Научная статья на тему 'ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ'

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛОЕ / РАЗВИТИЕ / ЭТАПЫ / ENTREPRENEURSHIP / SMALL / DEVELOPMENT / STAGES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Писаренко Н.А., Козлова Ю.В.

В представленной статье рассматривает возникновение малого предпринимательства в России и этапы его развития. Также, анализируется численность малых предприятий, расположенных на территории Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EMERGENCE AND DEVELOPMENT OF SMALL ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA

The article considers the emergence of small business in Russia and the stages of its development. Also, the number of the small enterprises located in the territory of the Russian Federation is analyzed.

Текст научной работы на тему «ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ»

УДК 332.14

Писаренко Н.А. студент

Козлова Ю.В. старший преподаватель Кузбасский государственный технический университет

имени Т. Ф. Горбачев ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Аннотация: в представленной статье рассматривает возникновение малого предпринимательства в России и этапы его развития. Также, анализируется численность малых предприятий, расположенных на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: предпринимательство, малое, развитие, этапы.

Pisarenko N.A.

Student Kozlova U. V.

Seniorlecturer

Kuzbass state technical University named after T. F. Gorbachev THE EMERGENCE AND DEVELOPMENT OF SMALL ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA

Abstract: the article considers the emergence of small business in Russia and the stages of its development. Also, the number of the small enterprises located in the territory of the Russian Federation is analyzed.

Keywords: entrepreneurship, small, development, stages.

1. Эволюция и особенности малого предпринимательства в России.

Развитие малое предпринимательство в России получило совсем недавно. Своё начало оно берёт с 1990 года, когда начали образовываться первые общества с ограниченной ответственностью, являющиеся, по своей сути, приемниками ранее образованных кооперативных обществ. Малый бизнес - это бизнес, базирующийся на предпринимательской деятельности небольших фирм и предприятий, не являющихся частью более крупных промышленных объединений и корпораций. [1]

Субъектами малого предпринимательства являются коммерчески ориентированные организации с образованием юридического лица. Юридическим лицом может выступать небольшая зарегистрированная как юридическое лицо компания, физическое лицо, занимающееся коммерческой деятельностью и внесённое в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, а также фермерские и крестьянские хозяйства.

Сильный толчок развитие малого предпринимательства получило в 1990 году, когда происходил процесс приватизации государственных

предприятий. Также, этому достаточно сильно поспособствовало перераспределение государственного имущества.

В 1995 году был принят федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Он способствовал урегулированию основных общих вопросов о развитии малого предпринимательства в Российской Федерации. Помимо этого, были сформулированы организационно-правовые нормы, вопросы налогообложения, критерии, определяющие малое предпринимательство, а также условия и требования, при которых малые предприятия могут получить государственную поддержку.[8]

Успешность развития любой формы предпринимательства обусловлена двумя условиями - экономической ситуацией, которая сложилась в стране и способностью самого предприятия грамотно использовать свои права для достижения поставленных хозяйственных целей и дальнейшего получения прибыли. Эти условия напрямую влияют на развитие малого бизнеса, так как он очень чувствителен к сложившейся вокруг него экономической, политической и правовой среде.[3]

Несмотря на то, что предпринимательство в России существует достаточно непродолжительный промежуток времени, оно всё же успело пройти все стадии эволюционного развития. В результате этого сформировались капиталы, которые способствуют увеличению инвестиционных вложений во все отрасли народного хозяйства. [4]

На сегодняшний день развитие малого предпринимательства является частью программы по борьбе с монополизацией всех экономических структур страны. Эта программа включает в себя: разукрупнение масштабных монопольных производств посредством перевода их производственных блоков в отдельные самостоятельные субъекты экономики, а также, создания дочерних организаций.

