Научная статья на тему 'Возникновение и деятельность непартийных общественных организаций в Вятско-Камском регионе в начале XX века'

Возникновение и деятельность непартийных общественных организаций в Вятско-Камском регионе в начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
324
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Балыбердин Юрий Александрович

В статье делается попытка развенчать миф о скудности общественно-политической жизни в дореволюционный период, а также показать роль революционных партийных организаций в формировании и деятельности легальных обществ и союзов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возникновение и деятельность непартийных общественных организаций в Вятско-Камском регионе в начале XX века»

ИСТОРИЯ

Ю. А. Балыбердин

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕПАРТИЙНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ВЯТСКО-КАМСКОМ РЕГИОНЕ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

В статье делается попытка развенчать миф о скудности общественно-политической жизни в дореволюционный период, а также показать роль революционных партийных организаций в формировании и деятельности легальных обществ и союзов.

В конце XIX - начале XX в., особенно в период первой российской революции, в России создались благоприятные условия для возникновения различных союзов и обществ. Подавляющее большинство этих объединений не представляли никакой угрозы существующему строю. Они занимались профессиональными вопросами, школами, больницами, благотворительностью, организацией досуга и культурного отдыха. Однако некоторые из них стали заниматься общественно-политической работой, и правительство формирует правовую базу для их деятельности. Уже 26 апреля 1905 г. был издан циркуляр Министерства внутренних дел за № 18, которым разрешалось губернаторам и градоначальникам открывать общества только при условии, «чтобы 1. учредителями обществ не являлись исключительно лица иудейского исповедания и 2. чтобы наряду с общественными целями общества эти не преследовали одновременно и цели прибыли» [1].

Весной и летом 1905 г. в связи с возрастанием политической активности населения количество общественных организаций значительно увеличивается. В это время в недрах Министерства финансов началась разработка законопроекта о профессиональных союзах. Первый вариант проекта закона о профсоюзах подготовил чиновник Ф. В. Фомин, используя английский и бельгийский образцы, а также устав первых петербургских профсоюзов столяров и портных. По проекту Фомина, профсоюзы получали большие права, включая независимость от администрации, явоч-

БАЛЫБЕРДИН Юрий Александрович - кандидат исторических наук, доцент, декан исторического факультета ВятГГУ

© Балыбердин Ю. А., 2005

ный порядок образования и судебный порядок их закрытия, право стачечной борьбы и др. [2]

В октябре 1905 г. после издания Манифеста, провозгласившего свободу союзов, вновь образованное Министерство торговли и промышленности пересматривает законопроект Фомина, внеся в него многочисленные поправки, после чего 10 января 1906 г. он был одобрен Советом министров и передан в Государственный совет под названием «Временные правила об обществах». Однако эти «Временные правила», по мнению МВД, имели целый ряд недостатков и требовали доработки.

Существенные недостатки чиновники МВД усмотрели в том, что в «Правилах» не были сформулированы цели обществ, не прописаны вопросы о членстве и руководстве, многие положения допускали двоякое толкование. Но самое главное, что вызвало критику со стороны МВД, сводилось к тому, что общества получали слишком большую самостоятельность и выходили из-под контроля властей. 4 марта 1906 г., претерпев существенные изменения, проект стал Законом, но многие профсоюзные организации его не придерживались.

В дальнейшем в Закон внесут несколько поправок. Например, в нем будет четко определено, что «профессиональные общества имеют целью выяснение, поддержание и согласование интересов, исключительно имеющих непосредственное отношение к профессии его членов» [3]. Дальше в нем говорилось, что деятельность профессионального общества не может распространяться далее одной губернии, в обществе не должно быть посторонних лиц, иностранцев, учащихся учебных заведений. Все проводимые мероприятия должны носить публичный характер. Новым в законе будет наделение губернаторов правом приостанавливать деятельность обществ, нарушивших Закон. В этом случае губернатор обязывается представлять документы соответствующим министрам, которые должны принимать окончательное решение [4]. Все эти ограничения направлены на снижение роли профсоюзов в общественной жизни и усиление власти на местах.

Рассмотрим деятельность наиболее крупных союзов и обществ, оказавших существенное влияние на общественно-политическую жизнь.

1. Профессиональные союзы

Профсоюзное движение в России зародилось в конце XIX в., но широкий размах получило только в период первой российской революции.

В это время в стране появились профсоюзы инженеров (5 декабря 1904 г.), народных учителей (12 марта 1905 г.), адвокатов (28-30 марта 1905 г.), журналистов, затем возникли союзы профессоров, фармацевтов, лесоводов, статистов, конторщиков, врачей и медицинского персонала, агрономов, писателей, а также союзы - крестьянский, земских и городских деятелей и много других. В мае 1905 г. в Москве прошли съезды представителей этих союзов, на которых присутствовало около 27 тысяч человек. В этот период они объединились в «Союз союзов» и определили общую цель - «совместная политическая борьба с государственным строем» [5]. Профсоюзное движение охватило прежде всего крупные города и торгово-промышленные центры, и оно, по мнению МВД, «искусственно насаждалось и поддерживалось революционными партиями» [6]. Серьезной антиправительственной силой становились и отраслевые профсоюзы, сыгравшие большую роль в революции 1905 г. Так, в октябре 1905 г. всероссийский Союз железнодорожников и мелких служащих, «объединивший в своем лице большинство неблагонадежного элемента из состава служащих названной категории», стал организатором общей забастовки на всех ж/д линиях империи [7].

Среди профсоюзов были легальные и нелегальные, и отношение властей к ним было разное. Высшие чиновники МВД прекрасно понимали, что для антиправительственных сил легальные союзы представляют собою то преимущество, что отдают в руки революционеров готовый материал для обработки, где можно действовать открыто и с удобством, имея канцелярии и библиотеки и получая возможность делать сборы. Подпольная деятельность этих преимуществ не дает, тем более, что в нелегальные союзы неохотно вступают членами беспартийные элементы [8].

С самого начала профессионального движения его возможности стали использовать революционные партии, особенно большевики. Отвергая меньшевистскую теорию нейтральности профсоюзов, они принимали самое активное участие в их строительстве и работе. Большевики вступали в члены профсоюзов, создавали там социал-демократические фракции и руководили их деятельностью. Они занимали там ключевые позиции в качестве членов правления, секретарей и, используя свое положение, распространяли там свою литературу и подстрекали рабочих и служащих к борьбе с правительством. Чиновник особых поручений при МВД Блажчук отмечал, что «в некоторых местностях путем террористических актов было достигнуто всеисчерпывающее движение масс в профессиональные общества; даже самые отсталые слои населения записывались в члены общества и вносили сборы.. , не со-

стоящие членами насильственно удалялись с работ... » [9].

Профсоюзное движение приобретало большой размах. Так, уже в 1906 г. в профсоюзных обществах состояло более 200 тысяч человек 79 профессий, обладающих 31 легальным профессиональным органом [10]. В ноябре 1907 г. по империи было зарегистрировано 1046 профессиональных обществ, из числа которых «за вредное направление» было закрыто 161, прекратило существование 85. Кроме того, по данным МВД, рядом с зарегистрированными обществами существовало 94 нелегальных [11].

