Научная статья на тему 'Возникновение и развитие повседневной английской одежды в эпоху средних веков (VII - XV)'

Возникновение и развитие повседневной английской одежды в эпоху средних веков (VII - XV) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2751
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
ЕNGLISH CLOTHES / ENGLAND / MEDIEVAL ENGLAND / CASUAL WEAR / ANGLO-SAXON / NORMANS / HISTORY OF COSTUME / АНГЛИЙСКАЯ ОДЕЖДА / АНГЛИЯ / СРЕДНЕВЕКОВАЯ АНГЛИЯ / ПОВСЕДНЕВНАЯ ОДЕЖДА / АНГЛОСАКСЫ / НОРМАННЫ / ИСТОРИЯ КОСТЮМА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Савчинский Владимир Эдуардович, Ильичев Антон Владимирович, Ситало Мария Сергеевна

Статья посвящена вопросу возникновения и развития английской одежды в V XV веках в эпоху Средневековья. Благодаря массовой культуре, в частности кинематографу, возникли определенные стереотипы и заблуждения об этом периоде. Этому способствовали также произведения писателей эпохи романтизма, которые сглаживали и приукрашали действительность «тёмных веков». Одним из таких мифов являются представления современного человека об одежде времен Средневековья, которые строятся, в основном, на произведениях кинематографа и не отражают реальность и возможности той эпохи. Стоит отметить, что одежда, как и другие атрибуты, с которыми мы ассоциируем Средневековье, различались в разных странах. В связи с этим, наиболее интересным для изучения представляется Англия времен Средних веков как европейское государство, не испытавшее сильного влияния романизации, что, в свою очередь, сыграло главную роль в формировании особенностей феодализма на этой территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EMERGENCE AND DEVELOPMENT OF СASUAL ENGLISH COSTUME IN THE MIDDLE AGES (VII - XV)

The article is devoted to the emergence and development of English costume in the V-XV centuries in the middle Ages. Thanks to popular culture, in particular cinema, there is certain stereotypes and misconceptions about this period. This was also contributed by the works of writers of the era of romanticism, which smoothed and embellished the reality of the "dark ages". One of these myths is the view of modern man about the clothes of the middle Ages, which are built mainly on the works of cinema, and do not reflect the reality and possibilities of that era. It is worth noting that the clothes, as well as other attributes with which we associate the Middle Ages, were various in different countries. In this regard, the most interesting for the study is England of the middle ages as a European state that has not experienced a strong influence of Romanization, which, in turn, played a major role in the formation of feudalism in this territory.

Текст научной работы на тему «Возникновение и развитие повседневной английской одежды в эпоху средних веков (VII - XV)»

HISTORICAL SCIENCES

THE EMERGENCE AND DEVELOPMENT OF СASUAL ENGLISH COSTUME IN THE MIDDLE AGES (VII - XV) Savchinskiy V.E.1, Ilyichov A.V.2, Sitalo M.S.3 (Russian Federation) Email: Savchinskiy445@scientifictext.ru

1Savchinskij Vladimir Eduardovich - Associate Professor, Candidate of historical Sciences; 2Ilychev Anton Vladimirovich - Student; 3Sitalo Mariya Sergeevna - Student, DEPARTMENT OF HISTORY, INSTITUTE OF SOCIAL SCIENCES AND INTERNATIONAL RELATIONS SEVASTOPOL STATE UNIVERSITY, SEVASTOPOL

Abstract: the article is devoted to the emergence and development of English costume in the V-XV centuries in the middle Ages. Thanks to popular culture, in particular cinema, there is certain stereotypes and misconceptions about this period. This was also contributed by the works of writers of the era of romanticism, which smoothed and embellished the reality of the "dark ages". One of these myths is the view of modern man about the clothes of the middle Ages, which are built mainly on the works of cinema, and do not reflect the reality and possibilities of that era. It is worth noting that the clothes, as well as other attributes with which we associate the Middle Ages, were various in different countries. In this regard, the most interesting for the study is England of the middle ages as a European state that has not experienced a strong influence of Romanization, which, in turn, played a major role in the formation of feudalism in this territory.