Помимо этого, государство оказывает поддержку малым предприятиям посредством участия в разработке сети российских банков, которые на протяжении уже многих лет занимаются кредитованием на льготных условиях малого и среднего бизнеса. К таким банкам можно отнести -«Сбербанк», Банк «Уралсиб», «Россельхозбанк» и т.д. [5]

Несмотря на то, что государство стремится создать благоприятные условия для формирования и развития малого предпринимательства, нельзя ни сказать о том, что в России по-прежнему существует ряд проблем, негативно сказывающихся на развитии предпринимательства. Так, группой мировых экспертов был выделен ряд причин, которые, по их мнению, тормозят развитие малого предпринимательства в России. Их можно разделить на внешние и внутренние. К внешним следует отнести сложную экономическую и финансовую обстановку в стране, существующие пробелы в правовой структуре и слабую правовую защищенность предпринимателей, наблюдающийся спад производства, разрыв хозяйственных связей. К внутренним причинам относятся низкий уровень экономических и правовых

знаний самих предпринимателей, неудовлетворительная деловая этика, как в бизнесе, так и в государственном секторе и т.д. Однако, несмотря на существования огромного количества нерешенных проблем, не стоит забывать, что малое предпринимательство не знает себе равных по способности оживить экономику и вывести ее из кризиса.

2. Этапы развития малого предпринимательства в России В истории развития малого предпринимательства в Российской Федерации можно выделить ряд этапов:

Первый этап (1985-1987 года) - характеризуется появлением центров научно-технического творчества и временных творческих коллективов при общественных организациях, распространением бригадных подрядов, а также малой численностью участников в предпринимательской деятельности и его экспериментальный характер, зарождение и формирование социально-психологических основ предпринимательской деятельности на основании частной собственности. Этот этап служит экспериментальной площадкой для формирования первых малых предприятий в стране, его нельзя рассматривать как период полноценного становления малого предпринимательства в России.

Второй этап (1987-1988 года) - наблюдается расширение сферы деятельности, количество заинтересованных и принимающих участие в предпринимательской деятельности людей растет, предпринимательство приобретает характер массового движения.

Третий этап (1989-1990 года) - характеризуется принятием первых законодательных актов направленных на определение сущности и активизацию деятельности малых предприятий. На данном этапе значительно расширились сферы деловой активности предпринимателей, началась подготовка к, так называемой, малой приватизации. Малое предпринимательство было окончательно узаконено, что привело к появлению большого количества новых малых предприятий и зарождению конкуренции между ними.

Четвертый этап (1991-1992 года) - для него характерна коммерциализация и зарождение среднего и крупного бизнеса. Произошли изменения в отношения государства к развитию предпринимательства. Были приняты новые законы, расширяющие сферу деятельности предприятий, дающие им новые возможности для масштабного развития. На этом этапе наблюдается становление рыночной инфраструктуры, начало слияния и масштабирование некоторых предприятий, появление олигархии.

Пятый этап (1993-1994 года) - обусловлен широкомасштабной приватизацией и развитием всевозможных видов предпринимательской деятельности. Также на данном этапе наблюдается увеличение числа собственников, интенсивное участие малого бизнеса в торговле, общественном питание, сфере услуг и легкой промышленности. Были заложены основы появления рыночных отношений.

Шестой этап (1995-август 1998 года) - на этом этапе наблюдается

переход осуществления деятельности малого предпринимательства в соответствии с жестко регламентированными требованиями государства в условия стабилизации экономического роста и макроэкономической либерализации.

Седьмой этап (август 1998-2001 года) - посткризисный период, обусловлен изменением приоритетов, структуры в отраслях, а также механизмов развития малого предпринимательства. Государство начинает ощущать зависимость от внешних сырьевых рынков. Малое предпринимательство начинает восстанавливаться высокими темпами после финансового кризиса и становится главным гарантом социальной стабильности. Наблюдается повышение заинтересованности государства в поддержке малого бизнеса. [7]

Э.Численность малых предприятий по Российской Федерации

Важность малого предпринимательства признана во всем мире. В большинстве развитых стран доля малого бизнеса в общей структуре достаточно велика. Малое предпринимательство создает множество рабочих мест, тем самым обеспечивая значимую часть населения доходами. Таким образом, сложно переоценить роль малого предпринимательства в социально-экономическом положении страны в целом и отдельно по её регионам.