Организация и деятельность профессиональных союзов в Вятско-Камском регионе относится к 1905 г. Толчком к их созданию послужили уже образовавшиеся к этому времени профсоюзные организации всероссийского масштаба. Местные организации профессиональных союзов оформлялись как отделы всероссийских и вели свою работу в соответствии с указаниями центральных органов. Об образовании профессиональных союзов в регионе и их роли в общественно-политической жизни в период первой российской революции имеются упоминания в коллективных трудах местных историков [12].

Однако в этих работах содержится много неточностей и упущений. На основании изученных архивов и с учетом данных, опубликованных в указанных работах, следует, что в период первой российской революции на территории региона было создано 18 профессиональных союзов, из них: рабочих - 14, служащих - 3, крестьянских (с многочисленными отделами) - 1, что отражено в прилагаемой таблице.

Из общего количества профсоюзов мы рассматриваем деятельность только тех, которые оказывали заметное влияние на общественно-политическую жизнь. Это профсоюз железнодорожников и учителей и деятелей народного образования.

Самым организованным и боевым профессиональным союзом был Союз железнодорожников. Он возник в октябре 1905 г. в период подготовки первой Всероссийской железнодорожной забастовки. Забастовка проходила под руководством созданных комитетов Союза. Союз в своей деятельности руководствовался Уставом, разработанным в Вятке на основе Устава Всероссийского союза железнодорожников, принятом на 2-м съезде железнодорожных делегатов в июле 1905 г. Главные положения Устава сводятся к требованию коренного улучшения материального и служебного положения железнодорожных рабочих и мелких служащих, которые возможны при условии выполнения следующих требований:

1. Увеличение заработной платы для служащих и рабочих до такой нормы, которая необходима для удовлетворения материальных и духовных нужд работника и его семьи.

2. Установление рабочего времени для всех без исключения железнодорожных работников не свыше 8 часов в сутки или не более 48 часов в неделю.

3. Образование бюро или комиссии из выборных от служащих и рабочих для совместного разрешения с администрацией дороги вопросов об увольнениях, перемещениях и приеме служащих и рабочих, а также для разрешения всех недоразумений, возникающих между служащими и администрацией дороги.

4. Участие рабочих и мелких служащих в организации распорядков на железной дороге.

В следующих пунктах Устава говорится об отмене сверхурочных работ, коренном преобразовании дела медицинской помощи, устройстве школ, библиотек, образовании клуба для собраний, свободном чествовании 1-го мая и т. д.

Ввиду того, что такой порядок, говорилось в Уставе, при нынешнем государственном строе России невозможен, то Союз выставляет требование созыва Учредительного собрания на основе всеобщего, прямого равного и тайного голосования, которое обеспечивало бы свободу слова, собраний, печати, союзов и стачек, необходимых для осуществления всех вышеизложенных требований.

Согласно Уставу, членами Союза могли быть все рабочие и низшие служащие дороги, независимо от партийной принадлежности при условии обязательного принятия ими всех требований Устава. Хотя Союз и заявлял о своей вне-партийности, но задачи, которые он выдвигал, свидетельствуют о его связи с социал-демократической партией. В числе руководителей Союза были в основном социал-демократы: в Вятке -И. И. Деришев, В. И. Калашников, И. А. Алпатов, В. С. Желваков, С. М. Леготкин; в Зуевке -сочувствующие социал-демократам З. Я. Свалов, А. И. Цигельберг; в Мурашах - К. С. Владимиров, В. А. Трейтер и др.

В начале своей деятельности члены Союза объединялись в небольшие кружки, но затем произошло их укрупнение во главе с районными бюро (комитетами). На Центральный комитет дороги возлагались обязанности организовать новые группы, объединять и согласовывать деятельность групповых организаций, устраивать собрания, митинги, объявлять забастовки, проводить съезды, вести отчетность и т. д. Одним из направлений деятельности Союза была агитационная работа. Она заключалась в привлечении в Союз новых членов, проведении собраний с разъяснением значения Союза, в распространении листовок и прокламаций, сообщавших о деятельности не только своего, но и других союзов. На средства, получаемые от членских взносов, Союз издавал гектографированные бюллетени с инфор-

Место создания Название профсоюза Время создания

I. Профсоюзы рабочих

Вятка 1. Железнодорожных рабочих 2. Типографских рабочих 3. Приказчиков 1905 г. 1905 г. 1905 г.

4. Печатников Дек. 1906 г.

Сарапул 1. Труда 2. Печатников 1905 г. 1907 г.

3. Кожевников Окт. 1905 г.

4. Сапожников и башмачников 1905 г.

5. Приказчиков 1905 г.

Воткинск 1. Рабочих по металлу 2. Вольнонаемных казенных Май 1906 г.

заводов 1905 г.

Ижевск 1. Рабочих по

обработке металлов Дек. 1905 г.

Белая Холуница 1. Металлистов Дек. 1905 г.

Елабуга 1. Ремесленников Июль 1906 г.

Вятка II. Профсоюзы служащих 1. Учителей и деятелей

с отделами по народному образованию 1905 г.

в уездах 2. Медицинского персонала 3. Почтово-телеграфных 14 июня 1905 г.

чиновников 1905 г.

III. Крестьянский союз 1905 г.

мацией о том, что происходило на линиях. Благодаря этому вятские железнодорожники были в курсе всех происходящих событий не только на железных дорогах, но и в стране в целом. Комитеты Союза оказывали друг другу материальную и моральную помощь. Так, когда Мура-шинский комитет после безуспешной агитации по присоединению к забастовке не сумел добиться успеха, Вятский комитет командировал в Мураши слесарей депо, членов комитета Деришева и Земцова. Им удалось убедить мурашинцев присоединиться к забастовке. Когда Центральным комитетом Пермской железной дороги была разослана телеграмма об аресте 9 декабря членов комитета Толстоусова, Преображенского, Мальцева и Лебедева, Вятский, Зуевский и Мурашин-ский комитеты потребовали их немедленного освобождения, угрожая в противном случае беспорядками по всей линии.

Под руководством социал-демократов и профсоюзных лидеров (в основном это одни и те же люди) были проведены две самые крупные политические забастовки. Первая забастовка началась 15 октября 1905 г. Вятские железнодорожники по инициативе профкома и комитета РСДРП предъявили своему начальству петицию, содержащую экономические и политические требования. В большинстве своем документ содержал узкопрофессиональные требования: установление 8-часового рабочего дня, улучшение условия труда и быта и др. И лишь в последних трех пунктах заявлено о свободе слова, печати, собраний, сходок, неприкосновенности личности и жилища, всеобщем и равном избирательном праве при выборах в законодательные органы. Авторы петиции не скрывали, что последние требования они предъявляют «в знак солидарности с общественными силами». Местное начальство отказалось удовлетворить требования железнодорожников и тогда они обратились за помощью к рабочим города и получили их поддержку. В итоге городская дума вынуждена была удовлетворить все их экономические требования. Забастовка железнодорожников закончилась 25 октября. Ее окончанию предшествовало получение двух телеграмм. В телеграмме Центрального стачечного комитета предлагалось завершить забастовку в связи с выходом Манифеста 17 октября, а в другой телеграмме руководство железной дороги призывало железнодорожников приступить к работе, обещая прощение и выплату жалованья за период забастовки.

