занимают аналитические статьи (часто с элементами жанра

расследования), затрагивающие социальную сферу жизни общества, что вполне закономерно: если в рамках общероссийской периодики социальная тематика подается несколько отвлеченно и абстрактно, то в рамках региональной прессы она приобретает конкретные очертания. Авторы обращают внимание на проблемы ЖКХ, образования, предоставления социальных льгот жителям и другие.

Материалы, касающиеся духовной сферы жизни общества, в газете «КПРФ в Нижнем Новгороде», в отличие от «Правды», практически отсутствуют и появляются в связи с освещением проблем социальной или экономической направленности (например, возведение Соборного колокола перед Храмом Александра Невского, установление памятника городскому голове Д.В. Сироткину на Верхневолжской набережной и других).

Одной из отличительных особенностей издания, перенятых им у общероссийской газеты «Правда», является наличие большого количества карикатур, которые, выступая в качестве иллюстраций к представленным материалам, обретают некоторые черты самостоятельности и вполне могут быть использованы изолированно, не теряя при этом вложенного в них смысла.

Стоит также отметить, что в преддверии выборов в Государственную думу VI созыва в 2011 году Нижегородское региональное отделение КПРФ выпустило 4 номера информационного бюллетеня «Слово Правды», содержащего предвыборную программу партии, а также ее основные позиции по наиболее острым проблемам российской действительности. Каждый номер бюллетеня вышел на 8 полосах в полноцветном варианте тиражом в 800000 экземпляров. Основным стилистическим приемом данных выпусков выступает антитеза: противопоставляются «партия власти» - «Единая Россия» и «партия народа» - КПРФ, кроме того, в оппозицию ставятся обещания и действия членов Правительства. Номера больше, чем обычно, наполнены фотографиями, иллюстрациями и карикатурами, принципы размещения которых также обоснованы применением приема антитезы.

В отличие от Нижегородского регионального отделения КПРФ, которое ведет свою издательскую деятельность с 1999 года и уже успело сформировать свои традиции в размещении и оформлении материалов, Нижегородское региональное отделение Либерально-демократической партии России только приступает к формированию своей информационной политики в данном направлении. В 2002 году полити-

ческое объединение начинает выпуск газеты под названием «Нижегородский вестник ЛДПР» (тираж 20 000 экземпляров). Изначально планировалось, что издание будет выходить ежемесячно, однако соблюдать строгую периодичность не получалось. Газета выходила до 2009 года.

В 2008 году также была зарегистрирована газета «ЛДПР в Нижнем», которая представляла собой полноцветное четырехполосное издание форматом А3. Тираж газеты постоянно менялся и составлял от 5000 до 10000 экземпляров. На первой полосе размещался анонс номера и колонка координатора Нижегородского регионального отделения ЛДПР Александра Курдю-мова. Вторая полоса включала в себя несколько информационных заметок, посвященных произошедшим в городе и области событиям, а также материалы об активистах партии, зачатую публикуемые в жанре портретного очерка. Рубрики «Нижегородский дайджест» и «Творчество членов партии» располагались на третьей полосе издания. На последней полосе читатели могли найти анкету для вступления в ряды партии, а также анекдоты на политическую тематику.

К 2010 году тираж газеты увеличился до 300000 экземпляров, однако скоро снова сократился до 999 экземпляров, после чего газета на время пропала из нижегородского информационного поля.

В 2011 региональное отделение партии зарегистрировало новое издание - «ЛДПР - Новый курс Нижнего. Ты знаешь, за кого голосовать», а также возобновило выпуск прежнего. Обе газеты ежемесячные, однако из-за финансовых трудностей и недостатка кадров периодичность строго не соблюдалась. С 2013 года, по словам редакции, издания будут выходить поочередно с интервалом в один месяц тиражом в 10000 экземпляров каждая.