Проведенные исследования доказывают существующую взаимосвязь между величиной сектора малого бизнеса и благосостоянием населения с вытекающим из этого экономическим ростом в стране. Помимо этого, увеличение числа малых фирм в экономике страны порождает более жесткую конкуренцию, вытесняя тем самым с рынка менее жизнеспособные, низко производительные предприятия. В противовес этому, компании, которые умеют вовремя адаптироваться к изменяющейся среде, растут, что приводит к росту производительности труда в экономике в целом, и как следствие, повышение уровня доходов обычных граждан. Также, конкуренция приводит к улучшению качества товаров и расширению их ассортимента на рынке. Помимо этого, ещё одной сильной стороной малого предпринимательства можно назвать способность к созданию инноваций, которая движет человечество вперед.

Исследование, проводимое в США (An Analys is of Small Business Patents by Industry and Firm Size) показывает, какую долю малое и среднее предпринимательство составляет в ВВП различных стран. Приведенные ниже результаты сопоставлений демонстрируют, с одной стороны, существенную роль, отводимую малому и среднему бизнесу в экономиках других стран. И, с другой стороны, низкий уровень и большой потенциал развития малого и среднего бизнеса в России.

На сегодняшний день в России наибольшую долю в ВВП страны составляет крупный бизнес, в то время как малый и средний бизнес составляет лишь 21% от ВВП. [6]

120.00% 100.00% 80.00%% 60.00°% 40.00%% 20.00% 0.00%

■ Столбец1

■ Малый и средний бизнес

■ Крупный бизнес

Рис. 1.Доля малых и средний предприятий в ВВП стран

На рисунке 1 видно, что Россия сильно отстает по доли малого предпринимательства в ВВП от других государств. В России преобладают крупные фирмы, занимающие большую часть рынка и вытесняющие более мелких конкурентов.

Анализ динамики изменения количества зарегистрированных малых предприятий показан в таблице 1

Таблица 1 - Динамика развития малого предпринимательства в Российской Федерации______

Параметры 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год

Число малых предприятий регистрируемых по годам, тыс. 1137,4 282,7 227,8 219,7 229,2

Абсолютные отклонения, тыс. Цепные - -854,7 -54,9 -8,1 9,5

Базисные - -854,7 -909,6 -917,7 -908,2

Темпы прироста % Цепные 24, 85 80,58 96,44 104,32

Базисные - 24,85 20,03 19,32 20,15

Оборот малых предприятий, млд.руб. 15468,9 10093,5 8805,9 10247 13252

Абсолютное отклонение, млд. руб. Цепные - -5375,4 -1287,6 1441,1 3005

Базисные - -5375,4 -6663 -5221,9 -2216,9

Темпы прироста % Цепные - 65 ,25 87,24 116,37 129,33

Базисные - 65,25 56,93 66,24 85,67

Из данных таблицы 1 видно, что в период с 2012 по 2013 год произошел резкий спад численности зарегистрируемых малых предприятий на территории России. Численность предприятий сократилась более чем в 4 раза (на 75,15%) или на 854,7 тыс. Снижение общего количества

зарегистрированных организаций наблюдалось вплоть до 2015 года, в 2016 году виден незначительный рост на 4,32% или 9,5 тыс. по сравнению с предыдущим годом.

Общий денежный оборот малых предприятий в 2013 году по сравнению с 2012 годом снизился на 34,75% или 5375,4 млрд. руб. Начиная с 2015 года наблюдается рост общего денежного оборота предприятий. Так, в 2015 году по сравнению с 2014 оборот увеличился на 16,37% или 1441,1 млрд. руб., а в 2016 по сравнению с 2015 на 29,33% или 3005 млрд. руб.