Keywords: english clothes, England, Medieval England, casual wear, Anglo-Saxon, Normans, history of costume.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОВСЕДНЕВНОЙ АНГЛИЙСКОЙ ОДЕЖДЫ В ЭПОХУ СРЕДНИХ ВЕКОВ

(VII - XV)

1 2 3

Савчинский В.Э. , Ильичев А.В. , Ситало М.С. (Российская Федерация)

1Савчинский Владимир Эдуардович - доцент, кандидат исторических наук;

2Ильичев Антон Владимирович - студент;

3Ситало Мария Сергеевна - студент, кафедра истории, Институт общественных наук и международных отношений, Севастопольский государственный университет, г. Севастополь

Аннотация: статья посвящена вопросу возникновения и развития английской одежды в V - XV веках в эпоху Средневековья. Благодаря массовой культуре, в частности кинематографу, возникли определенные стереотипы и заблуждения об этом периоде. Этому способствовали также произведения писателей эпохи романтизма, которые сглаживали и приукрашали действительность «тёмных веков». Одним из таких мифов являются представления современного человека об одежде времен Средневековья, которые строятся, в основном, на произведениях кинематографа и не отражают реальность и возможности той эпохи. Стоит отметить, что одежда, как и другие атрибуты, с которыми мы ассоциируем

Средневековье, различались в разных странах. В связи с этим, наиболее интересным для изучения представляется Англия времен Средних веков как европейское государство, не испытавшее сильного влияния романизации, что, в свою очередь, сыграло главную роль в формировании особенностей феодализма на этой территории.

Ключевые слова: английская одежда, Англия, средневековая Англия, повседневная одежда, англосаксы, норманны, история костюма.

УДК 391(410.1) 04/14

Одним из главных атрибутов, сопровождавших человечество на протяжении всей истории и выражавших эстетическую деятельность человека, которая охватывает все области его жизни, является одежда.

Одежда прошла долгий эволюционный путь, начиная от предмета, предназначающегося для защиты от непогоды и окружающей среды, до некого символа и знака, который указывал на национальную и сословную принадлежность, выражая тем самым сложнейшие понятия социальной жизни до современной моды и тенденций. И в каждую историческую эпоху народы вырабатывали собственные знаковые системы, которые затем изменялись под влиянием культурных контактов, совершенствования технологий и расширения торговых связей.

Одна из таких систем была создана в Средневековой Англии, во времена наиболее мрачного и таинственного периода мировой истории. Временные рамки данного периода охватывают падение в V веке нашей эры Западной Римской империи и расцвет Ренессанса в итальянских городах-государствах в середине XV века.

Средневековая история Британии берет свое начало с образования на территории острова англосаксонских королевств в VII в. Появлению этих образований во многом способствовало ослабление Англии в результате Кельтского возрождения, вызванного тем, что Римская Британия в ^^ вв. была отрезана от остальной части Империи. В результате, эту территорию начали покидать римские гарнизоны и колонисты. И кельты были предоставлены сами себе практически на полвека.

В это время на территории острова происходит укрепление местной знати, которая переняла римские способы ведения хозяйства, с использованием в качестве рабочей силы рабов из числа крестьян-кельтов и постепенно превращалась в земельных магнатов, главным интересом которых была борьба за приобретение новых рабов и владений. Ожесточенная борьба, вспыхнувшая в среде привилегированного класса, а также отсутствие какой-либо центральной власти, которая могла бы сдержать внутренние противоречия, привели к ослаблению государства. Именно в этот период происходит вторжение дружин англов и саксов на территорию Британии [10, с. 19].

Достоверных сведений о точном времени вторжения англосаксов в Британию не существует, так как информация в дошедших до нас источниках, как правило, скудна и носит скорее легендарный характер.

Однако используя археологические данные, а также письменные источники мы все-таки можем предположить, что вторжение произошло в V веке и первоначально представляло собой привлечение дружины ютов на военную службу и их расселение на территории островов Танет и Уайт. Начиная со второй половины V века, происходит военная экспансия германских племен англов и саксов, а также примкнувших к ним ютов на территорию Великобритании. Проживавшие на данной территории кельты не смогли на первых порах оказать должное сопротивление захватчикам и лишь в конце века, когда происходит консолидация племен под руководством Амвросия Аврелиана, происходившего из знатной римской семьи, германским племенам было оказано военное сопротивление. Амвросием были одержаны ряд побед, в том числе и знаменитая победа при Бэндон Хилле, после которой саксы остановили наступление на 50 лет [10, с. 22]. Однако, несмотря на это, кельты в 571 - 577 годах терпят ряд поражений, которые приводят к их

окончательному разгрому в 592 году в Уилтшире. Окончательное же завоевание Британии завершилось в 600 году, когда большая часть территорий острова была занята дружинами германских племен и было образовано ряд мелких королевств, из которых сложились и выделились семь наиболее влиятельных и значимых: саксонские - Эссекс, Суссекс и Уэссекс, королевства англов - Нортумбрия, Мерсия и Восточная Англия, и ютский Кент.