Таким образом, в ходе первой забастовки требования рабочих были в основном удовлетворены, а зачинщики и участники забастовки не понесли никакого наказания.

Вторая забастовка железнодорожников была проведена с 8 по 18 декабря 1905 г. Она началась

с получением телеграмм от Центрального бюро Всероссийского союза железнодорожников и Центрального комитета Союза Пермской железной дороги с призывом ко всем железнодорожным рабочим выйти на всеобщую политическую забастовку под лозунгами борьбы с самодержавием и созыва Учредительного собрания. В телеграммах содержалась критика властей за нарушение свобод, объявленных в Манифесте 17 октября, а само правительство называлось «крамольным» и «преступным». Накануне забастовки велась усиленная агитация со стороны активистов Союза. На рабочих собраниях ораторы призывали к созыву Учредительного собрания, ликвидации самодержавия и полиции, к установлению демократической республики. В начале декабря обозначились три основных центра забастовки. На станции Вятка I особую активность проявили рабочие социал-демократы В. Калашников, В. Желваков, С. Легот-кин, И. Деришев и др. На станции Зуевка подготовку забастовки осуществляли эсеры - слесари депо Зиновий Свалов и Андрей Цигельберг, а также помощник машиниста Иосиф Безирганов. На станции Мураши Котласской линии усиленной пропагандой забастовки занимался железнодорожный врач В. А. Трейтер. Включаясь в забастовку, железнодорожники постановили не препятствовать возвращению войск из Манчжурии, перевозке хлеба и продовольствия голодающим крестьянам и бастующим товарищам. Декабрьская забастовка железнодорожников, в отличие от октябрьской, закончилась поражением. 19 декабря работа возобновилась на прежних условиях, заработную плату за время забастовки не выплатили, а наиболее активных ее участников и руководителей привлекли к судебной ответственности.

Вторым союзом, который оказался более мощным и деятельным, был «Союз учителей и деятелей по народному образованию». Он был организован в мае 1905 г. по возвращении делегации Вятского учительского общества с московского учительского совещания, состоявшегося 11-13 апреля 1905 г. От Вятского учительского общества на этом совещании было три представителя. Окончательное оформление Союз получил на губернском съезде учителей, проходившем в Вятке 6-9 августа 1905 г. В основу деятельности Союза был положен Устав, разработанный и принятый на первом Всероссийском учительском съезде, проходившем с 7 по 10 июня в Петербурге и Выборге. Этот Устав, состоявший из 16 пунктов, провозглашал, что Всероссийский союз учителей и деятелей по народному образованию является профессиональным и политическим. Основными задачами Союза являются:

1. Борьба за политическую свободу России и за передачу власти в руки народа. Ради этого Союз считает необходимым:

а) созыв Учредительного Собрания на основе всеобщего и равного избирательного права с прямой и тайной подачей голосов без различий пола и национальности; б) предварительное проведение и осуществление в жизни для всего населения неприкосновенности личности и жилища, свободы совести, слова, печати, организации, собраний и стачек, а также отмены решений и преследований - судебных и административных - по делам политическим и религиозным.

2. Борьба за коренную реорганизацию дела народного просвещения в России на началах свободы, демократизации и децентрализации его, понимая под этим осуществление следующих начал: а) согласования всех типов школ, чтобы общеобразовательная школа высшего типа составляла непосредственное продолжение школ низшего типа; б) введение всеобщего бесплатного и обязательного начального обучения и бесплатного среднего и высшего образования; в) исключение закона божия как обязательного предмета преподавания; г) установление общеобразовательного характера школы со свободным преподаванием; д) свободы преподавания на родном языке населения во всех типах школ; е) предоставление заведования делом народного образования органам местного самоуправления, образованным на началах всеобщего, без различия пола и национальности, равного, прямого и тайного голосования, и общественным организациям национального характера.

3. Для достижения поставленных в п. 2 основных целей союз берет на себя выполнение следующих задач: а) открытая и свободная критика путем устного и печатного слова, современного школьного строя и правительственной политики в области народного образования; б) образование коллективных протестов учащихся против действий администрации, вредных для школьного дела; в) коллективная разработка вопросов народного просвещения в духе принципов, указанных в п. 11, § 2; г) содействие в удовлетворении духовных потребностей учащих (организация библиотек, снабжение учащих произведениями периодической печати, устройство чтений и лекций для учащих, организация кружков для совместной образовательной работы и т. п.); д) организация доступной помощи учащим и учащимся; е) организация взаимного страхования на случай потери места вследствие политической и общественной деятельности с привлечением общественных учреждений к материальному участию в кассах взаимного страхования; ж) защита отдельных членов союза, учащих и учащихся против произвола учебного начальства и общей администрации путем коллективного протеста и другими способами; з) привлечение общества и органов общественного самоуправления к защи-

те учащих и учащихся от произвола администрации и к материальной поддержке лиц, пострадавших за политическую и общественную деятельность; и) организация товарищеского суда чести; к) широкое распространение среди населения и реализация политических идей и задач, положенных в основу союза; л) совместная политическая деятельность с другими профессиональными союзами и политическими организациями в достижении общих целей.

В следующих пунктах этого тщательно разработанного документа говорится о порядке приема членов в союз, о руководящих органах союза, о порядке выборов и т. д. Устав подвергся серьезному и всестороннему обсуждению на губернском съезде учителей. Особенное внимание вызвали те его пункты, которые указывали на политический характер союза. Однако несмотря на различие политических взглядов участников съезда, пункты устава о политической деятельности Союза были приняты единогласно. Первым шагом выбранного на съезде бюро была организация уездных отделений или групп с вовлечением в них наибольшего количества учителей. В результате энергичной работы бюро к началу 1906 г. отделения Союза были созданы во всех уездах региона, работа которых проходила под большим влиянием политических партий. В Слободском и Глазовском уездах, где были сильны позиции эсеров, местные отделения учителей тяготели к Крестьянскому (эсеровскому) Союзу и все мероприятия проводили совместно под эсеровскими лозунгами. Вятское, Уржумское, Са-рапульское уездные общества развивали свою деятельность под лозунгами социал-демократов.

Учительские союзы в Марийском крае в основном находились под влиянием либеральных партий, выступающих за установление демократических свобод путем введения представительной власти. Многие учителя восторженно восприняли Манифест 17 октября, полагая, что царь пошел на уступки.

Некоторые учительские организации края находились под влиянием эсеров. Наиболее ярко это проявлялось в деятельности учителей Царе-вококшайского уезда, выпустивших прокламацию «Товарищи» под эсеровским лозунгом [13].