Таким образом, можно сделать вывод, что начиная с 2012 года малое предпринимательство в России переживало серьёзный спад, что негативно отразилось на ВВП страны, а начиная с 2015 года ситуация начала постепенно стабилизироваться.

Малые предприятия на территории Российской Федерации рассредоточены крайне неравномерно, это связано с климатическими условиями, выгодой от географического положения, густонаселённостью некоторых районов страны и ряда других факторов. [2]

Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого предпринимательства по состоянию на 10 мая 2018 годапредставлены в таблице 2. [9]

Таблица 2 - Количество малых предприятий в субъектах Российской Федерации_

Субъек ты Россий ской Федера ции Всег о, штук Из них Удельный вес из общего количества, %

Юридических лиц Индивидуальных предпринимателе й Юридическ их лиц Индивидуал ьных предприним ателей

Все го, шт ук из них Все го, шт ук из них Микр о пред прият ий Мал ых пред прият ий Микр о пред прият ий Мал ых пред прият ий

Микр о пред прият ий Мал ых пред прият ий Микр о пред прият ий Мал ых пред прият ий

Россий ская Федера ция 6170 963 291 737 1 2661 202 2364 95 325 359 2 3225 786 2746 0 91,22 8,11 99,15 0,84

Центра льный ФО 1928 175 105 324 3 9588 64 8641 1 874 932 8686 26 6219 91,04 8,20 99,28 0,71

Северо-Западн ый ФО 7169 73 398 966 3657 28 3092 5 318 007 3155 71 2406 91,67 7,75 99,23 0,76

Южны й ФО 7174 02 217 921 1984 85 1793 0 499 481 4959 62 3487 91,08 8,23 99,30 0,70

Северо-Кавказс кий ФО 2031 63 506 14 4574 3 4439 152 549 1517 24 815 90,38 8,77 99,46 0,53

Привол жский ФО 1099 717 497 647 4509 17 4331 4 602 070 5956 39 6349 90,61 8,70 98,93 1,05

Уральс кий ФО 2508 43 250 843 2301 03 1922 8 277 948 2751 99 2715 91,73 7,67 99,01 0,98

Сибирс кий ФО 7114 69 333 478 3062 97 2527 7 377 991 3741 53 3787 91,85 7,58 98,98 1,00

Дальне восточн ый ФО 2652 73 114 659 1050 65 8971 150 614 1489 12 1682 91,63 7,82 98,87 1,12