На первой странице обеих газет традиционно располагается логотип издания, который, как и в случае с общероссийской периодикой, представляет собой желтые буквы «ЛДПР» на голубом фоне с символикой партии. Первая полоса также содержит крупное фото лидера партии Владимира Вольфовича Жириновского на фоне городских пейзажей, а также анонс номера. Г а-зета «ЛДПР - Новый курс Нижнего. Ты знаешь, за кого голосовать» в основном рассчитана на жителей различных районов области и выходит в качестве спецвыпусков к выборам в органы местного самоуправления. Так, издавались специальные номера данной газеты с подзаголовками «ЛДПР в Первомайске», «ЛДПР в Ковер-

нино» и другие. В качестве основного наполнения данных номеров выступали информационные материалы, касающиеся личностей членов партии, претендующих на места в городских Думах. Среди наиболее часто используемых жанров - биография, вопрос-ответ, заметка. Кроме того, газета обычно включает одну аналитическую статью, затрагивающую проблемы конкретного населенного пункта, и обращение лидера регионального отделения к избирателям.

Газета «ЛДПР в Нижнем» имеет несколько иной контент. В ней в качестве обязательного компонента номера публикуются репортажи о проведенных региональным отделением партии мероприятиях (чаще всего - митингах и съездах). Также существуют две постоянные рубрики: «Мнение депутата Госдумы», где раскрывается позиция координатора Нижегородского регионального отделения ЛДПР Александра Курдюмова относительно существующих в городе проблем [12, с. 3], а также «Добрые дела ЛДПР», представляющая собой чаще всего информационную статью, где приводятся факты об общественной деятельности партийных функционеров.

Самым молодым нижегородским партийным изданием является газета «Справедливая Россия», впервые вышедшая в свет в 2009 году. Однако полноценно отнести ее к группе периодических партийных изданий мешают как минимум два обстоятельства. Во-первых, газета имеет заявленный тираж менее 1000 экземпляров, поэтому не подлежит обязательной государственной регистрации: по информации Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, издание не входит в перечень зарегистрированных СМИ России [13]. Во-вторых, газета «Справедливая Россия» не имеет четкой периодичности и выходит со значительными интервалами.

Логотип газеты идентичен общероссийскому изданию и представляет собой название партии - «Справедливая Россия» на желтом фоне. Слева располагается логотип политического объединения (актуальный на тот период времени) в виде его наименования на российском флаге. На первой полосе также располагается анонс номера и обращение к читателям Председателя Совета Регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» в Нижегородской области Александра Бочкарева. Постоянными рубриками издания являются рубрики «От первого лица», где публикуются комментарии членов партии относительно какой-либо проблемы, затронутой в номере (к примеру, выражение протеста закону № 83 о реформе бюд-

жетных организаций [14, с. 2]), а также «Позиция», содержащая материалы в жанре аналитического интервью. Последняя полоса издания отведена под рубрику «Полезные советы», которая не связана с политикой и включает, к примеру, расписание электричек, лунный календарь, советы огородникам.

Также в 2010 году вышло несколько выпусков информационного листка депутата Законодательного Собрания Нижегородской области Александра Альбертовича Косовских под названием «Платежка». Заголовок издания соответствует его содержанию, полностью посвященному социальной тематике, а именно -проблемам ЖКХ. Газета, выходившая всего на двух полосах форматом А4, содержала обязательное обращение депутата к читателям, а также 2-3 аналитических статьи, рассматривающие проблемы ветхого жилья, пенсионного обеспечения и тарифов на коммунальные услуги. Поскольку выход «Платежки» пришелся на весенне-летний период, то депутат не смог обойти и тему победы в Великой Отечественной войне в 1945 году [15, с. 2].

Суммируя все вышеизложенные факты, можно сделать вывод о довольно медленном развитии системы печатных СМИ районных отделений партий. Из 4 политических объединений, входящих в состав Законодательного Собрания Нижегородской области [16], официально зарегистрированный печатный орган имеют только два их них - КПРФ и ЛДПР. Данная тенденция, по нашему мнению, может быть связана с несколькими причинами.