Политические разногласия членов союза со всей очевидностью проявились на 2-м губернском учительском съезде, состоявшемся 1-7 августа 1906 г., на котором возник вопрос о легализации союза. Проэсеровски настроенные учителя выступили за легализацию союза, хотя бы для этого потребовалось исключить из Устава пункты о политических задачах. С их точки зрения, чисто профессиональная платформа союза может объединить в нем людей разной политической ориентации и таким образом содействовать

росту его рядов. Политические же задачи союз может осуществлять и не включая этих требований в устав. Социал-демократы считали, что союз не должен замыкаться в узко профессиональные рамки. В условиях переживаемых событий он не может отказаться от политических требований. Если включение политических задач в устав служит препятствием к его легализации, то необходимо от этой легализации отказаться. 2-й губернский съезд принял точку зрения социал-демократов и остался нелегальным.

Мы располагаем некоторыми сведениями о работе уездных отделений, из которых следует, что многие учителя вели большую работу, направленную против существующего строя, но она не стала массовой, так как за всеми учителями был установлен бдительный надзор со стороны администрации учебных заведений и полиции. Преследованиям подвергались даже те учителя, которые никакого отношения к революционной работе не имели, например, среди особо опасных и вредных лиц в политическом отношении для населения Слободского уезда местные власти называли учителя Косинского училища М. В. Лубнина и его жену Дарью Степановну. Их неоднократно арестовывали, высылали, однако каждый раз восстанавливали в должности по суду. По-видимому, они вели некоторую просветительскую работу, но в революционной агитации участия не принимали.

Созданные организации учителей имели преимущественно профессионально-политический характер. Учителя подвергали критике современное школьное дело и правительственную политику в области народного образования, выражали протесты против несправедливых действий администрации, искали пути улучшения учебно-воспитательной работы и т. д. Значительная часть учителей в соответствии со своими убеждениями о необходимости модернизации политической, экономической, социальной и культурной сфер общественной жизни принимала участие в работе кружков, участвовала в проведении сходов и собраний, занималась пропагандистской деятельностью. Например, учительница Верхосунской школы С. Я. Катаева была одним из организаторов крестьянского комитета в Глазовском уезде [14]. Они вместе с крестьянином С. Ф. Лубниным и практикантом Верхосунской земской фермы М. Ф. Мосуновым проводили сходы, распространяли революционные прокламации и листовки. Под их влиянием крестьяне отказывались платить налоги.

Активную работу среди удмуртов вел учитель Сосновской школы И. И. Шкляев. Он вместе с другими учителями распространял среди крестьян переведенную на удмуртской язык революционную литературу и прокламации, перевел на удмуртский язык «Марсельезу».

В Марийском крае агитационную работу среди населения вел учитель социал-демократ К. И. Касаткин. Он был создателем первого революционного кружка в с. Юрино, в который входили не только рабочие, но и учителя. Члены кружка сначала вели культурно-просветительскую работу: устраивали вечера, спектакли, чтение литературы и т. д., а потом стали распространять нелегальную литературу и листовки, авторами которых были К. И. Касаткин и

A. А. Качалов. Подобную деятельность среди населения вели учителя Козмодемьянска и Сан-чурска. В работе революционных кружков в с. Кокшамары в 1905 г. принимали участие шесть учителей (Н. М. Орлов, А. В. Боброва-Ишпай-кина и др.). Революционные идеи доводились до марийского народа на родном языке. Переводом нелегальной литературы занимались учителя

B. Кириллов и А. Баронов. Они перевели на марийский язык ряд прокламаций, а П. Григорьев, работавший в Унжинской школе Царевококшай-ского уезда, сам писал марийские листовки. В них говорилось, что народ страдает под гнетом царизма, крестьяне обделены землей, а помещики и кулаки владеют большей ее частью. П. Григорьев закончил одну из своих листовок призывом: «Землю помещиков и государственной казны передать крестьянам» [15]. В его листовках содержались требования свободы слова и печати, амнистии политическим заключенным. В воззваниях П. Григорьева нередко чувствуется влияние народнических идей, которые находили благодатную почву в отсталой марийской деревне.

Многие учителя участвовали в митингах и демонстрациях. Так, когда с 9 по 19 апреля 1905 г. проходили политические демонстрации против самодержавно-полицейского произвола в Вятке, среди участников демонстрации, как об этом сообщал вятский губернатор в департамент полиции, было много учителей. Часть учителей принимала участие в демонстрациях и маевках в Елабуге, Глазове, Ижевске и других городах и поселках. Сельские учителя, тесно связанные с крестьянами, пользовались их доверием и любовью. Известно немало выступлений крестьян в защиту местных учителей. Когда в с. Пержа Яранского уезда 27 февраля 1906 г. для ареста учительницы Никифоровой за революционную пропаганду явились полицейский надзиратель, урядник и стражник, крестьяне категорически не разрешили этого сделать. Арестовать учительницу удалось лишь с помощью 20 конных стражников. На сельских сходах выносились приговоры с протестом против ареста учителей, но противостоять вооруженной страже в большинстве случаев крестьяне не могли.

Многие сельские учителя не только вели пропаганду в деревнях, но и участвовали в кресть-

янских выступлениях. Рапорты полицейских и жандармских чинов полны донесений о «разлагающем влиянии» учительства на крестьян.

Во всех отчетах вятского губернатора за 19051907 гг. отмечается особенное участие учительства в революционном движении. В уезды заведующим начальных училищ идут строгие телеграммы министра народного просвещения: никаких митингов и собраний, никаких преступных воззваний и запрещенных изданий и никаких знакомств с лицами, находящимися под властным надзором, никаких бесед по вопросам политического характера с крестьянами...

В 1906 и 1907 гг. после подавления московского вооруженного восстания участие учителей в общественно-политической жизни региона пошло на спад. Наиболее активные их представители были арестованы, а другие - напуганы и отошли от активной общественно-политической работы. Нам удалось установить, что были лишь отдельные случаи участия молодых учителей в распространении нелегальной литературы, в митингах и демонстрациях (К. И. Касаткин, И. И. Шкляев и др.)

В одном из полицейских донесений (1906 г.) указывалось, что в Уржумском уезде в обезоруживании стражи принимал участие учитель Данилов. В Марийском крае продолжал заниматься распространением революционных идей на марийском языке учитель Уньжинской школы Царевококшайского уезда П. Г. Григорьев. Составленное им антиправительственное воззвание под видом диктанта было продиктовано ученикам, которые увезли его в родные деревни и распространили среди населения. Сам П. Г. Григорьев ходил по селениям Шиньшинской и Мор-кинской волостей, читал и распространял воззвания, пока не был арестован жандармами [16].

За антиправительственную деятельность учителей наказывали. В Яранском уезде за организацию митингов, распространение нелегальной литературы и участие в крестьянских собраниях было арестовано 8 учителей, в том числе 5 учителей Нартасской сельскохозяйственной школы. За участие в крестьянском движении в Мунтанс-кой волости было арестовано и выслано несколько учителей [17]. Учительница Казанской школы Уржумского уезда Ковалева была арестована за то, что читала крестьянам листки Крестьянского союза.