Удельный вес из общего

Из них количества, %

Индивидуальны Индивидуал

х ьных

Юридических предпринимател Юридическ предприним

лиц ей их лиц ателеи

из них из них

Субъек Ми Ми

ты кро Мал кро Мал Микр Мал Микр Мал

Россий Все пре ых Все пре ых о ых о ых

ской Всег го, дпр пред го, дпр пред пред пред пред пред

Федера о, шту ият прия шту ият прия прия прия прия прия

ции штук к ий тий к ий тий тий тий тий тий

Удельн

ый вес

по

округа м, %

Центра льный 36,0 26,8 26,9

ФО 31,25 36,1 3 36,54 9 3 22,65 - - - -

Северо-Западн 13,6 13,7

ый ФО 11,62 8 4 13,08 9,77 9,78 8,76 - - - -

Южны 15,3 15,3

й ФО 11,63 7,47 7,46 7,58 5 7 12,7 - - - -

Северо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кавказс

кий ФО 3,29 1,73 1,72 1,88 4,69 4,7 2,97 - - - -

Привол

жский 17,0 16,9 18,4

ФО 17,82 6 4 18,31 18,5 6 23,12 - - - -

Уральс кий ФО 4,06 8,6 8,65 8,13 8,54 8,53 9,89

Сибирс 11,4 11,5 11,6

кий ФО 11,53 3 1 10,69 2 11,6 13,79 - - - -

Дальне

восточ

ный

ФО 4,3 3,93 3,95 3,79 4,63 4,62 6,13 - - - -

Из данных таблицы 2 видно, что наибольшая доля предприятий приходится на Центральный Федеральный Округ, где находится 1928175 зарегистрированных юридических лиц, что составляет 36,1% от общего числа малых предприятий на территории Российской Федерации, а также Приволжский Федеральный округ, где зарегистрировано 1099717 малых предприятий или 17,06% об общей численности. Наименьшее количество предприятий зарегистировано в Северо-Кавказском Федеральном округе, там доля зарегистрированных малых предприятий составляет 3,29% или 203163 предприятия. Подавляющее большинство зарегистрированных предприятий во всех субъектах Российской Федерации имеют статус микропредприятий, в среднем их доля в общей численности составляет 91%.

Это говорит о том, что в Российской Федерации в основном преобладают малые товарищества и индивидуальные предприятия.

Таким образом, на основе выше описанного можно сделать вывод, что малое предпринимательство является одним из главных субъектов экономической системы государства и выполняет наиважнейшие функции для развития экономики в целом. В то же время нельзя ни обратить внимание на то, что на современном этапе развития малого предпринимательства в России наблюдается существенное отставание от других геополитических субъектов, где доля малого предпринимательства существенно выше. Перестройка малого бизнеса в инновационную направленность позволит подготовить базис для развития больших технических предприятий, которые поспособствуют подъему и развитию всей национальной экономики, потому необходимо совершенствование законодательной базы относящейся к малому предпринимательству, создать благоприятную базу для формирования и становления новых предприятий, а также усилить государственную поддержку малого бизнеса в Российской Федерации.

Использованные источники:

1. Большие возможности малого бизнеса. (http://www.elitarium.ru/2008/03/19/vozmozhnosti_malogo_biznesa.html).

2. Колесникова Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием / Колесникова Л.А. - Москва: «Новый Логос». - 2000 г. - С. 190.

3. Кошелева Т.Н. Стратегии развития малого инновационного предпринимательства. - СПб: ГУАП, 2009.

4. Малый бизнес: значение для государства - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL:http://www.kreditbusmess.ra/role.html

5. Малый бизнес в России сегодня - [Электронный ресурс]. - Режим

доступа: URL:http://www.kreditbusmess.ru/russianbusmess3.html

6. Проблемы и преимущества малого бизнеса в России - [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:http://www.kreditbusiness.ru/russianbusiness.html.

7. Управление малым бизнесом [Электронный ресурс]. - Режим доступа:URL:http://fmHb.Ыz/Ыznes-malyiy/upravlenie-malyim-biznesom-rukovodstvo-dlya.html.

8. Федеральный закон от 14 июня 1995г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

9. Федеральная служба государственной статистики. Малое и среднее предпринимательство в России - 2013г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_47/Main.htm

УДК 353.9

Плахонин О.Д. студент магистратуры ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет»

научный руководитель: Родионова Д.Н.

доцент

кафедра экономической теории, государственного и

муниципального управления Россия, г. Улан-Удэ ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ

Аннотация: статья посвящена миграционным процессам в сфере трудовых ресурсов в современной России, затрагивающие важные аспекты социально-экономического развития. Материал изложен в ракурсе постсоциалистической трансформации, также кризисных тенденций и усложнением геополитического положения.

Ключевые слова: миграция, трудовая миграция, иностранная рабочая

сила

Plakhonin O.D., master student of the "Buryat State University» Russia, Ulan-Ude Supervisor: Rodionova D.N. associate Professor of economic theory state and municipal administration FEATURES OF LABOR MIGRATION IN RUSSIA Abstract: the article is devoted to migration processes in the field of labor resources in modern Russia, affecting important aspects of socio-economic development. The material is presented in the perspective of post-socialist transformation, crisis trends and complication of the geopolitical situation. Keywords: migration, labor migration, foreign labor force

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.