Повседневная одежда англичан в англо-саксонский период состояла из льняной рубашки, туники изо льна или шерсти с длинными рукавами, как правило, доходившая до колен. Рукава укладывались складками, которые изображали волнообразный орнамент от запястья до предплечья. Для его поддержания на запястье крепился браслет, при снятии которого рукава распрямлялись и закрывали кисти, заменяя тем самым перчатки. Туника изготавливалась так же, как и рубашка, и имела горловинный вырез под шею, иногда - разрезы по бокам. Саксонское наименование туники - roc [8, c. 22]. Она украшалась орнаментом вокруг горловины, запястий, и подола, обозначая социальное положение человека в обществе. На талию одевался ремень или пояс.

Поверх туники носили короткий плащ ментил (mentit), который напоминал римский палиум (pallium) и гальский сагум (sagum). Его, как правило, закрепляли либо на груди, либо на одном или обоих плечах, используя брошь или фибулу. Предполагается, что, будучи однажды застегнутым, такой плащ можно было снять или надеть лишь через голову.

Также в гардероб англосаксов входили короткие штаны, доходящие до колена, и гольфы, которые также доходили до колена. Они упоминаются в хрониках и иллюстрациях под названиями brech и hose [8, c. 23]. Сверху гольфы крепились полосками из ткани, хлопка или кожи, которые начинались от стопы и заканчивались чуть ниже колена. Саксонцы называли их scanc-beorg, что в буквальном переводе означает «стержень» или «защита ноги» [8, с. 23]. Согласно древним канонам, монахи были обязаны носить их изо льна для того, чтобы их можно было отличить от мирян, которые носили изделия из кожи.

Обувь у англосаксов была довольно простой и, как правило, только черного цвета. Называлась она sœo или scoh [8, с. 24]. Нос такого полуботинка был заостренно-удлиненный. Часто такая обувь имела сплошной разрез по центру от подъема до пальцев ноги или небольшие округлые отверстия на том же участке. Такая форма обуви поддерживалась за счет ремня на щиколотке (как у современных сандалий).

Стоит отметить, что одежда в этот период была одинакова для всех социальных групп. Различие состояло лишь в орнаменте и степени роскоши.

Начиная с Х века, национальная одежда становится более изысканной и красивой, вследствие появления нового материала - шёлка. Он появился на этой территории в VIII веке, однако, в силу его редкости и дороговизны, стал атрибутом знати. Так, Беде упоминает о неких шёлковых облачениях несравненного мастерства [8, с. 25]. Его останки были заключены в шёлк, как и многих других известных личностей из Дунстана.

Адхерм, епископ Шерборна, который писал в XVII веке, рассказывает «об удивительном уровне искусства ткачества и вышивки английских женщин даже в тот ранний период» [8, с. 25]. Согласно источникам, наиболее распространенными в это время цветами были красный, синий и зеленый.

Популярными украшениями были золотые или серебряные цепочки и кресты; браслеты из золота, серебра и слоновой кости, инкрустированные драгоценностями; шнуры из янтаря; кольца, броши, пряжки и т.д. Изделия из металла иногда покрывали эмалью.

Отличительной особенностью женской одежды в эпоху англосаксов было наличие единого устойчивого стиля на протяжении многих столетий.

Женщины, как и мужчины, носили одну и ту же одежду, независимо от социальной принадлежности. Как правило, это было свободное платье, доходившее до пола, с длинными рукавами. Называлось оно «гунна» и надевалась поверх туники [8, c. 34]. Рукава у такого платья так же, как и у мужчин, укладывались складками до запястья и крепились браслетом или заканчивались богато украшенной каймой. Также сверху надевали накидку, которая укрывала всю фигуру.