Во-первых, можно предположить, что руководители нижегородских региональных отделений российских партий, учитывая бурное развитие мультимедйных технологий в последние годы, а также возросшие цены на полиграфические услуги, предпочитают, вслед за партией «Единая Россия», перенести акцент своей информационной политики с газетных страниц в Интернет-пространство, что, на первый взгляд, гораздо дешевле и продуктивнее. Однако поверхностный анализ представительства нижегородских региональных отделений в сети Интернет показывает несколько иную тенденцию.

У всех четырех партий, входящих в состав Законодательного Собрания Нижегородской области, есть свои официальные сайты, которые в день посещают в среднем не более 100 человек (исключение составляет официальный сайт Нижегородского регионального отделения партии «Единая Россия», который в среднем посещают около 700 человек [17]). Также региональные политические объединения имеют свои

представительства в социальных сетях, подписчиками которых в сумме является не больше 1000 человек. Кроме того, многие сообщества имеют достаточно ограниченные возможности для построения диалога между партией и электоратом, а также организации дискуссионной площадки. Пользователи страниц имеют возможность лишь просматривать новости группы, не имея возможности их комментировать.

Таким образом, информационную политику партий в данном случае эффективной назвать сложно. Соответственно, наличие в области слаборазвитой системы партийной печати может быть связано не столько с неэффективностью ее воздействия на электорат, сколько с общим состоянием информационной политики, проводимой партиями в регионах, которая, возможно, нуждается в корректировке.

Процессы трансформации общероссийской системы средств массовой информации не могли не затронуть и региональную партийную прессу, которая, несмотря на значительную историю своего существования в постсоветский период, все еще находится на стадии становления. Нижегородские партийные издания не имеют четкой периодичности и объема, а также строго закрепленных за номером рубрик и тем. Современной региональной партийной печати, так же как и печати федерального масштаба, необходимо продолжить процесс преобразования и, возможно, в значительной степени пересмотреть свою предметно-тематическую и организационно-управленческую политику. Но несмотря на все сложности в определении статуса, целей и функций современной нижегородской партийной печати, она представляет собой целостное системное образование и продолжает играть важную роль в организации как внутрипартийного, так и межпартийного диалога.

Список литературы

1. Реестр печатных и электронных СМИ России [Электронный ресурс] // Реестр СМИ. Режим доступа: www.reestrsmi.info

2. «Единая Россия. Нижегородский выпуск».

2006. 15 февраля.

3. «Единая Россия. Нижегородский выпуск».

2006. 27 февраля.

4. «Единая Россия. Нижегородский выпуск».

2006. 4 февраля.

5. «Единая Россия. Нижегородский выпуск».

2006. 4 февраля.

6. «КПРФ в Нижнем Новгороде». 2013. № 1. февраль.

7. «КПРФ в Нижнем Новгороде». 2012. № 7. декабрь.

8. «КПРФ в Нижнем Новгороде». 2012. № 6. ноябрь.

9. «КПРФ в Нижнем Новгороде». 2012. № 6. ноябрь.

10. «КПРФ в Нижнем Новгороде». 2011. № 5. август.

11. «КПРФ в Нижнем Новгороде». 2012. № 6. ноябрь.

12. «ЛДПР в Нижнем». 2013. 31 января.

13. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (роскомнадзор) // Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rsoc.ru

14. «Справедливая Россия». 2010. 15 июня с. 2.

15. «Платежка». 2010. Май-июнь с. 2.

16. Законодательное собрание Нижегородской области // Официальный сайт Законодательного собрания Нижегородской области. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zsno.ru

17. Рейтинг Интернет-ресурсов по посещаемости // ЯатЬ^ Топ 100. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://top100.rambler.ru

EMERGENCE AND DEVELOPMENT OF THE CONTEMPORARY PARTY PRESS

IN NIZHNI NOVGOROD

E.A. Dranishnikova

The article deals with the functioning of the party press in the regions. The analysis is based on official newspapers of the political parties that are part of the Legislative Assembly of the Nizhni Novgorod region - «United Russia», KPRF, LDPR and «A Just Russia». Transformation processes in Russian media system affected regional party press. At present, it is not sufficiently developed and requires external and internal changes to attract readers.

Keywords: party press, regional press, political parties.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.