По сообщению директора народных училищ Анастасиева, было уволено со службы в течение 1906 г. по обвинению в политической неблагонадежности 37 учителей и учительниц начальных народных училищ [18].

2. Собрания, кружки, общества

Наряду с нелегальными Союзами, имеющими политическую окраску (Союз железнодорожни-

ков, Союз учителей, Крестьянский союз), в начале XX в. появилось огромное количество объединений (собраний, обществ, кружков и т. д.), не имеющих политической направленности. Это свидетельствует о возросшей активности российского общества и тяге его к стабильности, знаниям и культуре. В одних организациях объединялись представители разных слоев населения для оказания помощи неимущим, в других - по профессии, в третьих - по интересам. По официальным данным, в стране было зарегистрировано более 200 благотворительных обществ, 32 общества по благоустройству городов и населенных пунктов, 28 - взаимопомощи, более 600 -литературно-музыкально-архитектурных, 9 -кредитных и комиссионно-торговых, 38 - медицинских, по 23 - народных развлечений и научных, 72 - образования, 33 - печатно-издательс-ких и книготорговых, 15 - пожарных, 15 - потребительских, 146 - промышленных и торгово-промышленных, 34 - просветительных, 157 -профессиональных (без учета профсоюзов), более 100 - сельскохозяйственных и промыслово-торговых, более 100 - спортивных, 45 - студенческих, 43 - транспорта и связи, 35 - фотографических, 11 - трезвости, 4 - юридических и более 91 наименования разных обществ [19].

Процесс образования всевозможных обществ и союзов в полной мере охватил и Вятско-Кам-ский регион. Из большого количества обществ, функционирующих в регионе, мы рассматриваем только несколько самых значимых.

В конце XIX в. и в самом начале XX в. в ряде населенных пунктов региона были созданы общественные собрания. Они имели однотипные зарегистрированные уставы, отпечатанные типографским способом в разное время. Так, устав Глазовского общественного собрания был отпечатан в типографии В. П. Иванова в 1890 г., Устав Вятского общественного собрания - в типографии Н. А. Огородникова в 1903 г. А Устав Кукарского общественного собрания утвердили и напечатали только в 1908 г. [20] Все общественные собрания находились вне политики и ставили цель предоставлять своим членам и их семьям «возможность проводить свободное от занятий время с удобством, приятностью и пользой» [21]. Все вопросы, связанные с организацией обществ и их функционированием, решались на общих собраниях. Общее собрание занималось приемом новых членов, избирало из своего состава старшин и ревизионную комиссию, вносило изменения в Устав. Действительные члены общества платили ежегодные взносы, а почетные члены от этой обязанности освобождались. Управление делами собрания осуществлялось Советом старшин, избираемым на 1 год. По количеству членов общественные собрания не были массовыми.

Так, в 1904 г. в самом большом в регионе Вятском общественном собрании могло состоять 500 членов (§ 8 Устава), но реально числилось 250, а на общем собрании, которое обсуждало важные изменения в Устав, присутствовали всего 38 человек, что свидетельствует об отсутствии жесткой дисциплины [22]. В деятельности общественных собраний принимали участие представители разных слоев населения. Если в Глазов-ском общественном собрании доминировали представители интеллигенции и чиновники, то более 2/3 Кукарского общественного собрания составляли коммерсанты [23]. Все общественные собрания в своих уставах вводили определенные ограничения, и не каждый мог стать членом собрания. Вступить в общество не могли несовершеннолетние, за исключением лиц, имеющих классные чины, воспитанники учебных заведений, нижние воинские чины и юнкера, хоть и совершеннолетние, те, кто уже был исключен из собрания за нарушения Устава, лица, подвергшиеся наказанию по суду.

Избранные руководители собраний устраивали для своих членов и гостей балы, маскарады, танцевальные, музыкальные и литературные вечера и драматические представления, а также выписывали книги, газеты и другие периодические издания. Все мероприятия находились под контролем местных властей. Так, в соответствии с уставом для проведения маскарадов и драматических спектаклей требовалось разрешение полиции, причем, представителю полиции резервировалось «соответствующее кресло» на каждый спектакль и представление [24].

В Уставах обществ устанавливался запрет проводить увеселительные мероприятия «в три последние дня Страстной недели, первый день Святой Пасхи и первый день Рождества Христова» [25].

Время пребывания в собраниях строго регламентировалось. В Кукарском и Глазовском общественных собраниях можно было находиться до одного часа пополуночи, а в Вятском - до 1 часа 30 минут. За каждые последующие полчаса члены собрания должны были платить штраф по возрастающей шкале [26]. Уставы определяли максимальный срок пребывания в собраниях: в Кукарском собрании нельзя было находиться дольше 4 часов 30 минут, а в Вятском - дольше 5 часов 15 минут. Впрочем, требования Уставов нередко игнорировались членами общественных собраний, и к ним принимались строгие меры. В августе 1907 г. вятский губернатор князь С. Д. Горчаков своим постановлением приостановил деятельность Глазовского общественного собрания. Свои действия он аргументировал тем, что «в сентябре минувшего года в Общественном собрании произошла ссора между двумя членами, причем, один из них нанес другому удар

по лицу до крови; в ноябре того же года один из членов нанес словесное оскорбление бывшему в собрании Уездному исправнику; 22 июля сего года, после обеда, устроенного по случаю отъезда одного из членов, в летнем помещении собрания происходило такое пение и шум, что соседи должны были заявить полиции о принятии мер к прекращению пения и шума, бывших слышными почти на весь город. Живущие рядом с Общественным собранием обыватели неоднократно заявляли полиции о нарушении тишины и спокойствия, не дающими им спать и продолжающимися по целым ночам. Помимо этого, членов собрания обвиняли в игре в азартные игры и в пьянстве» [27].

В защиту собрания выступили его активные члены: коллежский советник П. П. Люминарский, надворные советники А. А. Пэрк и С. П. Максимович, титулярный советник И. М. Козак и др. В своей жалобе на действия губернатора они уверяли, что пение и шум не преступны и они имели место на обеде в честь директора народных училищ; в карты играли только в разрешенные винт и преферанс, а «пьянство» вообще чуждо нравам и привычкам членов Глазовского общественного собрания, членами которого состоят в основном представители интеллигенции [28].

Собрания не имели политической направленности и являлись местом проведения досуга не только для членов собраний, но и для их семей и друзей.