Голову покрывали платком, который мог быть разной длины. Его называли heafodes roegel (head - rail) или woefles, от глагола woefan, что означает «покрывать» или «обхватывать». Однако носили такой головной убор редко, за исключением путешествий за границу.

К примеру, Адхельм - настоятель из Шерборна, который был известным писателем VIII века, отмечал следующее касаемо женских причесок в этот период: «У нее были подкрученные щипцами волосы, которые делали ее неотразимой» [8, с. 36].

Женщины тоже носили чулки и обувь, которая не отличалась от мужской ни формой, ни цветом.

Перчатки, по-видимому, не носили оба пола вплоть до одиннадцатого века. Их заменяли длинные рукава или накидка. Однако, на одном из сохранившихся изображений из молитвенника святого Этельвольда (X в.), у женщины на левой руке надето нечто синего цвета, похожее на перчатку. Она не была разделена на отдельные пальцы. Также на этой миниатюре присутствует любопытная пара кашне, если мы можем их так назвать, которая появится в источниках лишь спустя век.

Наиболее распространенными материалами, из которых изготавливали платья, были шелк и лен [7, с. 48]. Из цветов у обоих полов, как правило, использовали красный, синий и зеленый. Иногда встречается одежда белого цвета. Головной убор всегда был цветным.

Из украшений были распространены обшитые золотом головные уборы, ободки, сделанные из золота, браслеты, серьги, ажурное колье и кресты, которые одевались на шею поверх одежды. Например, встречаются золотые украшения в виде двукрылого насекомого, инкрустированные драгоценными камнями.

Монашество и духовенство внешне практически не отличалось от мирян, если не находились при исполнении своих обязанностей у алтаря. Однако всё же мы можем говорить о склонности данного сословия к роскоши и пышности, о котором свидетельствует указ, опубликованный в 785 году. Он запрещал священникам носить драгоценную или окрашенную привезенными из Индии красителями одежду. Против драгоценных одеяний выступает миссионер Бонифаций: в своем письме к архиепископу Кентерберийскому он называет их использование духовными лицами предвестником скорого пришествия Антихриста [8, с. 38].

Последующее Датское вторжение не привело к каким-либо существенным изменения в повседневной одежде англосаксов. Связано это было, прежде всего, с тем, что одеяния датчан были идентичны с саксонскими в том числе, был схож и орнамент, и отличались они, как правило, лишь цветом. Из источников нам известно, что доминирующим цветом был черный, что было связано с цветами парусов, под которыми они ходили, а также вороном, который был их эмблемой. Однако стоит отметить, что никаких суеверий относительного данного цвета не было, так как завоеватели довольно-таки быстро начали носить одежду того же цвета, что и местное население.

С началом правления Эдуарда Исповедника начинается новый период в истории развития повседневной одежды на территории Англии, который ознаменовался приходом Норманнской моды в Британию и ее окончательным закреплением во время Норманнского завоевания и прихода к власти Вильгельма Завоевателя [2, с. 588].

Повседневная одежда норманнов состояла, как и у англосаксов из короткой туники, плаща, коротких штанов с длинными гетрами или гольфами, которые закрывали пальцы и стопу. Последние норманны называли «chausses» [8, с. 55]. Обувь

была та же, что и в предшествующий период, однако к концу правления норманнов появляется короткая обувь, а также плоский и круглый головной убор, напоминающий шотландскую шляпу.

Одеяние монарха состояло из туники, доходившей до ступней и богато украшенной накидки, соответствующей монарху. По дошедшим до нас печатям можем предположить, что корона у норманнов была похожа на венец Эдуарда Исповедника.

Англо-норманнские женщины одевались практически так же, как и в англосаксонский период. Наряд состоял из длинной туники, поверх которой надевали платье, похожее на саксонскую гунну (норманны называли их «robe»), а также покрова или платка «couverchef» [8, c. 62]. Главным нововведением в женской моде была шнуровка, которая прижимала материал и подчеркивала фигуру. Еще одной особенностью женской одежды той эпохи стали рукава: зауженные до запястья, ниже резко расширялись и ниспадали до земли [4, с. 28]. Подол платья был широкий, окантован золотой вышивкой. Волосы в этот время заплетались в две или более косы.

Рассматривая одежду священнослужителей в этот период, нужно сказать, что казула не претерпела изменений, в то время как далматика становится изогнутой по бокам. Пасторский посох выглядел просто, напоминал римский литус, вероятно бывший прототипом.

Дальнейшие изменения в одежде, связанные с укреплением на территории Англии французской моды, происходят во время правления наследников Вильгельма Завоевателя: Вильгельма II и Генриха I.

Одежда простого населения в этот период состояла из короткой туники, гольф, которые закрывали пальцы и стопу (chausses), а также короткой обуви. В плохую погоду или во время путешествий люди накидывали плащ или мантию, к которой прикреплялся головной убор, называемый норманнами «capa».

С началом распространения и укрепления французской моды происходят заметные изменения во внешнем виде знати. Одним из таких стало удлинение короткой туники вместе с рукавами, чтобы они полностью покрывали руки.

На торжественные мероприятия и праздники носили длинную тунику, под которую надевалась interula или льняное одеяние, а подол волочился по полу.

Несмотря на наличие длинных рукавов, перчатки тоже использовались, но только знатью. Ещё носили мантии, сшитые из дорогих тканей и украшенные мехом. В это время среди дворян становится популярной обувь, которая называлась pigacice и имела длинные сужающиеся носки [6, с. 105]. Их закручивали, так что их вид напоминал скорпиона или бараний рог.

Единственным изменением в женской одежде с 1088 по 1154 год стало значительное увеличение длины различных элементов женского наряда, что, согласно источникам, причиняло неудобство. Так, к примеру, за время правления Руфуса и Генриха I длина рукавов, покрова или платка увеличилась настолько, что их пришлось завязывать в узлы, чтобы не наступать на них.

Следующий этап развития английской средневековой одежды приходится на время правления первых королей династии Плантагенетов (1154 - 1216) - Генриха II, Ричарда I Львиное сердце и Иоанна Безземельного. В это период появляется новый источник — это монументальные изображения умерших людей, с помощью которого мы можем воссоздать внешний вид людей данной эпохи.

Наиболее ранним таким памятником является изображение Генриха II, расположенное в аббатстве Фонтевро в Нормандии. Согласно ему, монарх был облачен в далматику или длинную тунику малинового цвета, усеянной изображением звезд или цветов из золота, сверху накинута мантия насыщенного бордового-коричневого цвета ("a deep reddish chocolate"), которая закреплялась фибулой на правом плече [8, c. 81]. Обувь у него была зеленого цвета с позолоченными шпорами, скрепленной красной кожей. Также необходимо отметить, что перчатки монарха

имели украшение на тыльной стороне ладони, что, в свою очередь, означало принадлежность к королевскому роду или к высшему духовному сословию.

Согласно более поздним изображениям первых представителей династии Плантагенетов, внешний вид монарха не претерпевает значительных изменений во время правления наследников Генриха II. Так, к примеру, одеяние Ричарда I практически полностью повторяло одеяние его отца и отличалось лишь длиной туники и тем, что мантия застегивалась не на плече, а на груди.

Внешний вид знати не претерпевает сильных изменений в этот период. Представители высшего сословия продолжает все также носить гольфы или chausses, но вновь встречаются саксонское слово hose или латинское caligae при описании английского гардероба. Одним из немногих нововведений стали сандалии из пурпурной ткани и soiulares или subtalares (обувь или подошва, которая надевалась вместе с ними). Под сандалиями, вероятно, подразумевается крепление обуви длинными пересекающимися полосами. Перчатки использовались как короткие, так и длинные, доходившие до локтя и украшенные сверху вышивкой, а снизу драгоценными камнями. Продолжали носить головной убор фригийской формы или капюшон плаща.

Женская одежда времен первых Плантагенетов сохраняет общие черты предшествующего периода. Платье в это время теряет свои экстравагантные манжеты, а рукава плотно прилегают к телу и заканчиваются у запястья. Так же стали носить богато украшенные пояса, которые неплотно обхватывали талию. Еще одним новшеством этого периода стало появление небольшой сумки под названием aulmoniere, который согласно изображению Беренгарии, жены Ричарда I, носился слева и напоминал по виду современный ридикюль [8, с. 89].