Как и в целом по России, в Вятско-Камском регионе большое внимание уделялось вопросам образования, просвещения и распространению научных знаний. Помимо государственных органов и земства, активную позицию в этих вопросах занимали и представители общественности. Так, еще в 1901 г. появился кружок любителей естествознания, а затем были зарегистрированы Царевосанчурский кружок самообразования, Кукарское общество образования, Общество любителей научных знаний в г. Слободском, Мурашинское просветительское общество, Вятский юридический кружок и другие. Мурашин-ское просветительное общество под руководством правления из 5 членов ставило перед собой цель скорейшего открытия при станции Мураши Пермской железной дороги городского училища с профессиональным и ремесленным отделениями. Оно также планировало заботиться о народном здравии, бороться с пьянством и открыть больницу при станции для обслуживания населения Пинюгской волости. Кроме того, общество предлагало заботиться о материальном благополучии населения северной части Орловского уезда. Для этого совместно с земством было решено развивать кустарную промышленность, устраивать опытные поля, развивать пчеловодство. Помимо

платных лекций, Устав предусматривал бесплатные чтения, концерты при участии духовенства, духовно-нравственные чтения и собеседования, а также предполагалось выписывать журналы и другие периодические издания [29].

Творческие люди и любители живописи и музыки создавали свои объединения. Известно, что в регионе были созданы Вятское художественное общество, Воткинское общество имени П. И. Чайковского, кружок владельцев Вятского концертного зала и др. В этих обществах состояла преимущественно интеллигенция, имеющая художественное образование. Во многих городах и крупных населенных пунктах были созданы объединения на основе общих интересов и увлечений: пчеловодов, шахматистов, ружейных охотников, рыболовов и т. д. Одним из старейших обществ такого рода было Вятское фотографическое общество, устав которого был напечатан 22 апреля 1905 г. и утвержден товарищем министра внутренних дел П. Н. Дурново. Члены общества намеревались следить за успехами фотографии и ее применения, содействовать «развитию светописи» и распространению фотографических знаний, содействовать «теоретическому и практическому усовершенствованию фотографии своих членов и облегчать им занятия фотографией». Предполагалось оказывать помощь в организации путешествий фотографов-любителей с научной и художественной целью для собирания материалов к изучению Родины. Члены общества намеревались фотографировать архитектурные сооружения, храмы, памятники, живописные места, виды городов, заводов и сел, сцен из местной жизни, «имеющих значение для истории и культурно-экономического развития Родины» и для развития фотографического искусства. Предполагалось знакомить членов общества с лучшими фотографиями, что должно было способствовать «взаимному сближению любителей фотографии» [30]. Для того чтобы добиться поставленной цели, члены общества периодически проводили собрания, организовали фотографический павильон и лабораторию, учредили фотографическую библиотеку и читальню. Они публиковали протоколы заседаний, сборники статей, лекции и рефераты по фотоделу, составляли и издавали коллекции фотографий, альбомы, а также «картины для волшебного фонаря и народных чтений», устраивали фотоэкскурсии и фотовыставки, конкурсы и публичные лекции, курсы по фотографии и ее применению. Члены общества проводили народные чтения с туманными картинами, изготовленными ими, по истории, географии и естествознанию, преимущественно на региональном материале. Наиболее активные члены общества награждались премиями, медалями и похвальными отзывами [31].

3. Благотворительные общества и попечительские советы

Благотворительность как форма помощи неимущим имеет в России давнюю традицию. В Древней Руси и до конца XVII в. дело призрения бедных находилось в руках церкви и монастырей, где возникали богадельни. Затем подробный план призрения был разработан Петром I, но он не был осуществлен из-за скорой смерти царя. До Екатерины II на государственном уровне этим делом никто не занимался. При Екатерине II впервые в России учреждаются воспитательные дома и приюты. Новым этапом в развитии благотворительности явился XIX век, когда она стала приобретать более широкий частный и общественный характер и стала проводиться во всех губерниях и регионах, расширяя свои функции от помощи бедным до строительства храмов и культурно-просветительских учреждений. Источниками средств на благотворительную деятельность, кроме государственных ассигнований, были проценты с капиталов, доходы с заведений, кружечные сборы, но главным образом пожертвования богатых людей. Широкое развитие благотворительности в Вятско-Камском регионе наблюдается в конце XIX - начале XX в. Самые крупные пожертвования в г. Вятке делали купцы Я. А. Прозоров, Н. И. Сарычев, Т. Ф. Булычев и др. Я. А. Прозоров, например, отдал под благотворительные учреждения пять домов и ежегодно выделял 10% прибыли. Каждую неделю из его конторы выдавались нищим деньги и мука. На средства этого купца был перестроен Зимний храм Владимирской церкви и т. д. Н. И. Сары-чев завещал проценты с капитала 10 тысяч рублей духовному училищу, духовной семинарии и вятской мужской гимназии на воспитание и образование сирот и детей из бедных семей. Кроме этого им были завещаны сенокосные угодья и дом на Морозовской улице. В Елабуге прославился своей щедростью на благотворительные цели самый богатый местный купец Н. И. Ста-хеев, на средства которого были построены школы, больницы, библиотеки, храмы.

Наряду с купечеством благотворительностью занимались заводовладельцы. Некоторые из них выделяли крупные суммы на строительство школ, библиотек, больниц и детских домов. В Белой Холунице на средства заводовладельцев Поклев-ских-Козелл был построен больничный комплекс (больница, аптека, заразное отделение, дома для врачей и фельдшеров). При активной организующей роли управляющего Холуницкими заводами А. А. фон Зигеля было организовано Холу-ницкое благотворительное общество. Капитал общества складывался из взносов его членов: почетные члены вносили при вступлении 50 рублей единовременно, действительные - по 5 руб-

лей в год. Среди почетных членов были заводо-владельцы Поклевские-Козелл, управляющий округом А. А. фон Зигель, вятский губернатор Трепов, судовладелец Булычев и др. В. А. Пок-левский-Козелл единовременно пожертвовал обществу 125 тысяч рублей. Средства поступали также от церковных приходов и от общества потребителей. Учитывая тягу молодежи к образованию и потребность в грамотных работниках, в годы службы управляющим А. А. фон Зигеля в Холунице было построено семь школьных зданий и учебные мастерские. На средства заводо-владельца В. А. Поклевского-Козелл и его супруги Марии Михайловны были построены школы кружевниц, ткацкие мастерские и школы для обучения девушек кройке и шитью, двухэтажное полукаменное здание церковно-приходской школы и специальный зрительный зал, который позднее будет называться Народным домом, и бесплатная заводская библиотека, почетным попечителем которой был утвержден А. А. фон Зи-гель. В это же время бесплатная библиотека была открыта в Климковском заводе. Благотворительной деятельностью в меньших масштабах занимались и другие заводовладельцы и купцы. На Мурыгинской бумажной фабрике, например, была открыта школа грамотности, организовано двухклассное начальное училище, бесплатная народная библиотека-читальня. Многие купцы жертвовали средства на строительство храмов, народных домов, библиотек. Самые крупные пожертвования внесли Н. Н. Ухов, И. И. Коровнев, Солодовников и др.