Официальные одеяния и мантии этого времени отличаются более совершенной и великолепной вышивкой. В зимнее время года женщины поверх мантии надевали Pelisses (pelices, pelissons) - вариант шубы, отороченной мехом [4, с. 19]. Доминирующим цветом в женской одежде становится зеленый. Так, согласно одному из королевских распоряжений, было поручено сшить два наряда для королевы, из которых один должен быть зеленого цвета, другой - черного.

Во время правления Иоанна Безземельного, впервые упоминается элемент женского наряда под названием wimple. Он оборачивался вокруг головы и подбородка и крепился на лбу ободком из золота и драгоценных камней у тех, кто мог себе это позволить. Простолюдины использовали обычный шелк.

Из обуви, помимо той, что носили в предшествующий период, получают распространение, украшенные вышивкой сапоги, но из-за длины платья, на изображениях мы можем увидеть лишь носки обуви.

Дальнейшие изменения английской одежды связаны с продолжительным правлением короля Генриха III, которое охватывает большую часть XIII века и характеризуется не только изменением форм нарядов этой эпохи, но и приобретением ими гораздо большей пышности и роскоши.

Королевское облачение в это время состояло из длинной и плотной туники, украшенной по краям орнаментом, мантии, крепившейся фибулой на правом плече, великолепно сделанной обуви, на которой присутствовали изображения львов или леопардов, а также короны из золота, которую называли chaplet или garland. Все элементы наряда могли быть различных цветов и обязательно содержали золото. Однако обязательным было наличие в королевском гардеробе облачения из дорого ярко-пурпурного шелка (samite), на котором сзади и спереди были изображены три леопарда. Позже этот наряд назовут quintis или cointise [8, с. 93].

Стоит отметить, что с началом правления в Англии Генриха III появляется новый материал — так называемая "ткань Балдекинов" (cloth of Baldekins). Она представляет собой очень дорогой шелк, сотканный из золота.

Помимо упомянутых выше тканей появляются и новые материалы, более роскошные. Одним из таких стал бархат, упоминающийся под латинским наименованием villosa или французским villuse (velours). Ещё один дорогой материал производился в Кикладах и получил название cyclas или ciclaton [8, с. 95]. Название ткани впоследствии перешло и на одежду, такую как далматика и «супер-туника», которую носили оба пола.

Мужской костюм периода Генриха III состоял из туники, cyclas или cointise, так же носили chausses или гольфы. В связи с тем, что туника становится более открытой, входят в обиход drawers (кальсоны). Мантии и плащи носятся лишь в официальных мероприятиях или во время путешествий. Обувь в это время вновь становится с длинным носком; появляется вышитый узор в виде шашек.

Женский костюм по-прежнему состоял из платья с длинными и легкими рукавами, поверх которого иногда носилась супер-туника или cyclas, а в случае торжественных или государственных мероприятиях мантия. Из головных уборов в это время носили вуаль (veil) и wimple которые обычно вышивались из дорогого шелка или ткани с золотыми нитями. Также поверх этих головных уборов могли помещать диадемы, венцы, венки или круглые шляпы. Так, к примеру, согласно описанию, Matthew Paris Изабелла Английская, сестра Генриха III была вынуждена снять шляпу вместе с вуалью, чтобы народ смог увидеть ее лицо

Последний этап развития английской средневековой одежды приходится на XIV -XV вв. и связан с возникновением и распространением на территории Европы нового готического стиля, который приводит к существенным изменениям не только в архитектуре этой эпохи, но, а также привносит серьезные изменения во внешнем виде людей этого времени, зарождая тем самым новую моду.

Одним из главных особенностей (новшеств) нового стиля стало постепенное укорачивание одежды, которая, в связи с этим остро нуждалась в разрезах со шнуровкой или пуговицах. Помимо этого, появляются также новые элементы одежды, как в мужском, так и женском костюме. Одним из таких является жюп, который представлял собой жилет подол которого обшивали металлическим подвесками и под которым носили как правило блио - «короткую отрезную по талии одежду с разрезами на боках, стянутую шнуровкой на спине» [9, с. 78]. Поверх них мужчины носили верхнее платье, которое могло быть представлено либо усе, либо упландом. Первое представляло собой широкую и длинную до земли накидку, имевшую разрезы на боках от пояса или груди до подола. В то время как упланд представлял собой широкое платье-кофтан отличительной особенностью которого были непомерно широкие рукава, которые могли порой опускаться до подола. Начиная же со второй половины XIV века, упланд приобрел характер парадной одежды.