Благотворительные общества и попечительные советы, как и общественные собрания, функционировали только в крупных населенных пунктах: Вятке, Елабуге, Сарапуле, Яранске, Уржуме и др. Если общественные собрания и общества вели работу среди интеллигенции, чиновников и коммерсантов, то благотворительные общества и попечительские советы занимались вопросами организации быта и культуры рабочих и крестьян, которые были неграмотными и малограмотными и в значительной степени подвержены пьянству и картежным играм. Местное начальство особенно беспокоило большое скопление народа в базарные дни, проходившие по субботам и воскресеньям, а также во время традиционных ярмарок, на которые съезжалось до нескольких десятков тысяч человек [32].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такое стечение народа - по мнению губернатора, - весьма склонного злоупотреблять спиртными напитками, уже давно вызывало настоятельную необходимость в устройстве учреждений, имеющих целью борьбу с народным пьянством и предоставление населению возможность проводить свое время вне питейных заведений [33]. Именно поэтому 1 января 1901 г. в Вятке

было открыто первое попечительство о народной трезвости под руководством губернатора. В состав комитета вошло более 100 членов-соревнователей, преимущественно из интеллигенции. Члены комитета энергично взялись за дело и уже 1 июля 1901 г. в городе появились чайная, столовая, библиотека-читальня, книжный склад, стали проводиться народные чтения и литературно-вокальные вечера. Так, число слушателей на народных чтениях во второй половине 1901 г. достигло 5600 человек, на литературно-вокально-музыкальных вечерах - более 2000 человек, а чайную и столовую посетили 111 896 человек... [34]. Но, как оказалось, потребности горожан были гораздо больше. Своего помещения попечительство не имело, и поэтому вынуждено было арендовать дом, который вмещал не более 1/3 желающих. Мероприятия проходили в душном помещении, где «огонь в волшебном фонаре через полчаса тухнет, теряется ясность картинки на экране. У лекторов и прочих до дурноты разбаливается голова» [35]. Чтобы решить возникшие проблемы, члены попечительства решили построить свое здание со зрительным залом на 800 человек, чайную, столовую, библиотеку, читальню, певческий класс и музей, а также «устроить площадку для игр и гимнастических упражнений и разбить хотя бы небольшой сад» [36]. В кратчайшие сроки попечительство добилось выделения земельного участка в центре города, а губернский инженер Чарушин подготовил соответствующий проект. Но инициатива Вятского попечительства о народной трезвости не получила поддержки в столице. Необходимая сумма 120 000 рублей показалась слишком большой, и попечительству было предложено подумать о постройке более простых помещений в соответствии с типовыми проектами. Аргументы председателя попечительства губернатора Хомутова

0 том, что лучше построить большое здание в центре, так как «двухверстное расстояние не служит препятствием к усердному посещению народом...» [37] не были услышаны в столице.

Деятельность попечительств о народной трезвости была достаточно эффективной. Так, только за первые 5 месяцев в библиотеке попечительства побывали 9 568 человек. При этом подавляющее большинство читателей - это рабочие и крестьяне мужского пола. Помимо художественной литературы и периодики, читателей интересовали книги по истории и географии, а также книги религиозного содержания [38]. Пользовалась популярностью и чайная, в которой с января по мая 1903 г. было продано 66 015 порций чая,

1 637 пирожков, 523 пирожных, 62 пуда 36 фунтов сушек, 238 пудов 34 фунта черного, 413 пудов 36 фунтов белого и 249 пудов 09 фунтов ярового хлеба, а также 21 533 порций молока [39].

Вопрос об ассигновании 12 834 рубля для постройки чайной-читальни с навесом для лошадей и комнатой для ночлега был решен быстро. Губернатор смог убедить чиновников министерства в необходимости этого строительства, так как чайная примыкала к станции железной дороги Петербург-Вятка [40]. В ассигновании средств еще на 2 чайных было отказано.

Безрезультатными остались и ходатайства активистов попечительства г. Нолинска о выделении 13 000 рублей на постройку народного дома. Они отмечали, что в городе имеется всего одна чайная, которую только в 1902 г. посетили 66 000 человек [41]. Но главному управлению неокладных сборов запрашиваемая сумма в 13 000 рублей показалась слишком значительной. Повторное ходатайство о выделении 20 000 рублей на строительство народного дома было вновь отклонено в июне 1906 г. ввиду отсутствия средств [42].

Вопрос о постройке народного дома остро встал и в уездном городе Малмыже. Возможности арендовать здание у попечительства не было, так как в городе «дома небольшие, сельского типа... Помещений для учреждения попечительства нет» [43]. Местные власти безвозмездно выделили для строительства место на базарной площади стоимостью до 10 000 рублей. Местные землевладельцы и заводчики Александровы выделили на льготных условиях стройматериалы на сумму в 5 тысяч рублей, обещало оказать помощь в строительстве и местное земство [44]. Но чиновники главного управления неокладных сборов указали на необходимость переделать проект, убрав сцену и уборную, мотивируя это требование тем, что «в задачи попечительства не входит устройство театральных увеселений» [45].

Местные активисты попечительства неоднократно ходатайствовали о выделении средств на постройку народного дома в г. Сарапуле. Но в ответном письме сообщалось, что «в связи с необходимостью сокращения расходов и событиями на Дальнем Востоке, все ходатайства сказанного рода... будут оставлены без рассмотрения» [46]. В послевоенный период государство усиливает помощь попечительствам о народной трезвости.

Так, в феврале 1906 г. главное управление неокладных сборов уведомляет, что «к 25 000 руб., отпущенным на текущую деятельность попечительства в 1906 г., добавлена 1 000 рублей на окончательный расчет по постройке Ижевским отделом Сарапульского уездного комитета попечительства о народной трезвости чайной в селе Нылчижик» [47].

Помимо попечительского совета о народной трезвости были и такие, которые ставили своей целью оказывать помощь приютам и тюрьмам. 25 января 1891 г. в Вятке было образовано «Об-

щество земледельческих колоний и ремесленных приютов». Оно имело Устав, утвержденный Министерством юстиции 19 декабря 1890 г., и считало своей целью содействие нравственному исправлению несовершеннолетних, помещенных в исправительное заведение и помощь бесприютным и беспризорным. Забота о нравственном исправлении преступников и об улучшении тюремного быта были главной целью «Вятского губернского попечительного о тюрьмах комитета» [48]. Оба учреждения просуществовали на территории региона вплоть до 1918 г.

Итак, в начале XX в. в Вятско-Камском регионе, наряду с политическими партиями, действовали многочисленные непартийные общественные организации, которые играли заметную роль в общественно-политической жизни. Наиболее активными из них были профессиональные союзы рабочих и учителей, находившиеся под сильным влиянием революционных партий. Эти профсоюзы, помимо решения профессиональных вопросов, вели активную политическую работу, направленную против существующего строя, в результате чего их деятельность пресекалась.

Действовавшие в регионе многочисленные собрания, кружки и общества были вне политики, и их деятельность была направлена на созидательные цели. Они выполняли культурно-просветительские и образовательные функции и предоставляли возможность своим членам проявлять себя в разных видах деятельности. Работа благотворительных и попечительских советов была направлена на строительство народных домов, приютов, школ, библиотек и оказание помощи неимущим, что вело к снижению общественно-политической напряженности в регионе.

Примечания

1. Роговин, Л. М. Законы об обществах, советах и собраниях [Текст] / Л. М. Роговин. СПб., 1912. С. 4041.

2. Святловский, В. В. Современное законодательство о профессиональных рабочих союзах [Текст] /

B. В. Святловский. СПб., 1907. С. 84.

3. РГИА. Ф. 1284. Оп. 187. 1913. Д. 18. Л. 96об.

4. Там же. Л. 81-82.

5. РГИА. Ф. 1282. Оп. 1. Д. 722. Л. 1.

6. Там же. Л. 1об.

7. РГИА. Ф. 1282. Оп. 1. Д. 717. Л. 36.

8. РГИА. Ф. 1282. Оп. 1. Д. 722. Л. 1об.

9. Там же.

10. Там же. Л. 2.

11. Там же. Л. 1об.

12. Очерки истории Кировской организации КПСС [Текст]. Киров: Волго-Вятское кн. изд-во, 1965. С. 175.

13. МАРТ. Ф. 1. Оп. 4. Д. 901. Лл. 20-20об.

14. ГАКО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 354. Лл. 4, 5. 1906.

15. Очерки истории Марийской АССР [Текст]. Йошкар-Ола, 1965. С. 271.

16. Очерки истории Марийской организации КПСС [Текст]. Йошкар-Ола: Марийское кн. изд-во, 1968.

C. 30.

17. Папырина, А. А. Революционное движение в Вятской губернии в 1905-1907 гг. [Текст] / А. А. Папырина. Киров: Волго-Вятское кн. изд-во, 1975. С. 130.

18. ГАКО. Ф. 574. Оп. 2. Д. 3529. Л. 289.

19. РГИА. Ф. 1284. Указатели к описи Д. 188. Лл. 8-53.

20. РГИА. Ф. 1284. Оп. 187. 1907. Д. 127. Л. 1. РГИА. Ф. 1284. Оп. 187. 1904. Д. 158. Л. 3. РГИА. Ф. 1284. Оп. 187. 1904. Д. 77. Л. 2.

21. РГИА. Ф. 1284. Оп. 187. Д. 77. Л. 3.

22. РГИА. Ф. 1284. Оп. 187. 1904. Д. 158. Л. 2.

23. РГИА. Ф. 1284. Оп. 187. Д. 77. Л. 3.

24. Там же. Л. 9об.

25. РГИА. Ф. 1284. Оп. 187. 1907. Д. 127. Л. 2.

26. РГИА. Ф. 1284. Оп. 187. Д. 77. Л. 10; Д. 127. Л. 2.

27. РГИА. Ф. 1284. Оп. 187. 1907. Д. 127. Л. 2.

28. Там же. Лл. 15-18.

29. РГИА. Ф. 1284. Оп. 188. 1912. Д. 1. Лл. 217, 225, 225об.

30. РГИА. Ф. 1284. Оп. 187. 1912. Д. 89. Лл. 7, 7об.

31. Там же. Л. 7об.

32. РГИА. Ф. 575. Оп. 3. Д. 4152. Лл. 2, 2об.

33. Там же. Л. 2об.

34. Там же. Л. 2об, 3.

35. Там же. Л. 3об.

36. Там же. Л. 4об, 5.

37. Там же. Л. 10.

38. Там же. Л. 24, 25об., 26.

39. Там же. Л. 27.

40. Там же. Лл. 55, 55об., 60.

41. Там же. Лл. 33, 37.

42. Там же. Л. 69.

43. Там же. Л. 47.

44. Там же. Л. 47об.

45. Там же. Л. 48.

46. Там же. Л. 64.

47. Там же. Л. 67.

48. ГАКО. Ф. 145. Оп. 1. Л. 3, 5; Ф. 173. Оп. 1.

А. А. Калинин

ПОЛИТИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ И США

В ОТНОШЕНИИ ГРЕЦИИ в 1939-1941 гг.

В статье рассматривается политика британской и американской дипломатии в отношении Греции в контексте динамического изменения ситуации в Бал-кано-Средиземноморском регионе, взаимодействие Лондона и Вашингтона с греческой дипломатией.

В отечественной историографии сюжеты, связанные с политикой Великобритании и США в отношении Греции в обозначенный хронологический отрезок, рассмотрены в диссертационных исследованиях Ф. И. Шкудова [1], И. Н. Чем-палова [2], В. М. Брагинского [3], а также в монографиях А. М. Некрича [4]. К настоящему времени данные работы устарели. К тому же исследования Ф. И. Шкудова и И. Н. Чемпалова опираются на очень ограниченную источниковую

КАЛИНИН Александр Александрович - аспирант кафедры всеобщей истории ВятГГУ © Калинин А. А., 2005

базу. Монография А. Г. Чевтаева, итог многолетней исследовательской работы, затрагивает британскую политику в отношении Греции преимущественно в контексте стратегии Лондона в Средиземноморье [5].

В настоящей статье кроме традиционных для отечественной историографии источников используются документы из цифрового архива президента Рузвельта, размещенного в сети Интернет в рамках проекта «Президентская библиотека Ф. Д. Рузвельта» [6]. Цифровой архив содержит много документов, которые ранее никогда не публиковались.

Во второй половине 30-х гг. Балкано-Среди-земноморский регион по-прежнему являлся сферой британского влияния, контроль над ним обеспечивал «жизненные интересы» Британской империи. Являясь важным геостратегическим объектом, имеющим коммуникационное и военно-оперативное значение для связей Европы с Африкой и Ближним Востоком, более широко - с Переднеазиатским регионом и Индостаном, данный регион с 1939 г. становится объектом экспансии нового агрессивного союза Германии и Италии, которые намеревались радикально изменить европейский баланс в свою пользу.

Для Британской империи Средиземноморский регион имел принципиальное военно-политическое и оперативно-стратегическое значение, гарантируя её интересы в Передней Азии, Африке и Индии. Греция традиционно была важной частью британского Средиземноморско-Балканского сектора Европы. Великобритания являлась главным кредитором Греции, английские бизнесмены контролировали значительную часть ресурсов страны. Агрессия Италии против Эфиопии ещё больше усилила заинтересованность Лондона в сохранении своих позиций в Греции.

В тридцатые годы греческая дипломатия стремилась балансировать между Италией и Германией, с одной стороны, и Францией и Великобританией, с другой, избегая однозначной ориентации как на «ось», так и на западные демократии. Проводя осторожную внешнюю политику, Греция, с одной стороны, поддерживала дружественные отношения и удовлетворительный уровень сотрудничества с двумя фашистскими государствами, а с другой - тесно сотрудничала с Великобританией, признавая её интересы в Восточном Средиземноморье.

Авторитарный режим генерала Иоаннеса Ме-таксаса, установленный в 1936 году, по ряду параметров был сходен с итальянским фашизмом. Греческий диктатор закончил одно из лучших военных училищ Германии, на военном поприще достиг успехов во время Балканских войн. Как политик генерал прославился благодаря своему открыто заявленному несогласию сражаться на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.