Также стоить отметить, что в этот период chausses стали цельными и придерживались продернутым на талии поясом. С 1328 года поверх них стали носить чулки, доходившие до колен, и напоминавшие по виду полусапожек, а позже -настоящие полусапожки и полуботинки.

Из обуви в это время получает распространение, так называемые, кракоуз, получившие свое название от польского города Кракова. Она имела удлиненно -заостренную форму, при чем величина носка могла равняться длине ступни из-за чего их приходилось подвязывать цепочками к ногам под коленями.

Женский костюм XIV - XV века состоял из нижнего платья котт, длинной сорочки шемиз, которая туго утягивалась вместе с рукавами, а также верхнего платья мипарти, «которое имело узкие полурукава, от которых до земли тянулись длинные полоски ткани, а иногда и разрезы на юбке, сквозь которые виднелось нижнее платье» [9, с. 78-79].

На рубеже XIV - XV веков чепцы как основной головной убор принимают самые разнообразные и порой причудливые формы от сердец и рогов до крыльев бабочек.

Также появляются новые виды головных уборов такие как крузеллер, главной особенностью которого были «ряды мелких оборок, которые изящно обрамляли лицо и спускались на плечи» [9, с. 80], а также капор с плиссированным наплечником барбет. Стоит также отметить, что наиболее популярным украшением становится вуаль, сотканная из тонкого льняного полотка

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что английская одежда, возникнув в VII веке на территории Британии в связи с нашествием германских дружин и образованием англо-саксонских королевств прошла долгий путь развития, сохраняя при этом свои характерные черты, в частности, в отношении женской одежды. В процессе своей эволюции она испытала сильное влияние французской моды, проникновение которой на территорию острова началось с правления Эдуарда Исповедника, а окончательно закрепилась в результате Норманнского завоевания и прихода к власти новой династии, просуществовавшей с 1066 по 1154. За время ее правления постепенно происходит процесс исчезновения черт традиционного германского костюма, принесенного на территорию Англии англосаксонскими дружинами. Еще одним немаловажным изменением в этот период стало увеличение длины различных элементов женской одежды, в частности, рукавов продолжавшееся и во время правления первых представителей династии Плантагенетов, сменившей норманнскую в результате смерти короля Стефана в 1154. В это время происходит изменение форм нарядов, а также приобретение ими гораздо большей пышности и дороговизны в силу распространения новых материалов. Дальнейшее развитие английской одежды в XIII - XV веках было связано с усовершенствование мастерства и знания кроя, а также внедрением в ремесло такого элемента как пуговицы, что способствовала во многом смене длинных ниспадающих одеяний на более короткие и облегающие силуэты. Однако, в результате войн Красной и Белой розы к власти приходит династия Тюдоров, ознаменовав начало эпохи Возрождения в Англии и распространение на территории государства испанской моды, чопорной и склонной к темным цветам.

Список литературы /References

1. Брайант А. Эпоха рыцарства в истории Англии Пер. с англ. Т.В. Ковалёва, М.Г. Муравьёва. СПб.: Евразия, 2001. 578 с.

2. Вейс Герман. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь: Иллюстрированная энциклопедия в 3-х томах. «Темные века» и Средневековье (IV

— XIV вв.). Т. 2. М.: Изд-во ЭКСМО- Пресс, 2000. 600 с.

3. Нанн Дж. История костюма. 1200-2000 / Дж. Нанн. Пер. с англ. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2003. 343 с.

4. Фрэнсис Келли, Швабе Рэндольф. История костюма и доспехов. От крестоносцев до придворных щеголей / Пер. с англ. Т.Е. Любовской. М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. 216 с.

5. Мортон А.Л. История Англии. М.: Издательство иностранной литературы, 1950 г.

- 465 с.

6. Пастуро М. Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола. М.: Молодая Гвардия. Палимпсест, 2009. 262 с.

7. Плаксина Э.Б. История костюма. Стили и направления. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр Академия, 2004. 224 с.

8. Планше Дж.Р. История английского костюма Лондон, издательство М.А. Наттали, 1834. 400 с.

9. Чалтыкьян Д.А. История костюма. М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2011. 183 с.

10. Штокмар В.В. История Англии в Средние века. СПб. Алетейя, 2005. 203 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.